Загрузка...



КОРОТКАЯ ЖИЗНЬ «ВЛАСТЕЛИНА МОРЯ»


Сергей КОЛОВ


Первый YP6M-1


Когда в августе 1959 г. закрыли программу производства и эксплуатации самолета Мартин Р6М «Симастер» («Властелин моря»), то это означало не только конец эры летающих реактивных военных лодок США, но и крах самой фирмы «Мартин», одного из главных производителей авиационной техники для военно-морского флота. «Си-мастер» не был первой летающей лодкой с реактивными двигателями. Первыми самолетами, поднявшимися с поверхности моря на реактивной тяге, стали SRA 1 английской фирмы «Сан-дерс-Ро» (июль 1947 г.) и Р-1 ОКБ Г. М. Бериева (май 1952 г.). Однако «Симастер» примечателен тем, что это был самый большой реактивный гидросамолет, поступивший на вооружение.

Задание на разработку Ьеактивной летающей лодки, приспособленной для постановки морских мини ведения дальней разведки, фирма «Мартин» получила от ВМФ США в октябре 1952 г. Четырнадцатого июля 1955 г. первый самолет, получивший обозначение ХР6М-1 «Си-мастер», поднялся в воздух. Рассчитанный на посадку в волну до 2,5 метра, он выглядел очень красиво. Стремительные обводы узкого фюзеляжа, стреловидные (40° по передней кромке) крылья, Т-образное вертикальное оперение - все это резко отличало внешний облик летающей лодки от поршневых гидросамолетов. Четыре двигателя Аплисон J71 -А-4 с форсажными камерами размещались сверху на корневой части крыла попарно, имея общий корпус воздухозаборников на каждую пару силовых установок. Двигатели были отклонены на 5° от продольной оси самолета, чтобы снизить влияние реактивной струи на заднюю часть фюзеляжа и хвостовое оперение. Крыло имело небольшое отрицательное V, поэтому неубираемые поплавки на концах консолей получились небольшими и без стоек. Сверху фюзеляжа за двигателями имелся люк для загрузки мин и разведывательных фотокамер. Защитное вооружение самолета состояло из единственной 20-мм пушки с боекомплектом 1000 снарядов, расположенной за килем, в дистанционно управляемой огневой точке. Экипаж состоял из пяти человек: два летчика, штурман, радист и стрелок.

Первый ХР6М-1, налетав около 50 часов, разбился вместе с экипажем 7 декабря 1955 г. из-за отказа бустера в системе управления. Испытания второго прототипа приостановили до мая 1956 г., пока не выяснили причину катастрофы. К тому времени флот заказал 6 опытных машин, с перспективой в дальнейшем построить серию из 24 самолетов. Однако 9 ноября был потерян и второй ХР6М-1. Самолет выполнял пологое пикирование с высоты 7620 м, когда неожиданно отказала система управления рулем высоты. Лодка вошла в глубокую спираль и на высоте 1,5 км разрушилась от перегрузки. Несмотря на это работы по постройке опытных машин продолжались и первый YP6M-1 поднялся в воздух 20 января 1958 г. Он был почти идентичен двум первым прототипам, отличаясь двигателями новой модификации - J71-A-6 (тяга 4309 кг).


ХР6М-1


Р6М-2


Первый ХР6М-1 в полете


Р6М-2


Испытания YP6M-1 выявили ряд недостатков, которые были учтены при разработке серийных самолетов, получивших обозначение Р6М-2. Флот ктому времени снизил количество заказанных Р6М-2 с 24 до 18 экземпляров, а после того, как первый серийный «Симастер» взлетел 17 февраля 1959 г., эта цифра упала уже до восьми машин. На Р6М-2 стояли новые мощные двигатели Пратт Уиттни J75-P-2 тягой по 7938 кг, и необходимость форсажа отпала. Воздухозаборники мотогондол сдвинули назад от кромки крыла и поменяли их форму. Увеличили остекление кабины экипажа и изменили место стыковки крыла с фюзеляжем. Была доработана система управления и установлен новый автопилот Сперри SP-30.

24 ноября 1958 г. ВМФ США официально объявил о создании единственной эскадрильи, вооруженной новой летающей лодкой. «Симастер» мог нести боевое дежурство по шесть-восемь месяцев, получая необходимые запасы топлива и вооружения со своих подлодок и кораблей обеспечения. Загрузку мин и обслуживание двигателей можно было выполнить на плаву. Но «Симасте-ру» не удалось стать воздушным хозяином океана. Огромная стоимость программы, сложности при испытаниях и эксплуатации, а также пересмотр концепции таких самолетов привели к остановке всех работ по летающей лодке уже в августе 1959 г.

К этому времени три самолета Р6М-2 из четырех построенных приняли на вооружение, а две следующие лодки Р6М-2 находились в конечной стадии сборки. Четыре из шести заказанных опытных YP6M -2 уже нелетали и были частично разоборудованы, а пятый самолет разрушили при статических испытаниях. Так закончилась программа разработки и строительства летающей лодки «Симастер», обошедшаяся американскому флоту более чем в 400 миллионов долларов.

Основные тактико-технические данные самолета Мартин YP6M-1 «Симастер».

Двигатель 4 ТРД Аллисои J71 -А-6 Тяга: кг

без фосажа 4309

с форсажем 5897 Размеры,м

- размах крыла 31,27

- длина 40,92

- высота 10,29 Площадь крыла, м2 176,51 Пустой вес, кг 38413 Максимальный

взлетный вес, кг

• при взлете в шторм 72576

- при взлете в штиль 86184 Максимальная скорость, км/ч 1038 (взлетный вес 75756 кг

на Н-1525 м)

Дальность, км 2566 (При V=870 км/ч на Н=10000 м)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх