ТУПОНОСАЯ «СТРЕЛА»


«Фиат» G.50 из 355-й эскадрильи ВВС Италии над северной Грецией. Конец 1940 г.

При первом взгляде на героя нашего повествования на ум приходит аналогия с «гадким утенком». Вероятно, в 30-е гг XX века еще никто не догадывался, что к концу столетия слоган «итал-дизайн» станет символизировать изящество и утонченность форм. Тем не менее, это продукт итальянский, мало того – революционный, по крайней мере у себя на родине. Fiat G.50 стал первым в Италии серийным истребителем-монопланом. Ровестник таких известных машин, как Hurricane и Spitfire, Bf 109, «Фиат» во время появления был наиболее современным истребителем на Апеннинах.

«Пятидесятка» создавалась согласно требованиям Королевских ВВС Италии (Regia Aeronautica Italiana) к скоростному истребителю. Передовая по сравнению с бипланом Fiat С.R.32 концепция нового самолета появилась во многом благодаря молодому талантливому главному конструктору Г. Габриэлли. Сборка опытной машины началась в 1936 г., а первый прототип (номер ММ 334) взлетел 26 февраля следующего года. Новый истребитель, получивший собственное название Freccia («Стрела»), представлял собой цельнометаллический моноплан с фюзеляжем типа полумонокок, убирающимся шасси, закрытой кабиной пилота. В качестве силовой установки применили 14-цилиндровый двухрядный двигатель воздушного охлаждения с механическим турбонаддувом Fiat А 74 RC 38 максимальной мощностью 840 л.с. Самолет оснащался трехлопастным цельнометаллическим винтом изменяемого шага Hamilton-Fiat. Первоначально планировалось вооружить истребитель двумя 12,7-мм синхронизированными пулеметами в фюзеляже и двумя калибром 7,7 мм в крыле, но затем решили оставить только фюзеляжные пулеметы. В ходе испытаний G.50 проявил себя очень легким в управлении и, как для моноплана, исключительно маневренным. Летом 1937 г был подписан первоначальный заказ на 45 самолетов.

Серийное производство G,50 развернули на заводе компании CMASA в Маринади-Пиза, субсидируемом концерном «Фиат». Поставки G.50 начались в конце 1938 г. Все самолеты первой партии были снабжены закрытой кабиной с большой поверхностью остекления. Хотя строевые пилоты открыто не возражали против фонаря со сдвижной центральной частью, но относились к нему без особого восторга. Поэтому на последующих машинах кабины стали делать полуоткрытыми.

Первые 12 серийных G.50 были перевезены в Испанию для испытания в боевых условиях. Однако прибыли они туда в январе 1939 г – слишком поздно, чтобы успеть получить крещение огнем. Вскоре эти самолеты включили в экспериментальную истребительную группу, находившуюся в Эскалоне (сектор Толедо), а затем передали испанцам, которые некоторое время эксплуатировали их в Марокко.

Хотя проверить самолеты в боевых условиях так и не удалось, ВВС Италии заказали еще 200 G.50. К тому времени Macchi М.С.200 проявил себя на испытаниях значительно лучше, чем фиатовская «Стрела», но прекращать производство G.50 сочли нецелесообразным. ВВС Италии остро нуждались в современных истребителях. Кроме того. G.50 служил подстраховкой на случай непредвиденных проблем М.С.200. Таким образом, G,50 остался в строю, сражался на многих фронтах и проявил себя пусть не выдающейся, но вполне надежной «рабочей лошадкой».

Для освоения летчиками новых истребителей-монопланов требовалась двухместная модификация. CMASA спроектировала такой вариант, получивший обозначение G.50B. «Спарка» совершила первый полет 30 апреля 1940 г. Ее серийное производство началось в том же году. Было выпущено 108 таких машин, которые пользовались неплохой репутацией, а одна даже пережила войну и служила вплоть до 1948 г. в истребительной авиашколе в Лечче.

9 сентября 1940 г. поднялся в воздух прототип усовершенствованной модификации истребителя G.50bis. От G.50 он отличался увеличенным запасом топлива, небольшими изменениями конструкции кабины, новым рулем поворота и другими мелкими улучшениями, оснащался новым радиооборудованием, имел бронеспинку креола пилота. Всего CMASA и завод Fiat Aeritalia в Турине выпустили 421 истребитель G.50bis. Большую часть из них, 344 машины, произвел Fiat Aeritalia.

Несколько истребителей компания CMASA использовала в качестве летающих лабораторий. Первым в этом ряду стал G,50ter оснащенный 1000-сильным двигателем Fiat А.76, поднявшийся в воздух 17 июля 1941 г. Однако к тому времени доводку этого двигателя прекратили, и все работы в этом направлении быстро свернули. Еще один экспериментальный самолет G.50V совершил свой первый полет 25 августа 1941 г. На нем установили немецкий рядный двигатель Daimler-Benz DB 601, для чего пришлось изменить переднюю часть фюзеляжа. Машина использовалась при создании перспективного истребителя G.52, который так и не появился, но стал шагом на пути к действительно удачному Fiat G.55.

Когда стало очевидно, что G.50 устарел, его попытались превратить в ударную машину В результате 3 октября 1942 г в воздух поднялся истребитель-бомбардировщик G.SQbis ASSALTO. Его крыло увеличили по размаху на 1372 мм за счет прямоугольных в плане вставок между центропланом и консолями. В них разместили по дополнительному 12,7-мм пулемету, а снизу установили по бомбодержателю для 150-кг бомб. На базе этой модификации затем создали палубный истребитель-бомбардировщик G.50bis/AN для строившегося авианосца Aquila. Отличительной особенностью этого самолета стал тормозной гак, установленный в хвостовой части фюзеляжа. В палубный вариант переделали 7 одноместных G.SObis и одну «спарку», которые в начале февраля 1943 г. поступили в 160-ю Gruppo Autonomo СТ. Капитуляция Италии остановила развитие этой программы.

Использование G.50 в итальянских ВВС началось в ноябре 1938 г. Новые истребители поступили в еще до конца не сформированный 51-й Stormo (20-я и 21-я Gruppo) и сразу же приняли участие в ряде военных учений. Именно тогда появилась впоследствии широко известная эмблема этого соединения; черный кот с зеленой мышью в лапах. К моменту вступления Италии в войну в июне 1940 г., в строю находились 97 «Фиатов» G.50, еще 21 машина стояла в ремонте или в ожидании приемки. Полностью истребителями этого типа был вооружен только 51-й стормот дислоцированный в Чи-ампино Сюд (близ Рима). Кроме того, G.50 эксплуатировал вместе с C.R.32 52-й стормо (22-я и 24-я группо) в Понтедера (Тоскана), Истребители 22-й группо приняли участие в боях против Франции, выполнив несколько вылетов для сопровождения бомбардировщиков во время налетов на гавани и аэродромы Корсики.



Первый прототип «Фиата» G.50

Приборная доска «Фиата» G,50

«Фиат» G.50 из 27-й авиагруппы ВВС Испании, 1939 г.

В люфтваффе «Фиаты» использовались как учебные машины

«Фиат» G.50 из 20-й группо ВВС Италии. Бельгия, ноябрь 1940 г.

Когда немцы начали воздушное наступление на Британию, правительство Италии направило в помощь люфтваффе смешанное авиасоединение. На бельгийские аэродромы перелетела 20-я истребительная группо с 48 G.50. Дебютом «Фиата» над Туманным Альбионом стало прикрытие бомбардировочного рейда на Рамсгейт 29 октября 1940 г. В целом участие итальянцев в битве за Англию оказалось символическим: до середины апреля 1941 г пилоты G.50 в основном выполняли патрульные полеты над Ла-Маншем, вдоль побережья Бельгии и Голландии. Боевых столкновений с истребителями противника отмечено не было,

В Греческой кампании приняли участие три авиачасти, оснащенные G.50. Две из них находились в Албании: 24-я группо в Тиране и 154-я в Берате (всего 43 машины), а 2-я группо с 33 самолетами действовала из Южной Италии. Основным противником итальянских пилотов стали их британские оппоненты. Поначалу англичане воевали на «Гладиаторах», уступавших «Фиатам» в скорости, но существенно превосходивших в горизонтальной маневренности. Позже появились «Харрикейны», превосходившие «Фиаты» по всем основным характеристикам. Летчики G.50 вели интенсивные бои над Грецией до начала весны 1941 г. и заявили о многочисленных воздушных победах, однако достоверность этих реляций вызывает большие сомнения, Например, 20 февраля итальянские пилоты объявили, что группа из 22 G.50 без собственных потерь сбила 12 вражеских самолетов, тогда как британцы посчитали, что тогда же 6 «Харрикейнов» уничтожили 4 итальянских истребителя. 28 февраля итальянцы заявили о 12 сбитых, тогда как британцы – о 27, причем без утрат со своей стороны, Следует отметить, что еще со времен гражданской войны в Испании итальянские пилоты при выходе из боя в невыгодных для себя обстоятельствах имитировали беспорядочное падение самолета, которое летчики противника принимали за свою победу.

Не остался «Фиат» в стороне от самого жаркого фронта – Северной Африки. Сюда самолеты поступали с противопылевыми фильтрами на воздухозаборниках двигателя. В Африке состоялся дебют G.50bis, которые в конце декабря 1940 г. попали в Ливию в составе 358-й эскадрильи. Позже эти самолеты были переданы 150-й и 152-й эскадрильям 2-й группо, а в январе на фронт прибыла 155-я группо, полностью вооруженная истребителями этого типа. G.SObis поддерживали итальянские войска при отступлении из Триполитании и наступлении в Киренаике, В этот период некоторые самолеты в полевых условиях были модифицированы в истребители-бомбардировщики, при этом под крылом устанавливались бомбодержатели для небольших бомб. В районе Сиди-Баррани летчики G.SObis провели с переменным успехом немало боев с британскими «Харрикейнами» и «Томагавками». Прибытие более совершенных истребителей М.С.200 и М.С.202 позволило убрать большинство G.50bis из Африки, и в декабре 1941 г. единственной частью, использовавшей там эти самолеты, оставалась 12-я истребительная группо, которая базировалась в Кастельбенито (Триполи).

Начиная со второй половины 1941 г, G.50bis постепенно переводили в местную ПВО и на менее напряженные театры военных действий, такие, как Сардиния и Греция. Последние партии самолетов поступили в 1943 г. на вооружение 158-й и 159-й штурмовых группо. Среди заключительных акций итальянских «пятидесяток» было участие 368-й эскадрильи в боях в районе Сфакса в Тунисе и штурмовка десантных кораблей союзников близ бухты Аугуста на Сицилии.

После капитуляции Италии в 1943 г. «Фиаты», находившиеся на оккупированной германскими войсками территории, поступили в учебные подразделения люфтваффе. После образования на севере Италии прогерманской республики Сало часть этих самолетов была передана ее ВВС.

Fiat G,50 состоял на вооружении ВВС еще нескольких государств, Наиболее активно он применялся в Финляндии. В конце 1939 г., незадолго до войны с СССР, ВВС этой страны заказали 35 «пятидесяток», 14 ноября при приемке самолетов «горячий финский парень» л-т Т. Хармайя на пикировании разогнал «Фиат» до приборной скорости 829 км/ч (при ограничении в 730 км/ч). Не считая разрушенного козырька кабины, истребитель с честью выдержал такое издевательство. Отправка самолетов предполагалась через Германию, однако связанные обязательствами по договору Молотова-Риббентроппа немецкие власти задержали груз. Лишь окольным путем через Швейцарию, Францию, Голландию и Швецию первая партия из 14 машин прибыла в Финляндию в январе-феврале 1940 г. Еще 12 были доставлены в марте. Новые истребители поступали в авиагруппу HLeLv 26, заменяя бипланы Gladiator. Первая победа финских летчиков на «Фиате» была одержана 13 января – был сбит СБ. 27 февраля из боя не вернулся и G.50. Всего по итогам «зимней войны» пилоты «Фиатов» претендуют на 14 сбитых советских самолетов. Эксплуатация в зимних условиях показала, что теплолюбивая итальянская машина не выдерживает сильных морозов. Другим существенным недостатком истребителя считалось недостаточное вооружение.

К началу «войны-продолжения» самолеты были хорошо освоены и прекрасно проявили себя при отражении налетов советских бомбардировщиков. Впоследствии HLeLv 26 воевала в районе Ладожского озера. В руках опытных пилотов «Фиат» был серьезным оружием. Лучшим финским асом на G.50 стал Ойво Туоминен, одержавший на нем 23 из своих 43 побед. G.50 оставались в боевом составе до мая 1944 г., а затем были переданы в учебные подразделения.

Девять G.SObis и один G.50B во второй половине 1941 г были поставлены ВВС Хорватии и применялись для борьбы с югославскими партизанами. В 1943-44 гг. хорваты получили ряд бывших в эксплуатации G.50 и к лету 1944 г. имели более 20 истребителей этого семейства. В конце войны несколько хорватских «Фиатов» попало в армию И, Броз-Тито, продолжив затем службу в ВВС Югославии. Один из них стал музейным экспонатом и сегодня является единственным сохранившимся G.50. Г












Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх