БА-11


В 1936-1937 гг. на Московском автозаводе разрабатывалось специальное укороченное шасси ЗИС-бК с двигателем увеличенной мощности, опущенным на раме вниз. Положительные результаты проведенных испытаний макетного образца позволили зимой 1938 года приступить к созданию тяжелого бронеавтомобиля БА-11 на модифицированном шасси ЗИС-34. Компоновки машины и шасси разрабатывались на ЗИСе инженерами А.С. Айзенбергом, Д.В. Соломатиным, Б.Н. Фиттерманом, В.Н. Смолиным и другими. Одновременно на Ижорском заводе под руководством АН. Баранова проектировался бронекорпус.

За счет увеличения степени сжатия и частоты вращения, улучшения наполнения цилиндров двигатель ЗИС-16 был форсирован до 93 л.с. (с алюминиевой головкой -до 99 л.с). Надежность его работы повышало дублированное зажигание - от магнето и от батареи. Свечи - экранированы, чтобы не создавать помех радиоприему. Был оборудован полноценный задний пост управления. Демультипликатор с реверсом давал девять передач вперед и шесть назад, причем впервые на бронеавтомобилях со вторым постом управления скорость заднего хода достигала 90% от переднего. Имелся механизм ручного запуска двигателя изнутри машины. Рама была укорочена на 400 мм при сокращении базы на 350 мм. Пулестойкие шины имели развитые грунтозацепы. В комплектацию машины входили цепи «оверолл», надеваемые на задние колеса. Машина с боевой массой 8,13 т обладала достаточно высокой проходимостью и хорошей динамикой. Она развивала скорость по шоссе до 64 км/ч, преодолевала подъем 22, наклон 14, брод 0,65 м.

Бронелисты приземистого корпуса толщиной до 13 мм имели рациональные углы наклона и защищали экипаж от бронебойных и крупнокалиберных пуль, мелких осколков. В низкой конической башне устанавливалась 45-мм пушка с боезапасом 114 снарядов, спаренная с пулеметом ДТ, второй пулемет - в шаровой установке лобового листа корпуса. Огонь из него вел командир, он же работал на дуплексной танковой радиостанции 71 -ТК-1. Экипаж состоял из четырех человек. Наблюдение за полем боя велось через пулестойкие приборы ПТ-К. По бронезащите и огневой мощи БА-11 несколько превосходил современный ему пехотный танк Т- 26, а по скорости хода на шоссе - почти в два раза. Основное боевое назначение машины - маневренная поддержка наступающей пехоты и кавалерии, качественное усиление автобронесоединений со средними машинами, борьба с бронетанковой техникой и огневыми точками врага.


Схема бронеавтомобиля БА-11


К концу 1938 года на ЗИСе собрали экспериментальные шасси с макетными бронекорпусами, а через год на Ижорском заводе построили первые два бронеавтомобиля БА-11. После проведения испытаний Московский автозавод начал осваивать конвейерную сборку шасси ЗИС-34, и в течение 1940-1941 гг. было собрано еще 16 бронемашин. К сожалению, освоение машины затягивалось, а с началом блокады Ленинграда прекратилось совсем, так как Ижорский завод оказался отрезанным от поставщиков основных узлов и комплектующих изделий. В начале войны делалась попытка выпуска БА-11 на Подольском заводе имени Баранова, но она не увенчалась успехом. Построенные машины в начальный период войны применялись на Ленинградском фронте. По вооружению и бронезащите БА-11 превосходил зарубежные образцы тяжелых бронеавтомобилей. Однако неполноприводные шасси, даже такие относительно мощные и надежные, уже не могли обеспечить нужной подвижности по бездорожью.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх