Противоминное оборудование вертолётов

Первоначально вертолёты назывались тральщиками и это соответствовало задачам, которые они решали: выполняли поиск и уничтожение контактных и неконтактных мин с помощью тралов различного назначения. Впоследствии стали поступать на вооружение средства поиска и обозначения мин, что дало полное основание именовать их противоминными.

Первые тралы, как уже отмечалось, были корабельными, затем появился облегчённый контактный трал «Вермур», который выставлялся и выбирался вертолётом. Его применение позволило увеличить скорость траления до 35 км/ч, но и это оказалось не пределом. Улучшенный вариант «Вермур HL-Спид» обеспечил прирост скорости траления ещё на 10 км/ч. По некоторым данным, последний его вариант использовался ВМС США для боевого траления на реках Вьетнама.

Вертолётное траление неконтактных мин сопряжено с рядом трудностей. В кабине необходимо установить вьюшки кабель- буксира, мощные источники электроэнергии, пульты управления и контроля, другое оборудование. Электромагнитные тралы корабельного исполнения уже применялись, а первый вертолётный трал подобного типа создали только в 1968 г. Он допускал траление на скорости до 28 км/ч. В следующем году ВМС США выдали заказ на производство серийных неконтактных вертолётных тралов.

В 1971 г. поступил дополнительный заказ на разработку и изготовление новой системы для траления, позволяющей более радикально решить ряд проблем. Для размещения необходимого оборудования использовали плавучую платформу, буксируемую вертолётом.

К середине 90-х годов на вооружении ВМС США состояли несколько типов тралов: Мк.103, Мк.104, Мк.105, Мк.106, а также противоминная система AN/AQS-14.

За основу вертолётного контактного трала Мк.103 принят корабельный трал «Оропеза», применявшийся англичанами и американцами для траления якорных мин ещё во время Второй мировой войны. Он обеспечивает подрезку тросовых и цепных минрепов якорных мин и снабжён резаками и подрывными патронами, которые устанавливаются на некотором расстоянии один от другого. В его конструкцию включён гидростатический прибор для контроля глубины, а также отводители для регулирования ширины полосы траления. Трал транспортируется, заводится и выбирается экипажем вертолёта. Процесс этот довольно сложный и может занимать 20-30 мин.

Вертолётный акустический трал Мк.104 имеет вес всего лишь 45 кг. Он выполнен в виде труб переменного сечения, внутри которых размещены крыльчатки, механически связанные с шумообразующим узлом, создающим кавитационный шум в определённом спектре частот. С тем чтобы спектр излучений приблизить к шумам кораблей, подбираются определённый диаметр и длина трубок. Акустическое поле, создаваемое таким узлом , воздействует на акустический взрыватель мины, обеспечивая взрыв на некотором расстоянии от трала. Профили труб и поддерживающих их поплавков рассчитаны так, чтобы при определённом значении скорости буксировки обеспечивалось заглубление 6-7 м. Постановка и выбор трала занимают 5-6 мин. Буксирный трос изготовлен из полипропиленового волокна толщиной 16 мм и может передаваться на другой вертолёт.


Принцип траления мин механическим тралом Мк103:

1 – режущее устройство; 2 – маркер; 3 – параван; 4 – углубитель; 5 – буй; 6 – вертолет-буксировщик трала; 7 – якорные мины


Вид назад через кормовой отсек вертолёта RH-53D


Вертолётный электромагнитный трал Мк.105 – это катамаран (так называемые тральные салазки), состоящий из двух заостренных поплавков, снабжённых телеуправляемыми подводными крыльями. С помощью буксирного троса трал поднимается вертолётом с палубы корабля и опускается на воду, крылья его при этом переводятся в нижнее положение. Применяются они только для буксировки, а при тралении складываются. На площадке, соединяющей поплавки катамарана, размещена турбогенераторная установка (ТГУ) с дистанционным управлением. Назначение ТГУ – вырабатывать электроэнергию, которая подводится к двум плавучим кабелям с электродами, имеющим длину активной части около 180 м, формирующим магнитное поле. Топливо для двигателя турбогенератора размещается в поплавке катамарана и обеспечивает его работу в течение 4 ч.

Трал буксируется вертолётом со скоростью до 25 узлов (46 км/ч). По кабель-тросу обеспечивается дистанционный запуск двигателя ТГУ, устанавливается режимом её работы, осуществляется управление поворотными крыльями, контролируются основные параметры буксируемого устройства. В кабель-тросе находится трубопровод, по которому при необходимости из специального бака, расположенного в задней части грузовой кабины вертолёта, можно подать топливо для двигателя ТГУ.

Вес трала составляет 2720 кг, длина – 8,4 м, ширина – 4 м.

Вертолётный комбинированный неконтактный трал Мк.106 является сочетанием тралов Мк.104 и Мк.105. Совместная работа акустического и электромагнитного тралов обеспечивает комбинированное воздействие на взрыватели неконтактных мин с акустическими, магнитными и комбинированными двухканальными магнито- акустическими взрывателями.

Существуют также и довольно несложные по устройству магнитные тралы в виде намагниченных металлических труб, заполненных пенополистиролом, обеспечивающим необходимую плавучесть. Траление мин предполагается в этом случае производить связкой из трёх последовательно соединённых труб, буксируемых вертолётом со скоростью 10-25 узлов (18,5-46 км/ч).

По образцу корабельных разработаны вертолётные гидроакустические системы миноискания. Исследования показали, что опускаемые гидроакустические станции (ГАС) с круговой характеристикой направленности из-за невысокой разрешающей способности не обеспечивают обнаружение мин. Поэтому обратили внимание на возможность применения для этих целей буксируемых ГАС с боковым обзором (БО), в значительной степени лишённых подобного недостатка.

По заказу ВМС США была разработана вертолётная гидроакустическая станция миноискания AN/AQS-14 (в настоящее время предполагается замена на более совершенную AN/AQS-20).

В её состав входит буксируемый обтекатель, в котором размещаются две антенны гидролокатора бокового обзора с синтезированной апертурой с малой мёртвой зоной, кабель-трос и пульт управления с электронными блоками обработки сигналов и индикатором телевизионного типа.

Конструкция обтекателя обеспечивает высокую стабильность положения антенны в пространстве и автоматический выбор правильной ориентации. Станцию обслуживают два оператора, устанавливающие и контролирующие расстояние от дна моря в процессе буксировки. На основании данных, поступающих от ГАС БО в пилотажно-навигационную систему вертолёта, в принятой системе отсчёта определяются координаты мин и производится соответствующая запись и отметка.

При обнаружении мины экипаж сбрасывает гидроакустический маяк, который устанавливается на дно. Решаются задачи обнаружения мин, определения их координат и классификация на фоне дна в районе поиска. Вес подводного аппарата – 250 кг, длина – 3,25 м, диаметр – 1,7 м.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх