Катер-тралыцик гипа KFK

Проектант немецкая фирма-проектант малых рыболовецких судов

Заводы-строители германские, нидерландские, австрийские, датские, болгарские и румынские верфи

Годы строительства 1940-1945

Число кораблей, ед 148 (29 захвачено в ходе боев и

119 получено при разделе германского флота)

Водоизмещение, т:

полное 98-105

Главные размерения. м 23 (по КВЛ)х6.0х1.3-1.4

Главная энергетическая установка:

тип дизельная одновальная

мощность, л.с 600

Скорость хода, уз:

полная 12

экономическая 8

Дальность плавания

экономическим ходом, мили около 300

Автономность, сут 3

Экипаж, чел 8-11

Вооружение:

артиллерийское 1x1-37-мм. 1х4-12.7-мм

противоминное сменное: тралы контактный

или петлевой, акустический


Массовое строительство КАТЩ велось на основе проекта малого сейнера. Всего было построено 444 катера. В число захваченных в Варне, Бургасе и Констанце КАТЩ включены шесть утопленных ранее советской авиацией и поднятых силами ВМФ и восемь недостроенных. Захваченные КАТШ сразу же передавались ЧФ и речным флотилиям и участвовали в боевых действиях и послевоенном тралении с 1944 г. по 1948 г. В 1948 г. подавляющее большинство захваченных и переданных СССР по репарации катеров было передано МРП и дружественным СССР странам юго-восточной 1:вропы. 30-40 катеров использовались в составе ВМФ СССР как базовые плавсредства и к началу 1950-х годов были исключены из состава ВМФ.


Рис. 23. Катер-тральщик типа KFK


Прорыватели минных заграждений периода Великой Отечественной войны и послевоенного траления Массовые постановки немецкой авиацией ДНМ в первые дни Великой Отечественной войны в районах баз, портов и прибрежных фарватеров существенно ограничили возможности ВМФ. В сложившихся условиях ощутилась острая необходимость в ПМЗ, отличающихся от своих предшественников времен первой мировой войны тем, что они должны были уничтожать мины не непосредственно корпусом, а физическими полями, создаваемыми кораблями при движении, т.е. с меньшей вероятностью подрыва. Первым решением возникшей проблемы была буксировка небольших барж, груженных стальным ломом (в основном рельсами). Главными недостатками такого решения были высокая вероятность подрыва буксира и отсутствие тралящего акустического поля. Эти недостатки были устранены в баржевом электромагнитном граде (БЭМТ), предложенном сотрудником Ленинградского физико-технического института А. П.Александровым, впоследствии академиком. Трал был создан за зиму 1941 – 1942 гг. группой сотрудников Бюро НТК НК ВМФ под руководством М. В. Шадеева. БЭМТ представлял собой соленоидное устройство, питаемое дизель-генератором судна, движущего соленоид рядом с собой. Этим предполагалось уменьшить вероятность подрыва судна-буксировщика до уровня вероятности подрыва соленоидного устройства, обеспечивающего дистанционный подрыв ДНМ. В корпусе соленоидного устройства 61,1л вделан разработанный под руководством Н. Н. Андреева акустический трал молоткового типа. Испытания БЭМТ были проведены под руководством сотрудника Бюро НТК Л. М. Tee в июне 1942 г. на Кронштадском рейде. Испытания прошли успешно: в результате их было вытралено до 10 немецких ДНМ. Высокая эффективность БЭМТ в начале кампании 1942 г. стала в дальнейшем снижаться в связи с совершенствованием немецких ДИМ. Предложения Бюро НТК по созданию ПМЗ путем переоборудования устаревших транспортных судов не могли быть реализованы в условиях блокадного Ленинграда.

После окончания войны при разделе бывшего германского флота, СССР получил семь ПМЗ, три из которых оказались непригодными для дальнейшей эксплуатации, а четыре после проведенного ремонта были включены в состав Балтийского флота (табл. 10) и использовались в послевоенном тралении.

Корабли были переоборудованы под ПМЗ во время войны из двухпалубных четырехтрюмных грузовых судов, на них было установлено артиллерийское вооружение и параванные охранители для отвода якорных мин. Тралящее магнитное поле обеспечивалось мощным электромагнитом, сердечником которого служила носовая часть корабля с уложенными и раскрепленными в его первом трюме (на длине 6.5-8,5 м) стальными пластинами в виде связок небольшой ширины (450-500 мм) и высоты (180-200 мм) и стальных листов (толщиной 10-12 мм, общим весом 250 400 т). В районе укладки этих стальных полос корабли снаружи обвивались витками прорезиненною кабеля сечением 30-40 мм2.


Рис. 24. Прорыватель минных заграждений "Волга"


Таблица 10 Основные ТТХ трофейных прерывателей минных заграждений, принимавших участие в послевоенном тралении
Характеристики "Волга" "Кулой" "Кемь" "Кушка"
Название судна при по­стройке (год) WTAG-32 (1900) "Кэплер" (1925) "Тантализ" (1940) "Президент Гомес" (1929)
Название судна при пере­оборудовании (год) "Марта" (1930) "Кэплер" (1943) "Тантализ" (1943) "Вильдрант Хори" (1940)
Водоизмещение полное, т 720 1650 2200 8220
Главные размерения, м 59,3x8.1x2.6 72.4x11,0x4,65 76.1x10.5x4.5 103,3x14.9x7,30
Главная энергетическая установка (л.с.) Паросиловая (310) Дизельная (2x800) Дизельная (2x1000) Дизельная (2x2500)
Главная электроэнергетическая установка на постоянном токе 220В
Скорость хода, уз: полная (экономическая) 9(8) 10(8) II (8) 12(8)
Дальность плавания, мили (скорость, уз) 1000 (8) 3000 (8) 12300(6)
Автономность, суток 10 10
Экипаж, чел 7 12
Артиллерийское вооруже­ние   2x2-37 мм 2x1-100 мм, 4x1-37 мм. 6x1-20 мм

Каждый виток замыкался обоими концами в коробке, рас положенной на грузовом люке вдоль первого трюма. Витки кабеля были зашиты снаружи 75-125-мм досками, а по ватерлинии, кроме того. 5-7-мм стальными листами. Обмотка питалась током от специального раздаточного устройства. Тралящее поле создавалось на расстоянии 40-60 м от бортов, 70-80 м – в нос. Первый, второй и третий трюмы заполнялись пустыми герметическими бочками из-под горючего, промежутки между ними – запаянными банками. Все механизмы устанавливались на амортизаторах, в каждом трюме имелись мощные водоот ливные насосы производительностью не менее 500 м'/час. Жилые и служебные помещения располагались в кормовой части корабли И кор пусе в районе последнего трюма был встроен акустический граи мсм(» рапного типа с легко заменяемым излучателем. ИМЗ "Волга", "Кулом" и "Кемь" были переданы в 1946 г. в состав Северного флота и в 1954, I960 и 1965 гг. выведены из состава ВМФ и переданы в ОФИ для разделки па металл. "Кушка" в 1946 г. передана ЮБФ, в 1951 – 1957 гг. прошла в Росгоке (ГДР) капитальный ремонт и модернизацию, в ходе которых на корабле были переделана носовая обмотка, установлены новые дизель- генераторы, прибор автоматического управления тралением, навигационная аппаратура и средства связи, а также приняты меры по защите личного состава от интенсивного электромагнитного излучения при тралении. Корабль использовался как ПМЗ до 1974 г., затем был переклассифицирован в плавучую казарму (ПКЗ № 207). в 1985 г. передан в ОФИ для разделки на металл.



Рис. 25. Прорыватель минных заграждений "Кулой"



Рис. 26. Прорыватель минных заграждений "Кемь"



Рис. 27. Прорыватель минных заграждений "Кушка"





 



Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх