• Глава 1. Основные понятия о каналах
  • Глава 2. Клиническое использование каналов
  • Часть X. Основные сведения, относящиеся к каналам[54]

    Теория каналов — важнейшая составная часть в системе теории китайской медицины; вместе с учениями об инь-ян, о плотных и полых органах и другими, она относится к основам китайской медицины. В книге "Входные ворота в медицину" (И сюэ жумэнь) есть такое высказывание: "В медицине не знать каналов — все равно, что ночью ходить без фонаря". В книге "Законы и правила медицинских школ" (И мэнь фа люй) есть такая фраза: "(Пытаться) лечить болезни, не зная каналов — это все равно, что просто открывать рот и шевелить руками — (все будет ошибочно)". Это показывает, что теория каналов — не только базовое учение китайской медицины, она также имеет связи с диагностикой, симптоматикой, лечением с применением лекарств. О связях цигуна с каналами говорить особо нечего. Просто одновременно с овладением "журавлиной работой" необходимо познакомиться с основными знаниями о каналах.

    Глава 1. Основные понятия о каналах

    В "Трактате о внутреннем" (Нэйдзин) каналы (цзин ло) разделяют на два вида: продольные (цзин май) и поперечные (ло май)[55]. Ли Чань говорил, что цзин имеет значение "тропа" [по-китайски также звучит цзин, но обозначается другим иероглифом], наподобие дорожки для прохода; ло — сеть, переплетение, покрывающее промежутки между продольными каналами, опутывающее все тело. В Линшу, в "Главе о измерении пульса" сказано: "То, что ответвляется и выходит поперек, есть ло; то, что отличается от ло, есть побег (сунь)". В "Главе о продольных каналах" сказано: "12 продольных каналов преимущественно проходят между мышцами, глубоко и невидимо… Все каналы, которые лежат на поверхности и обычно видны, это ло май.[56] "В книге "Входные ворота в медицину" говорится: "Вертикальные каналы — это цзин". Обобщая сказанное, отметим: продольные каналы (цзин май) идут вертикально и относительно глубоко между мышцами; поперечные каналы (ло май) — это ответвления продольных каналов; они идут поперек мышц относительно неглубоко. Ответвления на поперечных каналах, называемые "побеговыми каналами" (сунь май), — это некие тонкие поперечные каналы.

    В цигуне часто используют 12 продольных каналов и 8 сосудов чудесного прохождения.

    Двенадцать продольных каналов — "основные стволы" продольных каналов, их еще называют "12 прямых каналов". В Линшу, в главе "О морях" сказано: "12 продольных каналов внутри связаны с плотными и полыми органам, снаружи — с конечностями и суставами". Проходя внутрь, они соединяются с внутренними органами, а проходя снаружи, на поверхности тела, связываются с четырьмя конечностями и суставами. Каждый продольный канал имеет левую и правую ветви. В целом, их разделяют на каналы рук и ног, на три иньских и три янских [описание каналов опускаем].

    Глава 2. Клиническое использование каналов

    Физиологическая сторона

    Продольные и поперечные каналы соединяются внутри с пятью плотными и шестью полыми органами, а снаружи связаны с кожей и мышцами, сухожилиями и костями. Они охватывают все тело, пронизывая его сверху донизу и связывая все органы в совершенный комплекс. Основных функций у них три:

    1. Перенос ци-крови. Каналы — пути транспортировки ци-крови в теле. Как сказано в Линшу, в "Главе о коренных плотных органах": "Продольные каналы — это то, по чему проходит ци-кровь и что служит для благополучия инь-ян, В "Трактате о трудном" (Наньцзин), в "Двадцать третьей трудности" читаем: "По продольным каналам (цзин) проходит ци-кровь, они соединяют инь-ян для процветания в теле"[57].

    Двенадцать продольных каналов — основные магистрали прохождения ци-крови. Восемь чудесных каналов предназначены для регулирования прибылей и убытков в двенадцати каналах. Плотные и полые органы, остальные органы, а также различные ткани и даже кожа и волосы должны опираться на движение ци-крови в каналах, чтобы получить подпитку. Каналы кольцеобразно проходят по всему телу. "Во "Входных воротах в медицину" сказано: "Двенадцать граней реально образуют один канал". Ци-кровь безостановочно циркулирует внутри каналов в порядке, указанном в книге "Трактат о трудном", в "Двадцать третьей трудности" сказано: "Их начало выходит из "среднего обогревателя" [начало канала легких], вливается в великий инь на руке, из него — в канал янский свет, янский свет вливается в ножной янский свет и великий инь… и возвращается в великий инь на руке… как кольцо без начала и конца; вращение с взаимоорешением".

    2. Развитие функций защитной энергии — по противодействию вредоносности. Питательная и защитная энергии тела человека движутся, следуя по продольным каналам. Питательная энергия протекает внутри каналов и ими ограничивается Защитная энергия проходит и циркулирует без ограничений вне каналов, опираясь на продольные и поперечные каналы. Именно потому, что энергии движутся по-разному, одна внутри, другая — вне каналов, законы их движения также различаются. Так, в Линшу, в "Главе о рождении встречи питательной к защитной (энергий)" сказано: "Питательная (энергия) крутится без отдыха, делает 50 (оборотов) и возвращается к (точке) "великий источник" (тайюань Р9), инь и ян друг друга пронизывают, как кольцо без начала и конца. Защитная ци ходит в инь 25 мер, ходит в ян 25 мер, разделяясь на день к ночь". Таким образом, питательная энергия циркулирует по продольным каналам, течет по кругу без отдыха. Защитная энергия днем ходит по ян, ночью — по инь. Дневная (или действующая) защитная энергия идет по кругу по янским каналам, а ночная (или отдыхающая) защитная энергия внутри идет по иньским каналам. Янские каналы главенствуют над поверхностным, иньские над внутренним. Когда защитная энергия идет по янским каналам, то ци каналов по пути своего следования рассеивается по поверхности тела, прочно его защищая. Таким образом, в период активности человека, ветру и холоду нелегко напасть на него. Когда защитная энергия идет по иньским каналам, то входит внутрь тела, согревая внутренние органы, поэтому во сне легко поддаться действию ветра и холода. В общем, действие защитной энергии по сопротивлению внешней вредной ци может проявиться только через продольные и поперечные каналы.

    3. Связь с внутренними органами. Из двенадцати продольных каналов янские каналы принадлежат полым внутренним органам. Они соединяются с плотными органами, которые, в свою очередь, сочетаются с полыми органами. Иньские продольные каналы принадлежат плотным внутренним органам, соединяются с полыми органами, сочетающимися с плотными[58].

    Так, связываются поверхностное и внутреннее, плотные и полые органы. Прохождение каналов в теле можно разделить на две части. Первая — внутренняя. В Линшу, в главе "Продольные каналы" читаем: "Канал легких, великий инь рук, начинается в "среднем обогревателе", внизу связан (ло) с толстой кишкой, возвращаясь, идет к отверстию желудка, поднимается к диафрагме, принадлежащей легким, от легких далее идет к подмышке… Канал великий ян рук, янский свет, начинается…" и т. д. Такова внутренняя взаимосвязь продольных каналов в теле. Вторая часть каналов проходит по поверхности тела. На каждой такой части расположены определенные "точки согласия" (ту сюэ), и на каждом канале среди "точек согласия" существует одна "связующая точка" (лосюэ).

    Патологическая сторона

    1. Каналы — это пути передачи патогенных загрязнений. В книге "Прямые вопросы", в главе "О ложных уколах" сказано: "Вот загрязнения (вредоносные энергии) гостят в форме (в теле). Сначала они непременно поселяются в коже и волосках, где, (если) остаются и не уходят, (то) входят и поселяются в побеговых поперечных (каналах); (если) остаются и не уходят, (то) входят и поселяются в поперечных каналах; (если) остаются и не уходят, (то) входят и поселяются в продольных каналах, внутри соединяются с пятью плотными органами, распространяются в кишечнике и желудке, (повреждают) инь и ян, пять плотных органов оставляют пораженными. Таков порядок проникновения загрязнения от кожи и волос до предела пяти плотных органов". Смысл в том, что из-за недостатка правильной жизненной энергии [правильная жизненная энергия чжэнци — противоположность извращенной энергии се ци] каналы утрачивают функцию защиты извне. Тогда болезнетворное загрязнение поселяется на поверхности тела и там остается. Затем оно по каналам проходит снаружи внутрь и распространяется, развиваясь. Это называют "передачей изменений". Таким образом, если невозможно своевременно ликвидировать болезнетворное загрязнение, приобретенное на поверхности тела, то по каналам оно может проникнуть внутрь к плотным и полым органам.

    Кроме того, из-за того, что плотные и полые органы связаны между собой через каналы, соединяющие поверхностное и внутреннее, заболевание плотных органов отрицательно влияет на полые органы, а заболевание полых каналов может повредить плотным органам.

    2. Каналы позволяют выявлять болезненные изменения внутренних органов по изменениям на поверхности тела. Каналы внутри принадлежат к плотным и полым органам и снаружи связаны с конечностями и суставами, они имеют определенные пути прохождения, по которым внешние вредоносные энергии се проникают внутрь. При возникновении заболевания во внутренних органах это может также проявиться через каналы на соответствующей органу поверхности тела. Так, в книге "Прямые вопросы" в главе "Время сопоставления ци плотных органов" сказано: "При болезни печени возникают боли в обоих боках и напрягается низ живота… При болезни сердца болят внутренние поверхности рук. При болезни селезенки… болят ступни ног. При болезни легких… боли в плечах и спине. При болезни почек… боли в верхней и нижней частях живота" и т. д. Таковы определенные канальные зоны на поверхности тела, в которых отражаются болезни внутренних органах. Кроме того, если из-за опухоли болит зуб, то этот синдром часто относится к поражению ветром и жаром (канала) янский свет; если глаза красные и слабо различают свет, то это часто относится к поражению ветром и жаром канала печени; если голова кружится, в ушах звон, то это часто относится к пустоте почек и так далее. Так через каналы проявляется болезнь в соответствующих "выходных отверстиях".

    В целом, каналы — это пути циркуляции ци и крови, а также пути развития и проявления болезней.

    Диагностическая сторона

    Каналы — это пути, соединяющие внутренние органы с различными структурами тела. Они также принадлежат плотным и полым органам и связаны с ними. Каждый канал проходит через определенные зоны, имея начало и конец. Таким образом, можно произвести обоснование диагноза по клиническим симптомам. Например, возьмем канал и сосуд селезенки великий инь ног: он соприкасается с корнем языка, если корень языка напряженный и болезненный — значит имеет место воспаление селезенки и жар, хотя язык относится к сердцу ("входное отверстие" сердца — язык). Возьмем канал и сосуд печени недостаточный инь ног (цзюэинь), он окружает половые органы, распространяется по бокам и ребрам, поэтому, при коликах и болях в боках, часто связывают диагноз с печенью. Три янских ручных и ножных канала поднимаются к голове и лицу, но, если болит голова, в распределении болей есть разница. Ножной канал великий ян опускается по шее, поэтому боль в затылке и шее относят к великому ян. Ножной канал янский свет входит в зубы, доходит до лба и черепа, поэтому боль в области лба и зубную боль относят к каналу янский свет. Канал малый ян ног обходит голову по бокам и окружает уши, поэтому боль в половине головы и боль в ушах относят к малому ян, и так далее. Такая диагностика осуществляется на основе учета соответствий между каналами, связями и проходимыми местами. Она отражает болезненные изменения в плотных и полых органах.

    Терапевтическая сторона

    Учение о каналах широко используется в различных разделах медицины. Его теоретическое обоснование лечения особенно важно для иглоукалывания и прижигания. При лекарственном лечении тоже используют учение о каналах, памятуя, что "лекарства принадлежат каналам". Специфическое воздействие лекарств на определенные зоны тела согласуется с этим учением.

    Схема закона последовательного прохождения иньских и янских каналов по рукам и ногам приведена на рисунке в начале книги.



    Примечания:



    5

    "Памятники даосизма в традиции цигуна — Дао дэ цзин (Лао-цзы Хэшангун чжанцзюйцзянцзе) и Канон желтого двора (Хуан тин цзин цзянцзе)" — СПб., 1993.



    54

    Поскольку на русском языке опубликовано довольно большое количество книг, посвященных этой теме, настоящая глава переведена с сокращениями и с акцентом на оригинальный подход автора и на вопросах, слабо освещенных в нашей литературе. — Прим. перев.



    55

    Как говорилось выше, цзин и ло, согласно словарям, означают "канал" и "сеть", или "основа" и "уток". Май (старое произношение — мо) означает "жила", кровеносный сосуд.



    56

    Мы их здесь называем "поперечные каналы": ло переводим как "поперечный", май — как канал или сосуд.



    57

    См. Д.А. Дубровин. Трудные вопросы классической китайской медицины (Трактат Наньцзин). МП "Аста". Ленинград. 1991. ISBN 5-85962-001-2, стр. 118-121



    58

    Каждому плотному органу соответствует свой полый орган, относящийся к той же стихии (первоэлементу) — см. таблицы в приложении. В конце книги приведены примеры и схемы, поясняющие затронутые здесь вопросы, связанные с каналами.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх