На чем летать нашим ВВС в новом веке?

«Для подготовки будущих военных летчиков планируется использовать учебно-боевые самолеты Як-130, сборка которых будет организована в Одессе».

(Главком ВВС Украины генерал-лейтенант Я.Скалько, 14 мая 2004 г.)

Украина – авиационная держава, но есть ли от этого польза национальным ВВС? С теоретической точки зрения, в транспортной авиации дела обстоят не так плохо – у нас есть предприятия, занимающиеся разработкой и производством таких самолетов: АНТК им. О.К.Антонова, КиГАЗ «Авиант» и ХГАПП. Но с помощью транспортников, даже таких, как новейший Ан-70, защищать воздушное пространство невозможно – это всего лишь самолеты обеспечения боевых действий, но не ведения их. А защищать собственное воздушное пространство жизненно необходимо. 11 сентября 2001 г. показало, чего можно добиться, используя всего-навсего гражданский авиалайнер с десятками тонн керосина. Достаточно такому самолету упасть на энергоблок где-нибудь в Энергодаре, и можно ластиком вытирать на карте весь юг и юго-восток Украины.

Но как раз с боевыми самолетами у нас скоро возникнет огромная проблема. Сегодня основными машинами наших ВВС являются истребители Су-27 и МиГ-29, фронтовой бомбардировщик Су-24 и штурмовик Су-25. Все они разработаны 20 и более лет назад и примерно столько же находятся в эксплуатации. Ведь Украина была западной границей Великой Державы, о которую должны разбиваться волны любых захватчиков, что заставляло размещать здесь самую передовую военную технику. У нас сосредоточены прекрасные ремонтные заводы, необходимые для эксплуатации этих ЛА В то же время, все заводы, производящие боевые самолеты, размещались вне территории бывшей УССР. Это одна из причин, почему начавшаяся недавно в развитых странах очередная смена поколений боевой авиационной техники не затронула Украину. Наша страна остается на обочине этого пути.

Но беда наших ВВС не в том, что они остаются без современных самолетов, а в том, что они скоро могут вообще остаться без боевых самолетов. Сроки эксплуатации любой техники кода-то заканчиваются, ее необходимо либо заменять на новую, либо сокращать данную воинскую часть. Сейчас мы идем по второму пути. Согласно Государственной программе реформирования ВС Украины, к 2005 г. в ВВС должно остаться всего 10 авиаполков, что соответствует приблизительно 300 самолетам. А в 2001 г. только МиГ-29 в строю насчитывалось 225 штук Наметившийся было процесс их модернизации не идет – значит, их спишут. Все это наводит на очень грустные мысли о будущем парка отечественных ВВС. Но не будем отчаиваться, а попробуем задать себе несколько вопросов и сформулировать ответы на них.

Вопрос №1: «Каков должен быть боевой состав ВВС Украины?» На этот вопрос ответить затруднительно, не зная общей военной доктрины государства. Но если обратить внимание на ВВС небогатых государств, то можно заметить, что их основу составляют многофункциональные самолеты различных «весовых категорий». Причем ввиду дороговизны тяжелых истребителей типа Су-27 и F-15 главной «убойной силой» являются летательные аппараты типа МиГ-29, F-16, F/A-18, Mirage 2000. Но при этом они занимают незначительную долю в количественном составе, так как даже такие самолеты эксплуатировать в мирное время весьма накладно. Поэтому во многих странах основу парка ВВС составляют еще более легкие: МиГ-21, J-7/F-7, F-5. А штурмовую и учебно-тренировочную авиацию представляют, в основном, легкие боевые самолеты типа L-39C/ZA/ZO, Hawk 50/60/100/200 или различные варианты A-5/Q-5.

Скорее всего, и нам придется разделить самолетный парк на три категории: 1) фронтовой многофункциональный истребитель с достаточно большим радиусом действия для завоевания превосходства в воздухе, борьбы с высотными сверхзвуковыми целями, нанесения мощных ударов по хорошо защищенным наземным объектам; 2) легкий многофункциональный истребитель для ударных операций, ведения маневренного воздушного боя на ближних и средних дистанциях, на малых и средних высотах; 3) легкий боевой или учебно-боевой самолет с небольшим радиусом действия для нанесения ударов по сравнительно слабо защищенным целям, обучения и поддержания летных навыков. Точная оценка количества самолетов каждого типа, необходимых ВВС Украины, выходит за рамки данной статьи. Однако можно предположить, что из общей численности 300 машин (включая транспортные) самолетов второй категории должно быть 100-120 штук, т.е. их можно считать основными боевыми машинами национальных ВВС.

Правда, есть еще зенитно-ракетные части, но они созданы, в основном, для того, чтобы защищать объекты в военное время, когда всякий ЛА, не ответивший на запрос, считается врагом и должен быть уничтожен. Ракета не может, скажем, подлететь к сбившемуся с курса пассажирскому лайнеру и принудить его к посадке, она его просто уничтожит, как было в случае с Ту-154 над Черным морем. Ракета – хоть и умная, но машина. Ее придумали, чтобы сбивать самолеты, и она это сделала. А окажись там пилот истребителя, он бы сблизился с лайнером, доложил бы об ошибке, и трагедии бы не произошло. Однако для этого нет необходимости поднимать в воздух боевой комплекс типа МиГ-31 – достаточно значительно более легкого истребителя. Особенно для Украины, всю территорию которой любой тактический самолет может пролететь на одной заправке.


Английский многоцелевой Hawk 200


Тайваньский легкий истребитель F-CK-1


Основной боевой самолет Чехии L-159


LCA – гордость авиапромышленности Индии


Китайский FC-1 разработан, в основном, на экспорт


Вопрос №2: «Каким должен быть основной боевой самолет ВВС Украины?» Основным нашим боевым самолетом должен быть многофункциональный истребитель, который мог бы вести воздушный бой, разведку, наносить удары по наземным и морским целям. Он должен быть достаточно дешевым при покупке, иметь низкую стоимость технического обслуживания и содержания, ну и, естественно, являться надежным и долговечным. В свое время Советскому Союзу почти удалось создать такой самолет, он только не был многофункциональным, но постепенно приобретал эти качества – это МиГ-21. По данным на 2001 г., на вооружении разных стран машин этого типа числилось 2147 штук (и это без учета пакистано-китайских J-7/F-7, коих 1161). До сих пор этот выдающийся истребитель продолжает модернизироваться, новвиду своей аэродинамической формы не может взять на борт требуемое сегодня количество боевой нагрузки и вести маневренные воздушные бои на больших углах атаки. Поэтому как новый он не годится, а вот что-то подобное, но на современном уровне, было бы в самый раз.

Можно попробовать определиться с требованиями к такому самолету. Увы, наиболее важная для этого информация (военная доктрина страны, характер внешних угроз, реальные финансовые возможности и т.п.) нам недоступна. Поэтому пойдем иным путем. В мире существуют страны, сходные с Украиной по размерам территории и государственного бюджета. На вооружении там состоит несколько типов легких многоцелевых истребителей. Анализируя их характеристики и основываясь на высказанных выше соображениях, определим предварительный облик будущей боевой машины.

Начнем с массы. Этот параметр во многом определит стоимость самолета, так как чем он больше, тем больше в ЛА дорогих материалов, тем сложнее и дороже его оборудование. Поэтому небольшая масса нашего истребителя – одна из его главных особенностей и одно из достоинств. Однако это не значит, что ради дешевизны необходимо жертвовать боевой эффективностью. Прогресс на месте не стоит, и уже сейчас появляется малогабаритное оборудование, позволяющее небольшим самолетам иметь эффективность, близкую к более тяжелым машинам. Например, JAS-39 Gripen и F-CK-1 Ching Kuo вряд ли сильно уступают F-16 и МиГ-29. Скорее всего, наш самолет должен находиться в так называемом «десятитонном» классе легких тактических истребителей, а его характеристики не должны резко отличаться от данных подобных самолетов, представленных в таблице.

Как видно, максимальная скорость у машин подобного класса колеблется в достаточно широком диапазоне от М=1,4-1,5 до М=2,0 – все зависит от решаемых задач. Если им вменено в обязанность бороться со всеми боевыми самолетами, то высокая скорость просто необходима. Но это зависит и от состава вооружения: чем больше дальности обнаружения РЛС и пуска ракет, тем меньше может быть скорость для достижения точки пуска. Отсюда: если такой самолет предназначен, в основном, для борьбы с дозвуковыми ЛА и имеет достаточно мощное ракетное вооружение (желательно УР с активными головками самонаведения), то его скорость может приближаться к нижнему пределу. А это позволит упростить конструкцию воздухозаборников, что снизит стоимость самолета.

Максимальная высота полета дозвуковых (в том числе и ударных) самолетов не превышает 13-14 км, в этих же пределах лежат эшелоны полетов почти всех транспортных и гражданских лайнеров. Значит, предъявлять требование потолка в 18-20 км к такому аппарату просто не имеет смысла. Эти высоты следует «отдать» более тяжелым машинам или ЗРК и тем самым существенно снизить стоимость проекта. Кстати, F-16 и F-18 имеют потолок немногим более 15000 м. А при решении ударных задач самолету необходимо летать на малой высоте, но с возможно большей скоростью. При этом следует учитывать, что чрезмерное ее увеличение приведет к утяжелению конструкции и снижению боевой нагрузки, так как возникнет необходимость в упрочнении всех элементов планера для восприятия большего скоростного напора.

Естественно, обсуждаемый истребитель должен нести управляемое оружие как класса «воздух-воздух», так и «воздух-поверхность», плюс иметь возможность подвески оборудования для выполнения разведывательных миссий. Причем для ведения воздушного боя ему необходимы ракеты не только малой дальности (Р-60, Р-73, AIM-9 – максимальная дальность пуска до 30 км), но и ракеты среднего радиуса действия (Р-77, модификации Р-27, А1М-120, AIM-7 – максимальная дальность до 80 км). Оснащать легкий истребитель ракетами большого радиуса действия (Р-33, AIM-54 Phoenix, КС-172, Р-37 – максимальная дальность пуска 120 и более километров) нерационально ввиду их больших размеров и массы, не говоря уже о громадной стоимости. Кроме того, на сегодняшний день необходимое для их применения оборудование просто невозможно разместить на легком самолете. Вооружение «воздух-поверхность» должно включать УР (Х-25, Х-29, AGM-65, возможно, ПТУР «Вихрь»), а также неуправляемые ракеты и различные бомбы, включая корректируемые. Причем калибр бомбового вооружения может не превышать 500 кг, что позволит не перетяжелить конструкцию. Наличие на борту скорострельной пушки обязательно, ведь самолет предназначен для ведения маневренного боя, а исход такой схватки может решить одна метко выпущенная очередь. Но и оснащать самолет противотанковым орудием тоже нет необходимости. Достаточно иметь встроенную 20-23-мм пушку, и была бы возможность подвески дополнительных артсистем.


В Китае создается сверхзвуковой УБС L-15


Еще один проект сверхзвукового УБС – европейский Мако


Южнокорейский Т-50 создан в кооперации с США


АМХ – продукт итало-бразильского сотрудничества


Польский М-96 – новая версия УТС «Ирида»


Назначение самолета и состав вооружения диктуют требования к его бортовому радиоэлектронному оборудованию. Скорее всего, оно должно основываться на мощном вычислительном комплексе, многофункциональной РЛС и оптико-электронном прицельном комплексе. Локатор должен быть способен работать как в режиме «воздух-воздух», так и «воздух-земля». Режим картографирования местности можно считать дополнительной опцией, но полет на сверхмалых высотах с огибанием рельефа местности должен обеспечиваться обязательно, иначе такой самолет не будет способен прорваться к хорошо защищенным целям. Для минимизации размеров истребителя можно предусмотреть вариант подвески оптико-электронного комплекса в специальном контейнере. Поскольку современные боевые действия немыслимы без постоянного обмена огромным количеством информации между всеми их участниками (союзниками), то на самолете следует предусмотреть возможность установки соответствующей системы.

Для преодоления ПВО противника в ходе ударных операций нашему самолету потребуются системы постановки как активных, так и пассивных помех. Ему вряд ли придется прорывать ПВО, состоящую из комплексов типа С-300 или Patriot, для этого есть более тяжелые самолеты с соответствующим оборудованием и вооружением. Основной задачей рассматриваемого истребителя станет поражение целей на поле боя или в оперативно-тактической глубине противника, где более вероятны встречи с менее мощными зенитными средствами, а следовательно, и менее мощными должны быть средства РЭП, что также позволит их разместить в специальных подвесных контейнерах.

Для ведения маневренного воздушного боя самолету потребуется соответствующая аэродинамика и высокая тяговооруженность. Желание реализовать все преимущества современной аэродинамической компоновки может привести к разработке статически неустойчивого самолета с электродистанционной системой управления. Это позволит не только вести воздушный бой, но и обеспечит достаточную маневренность при выполнении ударных функций, где на первый план будет выдвигаться возможность принятия на борт максимального количества средств поражения. А это позволит наносить авиаудары меньшим количеством самолетов.

Пожалуй, к числу главных требований к основному боевому самолету Украины нужно отнести и такое: максимальное количество его комплектующих изделий должно быть отечественного производства, дабы не повторилась существующая ситуация. Данное описание можно продолжать, и в итоге оно превратится в развернутое тактико-тех- ническое задание. Но смысл сказанного выше не в том, чтобы максимально описать конкретный ЛА, а лишь высветить возникшую проблему и предложить пути ее решения.

Вопрос №3: «Где взять такой самолет?» Купить – это самый простой ответ, но на сегодняшний день не самый удачный. Денег не хватает даже на сокращение Вооруженных Сил, и о покупке новых самолетов никто говорить не будет до тех пор, пока еще МиГ-29 и Су-27 хоть как-то могут держаться в воздухе. Вот когда они уже не по халатности, а из-за ветхости начнут падать на головы наших соотечественников, тогда и начнут задумываться, где искать замену. А думать об этом надо сейчас.

Цены на самолеты рассматриваемого класса колеблются в очень широком диапазоне. В зависимости от взлетной массы, производителя, комплектации, технического состояния (если приобретается «секондхенд») и, естественно, объема закупки. Одна такая машина может стоить до 20 и даже более млн. USD. И это только начальные затраты, потом начнутся покупки запасных частей, вооружения, расходных материалов, продление сроков службы и ресурсов и т.д. В общем, одни убытки. Тем не менее, если бы нашим ВВС необходимо было 10-20 таких машин, их все-таки было бы рациональней закупить вместе с технологией ремонта на собственных рембазах (не гонять же истребитель на небольшой ремонт за тысячи километров!). Но нам нужно будет большее количество таких самолетов.

А если самим производить нужную машину? Многие страны закупают лицензии на производство самолетов или добывают необходимую документацию другим способом. Часто на основе оригинальной конструкции создаются собственные варианты, например, хорошо известные братья МиГ-21 – F-7/J-7, и МиГ-19 – F-б/ Q-5/ А-5, и Mirage – Kfir – Dragger и т.д. Большое количество подобных самолетов разрабатывается не только для национальных ВВС, но и для экспорта, чем окупаются затраты на приобретение лицензии и освоение производства. Например, проект FC-1 / Super 7 нацелен, в первую очередь, на экспорт. Так почему бы Украине не перенять этот опыт?

Да, наша авиапромышленность никогда не создавала боевых самолетов, но это не значит, что, взяв за основу уже проработанную конструкцию, нельзя сделать машину для собственных нужд, а заодно и на экспорт. Ведь очень многие из находящихся сегодня на вооружении различных стран самолетов близкого класса эксплуатируются по 30-40 лет, и в скором времени им потребуется замена. Для начала необходимо подобрать наиболее подходящую конструкцию, решить юридические и экономические вопросы, связанные с подобным способом производства. Лучший вариант – это войти в уже существующую программу со своим долевым участием и получить за это право на производство, модернизацию и продажу таких самолетов. А нам есть с чем войти – это могут быть: двигатели, различное радиоэлектронное и оптическое оборудование, конструкционные материалы. Например, на базе двигателя АИ-222-25, который специально сделан для учебно-боевого самолета Як-130, возможна разработка двигателя с форсажной камерой АИ-222-25Ф (о чем свидетельствуют все рекламные материалы ГП «Ивченко-Прогресс»), при этом его тяга будет составлять 4200 кгс. Этот ТРДДФ мог бы вполне найти применение на легком боевом самолете – его параметры близки к двигателям, применяемым на таких машинах, как Jaguar и F-CK-1.

Из соседей Украины собственные легкие боевые самолеты создают Польша, Чехия, Румыния и Россия, причем все это проекты с привлечением иностранного капитала либо совместные разработки. Так что примеры есть. Однако у всех этих машин имеется один общий недостаток – дозвуковая скорость полета. По этой причине они не смогут гарантированно перехватывать цели, летящие с высокими дозвуковыми скоростями, а это могут быть и штурмовики, и авиалайнеры, и стратегические бомбардировщики.

Остаются лишь два проекта, которые способны на такой перехват – это немецкий Мако и китайский L-15. Проект УБС Мако нацелен, в основном, на западный рынок, и еще неизвестно, пойдет ли его развитие дальше полноразмерного макета. Ведь уже готовится к испытаниям его конкурент – М-346, итальянский «близнец» Як-130. Да и маловероятно, что Европа передаст Украине право на производство столь высокотехнологичного продукта, здесь в очередной раз свою негативную роль могут сыграть политики. Проект УБС L-15 более привлекателен. Объясняется это тем, что в последнее время предприятия авиапромышленности Украины и Китая ведут ряд серьезных совместных работ. К примеру, запорожские моторостроители уже давно поставляют корпорации AVICII двигатели АИ-25ТЛК, которые устанавливаются на УТС K-8J. Но огромные расстояния, которые придется преодолевать для организации производства, автоматически повысят цену готового продукта. И сомнительно, чтобы отечественные ВВС приняли на вооружение истребитель, разработанный в соответствии с китайскими стандартами и нормами. Это может потребовать большой переделки самолета, как было в случае с Як-130 и М-346: эти внешне очень схожие самолеты имеют разную конструкцию, двигатели, БРЭО, материалы и тд.

Так неужели же нет ни одного проекта, который бы подошел нашим ВВС? В чистом, так сказать, виде действительно нет – как видно, все они для переноса на нашу почву требуют тех или иных доработок и переделок Поэтому предлагаю их рассматривать не как готовый продукт, а всего лишь как базу, опираясь на которую, можно создать легкий многоцелевой истребитель, полностью отвечающий нашим требованиям. На мой взгляд, такой базой мог бы послужить учебно-боевой самолет Як-130. Во-первых, он предназначен не только для обучения, но и для реального боевого применения. Наличие современной РЛС «Оса» позволяет ему нести ракеты средней дальности класса «воздух-воздух» (возможна одновременная атака нескольких целей) и наносить высокоточные удары по наземным объектам в любое время суток Самолет имеет электродистанционную программируемую систему управления, которая для кащого типового боевого задания позволит оптимизировать алгоритмы управления самолетом. Во-вторых, силовая установка этой машины включает в себя два отечественных ТРДЦ АИ-222-25, которые, как уже говорилось, являются базовыми для создания целого ряда двигателей, в том числе и с форсажной камерой. С таким ТРДЦФ самолет мог бы развить сверхзвуковую скорость. В-третьих, на базе УБС Як-130 уже разрабатывается легкий ударный самолет, причем с изменением только 15% конструкции (вместо рабочего места инструктора устанавливается топливный бак, оборудование для дозаправки, вводится дополнительное бронирование, встраивается артиллерийское вооружение). Все эти аргументы подталкивают к тому, чтобы именно Як-130 стал той печкой, от которой стоит плясать при создании собственного боевого самолета.

И последнее. Недавно на официальном сайте ОКБ им. АС. Яковлева появилась информация, что его сотрудники участвуют в проектировании L-15. В очертаниях этого УБС уже начинают просматриваться мотивы Як-130. Так может стоит объединить усилия авиастроителей трех государств и вместе создать МиГ-21 начала XXI века? Такой шаг гарантировал бы новой машине достаточно большой начальный заказ и сделал бы ее доступной для небогатых стран СНГ, Азиатско-Тихоокеанского региона и многих других, испытывающих потребность в недорогом многоцелевом истребителе.



Захваченный в Корее Як-9П во время испытаний на американской авиабазе Райт-Паттерсон


Александр Котлобовский/ Киев









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх