«Большая неделя» 19-25 февраля 1944 г.

Кампания «Большая неделя» разворачивалась с целью заставить Германию расточать ограниченные истребительные силы своих ВВС и нанести урон производственным мощностям рейха, выпускавшим самолеты-истребители. Кампания дорого обошлась американцам, сумевшим тем не менее добиться значительного успеха, в том числе и достигнуть сильного психологического воздействия на немцев.

Входе «Большой недели» в рамках операция «Аргумент» ВВС армии США совершали массированные налеты с большим эскортным сопровождением против самолетостроительных заводов, выпускавших планеры истребителей, а также на другие цели во многих немецких городах, в том числе на Лейпциг, Брауншвейг, Готу, Регенсбург, Швайнфурт, Аугсбург, Штутгарт и Штейр.

За шесть суток бомбардировщики 8-й и 9-й воздушных армий совершили свыше 3250 боевых вылетов, 15-я воздушная армия – более 500, а Бомбардировочное командование – 2350. Союзнические бомбардировщики сбросили около 20 300 тонн бомб и вызвали значительное снижение темпов выпуска немцами истребителей, предотвратив или заметно отсрочив строительство сотен машин в то время, когда боевые части так нуждались в них на Восточном фронте и в Италии.

Все предприятие обошлось американцам в утрату 226 тяжелых бомбардировщиков и 28 истребителей, тогда как Бомбардировочное командование потеряло 157 воздушных судов. Союзники оценили урон, нанесенный им за шесть суток, как очень чувствительный, потери 8-й воздушной армии в феврале достигли почти 20 процентов, однако игра стоила свеч, ибо немцы были отброшены на два месяца назад по темпам выпуска истребителей.


Усталые, но живые

Экипаж «Боинга» B-17G «Флаинг Фортресс» расстается с самолетом, передавая его наземной команде после возвращения с боевого задания.


НАЛЕТЫ ВВС АРМИИ США В ТЕЧЕНИЕ «БОЛЬШОЙ НЕДЕЛИ»

Дата Цель Участие Потери


19/20 февраля Лейпциг и другие 921 79(8,6%)

20/21 февраля Штутгарт и другие 826 10(1,2%

21/22 февраля разные 69 1 (1,4%)

22/23 февраля разные 134 0

23/24 февраля разные 22 0

24/25 февраля Швайнфурт 1070 36 (3,4%)


«Боинг» B-17G «Флаинг Фортресс»

324-я бомбардировочная эскадрилья /91-я бомбардировочная группа /8-я воздушная армия США, Бассингбурн, 1944 г.

«Потрепанное ополчение» начало переброску в СК с сентября 1942 г. Сначала часть расположилась в Кимболтоне, но в октябре 1942 г. передислоцировалась в Бассингбурн, где и оставалась до конца войны. В группу входило четыре эскадрильи – 322-я, 323-я, 324-я и 401-я бомбардировочные. Формирование выполнило 340 боевых вылетов под руководством семи командиров.

ТТХ

Экипаж: 9-10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных двигателя «Райт» Макс, скорость: 462 км/ч Радиус действия: 3219 км Практический потолок: 10 850 м Габариты: размах крыльев 31,62 м; длина 22,66 м; высота 5,82 м Масса: 29 710 кг в снаряженном состоянии

Вооружение по 2 х 12,7-мм подвижных пулемета «Браунинг» в «подбородочной», надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой турелях; по 1 х 12,7-мм пулемету в бортах к хвосту от миделя, впереди по борту и одиночн. в надфюзеляжной установке; до 7983 кг бомб


«Консолидейтед» B-24J «Либерейтор»

446-я бомбардировочная группа/8-я воздушная армия США, Бангей, начало 1944 г.

Группа «Ковбои Бангея» включала 704-ю, 705-ю, 706-ю и 707-ю бомбардировочные эскадрильи. Она начала перебрасываться в СК в ноябре 1943 г. Группа оставалась в Бангее всю войну и была возвращена в США в июне и июле 1945 г. после выполнения 273 заданий.

ТТХ

Экипаж: 10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Пратт-энд- Уитли Туин-Уосп» Макс, скорость: 467 км/ч Радиус действия: 5955 км Практический потолок: 8535 м Габариты: размах крыльев 33,53 м; длина20,47 м; высота 5,49м Масса: 25 401 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: по 2 х 12,7-мм подвижных пулемета «Браунинг» в «подбородочной», надфюзеляжной, подфюзеляжной и хвостовой турелях; по 1 х 12,7-мм пулемету в бортах к хвосту от миделя, впереди по борту и одиночн. в надфюзеляжной установке; до 5806 кг бомб


Еще одним последствием операции «Аргумент» стало решение немцев о дальнейшем разукрупнении некоторых производств, особенно самолетостроительных и шарикоподшипниковых заводов, несмотря на затраты и неминуемые сбои в процессе выпуска продукции. Хотя данные действия и позволили немцам продолжить и в итоге даже нарастить объем производства истребителей, промышленность сделалась более уязвимой перед другим фактором, а именно, систематическими налетами на объекты транспортной сети, от которой особенно зависели рассеянные объекты.


Подхлестывание боевого духа

Наступательная операция продолжительностью в неделю сильно подорвала самообладание личного состава Люфтваффе и способность немецкой истребительной авиации к эффективным действиям. Американские летные экипажи заявляли о более чем 600 уничтоженных немецких истребителях, что позволило практически достигнуть превосходства в воздухе. Люфтваффе так и не оправились от понесенных потерь – выбывших из строя опытных пилотов-истребителей было уже некем заменить. Таким образом, немцам пришлось сдавать позиции, уступая пальму первенства в достижении господства в воздухе над оккупированной Европой и даже самой Германией союзникам. Кроме того, «Большая неделя» сильно подхлестнула веру в свои силы у экипажей американской стратегической авиации.

Прежде союзнические бомбардировщики обычно старались избегать контактов с пилотами Люфтваффе, когда только возможно, отныне же разработчики американских планов, напротив, строили расчеты так, чтобы пилоты искали встречи с вражескими летчиками. Росло поступление истребителей сопровождения Р-51, радиус действия которых позволял обеспечивать эскортом бомбардировщики на всем пути к цели и обратно. Данная ситуация давала возможность ВВС армии США задуматься о рейдах на Берлин, немецкую столицу. Союзническое командование считало, что нападение на столицу Германии позволит нанести урон важным промышленным объектам и заставит Люфтваффе броситься в последнюю битву.


Налеты на Берлин

В соответствии с вышеозначенным решением, 4 марта СВВС США приступили к проведению первых рейдов на Берлин, вылившихся в ожесточенные битвы, дорого обошедшиеся обеим сторонам. Но в то время, как союзники располагали способностью возместить потери без особых проволочек, немцы такой роскоши позволить себе не могли, а потому неизменно становились все слабее. Весной 1944 г. союзнические стратегические силы атаковали судостроительные мощности по выпуску подлодок, авиационные заводы, транспортные коммуникации и прочие промышленные объекты, но с довольно ограниченным успехом. Они давали Люфтваффе в небе над Европой бой за боем и, несмотря на большие потери, не отступали.

Когда 1 апреля 1944 г. наступление объединенных сил бомбардировщиков официально закончилось и фокус стратегических усилий авиации переключился на задачи обеспечения поддержки операции «Оверлорд», союзнические летчики находились на верном пути и были близки к завоеванию господства в воздухе на Европой.


«Консолидейтед» B-24H «Либерейтор»

566-я бомбардировочная эскадрилья / 389-я бомбардировочная группа /8-я воздушная армия США, Хетел, весна 1944 г.

Группа «Небесные скорпионы» состояла из 564-й, 565-й, 566-й и 567-й бомбардировочных эскадрилий, которые начали переброску в СК в июне 1943 г. Соединение выполнило 321 задание, 14 из них из Северной Африки. В сентябре 1945 г. оно было упразднено.

ТТХ

Экипаж: 10

Силовая установка: 4 х 895-квт. (1200 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Пратт-энд- Уитли Туин-Уосп» Макс, скорость: 467 км/ч Радиус действия: 5955 км Практический потолок: 8535 м Габариты: размах крыльев 33,53 м; длина20,47 м; высота 5,49м Масса: 25 401 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: по 2 х 12,7-мм подвижных пулемета «Браунинг» в носовой, надфюзеляжной, подфюзеляжной «шаровой» и хвостовой турелях и по одному с бортов далее к хвосту от миделя; до 5806 кг бомб









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх