• 1. Правовое регулирование ценообразования
  • 2. Виды цен
  • ЛЕКЦИЯ № 19. Правовое регулирование ценообразования. Виды цен

    1. Правовое регулирование ценообразования

    Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в данном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос – это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена – количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение – это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара – это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена – историческая категория, возникшая в процессе обмена товарами.

    Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производителя и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец, реализуя товар по определенной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответственно, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:


    Ц = С + Пр

    где Ц – цена товара;

    С – себестоимость товара (издержки производства);

    Пр – прибыль, получаемая производителем (продавцом).


    Для определения цены товара можно использовать уравнение Ирвинга Фишера:

    М х О = Т х Ц


    Следовательно:

    Ц = М х О/Т

    Ц – цена единицы товара;

    М – масса денег в обращении;

    О – скорость обращения, т. е. количество оборотов, которое совершает за год денежная единица;

    Т – количество проданного и купленного товара.


    Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:

    1) установление налогов, акцизов, пошлин;

    2) установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);

    3) установление предельной надбавки на лекарства определенного перечня;

    4) государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;

    5) налоговый контроль за определенными сделками. Проверяют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогоплательщиками по однородным товарам в рубежах непродолжительного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.

    2. Виды цен

    Цены можно классифицировать:

    1) по предназначению товара:

    а) оптовые;

    б) розничные;

    2) по способу образования:

    а) договорная;

    б) свободная.

    Оптовая цена – цена продажи изготовителем оптовым покупателям. Она складывается из себестоимости и прибыли, а также возможных скидок и наценок в пользу сбытовой организации.

    Розничная цена – цена, по которой товар продается населению в розницу. Она складывается из оптовой цены товара и наценки розничных продавцов. Договорная цена устанавливается соглашением сторон. Изменение цены после заключения договора возможно в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Если в возмездном договоре цена не установлена и не может быть определена исходя из условий договора, то исполнение договора должно обеспечиваться ценой, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. Свободная цена устанавливается продавцом с учетом конъюнктуры спроса и предложения на рынке идентичных товаров.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх