Портовое судно типа "Минреп" для траления мин

Проектант и за вод-строитель Ижорский завод, Санкт-Петербург

Главный конструктор С.Ф.Николаевский

Главные наблюдающие МТК Н.Н.Шрейбер, П.П.Киткин

Годы сдачи 1911-1912

Число кораблей в серии, ед 5 ("Минреп". "Фугас". "Запал"." Взрыв". "Проводник")

Водоизмещение, т: полное 150

Главные размерения, м:

длина 45,1

ширина 6,1

осадка при Dn 1.9

Главная энергетическая установка:

тип паросиловая (двухцилиндровая паровая машина типа "Компаунд" и котлы системы Ярроу на угольном отоплении, давление пара 11,2 кгс/см²)

полная мощность паровых машин, л.с 2x150

Скорость хода, уз:

полная 11.5

экономическая 9.5

с тралом 7

Дальность плавания, мили:

экономическим ходом 440

полным ходом 320

Автономность по запасам провизии, суток 5

Экипаж, чел 33

Вооружение:

артиллерийское 1x1-75-мм, 1х1-7,62-мм (пулемет)

противоминное тралы Шульца, щитковый, змейковый


Рис. 2. Тральщик специальной постройки типа "Минреп" (продольный разрез):

1- съемная грузовая стрела; 2 – шкиперская; 3 – руль; 4 – цистерна для волы; 5 – кладовая для буйков трала; 6 – ручная трал-лебедка; 7- кают-компания офицеров: 8- каюта командира корабля; 9- паровая трал-лебедка; /0~ машинное отделение; И – котельное отделение; 12 – трал-вьюшка; 13 – угольная яма; 14 – командный мостик; 15 – ходовая рубка; 16 – командное помещение на 35 чел.; 17 – кладовая мокрой провизии


Работы по созданию специального портового судна, предназначенного для борьбы с минами на рейдах, начались на российском флоте в 1907 г. после принятия решений об организации на флотах тралящих караванов и об учреждении в Морском ведомстве нового подразделения – "части мин заграждения и тралов". В начале 1909 г. МТК разработал и выдал Ижорскому заводу задание на проектирование и постройку такого корабля (основные требования: водоизмещение 100-105 т, осадка у винтов 1,83 м, скорость 10 уз). В этом же году был разработан проект и заложены два корабля: "Минреп" и "Взрыв". Они были сданы в 1911 г. как "портовые суда IV ранга". Корабли имели мореходные обводы, хорошую управляемость, раздельное размещение паровых машин и котлов, повышенную непотопляемость и радиостанцию. В 1910 г. было заложено еше три корабля по несколько улучшенному (в соответствии с опытом сдачи первых кораблей) проекту: в носовой части корабля для устранения вибрации при работе шпиля была установлена дополнительная переборка, предусмотрена внутренняя обклейка наружной обшивки и асбестовое покрытие котлов, установлены моторные шлюпки. Все три корабля были сданы в 1911 г.

С начала войны корабли активно участвовали в противоминных действиях на Балтийском ТВД. При этом от подрыва на минах погибли: "Проводник" – 27.08.14; "Взрыв" – 05.08.16 и "Фугас" – 22.11.16. После революции 1917 г. "Минреп" и "Запал" 25.10.17 перешли на сторону Советской власти и 18.03.18 были переданы Финляндской Советской рабочей республике. В дальнейшем "Минреп" был в Гельсингфорсе захвачен белофиннами, а "Запалу" удалось присоединиться к кораблям Балтийского флота, совершавшим Ледовый переход в Кронштадт. "Запал" участвовал в гражданской войне, послевоенном тралении и финско-советском военном конфликте; в 1940 г. он стал на капитальный ремонт, в котором находился всю Великую Отечественную войну. В 1948 г. был разоружен, выведен из боевого состава ВМФ и переклассифицирован в гидрографическое судно, в 1964 г. передан в ОФИ для разделки на металл.





 



Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх