Малые тральщики по проектам 253, М-253 и 253Л

  Пр. 253 и М-253 Пр. 253Л I серии Пр. 253Л II серии
Проектант ЦКБ-51 Н. Г. Лощинский КБ Балтийского завода С. А. Базилевский
Главный конструктор    
     
Главный наблюдаю­щий ВМФ А. Т. Ильичев А. Т. Ильичев А. Т. Ильичев
Заводы-строители N° 189. 190. 370 № 189. 190. 370, 363
Годы сдачи 1943-1944 1944-1945
Число кораблей в серии,ед _ 35 57
Водоизмещение, т:
стандартное 100 121
нормальное 91.2 108 129
полное 117 137
Главные размерения. м:
длина наибольшая 31,8 32 38/36
ширина наибольшая 5.0 5.2 5.7/5.5
осадка при Dn 1.3 1.34 1.34
Тип энергетической установки дизельная дизельная дизельная
Число и мощность дизелей, л. с 2x160 2x160 2x230
Тип электроэнергетической установки на постоянном токе напряжением 110 В
   
Число и мощность дизель- генераторов, кВт 2x15 2x15 3x15
Скорость хода, уз:
полная 14 12 14
экономическая 8.5 8.5 8.6
Дальность плавания экономическим ходом, мили 2400 2400 2400
Автономность, сут 5 5 5
Экипаж (в т.ч. офицеров). 18(1) 21 (2) 21 (2)
чел      
Вооружение:
артиллерийское 2х1-45-мм, 2x2-12,7-мм
противоминное тралы контактные О ГШ, катерный параван-трал, электромагнитный КЭМТ-2 с акустическим буем
   
минно-бомбовое минные пути, 12 МГБ или 12 мин
прочее 45-мм прожектор и 8 МДШ

Примечание. Проекты 253 и М-253 не реализованы.


Рис. 16. Малый тралльщик пр. 253Л


Корабли строились и блокадном Ленинграде на четырех заводах с 1943 г. по документации и технологии завода № 189. Разработка технологии и организация производства при постройке этих кораблей на заводе № 189 был и осуществлены А. Г. Соколовым, С. А. Базилевским. У. И. Кононовым и 11. VI. Сипилиным. Корабль собирался из трех секций на опорных тележках, с их помощью он затем подводился по рельсовым путям к месту спуска на воду, который осуществлялся с помощью крана грузоподьемностью 200 т. Насыщенность спускаемых кораблей доводилась до 80-85% от веса порожнем. Голов! юй корабль был заложен на заводе № 189 в июле 1943 г., а на заводах N? 190 и 370 – в августе 1943 г. Приемо-сдаточные испытания по разрешению Госкомиссии иод председательством Ю. Ф. Ралля были объединены с государственными и проводились в устье Невы и в районе Кронштадта. Головной корабль завода № 189 был сдан в декабре 1943 г. и в начале января 1944 г. передай флоту. Время его постройки составило 4 месяца 20 дней. Закладка серийных кораблей на всех трех заводах началась до окончания испытаний головного корабля.

В ходе испытаний выявился ряд недостатков. Так, вместо 14 уз по ТТЗ он развивал скорость полного хода 13,2-13,5 уз, работа трала КЭМТ-2 одним кораблем не обеспечивалась из-за недостатка мощности электростанции, все три ходовых дизеля находились в одном отсеке, отсутствовала штурманская рубка, имело место задымление тральной площадки, отсутствовали камбузная плита и гирокомпас, возникали помехи работе радиостанций и др. В целях устранения перечисленных недостатков ВМФ выдан Kb завода № 189 задание на разработку проектной документации на постройку второй серии малых тральщиков, получивших наименование МТ-2 (в отличие от кораблей первой серии, именуемых МТ-1). Проект был утвержден в апреле 1944 г. и по нему началась постройка кораблей на заводах N°. 189, 190 и 363. Головной корабль II серии был сдан на заводе № 189 31.10.44. На кораблях II серии была увеличена длина, установлены более мощные импортные двигатели и новые винты. Третий ходовой двигатель размещен в тральном трюме, что повысило живучесть корабля. Был установлен дополнительный дизель-генератор на 15 кВт, что позволило кораблю использовать трал КЭМТ-2, оборудована штурманская рубка, организован пост аварийною управления рулем на юте, установлен гирокомпас, удлинена на 0,3 м (с изменением угла уклона) дымовая труба, приняты меры по устранению помех работе радиостанций, ручная лебедка заменена электрической и др. Постройка кораблей пр. 253Л, называемых в обиходе "сторонниками", велась до конца 1945 г., всего было построено 92 ед., в том числе 35 первой и 57 второй серий. Из числа кораблей первой серии 19 было построено на заводе № 189 (включая головной корабль, но без учета двух бензоналивных барж, построенных в корпусах этих тральщиков), на заводе № 190 – девять и на заводе № 370 – семь. Большинство кораблей второй серии было построено на заводе № 363.

Корабли действовали только на Балтийском ТВД для зашиты коммуникаций и баз, уничтожения заграждений в Финском, Выборгском и Нарвском заливах. В ходе боевых действий погибло шесть кораблей: четыре – от подрыва на минах, один – от действия авиации и один – от ПЛ. Корабли широко использовались в послевоенном тралении. С начала 1960-х годов корабли начали выводиться из состава ВМФ.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх