Малютка «Боинг


Александр В. Котлобовский, Евгений К. Хавило/Киев Фото из архива авторов

Истребитель Р-26 Peashooter был первым цельнометаллическим истребителем-монопланом, принятым на вооружение Авиакорпуса Армии США (USAAC = US Army Air Corps)*. Он являл собой удивительное сочетание передовых идей и архаичных решений. Фирма The Boeing Airplane Company, согласно контракту с USAAC, подписанному 5 января 1931 г., разработала и построила три прототипа самолета за собственные средства и лишь моторы и бортовое оборудование к ним поставил Авиакорпус. Первая из опытных машин, получившая наименование ХР-936, взлетела 20 марта 1932 г. Самолет понравился военным и был рекомендован к принятию на вооружение. Головной серийный истребитель поднялся в воздух 11 января следующего года. Производство машины развернули на заводе Boeing в Сиэтле, где в 1933-36 гг. было выпущено 148 самолетов следующих модификаций:

Р-26А – основной вариант истребителя (фирменное обозначение – Boeing Model 266), оснащенный девятицилиндро-вым звездообразным двигателем Pratt-Whitney Wasp R-1430-27 мощностью 600 л. с. Серийно строился до конца 1934 г., выпущено 111 экз.

Р-26В – самолет с двигателем R-1430-33, оснащенным системой бескарбюраторного впрыска топлива. Фирменное обозначение – Boeing Mode! 266A. В июне 1935 г. было построено 2 экз.

Р-26С – истребитель с двигателем R-1430-27 и измененными системами подачи топлива и подготовки газовой смеси. Изготовлено 23 экз. Впоследствии многие из этих самолетов были модернизированы в Р-26В.

Boeing Model 281 – экспортный вариант Р-26С. В 1934-36 гг. было выпущено 12 таких самолетов, из которых один в 1935 г. поставили в Испанию, остальные – в Китай.

* 20 июня 1941 г. был переименован в Военно-воздушные силы Армии США, а как самостоятельный род войск ВВС появились в Соединенных Штатах только в 1947 г.

Самолет представлял собой одноместный расчалочный низ-коплан с неубирающимся двухопорным шасси. Планер был целиком выполнен из алюминиевых сплавов, обшивка гладкая. Стойки и колеса шасси закрывались обтекателями. Кабина летчика открытая, оснащена защитным козырьком и закабинным гаргротом. После катастрофы одной из первых серийных машин, в которой под скапотировавшим самолетом погиб пилот, высоту гаргрота увеличили на 200 мм. Истребитель не предполагалось оснащать посадочными щитками, однако в ходе выполнения китайского заказа выяснилось, что посадочная скорость машины слишком велика для эксплуатации ее с коротких китайских аэродромов. Поэтому на крылья всех Boeing Model 281 установили щитки, позволившие снизить посадочную скорость с 133 до 117 км/ч. В 1935 г. и американские Р-26 прошли аналогичную модернизацию. На всех модификациях применялся двухлопастный воздушный винт, двигатель закрывался кольцом Тау-ненда. Вооружение включало установленные по бортам передней части фюзеляжа два 7,62-мм синхронных пулемета. На некоторых самолетах один из них был заменен пулеметом 12,7-мм. При стрельбе использовался оптический прицел. Под крылом и фюзеляжем можно было подвесить две авиабомбы по 45,4 кг или пять по 13,6 кг.

Р-26 Peashooter начали поступать в американские авиачасти в конце 1933 г. Этими истребителями оснащались 12 эскадрилий. С конца 1938 г. «Пишутеры» перемещают в Зону Панамского канала, на Филиппины и Гавайские острова. Устаревшие самолеты продолжали активно эксплуатироваться. Например, из 86 Р-26, служивших на заморских территориях, не было ни одного с налетом меньшим 1500 часов, 30 машин перешагнули рубеж в 2000 часов, а рекордсменом стал Р-26А (сер. номер 33-119), который к августу 1941 г. налетал 2635 часов. Последние «Пишутеры» были сняты в США с вооружения в 1942 г. Двенадцать таких истребителей американцы передали в 1941 г. формирующимся ВВС Филиппин. В 1942-43 гг. три машины купила Панама. В 1942-44 гг. пять «Пишутеров» (включая все бывшие панамские) приобрела Гватемала, где две из них летали до 1956 г. Впоследствии оба гватемальских Р-26 были возвращены в США, один стал музейным экспонатом, другой, доведенный до летного состояния, – участником различных авиашоу.

Истребитель Boeing P-26C

Boeing P-26C fighter

Единственный Р-26, поставленный в Испанию, во время гражданской войны оказался у республиканцев и первым из «Пишутеров» получил боевое крещение. Истребитель базировался на столичном аэродроме Хетафе и применялся для защиты Мадрида. Летчики, сражавшиеся на «Боинге», неоднократно отражали налеты авиации противника, заявив при этом о двух воздушных победах. Однако вскоре в бою над Хетафе Р-26 был сбит.

В составе китайских ВВС «Пишутеры» числятся с 1934 г. Состояли они на вооружении 17-й АЭ и с июля 1937 г. применялись в борьбе с японской авиацией, прикрывая с воздуха г. Нанкин. Отмечен ряд успешных боев, проведенных эскадрильей самостоятельно и совместно с другими подразделениями, в ходе которых противник потерял до 15 самолетов. Так, 20 августа 8 «Боингов» атаковали группу бомбардировщиков Mitsubishi G3M, пытавшихся нанести удар по аэродрому. В течение пятиминутного воздушного боя все японские самолеты были сбиты. Правда, уже к концу года китайские Р-26 были полностью уничтожены противником.

К 7 декабря 1941 г., когда США вступили во вторую мировую войну, ВВС американской армии располагали единственной эскадрильей, на вооружении которой еще находились 11 безнадежно устаревших Р-26А. Кроме того, на Гавайских островах в составе семи различных АЭ и на хранении имелось еще 14 «Пишутеров», четыре из которых были уничтожены на земле во время японского налета на Перл-Харбор. Несколько машин числилось в резерве американской армии на Филиппинах.

Двенадцать переданных Филиппинам Р-26 поступили на вооружение 6-й АЭ. В ходе боев с японцами филиппинские летчики добились на этом «антиквариате» нескольких побед. 12 декабря они уничтожили три вражеских самолета: командир эскадрильи к-н Хесус Вильямор сбил двухмоторный G3M, л-т Хосе Гозар поджег истребитель А6М «Zero», а еще один «Зеро» стал совместным трофеем пяти других филиппинских пилотов. В бою погиб лейтенант Гозар. Три «Пишутера» японцы сбили и два повредили. 21 декабря «Боинги» были расстреляны на аэродроме Батанхас во время налета четверки А6М Тайнаньского полка.

Для желающих украсить свою коллекцию моделью истребителя Р-26, увы, особого раздолья нет. На нашем рынке присутствует лишь отливка в масштабе 1:72 фирмы Revell, продаваемая по цене, эквивалентной 3-5 USD. Этот набор весьма древний, разработан в начале 70-х гг. Однако при изучении оставляет благоприятное впечатление. Он достаточно точен, расшивка аккуратная, а при сборке не должно возникнуть особых проблем. Модель можно рекомендовать и начинающим стендовикам.

Естественно, ничто не может быть идеальным, и у «ревелловского «Боинга» есть свои слабые места. Наиболее серьезными недостатками можно назвать контуры кольца Тауненда и обтекателя хвостового колеса. Их лучше сделать заново. Помимо этого, желательно чуть подкорректировать обводы по передней кромке законцовок крыла и вертикального оперения, а также рули высоты. Элероны необходимо примерно на 1 мм уменьшить по размаху, а обтекатели основных опор шасси доработать по чертежу. Так же, как и на большинстве моделей, на данной отливке имеются некоторые неточности и упрощения внешней расшивки. Об интерьере кабины можно не распространяться, ибо он практически отсутствует. Наиболее же существенный эффект (в равной мере положительный и отрицательный) даст подготовка модели к покраске и сама покраска. Малейшие неровности краски, щели, пятна, царапины и потеки клея на такой миниатюрной заготовке будут видны, что называется, «за километр». Поэтому стоит рекомендовать основной упор делать не столько на достижение точных обводов (они и так неплохие), сколько на аккуратность отделки. Надеемся, что предлагаемый объем доработок не составит большого труда, и вам не стыдно будет чувствовать себя владельцем личного «Боинга».

Истребитель Boeing P-26A

Boeing P-26A fighter


This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org22.09.2009







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх