Тетраграмматон

Перевод – К. Леонов

Я советовал бы всем людям в целом обратить серьезное внимание на истинные и подлинные цели знания; чтобы они искали их не только ради удовольствия или борьбы, или презрения к остальным, или ради выгоды, или ради славы, или ради чести и возвышения, или ради помыслов с примесями такого рода, или с еще более низкими целями; но ради таких заслуг и наград в жизни, которые они могут упорядочить и преобразовать в милосердие.

(– Бэкон)

В данной статье я не буду заниматься бесполезными вещами. Это означает, что я не собираюсь учить высокоученых браминов тайнам их собственной религиозной философии, но изберу для своих целей некоторые моменты из универсальной каббалы. Первая – если поместить ее на полемическую почву – это слишком неудобный соперник в борьбе. Если некто не имеет вместо своей головы энциклопедию, переполненную цитатами, рисунками, цифрами и стихами, рассеянными по миллионам страниц, такая полемика была бы скорее вредоносной, чем полезной. Каждый из спорщиков обнаружил бы себя окруженным тем же самым количеством последователей, как и до того, так как никто не убедил бы ни одного человека из противостоящего ему лагеря.

Повторяя за сэром Т. Брауном, что «Я не завидую никому, кто знает больше меня самого, но я жалею тех, кто знает меньше», я займусь теперь предметом, который я детально изучила, и в подтверждение которого я могу привести цитаты из авторитетных источников.

Изучая каббалу в течение почти сорока лет, я, вероятно, могла бы позволить себе рассматривать Зогар как ту законную почву, на которую я могла бы опереться. Однако, это будет не дискуссия, но просто несколько фактических утверждений. В противоположность нашей септенарной доктрине были выдвинуты четыре наименования и учения из каббалы:

I. Нам говорят, что Тетраграмматон «является путем конечного соединения с Логосом», потому что его мистическое «строение», «поскольку оно представлена сакральной Тетраграммой, не имеет семеричного основания».

II. Что «одним из старейших направлений древней Религии-Мудрости является то, что макрокосм[748] должен быть истолкован в соответствии с планом, открытом посредством Малкут».

III. Что (а) «Шекина – это андрогинная сила»; и (б) что ее «следует понимать как руководителя при объяснении строения микрокосма».

IV. Что «ее (Шекины) мужская форма – это фигура человека, которого узрел на таинственно троне в своем видении Иезекииль».[749]

Я боюсь, что ни одно из вышеприведенных заявлений не является правильным. Я вынуждена сказать, что все они и каждое из них полностью ошибочны. Моими авторитетными источниками для такого утверждения будут три главные книги Зогара – «Книга Сокрытой Тайны» и два «Собрания», «Большое» и «Малое», а также «Каббала» Кнорра фон Розенрота,[750] Сефер Иецира, с комментариями к этой книге, и Metzareth Аша, содержащие ключ к каббалистическому символизму, – дополненные различными старинными рукописями.

Аксиома, пришедшая к нам из времен седой античности, учит нас, что первый шаг к знанию – это знать и признавать, что мы невежественны. Я должна была сделать этот шаг, ибо я полностью поняла, сколь сильно невежественна я во многих отношениях, и признаю, сколь мало я знаю. Тем не менее, то, что я знаю – я знаю.

И, возможно, будь я мудрее, мне следовало бы радоваться тому, что я знаю столь мало; поскольку,

Если невежество – Бога проклятье,
то, как говорится у Шекспира, излишнее знание,
Коль разум слишком слаб, чтоб обуздать его,
Оно, как норовистый конь, его отбросит самого…

Однако, в данном конкретном случае я не опасаюсь того, что меня выбросят из моих стремян. Я рискну сказать, что это даже невозможно, если иметь перед глазами Зогар с его ста семьюдесятью отрывками, содержащими упоминание одного только Тетраграмматона, и несколькими сотнями, которые комментируют и истолковывают его действительное значение. Кроме того, поскольку «никто не знает всего», – errare humanum est [человеку свойственно ошибаться], – и никто из нас, насколько мне это известно, не достиг прославленного состояния всеведающего Будды или Шанкарачарьи, – лишь поэтому мы должны сравнивать записи и раскрывать то, что может быть законно раскрыто. Таким образом, я собираюсь показать истинную природу «Тетраграмматона» и доказать, что его четыре буквы – это просто глиф, маска, метафизически скрывающая его связи и отношения с высшими и низшими мирами. Я не буду высказывать никаких собственных размышлений или познаний, которые являются моим собственным имуществом, плодами моих исследований, и с которыми, посему, публике делать нечего. Я лишь покажу, что представляет собой Тетраграмматон согласно Зогару, и как это объяснил самому автору посвященный еврейский раввин в Палестине, и как это истолковывается каждому продвинувшемуся каббалисту.

I. Тетраграмматон называется в каббале различными именами. Это IHVH, Микропросопус, в отличие от AHIH, Макропросопуса. Это малый лик, отражение (зараженное материей, или Малкут, его невестой, матерью-землей) – «Обширного», скорее даже «Безграничного» Лика; таким образом, он есть антитезис Макропросопусу. Но кем, или чем является сам Макропросопус?

II. Он не есть «Эйн-Соф», НЕ-СУЩЕЕ, или НЕ-БЫТИЕ; в такой же степени, как и Тетраграмматон; ибо оба они, AHIH и IHVH, являются глифами существования и символами террестриально-андрогинной, так же как и мужской и женской, жизни. Оба они поэтому связаны с Малкут – H-eva, «матерью всего живого», и не могут быть смешиваемы в нашем духовном восприятии с EHEIEH – единственным АБСОЛЮТНЫМ БЫТИЕМ, или «Бытийностью», как некоторые называют его, хотя раввины и испытывали трудности в том, чтобы снять покров со своего эзотерического бога. Они являются отражениями Эйн-Соф, еврейского парабрахмана; поскольку Эйн-Соф есть негативное, постольку они – это действительная, позитивная жизнь – Майя, или Иллюзия.

Это ясным образом доказывается благодаря их дуальному присутствию в кресте – древнейшем фаллическом символе, —

– как это показано в «Открытой каббале», стр. 31.

Столь древнем и столь фаллическом, что даже оставляя в стороне египетский крест – анх, мы видим, что терракотовые диски, называемые юсиоли, обнаруженные Шлиманом во множестве под руинами древней Трои, являются в своих двух формах: индийской свастикой и крестом,

причем последний есть свастика, или «молот Тора» без его четырех дополнительных углов. Не нужно объяснять, что ориенталисты, которые не способны подняться выше материального плана, тем не менее правы, и что они открыли один из тайных ключей (однако, лишь к экзотерическим религиям), утверждая, что происхождение креста заключено в аранте и праманте, палке и сосуде с отверстиями для зажигания огня у древних браминов. Прометей, укравший священный огонь творения и одаривший им людей, безусловно производит свое имя от праманта. Бог Агни был небесным огнем, но лишь столь долго, пока он находился внутри своего вместилища. И Матаришван, воздушное существо в Ригведе, изгнал его оттуда для пользы Бхригу не раньше, чем он стал земным огнем, огнем порождения, и, таким образом, фаллическим. Нам говорили, что слово мата или параманта содержит в себе префикс пра, выражающая идею грабежа или насильственной кражи того, что содержит в себе корень мата, от глагола матами, или мантнами, «производить при помощи трения». Следовательно, Прометей, украв небесный огонь, унизил его (в некотором смысле) до земли. Он не только зажег искру жизни в человеке из глины, но и научил его тайне творения, которая, от Криясукти, была низведена до эгоистического акта порождения. [См. текст выше].

III. В каббале есть два «Тетраграмматона», или, скорее, – он двойственен, и, по существу, даже тройственен, четверичен и семеричен. Он становится девятью и тринадцатью только в конце, когда «тринадцать», или ЕДИНИЦА уничтожает семеричность, который символизируют «Семеро Низших», которые представляют собой «семь королей Эдома» (по отношению к расам), и семь «низших сефирот», когда они соотносятся с человеческими принципами. Первый Тетраграмматон – это нечто всегда сокрытое, ОТЕЦ, – который сам есть эманация вечного света, а потому – не Эйн-Соф. Он представляет собой не четверобуквенный Тетрактис, но лишь один Квадрат, так сказать, на поверхностном плане. Это идеальная геометрическая фигура, образованная четырьмя воображаемыми линиями, абстрактный символ абстрактной идеи, или четыре «математических» линии, ограничивающие «математическое» пространство – что представляет собой «ничто, ограничивающее ничто», – как говорит д-р Пратт, рассуждая о треугольнике в своих «Новых аспектах жизни». Призрак, скрытый четырьмя дуновениями. Но достаточно об «Отце» Макропросопусе-ТЕТРАГРАММАТОНЕ. Тогда как —

IV. Микропросопус-Тетраграмматон – «Сын», или Логос, – это треугольник в квадрате; семикратный, куб; как показывает нам м-р Р. Скиннер, – шестигранный куб, который, развернувшись, становится семичастным крестом, когда андрогин разделяется на два противоположных пола.[752] Словами комментария к Тайной Доктрине:

«Круг испускает свет, который становится для нашего видения четырехугольным; он разворачивается и получается семь». Этот «круг» – это первая сефира, «кетер», или корона, Risha Havurah, или «белая голова», и «высший череп». [Он является не безграничным, но временным в этом феноменальном мире]. Он испускает две более низшие сефирот (Хокма и Бина, которые есть «Мать-Отец»), и таким образом формирует треугольник – первую, или высшую триаду Древа Сефирот. Это единица, или монада Пифагора. Но она произошла от Семи Элохим, мужских и женских, которые называются «Высшими Отцами-Матерями». Сами же они являются отражениями Женского Святого Духа, о котором говорится в Сефер Иецира: «Одно есть Она, Элохим жизни».[753] Но сколь же далеки от ЭЙН-СОФ все эти числа[754] еврейской каббалы, поскольку они, по существу, являются лишь тайными числами и глифами. Микропросопус становится четвертым.

Пусть кто-либо откроет таблицу IV «Kabbalah Denudata» (в переводе на англ. яз.), нарисованную м-ром Матесом. Пусть он бросит взгляд на «Символические Божественные Формы», соотнесенные с четырьмя каббалистическими мирами – и он вскоре увидит, что «Тетраграмматон», или Микропросопус, «Малое лицо», появляется четвертым. Для более ясного объяснения я приведу здесь небольшую часть таблицы.

БУКВЫ ТЕТРАГРАММАТОНА

Из этого следует, что так как Макропросопус – или кетер, венец цифр, поскольку он есть белая глава, или «О», ноль,[755] все же удален от Эйн-Соф, являясь лишь его универсальным отражением, или светом, – он не есть тетраграмма. Это просто ПРОСТРАНСТВО, безграничное и непостижимое, высшая земля, в которой сокрыты архетипические идеи, или формы всего; земля, из которой вырастает КОРЕНЬ Вселенной, универсальное Древо Жизни в мире творения. Ствол этого «древа» – это «отец и мать, 2-й и 3-й сефирот, или Хокма и Бина», соответственно, Иегова и «Иегова-Элохим».[756]

V. «Отец-Мать» принадлежат к миру творения, потому что это те, кто творит; то есть, они являются двуполой материей, сущностью, из которой создается «Сын» (вселенная). Этот Сын есть Микропросопус, или ТЕТРАГРАММАТОН. Почему он представляет собой четырехбуквенный символ? В чем сакральный смысл этого Тетрактиса? Есть ли это невыразимое имя, или же он связан неким образом с таким непроизносимым именем? Я без колебаний отвечу отрицательно. Это просто штора, символ, служащий для того, чтобы лучше сокрыть септенарное строение человека и его происхождение, и различные тайны, связанные с ним. Это имя, Тетраграмма, состоит из ЧЕТЫРЕХ букв, но в чем же их секрет, их эзотерический смысл? Каббалист не промедлит с ответом: «прочитай их с помощью цифр и сосчитай числа и цифры, и ты узнаешь».

«Тетраграмматон» – это Отец-Мать и Сын воедино. Это Иегова, имя которого пишется IHVH, и чьи буквы читаются символически, в соответствии с методом, открытым ЧЕТВЕРТОЙ инициацией,[757] и будут прочтены двумя способами. Оно состоит из двух мужских букв (I и V) и двух женских (Н, двух he); или высокого и низкого «H». Первая – это «высшая мать», или «женский Иегова, как Бина»; другая – это низкое «Н», или 10-я сефира, Малкут, основание материи. Невозможно раскрыть в печатном виде первое его прочтение, когда он записывается AHIH, мы можем лишь сообщить о том, что экзотерически это связано с «Я есть то, что я есть» и с Eheieh, «Абсолютным БЫТИЕМ, или САТ».

Это может иметь двоякое прочтение, и каждая фраза символизируется здесь знаком Зодиака. Все такие перестановки имеют отношение к тайне бытия, или существования – как некоего абстрактного представления.

Но IHVH, Тетраграмматон мира формирования, и супруг «Невесты», царством которой является Асия, или Материя, хотя и легче в объяснении, но все же очень труден для выражения в словах, и скорее не из-за своей сакральности, а из-за своей непристойности. Я отсылаю читателя, в отношении символизма четырех букв I, H, V, H, к книге м-ра Р. Скиннера «Источник мер», стр. 10, где все это объяснено. Индус видит это ежедневно в своих лингвах и йиони. Это Иегова-Савоаф, Семеричный Элохим, сокрытый в Святая Святых, Аргхе, или в Ноевом ковчеге. Таким образом («Откр. каб.»), он является седьмой сефирой среди «высшей» семерки, как Малкут есть седьмая из «низших» сефирот. Микропросопус – это третья буква V (вав), и он называется тетраграммой лишь потому, что он есть один из четырех букв, которые охватывают все девять сефирот, – но не является сефирой. Он есть тайна семерки, которая оставалась тайной до сих пор, и теперь раскрывается во всей полноте. На таблице, которая показывает соотношение десяти сефирот с десятью божественными именами, десятью архангелами, их десятью порядками, планетами, и т. д., демонами и десятью главными дьяволами – Нецах, 7-я сефира, чье имя экзотерически означает «решительность и победа», а эзотерически – нечто большее, называется своим Божественным именем Иегова Савоаф, и соответствует Ханиэлю (физическая жизнь человека) и андрогинному Элохиму, Венере-Люциферу и Ваалу, и наконец – букве вав, или Микропросопусу, Логосу. Все они принадлежат к миру формирования.

Все они семеричны и связаны с пластической формацией и МАТЕРИЕЙ – своей «невестой». Последняя является «низшей матерью», аймой, «женщиной с ребенком» из 12-й главы Откровения, которую преследует великий дракон (Мудрости). Кто этот дракон? Есть ли он дьявол-Сатана, как этому учит нас Церковь? Конечно, нет. Это дракон эзотерической Мудрости, который возражает против появления ребенка, рожденного «женщиной» (вселенной), ибо этот ребенок – это его человечество, следовательно, невежество и иллюзия. Но Михаил и его ангелы, или Иегова Савоаф («Воинство), которые отказываются творить, – как это сделали и семеро бесстрастных, рожденных разумом сынов Брахмы, потому что они желали воплотиться как люди, чтобы стать выше, чем боги, – сражаются с драконом, побеждают его, и этот ребенок рождается. «Дракон» Эзотерической Мудрости поистине опускается во тьму![758]

Таким образом, хотя я не испытываю ни малейшего возражения в отношении любого мистического желания объединить себя с Логосом, называемым «Тетраграмматоном», или Микропросопусом, все же я лично предпочитаю единство с Макропросопусом, из общих соображений; во всяком случае, в этом цикле воплощения. По завершении которого, с помощью «СОВЕРШЕННОГО ЧИСЛА», я надеюсь увидеть вышний свет, который будет низведен к останкам не только моих «семи низших» (Микропросопус), но даже к подобию тринадцати в их единстве, тех, которые «ведут войну с семью» («Book of Conc. Mys.», с. 27), и вместе с ними – квадрату Макропросопуса. Букву йод на пути девятой сефиры, имеющую определенно фаллическое значение, я отказываюсь соединять с низшим семикратным и семибуквенным Иеговой, предпочитая обращать свою веру к «Эйн-Соф» – чистому и простому; а иначе, зачем вообще оставлять лоно Православной церкви? А также, почему бы однажды не присоединиться к «Армии спасения» и не петь целый день: «Кровь, кровь»?

«Логос», который мы признаем, – это не Тетраграмматон, но КОРОНА, Кетер, который не имеет ничего общего с материальным планом ни Макро-, ни Микропросопуса – но который связан лишь с про-архитипическим миром. Как это сказано:

«Посредством гематрии AHIH, равной IHV без Н, символа Малкут», «Невесты» (стр. 31). «Тесно связана с… буквами Тетраграмматона эта тема четырех кароубов (херувимов)… Таким образом, кароубы представляют силы букв Тетраграмматона на материальном плане… кароубы являются живыми формами букв, которые символизируют в Зодиаке Телец, Лев, Водолей и Скорпион…» (стр. 32 и 34, Введение к «Кab. Den.»).

Опять-таки, известно, что в свою очередь представляет собой символизм этих четырех животных «на материальном плане».

Телец, которого называли Быком Шивы, египетским быком Аписом, зороастрийским «Быком», убитым Ариманом, – это всегда символ семени жизни, как порождающей, так и разрушающей силы, в то время как Скорпион является символом греха (в сексуальном смысле), зла и духовной смерти, и Скорпион есть четвертая цифра Тетраграмматона, – или Малкут.

«Тайна земного и смертного человека следует за тайной высшего и бессмертного человека…» В форме тела проявляется Тетраграмматон. «Голова – это (буква йод), руки и плечи подобны (высокому) Н, тело – это V, и ноги представлены Н (he) в конце». («Откр. каб.», стр. 34).

В «Шкале цифры Семь», имя Бога представлено семью буквами. Шкала семерична; любой путь можно просмотреть от первого, изначального или архетипического – до седьмого, или временного мира.

«Древо Жизни» имеет семь ветвей с семью плодами на них. В «Книге Сокрытой Тайны», БЕРЕШИТ, первоначальный мир в Книге Бытия, читается Бера шит, «Он сотворил шесть». От них зависит все то, что находится ниже (с. 16), все вещи, синтезируемые Малкут – Седьмой – Микропросопусом.

«Микропросопус образуется из шести сефирот, трех мужских и трех женских» (с. 67). Части Тетраграмматона называются шестью членами Микропросопуса, и 6 – это числовое значение V (вав), его буквы. Когда они (части) касаются земли, их становится семь (стр. 32, «Откр. каб.», и стих 9 Ком. XXII в «Книге Чисел»).

Вся «Книга Сокрытой Тайны» полна такими фразами. «Микропросопус является шести-частным…» Так как он сформирован из шести сефирот, которые вместе с Малкут составляют семь. Эти члены происходят от первых шести произнесенных (творящих) слов. «Его седьмой принцип представлен десятой сефирой… которая есть Ева в экзотерической системе, или низшая мать…» Отсюда седьмая неделя называется Тысячелетним царством, Шаббат, а также седьмым царством». («Книга Сокр. Тайны», с. 22).

Каббалисты всегда проводили различие не только между ЭЙН-СОФ, неисчислимым и непостижимым, но даже между Микропросопусом и низшим Тетраграмматоном, «Сыном», следовательно, Логосом. Ибо в «Великом святом собрании» записано:

«(строфа 83.) И об этом пожелали узнать в своих умах дети Израиля, так, как это написано» [Исход, 17:17], «Есть ли Тетраграмматон среди нас, или это что-то существующее негативно?» Вот где они видели различие между Микропросопусом, который назывался Тетраграмматоном, и Макропросопусом, который назывался «Эйн, негативное существование» (стр. 121). Но – «йод древних спрятан и сокрыт». (73, Введение).

(с. 1152.) Мы учили, что было десять (спутников, сефирот), которые вступили в СОД (мистерии творения), и что лишь семь вышли оттуда.

(с. 1158.) И когда Рабби Симеон раскрыл Арканы, то там не было обнаружено ничье присутствие, кроме них (спутников).

(с. 1159.) И Рабби Симеон назвал их семью глазами Тетраграмматона, подобно тому, как это написано у Захарии III, 9: «Это семь глаз Тетраграмматона».

В Библии последнее слово переведено «Господь», и это ясно показывает, что христиане приняли за своего «Господа Бога» четвертую эманацию сефирот и мужскую букву «вав».

Есть ли это тот «Логос», единства с которым должен искать каждый посвященный, как «конечной цели своего труда»? Тогда он также сможет оставаться в своем семеричном смертном теле столь долго, сколько сможет.

Что касается остальных «препятствий», то они являются лишь неправильными утверждениями. «Фигура человека на Троне» в Иезекииле соответствует в эзотеризме архетипическому плану, миру Ацилут, а не Шекине в Малкут и Асии, на материальном плане; это становится очевидным для всякого, кто анализирует это видение каббалистически. Ибо, во-первых, существует четыре ясных подразделения в символизме видения; а именно, фигура человека, трон, на котором он сидит, небесный свод над головами живых созданий, и сами «живые создания» с их офаним, или колесами. Они опять-таки ясно соответствуют самим четырем каббалистическим мирам, или планам, то есть, Ацилут, Архетипический мир – это призрачная фигура человека; Брия, мир Творения, – трон; Йецира, мир Формирования, небесный свод; Асия, Материальный мир, живые создания. Они опять-таки соотносятся с четырьмя буквами тетраграммы: так, высшая точка в IHVH принадлежит Йод, «фигуре человека», Н (he) – это трон, V (вав) – небесный свод, и Н, последняя, – создания. (См. Табл. IX «Открытой каббалы»).

«Фигура человека» – это не «Мужская форма Шекины». Шекина не является «андрогинной силой».[759] Шекина беспола или женственна, если вообще она какая-то. Это изначальный свет, исходящий от вечно-сокрытого Эйн-Соф. В архетипическом мире это сефира, в материальном мире и мире формирования он становится Шекиной, скрытой жизнью и светом в этом низшем мире материи – «покрывалом Эйн-Соф» и «божественным присутствием» на пути Малкут от материального мира к высшим мирам. Она есть Буддхи физического тела – душа или искра, горящая в сосуде; и после того, как сосуд разбит, она соединяется с седьмым (согласно подсчетам теософов) и первым, или Макропросопусом, согласно каббале, так как это первый луч из сокрытого.[760]

План, который показывает Малкут, описывается в «Книге Сокрытой Тайны», Сифра Дицениута, таким образом:

Дерево, чье наказание облегчается (то есть, Путь Царства, или Шекина, которая является Древом Познания Добра и Зла, пребывающим в себе вследствие наказания, но это наказание облегчается женихом благодаря потоку его сострадания), пребывает внутри скорлуп; (потому что Царство обладает властью надо всем, и его ноги погружены в смерть). В его ветвях (в низших мирах) селятся птицы и вьют там свои гнезда (обитают души и ангелы). Под ним – те животные, что имеют силу искать тени (то есть скорлуп, Клиппот, «в ней (во время ее) бродят все лесные звери». Псалом 104, 20).

Это дерево, у которого есть два пути к одной цели (а именно, добро и зло, поскольку это Древо Познания Добра и Зла). И вокруг него есть семь колонн (семь дворцов), и четыре великих сияния (четверо животных) кружатся вокруг него (в четырех колесах) с четырех сторон (согласно четырехкратному описанию колесницы у Иехекеля (Иезекииля)».

У дерева есть семь ветвей,[761] на каждой из которой растут четыре листа и три плода. Кроме того, существует очевидная аналогия между вышеприведенной строфой из «Сифра Дицениута» и главами I и IV Откровения. Ибо семь церквей «Асии» идентичны с «семью дворцами» в [мире] Асии, или на материальном семеричном плане. Семь звезд, которые находятся в правой руке «фигуры» в 1-й главе являются не этими семью церквями, а семью ключами к ним; и обоюдоострое (андрогинное) слово, исходящее из его уст – это йод в IHVH. Это «фигура» есть семеричный «Тетраграмматон» V (вав).[762]

Но эта фигура совершенно отлична от той, которая находится на троне в видении Иезекииля. Ибо первая (фигура в главе I Откровения) пребывает на плане Иецира (мира формирования, жилища ангелов, которые не творят), а фигура у Иезекииля находится на плане Ацилут, и описана в главе IV Апокалипсиса как «тот, кто сидит на троне».

Для того, чтобы разделить ношу вышеприведенных утверждений, я обратилась к м-ру С. Л. Макгрегору Матерсу (поскольку в Англии существует немного более ученых каббалистов, чем он, хотя я, безусловно, не во всем согласна с его взглядами. Но по этому вопросу мы достигли полного согласия). Наш брат любезно согласился представить свое мнение в письменном виде, и вот как он представляет Древо СЕФИРОТ:

Здесь фигура на троне в видении Иезекииля соотносится с Кетер; трон – с Хокма и Бина, миром Брия, другим именем которого является Корсия – трон; небесный свод – это Микропросопус, состоящий из шести сефирот – Хесед, Гебура, Тиферет, Нецах, Ход и Иесод. Иесод есть путь, вводящий в Малкут, или сотворенный материальный мир; и Шекина – это Присутствие в Малкут, Царственное Присутствие (Присутствие Королевы); ибо Шекина женственна, а не андрогинна. И печать Макрокосма, шестиконечная звезда:[763]



– это эмблема Микропросопуса, Тетраграмматона – буквы вав в IHVH, которая находится внутри семи светоносцев Малкут, представляющих собой ничто иное, как семь последних сефирот, или шесть сефирот, составляющих Микропросопус, с Малкут, добавленной к ним в качестве седьмой.[764]

Я убеждена, что ничто не может быть яснее. Любые трансцендентальные, метафизические спекуляции и толкования, конечно, могут быть удовлетворены Тетрактисом на плане Архетипического мира, но как только мы спускаемся в мир Астрала и феноменальной тайны, у нас не может быть меньше, чем семь принципов, на которых основаны мы сами. Я изучала каббалу у двух раввинов, один из которых был посвященным, и не было разницы между двумя учениями (эзотерическим восточным и западным) в данном случае.

Конечно, это хорошо известно, что любой человек, наделенный хотя бы умеренной долей изобретательности, если он изучил три вида каббалистических интерпретаций – особенно Нотарикон – может сделать то, что захочет, из отдельных еврейских слов и букв. Но то объяснение, которое даю я, требует не Нотарикона, а просто знания седьмого эзотерического ключа. С мазоретскими огласовками можно преобразовать астрал Иеговы Саваофа, и даже Иеговы-Элохима, в «Единого живого» и высшего Бога, «Бога богов», – поскольку он есть просто один из формирующих и порождающих богов. Хороший пример такого рода нечестности обнаруживается в переводе м-ра Матеса «Kabbalah Denudata» Кнорра фон Розенрота. Он дает нам шесть примеров различного прочтения одного только первого слова (берашит) в Книге Бытия. Согласно правилам нотарикона, первой фразе – «Берашит бара элохим эт хашамаим в'эт х'арэц», или «В начале сотворил Бог небеса и землю», может быть придано такое значение, которое желательно; поэтому первое и взятое отдельно слово «берашит» вызвало образование шести догматических учений в латинской церкви.

Это было показано вышеупомянутым каббалистом Соломоном Мейром Бен Мозесом, перешедшим в католичество в 1665 году и принявшим имя Проспер Руже, который успешно доказал на строго нотариконистическом основании, что данное слово (берашит) обнаружило шесть христианских значений, первым из которых было: «Солнце, дух, отец, их троичное, совершенное единство»; третьим – «Ты должен поклоняться моему перворожденному, моему первенцу, чье имя Иисус»; пятое – «Я изберу Деву, достойную родить Иисуса, и ты должен назвать ее блаженной». Шестое дается в нижеследующей сноске.[765] Два других являются повторениями.

Такая же удивительная пластичность истолкования допускается в эзотерических текстах каждого народа. Поскольку каждый символ и глиф имеет семь ключей к себе, из этого следует, что одна сторона может использовать в споре один ключ к одному предмету, и затем обвинить другого изучающего, который использует иной ключ, в преднамеренном неправильном толковании.

Однако это – не моя политика. В эзотерических вопросах я скорее искала бы примирения, чем споров о сделанных ошибках, действительных или воображаемых; потому что ДЕЛО и триумф истины должны быть дороже для настоящих оккультистов и теософов, чем незначительные успехи спорщиков.

Никакой истинный оккультист, если он действительно таков, не выскажет значения всех «Семи Тайн Мудрости», – даже если сам он знаком со всеми из них, – которые были бы, воистину, чудом. Ибо эти «Семь Тайн» in toto [в целом] известны достоверно лишь «УЧИТЕЛЯМ МУДРОСТИ»; и эти Учителя вряд ли позволят себе выступить в полемических дискуссиях в газетах или периодике. В чем же тогда смысл тратить время и доказывать, что одна грань алмаза блестит более ярко и ослепительно, чем соседняя с ней, вместо того, чтобы объединить все силы и обратить внимание неведающего на великолепие самого бриллианта? Мы, изучающие сакральную науку, должны помогать друг другу, поддерживая исследования и принося пользу при помощи нашего общего знания, вместо бесполезной критики ради удовлетворения личных амбиций. Вот как это выглядит в моих глазах: ибо иначе наши враги, которые, начав с обвинения нас в обмане и основываясь лишь на своих сектантских и материалистических предрассудках и своем фанатизме, будут оправданы, повторяя свои обвинения, по причине наших же собственных взаимных обличений.

Материализм поднимает свою ужасную голову выше, чем когда-либо.

«Знание», одно из лондонских научных изданий, позволяет нам почувствовать, что припасено для оккультиста. Рецензируя «Открытую каббалу», оно во весь голос вещает о «экстраординарных интеллектуальных выходках еврейских комментаторов ихних писаний». Оно сокрушает всем весом своего материалистического презрения идею, выдвинутую д-ром Гинзбургом в «Эссе о каббале», что тайнам бытия «учил сам Всемогущий избранный круг ангелов, которые образовали теософскую школу в Раю!», и заканчивает ужасным издевательским восторгом в скобках(!). Это мы видим на странице 259 «Знания» за 1 сентября 1887 г. На стр. 245 м-р Эдвард Клодд предлагает нам вместо учений о «теософических ангелах» – учения дарвинистов школы Геккеля. Обозревая «широкое поле» Космоса, «границы которого исчезают в беспредельном во всех направлениях», этот антикаббалист-чемпион современной науки завершает статью своей «выходкой», посредством такой поразительной формулировки:

Мы начинали с примитивной туманности, мы заканчиваем высшими формами сознания; показано (?!), что история творения – это непревзойденный рекорд превращения ГАЗА В ГЕНИЯ (!!!).

Это показывает наше положение относительно людей современной науки и сколь много сил мы должны приложить для того, чтобы не подпускать их к себе.

Еще одно слово, и я закончу. Меня постоянно просят показать мой авторитетный источник – книгу, страницу, строфу – относящийся к эзотерической доктрине «Семеричности». Это звучит так же, как если бы кто-то посреди пустыни доказывал мне, что вода полна инфузориями, когда рядом нельзя найти микроскопа. Я знаю лучше, чем другие люди, которые предъявляют мне такие претензии, что за исключением нескольких мест, где веками хранятся тайные манускрипты, никакие эзотерические доктрины никогда не были записаны и ясно истолкованы; иначе они бы давным-давно утратили свое собственное название. Существует «неписаная» каббала, так же, как и запечатленная в письменном виде, – и даже на Западе. Многое объясняется изустно, и так было всегда. Тем не менее, намеки и упоминания о ней многочисленны и рассеяны по всем экзотерическим писаниям, и их распределение, конечно, зависит от той школы, которая ее истолковывает, и все же еще в большей степени – от личной интуиции исследователя и его представлений. Вопрос состоит не в том, есть ли три, пять или семь цветов в лучах спектра, ибо каждый знает, фактически, лишь о существовании одного – бесцветного белого. И, хотя наука и очень точно различает семь призматических лучей, столь же ясно, как семь нот в гамме, все же были очень крупные ученые, которые настаивали на том, что существует только четыре или пять цветов, до тех пор, пока не было обнаружено, что они дальтоники.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх