Загрузка...



Средства поражения п одводных лодок


В арсенале авиационных средств поражения ПЛ наиболее эффективными считаются торпеды. Естественно, морские торпеды для применения на летательных аппаратах по ряду причин, а главное из-за большого веса и габаритов не годились, и велись работы по созданию достаточно легких торпед с приемлемыми характеристиками.

И в этом направлении довольно быстро обозначились успехи. Так, уже первая разработанная в 1954-1956 гг. в США торпеда Мк.43 мод.1 и 3 с акустической активной системой поиска и наведения имела весьма впечатляющие характеристики: вес 137 кг, калибр 254 мм, а длину всего лишь 2,36 м. Питаемый от аккумуляторной батареи двигатель обеспечивал дальность хода 4,6 км при скорости 20 узлов (37 км/ч), глубину поиска – до 300 м. Наверное, самое необычное состоит в том, что американцы никогда не являлись лидерами в разработке морских, а тем более авиационных средств поражения.

Ее сменила торпеда Мк.44 мод.1, в конструкции которой использован стеклопластик, гребные винты выполнены из алюминия. Система самонаведения – пассивная. В 1986 г. торпеда Мк.44 была модернизирована, дальность её хода, скорость и глубина погружения увеличились, а время наработки на отказ со 160 ч повысилось до 3000 ч.

С 1964 г. на вооружение ВМС США начала поступать авиационная противолодочная торпеда Мк.46 мод. 0. Торпеда снабжена газотурбинной силовой установкой. Движитель – два соосных гребных винта противоположного вращения. На этой торпеде уже применена пассивно-активная система самонаведения, способная обнаруживать цель на расстояниях до 1000 м. Торпеда, как и предшественницы, отличается хорошими весогабаритными данными: вес 250 кг, дальность хода – 9 км, максимальная глубина – до 450 м.

Представляет интерес схема работы торпеды. После приводнения она выходит на заданную глубину начального поиска и после включения системы самонаведения начинает выполнять правую циркуляцию с угловой скоростью 10 град./с. После обнаружения цели система самонаведения переводится в активный режим.

Интересна логика торпеды. Если в процессе самонаведения цель потеряна на удалении порядка 800 м, то торпеда в течение 5 с следует последним курсом, а затем около минуты циркулирует вправо с той же угловой скоростью. В случае необнаружения цели торпеда вновь выходит на глубину начального поиска и циркулирует вправо. Когда цель потеряна в ближней зоне (менее 800 м), торпеда движется 3 с последним курсом, а затем в течение 24 с циркулирует вправо с угловой скоростью 20 град./с. Если же цель не обнаружена, то система управления переводит торпеду на глубину начального поиска и она начинает циркуляцию вправо с угловой скоростью 6,5 град./с.

Если после полной циркуляции цель всё же не обнаружена, то торпеда переводится на прямолинейный курс в направлении первоначально предполагаемого места цели, проходит некоторое расстояние и вновь выполняет циркуляцию. В таком режиме торпеда следует или до захвата цели системой самонаведения, или до израсходования энергоресурса, после чего затапливается.

Торпеда Мк.46 мод.1 разрабатывалась сразу после поступления Мк.46 мод. 0. На новой торпеде усовершенствовали систему самонаведения, что повысило вероятность обнаружения цели и наведения на неё. Энергосиловая установка представлена поршневым пятицилиндровым двигателем, использующим жидкое унитарное топливо ОТТО-2 с высокой плотностью энергии.

Торпеда Мк.46 мод. 5 разработана на базе Мк.46 мод.1 по программе модернизации. При этом особое внимание обращено на создание новых элементов системы самонаведения, снижен уровень собственных помех путем применения двух режимов движения: поискового и наведения. Это позволило увеличить также дальность хода в сравнении с прототипом почти на 50%. Последующая модернизация торпеды имела целью обеспечить возможность её использования в мелководных районах.


Схема шведской торпеды ТР43


Французская торпеда "Мурена"


Противолодочная торпеда Мк.50 (США)


Вертолёт UH-6 в противолодочном варианте


Вертолет Уэстленд "Си Кинг" сбрасывает торпеду


Противолодочное оборудование на вертолете ЕН-101:

1 – противолодочные торпеды (до 4-х штук); 2 – блоки обработки сигналов датчиков; 3 – убираемая спасательная лебёдка; 4 – кассеты сброса РГБ; 5 – РЛС кругового обзора; 6 – рабочие места операторов; 7 – ОГАС; 8 – узлы подвески


Торпедой Мк.46 вооружены вертолёты SH-60 «Оушен Хок», SH-3H «Си Кинг» и SH-60B «Си Хок».

В 1983 г. начата разработка новой торпеды – Мк.50 «Барракуда». Её испытания производились в 1987 г., с 1990 г. начаты поставки торпед в ВМС.

Торпеда Мк.50 имеет скорость порядка 55 узлов (101,75 км/ч), дальность – 25 км, глубину хода – до 900 м. Торпеда снабжена системой самонаведения пассивно-активного типа, в состав которой входит перепрограммируемая ЭВМ AN/AYK-14. В активном режиме гидроакустические сигналы излучаются на нескольких частотах. Дальность обнаружения ПЛ достигает 1200-1500 м.

Новая конструкция двигательной установки существенно уменьшает собственный шум торпеды. В состав оборудования торпеды входит ЦВМ, которая обеспечивает анализ более 12 параметров при идентификации цели и обработке сигналов в режимах поиска и сопровождения, а также управляет системами торпеды. Торпеда имеет очень много оригинальных решений: приёмопередатчики системы наведения производят пассивный и активный поиск одновременно; на конечном участке торпеда выполняет маневр для встречи со средней частью ПЛ под углом 90 град; боевая часть направленного действия.

Французская малогабаритная торпеда «Мурена» калибром 324 мм предназначена для уничтожения ПЛ на глубинах до 1000 м. Её система самонаведения состоит из трёх антенн, соответственно, переднего обзора, двух боковых и направленной вниз, а также трёх микропроцессоров для обработки гидроакустических сигналов со скоростью 50 млн. опер./с.

Энергетическая установка торпеды электрическая. Торпеда двухрежимная: поиск производится на скорости 38 узлов (70,3 км/ч), при атаке скорость увеличивается до 50 узлов (92,5 км/ч), дальность хода – 10 км. Боевой заряд направленного действия весом 60 кг.

В 1991 г. начата совместная с итальянскими специалистами разработка торпеды «Импакт» с использованием части узлов от торпеды «Мурена».

Торпеды шведского производства ТР42 изначально разрабатывались с учётом их применения в мелководных районах моря. При весе 250-300 кг длина торпеды составляет 2440-2850 мм, калибр – 400 мм, дальность хода – 10 км, скорость в режиме атаки – 25 узлов (46,25 км/ч).

Специально для вертолётов разработаны торпеды ТР43 мод. 422 и 423. Они имеют улучшенные весогабаритные характеристики и с малых высот применяются без парашюта. При управлении торпедой с вертолёта на неё поступают команды наведения. В случае обрыва провода система самонаведения торпеды самостоятельно производит поиск цели.

В настоящее время развитие авиационных противолодочных торпед ведется по двум направлениям: модернизация существующих и разработка новых образцов, удовлетворяющих повышенным требованиям.

Модернизация направлена на увеличение глубины хода и скорости торпед, обеспечение применения в мелководных районах, повышение помехозащищённости и точности наведения на цель.

Всё это достигается за счёт использования новых конструкционных материалов с высокой удельной плотностью, малогабаритных бортовых ЦВМ с высоким быстродействием, многорежимных гидроакустических головок самонаведения, боевых частей с зарядом ВВ направленного действия, в том числе с пластиковым ВВ, высокоэффективных малогабаритных энергосиловых установок (в том числе замкнутого типа).








Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх