Противоминные вертолёты

На основании первых исследований сформировали задачи вертолётного траления: разведывательное, предварительное, штурмовое, обеспечивающие действия.

Разведывательное траление имеет целью установить наличие мин в данном районе.

Предварительное траление преследует цель нейтрализовать опасные для кораблей мины.

Штурмовое траление производится при ограниченном времени на решение задачи.

Обеспечивающие действия предполагают постановку тральных вех, уничтожение всплывших мин и т.п.

В 1959 г. командование НАТО утвердило вертолёт HSS-1 в качестве первого вертолёта-тральщика для ВМС стран блока. Однако он не мог принимать трал на борт и применялся только совместно с кораблями.


Вертолёт-тральщик RH-53D


В 1960 г. ВМС США совместно с фирмой Сикорский провели испытания по тралению мин вертолётом «Скайкрейн» S-60 с тралом «Вермур», завершившиеся успешно. В последующие годы в опытных тралениях принимали участие вертолёты S-61, RH-3A

К 1963 г. накопился значительный опыт, позволивший сформировать основные требования к вертолёту-тральщику, а фирма Сикорский получила заказ на переоборудование двух десятков хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации одновинтовых вертолётов SH-3A «Си Кинг» в тральщики с присвоением индекса RH-3A.

Через три года первые девять вертолётов поступили в части. К этому времени удалось подготовить облегчённые в сравнении с корабельными образцами вертолётные тралы.

Вертолёт RH-3A, не отличаясь по основным характеристикам от прототипа, имел ряд особенностей, а его амфибийность обеспечивала применение с воды. Плавучесть вертолёта, кроме цельнометаллического герметизированного в нижней части фюзеляжа, обеспечивалась также отсеками в передней части обтекателей основных стоек шасси, а в грузовой кабине устанавливалась переборка, препятствующая проникновению в неё воды в случае возникновения нештатных ситуации в процессе траления.

Полётный вес вертолёта составляет 8650 кг, он оснащён двумя винтами – несущим шестилопастным и рулевым, установленным на пилоне хвостовой балки. Лопасти несущего винта и хвостовая балка складывающиеся. Удачная аэродинамическая схема и хорошо подобранный несущий винт обеспечивали получение значительного тягового усилия.

Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей T-58GE-10 тягой по 1390 л.с. Кроме основных топливных баков имеются два дополнительных, емкостью по 2082 л, что обеспечивает увеличение продолжительности полёта (в обычном режиме) до 5 ч. Кроме того, вертолёт оборудован системой дозаправки топливом в полёте от специального самолёта-заправщика. Дозаправка производится в режиме горизонтального полёта на скорости 195-220 км/ч, заправочный шланг имеет длину 24-24,6 м и конус на конце. Скорость перекачки топлива составляет 570 л/мин. Возможна также дозаправка вертолёта-тральщика от корабля в режиме висения над ним или при движении с небольшой поступательной скоростью.

В состав бортового трального вооружения входят: грузовая балка с гаком; направляющие и стопорные устройства для обеспечения работы буксирного троса; наружный грузовой гак для подъёма электромагнитного трала с палубы противоминного корабля или с воды. В передней части грузовой кабины вертолёта установлены две электрогидравлические лебёдки (тяговое усилие каждой до 900 кгс), основная буксирная лебёдка (рассчитанная на нагрузку до 3180 кгс) и система замера тягового усилия с выносными индикаторами в кабине лётчиков. Имеется также автоматический рассоединитель, срабатывающий при достижении максимально допустимого тягового усилия, а также в случае превышения допустимого инструкцией угла между продольной осью вертолёта и буксирным тросом.

Для уничтожения всплывающих мин вертолёт вооружён двумя пулеметами калибра 12,7 мм.

Траление якорных и донных мин обеспечивается с помощью контактных или акустических тралов, размещаемых в грузовой кабине. В режиме висения трал выпускают или убирают на борт. Такая же операция возможна и при движении вертолёта с небольшой поступательной скоростью на высоте порядка 10-30 м. Наличие бортовых тралов не исключает возможность приема тралов от кораблей.

Точность выполнения заданного режима полёта обеспечивается автоматизированной пилотажно-навигационной системой, связанной со многими датчиками и автопилотом. В бортовой вычислитель вертолёта поступают данные от радиовысотомера малых высот, курсовых приборов, доплеров- ского измерителя путевой скорости и угла сноса, датчиков положения буксирного троса относительно трала и продольной оси вертолёта с учётом тягового усилия. Пило- тажно-навигационная система обеспечивает также возможность автоматического выдерживания параметров полёта при выполнении траления составом группы.

Экипаж вертолёта-тральщика состоит из двух лётчиков и двух операторов траления.

Своими штатными тралами вертолёты обеспечивали возможность траления на скорости до 15 узлов (27,7 км/ч).

Несмотря на относительно высокие возможности вертолёта-тральщика RH-3A и его последующей модификации – RH-3D, он не удовлетворил заказчика, и в 1966-1967 гг. были проведены исследования для определения возможностей применения тяжелых транспортных вертолётов корпуса морской пехоты СН-53А «Си Стэллион» в качестве тральщиков.

По их результатам принято решение все вертолёты, кроме первых 34, приспособить для траления наряду с ранее поступившими RH-3A и RH-3D. Грузовая кабина вертолёта обеспечивала размещение необходимого трального оборудования для решения задач независимо от кораблей. Эти тяжелые вертолёты могли базироваться на десантно-вертолётных кораблях-доках, обеспечивающих их обслуживание. Десантный вертолётоносец типа «Иводзима» предназначался для базирования до 20 вертолётов-тральщиков.

В результате переоборудования вертолётов СН-53А морская пехота получила возможность самостоятельно разминировать побережье при обеспечении высадки десанта.

В апреле 1971 г. в ВМС США были сформированы 12-я противоминная вертолётная эскадрилья (15 RH-53D , 240 чел. личного состава) и командование мобильных противолодочных сил. По штату каждая эскадрилья должна была иметь в боевом составе по 27 вертолётов, в основном типа CH-53D.

Это одновинтовой вертолёт с шестилопастным несущим и четырёхлопастным рулевым винтами. Несущий винт складывается с помощью гидравлической системы, шасси вертолёта убирающиеся со сдвоенными колёсами на каждой стойке. Нормальный взлётный вес вертолёта составляет около 17 ООО кг. При нормальном полётном весе радиус действия вертолёта 400 км, крейсерская скорость – 280 км/ч.


Вертолёт-тральщик RH-3A


Днище фюзеляжа и погрузочный люк герметизированы, что обеспечивает плавучесть вертолёта при нахождении на воде.

Силовая установка состоит из двух турбо- вальных двигателей T64-GE-6 мощностью по 2850 л.с.

В октябре 1971 г. командование ВМС США провело учение, в ходе которого два военно-транспортных самолёта С-5 «Гэлэк- си» в течение четырёх суток доставили с авиационной базы ВВС США Чарлстон на остров Крит четыре вертолёта CH-53D, личный состав и необходимое оборудование. После сборки и облёта вертолёты были готовы приступить к тралению. Корабли-тральщики прибыли из США в этот район через полмесяца.

Впоследствии, в 1972 г., по заказу ВМС создали модификацию вертолёта CH-53D, получившую обозначение RH-53D. В 1972 г. началась постройка первых 18 серийных вертолётов с двигателями Т64-400 мощностью по 3925 л.с.

В 1983 г. выполнил первый полёт опытный вертолёт-тральщик МН-53Е «Си Дрэгон» модификация многоцелевого вертолёта «Супер Стэллион». В 1986 г. начались его поставки ВМС. Основное назначение этого вертолета – борьба с морскими минами в мелководных районах.

Аэродинамическая схема вертолёта по сравнению с предшественником осталась без изменений. Максимальный полётный вес составил 33340 кг, крейсерская скорость – 315 км/ч., перегоночная дальность – 2000 км, максимальное тяговое усилие – 13 600 кгс.

Силовая установка вертолёта состоит из трёх двигателей типа T64-GE-416 мощностью по 4380 л.с. каждый. Запас топлива в количестве 12 000 л обеспечивает продолжительность полёта до 6 ч. Вертолёт снабжён системой дозаправки в воздухе и с корабля обеспечения в режиме висения, имеет доплеровскую систему и радионавигационную станцию с дальностью 250 миль, точность определения места 5-6 м.

Вертолёт оборудован двухканальной цифровой автоматической системой управления полётом, которая обеспечивает режим висения, в кабине лётчиков установлены индикаторы для контроля за углом наклона и величиной натяжения троса буксира.

Флагманский корабль минно-тральных сил «Инчон» может принимать на борт 25 вертолётов данного типа.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх