Корабли типа "Эльпидифор", достроенные как тральщики

Водоизмещение, т:

полное 1460

Главные размерения, м 74.7x10.3x3,5

Главная энергетическая установка:

тип паросиловая, двухвальная общая мощность, л.с 750

Главная электроэнергетическая установка:

тип паросиловая, двухвальная, общая мощность, кВт 15

Скорость хода, уз:

полная 10

экономическая 8

Дальность плавания

экономическим ходом, мили 2300

Автономность, сут 20

Экипаж (в т.ч. офицеров), чел 169 (12)

Вооружение:

артиллерийское 3x1-100-мм (боезапас – 100 выстрелов на орудие), 2x1-76,2-мм, 2 пулемета

минное 120 мин образна 1908 г. на верхней палубе и 117 мин во втором и третьем трюмах (при использовании корабля как минзага)

противоминное тралы змейковый и Шульца

прочее прожектор и радиотелеграф (дальность радиосвязи 100 миль)


Построенные корабли использовались во время гражданской войны (один из них – N° 415 – погиб 08.01.21) как ТЩ. Ввиду отсутствия вооружения корабли с № 418 достраивались как гражданские суда. С 1928 г. все "Эльпидифоры", построенные как военные корабли, были переклассифицированы в канонерские лодки [6].

В 1934-1935 гг. и 1937-1938 гг. все боевые корабли и суда гражданского назначения прошли капитальный ремонт и модернизацию. С началом Великой Отечественной войны все они были призваны и дооборудованы как тральщики, минзаги и артиллерийские корабли. Два из них погибли в ходе боевых действий (один потоплен торпедным катером. второй – авиацией). После окончания войны корабли были разоружены и использовались как блокшивы, килекторы, гидрографические и опытовые суда. К 1948 г. почти все корабли были переданы в ОФИ для разделки на металл.

О большом внимании, уделяемом правительством РСФСР развитию минно-тральных сил страны, свидетельствует следующее:

– в ходе войны под минно-тральные корабли было приспособлено около 260 мобилизованных судов и катеров (при этом единственными боевыми кораблями специальной постройки, вступившими в строй, были тральщики);

– в 1918 г. приняты меры по обеспечению изготовления морских мин и тралов;

– в 1921 г. принято решение об учреждении в Петрограде Остехбюро. занимающегося разработкой морских мин и тралов.

развитие противоминных кораблей в межвоенный период, 1922-1941 годы

После окончания гражданской войны и возвращения согласно решению Совнаркома от 1921 г. мобилизованных судов народнохозяйственным организациям Морские силы РСФСР приступили к послевоенному тралению. На Балтийском ТВД оно проводилось четырьмя дивизионами тральщиков (20 ТЩ), на Черном и Азовском морях – двумя (девять ТЩ), на Северном ТВД – одним (четыре ТЩ). При этом в соответствии с решениями Совета Труда и Обороны от 1920 г. о восстановлении Черноморскою и Балтийского флотов был произведен ремонт нескольких ТЩ, а на Николаевском судостроительном заводе пять канонерских лодок типа "Эльпидифор" закладки 1916-1917 гг. было достроено как ТЩ. Послевоенное траление продолжалось до 1929 г. и к его окончанию на Балтийском флоте осталось веет четыре ТЩ ("Клюз", "Ударник", "Залп" и "Змей"), а на Черноморском – два ("Доротея" и "Джолита"). Все "Эльпилифоры" были переданы в дивизион сторожевых кораблей.

После X съезда ВКП(б) в 1921 г., на котором было принято решение о восстановлении отечественного флота, началась острая дискуссия по вопросу о его составе. При этом во всех предлагаемых вариантах оговаривалось строительство ТЩ по новому проект)'. Первое оперативно-тактическое задание на его создание по заданию Совета Труда и Обороны было разработано У ВМС в 1925 г. Первым вариантом шестилетней кораблестроительной программы на 1925/1926 – 1930/1931 гг. намечалось строительство девяти ТЩ для Балтийского и четырех ТЩ для Черного морей. Намерение это реализовано не было. Однако дополнительным решением У ВМС на нескольких СКР пр. 2 типа "Ураган" постройки 1931-1938 гг. (600 т. 21 уз) и на четырех СКР пр. 43 типа "Жемчуг" постройки 1930-1937 гг. были установлены по образцу английских шлюпов контактные тралы, что позволяло в случае необходимости использовать корабли как ТЩ. В дальнейшем решением Реввоенсовета от 30.07.30 в кораблестроительную программу на оставшиеся три года первой пятилетки была включена постройка 10 ТЩ: пять – для Балтийского и пять – для Черного морей. Для Северного и Тихоокеанского флотов ТЩ на первое время предполагалось создавать путем переоборудования траулеров, разработка типового проекта мобпереоборудования которых была поручена ЦКБ-32 (Ленинград). По этому проекту (пр. 33) в 1933-1934 гг. для Дальнего Востока было переоборудовано под базовые ТЩ четыре траулера, построенных в Германии в 1929-1931 гг. После переоборудования корабли получили обозначения "Т-1 Г-"Т-14". Аналогичное переоборудование на Северном флоте прошли два траулера английской постройки, получившие названия "Налим" и "Форель" (613 т. 11 уз). Переоборудованные корабли отличались высокими мореходными качествами, но имели недостаточную скорость хода, а следовательно, и тяговые характеристики.

В соответствии с ходом совершенствования плана военного кораблестроения, сопровождавшегося острой дискуссией, отрабатывался и тип тральщика, необходимого для сбалансированного флота. Он должен был удовлетворять двум противоречивым требованиям: быть массовым дешевым кораблем и на достаточно высоком уровне решать необходимые для флота задачи ПМО: ведение минной разведки, уничтожение всех видов минных заграждений и проводка кораблей и судов через миноопасные районы. Дополнительным назначением корабля являлись борьба с ПЛ, патрульно-дозорная и эскортная служба, а также минные постановки. К разработке такого типа корабля были привлечены крупные специалисты минно-трального дела: Ю. Ф. Рапль, Л. Г. Гончаров, Ю. Ю. Кимбар, П. П. Киткин, И. А. Киреев, а к проектированию – выдающиеся корабельные инженеры Ю. A. Шиманекий, А. И. Маслов, Л. В. Дикович, А. В. Сперанский и др. Отличительной особенностью нового ТЩ по отношению как к зарубежным, так и к отечественным аналогам явилась относительно высокая скорость хода (в связи с чем он и был назван "быстроходным базовым тральщиком"). При создании корабля основное внимание уделялось повышению его защиты от мин и соответственно уменьшению осадки (поскольку зашита определялась в то время прежде всего осадкой корабля) и приспособленности его к борьбе с ПЛ. Опыт боевого использования этих ТЩ во время Великой Отечественной войны показал, что принятые компромиссы являлись для своего времени оптимальными и что новые ТЩ были лучшими представителями своего класса.

Головные ТЩ пр. 3 были заложены в 1933 г. на Северной верфи (завод № 190) в Ленинграде и на Севастопольском морском заводе (завод № 201). В дальнейшем строительство кораблей этого типа по модернизированным проектам 53, 58, 53У велось также на заводе Судомех (№ 196), Петрозаводск (№ 370) и Усть-Ижорской верфи (завод № 363) в Ленинграде. Всего было построено 42 корабля.

В обеспечение проектирования кораблей пр. 3, 53. 58. 53У. а также других перспективных ТЩ был учрежден отряд опытовых судов Остехбюро НКОП (впоследствии НИМТИ ВМС), на которых отрабатывались новые фалы и мероприятия по магнитной защите. В частности, на судне "Сом" (специальной постройки 1939 г., 140 т, 8 уз) отрабатывались электромагнитные тралы, на судах "Дозорный" (переоборудовано в 1937 г., 120 т, 15 уз) и "Мороз" (переоборудовано в 1939 г., 370 т, 11 уз) – электромагнитные размагничивающие обмотки.

Интенсивное развитие флота в 1930-е годы выдвинуло новые требования к обеспечению его ПМО. С одной стороны, с окончанием модернизации линейных кораблей и постройки относительно крупных кораблей по проектам 1. 38 и 26 возникла потребность в эскадренных тральщиках, обеспечивающих проводку :за тралами на скоростях свыше 18 уз, что кораблями пр. 3 не обеспечивалось. С другой стороны, для уничтожения протяженных минных заграждений в базовых районах (что особенно актуально для Балтийского ТВД) могли использоваться более дешевые корабли, чем упомянутые быстроходные ТЩ. В соответствии с принятой в 1937 г. десятилетней кораблестроительной программой намечалась постройка 204 ТЩ, при этом наряду с продолжением строительства БТЩ типа пр. 3 планировалось также строительство эскадренных ТЩ пр. 59 и "средних" БТЩ пр. 60.

Строительство кораблей пр. 59 началось в 1939 г. в Ленинграде (14 сл.) и Севастополе (9 сл.). Из числа кораблей, заложенных в Ленинграде, с началом войны два было оставлено на заводе, а 12 отбуксировано по Мариинской волной системе в Зсленодольск. Заложенные в Севастополе корабли остались недостроенными.

Разработка "среднего" Till пр. 60 задерживалась по ряду причин, главными из которых были необходимость учета новых требований, выдвинутых второй мировой войной, и дефицит стапельных мест. По первоначальному замыслу в целях снижения стоимости постройки и эксплуатации корабля, он должен был строиться из наиболее дешевой стати с паросиловой ЭУ. В связи с началом Великой Отечественной войны все работы по пр. 60 были законсервированы.

Кроме постройки были разработаны проекты мобпереоборудования под ТЩ гражданских судов и катеров: под М ГШ (модернизированный пр. 33) – рыболовных траулеров для Северного и Тихоокеанского ТВД, под БТЩ – паровых буксиров типа "Ижорец", под КАТШ – учебных катеров типа Р ("Рыбинец"), торпедоловов типа КЛД и малых катеров типа KM-IV с деревянными корпусами. До начала войны по указанным проектам было переоборудовано шесть траулеров для Северного и два – для Тихоокеанского флотов. Для Балтийского флота было переоборудовано четыре паровых буксира типа "Ижорец" и до 20 КАТЩ, для Черноморского флота на заводе № 201 под ТЩ было переоборудовано восемь грузовых судов типа "Пионер".

К началу Великой Отечественной войны на вооружении ВМФ состояли: морской трал Шульца (МТШ), облегченный трал Шульца в двух модификациях: корабельной (ОТШ-1) и катерный (ОТШ-2). морской щитковый трал (МЩТ), морской змейковый трал (МЗТ). катерный трал, параван-трал (ПТ). модернизированный с 1939 г. в тихоходный охранитель кораблей (ТОК-1), глубоководный параван-трал, предназначенный в основном для борьбы с антенными минами (ограниченные поставки). Основные характеристики перечисленных тралов приведены в табл. 3.


Таблица 3 Характеристики контактных тралов предвоенного периода
Тип Количест­во кораб­лей-букси­ровщиков Принцип работы грата 111 ирина захвата, м Скорость буксиров­ки. уз Глубина хода, м
трата          
МТШ Парный Буксируемый 138 6 3. 6. 9. 18
ОТШ-1 То же То же 200 до 5 3-18
ОТШ-2 —— 60 до 4 1.3-3.5
МЩТ —— —— 140 8-14 до 20
МЗТ Одинар­ный Подсекающий 70 7-12 9-18
Катер­ный трал То же То же 46 лоб 4.5-18
ПТ   —•— 200 —•— 4.5-18
ПО —•— Отводящий- подсекающий 60 —•— до 20
ТОК-1 —•— То же 60 6-12 3-18

В 1931 —1937 гг. в Остехбюро разрабатывались разомкнутые и пет­левые электромагнитные тралы, однако в связи с ликвидацией бюро эти тралы в довоенный период на вооружение приняты не были.

Большую роль в становлении отечественных противоминных сил в межвоенный период сыграли П. П. Киткин и И. А. Киреев. Последний являлся автором утвержденного в 1940 г. командованием ВМС "Настав­ления по боевому использованию ТЩ" ("НТЩ-40") |7].

Ниже приведены особенности и масштабы строительства, а также основные ТТХ ПМК межвоенного периода (с уметом очередности вступления их в строй).

Траулер-тральщик пр. 33 и его модификации
  Переоборудованные для СФ Переоборудованные для МСДВ 
Завод-строитель Верфь в Англии Северная верфь (Ленинград) Северная верфь и закуплены в зарубежных фирмах 
Годы постройки 1933 1930-1932 1930-1932
Завод переоборудования Мурманская судоверфь HKPП СРЗ МСДВ, ТОФ 
Годы переоборудования 1933 1939 1933-1939 
Количество кораблей, ед 2 6 4+2 
Водоизмещение, т: полное 613 1150 1200-1500 
Длина наибольшая, м 44.5 53.4 51.1-54,8
Ширина наибольшая, м . 7,4 9.0 8,5-9.4
Осадка при Dn м 4.1 4.1 4,3-4.5
Скорость хода, уз:
полная 11 10 9-10,5
экономическая 8 8 7-8
Дальность плавания экономическим ходом, мили 3000 4000 до 8000
Энергетическая установка: тип паросиловая одновальная с ВФШ 
Мощность энергетической установки, л.с 600 650 650-700
Электроэнергетическая установка тип на постоянном токе напряжением 115 В 
Число и мощность народинамо, кВт 2x15 2x15 2x15
Экипаж, чел 43 44 43-44
Вооружение:
артиллерийское 2—45-мм, 4—12,7-мм 2x45-мм, 2-5-4—12,7-мм 1 —102-мм или 76,2-мм 5-5-7—7,62-мм
тральное траты Шульца и змейковый
минное 40—70 мин образна
      1908/1939 гг.

Ввиду усложнения международной обстановки в начале 1930-х годов возникла необходимость в укреплении дальневосточных и северных границ СССР, в связи с чем были приняты решения об учреждении морских сил Дальнего Востока (1932 г.) и Северного флота (1933 г.). Формирование их потребовало создания соответствующих противоминных сил. Последние, учитывая специфику ТВД, должны были быть ориентированы, прежде всего, на борьбу с морскими минами, устанавливаемыми на предельных глубинах их использования (120 м). В то же врет строительство ТЩ только начинаюсь, причем они прежде всего были необходимы для Балтийского и Черноморского ТВД. Выход был найден в приспособлении для целей ПМО рыболовных траулеров. К началу 1930-х годов у СССР имелось несколько траулеров, закупленных за рубежом, в том числе в Англии в 1913 г. ("Налим" и "Форель"), переоборудованных под ТЩ и принимавших участие в первой мировой и гражданской войнах, а также послевоенном тралении, переданных затем народнохозяйственным организациям, использующим их как траулеры в Баренцевом море. Кроме того, с 1929 г. по проекту, разработанному КБ Рыбсудостроя (с 1936 г. – Рыбсудпроект), началась постройка траулеров на Северной верфи в Ленинграде. Траулеры типа "РТ" представляли собой однопалубные суда с коротким полубаком и двумя надстройками па верхней палубе.


Рис. 8. Траулер-тральщик пр. 33


Они имели пять отсеков: форпик, два трюма, машинное отделение и блок жилых помещений. В кормовой части судна находилась паровая лебедка с тяговым усилием до 8 т. Проект переоборудования траулеров иод ТЩ был разработан мобилизационным отделом У ВМС в 1932 г. Пр. 33 предусматривались снятие всего рыболовного оборудования, установка артиллерийского вооружения, морскою трала Шульца, морского змейкового трала, устройств, необходимых для использования тралов и дополнительной пародинамо на 15 кВт. На некоторых кораблях предусматривалась установка трата КТ. На кораблях, предназначенных для МСДВ, устанавливались также минные пути и скаты. Коренной переработке подверглась радиорубка: во-первых, вместо одного канала связи требовалось обеспечение трех, во-вторых, устанавливались более мощные и совершенные радиостанции. Была перепланирована ходовая рубка, увеличено чисто спальных мест и улучшены условия обитаемости. С 1933 г. на Северной верфи (с 1935 г. – завод № 190) и с 1939 г. на Мурманской верфи НКРП началась постройка траулеров второй серии улучшенной конструкции, на которых, в частности, были установлены паровая машина мощностью 700 л.с. и спроектированный НИВК новый гребной винт. С 1939 г. до начата войны по откорректированному заданию на Мурманской судоверфи было переоборудовано восемь траулеров, а в 1941 г. еще 20. Водоизмещение их, в зависимости от принимаемого артиллерийского вооружения, колебалось от 1200 до 1500 т. Противоминное вооружение включало морские траты Шульца, змейковый и типа ТОК-1, на некоторых кораблях были КТ и бомбосбрасыватели. В 1943 г. бомбосбрасыватели были установлены на всех кораблях, а на некоторых еще хвостовые магнитные и акустические траты. Корабли действовать в Великой Отечественной войне на Северном и Тихоокеанском ТВД, осуществляя проводку за тралами, конвойную службу и охрану баз, шесть из них при этом погибло. К 1946 г. все корабли были разоружены и возвращены НКРП.








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх