Часть первая

Вступление в Мир Волшебника

У вас может возникнуть вопрос, почему я, выходец из Индии, проявляю такой интерес к волшебникам. На это и отвечу: в Индии мы все еще верим в существование волшебников. Что такое волшебник? Это не просто тот, кто совершает чудеса, это тот, кто может вызвать превращение.


Волшебник может превратить страх в радость, разочарование в удовлетворение.

Волшебник может превратить то, что ограничено во времени, в бесконечное.

Волшебник может унести вас за пределы всех ограничений, туда, где не существует границ.


Во времена своего детства, которое я провел в Индии, я знал, что все это правда. Иногда в наш дом заходили старики в белых одеждах и сандалиях, и даже наивный мальчик понимал, что это далеко не обычные люди. От них веяло спокойствием, они излучали радость и любовь. Дикие взлеты и падения повседневной жизни, казалось, вообще их не касались. Мы называли их гуру, или духовными учителями. Но прошло много времени, прежде чем я понял, что гуру и волшебники — это одно и то же. Каждое общество имеет своих учителей, пророков и целителей; гуру — это просто наше название для тех, кто обладает духовной мудростью.

В представлении Запада, волшебник — это прежде всего колдун, занимающийся алхимией, превращающий простой металл в золото. Алхимия существует и в Индии (фактически, она там и возникла), но алхимия — это на самом деле кодовое слово. Оно означает превращение в золото человеческого существа, превращение наших низменных качеств — страха, невежества, ненависти и стыда — в самые замечательные качества: любовь и удовлетворение. Так что учитель, который может научить вас тому, как превратиться в свободную, исполненную любви личность, это, по определению, и есть алхимик — и всегда был таковым.

Когда я начал ходить в среднюю школу в Нью-Дели, я уже очень много знал о самом выдающемся волшебнике западных традиций — Мерлине. Как и всякий человек, которому приходилось с ним познакомиться, я сразу же его полюбил. И вскоре для меня открылся весь его мир. Я до сих пор помню десятки строф из эпической поэмы Тэннисона "Королевская идиллия" ("Безмятежная жизнь короля"), которые мы заучивали наизусть в длинные, жаркие дни школьных занятий. Я жадно проглатывал все, что попадало в мои руки об артуровских тайных знаниях. И я не видел ничего необычного в том, что мне все известно о спокойном зеленом Камелоте, хотя и живу я под палящим тропическим солнцем, что мне хочется, подобно Ланселоту, скакать верхом, пусть я даже буду задыхаться под сковывающей меня броней. Я не сомневался в существовании хрустальной пещеры Мерлина, хотя каждый автор старался убедить меня в том, что волшебники существуют только в мифах.

Я воспринимал все иначе, потому что я был мальчиком, выросшим в Индии, — и я встречался с волшебниками.

Для чего нам нужны волшебники

Тридцать лет я думал о знаниях, которыми обладает волшебник. Я путешествовал по Гластонбери и Западной Стране, взбирался на Тор и видел холм, где, согласно преданию, покоится Артур и его рыцари. Но нечто более мистическое, какая-то потребность в трансформации, опять тянули меня к волшебству. С каждым годом я все сильнее чувствовал, что наше время нуждается в его знаниях больше, чем любое другое. Теперь, когда я стал взрослым, я много говорю и пишу о том, как достичь полной свободы и завершенности. И только недавно я понял, что то, о чем я говорю, и есть алхимия.

В конце концов я пришел к выводу, что эту тему можно сделать очень увлекательной, если воспользоваться самыми удивительными из всех когда-либо описанных отношений, — отношениями, которые установились между Мерлином и мальчиком Артуром в хрустальной пещере. В этой книге под "хрустальной пещерой" понимается особое место в человеческом сердце. Это безопасное пристанище, где голос мудрости не знает страха, куда не может войти суматоха внешнего мира. В хрустальной пещере всегда обитал и всегда будет обитать волшебник — стоит вам только войти туда и услышать.

Современные люди живут в волшебном мире точно так же, как жили в нем предыдущие поколения. Джозеф Кэмпбелл,[1] величайший знаток мифологии, утверждает, что каждый, кто стоит на углу улицы в ожидании, когда зажжется зеленый свет, на самом деле ждет, когда он сделает шаг в мир героических поступков и фантастических событий. Мы просто не видим своего шанса. Мы переходим улицу, не замечая меча, который воткнут в камень у обочины.

Путешествие в мир чудесного начинается здесь. И самое лучшее время для начала — сейчас. Путь волшебника существует вне времени — он существует повсюду и нигде. Он принадлежит каждому и никому. Так что эта книга о том, как сделать лучше то, что уже принадлежит вам. Первая фраза первого урока гласит:


Волшебник присутствует в каждом из нас.

Этот волшебник все видит и все знает.


Это единственная фраза из книги, которую вам придется принять на веру. Как только вы найдете волшебника внутри себя, учение придет само. В течение многих лет такой вид непосредственного обучения находился в центре моей повседневной жизни, когда я постоянно следил и ждал, что скажет внутренний советчик. Не существует другого столь же захватывающего пути обучения. Я слышал голос Мерлина в смехе, нечаянно подслушанном в аэропорту, в шепоте деревьев, окружающих ведущую к берегу тропу, и даже в своем телевизоре. Если вы этому открыты, автобусная остановка превратится в хрустальную пещеру.

Для чего нам нужен путь волшебника? Он нужен нам для того, чтобы подняться над всем обычным и повседневным к чему-то значительному, к тому, что мы привыкли относить к вымыслу, но на самом деле оно у нас под рукой, здесь и сейчас. Быть живым означает завоевать право говорить все, что вы хотите, быть тем, кем вы хотите быть, и делать то, что вы хотите делать. Камелот — символ именно такой свободы. Вот почему мы вспоминаем о Камелоте с тоской и восторгом. С тех пор жизнь стала очень сложной.

Однажды ученик пришел к великому учителю и спросил: "Почему я чувствую, как что-то сдерживает меня изнутри, как если бы я хотел громко закричать?" Учитель посмотрел на него и ответил: "Потому что каждый себя так чувствует".

Каждому из нас хочется раскрыться в любви и творчестве, исследовать свою духовную природу, но часто нам не удается этого сделать. Мы заперли себя в своих собственных тюрьмах. Однако некоторым людям удается вырваться за пределы, которые делают жизнь такой ограниченной. Прислушайтесь к персидскому поэту Руми, который писал: "Вы — безграничный дух, пойманный в ловушку условий, подобно солнцу во время затмения".

Это голос волшебника, который не желает соглашаться с тем, что люди ограничены во времени и пространстве. Мы просто временно находимся в состоянии затмения. Задача обучения у волшебника — найти волшебника в себе. Найдя внутреннего проводника, вы найдете себя. Вы — это вечно сияющее солнце, которое может находиться в состоянии затмения, но как только тени уходят, солнце открывается во всем своем великолепии.

Как учиться у волшебника

Эта книга содержит двадцать уроков, каждый из которых преподнесен с точки зрения волшебника. Каждый урок начинается с каких-нибудь афоризмов, сжатых выдержек из мудрости волшебника, которые помогут вам переступить границы обычной реальности. Прочтите каждый из них и дайте им дойти до вашего сознания. Не нужно ждать результатов, просто постарайтесь сохранить произведенное на вас впечатление. Вы не должны делать никакой работы или прилагать усилия. Усилия подобны борьбе с трясиной — вы только глубже погружаетесь в нее.

Внутренний волшебник хочет говорить, и это справедливо для каждого из нас. Но этому волшебнику нужно дать такую возможность — просвет. Подобно дзэновским коанам, афоризмы обеспечивают такой просвет, сдвигают восприятие, что может вызвать смещение персональной реальности.

Голос волшебника необходимо вернуть в повседневную жизнь. Выше я процитировал первую фразу из первого урока: Волшебник живет в каждом из нас. Этот волшебник все видит и все знает. А дальше следуют слова:


Волшебник стоит за пределами противоположностей света и тьмы, добра и зла, наслаждения и боли.

Все, что видит волшебник, имеет свои корни в невидимом мире.

Природа отражает настроения волшебника.

Тело и ум могут спать, но волшебник бодрствует всегда.

Волшебник владеет секретом бессмертия.


Если эти слова вызвали у вас слабый неясный отклик, легкий трепет узнавания, значит, они сделали свое дело. Это действительно захватывающе — вдруг открыть, что вы не ограниченное существо, а дитя чуда. И это правда, это глубоко скрыто в каждом из нас — тех, кто слишком долго находился в состоянии затмения.

Я собрал около сотни подобных высказываний и проиллюстрировал их историями из мира Мерлина и Артура. Это не фрагменты из древних легенд, это притчи, действие которых я перенес в то время. Иногда рассказ, который иллюстрирует приведенный афоризм, не кажется точно ему соответствующим или обладающим совершенной логикой. Это сделано умышленно, поскольку ваш линейный ум со своей потребностью в создании порядка — это не единственная ваша часть, которая отправляется в путешествие по пути волшебника. Вы отправляетесь в этот путь вместе со своим воображением, с надеждой, со своим творческим даром, с любовью.

Если говорить коротко, путь волшебника — это путь духа. Но духовность не противопоставляется рациональности: она представляет собой более крупную структуру, в которую разум вписывается как одна часть из многих. Чтобы беседовать с линейным разумом, в каждом уроке я привожу раздел, озаглавленный "Как следует понимать урок", который поможет вам лучше понять приведенные афоризмы и истории. И заканчивается урок разделом "Как воспользоваться уроком в своей жизни", целью которого является помочь вам включить мудрость волшебника в свою повседневную жизнь.

"Как воспользоваться уроком в своей жизни" — это практическая часть пути волшебника. Мои советы приведены просто для того, чтобы вы могли сделать первый шаг, чтобы воодушевить вас самих вступить на этот путь. В конечном счете именно ваше собственное понимание изменит вашу реальность. В эти разделы включены некоторые упражнения, которые могут вам показаться пассивными, потому что большинство из них — это мысленные эксперименты.

Что такое мысленный эксперимент? Это способ привести ваш ум на новое место, заставить его увидеть вещи в другом свете. Волшебник знает нечто глубинное и важное — если вы хотите изменить мир, измените свое отношение к нему. Эйнштейн однажды лег на кушетку, закрыл глаза и увидел человека, передвигающегося со скоростью света. Следуя за этим увлекательным образом, он начал проводить всевозможные мысленные эксперименты, которые могли выглядеть просто мечтами. Однако несколько лет спустя трансцендентные видения Эйнштейна привели к изменению взгляда на природу всего научного мира.

Если фантазии, которые приходят в голову лежащему на кушетке человеку, могут изменить мир, значит, мысленный эксперимент должен обладать огромной силой. Ничто не может быть изучено по-настоящему, пока оно не будет воплощено. Ум, переживание, дух — когда все это собирается вместе, открывается путь волшебника, это шаг в сторону алхимии. Мудрость, живущая внутри вас, подобна вспышке, которая, однажды загоревшись, никогда не погаснет.

Чтобы собрать все это вместе, я вам советую проделать следующее:

Прежде чем приступать к чтению любого урока, посидите спокойно минуту-другую.

Прочтя афоризмы, подождите несколько минут, пока вы их усвоите. Перечитайте их столько раз, сколько вам захочется. Предоставьте возможность проявиться вашим собственным реакциям и проницательности — часто это самое ценное, что вы можете получить.

Прочтите остальной материал урока: рассказ о Мерлине и Артуре, раздел под названием "Как следует понимать урок" и раздел, который называется "Как пользоваться уроком в своей жизни".

Если последний раздел содержит практические упражнения — а большинство их содержит, — потратьте несколько минут на то, чтобы проделать эти упражнения. Если вы хотите получить полное впечатление, полезно повторить их несколько раз в течение дня.

Перечитайте каждый урок столько раз, сколько сочтете нужным — один или несколько раз, и попробуйте день или неделю жить с этим уроком. Для этого процесса не существует никакого расписания. Я только хочу вас предупредить, что вы должны прожить с каждым уроком по меньшей мере один день, вместо того чтобы стремиться усвоить слишком много за один раз.

Семь ступенек алхимии

В третьей части этой книги речь идет о стадиях трансформации, через которые волшебник проводит своего ученика. Я назвал их семью ступеньками алхимии, которая начинается при рождении и в конечном счете приводит к полной трансформации. Алхимия занимается превращением предметов в золото — в этот совершенный, не поддающийся порче материал. Если говорить о человеке, то золото — это символ чистого духа. Если человек преодолевает все ограничения, отбрасывает все страхи и осознает чистый дух, который живет внутри него, значит, семь ступенек алхимии преодолены.

Нельзя себе представить путешествия более увлекательного. Во времена Артура такое путешествие носило название поиска, и высшей целью этого поиска всегда был Святой Грааль, самый могучий символ чистого духа. Для меня алхимия и Грааль — это одно и то же. В обоих случаях имеет место серьезный поиск неподвластных времени аспектов жизни, которые дают то, о чем мечтает каждый человек, — чистую любовь, чистую радость, чистое удовлетворение.

Не имеет значения, какую часть вы прочтете раньше — вторую или третью. У каждой из них свой подход и способ выражения, но обе они вышли из мира волшебника. В обеих живет Мерлин, а его цель всегда одна и та же — научить каждого из нас, как достичь совершенства, которое должна унаследовать наша плоть.

Наконец, в этой книге описывается в общих чертах тот поиск, который перенесет вас из жизни, где властвует эго со всей его борьбой, в новую жизнь, где властвуют чудеса. Не найдется двух человек, которые продвигались бы с одинаковой скоростью, но потребность в чуде у каждого из нас настолько велика, что — я верю — придет день, когда в вас действительно начнут пробуждаться эти знания волшебника, а вместе с ними начнется ваша новая жизнь. Полный расцвет вашего духовного потенциала — вот самое меньшее, на что вы можете рассчитывать.

Примечание: Будучи провидцем, волшебник лишен пола, и только благодаря неповоротливости английского языка Мерлин — это «он» (на нашем языке Бог, видящий, пророк и многие другие понятия находятся за пределами представлений о мужском и женском). «Волшебница» — не слишком подходящее слово, поэтому помните, пожалуйста, что понятие «волшебник» относится к женщинам точно так же, как к мужчинам. Возвращению волшебства в наше общество мы как раз больше всего обязаны женщинам.


Примечания:



1

Дж. Кэмпбелл, "Герой с тысячью лицами", «София», Киев, 1997 г.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх