ГЛАВА XX

Мы ищем следы прогрессорства. Это имеет смысл при условии, что вмешательство происходит опосредованно — через людей. Воздействие должно быть скрытым, неспешным и полностью контролируемым — именно поэтому сознательное участие тех, кто избран на роль «агентов влияния», маловероятно. Игра втемную. Человек, получивший идею, должен реализовать ее, не тратя сил и времени на сомнения. Для этого достаточно чувствовать себя автором идеи. Или состоять в конспиративном сообществе с жесткой внутренней иерархией. Но можно быть и самим прогрессором — инфильтрованным, завербованным, воплощенным через рождение. Способы различаются по экономичности, надежности, оперативности. Наверное, есть и другие критерии — даже не входящие в круг наших понятий. Звучит страшновато, но по сути — простая констатация ограниченности любого знания. Это, как ни странно, успокаивает. И то, что им вообще есть до нас дело!

Существует некая филологическая тонкость: следы остаются, знаки — оставляются. Они — оставляют… Трудоемкость знаков порой такова, что невольно закрадывается сомнение: что было важнее — дело или отметиться?

Что мы надеялись найти у Булгакова, Грина, Ефремова? Ментальный след Бартини, его отраженный свет. Так астрономы вычисляют невидимую планету по возмущению орбит других планет. Искали след, влияние, нашли — шифровку. Систему знаков, искусно вживленную в художественную ткань. Тайные, темные, черные книги…

«У каждого века — свое средневековье». Русские чернокнижники пронесли тайный свет через инферно Великого Эксперимента — через войны, революции, контрреволюции, сквозь чад коммуналок, по-над пропастью «архипелага», по теплым, уютно булькающим академическим болотам. «Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает…»

…Ефремов Иван Антонович. В графах «отчество» и «год рождения» — следы подчистки. Хотел прибавить себе лет? Но зачем менять отчество?

Между прочим, именно Ефремов в «Лезвии…» убеждает нас в том, что Шамбалы, как понятия географического, нет и никогда не было. Условный знак. «Знак Шамбалы» неявно проступает уже в самых ранних его вещах. В «Туманности Андромеды» вдруг полыхнул «Праздник Пламенных Чаш», а в «Часе Быка» звездолет «Темное Пламя» имеет форму полусферы: чаша, полная тайного света. В начале и в конце «Лезвия бритвы» мы легко выделили могущественное число 777. Любопытно: инициалы писателя дают в каббалистической сумме цифру 7. Вторая семерка — сумма цифр, эквивалентных буквам фамилии. Третья получается из даты и года рождения по старому стилю. Итого — 777! Совпадение? Сумма трех семерок — 21, то есть цифра 3. Но именно тройка получается из даты и года рождения Ефремова — по новому стилю!

— Статистическая флуктуация, — неуверенно объяснил Скептик.

Возможно…

В архиве писателя есть две интересные фотографии. На одной Ефремову лет двенадцать, одет в прекрасно перешитый офицерский френч. «Сын полка». На другом снимке он года на три старше — прицеливается из «парабеллума».

Выстроим цепочку: подчистка в документах, каббалистические экзерсисы, «парабеллум», френч… Тайное общество «Серые ангелы» — в «Часе Быка». И — страх перед арестом, не оставлявший Ефремова до самого конца. После смерти — обыск…

…В 1993 году в Самаре издан роман Елены Чудиновой «Держатель знака». Роман — документальный, большинство персонажей существовали на самом деле, некоторые очень известны: Воино-Ясенецкий, Гумилев, Даль, Голенищев, Петерс, Дзержинский, Блюмкин… Речь идет о петроградском контрреволюционном подполье в 1919–21 годах. И о многовековой борьбе двух ветвей масонства, одна из которых захватывает власть в октябре 1917 года. Четко прослеживается мысль о том, что за спиной обеих сторон действовали некие могущественные структуры. Внешние по отношению к человечеству.

Чудинова пишет о том, что в те же годы в Питере существовал и молодежный «филиал» белого подполья. По сути — конспиративная гимназия. Она должна была нейтрализовать влияние «трудовых советских школ» на детей подпольщиков и им сочувствующих. Занятия носили не просто культурно-просветительный характер — судя по всему, слушателям преподавали и начала оккультизма. Не случайно, само название школы — «Диск». Серебряный диск — магический символ Гермеса. По-древнеегипетски — «атон».

Атон… Подчистка в графе «отчество»: «Антонович». Атон — Антон?!. Не отсюда ли — навязчивый образ диска, проскальзывающий почти во всех книгах Ефремова?

Но особенно интересен один из главных героев — Евгений Чернецкой. Личность весьма загадочная: энциклопедически образованный подпоручик, обладатель могучего экстрасенсорного дара, человек, помнящий всю цепь своих блистательных воплощений. И — человек ли?.. Автор романа откровенно сомневается.

«Евгений» — «благородный». БлагоРОдный? «Чернецкой» — «черный», «темный». Родители неизвестны, мальчиком был увезен из России — видимо, теми, кто стоит за спиной масонов. На него возлагают особые надежды — но Чернецкой пытается вырваться, свернуть со своего пути «черного ферзя». Возвращение в Россию, первая мировая, фронт… Евгений меняет фамилию, путает следы — но безуспешно. Его находят, с ним беседует Дзержинский. Чернецкой предпочитает выйти из игры окончательно — через расстрел. Но о том, расстрелян ли загадочный подпоручик, Елена Чудинова умалчивает.

— Бартини?.. — хмыкнул Скептик. — Неубедительно…

Известно, что Бартини прекрасно фехтовал. Он зачем-то особо подчеркивал это в беседах со своими биографами. А Чернецкой не расстается с маленькой серебряной шпагой. Чудинова пишет о магическом смысле манипуляций с этим предметом. Любопытно: в великолепном «фэнтэзи» Роджера Желязны «Хроники Амбера» меч принца Корвина — средство передвижения по «параллельным» мирам — «отражениям». Точнее — средство разветвления. Не в одном ли ряду — шпажка Чернецкого, шпага Воланда, игрушечная шпага в левой руке Маленького принца….

— …шпага Мефистофеля, волшебный меч короля Артура, мечи Руматы? — ехидно продолжил Скептик.

Кстати, благородного дона Румату Эсторийского «в миру» звали Антоном. Но это так, к слову… Гораздо интереснее такой факт: лучшей из прочитанных книг Ефремов считал «Золотую цепь».

— Версия о том, что Ефремов — питомец «Атона», основана исключительно на подчистке отчества, — хладнокровно заметил оппонент. — Остальное, простите, несерьезно!..

…В романе Е. Чудиновой есть эпизод с неким красвоенлетом, который по заданиям белого подполья тайно летал в Финляндию. Фамилия летчика — Чудинов. Несколько деталей, рассеянных по тексту, позволяют предположить, что в основе книги — воспоминания и документы двух семей — Чудиновых и Альбрехтов. Мы привыкли к совпадениям. Вот еще одно: автор известной научной биографии ученого и писателя Ефремова — П. Чудинов.

Чудинов Петр Константинович — друг и биограф И. Ефремова.

Чудинова Елена Петровна — автор «Держателя знака».

Отец и дочь?..

У Чудиновой есть очень интересный разговор некоего профессора со своим племянником — о том, что «за самыми обыкновенными человеческими делами и в обыкновенных человеческих нарядах можно встретить и несколько других существ…» Далее уточняется: «…И хорошие есть и плохие. Только, надо сказать, у хороших есть одна малоприятная особенность. Если их угадаешь, они очень любят… гм… пугать не пугать, а так — притворяться черными… Хотя на самом-то деле не черные они, а только темные, темные — тайные…»

Черные — темные — тайные…

А как полагает сам Иван Антонович?

«…Незаметные совпадения, давно наметившиеся сцепления обстоятельств, тонкие нити, соединяющие те или другие случайности, вырастают в накрепко спаянную логическую цепь, влекущую за собой попавшие в ее орбиту жизни. Мы, не зная достаточно глубоко причинную связь, не понимая истинных мотивов, называем это судьбой…»

Цепь… Немного тяжеловесно, зато предельно ясно и по существу. Это пролог «Лезвия бритвы» — настоящая инструкция по выявлению прогрессорской деятельности:

«…Если проследить всю цепь, а затем распутать начальные ее нити, можно прийти к некоему отправному моменту, послужившему как бы спусковым крючком или замыкающей кнопкой. Отсюда начинается долгий ряд событий, неизбежно долженствующих сблизить совершенно чужих людей, живущих в разных местах нашей планеты, и заставить их действовать совместно, враждуя или дружа, любя или ненавидя, в общих исканиях одной и той же цели».

И далее — те самые три даты, в которых зашифровано число 777. Любопытно: у Грина золотую цепь выковали в 1777 году!

«…Если проследить всю цепь, а затем распутать…»

Воспользуемся этим недвусмысленным приглашением и для начала попытаемся «вычислить» настоящее имя писателя. Это не столь уж сложно, достаточно помнить его книги. Известно, что любимыми героями Ефремова были Иван Гирин и Серафима Металина, Сима — персонажи «Лезвия…». В Иване Гирине легко узнается Иван Ефремов. Но почему — Гирин? Гиря… Неужели — «Золотой теленок»?!. Единственный в мировой литературе «образ» гири — большой железной гири, которую пытаются распилить, веря, что сердцевина — золотая!..

Золотой орел розенкрейцеров, золотой конь Ефремова, золотая гиря Ильфа и Петрова, золотая цепь Грина… Все эти увесистые предметы объединяет одно — они были покрыты слоем железа.

Иван Гирин и Сима. Серафима Металина. В этой фамилии слышится «металл» и «метать». Метать — бросать…

«Время бросать камни…»

Сюжет «Лезвия…» — поиск загадочных серых камней. Серафима — «серая», сероглазая? Ефремову от матери достались серые глаза. Не отсюда ли — серые камни? Серафимы — один из высших ангельских чинов. А в «Часе Быка» — «Серые Ангелы» — тайное общество, противники олигархического режима Торманса. Это, кстати, объясняет и странную подпись под многими ефремовскими письмами жене: «Волк». Серый волк? Хотя не исключено, что это девичья фамилия матери. Волкова? Вольф? Вульф?

И — серые камни…

Имя, «обратное» Ивану — Петр. «Петрос» по-гречески — «камень». Припомним, кто и кому сказал: «Нарекаю тебя Петром…»?

Иисус — Симону…

Сима… Вероятно, это его детское прозвище — «производное» от настоящей фамилии.

Симов? Симонов? Симонович? Симеонов?..

Ефремов — Симеонов? Случайно ли появляется фамилия Ефросимов — у Булгакова в пьесе «Адам и Ева».

Что это нам дает? Убежденность в том, что все эти люди поднимались к вершине в одной связке.

Цепь ассоциаций: Гирин — железный, с золотой сердцевиной — серые камни — серые глаза — Серафима Металина — «Серые Ангелы» — серый металл — железо…

Ключевые слова: «железо», «золото», «сердце», «камень».

Но это же символика розенкрейцеров: золотое сердце под железной броней! Рыцари Золотого Камня — так называли себя адепты ордена Розы и Креста.

«Время бросать камни и время их собирать».

Мэнли П. Холл, автор «Энциклопедического изложения масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии», посвятил целую главу криптограммам: «Священная наука нуждалась в священном языке». Нужда вполне объяснима: гарь костров стлалась над средневековой Европой. Даже много позднее, когда нравы помягчели, необходимость в шифрах сохранилась — особенно для тех, кто плохо переносил резкую перемену климата. Арго, симпатические чернила, шифр символов, нарушение нумерации страниц, абсурдные слова и целые темные абзацы, водяные знаки, виньетки, тайные алфавиты и столбцы цифр, картинные шифры, секретный язык архитектурных пропорций, язык притч и аллегорий — таков был далеко не полный арсенал сокрытия опасных мыслей.

Классический пример — «Химическая свадьба» Христиана Розенкрейца — важнейший из древних алхимических трактатов розенкрейцеров. Внешняя сторона повествования — обряд инициации основателя Ордена в рыцари Золотого Камня. Инициация символизирует рождение посвящаемого. Тайный смысл «Свадьбы…» пытаются разгадать вот уже пятьсот лет. Но удалось установить, что автор трактата — немец Валентин Андреа.

На титульном листе — год написания: 1459. Очень интересное число: последовательно складывая каждую пару цифр, получаем следующую цифру. Каббалистическая «сумма» числа — 19. Буквенный эквивалент — «ро» — девятнадцатая греческая буква. Роберт Бартини рассказывал, что в детстве его называли Ро.

1459 — «родился» Розенкрейц.

14 мая (14+5=19!) — родился Роберт Бартини.

По завещанию Бартини его бумаги разрешено вскрыть в 2197 году. 2+1+9+7=19! 19 — таинственное число, его каббалистическая сумма символизирует единство Макрокосма и Микрокосма: 1+9= 10. Декада. Это число тянется за Бартини, как тонкий аромат тайны. Даже его последний адрес — номера дома и квартиры — в сумме дает число «19». Совпадение? Разумеется. Раньше номер дома был другой — его поменяли на нужный, когда Бартини уже жил в нем. Это и понятно: поменять номера квартир, как ни странно, технически сложнее!

В этом месте здравомыслящий читатель захлопнет книжку. Нельзя же, находясь в своем уме, допустить, что год посвящения знаменитого алхимика имеет отношение к дню рождения Бартини! Но для знатока оккультных наук, каким — теперь уже несомненно! — являлся Бартини, случайности, как таковой, вообще не существует. Это, кстати, объясняет и ту «необъяснимую чуткость к числам и совпадениям», которую проявляли Грин и Булгаков! Не суеверие, а стремление войти в ритм со Вселенной следует видеть в их «чудачествах». И то, что маг Бартини делает тайну из своего настоящего имени, а также из времени, места и обстоятельств рождения — тоже в порядке вещей. Таким людям всегда есть чего опасаться — и это помимо прочих возможных соображений, связанных с политэмиграцией. Но если все равно, какую дату указать в новом паспорте — почему бы не использовать три цифры из тех знаменитых четырех, которые знает все просвещенное человечество? Тем более, что оккультное значение трех тождественно четырем! Зачем? Ну, хотя бы затем, чтобы это заметил будущий биограф…

— …которому больше не за что зацепиться! — ехидно вставил Скептик.

Запомним: Валентин Андреа, Христиан Розенкрейц, «Химическая свадьба»…

…Допустим, вы написали книгу с «двойным дном», заложив в нее, к примеру, технологическую идею. Что-то вроде модного в свое время «письма потомкам». Каким образом можно сообщить будущим посвященным, что книга зашифрована? Очевидно, это будет некий знак в начале книги. Знак должен обязательно воспроизводиться во всех последующих изданиях. Можно зашифровать заголовок. Или — имя автора. Можно вынести в название некое сигнальное слово. Многие предпочитали числа. Ричард Бах, например, высыпал горсть цифр в первый абзац «Единственной». И, разумеется, их каббалистическая сумма — 19.

Средневековые авторы заказывали для своих изданий гравированные портреты с массой символических аксессуаров. Таковы дошедшие до нас изображения знаменитых алхимиков и философов, принадлежавших к различным тайным обществам. Этот способ удобен и для наших дней: делается эффектный фотопортрет для одного-двух первых изданий. Негатив при этом полезно размножить и хранить в нескольких архивах, фотоснимки раздарить максимальному количеству друзей. Если есть другие качественные фотографии — уничтожить, не оставляя будущим издателям никакого выбора.

…А теперь — маленький практикум. Есть великолепная фотография Ивана Антоновича Ефремова — она неоднократно воспроизводилась в различных изданиях: писатель за рабочим столом. На столе — металлическая статуэтка — рыцарь в латах, рядом в стакане — роскошная роза. За спиной писателя — большой деревянный крест, образованный стенками книжных полок. Рыцарь, роза и крест…

— Всегда видишь то, что хочешь увидеть! — сказал Скептик. — Ну, а Бартини?..

Бартини рисовал. И весьма прилично. Так получилось, что из трех десятков его картин «живьем» удалось увидеть лишь одну. Хранится она в Таганроге, у младшего сына — Владимира Робертовича Бартини. Это автопортрет: темный «патрицианский» профиль на фоне зарешеченного окна. Узник. За окном — странные, словно «облачные», изображения: обнаженная женщина и взлетающая ракета. Все немного карикатурно. Мыслеформы? Скорее — соблазны мира сего: в окно узник не глядит, взгляд направлен во тьму — туда, где должна быть стена камеры. Изо лба — точно из того места над переносицей, где древнеиндийские и розенкрейцеровские мистики помещали «третий глаз» — исходит тонкий ослепительно-белый луч. Но странно даже не это: видно, что луч идет как бы изнутри головы — из светлого треугольника. С другой стороны в него веером сходятся пять световых нитей. Или — наоборот?.. Что-то вроде схемы разложения белого света? Пятицветный луч — это способ воплощения будд в человеческом теле. Так, например, вочеловечился Сиддхартха — последнее, седьмое воплощение Будды, проповедник дхармы — учения, из которого окончательно сложилась эта мировая религия. Оккультная арифметика — особая: единый, но «пятикомпонентный» луч соответствует также и числу 6 (1+5). Это ясно видно на картине Бартини: фактически лучей шесть! Не случайно существует и другой вариант схождения божества в человека — белый слон с шестью бивнями, который проникает во сне в тело матери будущего Гаутамы.

— Похоже, мы забрели куда-то не туда! — забеспокоился Скептик.

Известный исследователь буддизма академик Ольденбург утверждал, что слон с шестью бивнями — это явная аллегория древнеиндийской системы метризации пространства. Оси шести измерений располагались ортогонально — вверх, вниз и крестообразно по четырем сторонам. Вряд ли тогдашние математики не понимали, что все это можно свести к трехмерной системе координат. Весьма заманчиво истолковать ту шестимерность по Бартини: три плюс три.

«Индийский след»?

Но известный российский культуролог Георгий Гачев отмечает, что число 6 в целом не характерно для Индии. Зато оно весьма почитается в буддизме. И еще — в Китае: «Гексаграмма, число 6 — узловое логико-математическое понятие для объяснения целостности мира и каждой вещи».

Духовный центр буддизма — Цейлон.

Китай, Цейлон, Сирия… Путь мысли. Не на это ли намекал Бартини, когда давал Чутко пунктир своих странствий?

Ф. Шлегель пишет: «Китайскому дао, как его собственное, существеннейшее и эзотерическое учение, приписывается чрезвычайно ясное и решительное признание, что Все есть Ничто, откуда естественно выводится учение, что Все есть Единое…»

Это утверждал и Сиддхартха. Совсем недавно заметили, что квантовая картина мира поразительно похожа на космологию Будды, в первую очередь — на теорию дхарм. Представления современных физиков о вакууме имеют много параллелей с учением о Пустоте — Шунья-ваду. Теория элементарных частиц предвосхищена в буддизме понятием о потоке дхарм — частиц, рождающихся на одно мгновенье. Понимание вакуума как океана энергии — одно из новейших представлений, еще пробивающих себе дорогу — то самое «хорошо забытое старое»: один из учителей даосизма Чжуан-цзы говорил о Великой Пустоте, полной частиц «ци» — энергии.

…Последний Гаутама тщательно выбирает страну и семью, в которой желает родиться. Он становится принцем Сиддхартхой и получает все мыслимые удовольствия. Потом принц навсегда уходит из царского дворца, присоединившись к аскетам. В тридцать пять лет он осознает, что аскеза — тупик, прозревает и становится Буддой.

Спустя двадцать пять столетий этот архетип совершенно точно повторился: удивительно красивый и умный малыш был подкинут в богатую и знатную семью, получил великолепное воспитание и — ушел в революцию. Миланские ночлежки, подполье, Мерзляковский переулок, Бутырки, шарага — путь аскета? А в бартиниевской автобиографической повести маленького баронета постоянно зовут… принцем! В индийской иконографической живописи существует древняя традиция: человеческие воплощения божеств — Гаутама, Кришна, Рама и другие — всегда пишутся серо-голубыми или серо-зелеными. И сами эти имена — Рама и Кришна — произошли от древнеиндийских слов «рама» и «кришна» — «темный» и «темно-синий». Но автопортрет на бартиниевской картине — темный, почти черный профиль!

— На фоне окна так и должно быть! — возразил Скептик.

Но есть другая картина: весьма карикатурно изображены двое спорящих, один из них — сам Бартини. Эта вещь воспроизведена на цветной вклейке в последнем издании «Красных самолетов» — в сборнике И. Чутко «Мост через время». Отлично видно, что лицо Бартини — серое! А другой персонаж, как и полагается в индийской манере — обычного, даже чуть апоплексического, вида.

…«Легенда» разведчика — карточный домик. Вынь любую — обрушится. В частности, проблематичной становится история с русским пленом под Владивостоком. А также — Китай, Цейлон, Сирия…

Сирия… Странное совпадение: Сирия — Сириат… Помните — страна, о которой Бартини рассказывал своему коллеге? В энциклопедии про нее действительно ничего нет — но о ней упоминает польский ученый Л. Зайдлер в книге «Атлантида». Он пишет о том, что древнеегипетский историк Манефон — жрец бога Ра — видел письменные источники, повествующие об Атлантиде и потопе. Манефон пишет и о стране Сириат, где потомки небесных богов начертали свои астрономические знания на двух колоннах. Л. Зайдлер предполагает, что Сириат имеет какое-то отношение к исчезнувшей цивилизации.

Но дело в том, что об Атлантиде упоминает и Бартини — в своей автобиографической киноповести. Но там ничего нет о Сирии и Цейлоне!









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх