• Тема 8. Принятие решений
  • 8.1. Тест «Легко ли Вас переубедить?»
  • 8.2. Тест «Принятие решений»
  • Ключ к тестовому заданию «Принятие решений»
  • 8.3. Тест «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок» [3, с. 47]
  • Ключ к тестовому заданию «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок»
  • Практическое задание
  • 8.4. Ситуации
  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Ситуация 4
  • Ситуация 5
  • Ситуация 6
  • Тема 9. Делегирование полномочий
  • 9.1. Тест «Как Вы справляетесь с делегированием?»
  • Ключ к тестовому заданию «Как Вы справляетесь с делегированием?»
  • 9.2. Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?» [44]
  • Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»
  • 9.3. Тест «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?» [35, с. 115]
  • Ключ к тестовому заданию «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?»
  • 9.4. Тест «Ваш стиль делегирования при работе с документами» [10, с. 205]
  • Группа 1
  • Группа 2
  • Группа 3
  • Группа 4
  • Ключ к тестовому заданию «Ваш стиль делегирования при работе с документами»
  • Практическое задание
  • 9.5. Ситуации
  • Ситуация 1
  • Ситуация 2
  • Ситуация 3
  • Ситуация 4
  • Ситуация 5
  • Ситуация 6
  • Ситуация 7
  • Ситуация 8
  • Раздел 4

    ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ

    Если у Вас дельные, хорошо обученные сотрудники, а Вы не привлекаете их к совместному принятию решений, Вы понапрасну теряете свое собственное время.

    (Постулат менеджмента)

    У каждого человека существуют свои цели и задачи. Их решение имеет для него значение порой не меньшее, чем для главы государства – вопросы внешней политики, а для ученого – фундаментальные проблемы мироздания. Казалось бы, диапазон этих проблем настолько широк, что найти между ними что-нибудь общее просто невозможно. И все же установлено, что природа всех проблем, если рассматривать их с позиций человеческого мышления, одна и та же, а потому искусству принятия решений можно научиться. В первую очередь, этим искусством обязан овладеть менеджер, так как принятие решений является основным результатом его деятельности.

    Для более эффективной реализации решений необходимо применять делегирование полномочий. Это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части его прав и обязанностей подчиненным. При делегировании подготовка и принятие некоторых решений происходят на более низких уровнях управленческой иерархии, т.е. там, где концентрируется подавляющая часть необходимой для этого информации, где сосредоточены опыт и умение узких специалистов-профессионалов, где решение может быть подготовлено и принято в относительно короткое время.

    Тема 8. Принятие решений

    Менеджмент связан с разработкой и принятием управленческих решений. Своевременное принятие правильного решения является важнейшей задачей руководителя.

    Решения вырабатываются в каждом цикле управления, на всех стадиях выполнения тех или иных функций. Задача по принятию решений сводится к согласованию целей отдельных исполнителей и координации их взаимодействий. Решением же следует считать результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора из множества вариантов наилучшего.

    8.1. Тест «Легко ли Вас переубедить?»

    Процесс управления связан с непрерывной разработкой и принятием решений. Решения вырабатываются в каждом цикле управления, на всех его стадиях и при выполнении каждой функции. Предложенный тест поможет определить, подходите ли Вы для работы в сфере управления, насколько Вы готовы принимать решения и отвечать за их результаты [2, с. 9].

    Ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы:

    1. Сможете ли Вы легко приспособиться на старом месте работы к новым правилам, новому стилю, существенно отличающимся от привычных Вам?

    2. Быстро ли адаптируетесь в новом коллективе?

    3. Способны ли высказать свое мнение публично, даже если знаете, что оно противоречит точке зрения вышестоящего руководства?

    4. Если Вам предложат должность с более высоким окладом в другом учреждении, согласитесь ли Вы без колебаний перейти на новую работу?

    5. Склонны ли Вы отрицать свою вину в допущенной ошибке и отыскивать подходящую для данного случая отговорку?

    6. Объясняете ли Вы обычно причину своего отказа от чего-либо истинными мотивами, не прикрывая их разными «смягчающими» и камуфлирующими причинами и обстоятельствами?

    7. Сможете ли Вы изменить свой прежний взгляд по тому или иному вопросу в результате серьезной дискуссии?

    8. Вы читаете чью-то работу (по долгу службы или по просьбе), мысль ее верна, но стиль изложения Вам не нравится – Вы бы написали иначе. Станете ли править текст и настойчиво предлагать изменить его в соответствии с Вашим мнением?

    9. Если увидите в магазине вещь, которая Вам очень нравится, купите ли ее, если даже эта вещь не так уж и необходима?

    10. Можете ли изменить свое решение под влиянием уговоров обаятельного человека?

    11. Планируете ли заранее свой отпуск?

    12. Всегда ли выполняете данные Вами обещания?

    Определите по таблице число набранных Вами баллов.


    Таблица 27

    Ключ к тестовому заданию «Легко ли вас переубедить?»


    Если сумма составит:

    9 баллов Вы очень нерешительны. Постоянно и по любому поводу долго и мучительно взвешиваете все «за» и «против». Если удается переложить принятие решения на плечи другого, чувствуете огромное облегчение. Прежде чем решиться на какой-то шаг, долго советуетесь и часто принимаете половинчатое решение. На собраниях и совещаниях предпочитаете отмалчиваться, хотя в кулуарах обретаете смелость и красноречие. С Вами сложно работать. И пусть Вы обладаете знаниями, эрудицией, опытом, такая черта характера, как нерешительность, намного снижает ваш «коэффициент полезности». На Вас трудно положиться, так как Вы можете и подвести. Конечно, изменить характер непросто, но возможно;

    от 10 до 18 баллов Вы принимаете решения осторожно, но не пасуете перед серьезными проблемами, которые нужно решить сию минуту. Колеблетесь обычно тогда, когда для решения у Вас есть достаточно времени. Вот тогда Вас начинают одолевать разные сомнения, появляется соблазн все «утрясти», «согласовать» с вышестоящими руководителями, хотя вопрос этот Вашего уровня. Больше полагайтесь на свой опыт, он подскажет Вам, как правильно решить дело. В конце концов, посоветуйтесь с кем-нибудь из коллег, своих подчиненных;

    от 19 до 28 баллов Вы достаточно решительны. Ваша логика, последовательность с которой Вы подходите к изучению проблемы, и главное – опыт, помогают Вам решать вопросы быстро и большей частью правильно. Полагаясь на себя, Вы не игнорируете советов других, хотя и прибегаете к ним не так уж часто. Принятые решения отстаиваете до конца, но если выявится их ошибочность, не продолжаете упрямо отстаивать «честь мундира». Все это хорошо. Но старайтесь всегда оставаться объективным. Не считайте зазорным консультироваться по тем вопросам, в которых Вы недостаточно компетентны;

    29 баллов и выше для Вас неведомо понятие «нерешительность». Вы считаете себя компетентным во всех аспектах Вашей деятельности и не считаете нужным выяснить чье-то мнение. Единоначалие понимаете как право на единоличные решения, критические замечания по их поводу вызывают у Вас раздражение, которое Вы даже не пытаетесь порой скрыть. Вам импонирует, когда Вас называют человеком решительным и волевым, хотя воля – это вовсе не то, о чем было сказано в Ваш адрес выше. Чтобы утвердиться в таком мнении у окружающих, бывает, отвергаете разумные предложения других. Ошибки переживаете болезненно, глубоко веря, что в них виноват кто-то другой, но не Вы. Вера в непогрешимость своих мнений – серьезный недостаток. Такая черта характера, такой метод работы подавляют инициативу подчиненных, их стремление к самостоятельным действиям, воспитывают в них нерешительность. Все это наносит серьезный ущерб психологическому климату коллектива, мешает работать. Вам неотложно нужно менять стиль своей работы.

    8.2. Тест «Принятие решений»

    Оценкой правильности принятого руководителем решения являются не только хозяйственные показатели, но и поведение работников при достижении ими производственных целей, мера их активности, инициативы, коллективизма [8, с. 174].

    Данный тест поможет оценить, насколько Вы решительный человек и какого типа должны быть люди в Вашей команде.

    Из предложенных вариантов ответов (А, Б, В, Г, Д, Е) выберите один.

    1. Что, по-Вашему, движет человеком в жизни прежде всего?

    А – любопытство;

    Б – желания;

    В – необходимость.

    2. Как Вы думаете, почему люди переходят с одной работы на другую?

    Г – их увольняют;

    Д – уходят из-за большей зарплаты;

    Е – другая работа им больше по душе.

    3. Когда у Вас происходят неприятности:

    А – Вы откладываете их решение до последнего?

    Б – у Вас есть потребность проанализировать, насколько виноваты Вы сами?

    В – Вы не хотите даже и думать о том, что случилось?

    4. Вы не успели вовремя сделать какую-то работу и:

    Е – заявляете о своей неудаче еще до того, как это станет известно;

    Г – с боязнью ждете, когда Вас спросят о результатах;

    Д – основательно подготавливаетесь к объяснению.

    5. Когда Вы достигаете какой-то поставленной цели, то встречаете известие об этом:

    В – с чувством облегчения?

    Б – с бурными положительными эмоциями?

    А – по-разному в зависимости от цели, но не так бурно?

    6. Что бы Вы рекомендовали очень стеснительному человеку:

    Г – избегать ситуаций, требующих риска?

    Е – избавиться от этого, обратившись к помощи психолога?

    Д – познакомиться с людьми другого склада, не страдающими застенчивостью?

    7. Как Вы поступите в конфликтной ситуации:

    Б – поговорю с тем, с кем вступил в конфликт?

    А – напишу ему письмо?

    В – попробую разрешить конфликт через посредника?

    8. Какого рода страх возникает у Вас, когда Вы ошибаетесь:

    Д – страх того, что ошибка может изменить тот порядок, к которому вы привыкли?

    Г – боязнь наказания?

    Е – боязнь потерять престиж?

    9. Когда Вы с кем-то разговариваете, то:

    А – время от времени отводите взгляд?

    Б – смотрите прямо в глаза собеседнику?

    Г – отводите взгляд, даже когда к Вам обращаются?

    10. Когда Вы ведете важный разговор, то:

    Е – тон разговора обычно остается спокойным?

    Д – Вы то и дело вставляете ничего не значащие слова?

    Г – Вы повторяетесь, волнуетесь, голос начинает Вас подводить?

    Ключ к тестовому заданию «Принятие решений»

    Если почти все Ваши ответы состоят из вариантов А и Д, то Вы не особенно решительный (в принятии решений) человек. Но Вас нельзя назвать и нерешительным. Вы действуете не всегда достаточно активно и быстро, но только потому, что считаете – дело того не стоит. Вам нравятся отважные люди. Но часто Вы оправдываете и нерешительных, считая, что их действия – результат не страха, а осмотрительности и осторожности.

    Если Вы выбрали главным образом варианты Б, Е, то Вы, безусловно, решительный (в принятии решений) человек. Вы слишком часто пренебрегаете вещами, которые считаете мелкими, незначительными. Но, несмотря на это, Вас ценят как самостоятельную и интересную личность. Если у Вас есть еще и чувство ответственности, то Вам часто поручают сложные задания, но в этом случае в Вашей группе должны быть люди другого типа, которые бы уравновешивали Вашу слишком большую активность. Не нужно ли Вам все же лучше продумывать решения, которые Вы принимаете?

    Если же Ваши ответы относятся к вариантам В, Г, то Вы боитесь не только принимать решения, но даже обдумывать их, страшась приближающихся событий. Ваше психологическое состояние нельзя назвать стабильным, благополучным. Часто Вы скорее ожидаете критики ваших действий, чем похвалы.

    8.3. Тест «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок» [3, с. 47]

    Часто говорят, что люди учатся на своих ошибках. Но не реже произносят выражение «Наступил на те же грабли...». Данный тест покажет, насколько Вы умеете учитывать прежние ошибки и принимать правильные решения.

    На вопросы этого теста следует отвечать «да», «нет», «не знаю».

    1. Случалось ли Вам когда-либо совершить жизненную ошибку, результаты которой Вы чувствовали в течение нескольких месяцев или лет?

    2. Можно ли было избежать этой ошибки?

    3. Случается ли Вам настаивать на своем собственном мнении, если Вы не уверены на 100% в его правильности?

    4. Рассказывали ли Вы кому-то из самых близких о своей самой большой жизненной ошибке?

    5. Считаете ли Вы, что в определенном возрасте характер человека уже не может измениться?

    6. Если кто-то доставил Вам небольшое огорчение, можете ли Вы быстро забыть об этом?

    7. Иногда считаете ли Вы себя неудачником?

    8. Считаете ли Вы себя человеком с большим чувством юмора?

    9. Если бы Вы могли изменить важнейшие события, имевшие место в прошлом, построили бы Вы иначе свою жизнь?

    10. Руководит ли Вами при принятии ежедневных личных решений больше рассудок чем эмоции?

    11. С трудом ли Вам дается принятие мелких решений по вопросам, которые каждый день ставит жизнь?

    12. Пользовались ли Вы советом или помощью людей, не входящих в число самых близких лиц, при принятии жизненно важных решений?

    13. Часто ли Вы возвращаетесь в воспоминаниях к минутам, которые были для Вас неприятными?

    14. Нравится ли Вам Ваш характер?

    15. Случалось ли Вам просить у кого-либо прощения, хотя Вы не считали себя виноватым?

    Ключ к тестовому заданию «Умение принимать решения с учетом прежних ошибок»

    За каждый ответ «да» на вопросы: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13 и «нет» на вопросы: 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 15 получаете по 10 баллов. За каждый ответ «не знаю» – 5 баллов.

    От 100 до 150 баллов Вы обладаете исключительной способностью усложнять себе жизнь. Возможно, Вы уже находитесь на том этапе, когда собственные ошибки Вы оцениваете как успехи. Вы находитесь на пути к очередной жизненной ошибке! Немедленно найдите себе советчика, прежде чем примете очередное ошибочное решение, которым снова не будете довольны ни Вы, ни Ваше окружение.

    От 50 до 99 баллов быть может, то, что Вы называете великой ошибкой, которую Вы когда-то допустили в жизни, сегодня связано с другим взглядом на себя и свое прошлое. Ваша осторожность не всегда является гарантией полного жизненного везения.

    От 0 до 49 баллов в ближайшее время Вам не грозит опасность допустить жизненную ошибку. Естественно, гарантия этого – Вы сами. У Вас есть много черт, которыми обладают люди с большими способностями хорошего планирования и предвидения собственного будущего. Похоже, что Вы полностью ощущаете себя творцом своей жизни.

    Практическое задание

    1. По итогам теста разработайте индивидуальную модель принятия решений.

    2. Осуществите самотестирование, используя следующие вопросы:

    • что подразумевается под «управленческим решением»?

    • в чем заключается важность принятия управленческого решения?

    • каковы ключевые моменты в принятии решений?

    • как моделируется алгоритм принятия решений?

    8.4. Ситуации

    Ситуация 1

    Работники отдела сбыта и отдела рекламы не могут прийти к единому мнению по вопросу, требующему совместных усилий. Они приходят к руководителю и описывают ему сложившуюся ситуацию. Начинается длиннейшая дискуссия с убедительными аргументами с обеих сторон. Скоро все участники беседы понимают, что конечной ее целью является не выработка оптимального решения, а отстаивание собственной точки зрения. Как в данной ситуации поступить руководителю, чтобы принять правильное решение?

    Ситуация 2

    Вы, будучи начальником отдела сбыта, самостоятельно, без ведома Вашего руководителя и без совещания с Вашими коллегами, дали распоряжение об отгрузке Вашей продукции совершенно новому потребителю, так как Вам была предложена выгодная цена за продукцию. Но Ваш новый партнер оказался «фирмой-невидимкой», и Вы не получили оплаты за продукцию. Ваш руководитель в гневе, так как компания понесла огромный ущерб. В чем Ваша ошибка и как Вы построите свое объяснение с руководителем?

    Ситуация 3

    Вам, как руководителю, предлагают решение важной проблемы в более короткий срок, да еще в результате и получение прибыли, но сама реализация данного решения весьма рискованна. Как Вы поступите?

    Ситуация 4

    Вы – руководитель предприятия. Вам необходимо уехать в длительную командировку. Вместо Вас остаются два заместителя. Первый хорошо работает в команде, но уклоняется от достижения цели, другой всегда добивается поставленной цели, но имеет трудности с делегированием полномочий. Между ними существует конфликт. Кого из них следует назначить старшим?

    Ситуация 5

    Вы поручаете важное задание компетентному, по Вашему мнению, сотруднику. Но вдруг Вы узнаете о человеке, который более компетентен в этом вопросе и может выполнить данное задание намного лучше. Как Вы поступите в этой ситуации?

    Ситуация 6

    Вы неожиданно узнаете, что сотрудник, которому Вы поручили разработку важного проекта, по этому же вопросу параллельно работает в другой фирме. Какое решение Вы примете в данной ситуации?

    Тема 9. Делегирование полномочий

    Делегирование следует считать одной из самых важных проблем в управлении и, одновременно, одной из самых сложных и актуальных. В общем смысле под делегированием можно понимать передачу подчиненному задачи из сферы действий руководителя.

    Делегирование полномочий – это метод расширения управленческих возможностей руководителя путем передачи части своих прав и обязанностей подчиненным.

    Одно из важнейших достоинств делегирования заключается в том, что оно, предоставляя подчиненным определенную самостоятельность в работе, дает возможность выяснить, есть ли у них задатки, необходимые для управленческой деятельности, а если они имеются, то в этом случае делегирование позволит их развить.

    9.1. Тест «Как Вы справляетесь с делегированием?»

    Если Вы не успеваете выполнять свою работу, если Вам постоянно не хватает времени, значит, часть своей текущей работы Вам нужно передать подчиненным. Узнать ответы на эти вопросы Вам поможет предлагаемый ниже тест [8, с. 55].

    Ответьте на вопросы «да» или «нет».

    1. Продолжаете ли Вы работать после окончания рабочего дня?

    2. Трудитесь ли Вы дольше своих сотрудников?

    3. Часто ли Вы выполняете за других работу, с которой вполне могли бы справиться и без Вашего участия?

    4. Удается ли Вам найти, в случае необходимости, подчиненного или коллегу, который помог бы Вам?

    5. Знает ли Ваш подчиненный Ваши задачи и сферу деятельности достаточно хорошо, чтобы заменить Вас, если Вы уедете в длительную командировку?

    6. Хватает ли Вам времени на планирование?

    7. Бывает ли завален Ваш письменный стол, когда Вы возвращаетесь из командировки?

    8. Занимаетесь ли Вы еще делами или проблемами из той сферы ответственности, которая была закреплена за Вами до повышения по службе?

    9. Часто ли Вы бываете вынуждены откладывать важную задачу, чтобы выполнить другие?

    10. Часто ли Вам приходится напрягаться, чтобы уложиться в срок?

    11. Часто ли Вы сами диктуете секретарю большую часть своих памятных записок, корреспонденций и отчетов?

    12. Расходуете ли Вы время на рутинную работу, которую могут сделать другие?

    13. Часто ли к Вам обращаются по поводу задач, не выполненных Вашими подчиненными?

    14. Хватает ли Вам времени на общественную и представительскую работу?

    15. Стремитесь ли Вы к тому, чтобы быть в курсе всех дел и иметь информацию обо всем?

    16. Стоит ли Вам больших усилий придерживаться списка последовательности выполнения приоритетных дел?

    Ключ к тестовому заданию «Как Вы справляетесь с делегированием?»

    Подсчитайте количество ответов «да» и «нет». Если:

    0 – 3 ответа «да» Вы делегируете отлично;

    4 – 7 ответов «да» у Вас есть резервы для делегирования;

    8 и более ответов «да» – похоже, что делегирование представляет для Вас серьезную проблему. Решению этой проблемы Вы должны уделить первостепенное внимание.

    9.2. Тест «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?» [44]

    Чтобы работа была продуктивной и эффективной, каждый менеджер должен считаться с мнением своих коллег. Хороший специалист может вовремя прийти на помощь и не вмешиваться в посторонние дела, если этого не требует ситуация.

    1. Вы отправляетесь за границу отдыхать, но не говорите ни на одном иностранном языке. Ваши действия:

    а) нанимаете переводчика;

    б) не выпускаете словаря из рук и сами пытаетесь объясниться;

    в) не выходите из отеля.

    2. Начальник уехал в командировку, оставив номер телефона гостиницы, в которой остановился. Ваши действия:

    а) постоянно названиваете ему, чтобы согласовать различные вопросы;

    б) звоните, чтобы узнать как добрался;

    в) спросите его, когда вернется.

    3. Вылет Вашего рейса откладывается, и пассажиры вынуждены сидеть в самолете. Ваши действия:

    а) знакомитесь с окружающими пассажирами и рассказываете анекдоты;

    б) смиряетесь с ситуацией, но просите дополнительный обед в качестве компенсации за моральный ущерб;

    в) берете стюардессу в заложники.

    4. В походе с приятелем Вы отстаете от основной группы. Ваши действия:

    а) берете командование на себя, если не Вы, то кто же найдет дорогу;

    б) одному даете изучать карту, другого отправляете изучать местность: одна голова хорошо, а две лучше;

    в) не волнуетесь, Вы-то не пропадете.

    5. У соседа в общежитии Вы в первую очередь спросите:

    а) только имя;

    б) есть ли общие знакомые;

    в) ничего не спросите: если что-нибудь понадобится, сам подойдет.

    6. Пару дней Вы болели и немного запустили дела. Вернувшись на работу, Вы:

    а) не поднимая головы, разбираетесь с делами;

    б) просите коллег помочь;

    в) не паникуете: все знают, что Вы болели.

    7. Вы решили купить квартиру. Ваши действия:

    а) звоните в агентство недвижимости;

    б) покупаете газету объявлений;

    в) решаете, как пройдет новоселье.

    8. У друга намечается вечеринка, он Вас пригласил. Ваши действия:

    а) интересуетесь, чем сможете помочь;

    б) просто приветствуете эту идею;

    в) закупаете все необходимое, лишним не будет.

    Ключ к тестовому заданию «Умеете ли Вы принимать рациональные решения?»


    Таблица 28


    От 8 до 14 баллов Вы действительно берете на себя слишком много. Будьте осторожнее, это может плохо повлиять на Ваше здоровье. Научитесь правильно принимать решения и распределять полномочия.

    От 15 до 17 баллов Ваше умение использовать свои сильные и слабые стороны достойны подражания! Вы замечательно играете в команде и понимаете, что общая работа приносит больший результат, чем личная победа. Вы внимательны к другим и не боитесь, что Вас подведут, выбираете тех, на кого можно положиться. Когда надо, Вы выходите вперед, когда надо – уступаете дорогу. Не обещаете лишнего, уравновешены. Все это только укрепляет Ваши позиции лидера.

    От 18 до 24 баллов не будьте слишком пассивны в принятии решений. Это уж точно не скажется благотворно на результатах вашей деятельности!

    9.3. Тест «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?» [35, с. 115]

    Чтобы определить вашу степень пригодности к самостоятельной работе, мы предлагаем ответить на вопросы. Ответы оценены следующим образом: «да» – 1; «затрудняюсь ответить» – 2; «нет» – 3.

    1. Достаточно ли у Вас профессиональных знаний в избранной Вами области деятельности?

    2. Способны ли Вы распределить работу среди подчиненных, оставив себе наиболее важную?

    3. Сможете ли Вы решить многообразные проблемы управления (формирование портфеля заказов, прогнозирование финансового состояния и рентабельности отдельных изделий, применение рациональной системы оплаты труда и т.п.)?

    4. Доверяете ли Вы себе полностью или будете прибегать к помощи специалистов по отдельным вопросам?

    5. Будете ли Вы контролировать выполнение поручений?

    6. Будете ли Вы доверять Вашим подчиненным выбор метода выполнения работы?

    7. Считаете ли Вы расходование средств на повышение квалификации выгодным вложением средств?

    8. Имеете ли Вы достаточно ясное представление о своей деятельности на ближайший год или два?

    9. Если Вам придется делить доход с вашим товарищем и партнером, уверены ли Вы, что сохраните с ним дружеские отношения?

    10. Дадите ли Вы твердое обещание, если у Вас нет уверенности в том, что сумеете его выполнить?

    11. Согласны ли Ваши родственники и друзья с Вашими намерениями заняться предпринимательской или управленческой деятельностью?

    12. Способны ли Вы выделить при большой нагрузке время на обдумывание перспективных вопросов?

    13. Располагаете ли Вы необходимыми средствами для открытия нового дела или начала нового вида деятельности?

    14. Делаете ли Вы записи того, что задумали осуществить?

    15. Планируете ли Вы свой рабочий день?

    16. Будете ли Вы отмечать достижения своих подчиненных или постараетесь их не замечать?

    17. Способны ли Вы скрыть свое раздражение?

    18. Наводили ли Вы справки о делах аналогичных производств?

    19. Можете ли Вы получить прибыль, которая больше, чем прибыли конкурентов?

    20. При выборе правовой формы Вашего предприятия изучили ли Вы налоговую систему?

    21. Учитываете ли Вы, что партнеры по бизнесу могут быть не всегда искренни?

    Ключ к тестовому заданию «Необходимо ли Вам применять методы делегирования?»


    Таблица 29


    От 80 до 124 баллов смело беритесь за дело самостоятельно;

    От 40 до 80 баллов еще раз подумайте, достаточно ли у Вас развиты навыки делегирования.

    От 40 баллов и менее лучше приниматься за дело с соответствующими помощниками.

    9.4. Тест «Ваш стиль делегирования при работе с документами» [10, с. 205]

    Делегирование – очень важная часть работы руководителя. Но делегировать полномочия надо правильно. Данное тестовое задание поможет определить, насколько правильно Вы умеете делегировать полномочия на примере работы с документами.

    Тест состоит из 4 групп, в каждую из которых входит 3 вопроса. За ответ «совершенно справедливо» полагается 3 балла; за ответ «пожалуй, справедливо» – 2; за ответ «не совсем так» – 1; за ответ «совершенно не так» – 0 баллов. Подсчитайте набранные Вами баллы.

    Группа 1

    1. Когда у меня много неотложной работы, я часто откладываю новые бумаги в сторону.

    2. Когда я не слишком загружен прочими делами, то обрабатываю большую часть бумаг сам.

    3. Я лично разбираю корреспонденцию, потому что больше с ней никто не справится, а вид непрочитанных бумаг меня раздражает.

    Группа 2

    1. Мне приходится преодолевать внутреннее сопротивление, когда я поручаю подчиненному подготовить важный документ.

    2. Большую часть документации по менее важным вопросам готовят мои подчиненные.

    3. Я обращаюсь за помощью к другим только в том случае, когда возможность служебных неприятностей становится весьма реальной.

    Группа 3

    1. Меня раздражает, что приходится тратить время на бумажную рутину, и когда я занят, бумаги отодвигаются в сторону.

    2. Я не считаю себя обязанным отвечать на каждую бумажку, адресованную мне.

    3. Я не считаю, что объем и характер служебной переписки отражает успешность моей работы и мое положение в организации.

    Группа 4

    1. Когда я сталкиваюсь с кризисной ситуацией, мне не хватает времени, чтобы прочитать все документы.

    2. Лишь мысль об увольнении может заставить меня дописать служебный доклад.

    3. У меня всегда есть более важные дела, поэтому я откладываю рутинную документацию в сторону.

    Ключ к тестовому заданию «Ваш стиль делегирования при работе с документами»

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 1-й группе, то Вы, скорее всего, «суперисполнитель», а потому склонны делать сами большую, чем необходимо, долю бумажной работы, недогружая своих подчиненных. Правда, кое-кому из высшего начальства нравится Ваша постоянная занятость, но ярлык «истого служаки» отнюдь не гарантирует продвижения по службе и уважения коллег и починенных.

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 2-й группе, то Вы, скорее всего, «расшифровщик». Конечно делегирование обязанностей – одно из важнейших правил современной науки об управлении, и оно может значительно облегчить Вам работу (естественно, если делегировать правильно). Конечно, со временем Вы овладеете искусством делегирования, но лучше сократить данный процесс, проштудировав литературу по вопросам управления.

    Если Вы набрали 7 и более баллов по 3-й группе, значит, Вам присущи черты «антибюрократа» и Вы склонны игнорировать важность бумажной работы. Такие привычки могут дорого обойтись, если в Вашей организации объем бумажной работы велик и ей придается большое значение. Поэтому Вам стоит пересмотреть свое отношение к «бумажкам» либо поискать себе место в организации, где бумажной работы меньше.

    Если же Вы набрали 7 и более баллов по 4-й группе, значит, в Вас слишком много от «волокитчика» и Вы обречены постоянно выслушивать упреки начальства за задержку различных документов. Выручить Вас могут лишь более дифференцированный подход к входящей документации и более широкое использование делегирования.

    Наконец, если по 4-й группе вы набрали 3 балла и менее, то Вы относитесь к бумажной работе слишком истово, забывая, что есть дела более важные, требующие Вашего личного присутствия.

    Практическое задание

    1. В целях выработки навыков в делегировании полномочий заполните по приведенному образцу так называемый реестр поручений, в который необходимо заносить конкретные задачи (в соответствии с приоритетностью АБВ), сроки исполнения и результаты контроля.



    2. На основании изученного материала «Делегирование полномочий» и материала «Секретарь руководителя» составьте должностную инструкцию для секретаря руководителя коммерческой организации в соответствии со следующими разделами:

    • Наименование отдела;

    • Название должности;

    • Требования к образованию;

    • Требование к опыту работы;

    • Перечень выполняемых функций;

    • Требования к профессиональным качествам;

    • Права и обязанности.

    9.5. Ситуации

    Ситуация 1

    На беседу к Вам пришел подчиненный, которому Вы поручили контролировать исполнение важного решения. Он утверждает, что не успевает одновременно со своей текущей работой следить за деятельностью других людей, и требует, чтобы за эту дополнительную работу ему выплатили премию. Вы твердо знаете, что основная деятельность данного сотрудника занимает у него менее половины всего рабочего времени. Вы:

    а) соглашаетесь с его доводами и выплачиваете премию;

    б) даете ему в помощники еще несколько человек и делите премию между ними;

    в) отказываете ему в его требовании, приводя в качестве аргумента то, что премии он не заслужил;

    г) поручаете его работу другому сотруднику.

    Выберите наиболее подходящее из приведенных решений или предложите свое.

    Ситуация 2

    Вы возложили на своего подчиненного, бригадира ремонтной организации, ответственность за обучение молодых работников. Для этого Вы предоставили ему определенные права. Некоторое время спустя, проходя мимо, Вы невольно становитесь свидетелем того, как он занимается с новичком, и обнаруживаете, что делает он это совершенно неправильно. Как Вы поступите?

    Ситуация 3

    Существует важное дело, которое требует безотлагательного решения. Как Вы поступите в данной ситуации:

    а) найдете сотрудника, для которого это дело имеет наибольшее значение, и назначите его ответственным за исполнение;

    б) поручите выполнение менее загруженному сотруднику?

    Ситуация 4

    Вы поручаете выполнение задания своему подчиненному, зная, что только он в состоянии хорошо его выполнить. Но вдруг Вы узнаете, что тот перепоручил задание другому лицу, и в результате задание к сроку не было выполнено.

    Вы вызываете к себе в кабинет обоих и говорите: ...

    Ситуация 5

    Вы отдали распоряжение, касающееся решения проблемы. Ваш подчиненный не выполнил этого распоряжения, но решил проблему, используя другие средства. Вы понимаете, что его решение лучше Вашего.

    Как следует поступить в этой ситуации?

    Ситуация 6

    Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением Вашего ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете свои задания неотложными.

    Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения:

    а) не оспаривая задание начальника, буду строго придерживаться должностной субординации, предложу подчиненному отложить выполнение текущей работы;

    б) все зависит от того, насколько для меня авторитетен начальник;

    в) выражу подчиненному свое несогласие с заданием начальника, предупрежу его, что впредь в подобных ситуациях буду отменять задания, поручаемые ему без согласия со мной;

    г) в интересах дела предложу подчиненному выполнить начатую работу.

    Ситуация 7

    Директор одной крупной фирмы делегировал подчиненному свои функции, которые заключались в следующем: подчиненный должен был пойти на важную встречу с заказчиком и заключить очень важный договор. Директор был уверен в компетентности этого работника и его способностях, но внезапно директор узнает о том, что подчиненный переусердствовал и все испортил.

    Директор вызывает его и говорит: ...

    Ситуация 8

    Вы – руководитель, который довольно успешно применяет приемы делегирования. Один из Ваших подчиненных все делает сам, никому ничего не доверяет, а поэтому часто задерживается на работе, сильно устает.

    Вы приглашаете его на беседу, где подробно и убедительно рассказываете ему о делегировании и просите попробовать этот метод, мотивируя это своими высокими показателями в работе и отличным качеством.

    Через месяц проходит производственное совещание, где обсуждаются результаты работы, и оказывается, что на участке этого подчиненного самые низкие результаты, хотя раньше было наоборот. Директор высказывает недовольство по этому поводу, на что подчиненный отвечает: «Вы же сами мне так посоветовали».

    Вы говорите: ...









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх