Место противоминных кораблей в системе ВМФ страны

В настоящее время неотъемлемой частью боевых действий на водных ТВД (морских, речных, озерных) является минная война – совокупность минно-заградительных и противоминных действий воюющих или конфликтующих сторон. Термин этот был введен в военно-морской лексикон советским ученым-моряком вице-адмиралом Л. Г. Гончаровым |1|, затем стал использоваться в германских ВМС, а во второй половине войны стал общепризнанным. Термины "минно-заградительные" и "противоминные" действия известны с 60-х голов XIX века, а широкое распространение получили со времен русско-японской войны в 1904-1905 гг. К этому времени относится и появление термина "противоминная оборона", под которым понимается совокупность противоминных действий, имеющих целью защиту от мин своих кораблей, судов, плавсредств и их отрядов, оперативных соединений, флотилий и флотов в местах их плавания, боевого дежурства и базирования. По мере развития военно-морской техники и тактики номенклатура противоминных действий увеличилась и в настоящее время включает:

нанесение ударов по заводам-изготовителям морских мин противника, их арсеналам и складам;

перехват минно-заградительных сил противника на путях следования к месту постановки мин;

заблаговременная подготовка миноопасных районов к противоминным действиям (картографирование дна моря, укладка оборудования на морское дно и др.);

– выбор наиболее благоприятных, с точки зрения предотвращения подрыва кораблей, маршрутов передвижения, а также гидрометеорологических условий;

обнаружение мин всех типов (плавающих, дрейфующих, якорных, придонных и донных);

уничтожение мин перечисленных типов;

обеспечение проводки кораблей, судов и плавсредств через миноопасные районы;

индивидуальная зашита плавающих объектов от подрыва на минах (снижение физических полей, использование средств, временно

нейтрализующих мину, повышение взрывостойкости корпуса плавающего объекта и установленного внутреннего оборудования).

Первые два из перечисленных действий находятся в компетенции ударных сил ВМФ, следующие три – в компетенции командования охраны водного района, а все последующие относятся к противоминным кораблям и катерам, решающим в миноопасных районах следующие тактические задачи:

– противоминное наблюдение в охраняемых районах, фиксирующее появление мин и определяющее границы выставленных заграждений;

– минная разведка, определяющая места постановки мин и границы минных заграждений;

– противоминный контроль ответственных акваторий и фарватеров;

– уничтожение в требуемых районах мин всех типов;

– проводка через миноопасные районы отдельных кораблей, судов и плавсредств, а также их отрядов и оперативных соединений.

Опыт двух мировых войн и послевоенных конфликтов показал, что без разрешения перечисленных задач П МО успешная деятельность ВМС страны на водных ТВД невозможна. При этом минная угроза стране в значительной степени зависит от площади миноопасных районов вдоль береговой черты. В этом отношении наша страна, как показывают гидрографические подсчеты, находится в крайне неблагоприятном положении, и. следовательно, обеспечение ПМО имеет большое значение.

Ниже рассмотрены ПМК периода 1910-1990 годов, построенные на отечественных верфях, закупленные за границей, переоборудованные из других судов, а также построенные в стране для передачи или продажи другим странам. Кроме того, рассмотрены ПМК, проектирование которых было доведено до стадии технического проекта без дальнейшей реализации. В то же время из рассмотрения исключены плавучие посты противоминного наблюдения и плавбазы ПМК (являющиеся, как правило, штабными кораблями), поскольку они создавались силами ВМФ и в ходе дальнейшей эксплуатации меняли свое назначение. Не рассматривались также изготовленные на судостроительных заводах крупномасштабные образцы противоминного вооружения (соленоидные и гидродинамические тралы, буксировщики шнуровых зарядов и др.), а также вертолеты ПМО (в 1960-е годы на заводах МАП для ВМФ было построено около 20 противоминных вертолетов).

Приведенные в книге схематические чертежи ПМК выполнены сотрудником ЦНИИ им. акад. а. Н. Крылова О.А.Честновым. Автор выносит благодарность главному конструктору Западного ПКБ В. И. Блинову за сведения, касающиеся проектируемых под его руководством кораблей, начальникам подразделений ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова М.К.Смирновой и Н. Н. Федонюку за данные о проектировании стеклопластиковых корпусов кораблей, а также администрациям ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова и I ЦНИИ МО РФ, главному конструктору ЦМКБ "Алмаз" В. С. Сергееву и начальнику отделения ЦНИИ "Гидроприбор" Е. И. Галкину за предоставление фотографий специалистов, внесших большой вклад в создание отечественных ПМК послевоенной постройки. Особенно автор благодарен начальнику подразделения ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова О. М. Капранову, взявшему на себя труд редактирования книги.





 



Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх