• Марина НЕЕЛОВА
  • 8 ЯНВАРЯ

    Люди, рожденные 8 января, не являются выраженными экстравертами и недостаточно экспансивны, но в общении с другими они способны выражать свою точку зрения достаточно дерзко, глубоко поражая этим окружающих. Отличаются они физической мощью или нет, находчивость – вот что их часто выручает. Иногда их обвиняют в безумии, так они любят риск и находятся в постоянном поиске новых ощущений и приключений, которые бы утолили их желание все время ходить по лезвию ножа. Самое большое достоинство рожденных 8 января – чувствовать себя в своей тарелке в любой ситуации, даже если окружающие люди являются их противоположностями.

    Любовь. Они должны научиться быть более понимающими и податливыми, в противном случае им никогда не удастся найти свою вторую половину, так как редко кто сможет вынести их излишнюю самоуверенность и гиперэнергию. Время от времени полезно прислушаться к голосу сердца; большая доля присущего им альтруизма делает их желанным объектом страсти.

    Карьера. В большинстве случаев рожденные в этот день добиваются успеха на выбранном поприще благодаря их умению полностью сконцентрироваться на выполненной работе и способности не упустить при этом ни одной детали.

    Здоровье. Мигрень, зубная боль, растяжение мышц, гастрит.

    Достоинства. Уверенность в себе, гордость, обворожительность.

    Недостатки. Нетерпимость, эгоцентричность, чрезмерная серьезность.

    Марина НЕЕЛОВА

    М. Неелова родилась в Ленинграде 8 января 1947 года (Козерог-Собака). Читаем в гороскопе:

    «У Огненной Собаки (ее год длился с 2 февраля 1946 года по 22 января 1947 года; повторяется каждые 60 лет) живой, общительный характер, она заводит друзей с необыкновенной легкостью, а будучи честным и трудолюбивым работником, любит принимать участие в различных мероприятиях. У нее есть явная исследовательская жилка, она – приверженец прогрессивных идей и способна преуспеть там, где другой потерпит неудачу. Она, однако, довольно упряма. Если бы она сумела побороть в себе эту черту, то добилась бы в жизни славы и успеха.

    Козерог-Собака: Она привязана к своему двору, работе, хозяину и часто живет по принципу «собака на сене» – и сама не ем, и другому не дам. В то же время человек этого знака может быть весьма щедрым и доброжелательным, но лишь к тем, кто его интересует. Козерог-Собака может изменить свои взгляды и морально-нравственные принципы, если в этом есть необходимость, если она чувствует, что новый хозяин будет лучше старого. Но все же чувство справедливости, веры в себя заставляет ее в минуты испытания претворять в жизнь то, что она считает правильным, невзирая на запреты и прежние привязанности. У нее есть своя система самооценки, которая основывается на принципах исполнения своего долга.

    Женщина-Собака: Она является ярым поборником справедливости и страдает, когда есть несчастье, безработные, войны, голод. Она очень трудоспособна и в жизни выбирает прямые и справедливые пути. В любви она тоже честна и разумна. Однако в эмоциональном плане она раскрывается очень сложно, потому что ее чувствительность часто сливается с собственным воображением. Собаки всегда пользуются вниманием со стороны противоположного пола, и у них будет много романов и увлечений, которые привнесут в их жизнь не только разнообразие и экзотику, но и заботы и разочарования. Всеми возможными способами Собака будет избегать крупных конфликтов и скандалов. Если она почувствует, что кто-то гладит ее против шерсти, она не будет громко лаять и рычать, а лишь слегка оскалится и удалится с гордо поднятой головой. А вообще, Собаки склонны привязываться к людям, хотя и не выставляют свои чувства и эмоции напоказ. Но это не мешает им находиться в постоянном поиске своего идеала, потому что они стремятся найти половинку, которая бы полностью разделяла их взгляды и убеждения. Все Собаки – неугомонные и неукротимые мечтатели, а их вера в то, что им еще предстоит встретить большое и настоящее чувство, неистребима.

    Значение имени: Марины своенравны. При этом в поведении Марины чаще всего преобладает некоторая порывистость. Она бывает заводной, однако может вдруг неожиданно потерять интерес к только начатому делу. В случае каких-либо конфликтов ей ничего не стоит постоять за себя, хотя долго помнить зло и обиду не в ее характере. Но самое полезное и привлекательное качество Марины – это хорошо развитое чувство юмора, делающее ее довольно веселым и жизнерадостным человеком. Быть может, чего ей действительно не хватает, так это какого-то постоянства и умения концентрироваться на одной конкретной цели…

    Нередко в своем душевном порыве Марина способна наговорить много лишнего, но это вовсе не значит, что вы теперь враги навеки. Скорее всего, уже завтра она и не вспомнит о ссоре или же сама будет серьезно сожалеть о содеянном. Нейтрализовать же вспыхнувший конфликт лучше всего с помощью доброго юмора».

    Вернемся к биографии Марины Нееловой.

    Родители Нееловой были людьми творчески одаренными (отец прекрасно рисовал) и мечтали, чтобы их дочь посвятила себя искусству. Уже с четырех лет мама стала водить Марину в Кировский театр оперы и балета, и за год они пересмотрели все спектакли по нескольку раз. После этого мечтой Марины на долгие годы стал балет. Однако в старших классах она всерьез увлеклась театром. Но еще раньше, в пять лет, с ней произошел знаменательный случай.

    Как-то они шли с мамой по улице и остановились у киоска «Союзпечати». Там Марина обратила внимание на открытку с изображением знаменитого актера советского кино и театра Василия Меркурьева. Девочка попросила маму купить ей ее, хотя таким распространенным в те годы хобби, как коллекционирование открыток любимых артистов, никогда не страдала. Просьба девочки была удовлетворена. По словам Нееловой: «Я шла с мамой за руку по Васильевскому острову и тайком, чтобы не заметили прохожие, прижимала к груди и даже целовала фотографию Меркурьева…»

    С тех пор именно он станет одним из самых любимых актеров Нееловой. Заметим, что по гороскопу Меркурьев (родился 6 апреля 1904 года, Овен-Дракон) Нееловой-Собаке совершенно не подходил ни по году рождения (Дракон – мечтатель, а Собака – реалистка), ни по месяцу (Овен порывист и импульсивен, а Козерог – поклонник дисциплины). Но здесь дело было в другом: Меркурьев необходим был Нееловой как эталон актерского мастерства, та самая вершина, к которой надо стремиться.

    Самое удивительное, но когда в 1964 году (Дракон) Неелова закончила школу и поступила на актерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии, она попала в мастерскую, которой руководили Василий Меркурьев и его супруга Ирина Мейерхольд. Заметим, что у супругов Меркурьевых был векторный брак (Дракон – Кот), что подразумевает довольно сложные отношения с непредсказуемыми последствиями. Сохраниться такой брак может в том случае, если Кот будет относиться к Дракону как к истинному господину (то есть согласно их «вектору»), боготворить его. В нашем случае, видимо, так и случилось – супруги Меркурьевы прожили вместе всю жизнь.

    Но вернемся к Нееловой.

    В институт она поступила в год Змеи (1965). Читаем в гороскопе Собаки: «Для нее это время переосмысления жизни. Она проведет его за чтением и станет вдумчивым и неторопливым философом». Так и вышло: Нееловой в тот год пришлось много читать и размышлять о смысле жизни, поскольку именно тогда последняя совершала свой самый главный поворот. И происходило это отнюдь не без труда. Послушаем рассказ самой актрисы:

    «Меня приняли в институт кандидатом, то есть я не была зачислена на курс до конца первого семестра, и в зависимости от того, как сдам первый экзамен по мастерству, я буду принята или отчислена. «Что такое быть кандидатом?» – этот вопрос я задавала всем, кому можно, и получала ответ: «Это когда нет индивидуальных занятий с мастером». Получается, что Меркурьев со всеми будет заниматься, а со мной нет? Эта мысль сводила меня с ума несколько дней. «Как же я тогда покажу ему все, на что я способна? Когда? Он ведь может меня даже и не узнать и не заметить самого экзамена?» Был единственный выход: обратить на себя каким-то образом его внимание.

    Еще до экзаменов я слышала, что есть такие занятия, на которых студенты делают этюды с воображаемыми предметами, а поскольку я тщательно готовилась к поступлению именно в этот институт, то довела эту технику буквально до абсурда, часами вышивая, пришивая, нанизывая что-то на что-то, то есть делая с воображаемыми предметами то, чего никогда не делала с существующими. И вот первый самостоятельный этюд. Я играла рыболова. Запутываясь в воображаемых снастях, цепляясь за воображаемый крючок, я, короче говоря, использовала все комедийные штампы, годящиеся к этому случаю. Мне казалось, что я все делаю замечательно, тем более что меня подбадривал смех Меркурьева и педагога Ирины Всеволодовны Мейерхольд.

    После этюдов, как всегда, – разбор. Доходит очередь до меня. Камня на камне не оставил! Но внимание на себя я все-таки обратила. Позже, несмотря на то что мне не положены «индивидуальные занятия с мастером», Василий Васильевич занимался со мной как со всеми, тратил на меня то же время, что и на всех, а иногда и немножко больше. Он всегда хотел, чтобы я сегодня была лучше, чем в прошлый раз. Он хотел, чтобы я лучше всех играла, лучше, чем могу, сдала экзамены. Он подогревал мое творческое самолюбие, верил в меня. И я хотела быть лучше, хотела, чтобы он верил не зря. Этим он научил меня не лениться, не быть довольной собой, своими маленькими удачами».

    Еще в институте о ней сложилось мнение, что характер у нее скверный. «У нее, Маргариты Тереховой и еще у пары-тройки студентов», – говорили сплетники в коридорах института. Однако Василий Васильевич Меркурьев, который никогда не отрицал этого мнения, все же относил Неелову в число самых одаренных своих учениц. Сама же Неелова на этот счет высказывалась коротко: «Просто у меня есть характер, и не нужно говорить, что это плохо». Вспомним гороскоп Нееловой: «Прежде чем записать кого-то не только в друзья, но и всего лишь в приятели, Собака подвергает человека строгой оценке по своеобразной системе ценностей и координат. В итоге такой отсев проходят немногие. У него узкий круг друзей, но все надежные и проверенные…»

    Отметим также неслучайность соседства в «черном списке» фамилии Нееловой рядом с Тереховой (25 августа 1942 года, Дева-Лошадь). Мало того что Собака и Лошадь из одной астрологической команды, так еще и месячные знаки у них дружественные – тоже из одной стихии Земли. Читаем в их гороскопах: «У Козерога и Девы одинаковые жизненные принципы выльются в дружбу и взаимное уважение».

    Вообще в судьбе Нееловой очень ярко будет проявляться эта «собачья» особенность – подбор друзей по схожести характеров и жизненных устремлений. Например, ее «крестной матерью» в кинематографе суждено было стать знаменитому кинорежиссеру Надежде Кошеверовой (автор легендарной «Золушки»; 1947). Что совершенно закономерно, учитывая все тот же гороскоп – режиссер по году своего рождения была Тигром (23 сентября 1902 года, Весы-Тигр), а они с Собакой из одной команды (третьим у них та самая Лошадь). Как написано в гороскопе Собаки: «Она может быть верным соратником Тигра; она преданна, и он это ценит».

    Творческое содружество с Кошеверовой началось в 1968 году, когда та пригласила Неелову в свой фильм «Старая, старая сказка». Причем сразу на две главные роли – дочь трактирщицы и Принцессы. Отметим, что на эти роли пробовались сразу несколько известных актрис, однако режиссер остановила свой выбор именно на дебютантке Нееловой. Вот как об этом вспоминает сама актриса:

    «Прекрасно помню первый съемочный день. Я испытывала страх, который испытывает, наверное, каждый нормальный человек перед первым шагом на сцену, перед вторым, перед десятым и каким угодно, сколько бы ты ни работал. От страха я почувствовала полную раскованность. Я тогда всех насмешила своим отчаянием. Кошеверова, нежный, чуткий человек, нашла в этом что-то и утвердила меня на роль, хотя все категорически высказывались против: «Кого угодно, только не эту». Многие потом спрашивали меня, действительно ли я впервые снимаюсь, потому что оператор был удивлен моей наглостью, которая на самом деле была моим способом самозащиты…»

    Несомненно, что в этом утверждении на роль большое значение играла интуиция режиссера, разглядевшего в дебютантке яркий талант. Однако и влияние звезд отрицать не стоит – родственность знаков режиссера и актрисы говорит именно об этом. Именно поэтому та встреча не станет последней: в своем следующем фильме «Тень» Кошеверова снова снимет Неелову в главной роли. Впрочем, не будем забегать вперед и вернемся в конец 60-х.

    В 1969 году Неелова закончила ЛГИТМиК и была зачислена в штат «Ленфильма». Однако после работы у Кошеверовой сниматься ее больше никто не приглашал, и она некоторое время сидела без работы. По ее же словам: «Я пошла в кино, чтобы через него оказаться в театре. В театре я показываться не могла потому, что, во-первых, страшно боялась, а во-вторых, ни в какой театр, кроме БДТ, живя в Ленинграде, естественно, я не хотела, а в БДТ… Показываться и не быть принятой было равносильно потере уверенности в себе на много лет. Человек, проигрывая, очень теряет в своих запасах. После окончания учебы я так построила свою жизнь в фантазиях: надо будет сняться в каком-то фильме, где я замечательно сыграю и где меня кто-нибудь увидит и пригласит к себе в театр…»

    Заметим, по гороскопу год Петуха (1969) не самый удачный год для Собаки – происходит развечание многих ее иллюзий (для Нееловой – это мечта попасть в театр). Однако Собака должна не сдаваться и продолжать борьбу, тем более что за годом Петуха следует ее «именной» год.

    Итак, 1970 год – «собачий». И сразу дела Нееловой пошли на лад, причем по всем направлениям – как в творчестве, так и в личной жизни. Начнем с первого. Именно тогда на экраны страны наконец-то вышел ее дебютный фильм «Старая, старая сказка» (он ждал своей премьеры больше года), после которого наша героиня проснулась знаменитой. И практически сразу после этого ее снова пригласили сниматься в кино, причем опять в главной роли.

    Фильм назывался «Цвет белого снега», а его режиссером был москвич Анатолий Васильев, который только что закончил двухгодичные режиссерские курсы и свой дипломный фильм решил снимать не в столице, а в Ленинграде. Главную героиню он искал среди сотни молодых актрис, но ни одна из них не подходила по типажу (нужна была девушка «с чудинкой», которая должна была сыграть контролершу в метрополитене по имени Надя). Пока однажды ассистент Васильева не обнаружил фотографию Марины Нееловой в картотеке актерского отдела «Ленфильма». Ее пригласили на пробы и практически с ходу утвердили на роль. Однако члены худсовета были против ее кандидатуры, но их убедил Марлен Хуциев, который, воздев руки вверх, буквально прокричал: «Да вы что, обалдели?! Это же вылитая Анни Жирардо!»

    Символично, что заступился за Неелову именно Хуциев, который родился в год Быка (4 октября 1925 года, Весы-Бык), являющегося… векторным «слугой» Собаки.

    Съемки в этом фильме круто изменили не только творческую жизнь Нееловой, но и личную: в процессе работы у нее случился роман с режиссером Анатолием Васильевым (26 сентября 1939 года, Весы-Кот), который вылился в брачный союз. После этого Неелова переехала с мужем в Москву, где ее тут же пригласили работать в театре. Однако повременим с этой темой и продолжим «личную тему».

    Вспоминает А. Васильев: «С Мариной у нас все само собой пошло. Была влюбленность, мы начали, как сейчас говорят, сожительствовать. А потом я перевез ее в Москву (я – коренной москвич). Свадьбу справляли в ресторане «Арагви», мне хотелось, чтобы все было красиво и по-человечески. Потом, правда, пожалел об этом. Надо было дома торжество устроить, на мой взгляд, в ресторане нельзя отмечать хорошие события. Но тогда меня понесло в псевдоромантику…

    Жили мы с Мариной в жуткой развалюхе. Квартира в «хрущевке» у станции метро «Водный стадион» была жутко запущенной. Но я сумел сделать из нее приличное жилье. Сам перекрывал полы, ремонтировал. Жили мы с Мариной там замечательно. Один кайф и удовольствие…»

    А теперь заглянем в гороскоп и посмотрим, какие сроки отводит он для людей подобных знаков на эти «кайф и удовольствие». Читаем:

    «Женщина-Собака – Мужчина-Кот: С одной стороны, Кот ценит преданность и верность Собаки, и это придает устойчивость их отношениям. Но с другой стороны, зацикленность женщины-Собаки на бытовых проблемах может направить брак не в нужное русло. Созерцатель-муж ничему не будет препятствовать, но однажды встанет и уйдет, так как «гнездо» и бытовой комфорт не удержат его в духовном браке…

    Женщина-Козерог – Мужчина-Весы: Данный союз рождает на свет существенные различия. Во-первых, разность характеров будет постоянно рождать обиды, когда жена-Козерог станет упрекать мужа-Весы в его нерешительности, а он будет тяготиться ее приземленностью. Во-вторых, проблемой станут и разночтения в сексуальных отношениях. Весы будут считать свою партнершу недостаточно утонченной, а ее будет раздражать неспособность Весов обходиться без фантазий и рассуждений. Это же может стать причиной скрытой вражды и разрыва по совершенно пустяковому поводу».

    Все эти прогнозы сбудутся в точности, но поскольку произойдет это не сразу, а чуть погодя, поэтому оставим на время личную жизнь Нееловой и вернемся к ее творчеству.

    Итак, оказавшись в Москве, Неелова вскоре устроилась на работу в один из столичных театров – имени Моссовета. Попала она туда благодаря актеру этого театра Александру Ленькову, который рассказал о Нееловой директору театра, охарактеризовав уже не как «вторую Анни Жирардо», а как «молодую Раневскую». После такой похвалы молодую актрису пригласили показаться в театр.

    М. Неелова вспоминает: «Я начала репетировать в пьесе, и на пятую или шестую репетицию пришел Юрий Завадский (главный режиссер Театра имени Моссовета – Ф. Р.). Пришел и весь худсовет. Занятые в будущем спектакле артисты очень волновались, а я на почве всеобщего волнения успокоилась. Завадский никак не мог дойти до моего выхода, он на каждом слове всех останавливал: войди снова, повтори, неправильно. Как Станиславский: не верю. Я же все время стояла наготове, и меня такое положение уже начинало раздражать. Ведь то был мой дебют, а они тут разрепетировались и никак не могут остановиться. Да что ж это такое? Только приготовлюсь, а на сцене снова какая-то заминка.

    У меня уже был такой напор, что, не выдержав, я выскочила на сцену. Завадский был ошеломлен, а я в течение двадцати минут не давала ему опомниться ни на секунду. Он, оказывается, был не в курсе, что пришел меня смотреть. Его просто попросили прийти на очередную репетицию и сделать замечания. Юрий Александрович удивленно смотрел на меня, пытаясь понять, кто я такая и что вообще происходит. А я играла и думала: только бы мне до конца дойти, показать, на что я способна…»

    Заметим, что корифей советского театра Юрий Завадский по году своего рождения был Лошадью (1894) и состоял в одной с Нееловой-Собакой команде. Так что особых трений между ними быть не могло. В итоге молодую актрису взяли в труппу Театра имени Моссовета.

    Короче, «именной» год сложился для нее самым лучшим образом, лишний раз подтвердив, что гороскоп – это серьезно. Как написано в нем же: «Это хороший год, Собака на своем месте и востребована. Она занята важными делами и даже не ждет признания – ей достаточно того, что она всем нужна».

    Об этом же, кстати, говорят и биографии «сородичей» Нееловой по гороскопу – ее коллег-Собак. Например, Владимир Дружников (1922) в том «именном» для Собак году был утвержден на роль в фильме «Офицеры», и эта роль вновь заставит зрителей вспомнить об актере; Юрий Визбор (1934) был утвержден на главную роль в своей киношной карьере (роль из разряда «визитной карточки») – Бормана в сериале «Семнадцать мгновений весны»; Савелий Крамаров (1934) – на роль Феди Ермакова (Косой) в комедии «Джентльмены удачи», и эта роль станет одной из лучших в его кинокарьере; Наталья Фатеева (1934) также снималась в «Джентльменах», а также играла главную роль в музыкальном фильме «Песни моря» и переживала на его съемках бурный роман с популярным румынским певцом Даном Спатару; Семен Морозов (1946) был утвержден на роль ефрейтора Збруева в комедии «Семь невест ефрейтора Збруева» (еще одна роль из разряда «визитной карточки»); Наталья Аринбасарова (1946) была удостоена сразу двух весомых наград за главную роль в фильме «Песнь о Маншук»: премии Ленинского комсомола Казахстана и премии Всесоюзного кинофестиваля в Минске; у Николая Бурляева (1946) на экраны вышел один из лучших фильмов в его кинобиографии – «Мама вышла замуж»; у Владимира Гостюхина (1946) случился яркий дебют, после которого его заметили – роль в телефильме «Был месяц май», и т. д.

    Но вернемся к Марине Нееловой.

    В 1971 году (Свинья) ее восхождение к вершинам успеха продолжилось. И снова заглянем в ее гороскоп: «Год Свиньи подходит Собаке для накопления материальных ценностей. Собаке будет сопутствовать успех в делах, и она сможет обеспечить себе безбедное будущее, если постарается».

    В том году ее «крестная мать» в кинематографе Надежда Кошеверова пригласила «дочь» в свой фильм «Тень» по комедии Е. Шварца, где Нееловой предстояло снова сыграть главную роль – Аннунциату, преданную и самоотверженную помощницу Ученого. Последнего в фильме сыграл Олег Даль, который был партнером Нееловой и в «Старой, старой сказке». Это совпадение будет затем однозначно интерпретировано досужими умами как роман между двумя актерами. Однако на самом деле романа между ними не было, хотя Неелова, по ее же словам, была влюблена в Даля до умопомрачения.

    Чувства Нееловой к Далю понять можно – он родился в год Змеи (25 мая 1941 года, Близнецы-Змея), а Собаки часто бывают очарованы мужчинами-Змеями. Правда, лучше не переводить это очарование в брачный союз – преданная Собака обязательно разочаруется в непостоянной Змее. А у наших героев еще и месячные знаки находились в дисгармонии: Козерог и Близнецы в семейной жизни почти несовместимы. Поэтому такие союзы достаточно сложны и редко держатся долго. Так что, зайди их взаимоотношения слишком далеко, вряд ли бы из этого получилось что-то стоящее. Впрочем, о глубоких отношениях говорить и неуместно, поскольку Даль в ту пору только что женился на Елизавете Эйхенбаум и разрушать этот брак вряд ли бы захотел (он продержится до конца его жизни).

    Между тем после съемок в «Тени» предложения сниматься в других картинах посыпались на Неелову со всех сторон. Причем это были разные картины и роли. Так, в узбекском фильме «Ждем тебя, парень…» (1972) она сыграла свою современницу – комсомолку Люсю, а в телефильме «Принц и нищий» (1972) – Принцессу, в «Сломанной подкове» (1973) – эстонскую девушку из ХIХ века Лейду Петерсон, а в «Монологе» – вновь свою современницу, внучку профессора Нину. Из всего перечисленного самое сильное впечатление как на критиков, так и на зрителей произвела последняя работа Нееловой, которая по праву вошла в сокровищницу советского кинематографа.

    Стать шедевром фильму помогла зодиакальная совместимость его главных создателей. Судите сами. Режиссером ленты был Илья Авербах (28 июля 1934 года, Лев-Собака), оператором – Дмитрий Месхиев (25 августа 1925 года, Дева-Бык), в роли профессора Никодима Сретенского снялся Михаил Глузский (21 ноября 1918 года, Скорпион-Лошадь), в роли его дочери – Маргарита Терехова (25 августа 1942 года, Дева-Лошадь), в роли внучки, как уже говорилось, наша героиня, Неелова.

    Как уже отмечалось, Собака и Лошадь принадлежат к одной астрологической команде и хорошо взаимодействуют друг с другом. Правда, здесь несколько особняком стоит Бык-Месхиев, у которого не очень хорошее взаимодействие с Лошадьми, но по по месячным знакам у него полное совпадение как с Глузским, так и с Тереховой. Что касается отношений Собаки и Быка, то первая является векторным «хозяином» последнего и тому просто некуда деваться, как работать на нее. Что Месхиев и делал, с упорством профессионала слушая команды одной Собаки – Авербаха (как сказано в их гороскопах: «Если Лев будет руководить, а Дева заниматься конкретным делом – все у них получится») и запечатлевая на пленку другую Собаку – Неелову.

    Кинокритик А. Плахов так отозвался о работе последней в этом фильме:

    «Соединение сформировавшейся у Нееловой внутренней темы и соответствующего ей жизненного материала произошло в картине «Монолог». Актриса играла здесь младшую представительницу семьи с прочно устоявшимися традициями. Профессор Сретенский в исполнении Михаила Глузского олицетворял как бы незыблемость этих традиций. Его дочь (Маргарита Терехова), безвольно плывя по течению в своей не очень-то задавшейся жизни, не устояла перед опасностью разменивания, растрачивания нравственных ценностей. Для общего смысла фильма было чрезвычайно важно, что же принесет с собой внучка, еще не сформировавшаяся как личность, но чутко резонирующая каждой звучащей вокруг нее эмоциональной ноте. Марина Неелова в этой роли воплотила своеобразный синтез земного и духовного, энергии и бездействия, несовершенства и красоты, жажды нового и почитания традиций. В этой заплаканной, обиженной, отвергнутой любимым девчонке было что-то пронзительно узнаваемое, свойственное большинству героинь актрисы начала семидесятых годов. Сквозь инфантильность и экзальтацию «гадкого утенка» прорывалась покоряющая сила вечной женственности, только лишь деформированной, но неизжитой…»

    Не случайно некоторые зарубежные журналисты, отзываясь о «Монологе», показанном на фестивале в Каннах, особо отличали героиню Нееловой. В одной из рецензий этот образ даже был назван самым неожиданным и сложным среди женских типов советского кино со времен Вероники из фильма «Летят журавли».

    В год своего векторного «слуги» Быка (1973) Неелова снялась всего лишь в одной картине – «С тобой и без тебя» режиссера Родиона Нахапетова (21 января 1944 года, Водолей-Коза). Заметим, что у актрисы и режиссера по гороскопу было взаимопонимание 50/50: только по годовым знакам рождения (Собака и Коза – это честность и привлекательность). Но еще хуже обстояло дело с ее партнером по роли – актером Юозасом Будрайтисом (6 октября 1940 года, Весы-Дракон), который играл сельского кулака, влюбившегося в батрачку Стешу Базырину и насильно увезшего ее на свой отдаленный хутор – с ним у Нееловой не было гармонии ни по одному из зодиакальных знаков. Собака-реалистка не покупается на блеск Дракона, что ему, естественно, не нравится, а Козерог не питает теплых чувств к Весам. Кстати, в фильме все это присутствует – там большую часть времени героиня Нееловой ненавидит кулака-похитителя и только в конце вроде бы поддается на его «драконьи» чары.

    Вообще съемки в этом фильме были для Нееловой тяжелыми. Для того чтобы актриса, которая никогда не жила в деревне, перевоплотилась в батрачку, Нахапетов заставлял ее таскать тяжелый мешок, набитый камнями, в шесть часов утра отправлял на дойку коров, а затем требовал, чтобы она научилась косить лен. Косить Неелова действительно научилась, причем делала это так споро, что бригадир колхоза, где снимался фильм, предложил ей альтернативу: если она внезапно уйдет из кино, то он с удовольствием возьмет ее к себе в бригаду.

    В одной из сцен фильма герой Будрайтиса должен был толкнуть Стешу на телегу, а затем отхлестать ее вожжами по спине за то, что она не хотела жить с ним на хуторе и рвалась в колхоз. Чтобы сцена выглядела правдоподобно, Нахапетов долго уговаривал актера сделать все как можно натуральнее.

    М. Неелова вспоминает: «На репетиции нехлипкий Юозас толкнул меня на телегу, я – шмяк, звук раздается – кость о кость, дерево о дерево. Я ему говорю: «Юозас, ты меня немножко так направляй все-таки». Он – мне: «Нет, ты сама как-то выворачивайся, я не знаю, как тебя толкать, у меня же темперамент, я не могу». И – шарах меня снова. Я вся в синяках: ноги – синие, руки – синие, лицо – побито. Пять раз он меня бьет. Рука у него тяжелая. На крупном плане хорошо видно, как у меня голова при каждом его ударе буквально отлетает от туловища. А Родион задумчиво так: «Нет, как-то ненатурально, давай еще раз». После очередного дубля Нахапетов снова в раздумьях: «Странно, не могу понять. Так – вроде бы нормально. А в камеру смотрю – как-то ненатурально получается. Ты как следует дай ей!»

    В конце концов сцену сняли, однако, когда прозвучала долгожданная команда «Стоп!», на лице Нееловой алели четыре рубца. Но муки Нееловой были сторицей вознаграждены после выхода картины на экран: за эту роль она была награждена призом «Золотая фемина» на Международном фестивале в Брюсселе.

    В 1974 году творческая карьера Нееловой могла круто измениться. Режиссер театра ее мечты – БДТ – Георгий Товстоногов (1915, Кот), посмотрев фильм «Монолог», загорелся желанием пригласить актрису в свою труппу. Он попросил завлита вызвать актрису в театр на предмет серьезного разговора. Однако той встрече так и не суждено было произойти, поскольку Неелова получила приглашение играть в труппе театра «Современник». Причем там ее пригласил представитель опять же «кошачьего» племени – Тигр, который, как мы помним, из одной с Собакой астрологической команды.

    Заметим, что тогдашний муж Нееловой Васильев (кстати, тоже Кот) работал режиссером в Театре на Таганке и тоже имел возможность пристроить свою супругу в этот театр. Но делать этого не стал. Почему? Вот как он сам рассказывает об этом:

    «Я категорически не хотел, чтобы Марина шла в «Таганку». Юрий Петрович Любимов спрашивал: «Что ж ты свою не приведешь?» – «Потому и не приведу», – отвечал. Марина – актриса в первую очередь. А у нас – театр функциональных людей, где каждый солдат знает свое место. Маринке это бы точно не подошло. Хотя Петрович приставал: приводи да приводи. Получается, что художественный руководитель настаивал, а я был против. И оказался прав: не ее это театр. Вот Моссовета и «Современник» – ее…»

    В «Современник» Неелову пригласил тот самый Тигр, о котором речь шла выше – Константин Райкин (8 июля 1950 года, Рак-Тигр). Пригласил потому, что ему требовалась партнерша в спектакль «Валентин и Валентина» по пьесе Михаила Рощина. Неелова какое-то время от этого приглашения отказывалась, боясь своего провала, однако Райкин сумел-таки уговорить ее прийти к нему домой (он жил с родителями в Благовещенском переулке). Он тогда только что вернулся со съемок фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих», где играл татарина Каюма, и был наголо обрит (на дворе была середина 73-го). Чтобы не смущать гостью, Райкин надел на голову парик, но он по ходу беседы пару раз съезжал набок, чем привел девушку в настоящий шок.

    Однако они проговорили около четырех часов, после чего Неелова сдалась под натиском гостя и согласилась играть Валентину (при этом она продолжала играть и в спектаклях Театра имени Моссовета). Эта «сдача» вполне закономерна, учитывая все тот же гороскоп: хотя по месячным знакам молодые люди друг другу не подходили, зато по годовым были почти единое целое – «командники».

    После премьеры спектакля «Валентин и Валентина» народная молва приписала Нееловой близкие отношения с Райкиным-младшим. Что здесь было правдой, а что нет, судить не берусь, лишь приведу на этот счет слова одного из виновников тех слухов – К. Райкина, которые лишний раз доказывают, что эти люди – «одной крови»:

    «Это сложно… партнерство на сцене и партнерство в жизни – разные вещи. Марина и я – мы совершенно неотменимо тяготеем друг к другу. И всегда так было. Я ну просто умирал от нее, она ко мне тоже хо… нет, «хорошо относилась» – это не те слова, мы просто жить не могли друг без друга…»

    Тем временем к метаниям Нееловой между двумя театрами вскоре прибавилось еще одно – съемки в кино. В 1976 году режиссер Вадим Абдрашитов (19 января 1945 года, Козерог-Обезьяна) пригласил ее в свою картину «Слово для защиты» на роль Валентины Костиной, женщины, обвиняемой в покушении на убийство своего возлюбленного. В роли последнего выступал Станислав Любшин (6 апреля 1933 года, Овен-Петух), а Петух является векторным «хозяином» Собаки. И этот векторный союз таит в себе большую опасность, в первую очередь со стороны Петуха. Читаем в их гороскопе:

    «Жена безумно счастлива и готова все сделать для своего спутника. Она создает такой дом, что мужу не захочется его менять. Если муж, сознавая свою власть, будет беречь жену, то брак просуществует. Но никто не знает сколько…»

    В фильме выходит так, что герой Любшина, Виталик, продержался недолго – всего пять лет. Вот как это описано в аннотации к фильму: «Валя работала почтовой служащей, прирабатывая дворничихой. Пять лет она «тянула» своего возлюбленного Виталика до аспирантуры. А пришел срок, выучился Виталик – бросил ее, сойдясь с образованной Светкой! И Валя задумала убийство своего бывшего суженого…»

    Съемки в «Слове…» заставили Неелову жить в напряженном ритме. Днем она играла в «Современнике», вечером мчалась в «Моссовет», в два часа ночи, загримированная и готовая к роли, стояла на съемочной площадке, утром вновь летела на репетицию в «Современник». Это был такой цейтнот, что Неелова почти не заметила, как в том 76-м ее удостоли звания лауреата премии Ленинского комсомола за воплощение образов современника в кино. В итоге дело кончилось тем, что однажды во время репетиции спектакля «Записки Лопатина», где героиня Нееловой должна была лечь на кушетку, она… заснула. Ее разбудила Галина Волчек, которая тут же и поставила вопрос ребром: пора окончательно определяться с театрами. И Неелова выбрала «Современник», а вернее – Волчек. Ведь та родилась 19 декабря 1933 года (Стрелец-Петух) – то есть была векторным «хозяином» Собаки (Петух). И «хозяйка» сполна отблагодарила свою «служку». В «Современнике» Неелова с ходу получила сразу четыре роли: Ларису в «Четырех каплях», Веронику в «Вечно живых» (обе пьесы – Виктора Розова), Нику в «Записках Лопатина» Константина Симонова и Виолу в «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира. Как писал в те годы критик Н. Лейкин:

    «Так и подмывает сказать о молодой, недавно вступившей в труппу московского театра «Современник» актрисе «сакраментальную» фразу: «На театральном небосклоне взошла новая актерская звезда»… Сами собой «стекают» с пера эпитеты – естественная, непосредственная, искренняя, органичная, трепетная и т. д. и т. п. Все верно применительно к образам, созданным Нееловой, к ее сценическому существованию в них. И вместе с тем все эти эпитеты слишком общи и потому недостаточно точны и выразительны для определения ее актерского своеобразия и актерской притягательности: кого бы, в каком бы блистательном актерском окружении ни играла Неелова, она всегда – магнит (или магнитик) зрительского внимания, зрительского погружения в творимую ею жизнь человеческого духа…»

    Не оставался в стороне и кинематограф – до конца того десятилетия Неелова сыграла еще несколько ролей в кино и на телевидении: т/ф «Ольга Сергеевна» (1975; Лена), т/ф «Просто Саша» (главная роль – медсестра Саша Неродова), т/сп «Шагреневая кожа» (Полина), т/сп «Вечно живые» (главная роль – Вероника) (все – 1976), «Ошибки юности» (1977; главная роль – Полина; фильм вышел на экраны в 1989 году), «Враги» (жена Якова Бардина Татьяна), т/сп «Между небом и землей» (Микаэлла) (оба – 1978), т/ф «Красавец-мужчина» (главная роль – Зоя Васильевна), «Фотографии на стене» (главная роль – Нина Георгиевна), т/сп «Двенадцатая ночь» (две главные роли – Виола и ее брат Себастьян) (все – 1979), «Осенний марафон» (1979).

    Ролей могло быть и больше, если бы Неелова сознательно не отказывалась от многих предложений. Почему? Она не видела в них достойного своего таланта материала. Позднее она выскажется на этот счет следующим образом: «Самый мой любимый фильм – «Монолог». А нелюбимые я даже не хочу вспоминать. Они есть, и я вообще в последнее время боюсь сниматься в кино. Причины разные. Из всего того, что я играю в театре, я не назову ни одной роли, которую хотела бы исключить из своего списка. А в кино я не могу тем же похвастаться. И назвала бы только несколько фильмов, за которые мне не стыдно: все остальные готова вычеркнуть. И, к ужасу своему, я понимаю, что это так и будет продолжаться. Кого-то одного винить нельзя…»

    Из всего приведенного выше списка выделим два фильма. Первый – телефильм «Фотографии на стене», который снял тогдашний муж Нееловой Анатолий Васильев. Почему его? Дело в том, что вскоре после окончания съемок Неелова и Васильев развелись. Сбылось предсказание гороскопа, о котором речь у нас шла выше.

    Рассказывает А. Васильев: «Мы вместе прожили восемь лет. Почему расстались? У каждого свои тараканы в голове. С тех пор мы с Мариной не общаемся. В отличие от многих моих коллег по актерскому цеху я расстаюсь раз и навсегда. Не умею поддерживать отношения, когда они становятся «двуязычными». Не понимаю, когда бывшие мужья-жены обнимаются, целуются. У меня так не принято. Таким уж родился…»

    Поскольку Васильев родился под созвездием Весов, читаем в гороскопе: «Порой эти люди могут стать предателями и лжецами. Такое поведение со стороны Весов основано на том, что неблагоприятные обстоятельства какого-либо дела приводят этих людей в замешательство. Одновременно в этих милых созданиях способны затаиться коварство и злоба. Многие находят, что в этих людях сочетается двойственная натура. Но по большому счету это абсолютно не так. Просто природная склонность Весов к изменчивости во всем (и в настроении, и в привязанностях, и в убеждениях) служит им порой недобрую службу…»

    Но вернемся к Марине Нееловой.

    Вторым фильмом из приведенного выше списка стоит назвать «Осенний марафон», где Неелова сыграла одну из лучших своих работ в кино – машинистку Аллу, любовницу Бузыкина. Режиссером фильма был Георгий Данелия (25 августа 1930 года, Дева-Лошадь). Как видим, режиссер и актриса по гороскопу подходили друг другу идеально – и по годовым знакам, и по месячным. Но это еще не все. Оператором фильма был Сергей Вронский (3 сентября 1923 года, Дева-Свинья) – еще одно гармоничное сочетание знаков для Нееловой-Собаки. Далее. Возлюбленного Нееловой Бузыкина в картине играл Олег Басилашвили (26 сентября 1934 года, Весы-Собака), а ее доброго соседа по коммуналке дядю Колю, по сути ставшего ей вторым отцом, – ее «клон» по гороскопу Николай Крючков (6 января 1911 года, Козерог-Собака). Сами понимаете, что в таком скопище родственных знаков Нееловой творилось особенно комфортно. Хотя, конечно, и трения были – куда без них? По словам актрисы:

    «Мы встретились с Данелия на съемочной площадке впервые, и, как всегда у меня, очень сложным оказалось начало работы. Почти треть картины спорили, опровергали друг друга, но потом как-то вдруг мы начали соглашаться со всем, что предлагалось им или мной…»

    По ходу фильма две Собаки (Неелова и Басилашвили) то крутили любовь, то расставались. Но каждый раз их снова необратимо тянуло друг к другу. Третья Собака (Крючков) взирала на эти отношения со стороны и сочувствовала им. А однажды не выдержала: когда узнала, что Собака-мужчина женат и не хочет уйти от своей жены к его «клону», попросту вычеркнула его из своей жизни.

    В другом эпизоде Собакам помог их «командник». Помните сцену, где Бузыкин и Алла сцепились на улице с неким хамом-водителем, едва не сбившим Бузыкина? Так вот утихомирить хама вызвался прохожий, которого играл Борислав Брондуков, который родился в год Тигра (1938) и входил в одну астрологическую команду с Собаками.

    «Осенний марафон» собрал в прокате 22,3 млн зрителей и был удостоен наград на фестивалях: в Сан-Себастьяне (1979), Душанбе (1980), Шамрусе (1980). В 1981 году создатели фильма были удостоены Государственной премии РСФСР.

    В 1980 году М. Нееловой было присвоено звание заслуженной артистки РСФСР.

    О том, как иной раз трудно даются Нееловой ее роли, особенно в кино, можно судить по ее интервью, данному в 1982 году. Цитирую:

    «Надо сказать, что в отличие от театра, где никто мне не говорит, что у меня ужасный характер, в кино, пожалуй, думают именно так. Хотя я считаю, что характер у меня не ужасный, а он у меня просто есть. Но так или иначе, мои встречи с режиссерами в работе почти всегда упираются в споры, что вызывает у режиссеров негодование. Бывают съемки в ужасающей атмосфере, когда тебя колотит от одного только затылка режиссера. На одном фильме у нас возникла взаимная ненависть, он меня не мог видеть, я его. Причем только на площадке. За ее пределами общаемся нормально. Перед камерой – полная несовместимость, разные группы крови. Потом я посмотрела фильм – он мне понравился…

    В чем же дело? Наверное, в моих, я не назвала бы их чрезмерными, требованиях. Во-первых, я хочу, чтобы к артисту в кино относились с уважением. Во-вторых, чтобы артист имел право высказать свое мнение и чтобы к нему в какой-то степени прислушивались. В-третьих, чтобы режиссер четко знал, чего он хочет, и мог бы об этом рассказать актеру…»

    Давайте взглянем на режиссеров, работавших в те годы с Нееловой, с точки зрения астрологии.

    Всеволод Плоткин (т/ф «Просто Саша», 1976) – 13 августа 1947 года, Лев-Свинья – союз из разряда 50/50 (хороший по годам и средний по месяцам);

    Валерий Фокин (т/сп «Между небом и землей», 1978; т/ф «Транзит», 1983) – 23 февраля 1946 года, Рыбы-Собака – союз из разряда родственных, идеальных, когда прекрасно взаимодействуют все знаки;

    Маргарита Микаэлян (т/ф «Красавец-мужчина», 1979) – 30 августа 1927 года, Дева-Кот – хороший союз, особенно по месячным знакам;

    Борис Фрумин («Ошибки юности», 1978) – 24 октября 1947 года, Скорпион-Свинья – хороший союз, особенно по месячным знакам;

    Иван Киасашвили («Дамы приглашают кавалеров», 1981) – 4 ноября 1946 года, Скорпион-Собака – еще один союз из разряда родственных;

    Владимир Фокин (т/ф «Транзит», 1983, совместно с Валерием Фокиным) – 8 сентября 1945 года, Дева-Петух – хорошее взаимопонимание по месячным показателям, а по годам противоречивое – этот союз из разряда векторных, где Петух «хозяин» над Собакой, что ей не всегда нравится;

    Владимир Попков (т/ф «Карусель», 1983) – 19 сентября 1941 года, Дева-Змея – хороший союз по месяцам и сложный по годам.

    Сказать точно, затылок какого из этих режиссера вводил Неелову в колотун, нельзя. Можно лишь предполагать, исходя из тех характеристик, которые были даны выше.

    Первая половина 80-х принесла актрисе целую вереницу интересных ролей в театре и кино. На сцене «Современника» она сыграла: Олю Соленцову в «Спешите делать добро», маркизу Чибо в «Лоренцаччо» (оба – 1980), Машу в «Трех сестрах» (1982), Елену в «Близнеце» (1984).

    Снялась в картинах (в большинстве – телевизионных): «Дамы приглашают кавалеров» (1981; главная роль – товаровед Аня Позднякова), т/ф «Фантазии Фарятьева» (1982; главная роль – Александра), т/ф «Карусель» (главная роль – скульптор Анна), т/ф «Транзит» (главная роль – Татьяна Шульга) (оба – 1983), т/ф «Чужая жена и муж под кроватью» (1984; Лизанька).

    Интересно взглянуть на перечисленные роли с точки зрения гороскопа. Например, в фильме «Дамы приглашают кавалеров» Неелова впервые встретилась на съемочной площадке с популярным актером Леонидом Куравлевым. Он играл мужчину, который влюбляется в героиню Нееловой, просит ее выйти за него замуж, а она, поначалу вроде бы согласившись, в итоге отказывает. Поскольку разные они люди. Сыграно это было все достоверно, поскольку и в жизни Неелова и Куравлев – пара из разряда сложных. Он родился 8 октября 1936 года (Весы-Крыса), и у него с Нееловой не самая лучшая гармония по знакам, особенно по месячным.

    В «Фантазиях Фарятьева» Неелова согласилась сниматься, поскольку режиссером там был ее давний и хороший знакомый, а также ее гороскопный «сородич» Илья Авербах (Лев-Собака). Там ее возлюбленным был Андрей Миронов (7 марта 1941 года, Рыбы-Змея). Как мы помним, Собаки часто очаровываются Змеями (вспомним историю с Олегом Далем, с которым Неелова снималась в «Старой, старой сказке» и «Тени»), тем более что Миронов к тому же подходил Нееловой по месяцу рождения – Козероги и Рыбы ладят друг с другом. Однако в фильме все наоборот: герой Миронова очарован героиней Нееловой, а та играет с ним, как кошка с мышкой. Ничем хорошим эта игра закончиться не может.

    В «Карусели» Нееловой вновь пришлось играть любовь со своим гороскопным антиподом Юозасом Будрайтисом (они вместе снимались в «С тобой и без тебя»). Как мы помним, он (Весы-Дракон) не подходил нашей героине ни по одному из своих знаков.

    В «Транзите» партнером Нееловой был Михаил Ульянов (20 ноября 1927 года, Скорпион-Кот) – у них было хорошее взаимопонимание, особенно по месячным знакам. В итоге в фильме сложился хороший любовный дуэт. Кстати, спустя два года после съемок в этом фильме в реальную жизнь Нееловой войдет мужчина-Кот, от которого она родит ребенка. Речь идет о шахматисте Гарри Каспарове.

    Эта история случилась в 1984 году. Причем тот год сложился для Нееловой двояко: с одной стороны, она потеряла хорошего друга, с другой – нашла любимого. В первом случае речь идет о знаменитой актрисе Фаине Раневской (27 августа 1896 года, Дева-Обезьяна), с которой Неелова близко сошлась в конце 70-х. Судя по всему, эту дружбу питало месячное сходство знаков. Как написано в их гороскопах: «Одинаковые жизненные принципы Козерога и Девы выльются в дружбу и взаимное уважение». Эта дружба длилась несколько лет и умерла вместе с Раневской – 19 июля 1984 года. Почти сразу после этого в жизнь Нееловой вошел Каспаров, с которым она познакомилась в гостях у пианиста Владимира Крайнева.

    Скажем прямо, этого выбора от нее мало кто ожидал, поскольку спортсмен был моложе ее на 16 лет (13 апреля 1963 года, Овен-Кот). Как видим, это опять был мужчина-Кот (первым был ее бывший муж Анатолий Васильев). Таким образом, неудача в первом браке не отрезвила Неелову. С Каспаровым у нее зодиакальная совместимость тоже была из разряда «хуже некуда»: Овен и Козерог не понимают друг друга, а Кот, конечно, ценит Собаку за преданность и честность, но любит гулять сам по себе. Но здесь именно Собака увлеклась Котом (судя по всему, также было и в случае с Васильевым). Объяснение подобному поступку можно найти в области… политики.

    Дело в том, что Неелова служила в театре «Современник», который считался одним из оплотов либерального движения в советском искусстве. Поэтому Каспаров, бросивший перчатку чемпиону мира и любимцу кремлевских властей Анатолию Карпову (их матч проходил в конце 1984 – начале 1985 года), мгновенно стал героем либеральной общественности. И Неелова не могла в него не влюбиться, учитывая ее гороскоп: Собаки – борцы за справедливость и обожают всех, кто бросает вызов устоявшимся канонам. Другое дело, нельзя утверждать, что Неелова хотела непременно «окольцевать» шахматиста – не тот она человек. Об этом, кстати, чуть позже поведает общественности и сам Каспаров, выпустив книгу «Дитя перемен». В ней он напишет следующее:

    «Наше близкое общение с Мариной Нееловой продолжалось более двух лет (1984–1986. – Ф. Р.). Она была старше меня, как и все мои тогдашние подруги. Отчасти потому, что я очень быстро повзрослел. Но гораздо больше из-за того, что ровесницы, как правило, стремились поскорее выйти замуж. Об этом, разумеется, я не мог и помыслить, так как готовился к первому своему матчу на первенство мира (в 1985 году Каспаров все-таки обыграл Карпова и стал чемпионом мира. – Ф. Р.). Все – мое здоровье, мои тренировки, мои устремления – было подчинено этой цели. С другой стороны, я был нормальным молодым человеком с обычными потребностями и желаниями. И отнюдь не был монахом.

    Марина тем и устраивала меня, что не хотела замуж. Она понимала истинную природу моей борьбы и оказывала мне поддержку и опору (вспомним гороскоп женщины-Собаки: «Они живут во имя идей гуманизма, защищают всех обиженных, обездоленных и осиротевших. Именно они являются чаще всего активистками разных движений по защите, работниками комитетов по спасению и считают своей миссией помощь другим». – Ф. Р.). Мы имели много общих друзей среди писателей и художников. Она оказалась в элитарном московском театре «Современник» после успешно сыгранной роли женщины, брошенной своим любовником в фильме «Монолог». Театральный критик однажды сказал о ней: «По сцене она двигается, как беспокойная кошка… У нее голос избалованной девочки и эротичная внешность, которая электризует публику». Вне сцены говорили, что «она – та женщина, которая прячет свою душу глубоко внутри, выпуская наружу злобные слова, словно роза – шипы». Короче говоря, это была неординарная женщина, и неудивительно, что молодой человек 21 года очаровался ею.

    По природе своей я щедрый парень, и мне доставляло огромное удовольствие покупать ей подарки во время моих поездок за границу. Но в 1986-м я был сильно озабочен приготовлениями к матч-реваншу со всеми утомительными ограничениями, вытекающими из этого. Я почти перестал видеться с Мариной. Расставание становилось неизбежным. Поэтому я был полностью уверен в том, что ребенок, которого она носила, не мог быть моим. Каждый из нас уже имел отдельную личную жизнь. Я попытался выбросить все это из головы и сосредоточиться на шахматах…»

    В 1987 году Неелова действительно родила девочку, которую назвала Ника (кстати, так же звали героиню, сыгранную актрисой в спектакле «Записки Лопатина» К. Симонова). Заметим, что это был год Кота (то есть «именной» для Каспарова), что позволяет сделать вывод о том, что этот ребенок именно его (тогда на этот счет ходили разные слухи).

    Рождение ребенка, безусловно, сказалось на творческой активности Нееловой – она практически перестала играть в театре, сниматься в кино. На сцене она играла всего лишь несколько ролей в спектаклях: «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Крутой маршрут». В кино вышли всего лишь три фильма с ее участием: т/ф «Следствие ведут Знатоки» – Дело № 18 «Полуденный вор» (1985; главная роль – Раиса Глазунова), «Мы веселы, счастливы, талантливы» Александра Сурина (1986; главная роль – Ляля), «Дорогая Елена Сергеевна» (главная роль – Елена Сергеевна) (оба – 1988).

    В последней картине Неелова впервые встретилась с режиссурой мэтра советской кинематографии Эльдара Рязанова (18 ноября 1927 года, Скорпион-Кот) – у них хорошее взаимопонимание по месячным знакам. Картину снимали в кратчайшие сроки (22 дня) в августе – сентябре 1987 года. Интересно взглянуть на состав его главных участников с точки зрения гороскопа.

    Сначала кратко опишем сюжет фильма. Неелова играет учительницу математики Елену Сергеевну, к которой домой приходят ее ученики-десятиклассники под видом поздравить ее с наступающим днем рождения. На самом деле цель у них иная – уговорить учительницу посодействовать им в получении хороших отметок за экзаменационные работы, которые она должна будет завтра оценивать вместе с экзаменационной комиссией. Эти оценки необходимы ученикам, чтобы осенью благополучно поступить в вузы. Однако учительница слишком принципиальный человек (благо, что Собака!), чтобы пойти на такой подлог. И тут ученики из недавних лапочек мгновенно превращаются в монстров – начинают самым форменным образом запугивать учительницу, терроризировать ее и угрожать.

    Роли учеников играли четверо молодых актеров: Андрей Тихомирнов, Федор Дунаевский, Дмитрий Марьянов и Наталья Щукина. Взглянем на их гороскопы: Тихомирнов родился 11 февраля 1966 года (Водолей-Лошадь), Дунаевский – 14 июня 1969 года (Близнецы-Петух), Марьянов – 1 декабря 1969 года (Стрелец-Петух), Щукина – 12 сентября 1970 года (Дева-Собака). Из всего списка наиболее «родственна» Нееловой Щукина, которая и в фильме больше всех переживает за нее и даже была против всей этой мерзкой затеи еще на стадии ее подготовки. Главные отморозки – это трое парней, из которых двое Петухи – векторные «хозяева» Собаки (значит, будут стараться жить за ее счет), да еще и по месячным знакам не гармонируют с Козерогом-Нееловой. Но мозгом этой четверки выступает герой Тихомирнова – самый главный истязатель. Но он родился в год Лошади – «родственника» Собаки по одной астрологической команде и вроде бы должен ее защищать. Но здесь в действие вступают следующие факторы.

    Во-первых, не слишком удачная гармония месячных знаков, во-вторых, то, что Тихомирнов родился в год Огненной Лошади (он повторяется каждые 60 лет). Как сообщает гороскоп: «У этих людей качества, присущие обычным Лошадям, и хорошие, и плохие, еще больше усилены. Они более ловки и трудолюбивы, но и более зациклены на собственной персоне. Именно они чаще всего попадают в такие ситуации, выпутаться из которых им удается с трудом. С человеком, рожденным в год Огненной Лошади, очень трудно найти общий язык, поскольку его «эго» находится у него на первом месте. Он не пожалеет никого, кто встанет у него на пути, и даже не будет нисколько переживать по этому поводу». Что мы и видим в фильме: именно герой Тихомирнова, отпрыск из богатенькой семьи, нацелен на хорошую карьеру, поэтому готов за хорошую отметку сжить со свету свою учительницу. Даже несмотря на то, что она ему «родня» по гороскопу – из одной команды. Такое в жизни иногда случается.

    Фильм относился к разряду социальных и сигнализировал обществу об опасной тенденции – что в молодом поколении ширится прослойка циничных и бездуховных людей, для которых цель оправдывает средства. Однако широкого внимания картина к себе все-таки не привлекла: в прокате она заняла 14-е место, собрав на своих сеансах 15,9 млн зрителей.

    А теперь отвлечемся на время от творчества Нееловой и попробуем взглянуть на нее в быту. Сделать это нам помогут ее собственные слова, сказанные в различных интервью в 80-е годы:

    «Я совершенно неспособна на активный отдых, никогда не смогла бы заниматься туризмом, не люблю ходить просто в гости. Хорошо себя ощущаю только в кругу очень близких мне людей…»

    Вспомним гороскоп Собаки: «Прежде чем записать кого-то не только в друзья, но и всего лишь в приятели, Собака подвергает человека строгой оценке по своеобразной системе ценностей и координат. В итоге такой отсев проходят немногие. У нее узкий круг друзей, но все надежные и проверенные».

    И снова слово – Нееловой: «Я – эмансипированная женщина, полностью уравненная в правах с мужчиной, ни от кого не зависящая. Я могу сама заменить колесо у автомобиля, вбить гвоздь, передвинуть диван и так далее. Но как иногда хочется быть слабой, нежной, ничего не умеющей, просто женщиной!..

    У меня ужасный характер! Ужасный! Мне все плохо, у меня же не бывает хорошо. Если меня спрашивают: «Марина, у тебя все хорошо?» – у меня все плохо. Потому что я начинаю заранее программировать свою жизнь, понимая, что никакой программе она не поддается. Но мне нужно знать, что вот я завтра должна уехать. Я начинаю ворчать, если я не уезжаю. А если мне говорят: «Хорошо, ты уедешь», – то думаю, почему я уезжаю, когда нужно сделать то-то. Или устала, мне нужно отдохнуть. Но сказали, что завтра выходной, – и это ужасно, потому что вместо того, чтобы работать, я буду отдыхать. И все у меня плохо. Солнце – плохо, потому что в этот день я снимаюсь, когда могла загорать. Но если дождь – тоже плохо, потому что я могла в этот день работать. Никогда я не испытываю покоя! И вокруг меня люди близкие – тоже, потому что уж им-то я не даю быть спокойными никогда.

    Если получаю новую роль, то первое, что говорю: «Я завалюсь в ней, абсолютно, с позором провалюсь!» Если же не очень проваливаюсь и мне говорят: «Вот видишь!» – я все равно нахожу какие-то выходы отрицательных эмоций. У меня положительных эмоций не бывает…»

    И снова заглянем в гороскоп Собаки: «Собака часто живет с внутренним страхом и постоянно чего-то боится – потерять работу, близких, жилье, уважение. Это постоянное беспокойство сводит на нет все плюсы их жизни – Собаки очень редко бывают довольны…»

    В начале 90-х годов Неелова записала на свой счет еще три кинороли: в телефильме Михаила Козакова «Тень, или Может быть, все обойдется» (1991; главная роль – певица Юлия Джули), в фильме «Ты у меня одна» Дмитрия Астрахана (1993; главная роль – Наталья Семенова; за эту роль актриса получила «Нику-93», кроме этого, фильм собрал призы семи различных кинофестивалей), в картине Евгения Татарского «Тюремный романс» (1994; главная роль – следователь прокуратуры Елена Андреевна Шемелова, влюбившася в заключенного), в «Первой любви» Романа Балаяна (1995). Фильмы неравнозначные по своей художественной ценности, а некоторые (вроде «Тюремного романса») и вовсе слабые. Судя по всему, единственное, что толкало Неелову сниматься в подобных «Романсах», – необходимость зарабатывать на жизнь. Ведь она тогда была матерью-одиночкой. Правда, длилось это одиночество не вечно.

    В апреле 1994 года театральные круги облетела весть о том, что Неелова собирается покинуть страну. Эти слухи вскоре подтвердились: Неелова действительно уехала из России во Францию вместе с дочерью и мужем – дипломатом Кириллом Геворгяном. Судя по всему, здесь сошлись сразу несколько причин. Во-первых, свою лепту внес гороскоп – наступил «именной» год Собаки (1994), с которого начинался новый 12-летний цикл в жизни Нееловой.

    Во-вторых, Неелову попросту достала ситуация в стране, особенно обострившаяся после расстрела Белого дома в октябре 1993 года. Она испугалась за свою дочь и предпочла увезти ее (да и себя тоже) подальше от этой действительности. Благо муж-дипломат такую возможность им мог предоставить. Кстати, о последнем.

    Вспомним гороскоп: «Собаки часто бывают очарованы Змеями». Как мы помним, у Нееловой так уже бывало: она в свое время очаровалась Олегом Далем и даже могла выйти за него замуж, позови он ее тогда. Но с Далем не сложилось. Зато спустя много лет Неелова все-таки связала свою жизнь с мужчиной-Змеей – Геворгяном.

    Он родился в 1953 году (Змея), в 1975 году окончил МГИМО и затем работал в МИДе. Читаем в гороскопе:

    «Женщина-Собака – Мужчина-Змея: Жена должна помнить, что, несмотря на активность, запасов жизненной энергии у мужа немного. Пусть она помогает ему во всем, не только в хозяйстве, но и в работе. Спокойный, уютный дом, постоянное сопережевание мужу уменьшат его депрессии. От этого всем будет легче. Однако не надо волевыми методами вытаскивать мужа из очередного кризиса. Здесь упрямство и настырность жены сыграют плохую роль, лучше обратиться к его чуткому сердцу. Жена почувствует себя настоящей женщиной рядом с мужем-аристократом. Но последнему необходимо знать: измены Собака обычно не прощает».

    Уехав за границу, Неелова не осталась без любимого дела – с осени 94-го она стала приезжать на родину, для того чтобы играть в «Современнике» свои спектакли: «Анфиса», «Крутой маршрут», «Кто боится Вирджинии Вульф?», «Ревизор», «Три сестры». Короче, все развивалось так, как было написано в ее гороскопе на год Собаки: «Хороший год, Собака на своем месте и востребована. Она занята важными делами и даже не ждет признания – ей достаточно того, что она всем нужна».

    За рубежом Неелова жила около двух лет. А летом 1996 года на президентских выборах победу вновь одержал кумир либералов Борис Ельцин (а не коммунист Геннадий Зюганов), и Неелову с мужем вновь потянуло на родину. Она вновь снялась в полнометражном кино в центральной роли – сыграла жену городничего Анну Андреевну в фильме Сергея Газарова «Ревизор». А осенью приняла участие в гастрольной поездке «Современника» в США. На Бродвее театр показал два своих лучших спектакля: один из разряда классики – чеховские «Три сестры», другой из разряда «либерального манифеста» – «Крутой маршрут» Е. Гинзбург. Публика, естественно, была в восторге, особенно по поводу второго спектакля (в США вся либеральная общественность занимает проеврейские позиции). В итоге 18 мая 1997 года «Современнику» была вручена почетная награда в области театрального искусства «Drama Award». В России это событие широко отмечалось в здешних СМИ, что тоже понятно: здесь сошлись интересы двух либеральных элит – российской и американской.

    После поездки в США Неелова перебралась с семьей из Парижа в Москву, поскольку ее мужу предоставили здесь новую работу – он стал заместителем директора Правового департамента МИД РФ. В связи с этим критик А. Соколянский писал: «У Марины Нееловой есть все данные, чтобы стать сегодня лучшей трагической актрисой российской сцены – вопрос в том, хочется ли ей этого. Амплуа роскошной мелодраматической красавицы в зрелости, если рассуждать по-человечески, столь же заманчиво, а душевных затрат требует куда меньше. Скоро Неелова должна сыграть героиню тургеневского «Месяца в деревне». Спектакль ставит Роман Виктюк, умеющий соблазнять больших актрис пышными прелестями звездного положения… В его спектакле трагический талант Нееловой почти не имеет шанса раскрыться. Впрочем, в каком бы качестве ни появилась на сцене Марина Неелова, зрительская любовь и признательность ей обеспечены».

    Скажем прямо, спектакль Виктюка и работа в нем Нееловой не оставили у публики глубокого следа. То же самое можно сказать и про ее роли в кино – их практически не было. Разве что небольшая роль в фильме Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник» (1998), где Неелова сыграл мать главного героя, Андрея Толстого. Кстати, это был первый (и пока единственный) опыт работы Нееловой с Михалковым, который по гороскопу является ее векторным «хозяином» (Весы-Петух).

    В 2001 году Неелова сыграла на сцене королеву Елизавету в спектакле Римаса Туминиса «Играем? Шиллера!». А в следующем году снялась сразу в двух фильмах: сериале «Азазель» по Б. Акунину (роль злодейки – леди Эстер) и фильме «Леди на день» (главная роль – Анни).

    С августа 2003 года Неелова вынуждена вновь жить на две страны – ее мужа снова назначили послом, на этот раз в Нидерландах. А спустя год в творческой биографии Нееловой произошло одно из главных событий за последние десятилетия. 5 октября на «Другой сцене» в «Современнике» она потрясла всю театральную общественность тем, что сыграла роль… мужчины. Речь идет о роли Акакия Акакиевича Башмачкина из гоголевской «Шинели» в одноименном спектакле ее «сородича» по гороскопу – режиссера Валерия Фокина (Рыбы-Собака) – того самого, который снимал Неелову в телефильмах «Между небом и землей» (1978) и «Транзит» (1983). Как расскажет позже сам режиссер, идея задействовать в этой роли именно Неелову родилась случайно. Как-то он поделился с фотографом Юрием Ростом идеей поставить «Шинель», но не знает, кого взять на главную роль. «Возьми Марину Неелову», – последовал парадоксальный ответ. По словам Фокина: «Я думал ровно секунду».

    О том, как Неелова вживалась в эту роль, рассказывает журналистка Е. Ямпольская: «Для Нееловой сделали «скальп» – лопоухий, с собранным в гармошку лбом и седой растительностью неопределенного направления. Чужие руки – перчатки телесного цвета с рельефом старческих вен. Мешковатый вицмундир, стоптанные башмаки на раскоряченных щуплых ножках, щечки – впалые, землянистые, глаза прикрыты кожистой пленкой, кажется даже, что торчит вперед острый подбородок. Дребезг вместо голоса. Словоохотлив был автор, а Башмачкин, как известно, изъяснялся преимущественно междометиями и предлогами, так что текста осталось в лучшем случае полстранички. Женщина играет мужчину – момент всегда пикантный. Фокин сразу дает публике то, о чем она втайне от себя мечтала, дабы впредь к вопросу о перемене пола не возвращаться. Акакий Акакиевич расстегивает мотню, шарит рукой в поисках чего-то незначительного, приговаривает: «П-с-с, п-с-с, п-с-с…» Оправился в горшочек, выплеснул содержимое из шинели «на улицу». Башмачкин – не живой труп. Гораздо страшнее – влюбленный труп, мечтательный труп. Мечта его и любовь – шинель. Когда прежняя конструкция лежала в руинах, на сцену гордо и величаво взошла новая. Из темного сукна с лучшей кошкой по воротнику. И за несколько минут была проиграна целая любовная история: робкий флирт (без особой надежды на взаимность), жар обладания, сладкая хозяйская тирания… Это страсть с первого взгляда. Объятия Башмачкина с «подругой жизни», новой шинелью, горячи и нерасторжимы. В разлуке – смерть. Гоголевский Акакий Акакиевич, если помните, принарядившись, вдруг пустился было рысцой за какой-то шляпкой. Для Фокина и Нееловой это невозможно. Изменить шинели со шляпкой их герой не смог бы ни при каких обстоятельствах…»

    А вот какие впечатления оставила об этом же спектакле М. Квасницкая: «Марина Неелова на сцене неузнаваема, на грани возможного. Из старой шинели-норки выползает некое существо. Так выползает из своей норки полуслепой мышонок. Из сладкого сна в большой мир. Так шелковичный червь покидает свой кокон ради нового своего воплощения – стать бабочкой. Сказать, что актриса в эти минуты некрасива – значит не сказать ничего. Некоторые ерзают на зрительских местах и еще раз смотрят в программку – но никакого второго состава спектакль не предполагает. В первые минуты сцена освещена так плохо, что возникает чувство досады. Световая партитура организована, как в кинематографе. Силуэт, жест, форма башмака или морщинистая кожа рук порой важнее для восприятия персонажа, чем его лицо: таков жесткий диктат режиссера Фокина. Точная форма – уже содержание. Помимо кинематографических приемов зрителя ждет театр теней, который призван изображать внешний мир вокруг бедного Акакия Акакиевича, тот коварный Санкт-Петербург, который, по словам режиссера, «способен соблазнить человека и бросить». Необычная эстетика этого спектакля вызывает восхищение. Слов еще не произнесено, но интрига уже закручена. Мы будем изучать на протяжении полутора часов микрокосм «маленького» человека Башмачкина. Человека, даже и не всегда человека, порой почти зверька, существа, «божьего одуванчика». Взгляд с напряжением ловит в сценических сумерках лысоватый череп в перышках волос, абсолютно мужские ноги в бесформенных брюках примы театра «Современник» несравненной Марины Нееловой. Ее Башмачкин очень органичный старичок-ребенок с характерной пластикой и в то же время совершенно бестелесный, человек-фантом. Душа Акакия Акакиевича, как пишут критики. Наблюдать за этой Душой с повадками зверька-старика-ребенка чрезвычайно интересно. Со своим телом и голосом актриса сделала что-то невероятное, их выразительные возможности огромны…

    Эта работа – образец высокого актерского мастерства. Потому что непонятно, как это сделано. Сказать, что актриса мастерски перевоплощается в роль, что она искусно играет мужчину, – значит быть неточным. Мы наблюдаем некий феномен другой актерской эстетики».

    В январе 2007 года журналистка И. Алпатова так описывала жизнь героини нашего рассказа: «Сегодня в родном «Современнике», да и вообще в России, Неелова появляется в качестве гостьи. Уже несколько лет, связав свою женскую судьбу с известным дипломатом, она живет то в Париже, то в Гааге. Трудный выбор – семья или карьера – стоял и перед ней. Она сумела найти компромисс, к счастью, поддержанный и театром, – приезжает раз в месяц и отыгрывает свои немногочисленные ныне спектакли, подряд поставленные в репертуарной афише. Кто-то уже успел сказать, что она многое в своей актерской судьбе из-за подобной ситуации потеряла. Вряд ли Марина Неелова с этим согласится. Ведь отречение от реальных ценностей обычной человеческой жизни во имя высокого, но подчас неблагодарного искусства рано или поздно за себя отомстит. Кому угодно, но не Марине Нееловой».

    В 2008–2010 годах Неелова весьма активно стала сниматься в российском кино, записав на свой счет сразу шесть фильмов (подобного «урожая» у нее давно не было – с 90-х): «Пробка» (2008), «Игра в убийство», «Свадьба», «Белые лилии», «Богатый наследник» (все – 2009), «Предлагаемые обстоятельства» (2010; главная роль – Вера Николаевна Стрельникова).

    В мае 2009 года Неелова сыграла и в одном радиоспектакле на «Радио России», озвучив роль Джулии Ламберт в радиопостановке «Театр» по С. Моэму. Вот как об этом написал в «Комсомольской правде» журналист И. Олегов:

    «…Вдруг выяснилось, что, несмотря на то что в фондах радио хранится много записей спектаклей театра «Современник» с участием Нееловой, работать в радиостудии у микрофона ей придется впервые! Но актриса справилась с задачей достойно. С первых же серий понятно: это не игра Моэма, это настоящее проживание авторского текста. С чем сравнить игру подобного уровня? Возможно, с такими жемчужинами отечественного радиотеатра, как «Тихий Дон» в исполнении Михаила Ульянова и «Сага о Форсайтах» в чтении Юрия Яковлева…

    В своей последней театральной работе – роли Башмачкина в гоголевской «Шинели» – Марина Неелова открыла зрителю новую грань своего таланта – умелое владение пластикой. «Театр» показал, что актриса способна передавать пластику образов и при помощи одного голоса! Хочется верить, что вслед за первой работой артистки в жанре радиотеатра на «Радио России» последует продолжение. И, говорят, Марина Мстиславовна совсем не против!»

    Прекрасно обстоят дела у Нееловой и на личном фронте. В том же 2009 году она отметила 15-летний юбилей замужества с Кириллом Геворгяном. Кстати, тогда же, в ноябре, его заменили на посту российского посла в Нидерландах и вернули в Москву.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх