• Осколок 13. Дребезги
  • Образ 1. Флейта
  • Отражение
  • Образ 2. Материнская любовь
  • Отражение
  • Образ 3. Хилеры
  • Отражение
  • Образ 4. Случай Гитлера
  • Отражение
  • Образ 5. Талисман
  • Отражение
  • Образ 6. Запрет мыться
  • Отражение
  • Образ 7. Болезням – нет!
  • Отражение
  • Образ 8. Извинения
  • Отражение
  • Образ 9. Сила тела
  • Отражение
  • Образ 10. Секс
  • Отражение
  • Глава четвертая

    Ералаш

    Осколок 13. Дребезги

    Образ 1. Флейта

    «От каждого пейотного кактуса на поле исходил голубоватый мерцающий свет. Один кактус светился особенно ярко. Я сел перед ним и начал петь ему свои песни. Тут из растения вышел Мескалито – та же фигура в виде человека, которую я видел раньше. Он взглянул на меня. С большим чувством я пел ему свои песни. К ним примешивалась уже знакомая мне музыка – звуки флейт или ветра» (К-1).

    Отражение

    Здесь можно сказать, что некоторые древние греки считали звуки флейты чрезвычайно вредными, даже настаивали на том, чтобы флейты вообще были изгнаны из жизни греков, а все флейтисты из государства. И можно даже присоединиться к ним, если вспомнить ещё об одном «мифе», связанном с флейтой, или, точнее говоря, с дудочкой. Я имею в виду того человека, которого можно назвать Лучшим Музыкантом, по крайней мере, последних двух тысячелетий, а также его можно назвать и Лучшим Композитором Всех Времён и Народов. И это, если вы ещё не догадались, – Гаммельнский крысолов. Ведь мелодии, которые он играл, действовали избирательно, то на крыс, то на детей, да мы и не знаем на что ещё. И куда он увёл детей? Может, в другой мир? В другое положение точки сборки? Значит, флейта имеет какую-то тайную, волшебную силу?

    Также некоторые неясности касаются и свиста. Почему свистеть в «приличном обществе» не принято? Возможно, потому, что свист, по народным поверьям, отгоняет нечистую силу, а в любом «приличном обществе» нечистых на руку и душой хоть пруд пруди.

    «Однако союзники – как бесформенные силы или как существа, которые шныряли за дверью, – были уже независимы от моего зова.

    Через несколько секунд истерия и страх этих трёх девушек возросли до огромных размеров. Ла Горда наклонилась и прошептала, что я должен издать противоположный звук, – звук, который рассеет их. Возникло знакомое щекочущее ощущение на макушке, дрожь в теле, и я неизвестно почему вдруг вспомнил особый свист, который дон Хуан обычно исполнял ночью и которому старался научить меня.

    Когда я начал свистеть таким образом, давление в области живота прекратилось» (К-6). Ну что, продолжаем свистеть?

    Образ 2. Материнская любовь

    «Я находился под гипнозом воспоминания о голосе зовущей меня матери и отчаянно пытался думать о чём-то другом. И вдруг снова раздался её голос. Казалось, она стоит у меня за спиной. Она звала меня по имени. Я резко обернулся, но увидел только тёмный силуэт хижины и смутные пятна кустарника.

    Звук моего имени полностью вывел меня из равновесия. Я невольно застонал. Внезапно так захотелось, чтобы рядом был хоть кто-нибудь, кому я не безразличен. Я повернул голову, чтобы взглянуть на дона Хуана. Он смотрел на меня. Я не желал его видеть и закрыл глаза. Тогда мне явилась мать. Я не думал о ней, как обычно – я отчётливо её видел. Она стояла рядом. Я задрожал. Меня захлестнула волна отчаяния, хотелось убежать, исчезнуть. Видение матери болезненно не вязалось с тем, что я искал здесь, на этом пейотном собрании. Несоответствие было кошмарным, и не было никакой возможности сознательно от этого избавиться. Наверно, если бы мне действительно хотелось рассеять видение, то я бы открыл глаза, но почему-то продолжал внимательно его разглядывать, причём с особой тщательностью и скрупулёзностью. Меня охватило необъяснимое чувство. Оно было очень странным и действительно охватывало меня, словно какая-то внешняя сила. Я вдруг почувствовал на себе ужасающую тяжесть материнской любви. Звуком своего имени я был вырван из реальности, воспоминание о матери захлестнуло меня грустью и болью, но, разглядывая её, я вдруг понял, что никогда её не любил» (К-2).

    Отражение

    «И враги человеку – домашние его». (Матфей 10:36.) «И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что уже не двое, но одна плоть». (Матфей 19: 5 – 6.) И вообще, подозрительно много можно найти совпадений между знанием, принесённым Иисусом, и тем знанием, о котором рассказал нам Кастанеда. Сам собой напрашивается вывод, что Иисус был Нагвалем. Прочтите Евангелия под этим углом зрения, быть может, вы согласитесь со мной.

    «Весь ужас его сосредоточивался в матери, слабенькой старушке с бледным лицом. Он уже не думал, что её подкупили врачи, и не примысливал никаких объяснений, он просто боялся её и именно того момента, когда она покажет своё старушечье лицо и скажет…» (Андреев Л. Призраки.)

    Твоя жизнь принадлежит тому, что ты любишь, точно так же, как она принадлежит и тому, что ты ненавидишь. Так что так уж и быть – любите, но зачем привязывать свою жизнь к тому, что вы ненавидите?

    «Наши чувства создают границы вокруг чего угодно. Чем больше мы любим, тем сильнее границы» (К-6).

    О как убийственно мы любим,
    Как в буйной слепоте страстей
    Мы то всего
    Вернее губим,
    Что сердцу нашему милей!
    (Тютчев Ф. И.)

    Образ 3. Хилеры

    «Всё, что мы должны сделать, чтобы позволить магии овладеть нами, – это изгнать из нашего ума сомнения. Как только сомнения изгнаны – всё, что угодно, становится возможным.

    Он напомнил мне одно событие, свидетелем которому я стал несколько лет назад в Мехико, событие, казавшееся мне непостижимым до тех пор, пока он не объяснил его, используя парадигму магии.

    То, свидетелем чего я стал, было хирургической операцией, выполненной одним знаменитым исцелителем, использовавшим психофизические приёмы. Пациентом был мой друг, исцелителем – женщина, которая его оперировала, войдя в чрезвычайно драматический транс.

    Я мог наблюдать, как, используя кухонный нож, она вскрыла ему полость живота в области пупка, отделила его больную печень, промыла её в ковше со спиртом, вложила обратно и закрыла бескровный разрез простым надавливанием рук.

    После операции я немного поговорил с наблюдателями. Все они подтвердили, что видели то же, что и я. Когда позже я разговаривал с моим другом, который и был пациентом исцелительницы, он сказал, что на протяжении операции он испытывал тупую постоянную боль в животе и ощущение жжения в правом боку.

    Я передал всё это дону Хуану и даже позволил себе циничное объяснение. Я сказал ему, что полумрак в комнате, по моему мнению, создавал все условия для проявления ловкости рук, с помощью которой можно было создать иллюзию извлечения внутренних органов из брюшной полости с последующей промывкой их в спирте. Эмоциональный шок, вызванный драматическим трансом исцелительницы, который я тоже считал не более чем трюком, помогал создавать атмосферу чуть ли не религиозного таинства.

    Дон Хуан немедленно ответил, что это было циничное мнение, а не циничное объяснение, потому что я никак не объяснил тот факт, что мой друг действительно выздоровел. Затем дон Хуан предложил иную точку зрения, которая основывалась на знании магов. Он объяснил, что всё происходившее было основано на том замечательном факте, что исцелительница обладала способностью сдвигать точку сборки строго определённого количества людей, присутствовавших на сеансе. Единственная хитрость, если только можно назвать это хитростью, заключалась в том, что число людей, находившихся в комнате, не могло превышать то, которым она могла управлять.

    Её драматический транс и сопровождавший его театральный эффект, по его мнению, были или хорошо продуманным приёмом, используемым исцелительницей для захвата внимания всех присутствующих, или неосознанным приёмом, продиктованным самим духом. В любом случае они были самым подходящим средством для создания единства мысли, необходимого исцелительнице для изгнания сомнений из умов присутствующих и перевода их в повышенное осознание.

    Когда она разрезала тело кухонным ножом и извлекала печень, это не было, как подчеркнул дон Хуан, ловкостью рук. Всё это действительно происходило, но только в состоянии повышенного осознания, и находилось вне сферы повседневного здравого смысла» (К-8).

    Отражение

    Таким образом, наш «разум» видит только то, что считает позволительным видеть нам; наш разум за нас выбирает, что считать «реальным», а что «игрой воображения». И нет методики лучшей, чем Путь Знания, для того, чтобы определять правильность или реальность событий, поступков людей, просто всяких происшествий. Испытано на себе. То есть испытано не хилерство, а попытки изгнать сомнения. Но, к сожалению, за один присест не изгнать сомнений, не остановить внутренний диалог, не сделать полноценный перепросмотр.

    Образ 4. Случай Гитлера

    «– В том, что живое, – сказал он, – происходит внутреннее движение, и когда что-либо мертво или близко к смерти, ворона сразу это видит, потому что движение останавливается или угасает, пока не исчезнет совсем. Ворона также видит, когда что-либо движется слишком быстро, и по тому же признаку может сказать, когда что-либо движется не так, как надо.

    Это означает, что ворона может точно сказать, чего следует избегать, а к чему стремиться. Когда что-нибудь движется внутри слишком быстро, это означает, что оно вот-вот взорвётся или ринется в атаку, и ворона будет всегда начеку и на расстоянии, достаточно безопасном. Когда же внутреннее движение нормальное, это приятное зрелище, и оно будет притягивать ворону.

    – В камнях есть внутреннее движение?

    – Нет, ни в камнях, ни в мёртвых животных, ни в засохших деревьях; но они красивые, на них приятно смотреть. Вот почему вороны крутятся возле падали. Они ею любуются. Внутри неё отсутствует малейшее движение света.

    – Но когда плоть разлагается, разве в ней не происходит движение?

    – Происходит, но это совсем другое движение. То, что видит ворона, это миллионы движущихся внутри плоти крохотных светящихся штучек, причём каждая светится по-своему, вот почему воронам так нравится на это смотреть. Это в самом деле незабываемое зрелище» (К-1).

    «– Как человек Знания применяет контролируемую глупость, если умирает тот, кого он любит?

    Вопрос застал дона Хуана врасплох. Он удивлённо взглянул на меня.

    – Возьмём Лусио, – развил я свою мысль. – Если он будет умирать, останутся ли твои действия контролируемой глупостью?

    – Давай лучше возьмём моего сына Эулалио. Это – более подходящий пример, – спокойно ответил дон Хуан. – На него свалился обломок скалы, когда мы работали на строительстве Панамериканской магистрали. То, что я делал, когда он умирал, было контролируемой глупостью. Подойдя к месту обвала, я понял, что он уже практически мёртв. Но он был очень силён, поэтому тело ещё продолжало двигаться и биться в конвульсиях. Я остановился перед ним и сказал парням из дорожной бригады, чтобы они его не трогали. Они послушались и стояли вокруг, глядя на изуродованное тело. Я стоял рядом, но не смотрел, а сдвинул восприятие в положение видения. Я видел, как распадается его жизнь, расползаясь во все стороны, подобно туману из мерцающих кристаллов. Именно так она обычно разрушается и испаряется, смешиваясь со смертью. Вот что я сделал, когда умирал мой сын. Это – единственное, что вообще можно сделать в подобном случае. Если бы я смотрел на то, как становится неподвижным его тело, то меня бы изнутри раздирал горестный крик, поскольку я бы чувствовал, что никогда больше не буду смотреть, как он, красивый и сильный, ступает по этой земле.

    Но я выбрал видение. Я видел его смерть, и в этом не было печали, не было вообще никакого чувства. Его смерть была равнозначна всему остальному» (К-2).

    Отражение

    «Сообщение некоего солдата Второй мировой войны, возможно, и недостоверно, но вполне вписывается в общую картину; он якобы видел Гитлера, который, находясь в состоянии, подобном трансу, пристально смотрел на разлагающийся труп и не мог оторвать свой взгляд от этого зрелища». (Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.)

    Это информация об одном случае необычного обращения с падалью, но кто знает, может быть, все тираны, садисты и маньяки видят нечто подобное, хотя бы и на, так сказать, подсознательном уровне, и даже не давая себе отчёта в этом и даже не имея понимания своей «ненормальности». Они просто умеют это и используют свои способы для удовлетворения жажды видеть, как это она приходит – смерть.

    Образ 5. Талисман

    «Корень даёт им ощущение удовольствия, а это означает, что они сильны и вообще их натура склонна к насилию – как раз то, что любит «трава дьявола». Именно этим она соблазняет и увлекает. Плохо только то, что под конец, в обмен на силу, которую она даёт, они становятся её рабами. Но это уже не в нашей власти. Человек живёт только затем, чтобы учиться, а уж учится ли он хорошему или плохому – зависит лишь от природы его судьбы» (К-1).

    «Сила предмета зависит от его хозяина, от того, кто он на самом деле такой. Предмет силы, которым пользуется слабый брухо, – почти шутка; и наоборот, орудия сильного брухо получают от него свою силу» (К-1).

    Отражение

    Цитат и примеров к этому осколку можно найти бесчисленное множество, но всё это бессмысленно, ведь если вы прочитали Кастанеду дальше третьей книги и дальше Ричарда де Миля, то вы знаете, что все эти предметы – лишь игрушки для мистических и фэнтезийных романов. Путь Знания это – поиск свободы для себя, а не поиск силы для власти над людьми.

    А для себя я давно сделал вывод, что силы талисмана хватает, как правило, на семь лет, а потом он оборачивается против своего «владельца».

    Образ 6. Запрет мыться

    «Я не знал, что сказать. Дон Хуан казался рассерженным. Меня это очень обеспокоило, потому что таким он был со мной крайне редко. Я сказал, что понятия не имел, что делаю что-то не так. После нескольких минут напряжённой тишины он снял шляпу и с улыбкой сказал, что мне нельзя больше здесь оставаться. Я должен уехать и не появляться в его доме до тех пор, пока не обрету контроль над своей слабостью и не перестану ей потакать. Он особо обратил внимание на то, что в течение трёх-четырёх месяцев вода не должна касаться моего тела.

    – Но я не могу обойтись без душа!

    Дон Хуан смеялся до слёз:

    – Ах, он не может без душа! Временами ты настолько слаб, что мне начинает казаться, что ты меня разыгрываешь. Но это не шутка. Иногда ты теряешь контроль, и силы твоей жизни легко захватывают тебя» (К-2).

    Отражение

    «Запрет умыванья представляет собой этнографическую проблему, в суть которой мы здесь не можем входить, это лежит вне наших задач. В сказке нельзя провести точных границ между неумытым и животнообразным героем. Возможно, что вымазывание в грязи имеет какое-то отношение к воображаемому животному облику, есть своего рода маска». (Корни.) Да не маска это, а результат столкновения с сущностями из другого мира.

    «В сказке неузнанный герой часто бывает грязен, вымазан в саже и пр. Это – «Неумойка». Он заключил союз с чёртом, который запрещает ему мыться. За это чёрт даёт ему несметное богатство, после чего герой женится. Он «не стрижется, не бреется, носа не утирает, одежды не переменяет». Это продолжается 15 лет, после чего герой говорит: «Ну, служба моя кончена»». (Корни.) Вот тут уж дудки – служба эта никогда не кончается, вернее, она может окончиться с нашей смертью, как и обычная жизнь обычного человека.

    «Запрет умываться не только часто встречается в обряде, но он составляет почти непременную часть церемонии. Срок этого запрета различен». (Корни.) Вообще-то, это не запрет, как это следует понимать, а жизненная необходимость ученика, совершившего ошибку при столкновении с союзником.

    Образ 7. Болезням – нет!

    «Дон Хуан объяснил, что в молодости пил довольно много, но однажды взял и бросил.

    – Люди, как правило, не отдают себе отчёта в том, что в любой момент могут выбросить из своей жизни всё, что угодно. Вот так.

    И дон Хуан щёлкнул пальцами, как бы демонстрируя, насколько просто это делается.

    – Ты думаешь, так легко бросить пить или, скажем, курить?

    – Ну конечно! – убеждённо воскликнул он. – Бросить пить или курить – вообще дело плёвое. Эти привычки – ерунда, ничто, если мы намерены от них отказаться» (К-3).

    «Болезней не бывает. Бывает лишь потворство своей слабости» (К-3).

    Отражение

    «Из-за аскетизма и непрестанных занятий дзадзэн Хакуин болел воспалением лёгких и другими болезнями, но смог излечить себя в течение трёх лет с помощью того, что мы нынче называем самовнушением. По его представлению, ум должен заполнить все части тела, каждый волосок и ямочку в коже, и тогда для болезни не останется места». (Блайс.)

    «Знаешь, когда я был ребёнком, меня постоянно душил голод, – произнёс он мягко. – Я не знал ничего, кроме постоянного жуткого чувства голода. Когда мне удавалось поесть, я набивал брюхо так, что не мог дышать. Но это было тогда. Теперь я уже не способен ни задыхаться от голода, ни обжираться, как головастик» (К-2).

    Образ 8. Извинения

    «Я извинился. Он сказал, что свои дурацкие извинения я могу оставить при себе, потому что они никак не влияют на совершённые действия» (К-2).

    Отражение

    «– Если человек убьёт отца и мать, он может покаяться перед Буддой. Но если он убьёт Будду и патриархов, перед кем он будет каяться? – спросил монах у Уммона.

    – Однако!

    – Это ещё один пример так называемого однословного ответа, которыми Уммон знаменит.

    Уммон желает сказать, что вопрос хороший, но риторический. Такому человеку не перед кем каяться, ему негде каяться, он не может каяться. То, что мы не можем делать, мы не должны делать. Торо говорит: «Природа не просит прощения никогда». Провинившись и получив по заслугам, собака ласкается и виляет хвостом, подобно человеку, но кошка просто «умывается», тихо сидя в уголке». (Блайс.)

    Образ 9. Сила тела

    «Все способности, возможности и достижения магии, от самых простых до самых немыслимых, заключаются в самом человеческом теле» (К-6).

    «Но для нас – сделаться на самом деле магами – тупик» (К-7).

    Отражение

    Мне как лентяю, спорадически занимающемуся культуризмом (я привык называть это таким словом), очень нравится следующее изречение дона Хуана: «Чтобы воля стала действующим началом, тело должно быть совершенным» (К-4).

    Телу свойственна магия, что бы там ни говорили сладкоречивые гуру различных конфессий. Тело равноценно разуму – откройте силу своего тела, теперь у вас есть знание для этого (кстати, и физическую тоже; как сказал Иван Лебедев: «Каждый человек может и должен быть сильным». А мудрецы древности, писавшие на санскрите, говорили, что человек с каждым годом должен становиться сильнее). Но всё время помните, что сначала надо избавиться от чувства собственной важности, без этого становиться на Путь Знания бессмысленно. Вы просто станете банальным «чёрным магом». А Птица Удачи любит свободных.

    «Она очень спокойно объяснила, что не видит никакой разницы в образе жизни между нами и истинными монахами и священниками. Она указала, что настоящие монахи не только являются, как правило, полными, но они ещё и никогда не ослабляют себя сексуальными отношениями.

    Нагваль сказал, что в этом и заключается причина, почему они никогда не будут искоренены, кто бы ни пытался искоренить их, – сказала она. – Те, кто стоит за этим, – всегда пустые. Они не обладают мужеством истинных монахов и священников. Мне нравилось, что Нагваль говорил это. Я всегда буду восхищаться монахами и священниками. Мы похожи. Мы отказались от мира, но мы находимся в гуще его. Священники и монахи сделались бы великими летающими магами, если бы кто-нибудь сказал им, что они могут делать это» (К-5).

    «Воин находится в руках силы, и его единственная свобода заключается в том, чтобы вести безупречную жизнь. Нет никакого способа разыграть победу или поражение. Твой рассудок для того, чтобы отказаться от целостности самого себя, может захотеть, чтобы ты проиграл битву и упал. Но есть контрмера, которая не позволит тебе провозгласить ложную победу или ложное поражение. Если ты думаешь, что можешь отступить в гавань поражения, то ты не в своём уме. Твоё тело будет стоять на страже и не позволит тебе пойти этим путём» (К-4). А ещё пора знать, что «тело – это большой разум, множество с одним сознанием». Так сказал Ницше.

    Образ 10. Секс

    «Единственное, чего я тогда ещё не испытал, был секс. Нагваль Хулиан говорил мне, что отсутствие близости с женщинами дало мне силу и стойкость.

    Дон Хуан принял на себя роль мужа и отца.

    Его новые обязанности превратились для него в изрядную обузу. Он лишился возможности свободного передвижения. Всё это, однако, компенсировалось глубоким чувством привязанности к женщине и её детям.

    – В то время мною иногда овладевало огромное счастье быть отцом и мужем, – сказал дон Хуан, – но именно в эти моменты я замечал, что всё складывается как-то ужасно неправильно. Я понял, что утрачиваю чувство отрешённости, приобретённое за время пребывания в доме нагваля Хулиана» (К-8).

    Отражение

    Здесь опять можно вспомнить всё, что говорится об энергии сексуальности в книгах Кастанеды. Не будет преувеличением сказать, что магам секс не нужен. И не потому, что это плохо, или грязно, или греховно, а потому, что это единственный доступный нам источник энергии. Наверно, не зря на Востоке то место, из которого выходит эта энергия, называется «море жизненности». Могу подкинуть вам ещё один парадокс: мужчинам секс не нужен аб-со-лют-но, в отличие от женщин. И всё потому, что женщины, в отличие от мужчин – пустые. В буквальном смысле, то есть – у женщин есть орган, который постоянно пуст, а у мужчин таких органов нет. Я говорю о матке, о том женском органе, в котором развивается плод человеческий. И из-за этой-то постоянной пустоты женщина нуждается в дополнительной энергии со стороны. И они не нашли ничего лучшего, как внушить мужчинам мысль, что это именно мужчинам нужен непрерывный секс! Ах, какое коварство! Повторяю ещё раз – мужчинам секс не нужен аб-со-лют-но! Потому что они органически полные!

    И «никогда не теряй из виду, что гораздо легче многих не удовлетворить, чем удовольствовать». И будь заботлив – «если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану».

    Кстати об учителях. Без них ведь никуда не деться на всех этапах человеческой жизни. Они нам очень нужны, я говорю без всякой иронии (в этот раз). Они нужны нам для того, чтобы… то есть, это, как его… Так для чего же нам нужны учителя?

    Рассмотрение фактов – вот всё, что мы были в силах делать прежде. Но теперь, говорю ещё раз, используйте Знание, изложенное Кастанедой как матрицу для анализа любой информации, а не только мифологической, кроме того, это Знание поможет вам правильно жить. Без каких-либо мудрых навязчивых советчиков.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх