ЕЩЕ РАЗ О 22 ИЮНЯ


Александр Котлобовский/ Киев

Статья уважаемых коллег М.Жирохова и А.Стратулата, несомненно, заинтересует любителей авиационной истории. Затронутая ими тема редко рассматривается как на страницах авиационных изданий стран СНГ, так и дальнего зарубежья. Тем не менее, в различных опубликованных работах, со ссылками на разные материалы, приводятся весьма отличающиеся версии действий румынской авиации во время второй мировой войны, и в частности 22 июня 1941 г. Очевидно, установить истину еще только предстоит, а пока считаю необходимым обратить внимание на некоторые интересные моменты.

Прежде всего, стоит упомянуть о первой, хоть и частичной воздушной победе в истории ВВС Румынии. Произошло это в августе 1940 г, когда между Бухарестом и Будапештом обострились отношения из-за претензий Венгрии на Северную Тран-сильванию. В это время венгерские самолеты-разведчики неоднократно выполняли рейды над спорным регионом. Стремясь пресечь эти действия, румыны перебросили на трансильванские аэродромы истребители Не 112 из 51-й АЭ. Несколько раз их летчики пытались перехватывать нарушителей, но тем удавалось уйти. 27 августа по тревоге поднялся в воздух локотенент (л-т) Николае Полизу, погнавшийся за венгерским бомбардировщиком. Им оказался Капрони Са 135, выполнявший полет (мадьяры потом утверждали, что тренировочный) на высоте 3000 м. Заметив опасность, венгры сразу же ушли к себе, однако Полизу граница не остановила. Продолжая преследование, он выпустил в мадьяр несколько очередей из 20-мм пушки. «Капрони» получил серьезные повреждения, был тяжело ранен стрелок-радист, и экипажу пришлось совершить вынужденную посадку на аэродроме Дебрецен.

22 июня 1941 г. Румыния выставила на Восточном фронте самый большой авиационный контингент из всех союзников Германии. Теперь немного о самих боевых действиях. В 3.50 начали работу разведчики; на задание отправились три «Бленхейма» из 1 -й РБАЭ, которые должны были обследовать советские аэродромы в Южной Бессарабии. В этом вылете румынские ВВС понесли первую потерю во второй мировой войне: домой не вернулся борт №36, экипаж которого возглавлял локотенент-коман-дор (м-р) Корнелиу Бэтэкуй. По одним данным, машину сбили зенитки в районе Болграда, по другим - истребители под Белгород-Днестровским. В 16.00 эта же эскадрилья лишилась еще одного самолета: на взлете разбился борт №22. Еще большие потери в тот день понесла 3-я РБАЭ, у которой не вернулись с задания «Бленхеймы» №№12, 37 и 38, а самолет №21 разбился при посадке. Считается, что первые две машины сбили советские зенитчики, а третью уничтожил над Белгородом командир 4-го ИАП м-р В.Орлов. Кроме того, 22 июня в воздушном бою погиб IAR-39 (борт «84») из 22-й РАЭ.

В налетах первого дня войны приняли участие все 11 бомбардировочных эскадрилий, в том числе и 82-я, вооруженная «антикварными" М.В.210, которые атаковали аэродром у Белгород-Днестровского. В советских оперсводках содержится достаточно много сообщений о действиях румынских ВВС. Например, в документах штаба 14-го стрелкового корпуса отмечено: «С 4.00 авиация противника от 5 до 15 самолетов последовательными налетами бомбардировала аэродром Волгарийка и г. Болград, не нанеся значительных повреждений». В донесении начальника погранвойск Молдавской ССР читаем: «… Авиация противника бомбила и обстреливала Бадраж( 1-я застава), м. Скуляны (20-я застава)… Во время воздушного боя над Бельцами нашей авиацией сбито два неприятельских самолета… В 5.45 штаб… отряда в Ка-лараше подвергся бомбардировке одним самолетом. Ранен один красноармеец, убито пять местных жителей… В 5.50 9 бомбардировщиков в сопровождении шести истребителей противника бомбили лагерь полка Красной Армии. Жертв нет».'

Очень часто румыны наносили удары, используя свою старую тактику: самолеты шли клином на высоте всего 300 м. Действуя столь низко, румыны рассчитывали избежать поражения зенитным огнем, однако быстро убедились, сколь сильно ошиблись. 22 июня бомбардировочная авиация Румынии понесла самые тяжелые потери одного дня за всю свою историю. На базы не вернулись 9 самолетов: 3 «Потеза-633», по два «Лося», S.M.79B и IAR-37. В целом 22 июня боевые безвозвратные потери ВВС Румынии составили 14 машин.

Что касается советских потерь на аэродромах, то, согласно сводке командования ОдВО, лишь на трех из них противник обнаружил на земле часть самолетов - большинство успели подняться в воздух либо рассредоточиться. Поэтому немцам и румынам удалось повредить 15 машин, 8 из которых можно было легко восстановить. При отражении атак немецко-румынской авиации было сбито 13 бомбардировщиков и 5 истребителей.

Остановлюсь на несколько отличающейся от приведенной в статье М.Жирохова и А.Стратулата версии боевого вылета «Хейн-келей» из 51-й ИАЭ. В 10.50 двенадцать истребителей этого подразделения вылетели из Фокшан и в 12.05 начали штурмовать советский аэродром Волгарийка. В одном заходе сублокотенент (мл. л-т) Теодор Моску поджег взлетавший И-16 и смог поразить в район двигателя еще один такой же истребитель, который затем рухнул в Дунай. Но судьба переменчива: охотник быстро превратился в дичь. Его атаковал «ишачок», очереди которого попали в правые плоскость и борт, пробив бензиновый и масляный баки. В следующее мгновение И-16 неосторожно выскочил вперед и сам был обстрелян Моску. Однако продолжать бой сублокотенент не смог, поскольку его самолет стал интенсивно терять горючее и масло. Буквально на последних каплях бензина Моску долетел до ближайшего румынского аэродрома Бырлада, где благополучно приземлился. По итогам боя ему записали две достоверные и одну предположительную победы.

Небезынтересным выглядит описание советскими авторами отражения налетов на Измаил, и в частности, утренний бой 96-й ОАЭ под командованием к-на Коробицына. Обращает на себя внимание то, что в различных работах называются разные самолеты, с которыми дрались советские летчики. Это и «Лоси», и «Бленхеймы», сам же Коробицын вспоминает о 12 тихоходных "бомбардировщиках СЭТ-15», которые появились над Измаилом около 8 часов. Если учесть, что SET-15 - опытный истребитель-биплан, не принимавший участие в войне, то скорее всего, черноморцы сражались с похожими на него самолетами семейства IAR-37, принадлежавшими, например, 18-й АЭ. Говоря о результатах боя. Коробицын утверждает: его эскадрилья сбила пять «сатов», при этом л-т Б.Маслов долго преследовал машину противника и уничтожил ее далеко над румынской территорией. Очевидно, не все победы 96-й эскадрильи получили подтверждение, поскольку в итоговой сводке за первый день войны говорится, что при отражении румынских авианалетов истребители сбили три, а зенитная артиллерия один самолет.

Налеты на Измаил продолжались в течение всего дня. Об одном из них в 14.00 докладывал начальник погранвойск Молдавской ССР: «…в 13.00 пять самолетов противника бомбили Измаил. Нашей авиацией один самолет сбит, один подбит». Что касается потопления самолетами румынской 18-й АЭ судна на Дунае в районе Измаила, то можно утверждать, что это была какая-то гражданская плавединица, поскольку в первый день войны ВМС СССР от ударов с воздуха не потеряли ни одного корабля.

В целом, итоги боев 22 июня 1941 г. вряд ли могли обрадовать румынское командование. И на земле, и в воздухе потери оказались весьма чувствительными, а действительные успехи - очень скромными.

* Стипь и орфография документов сохранены.






This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org30.05.2010



 



Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх