• 6.1. Изменение организационной структуры
  • 6.2. Реорганизация корпорации
  • 6.3. Интеграция организационной структуры
  • 6.4. Бизнес-план
  • 6.5. Стабилизация финансового положения фирмы
  • 6.6. Реинжиниринг: сущность и методология
  • Глава 6. Методы выхода из кризисной ситуации

    6.1. Изменение организационной структуры

    Понятие и принципы организационной структуры.

    В условиях кризиса в зависимости от степени его глубины и характера протекания руководство предпринимает различные меры по преодолению негативной ситуации. Достаточно распространенным методом здесь является изменение организационной структуры, которое при правильной организации дает хорошие результаты.

    Организационная структура управления – это взаимосвязанная совокупность организационных единиц аппарата управления, выполняющих различные функции управления, направленные на решение определенных задач и достижение целей. Таким образом, если рассматривать в этом свете структуру управления, то можно сказать, что это система оптимального соотношения функциональных обязанностей и ответственности между входящими в нее органами и элементами управления.

    Элементами организационной структуры управления являются отделы и сотрудники аппарата управления, которые выполняют определенные функциональные обязанности. Между элементами существуют связи, которые могут быть горизонтальными и вертикальными.

    Горизонтальные связи управления являются одноуровневыми и осуществляются путем переговоров и согласования. Вертикальные связи выражают систему подчинения. Они характерны для организаций с иерархичной структурой управления, т. е. выделяются верхнее звено (руководство и аппарат управления), среднее (менеджеры) и низшее звено (сотрудники и служащие).

    Существуют также следующие типы организационных структур:

    1) линейная структура – решения принимаются и реализовываются линейными руководителями, на которых лежит вся ответственность за деятельность организации;

    2) функциональная структура – руководитель назначает функции каждого в управленческой системе;

    3) линейно-функциональная структура – существует главный руководитель, которому подчиняются и линейные, и функциональные системы;

    4) дивизиональная структура – в основе лежит принцип выделения крупных производственно-хозяйственных подразделений и соответствующих им уровней управления с предоставлением этим подразделениям производственной самостоятельности;

    5) адаптивные структуры – наиболее сложно организованные структуры управления, среди отличительных признаков которых можно отметить гибкость и децентрализацию управления, малое количество управленческих уровней. Они направлены на ускоренное осуществление проектов и программ, а также отличаются способностью быстро реагировать на изменения внешних условий и приспосабливаться к ним, что позволяет использовать данный тип организационной структуры в антикризисном менеджменте с наибольшей эффективностью. Среди адаптивных структур наиболее распространенной является матричная структура управления.

    Независимо от типа организационной структуры управления между элементами любой из них существуют взаимосвязь и взаимозависимость. Поэтому при изменении какого-либо э л е мента возникает необходимость во внесении изменений и в остальные элементы. К примеру, при принятии решения о создании нового отдела одновременно следует учесть следующие моменты: функциональную направленность нового отдела, его руководителя, внутреннюю иерархию сотрудников, характер связи с другими отделами и т. д.

    Часто при увеличении масштабов организации происходит рост числа элементов и уровней в организационной структуре управления, что неизбежно приводит к усложнению связей и принятия управленческих решений. В результате происходит снижение гибкости и динамики управления, что в современных условиях и в кризисных ситуациях является довольно серьезной проблемой.

    Изменение организационной структуры, безусловно, многокомпонентно. Однако прежде, чем вплотную приступать к этому процессу, нужно изучить принципы формирования организационной структуры управления. Этих принципов существует большое количество, особенно если учесть тот факт, что они разрабатывались еще в дореформенное время. Среди них можно выделить несколько основных:

    1) организационная структура управления должна отражать цели деятельности организации и соответствовать ее задачам;

    2) в организационной структуре должно предусматриваться распределение задач и обязанностей между персоналом в зависимости от уровня профессионализма и способностей сотрудников;

    3) при формировании структуры управления должны определяться связи между отделами и сотрудниками (горизонтальные и вертикальные), характер взаимодействия между ними и степень их ответственности;

    4) организационная структура управления должна соответствовать социально-культурной сфере организации, поскольку эта сфера является индивидуальной для каждой организации и формирование ее по примеру другой организации эффективного результата не принесет.

    На формирование организационной структуры управления оказывают влияние множество факторов, которые необходимо учитывать и при ее изменении. Направление структуры определяет ее организация, которая может быть самой разнообразной. Подходы к формированию организационных структур различаются в зависимости от типа организации, ее размера, стадии развития, профиля. Организационная структура крупных предприятий более сложная и многоуровневая по сравнению с небольшим предприятием. Соответственно при принятии решения об изменении организационной структуры нужно учитывать масштабы предприятия, сроки его скорейшей адаптации к новым условиям без негативных последствий.

    Структура управления также должна соответствовать этапам развития предприятия, поскольку на разных стадиях функции управления изменяются. Этот факт нужно учитывать при внесении изменений с той целью, чтобы новая структура управления содержала в себе элементы, необходимые для эффективного управления на данном этапе существования. К примеру, на стадии появления предприятием, как правило, руководит непосредственно предприниматель или группа предпринимателей. С началом этапа роста начинается усложнение системы руководства: появляется функциональное разделение, образуется менеджерская команда. В стадии зрелости отмечается тенденция децентрализации управления, которое в стадии спада подстраивается под изменения на предприятии. Наконец, в момент прекращения деятельности предприятия управленческая система или разрушается полностью, или реорганизуется.

    На структуру управления оказывают влияние и изменения в организационной форме предприятия. Если происходит объединение предприятий или вхождение одного из них в состав другого, то управленческие функции перераспределяются.

    Важнейшим фактором формирования организационных структур управления в последнее время становятся информационные технологии. Использование услуг персональных компьютеров и локальных сетей позволяет сокращать и совершенствовать работу персонала. Кроме того, использование новейших технологий позволяет лучше диагностировать и анализировать состояние организации и процессов. На многих предприятиях сейчас основной упор делается на создание эффективной информационно-технологической базы, которая позволила бы сократить уровни управления и улучшить процесс контролирования деятельности предприятия.

    Цели и задачи реструктуризации организационной структуры.

    Цели:

    1) выведение предприятия из кризиса и обеспечение стабильного функционирования;

    2) усовершенствование системы управления и выведение ее на качественно новый уровень;

    3) повышение конкурентоспособности предприятия;

    4) соответствие обстановке в современной экономике;

    5) изменение организационной структуры и последующее повышение рентабельности производства для привлечения новых партнеров и иностранных инвесторов.

    Задачи:

    1) обеспечение качественного функционирования всех отделов и подразделений предприятия;

    2) налаживание связей между отделами и подразделениями и обеспечение их взаимодействия;

    3) совершенствование персонала и соответствующих органов управления;

    4) создание отделов прогнозирования и аналитической работы;

    5) создание прочной антикризисной системы.

    Оценка организационной структуры.

    В условиях кризисной ситуации, как правило, проводится анализ практически все сфер предприятия, поскольку различные проблемы обусловлены недостатками разного характера: экономического, социального, управленческого. Но предприятия и организации нового времени столкнулись с другой проблемой – устареванием организационной структуры. Еще 20–30 лет назад конкуренция и развитие технологий не были столь масштабными, как в настоящее время. Высокие темпы развития обусловливают наличие у предприятий соответствующего уровня гибкости и организационной структуры. Вновь организующиеся предприятия с самого начала формируют организационную структуру, которая является актуальной для современных условий. Другой вопрос, когда нужно ее изменять для усовершенствования управления и деятельности. Для начала необходимо провести оценку структуры.

    Оценка организационной структуры предприятия должна проводиться в составе комплексной диагностики состояния предприятия, которая также рассматривает проблемы управленческого аппарата, недостатки кадровой политики, финансовые и экономические проблемы и т. д. Вопрос об изменении организационной структуры целесообразно ставить в том случае, если она перестала соответствовать целям и задачам организации или стала неактуальной в условиях развития экономики и технологий.

    Но проблемы могут быть и в современных организационных структурах. Существуют следующие недостатки организационных структур, при наличии которых может иметь место вопрос о внесении изменений в структуру предприятия:

    1) основная функциональная нагрузка сосредоточена на главном руководителе, что не дает возможности более глубокому и эффективному управлению;

    2) слишком большая иерархическая сеть, особенно это касается большого штата менеджеров;

    3) информационные службы предприятия развиты в слабой мере и не обеспечивают отделы и подразделения своевременной информацией, необходимой для выявления и распознавания кризисов на ранних стадиях;

    4) кадровая система в сфере организационной структуры является несостоятельной;

    5) жизненно важные отделы и подразделения (экономические, финансовые и производственные) имеют недостаточно средств и возможностей для полноценной деятельности, отсутствует контроль над функционированием этих отделов и подразделений;

    6) отсутствуют или недостаточно развиты отделы, занимающиеся анализом и исследованием внутренних и внешних факторов предприятия.

    Проблемы с организационной структурой на российских предприятиях зародились с началом приватизации государственных предприятий. Тогда произошло изменение не только формы собственности, но и качественно-количественных характеристик продукции. К тому же изменились кадровые отделы.

    Стали появляться грамотные специалисты в новых направлениях, таких как менеджмент, маркетинг, антикризисное управление. Проблема же крылась в том, что эти изменения носили количественный характер, потому что организационная структура того времени строилась для функционирования в условиях стабильной экономики. В этой структуре, безусловно, были преимущества, а именно то, что вертикальная связь позволяла руководству контролировать процесс производства на всех этапах. Однако в такой системе отмечался большой недостаток: связь между отделами и подразделениями была очень слабой, взаимодействие не было налажено в достаточной степени.

    Противоположной вышеназванной структуре является структура, основанная на выделении функциональных единиц. Однако здесь существуют такие недостатки, как неэффективное распределение обязанностей и их возможное дублирование различными единицами.

    При разработке плана реструктуризации организационной структуры необходимо учитывать следующие моменты:

    1) если целью реструктуризации является вывод предприятия из кризиса, то здесь необходимо участие главного руководителя, что требует освобождения его в некоторой степени от других функциональных обязанностей;

    2) для эффективной деятельности организации необходимо четкое распределение обязанностей и полномочий сотрудников и служащих;

    3) наличие большого количества задач и вопросов требует определенной самостоятельности отделов, но с участием опытного и профессионального менеджера;

    4) в современных условиях при наличии большого количества предприятий одной и той же сферы требуется оперативный маркетинговый отдел, способный ориентировать предприятие на потребителей;

    5) необходимо четкое разделение финансового, бухгалтерского и экономического отделов;

    6) необходимо создание отдела развития, обеспечивающего создание новых направлений и инновационных стратегий;

    7) избыток сотрудников и недостаток квалифицированного персонала ослабляют позиции предприятия. В связи с этим необходимы усовершенствование отдела по работе с персоналом и разработка программ по поиску и обучению персонала;

    8) существует необходимость системы анализа и прогнозирования деятельности предприятия в современных условиях.

    Тенденции изменения организационной структуры.

    Существуют две тенденции в изменении состояния предприятий:

    1) отрицательная – предприятия, находящиеся в кризисной ситуации и не имеющие возможностей для ее преодоления;

    2) положительная – предприятия, не попавшие в кризисные ситуации или сумевшие преодолеть негативные проявления и продолжающие функционировать и развиваться.

    Однако предприятий, сумевших преодолеть негативные ситуации, в российской экономике всего лишь 13–15 %. В чем причина? Она кроется в отсутствии эффективной базы управления и организационной структуры. В жизни любого предприятия возникает момент, когда необходимы активация всех его ресурсов и возможностей, изменение стратегии и управления. В частности, это требуется в период кризиса. Изменение организационной структуры является всеохватывающим методом в отличие от локальных мер. Применение этого метода способно вывести предприятие на новый уровень.

    Российские предприятия находятся в определенных условиях, которые сопровождают реструктуризацию и по сути своей являются причинами нестабильной ситуации и негативных тенденций в деятельности предприятия. К ним относятся:

    1) нестабильная экономическая ситуация в стране;

    2) недостатки в существующем законодательстве и системе экономических мер и законов;

    3) недостаточный уровень профессионализма консультантов в области реструктуризации предприятий;

    4) нестабильное финансовое положение предприятия;

    5) недостаточное количество финансовых средств для проведения реструктуризации;

    6) неэффективная кадровая политика;

    7) социально-психологические проблемы на предприятии в среде персонала.

    Перед непосредственной реализацией программы по изменению организационной структуры предприятия необходимо провести ряд мероприятий, которые являются залогом успешной реструктуризации.

    Первый этап заключается в анализе общего состояния предприятия и выделении первоочередных проблем и недостатков при существующей организационной структуре. Это позволяет определить основные цели и задачи в стратегии изменений. При разработке стратегии нужно учесть место каждого отдела и подразделения в процессе осуществления изменений.

    Как правило, для реструктуризации создается особая команда или временный отдел, обеспечивающий сбор информации, ее обработку, разработку стратегии и ее дальнейшую реализацию. План реструктуризации должен быть четким, иметь определенные сроки и методы осуществления. При его разработке нужно учитывать, что изменение организационной структуры – довольно продолжительный процесс, поэтому необходимо располагать определенными средствами и ресурсами. Очень важным является преодоление кризисных ситуаций без потери внимания к другим направлениям в рамках изменения организационной структуры.

    6.2. Реорганизация корпорации

    Корпорация – это правовая форма объединения независимых предприятий, различных организаций. Участники корпорации являются самостоятельными юридическими лицами. Эти признанные правительством «юридические лица» могут приобретать различные ресурсы, владеть активами, производить и продавать продукцию, брать и предоставлять кредиты, предъявлять иски и выступать в суде ответчиками. Корпорация имеет все те же функции, что и любое предприятие.

    Такая форма бизнеса очень распространена в настоящее время. Прежде чем приступать непосредственно к вопросу о реструктуризации корпорации, необходимо рассмотреть преимущества и недостатки этого вида бизнеса.

    К преимуществам корпораций можно отнести следующие моменты:

    1) если рассматривать вопрос о привлечении денежных средств, то это одна из наиболее эффективных форм организации бизнеса. Корпорации имеют возможность получать финансовые средства путем выпуска ценных бумаг, что позволяет сберечь многие социально-экономические единицы. Они также отличаются высокой степенью надежности, поэтому им легко получить кредит в банках;

    2) несомненным преимуществом является ограниченная ответственность. Владельцы корпорации – держатели акций – рискуют в случае кризиса или негативной ситуации только суммой, выражающей цену акции. Их личная собственность не находится под угрозой. Кредиторы не могут предъявить иск владельцам корпорации как частным лицам, они могут сделать это лишь по отношению к корпорации как юридическому лицу;

    3) корпорации являются стабильной формой бизнеса. Они наиболее устойчивы к негативным внешним тенденциям. Во многих источниках даже можно встретить утверждение, что корпорации вечны. Такое постоянство является положительным фактором для дальнейшего роста и развития.

    Однако, помимо преимуществ, корпорация, как и любая другая форма бизнеса, имеет недостатки:

    1) двойное налогообложение. Это один из самых больших недостатков корпораций, который заключается в том, что та часть дохода корпорации, которая идет на оплату дивидендов собственников акций, облагается налогом дважды: как прибыль самой корпорации и как часть личного дохода владельца акций;

    2) корпорация является формой крупномасштабного предпринимательства, а это усложняет процесс анализа различных внутренних процессов. Это опасно тем, что можно упустить из виду симптомы и первые признаки надвигающегося кризиса или других негативных процессов; 3) акции корпорации могут принадлежать очень большому количеству владельцев, что осложняет процесс контроля и управления.

    Но корпорация по своей сути все-таки является предприятием, поэтому тоже нуждается в обновлении и изменении. В последнее время понятие «реструктуризация корпорации» все чаще встречается в литературе. Это связано с тем, что данная форма бизнеса становится все более распространенной, а ее реструктуризация – актуальное направление, которое содержит в себе множество ответвлений.

    Целью реструктуризации корпорации является повышение ее эффективности и конкурентоспособности, создание такой бизнес-системы, которая отвечала бы долгосрочным целям владельцев и одновременно развивалась в соответствии с изменениями внешней среды. Реструктуризация подразумевает сосредоточение на наиболее эффективных и прибыльных направлениях.

    Суть современной реструктуризации заключается в первую очередь в выделении и развитии конкурентного преимущества корпорации, занятии и удержании выгодной рыночной позиции.

    Основные задачи, которые решаются в процессе реструктуризации, следующие:

    1) преодоление негативных тенденций и показателей в деятельности корпорации;

    2) восстановление, развитие и контролирование профильных направлений;

    3) определение доли своего участия в непрофильных видах бизнеса;

    4) ликвидация бесперспективных видов бизнеса;

    5) улучшение и совершенствование организационно-правовой структуры корпорации.

    Реструктуризация корпорации, как и любого другого предприятия, осуществляется в несколько этапов.

    Диагностика состояния корпорации.

    Первоочередной задачей является выявление существующих проблем и причин их возникновения. В рамках малого бизнеса достаточно провести анализ состояния предприятия и на основе полученных данных вынести решение по преодолению проблемы. В корпорации же этот процесс имеет более сложную структуру. Помимо обычного анализа и исследования, сюда входят еще и следующие элементы:

    1) распределение полученной прибыли по продукции и оценка рентабельности каждого вида. Ликвидация убыточных направлений позволит повысить эффективность деятельности других направлений за счет средств, которые раньше направлялись на ликвидированные отделы (направления);

    2) сравнение финансовых показателей корпорации с аналогами;

    3) составление плана реструктуризации и обсуждение его с менеджерами.

    Определение ключевых проблем является наиболее важным этапом. В современной экономике даже появилось такое понятие, как DCM (directly correct management) – точное определение основных проблем и их целенаправленное решение.

    Кроме того, необходимо разработать четкий график диагностики и исследования проблем, поскольку в корпорациях этот процесс может занять год и более. Естественно, что многие показатели к этому времени уже не будут актуальными, что заметно снизит эффективность принимаемого решения.

    Изменение кадровой политики.

    Кадровая политика имеет очень большое значение для любого предприятия. В рамках корпорации, где персонал является многочисленным и имеет сложную иерархическую систему, этот вопрос особенно актуален.

    Во-первых, необходимо провести анализ имеющегося персонала в рамках выбранного направления. Вполне возможно, что штат сотрудников целесообразно сократить или расширить. Кроме того, для корпораций, которые в большинстве своем сотрудничают с иностранными партнерами, важно наличие квалифицированных специалистов. Также существует такой фактор, как сопротивление персонала изменениям. Многое зависит от менеджеров, которые должны уметь оперативно перестраиваться и контролировать ход процессов.

    Вполне возможно, что с реструктуризацией корпорации профиль специалистов расширится или изменится. Для этого нужно организовать обучение и подготовку сотрудников. Многие руководители отправляют наиболее перспективных сотрудников за границу, где они имеют возможность сформировать свой инновационный стиль.

    Изменение финансовой структуры.

    Диагностика состояния предприятий, входящих в состав корпораций, дает лишь общую информацию. При планировании реструктуризации финансовая информация должна быть прозрачной и достоверной. На корпоративном уровне сбор и обработка информации затруднены из-за ее большого количества. Для решения этой проблемы после утверждения кадровой политики необходимо создать единую и своевременную систему отчетности. Уровень информационных технологий на сегодняшний день также позволяет облегчить эту задачу и довольно ощутимо сократить ее сроки. Кроме того, сейчас разработаны программы, которые сами обрабатывают и анализируют данные. Таким образом, задача упрощается в несколько раз.

    Информация должна поступать от всех участников корпорации в определенные сроки. Это позволяет определить положительные и отрицательные тенденции в прибыльности корпорации.

    Оптимизация бизнеса.

    Оптимизация бизнеса в общем означает устранение непрофильных направлений. Предварительные выводы можно сделать еще на этапе диагностики, однако окончательные итоги следует подводить после рассмотрения всех данных и факторов. Часто складывается ситуация, что корпорации требуется дополнительный вид бизнеса для стимулирования уже существующего. Однако здесь нужно уделять особое внимание процессу заключения договора и его условиям. Целесообразнее всего является выкуп контрольного пакета акций предприятия. При этом его владелец остается частичным собственником.

    Развитие маркетинговых служб.

    Маркетинг в последнее время является неотъемлемой составляющей всех компаний. У многих российских предпринимателей бытует мнение, что маркетинг занимается исключительно рекламой и продвижением продукции компании. Но это лишь малая часть его функциональной стороны. Маркетинг занимается исследованием рынка, потребительской и конкурентной среды, изучает имеющуюся на рынке продукцию и возможности выхода нового товара и т. д. При реструктуризации маркетинговые службы играют важную роль. Стоит отметить, что во многих российских компаниях эти службы отсутствовали вообще, а подобные отделы стали формировать лишь при реструктуризации организационной структуры. Маркетинг определяет новые каналы сбыта продукции, разрабатывает стратегию дальнейшего продвижения корпорации, а также исследует новые возможные направления, освоение которых могло бы принести прибыль корпорации.

    Формы реструктуризации.

    Существует несколько классификаций форм реструктуризации.

    По функциям выделяют следующие виды реструктуризации:

    1) организационная – подразумевает изменение состава организационных отделов и подразделений;

    2) финансовая – изменяется структура активов, обязательств, капитала;

    3) операционная – изменения в производственно-технологической базе и процессе;

    4) правовая – перераспределение прав и контроля на собственность и юридическое закрепление этих изменений;

    5) управленческая – преобразование методов и способов управления корпорацией.

    Кроме того, различаются реструктуризация уставного капитала (эмиссия, продажа, выкуп, конвертация акций) и реструктуризация кредиторской задолженности (погашение, списание, отсрочка, рассрочка, продажа, обмен).

    При реструктуризации изменение структуры собственников может происходить через:

    1) продажу акций;

    2) приобретение акций;

    3) конвертацию акций.

    Продажа акций может осуществляться непосредственно акционерами и в результате их дополнительной эмиссии. Дополнительно эмитированные акции могут продаваться на вторичном рынке ценных бумаг. Дополнительная эмиссия приводит к увеличению уставного капитала. В этом случае, кроме изменения структуры собственников, корпорация получает дополнительные оборотные средства без увеличения своих долгосрочных и краткосрочных обязательств, что существенно улучшает ее финансово-экономические показатели. Подобная реструктуризация уставного капитала имеет очень хорошие показатели, так как помогает не только кардинально улучшить финансово-экономическое состояние корпорации, обновить оборудование и технологии, но и найти себе так называемого «стратегического инвестора».

    Приобретение акций акционерным обществом у акционеров происходит по решению общего собрания акционеров о сокращении уставного капитала посредством приобретения части размещенных акций в целях уменьшения их общего количества, если это зафиксировано в уставе. Это право не может быть реализовано, если номинальная стоимость акций, оставшихся в обращении, станет ниже минимального размера уставного капитала, предусмотренного законом. Приобретение осуществляется по решению совета директоров, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом.

    Конвертация акций приводит к изменению номинальной стоимости и количества акций, оставляя без изменения величину уставного капитала. Конвертация акций дает возможность перераспределить структуру собственников при слиянии или присоединении и развести собственников акций по разным обществам при разделении.

    6.3. Интеграция организационной структуры

    Понятие «интеграция» имеет много определений, несмотря на то, что пристальное внимание оно привлекло лишь в середине ХХ в. В то время интеграция являлась по большей части экономическим термином и представляла собой процесс образования новой системы на основе обобществления. В настоящее время сфера применения этого понятия стала гораздо шире. Однако в рамках темы наибольший интерес представляет интеграция, рассмотренная с точки зрения менеджмента предприятия.

    Интеграция – это образование и развитие связей между отдельными элементами социально-экономической системы, сопровождающиеся образованием новых систем или усилением старых.

    Интеграция организационной структуры предприятия – это процесс масштабного объединения всех уровней и структур предприятия для усиления или создания качественно новых образований и систем, призванных устранить различные проблемы и решить важные вопросы предприятия: экономические, финансовые, технологические, маркетинговые и т. д.

    Если рассматривать интеграцию как метод преодоления кризиса, то можно сказать, что это довольно эффективный способ не только преодоления кризиса, но и развития предприятия в целом. Этот процесс не входит в реструктуризацию предприятия, хотя существенно влияет на всю систему в целом.

    Интеграция организационной структуры может быть представлена как:

    1) горизонтальная интеграция;

    2) вертикальная интеграция;

    3) диверсификация.

    Горизонтальная интеграция – укрупнение предприятия путем присоединения социально-экономических единиц той же отрасли и сферы деятельности. Горизонтальная интеграция может сопровождаться значительным ростом прибыли, так как происходит увеличение доли рынка предприятия. Однако здесь существует ряд моментов, которые необходимо учитывать.

    Во-первых, вновь образовавшееся предприятие должно определить ассортимент товаров и услуг, который оно будет поставлять на рынок. Это связано с тем, что новое предприятие имеет большие размеры, следовательно, большие расходы. Товар одного вида может не обеспечить нужного уровня дохода, тем более в случае, если одно из предприятий только что вышло из стадии кризиса. Поэтому целесообразно увеличить ассортимент и тем самым «застраховать» предприятие от еще одного возможного кризиса.

    Во-вторых, горизонтальная интеграция требует определенного количества усилий, связанных с регистрацией и оформлением нового предприятия. Необходимо заново рассмотреть наиболее важные отделы и подразделения (управленческий аппарат, финансовые и экономические отделы), а также разработать новую стратегию, поскольку даже у предприятий одного уровня и профиля имеются существенные различия, которые в процессе горизонтальной интеграции необходимо преодолеть для дальнейшей эффективной деятельности.

    Несомненно, горизонтальная интеграция имеет преимущества. Однако ее отличие от других способов интеграции заключается в том, что она имеет неоднозначный характер. Поэтому необходимо подробно рассмотреть ее достоинства и недостатки.

    Преимущества:

    1) увеличение общего и резервного капитала предприятия, что обеспечивает более стабильное существование;

    2) объединение имеющегося опыта в решении важных вопросов и задач;

    3) возможность использования одним предприятием недостающих ресурсов за счет присоединенного предприятия;

    4) увеличение доли на рынке и, как следствие, упрочнение позиции предприятия;

    5) возможность разработки и создания инновационного проекта с использованием ресурсов обоих предприятий;

    6) возможность увеличения ассортимента товаров и услуг;

    7) повышение конкурентоспособности предприятия.

    Фактически эти преимущества можно назвать целями проведения горизонтальной интеграции, конечно, на общем уровне. В рамках одного предприятия могут преследоваться и другие цели: преодоление кризиса, выход на новый уровень, увеличение капитала и т. д.

    Но вместе с тем существует и определенное количество недостатков горизонтальной интеграции:

    1) проблемы на руководствующем уровне. Как правило, это проблемы начального этапа существования нового предприятия (в период формирования новой структуры и системы), что может ослабить состояние предприятия;

    2) проблемы на уровне персонала. Сопротивление изменениям – довольно распространенное явление;

    3) интегрированные предприятия, как правило, оказываются менее гибкими к изменениям внешней среды по сравнению с малыми и средними предприятиями;

    4) объединение ранее конкурентных предприятий может привести к занятию слишком большой доли на рынке, что повлечет за собой совместную политику остальных экономических единиц в области ценообразования и объема выпускаемой продукции;

    5) сосредоточение значительных преимуществ в руках определенного количества интегрированных предприятий может привести к тому, что малые предприятия начнут испытывать большие трудности, а возникновение новых станет серьезной проблемой.

    Горизонтальная интеграция позволяет сократить издержки предприятия, что получается вследствие синергии, т. е. того факта, что итог деятельности объединенных предприятий превышает итог деятельности разрозненных предприятий.

    Вообще, горизонтальная интеграция является операцией с высокой степенью риска, что также можно считать негативным моментом. Это связано с тем, что при заключении соглашения, в особенности между конкурентными предприятиями, все интересы участников не раскрываются. К примеру, одно предприятие может и не знать о том, что другое находится в состоянии кризиса. Поэтому партнер может воспользоваться любой ситуацией или пробелом в договоре для удовлетворения своих целей.

    Но вместе с тем горизонтальная интеграция является одним из эффективнейших методов достижения конкурентного преимущества. В условиях быстро развивающихся технологий приходится нести большие расходы на научно-исследовательские работы, наращивание технического потенциала. Горизонтальная интеграция, как уже отмечалось, является решением многих финансовых проблем и вопросов.

    В горизонтально интегрированном предприятии создаются хорошие условия для обмена не только опытом производства, но и опытом управления, формирования кадровой политики, ведения переговоров и т. д. Все это усиливает позиции предприятия и обеспечивает его конъюнктурную устойчивость.

    Горизонтальная интеграция, как правило, помогает при решении кризисов финансово-экономического характера. Если же рассматривать социальные проблемы, то это не самый подходящий вариант. Ее самый главный недостаток – это необходимость достаточно большого количества финансово-материальных ресурсов. Однако, несмотря на это, на сегодняшний день доля интегрированных горизонтально предприятий составляет ощутимую часть рынка. Очень часто многие известные предприятия используют этот способ на поздних стадиях своего развития для «оживления» и своего рода «перерождения». Это действительно может дать успешные результаты, так как объединяются не только резервы и ресурсы, но также опыт деятельности, навыки деятельности и различные исследования рынка, что, несомненно, является сильной стороной горизонтальной интеграции.

    Вертикальная интеграция – это проникновение предприятия во взаимосвязанные отрасли без привлечения посторонних субъектов. Такая интеграция также дает значительные финансовые выгоды, но в отличие от горизонтальной требует меньше финансовых затрат. Кроме того, вертикальная интеграция является мерой с долей риска.

    Различают два основных вида вертикальной интеграции, таких как:

    1) вертикальная интеграция «вперед» – рост предприятия осуществляется за счет создания или укрепления систем распределения и сбыта, т. е. систем, находящихся между предприятием и потребителем. Использование этого вида вертикальной интеграции целесообразно в том случае, если система посреднических услуг слишком расширяется или усложняется;

    2) вертикальная интеграция «назад» – рост предприятия осуществляется за счет создания дочерних предприятий, специализирующихся на производстве и снабжении. Преимущества заключаются в уменьшении зависимости от уровня цен на необходимые средства и условий поставщиков.

    Применение метода вертикальной интеграции в условиях кризиса будет эффективно в том случае, если кризис связан с недостатком материалов для процесса производства из-за высоких цен на них, нехватки поставщиков, высоких затрат на посреднические структуры. Кроме того, мотивацией может служить и желание собственников усилить конкурентное положение предприятия на рынке.

    Несмотря на меньшую долю риска вертикальной интеграции, она все же имеет свои недостатки:

    1) увеличение издержек. Особенно часто это происходит в условиях сохранения собственного производства при наличии внешних дешевых источников;

    2) высокий уровень концентрации всех стадий производства (производства сырья, изготовления из него продукции, создания распределительных систем и т. д.) в рамках одного предприятия может привести к серьезным проблемам финансового и производственного характера в условиях быстрого развития технологий;

    3) при изменении спроса на продукцию неизбежны потери.

    В современных условиях получил развитие такой способ, как объединение горизонтальной и вертикальной интеграции. Охват всех стадий производства и продажи продукции с одновременным расширением может быть совершенно новым этапом в развитии предприятия. Однако стоит отметить, что такой способ требует действительно огромных финансовых затрат, поэтому не может являться рациональным в плане преодоления кризиса. Диверсификация – это проникновение предприятия, которое может осуществляться в двух направлениях: в связанные с существующим бизнесом отрасли (связанная диверсификация) и в не связанные отрасли, т. е. те, которые не имеют отношения к основной деятельности предприятия. Предприятие выбирает направление диверсификации в зависимости от степени развития и уровня специализации. Анализ рынка показывает, что предприятия, использующие связанную диверсификацию, больше выигрывают, чем те, которые используют несвязанную диверсификацию.

    Различают три основных вида диверсификации, таких как:

    1) концентрическая – заключается в поиске и дальнейшем использовании возможностей для расширения производства на уровне существующего бизнеса, т. е. основное производство остается главным, а новое возникает за счет найденных возможностей или технологий. Этот вид диверсификации требует вложений значительных финансовых ресурсов, однако эти вложения, как правило, окупаются в среднесрочном периоде. Кроме того, на этом уровне степень риска является умеренной, что позволяет использовать такую диверсификацию для преодоления кризисных ситуаций;

    2) горизонтальная – освоение новых возможностей за счет создания нового продукта, отличного от основного. Важным условием здесь является то, что новый продукт должен использовать возможности предприятия, которыми оно уже располагает. Помимо этого, новая продукция не должна уступать по качеству основной продукции;

    3) конгломеративная – рост предприятия за счет производства качественно новой продукции, не связанной с основной, сбыт которой будет происходить на новых рынках. Этот вид меньше всего подходит для предприятий в состоянии кризиса из-за большого количества факторов: значительных финансовых затрат, исследования рынка, компетентности менеджеров и т. д.

    Таким образом, интеграция организационной структуры – это многосторонний подход. Предприятие в условиях кризиса может выбрать для себя наиболее подходящую стратегию с минимальными потерями. Для выбора наилучшего варианта необходимо тщательное исследование не только состояния предприятия, но и внешних факторов, а также учет возможных вариантов развития. Все это подразумевает под собой комплексный подход к выбору способа интеграции.

    6.4. Бизнес-план

    В условиях быстро меняющейся деловой среды и экономики в целом многое зависит от скорости реагирования на эти изменения. То же относится и к внутренним процессам на предприятии. Очень большое значение здесь играет планирование, с помощью которого можно составить программу действий предприятия на определенные этапы развития и для конкретных ситуаций. Благодаря хорошо сформированной системе планирования предприятие может избежать многих негативных тенденций, а также снизить до минимального уровня потери и риски от внутренних и внешних факторов. Отличие предприятий, имеющих бизнес-план, от предприятий, не имеющих его, в том, что наличие бизнес-плана подразумевает четкие действия управления и всего персонала в условиях кризисных ситуаций, а его отсутствие – это просто вынужденные меры по преодолению отрицательных воздействий, как правило, спонтанные и необоснованные.

    Бизнес-план является инструментом для деятельности в рыночной экономике и помогает привлекать иностранный капитал, организовывать эффективную деятельность организации и т. д. На Западе бизнес-план уже давно занимает прочные позиции, тогда как в России это направление появилось лишь в начале 1990-х гг., причем большинство предприятий и организаций придерживались старой системы.

    Составление бизнес-плана обычно требуется тогда, когда предприятие нуждается в изменениях (способах преодоления кризисов), которые означают значительные перемены и для которых требуются большие финансовые затраты. Уже исходя из статистических данных, которые говорят о том, что 80 % рассматриваемых проектов и программ отвергаются на этапе разработки бизнес-плана, следует, что это неотъемлемая часть деятельности любого предприятия и организации.

    Целью разработки бизнес-плана можно назвать планирование деятельности предприятия на краткосрочные и долгосрочные периоды в соответствии с потребностями рынка и внутренними возможностями и ресурсами предприятия.

    Помимо того, что бизнес-план помогает определить политику в сложившихся ситуациях, существует еще несколько причин, по которым бизнес-план является просто необходимым:

    1) обнаружение возможных проблем до момента их возникновения. Разработка бизнес-плана включает в себя анализ и прогнозирование, которые позволяют оценить реальные возможности предприятия. Вполне вероятно, что для реализации того или иного проекта не хватит средств, но лучше будет узнать об этом на этапе планирования путем расчетов, чем в процессе реализации с уже затраченными на это средствами;

    2) бизнес-план – это основа для руководства и управления предприятием, планирования производственного графика и кадровой политики. Деятельность предприятия осуществляется на основе бизнес-плана, он задает тон всему процессу;

    3) наличие бизнес-плана способствует привлечению инвестиций. Большинство предприятий и организаций имеют в своих активах заемные средства. От них часто зависит существование предприятия. В кризисной ситуации, когда обычно ощущается недостаток ресурсов, кредиты являются чуть ли не единственным выходом. Однако практически все банки на сегодняшний день выдают кредиты только при условии предоставления бизнес-плана или требуют заполнения развернутых анкет, что, в принципе, является мини-версией бизнес-плана. Поэтому его наличие действительно необходимо, особенно для предприятий, постоянно прибегающих к услугам кредиторов;

    4) бизнес-план – это стандартный и обязательный документ для ознакомления. В частности, для предпринимателей, желающих завести партнерство с зарубежными коллегами, это обязательное условие. На Западе бизнес-план имеется у каждого предприятия и организации, поэтому его отсутствие у российского предприятия будет рассматриваться как недостаточный уровень развития и организации деятельности.

    В процессе создания бизнес-плана решаются следующие задачи:

    1) определение целевых установок деятельности предприятия и его задач;

    2) определение направления деятельности и сферы рынка, в рамках которых будет осуществляться деятельность предприятия;

    3) определение стратегии предприятия и методов ее осуществления;

    4) определение лиц, ответственных за реализацию стратегии и контроль над ходом ее осуществления;

    5) формирование продукции (товаров или услуг) и поиск путей ее представления потребителям;

    6) формирование необходимого технического потенциала;

    7) оценка кадровых ресурсов и формирование кадровой политики в соответствии с целями деятельности предприятия, создание системы стимулирования и поощрения труда;

    8) организация маркетинговой системы.

    Достоинства бизнес-планирования следующие:

    1) координация деятельности предприятия;

    2) оценка и прогнозирование перспективности предприятия;

    3) расстановка акцентов на тех показателях, данные которых позволят наблюдать за финансовым и производственным состоянием предприятия;

    4) четкая отлаженная деятельность является более устойчивой к негативным ситуациям;

    5) формирование системы распределения обязанностей и ответственности.

    Бизнес-план зависит от масштабов и структуры предприятий. Он является индивидуальным для каждого предприятия. Большое внимание при разработке бизнес-плана уделяется руководителю. Считается, что его участие в создании бизнес-плана является обязательным, все конечные решения и постановления принимает именно он.

    Как правило, бизнес-план составляется сроком на 3 и больше лет. Но составление плана на 10–12 лет является нецелесообразным в современных условиях из-за быстрого развития технологий и усиления конкуренции. Обычно в первый год показатели исследуются чуть ли не ежемесячно, зато с течением времени достаточно уже годовых показателей.

    Как уже отмечалось, для каждого предприятия разрабатывается свой индивидуальный бизнес-план. Однако, несмотря на это, он все же содержит общие обязательные составляющие:

    1) цели и задачи деятельности предприятия;

    2) оценку возможностей и ресурсов предприятия;

    3) виды производимых товаров и услуг;

    4) рынки сбыта производимых товаров и услуг;

    5) оценку среды бизнеса и конкуренции;

    6) управленческую стратегию;

    7) финансовую стратегию;

    8) маркетинговую стратегию;

    9) производственный план;

    10) правоваую сторону деятельности предприятия;

    11) определение рисков и их страхование.

    Цели и задачи предприятия отражают концепцию бизнеса, его привлекательность и важность для региона. По сути дела, это рекламный проект, который должен составляться после разработки всех остальных частей бизнес-плана. Здесь же отражаются все атрибуты: местонахождение, организационно-правовая форма, учредители.

    Оценка возможностей и ресурсов предприятия является одной из наиболее важных составляющих, так как на основе этих данных составляется дальнейшая программа: управленческая, производственная, финансовая. Кроме того, подобная оценка позволяет выявить недостаток тех или иных ресурсов и определить меры по решению этих вопросов. Этот этап также очень важен для антикризисного менеджмента, поскольку необходимо заранее располагать сведениями о возможностях предприятия для выбора эффективного способа преодоления кризиса с оптимальным соотношением затрат.

    Виды производимых товаров и услуг должны быть тщательно обдуманы и рассмотрены, так как именно от их реализации зависит прибыль предприятия. На этой стадии также определяются необходимые средства и ресурсы.

    Определение рынков сбыта производимых товаров и услуг необходимо для определения масштаба распространения продукции и доли рынка.

    Оценка среды бизнеса и конкуренции – это обязательная часть планирования деятельности. Оценка конкурентов необходима для того, чтобы определить целесообразность деятельности предприятия на данном рынке. Если организация с небольшими размерами и возможностями хочет действовать на рынке, где существуют предприятия-гиганты, которым принадлежит практически весь спрос, стоит подумать о целесообразности вхождения на этот рынок. В противном случае на предприятии может возникнуть кризис из-за отсутствия спроса на продукцию или оно может обанкротиться.

    Управленческая стратегия определяется в числе последних, так как для ее разработки необходима комплексная информация о внешней и внутренней среде.

    Финансовая стратегия определяется на основе данных об имеющихся и требующихся ресурсах, а также на базе основных задач деятельности предприятия. В нее входят учет, организация, анализ основных фондов предприятия. Именно на основе бизнес-плана можно получить сведения о будущей прибыли и возможности погашения кредита. Стоит отметить, что финансовая стратегия отличается долей неопределенности, так как в развитии предприятия всегда существуют непредвиденные ситуации: кризисы, экологические и природные катастрофы. В финансовом плане всегда присутствуют три документа: отчет о доходах и расходах, отчет о движении денежных средств, примерный баланс.

    Маркетинговая стратегия в последнее время набирает все большие обороты. Она необходима, так как именно маркетинговые исследования позволяют получить данные о состоянии рынка, потребительском спросе, ассортименте, имеющемся на рынке, и т. д. Сюда также входят меры по продвижению фирмы, ее представлению рынку. В последнее время огромное внимание уделяется вопросам рекламы, связям с общественностью (этим занимаются PR-менеджеры). Также в бизнес-плане отмечается привлечение со стороны служб маркетинга (если таковое имеется), посредников, дилеров. В плане также отражаются политика ценообразования, система скидок. Кроме того, в маркетинговых стратегиях учитываются различные факторы, которые могут повлиять на деятельность предприятия: сезонность, ажиотажные периоды (праздники и мероприятия). Если на рынок выводится не один, а несколько товаров, то необходимо дать оценку распределения ресурсов по каждому из видов, а также определить индивидуальную программу реализации для каждого товара.

    Для бизнес-плана большое значение имеет всесторонняя оценка внутренней и внешней среды предприятия. Если рассматривать внешнюю сторону, то тут необходимы определение профиля организации, т. е. характера ее деятельности (производственный, торговый и т. д.), оценка конкурентной среды, описание географических и климатических условий (особенно это требуется в районах с неблагоприятными природными факторами). При выведении ассортимента на рынок нужно провести исследование спроса на данные товары и услуги, предложения его на рынке и концентрации в месте деятельности предприятия.

    Большое значение имеет также производственный план. Сюда входит описание всего процесса производства продукции. Рассматриваются здания, оборудование, конструкции, участвующие в производстве, а также состояние этих фондов, их «работоспособность». Обычно в бизнес-плане представляется краткое описание всего производственного процесса. Необходимо подробно рассмотреть техническую базу, уровень технологий и долю инновационных разработок в производстве. Кроме того, необходимо отметить состав и квалификацию работников. Немаловажным является уровень сервиса и технического обслуживания на предприятиях, а также контроля над ходом процесса. Если речь идет об опасных проектах (связанных с вредными веществами, трудными условиями работы), необходимо отметить систему безопасности на предприятии, в том числе и пожарные службы.

    Бизнес-план занимает важную позицию в рамках антикризисного менеджмента. Дело в самой сути антикризисного менеджмента – прогнозировании и мониторинге кризисных ситуаций. Бизнес-план – это тоже своего рода способ прогнозирования. Е сли не углубляться, то можно сказать, что все предприятия имеют бизнес-план. Однако это не так. Определение вида деятельности и ассортимента продукции не может быть бизнес-планом, так как в него входит комплексная оценка всех составляющих сферы деятельности предприятия. Би знес-план является необходимым атрибутом для любого уровня предприятия, так как именно от него зависит характер деятельности.

    Еще один фактор, говорящий о необходимости бизнес-плана, – ускоренные темпы развития экономики. Как известно, одной из причин кризиса является недостаточная гибкость предприятия, которая как раз может быть вызвана отсутствием четкого плана действий. В условиях кризиса это особенно опасно, так как обычно отмечаются ограниченность во времени и значительное количество задач.

    Таким образом, наличие бизнес-плана не только обеспечивает относительную подготовленность к кризису, но еще является неотъемлемой частью современной деловой жизни. Уровень бизнес-планирования достиг такого высокого развития, что сейчас существует огромное количество агентств по составлению бизнес-планов. Наличие программы семинаров и мониторингов также говорит о все возрастающей роли этого явления в деловой сфере.

    6.5. Стабилизация финансового положения фирмы

    Практически любой кризис связан с финансовыми потерями. Проблема состоит в том, что иногда эти потери слишком велики, чтобы предприятие смогло справиться. Поэтому очень важной задачей в антикризисной политике является стабилизация финансового положения фирмы. Обычно для этого используется план финансового оздоровления. Подобный план отличается от бизнес-плана тем, что основная его задача – определить систему мер по преодолению кризиса. Как правило, план финансового оздоровления создается непосредственно в кризисных условиях, что дает возможность максимального учета всех факторов.

    Стабилизация финансового положения фирмы заключается не только в составлении и реализации плана, но также в его представлении:

    1) кредиторам с целью показать готовность производить изменения ради уплаты долга;

    2) государственным органам с целью получения материальной поддержки;

    3) общественности с целью создания вида временных проблем, которые целенаправленно решаются и в скором времени будут преодолены.

    В плане финансового оздоровления фирмы обязательными являются следующие части:

    1) анализ финансового состояния фирмы и выявление возможных причин финансовых проблем;

    2) маркетинговая стратегия;

    3) производственный план;

    4) финансовая стратегия.

    Для того чтобы действительно стабилизировать состояние фирмы, необходимо провести тщательный финансовый анализ, куда входят расходы и доходы предприятия, динамика финансов за последние годы, показатели рентабельности, себестоимости продукции. Также сюда должен входить анализ активов и пассивов предприятия и возможности деятельности на уровне без убытков. Все это позволяет выявить основные проблемы и причины финансовой неустойчивости. Важно отметить, что причинами могут являться и нефинансовые факторы: снижение качества продукции, неквалифицированность персонала и т. д. В условиях кризиса факторов возникновения финансовой нестабильности может быть большое количество. Важно определить приоритетные и действовать в их направлении.

    Маркетинговые службы играют большую роль в финансовой стабилизации фирмы. Во-первых, нужно исследовать рынок и определить направление финансового оздоровления. Во-вторых, необходимо изучить конкурентную среду. В-третьих, важно оценить потребительскую среду, на основе чего можно сделать выводы о необходимости тех или иных преобразований.

    Производственный план заключается в формировании обновленной системы производства на краткосрочный или долгосрочный период. Возможно, что предприятию на время кризиса требуется сократить производство для сокращения издержек и затрат на ресурсы или наоборот. Все это предусматривается в плане финансовой стабилизации. Оцениваются техническая оснащенность предприятия, примерная стоимость всего оборудования, учитываются те производственные фонды, которые могут понадобиться в будущем.

    Наконец, финансовая стратегия. Основным моментом здесь является обоснованность и результативность принимаемых мер. Финансовая стратегия формируется после получения данных по вышеназванным планам. Она строится на основе системы показателей. В этой части должны быть отражены все текущие расходы фирмы, в том числе и налоговые платежи. В обязательном порядке должны быть отражены потребность фирмы в заемных средствах и текущая выплата долов. На момент формирования финансовой стратегии должны быть представлены все отчетные документы бухгалтерского учета.

    Стабилизация финансового положения – довольно сложный период, особенно в послекризисное время. Решением может стать реструктуризация предприятия или его организационной структуры, однако для этого необходимо погасить старые долги.

    Одним из направлений стабилизации финансового положения фирмы и методов преодоления кризиса является реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности. Подобный метод даже оформлен в правовых документах федерального бюджета Российской Федерации. Финансовая стабилизация, как правило, означает выплату долгов, которые по источнику своего возникновения разделяются на:

    1) задолженность по обязательным платежам в государственные фонды (фискальную задолженность);

    2) задолженность по кредитам перед банками;

    3) задолженность по оплате труда сотрудникам;

    4) задолженность поставщикам и субъектам сервисных и коммунальных служб.

    Первый вид задолженности может в долгосрочном периоде привести к ликвидации фирмы или взысканию ответственности с учредителей фирмы.

    Второй вид характеризуется тем, что банки, как правило, берут довольно высокие проценты за кредит, выплатить которые фирма просто не в состоянии. На этот период может быть предоставлена отсрочка.

    Задолженность оплаты труда сотрудникам может привести к возникновению еще и социального кризиса, к примеру рабочие устроят забастовку. В период кризиса или его преодоления предприятие, как правило, и без того находится в ослабленном положении, когда требуется объединение всеобщих усилий.

    Проблемы с коммунальными службами чреваты тем, что в случае большой задолженности они просто отключат услугу. Это может сделать невозможными функционирование и производственный процесс.

    Реструктуризация задолженности по обязательным платежам.

    В задолженность по обязательным платежам входит задолженность по налогам и сборам. Способы реструктуризации фискальной задолженности установлены Налоговым кодексом Российской Федерации.

    1. Отсрочка или рассрочка по уплате налога – это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, на срок, не превышающий 1 год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка могут быть даны при наличии следующих оснований (достаточно одного):

    1) финансовые проблемы связаны со стихийными бедствиями, техногенными разрушениями, экологическими катастрофами;

    2) задержка финансирования из федерального бюджета;

    3) возможность банкротства при единовременной уплате задолженности, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;

    4) производство носит сезонный характер;

    5) если имущественное положение должника исключает возможность единовременной уплаты налога;

    6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, установленных Таможенным кодексом Российской Федерации.

    Отсрочка или рассрочка предоставляются по одному или нескольким налогам.

    Обычно отсрочка предоставляется при большинстве обращений, а наиболее распространенное обоснование – возможность банкротства.

    2. Инвестиционный налоговый кредит – заключается в изменении срока уплаты налога, в результате чего фирма имеет возможность поэтапно погасить свою задолженность с суммой начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации, а также по региональным и местным налогам. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет.

    6.6. Реинжиниринг: сущность и методология

    Вопросы повышения эффективности деятельности фирмы и ее конкурентоспособности всегда стоят перед руководством. В 1990-х гг., можно сказать, произошла мини-революция. Нарастающими темпами стал развиваться такой подход, как реинжиниринг, который к тому же является не только методом преодоления, но и методом предотвращения кризиса на предприятии.

    Инжиниринг фирмы – это система мер и методов по ориентированию и направлению бизнеса согласно целям и задачам деятельности.

    Реинжиниринг рассматривается как радикальное преобразование бизнес-процессов фирмы для получения значительных улучшений показателей деятельности, т. е. это методы, направленные на повышение качества, темпов производительности и, как следствие, увеличение стоимости продукции. Для многих фирм и компаний реинжиниринг является просто необходимым для дальнейшего существования и сохранения конкурентных позиций.

    Можно выделить три вида фирм, для которых проведение реинжиниринга является эффективным и целесообразным:

    1) фирмы, находящиеся в кризисной ситуации или на грани банкротства;

    2) фирмы, не имеющие в текущем периоде затруднений, но предвидящие их;

    3) фирмы с агрессивной политикой. Как правило, это фирмы больших размеров, которые не испытывают проблем сейчас и не ожидают в будущем.

    Потребность в реинжиниринге вызвана высокой динамичностью современной деловой сферы. Производитель вынужден все время адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды, приспосабливаться к развитию новых технологий и возникновению инновационных структур. Решение кроется в переводе акцентов с функций на процессы.

    Реинжиниринг осуществляется последовательно в четыре этапа:

    1) разработка нового образа фирмы, на основании которого фирма строит свою стратегию и бизнес-план;

    2) анализ и оценка существующего бизнеса;

    3) разработка нового бизнеса – создание или изменение различных процессов, системы информирования;

    4) непосредственное внедрение нового бизнеса.

    В реинжиниринге фирмы большую роль играют информационные технологии, поскольку именно благодаря им становится возможным изменение ранее существующих процессов. Поэтому необходима разработка системы по наблюдению за развитием и введением новых инновационных технологий для поддержания конкурентного преимущества фирмы.

    Методология реинжиниринга.

    1. Интегрирование бизнес-процессов. Сложные задачи или вопросы теперь решаются командой, которая специально создается для решения проблемы и состоит из специалистов по данному вопросу.

    2. Горизонтальное сжатие деятельности фирмы. Происходит сокращение персонала вследствие перекладывания какого-либо процесса на одного человека. Это, кстати, увеличивает и скорость выполнения задания.

    3. Вертикальное сжатие деятельности фирмы. Увеличение свободы менеджеров среднего звена и предоставление им возможности самостоятельно принимать различные решения без консультации с руководством.

    4. Разработка различных вариантов деятельности фирмы – важный момент в условиях постоянно меняющегося рынка. Кроме того, по сравнению со старыми, «универсальными», системами такой метод позволяет ориентироваться в каждой определенной ситуации.

    5. Рационализация горизонтальных связей – подразумевает создание и упрочнение горизонтальных связей между отделами и подразделениями. Эффективная мера, поскольку все отделы и подразделения в той или иной степени связаны между собой и должны поддерживать необходимый уровень взаимодействия.

    6. Снижение контроля над соблюдением определенных правил – старые системы были основаны на четком и неукоснительном соблюдении всех принципов и методов осуществления деятельности. Однако это требовало достаточно больших расходов и затрат времени. Реинжиниринг предлагает систему запланированных на определенное время проверок.

    Несмотря на очевидные преимущества реинжиниринга, по статистическим данным, в 45 % случаях процесс реинжиниринга проходил неудачно. Поэтому необходимо внимательно рассмотреть факторы, влияющие на реинжиниринг:

    1) мотивация. Реинжиниринг должен быть действительно необходимой мерой, отвечающей потребностям фирмы на данном этапе развития, т. е. должны быть четко определены причины и цели проведения реинжиниринга. Кроме того, руководству следует учесть, что реинжиниринг приведет к значительным изменениям в структуре фирмы;

    2) руководство. Процесс проведения реинжиниринга должен находиться под контролем руководства и осуществляться непосредственно при его участии. Обычно всегда возникает такое явление, как сопротивление персонала, о чем руководителю следует подумать заранее и принять меры по минимизации неприятия нововведений;

    3) персонал. Его надо рассматривать с двух сторон: как команду, реализующую этот процесс, и весь остальной персонал. Команда должна состоять из сильных, целеустремленных и профессиональных сотрудников, которые могли бы осуществить качественное проведение реинжиниринга;

    4) уровень коммуникации между сотрудниками. Новые планы и задачи должны быть понятны каждому сотруднику. С этой целью руководителю целесообразно проводить внутренние переговоры и собрания;

    5) бюджет. Для реинжиниринга требуется достаточное количество средств, особенно если будет производиться внедрение новых технологий. Поэтому целесообразно заранее составить план расходов в соответствии с финансовыми возможностями фирмы;

    6) консультации. Агентства и фирмы, обеспечивающие услуги в сфере консультаций по проведению реинжиниринга, сейчас получили широкое распространение. Однако важно, чтобы эти специалисты выполняли лишь поддерживающую, а не управляющую роль.

    Задачи, которые стоят перед реинжинирингом, зачастую отличаются высокой степенью сложности, поэтому очень важно учитывать методы реинжиниринга в совокупности с факторами, влияющими на него. Кроме того, в настоящее время можно выделить два основных направления специалистов по реинжинирингу: специалисты по информационным системам и специалисты по изменению бизнеса. Понятно, что для получения эффективного результата необходима совместная работа этих специалистов.

    Ошибки при проведении реинжиниринга.

    Реинжиниринг относится к методам с высокой степенью риска, поэтому важно изучить типовые ошибки при проведении реинжиниринга:

    1) улучшение ранее существующего процесса вместо его изменения. Обычно решение о радикальной перестройке процессов довольно сложное и к тому же рискованное. Однако попытка улучшить старые процессы частичными методами не принесет положительного результата. Поэтому лучше проводить радикальное изменение;

    2) несистемный подход к обновлению. Фирмы сосредоточивают все свое внимание только на перепроектировании процессов, а необходима совокупная перестройка процессов одной сферы;

    3) неправильная оценка уровня корпоративной культуры компании. При проведении реинжиниринга нужно учитывать, что вместе с изменением процессов происходит изменение принципов и ценностей. Важно, чтобы сотрудники приняли и осмыслили эти новшества;

    4) непоследовательность в освоении новых технологий. Эта ошибка заключается в преждевременном завершении процесса реинжиниринга и недостаточной широкой постановке задачи. Кардинальная перестройка неразрывно связана с возникновением определенных трудностей. Многие фирмы пугаются их и прекращают процесс еще на начальных этапах;

    5) некомпетентное распределение задач между менеджерами в сфере освоения новых технологий. Попытки осуществить реинжиниринг не нисходящим, а восходящим способом не будут успешными у менеджеров среднего и низшего звена. Здесь можно отметить две причины. Во-первых, специализация и уровень этих менеджеров не позволяют им мыслить на уровне всей деятельности фирмы, что необходимо для реинжиниринга. Они являются специалистами на своем уровне, и, как правило, их знания не превышают границ их сферы. Во-вторых, необходимо знать, что процессы, происходящие в бизнесе, будут постоянно соприкасаться и пересекать организационные границы, т. е. границы отделов. Именно поэтому менеджеры среднего и низшего звена, как правило, не пользуются авторитетом при решении вопроса о трансформации процессов;

    6) недостаточное ресурсное обеспечение инновации. Реинжиниринг подразумевает большие затраты на свое проведение, в особенности это касается затрат времени и сил. Кроме того, необходимо, чтобы реинжиниринг был единственным мероприятием, осуществляющимся на данный момент в фирме, поскольку все внимание должно быть направлено на ход процесса.

    Также необходимо отличать реинжиниринг от других процессов:

    1) из-за важной роли, которую играют информационные технологии в реинжиниринге, его часто отождествляют с автоматизацией деятельности фирмы. Но это не является верным. Основная задача реинжиниринга – это создание качественно нового процесса для повышения эффективности деятельности;

    2) в различных поисковых системах можно встретить такое понятие, как «реинжиниринг программного обеспечения». Оно подразумевает под собой переписывание устаревших и неэффективных информационных программ с использованием новых технологий, но без их радикального перепроектирования.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх