ИМПЕРСКИЙ БОМБОВОЗ В ДОМАШНИХ ТАПОЧКАХ

Сергей Шумилин/ Харьков

На фоне изобилия четырехмоторных «летающих крепостей», «Либерейторов», «Ланкастеров», «Галифаксов», «Стирлингов», «Кондоров» и т.д., отсутствие модели единственного советского четырехмоторного «бомбовоза» Пе-8 долгое время больно ранило сердца и вызывало зуд в руках отечественных моделистов. Действительно, где же модель гордого воздушного корабля, способного, как утверждал скандально известный «исторический фантаст» г-н Резун (Суворов), чуть ли не самостоятельно выиграть войну, обрушивая на врага многие килотонны бомб вплоть до полного его изничтожения?

Залечить эту рану, конечно же, не смогла появившаяся в 1990-х гг. вакуумформенная модель Пе-8 от довольно известной в те времена фирмы КЭМТК. Она была типичным изделием фирмы из Василькова: достаточно грубой, отформованной из толстенного полистирола со значительным количеством дефектов. При толщине листового пластика около 3 мм всю мелочевку – воздушные винты, коки, стойки шасси, выхлопные патрубки – легче было выбросить, чем выпилить. Границы, отделявшие на модели элероны, щитки, створки бомболюка и т.д., давались грубой внутренней расшивкой. Довольно утрированным получилось провисание полотна на рулевых поверхностях. Давленные из тонкой прозрачной пленки фонари выглядели мутноватыми. Этот «букет» дополняли и практически неисправимые погрешности в геометрии планера. Например, крыло было выполнено с постоянным поперечным «V», места стыка крыла и хвостового оперения с фюзеляжем были сдвинуты вперед, сам фюзеляж оказался длиннее и выше в своей задней части, неправдоподобной получилась форма и длина капотов двигателей. К набору прилагалась декаль и абсолютно жуткая инструкция, отпечатанная на листке желтоватой бумаги. К достоинствам можно было отнести довольно жесткие крыло и фюзеляж, что немаловажно для модели таких размеров. В целом, успех «борьбы» с этой «вакушкой» с первого же взгляда представлялся сомнительным. Не случайно даже в «сети» удалось найти информацию всего об одном собранном ЮМТКовском Пе-8.

Первой порцией настоящего бальзама на раны исстрадавшихся стендовиков стала модель Пе-8 от фирмы A-model, вышедшая в начале 2007 г. Интересно, что A-model начала «с конца», выпустив поздний вариант Пе-8 с движками воздушного охлаждения М-82. Сегодня, по прошествии немалого времени, можно с уверенностью утверждать, что модель удалась. И это несмотря на то, что бомбардировщик Пе-8 сам по себе очень сложный объект для моделирования – буквально каждая машина строилась индивидуально и имела собственные отличия, да к тому же доступная техдокументация по самолету весьма неполная. Первым серьезным графическим материалом по этой машине стала работа Поликарпова («М-Хобби», №№ 5, 6'97). Начиная работу, модельщик A-model не ограничился имевшейся графикой и провел собственное исследование, разыскав фотографии, фрагменты описания и даже побеседовав с бывшим помбортмеханика Пе-8! В результате при изготовлении мастер-модели удалось избежать имевшихся в упомянутых выше чертежах несоответствий оригиналу, что, согласитесь, бывает крайне редко. Здесь нужно отметить, что на основе вводимой в оборот новой информации периодически публикуются уточненные чертежи Пе-8, и крайние на сегодняшний день чертежи К.Эргенсона. опубликованные в «АиВ», № 5'2008, по всей вероятности, являются и наиболее близкими к оригиналу.

Но вернемся к модели. Особенно удалась на ней отделка планера, выполненная не, как обычно, внутренней расшивкой, а с имитацией различных накладок и нахлеста листов обшивки (на реальном Пе-8 листы обшивки шли не встык, а внахлест). Выглядит это очень красиво, хотя, конечно, и осложняет процесс сборки (есть опасность стереть это великолепие при выравнивании клеевых швов между деталями). Для модели Пе-8 производитель использовал более текучий, чем ранее, пластик (правда, замечено его шелушение). В результате все детали (которых, как заявлено в наборе, 330 шт.), включая ажурные стойки шасси, стволы пулеметов, антенны, пролились четко, без заметных утяжин и облоя. Стыковка деталей, которая в моделях, изготовленных по технологии ЛНД, обычно затруднена из-за того, что стыковочные кромки несколько «припухают», здесь не вызывает почти никаких проблем (шпалевка при сборке используется в минимальных количествах). Все же требуется небольшая подгонка/подрезка потолка бомболюка (по ширине), без этого половинки фюзеляжа плохо смыкаются. Нужно быть внимательным и при сборке крыла. Центроплан и консоли (имеющие положительное поперечное «V») даны отдельными деталями, причем их профили в месте стыка не совсем совпадают. Чтобы облегчить работу, имеет смысл после склейки консоли крыла пристыковать к ней не весь центроплан, а сначала его верхнюю половину, затем нижнюю (в инструкции этот шаг сборки показан не совсем четко). При сборке крыла необходимо также тщательно следить за выдерживанием правильных углов, так как на модели они однозначно не задаются. Более удобно выполнено горизонтальное оперение, сравнимое по размаху с крылом одномоторного истребителя. Стабилизатор отлит одной деталью, которая вставляется в соответствующую прорезь в фюзеляже. В результате нет необходимости беспокоиться об угле его установки. Задняя кромка руля высоты получилась толстоватой, и желательно ее подшлифовать.

При сборке фюзеляжа рациональнее будет не склеивать сначала его переднюю часть и пристыковывать ее к склеенной центральной части, а собирать фюзеляж по половинкам: сначала полностью левую и правую, а затем склеивать их вместе.

Несколько неожиданным конструктивным решением является отсутствие в фюзеляже створок бомболюка, хотя при этом есть интерьер бомбоотсека и 8 подвешиваемых туда 250-кг бомб. Чтобы выставить все это на обозрение, придется самостоятельно выпиливать створки бомболюка. Что касается остального интерьера, то он весьма разнообразный, здесь есть и фюзеляжные перегородки с дверьми, пилотские кресла, штурвалы управления, приборные панели, кислородные баллоны. В комплект к турельным пулеметам идут ленты, патронные ящики, сиденья стрелков. Обширное остекление бомбардировщика вышло хотя и не очень тонким, но довольно прозрачным. На остеклении пилотской кабины есть небольшая неточность – нужно сошлифовать выступ на сдвижной части, т.к. у оригинала верхняя образующая фонаря была прямой.

Модель комплектуется декалью на 6 вариантов окраски самолета, в т. ч. «Кайбицкий колхозник» (жаль, что не дали еще «Бугуль-минского колхозника» – второй машины, построенной на средства колхозников тех краев). В «нагрузку- к самолету идет аэродромный стартер АС-2 на базе ГАЗ-AAA.

Членение фюзеляжа (к средней части пристыковываются нос с кабиной штурмана-бомбардира и хвостовая часть со стрелковой точкой) и наличие в наборе второго, не используемого носа, остекления и других деталей, однозначно указывало на то, что сразу задумывалась целая линейка Пе-8. Пока из нее появился только Пе-8 «Полярная авиация», этот набор комплектуется новым фюзеляжем, другим остеклением (без стрелковых точек) и четырехлопастными воздушными винтами. Предлагаемый вариант окраски довольно эффектен – оранжевый планер, изображение полярного медведя на носу, эмблема на киле и белые коки воздушных винтов.


Модель Пе-8 с двигателями М-82 выпускает киевская фирма A-Model


Модель Пе-8 с двигателями АМ-35 производит фирма «Звезда» из Подмосковья


Через год после A-model «выкатила из цеха» свою модель Пе-8 «Звезда». Прототипом для нее стал «Петляков» с моторами АМ-35. Если мастер-модель A-model изготавливалась вручную, то «Звезда» заказала современную компьютерную 3D модель, причем, насколько известно, сразу на все многочисленные варианты Пе-8. В результате уже в ближайшее время в продаже, кроме бомбардировщика, должен появиться и «пассажирский» Пе-80Н, а затем можно ожидать и другие модификации.

Звездовский набор модели с моторами АМ-35 содержит 305 деталей (31 не используется, очевидно, это задел для будущих модификаций), де-каль на один вариант окраски (красная «4»), немного технички и приборные панели. Предусмотрены варианты сборки модели как с открытыми, так и с закрытыми бомболюком, нижним люком для посадки экипажа (имеется и лесенка), выпущенными или убранными стойками шасси. Странно, что при этом установка верхней стрелковой турели предусмотрена только в походном положении. Вооружение также многовариантное. Так, в кормовую установку можно поставить или «спарку» ШКАСов, или УБ, а в шассийные – по одному ШКАСу, или по одному УБ. В набор входят двухтонная ФАБ-2000 и пятитонная «царь-бомба» ФАБ-5000 (правда, данная модификация «Петля-кова» ее не носила). Ниши шасси, кабина, бом-боотсек – все достаточно «нафаршировано», одних только членов экипажа 8 штук. Все детали отлиты аккуратно и, как правило, хорошо стыкуются между собой. Правда, хвостовое колесо для установки в «рога» стойки нужно подшлифовать. Расшивка внутренняя, неглубокая, достаточно тонкая, сымитирован провис полотна на элеронах и рулях. Остекление отлито из очень прозрачного пластика, но вот досада, фонарь кабины пилотов сделан соответствующим очень редкой модификации (возможно, и была-то единственная такая машина) – с одной сдвижной частью вместо обычных двух.

Оценка соответствия моделей от A-model и -Звезды» своим прототипам осложняется тем, что «Петляковы» строились индивидуально – как корабли, и даже технические описания выпускались конкретно на данный экземпляр (машинописные с вклеенными рисунками и фотографиями) Поэтому, строго говоря, нужно рассматривать соответствие модели не просто какой-то модификации Пе-8, а конкретной машине, да еще и в определенный период времени. Тем не менее, смело можно утверждать, что обе модели неплохо передают общий облик Пе-8, корректны по своим основным размерениям, выполнены на высоком техническом уровне, не хуже, а то и лучше, чем современные зарубежные наборы других тяжелых бомбардировщиков.

Многие сравнивают модели от A-model и «Звезды-, пытаясь выбрать «самую-самую». Следует сказать, что эти модели совершенно разные – в первую очередь, это разные модификации с разными двигателями. Накладывает свой отпечаток и технология изготовления. У A-model – это ЛНД, хотя и очень высокого качества, но не обеспечивающая стыкуемость деталей на том же уровне, как у «Звезды» с ее литьем на новейших литьевых автоматах под высоким давлением. К тому же, из-за небольших размеров рамок и соответственно более мелкого членения деталей у модели A-model и стыков при сборке больше. В результате, модель «Звезды собирается проще. Вспомним и о бомболюке, который на Пе-8 от A-model приходится прорезать. К этому необходимо добавить большую доступность и более демократичную цену модели «Звезды». Но, как говорится, за все надо платить, конструкторы, разрабатывающие заказанную «Звездой» 3D модель, очевидно, были хорошими профессионалами, но не являлись знатоками советской авиации и тем более самого Пе-8. В отличие от автора мастер-модели для A-model они просто добросовестно перевели в «цифру» предоставленные им материалы. Отсюда досадные неточности звездовского «бомбовоза»: неверная форма законцовок крыла и шассийных оборонительных установок, киль с неправильным поперечным сечением и очень толстой передней кромкой, фюзеляж с изломом в боковой проекции сверху в районе киля. К тому же сужение фюзеляжа к хвосту снизу должно начинаться не от задней кромки бомболюка, как на модели, а в районе задней кромки крыла.

В общем, эти «Петляковы» разные, но, несомненно, каждый найдет своего почитателя, в зависимости от того, какие свойства модели он ставит на первое место. Берет же кто-то дорогущий билет на концерт и наслаждается «живым» звуком, а кто-то ставит дома в проиг рыватель диск с записью того же концерта и слушает «цифру», нисколько при этом не страдая.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх