Трудолюбивые бродяги

Александр НДашивец, Киев, руководитель ОКБ Киев

Разработанному в ОКБ авиации общего назначения (ОКБ АОН) мотодельтаплану Т-2М мы дали имя Maverick, что в переводе с английского означает "Бродяга" или "Странник". Это аппарат четвертого поколения, обладающий исключительными аэродинамическими и прочностными характеристиками и отвечающий самым высоким международным стандартам. Он отличается от западных и отечественных собратьев прежде всего возможностью комфортабельного полета двух человек, располагающихся бок о бок. Наш "Бродяга" способен не только доставлять удовольствие от полета, но и выполнять тяжелую авиационную работу. При транспортировке любым транспортным средством необычайно компактен. Высокие эксплуатационные качества "Майверика" подтверждает сертификат типа Nr:10/D141/97-2.1, выданный Германской ассоциацией сверхлегкой авиации (DULV). Наша техника имеет и положительные заключения ЦАГИ, ЦИАМ, ВИАМ и ЛИИ - институтов, предъявляющих к СЛА еще более жесткие требования.

Свыше 12 лет работы над мотодельтапланом Т-2, его модификациями и младшими братьями - Т-2М, Т-22 и Т-32 позволили накопить в нашем ОКБ инженерный потенциал, равного которому нет ни в одной подобной фирме в Украине и за рубежом. Это дает нам возможность создавать технику с высоким уровнем качества и надежности, что обеспечивает ей конкурентоспособность и добрую славу во всем мире.

Мотодельтапланы Т-2М/Т-32 предназначены для применения в летных школах, частными лицами, в авиационном туризме и спорте. Они эксплуатируются в странах СНГ, в Германии и Доминиканской Республике.

Назначение Т-2МСХ - авиационно-химический уход за сельскохозяйственными и лесными культурами методом ультрамалообъемного опрыскивания жидкими препаратами, в частности, внекорневая подкормка биопрепаратами типа "Гумисол" и другими биостимуляторами, а также расселение трихограм-мы. Сельхозвариант имеет заключения ГосНИИ ПАНХ (г. Краснодар) по применению в сельском и лесном хозяйстве и заключение Украинского института здоровья по экологической безопасности.

По результатам эксплуатации 45 дельтапланов Т-2МСХ в течение 1994-97 гг. были получены средние характеристики производительности - 62,5 га/ч либо 7000-8000 га/год. Максимальная зафиксированная производительность с расходом химикатов 3-4 л/га - 6000 га/месяц, 15000 га/год.

Т-2МАФА оснащен системой подвеса фотоаппаратов типа АФА ТЭ100/140 и предназначен для крупномасштабной аэрофотосъемки. Он может быть использован и для других видов аэросъе- мок: видео, радиолокационных, спект-розональных, тепловизионных и пр.

Все варианты легко переоборудуются и могут быть использованы для изыскательских, транспортных и поисковых работ. Мотодельтапланы серии Т-2 выпускаются в различной комплектации (см. "АиВ", № 1'98).

Среди перспективных проектов ОКБ АОН - четырехместный самолет Т-12, способный существенно эффективнее СЛА выполнять задачи, возложенные на авиацию общего назначения. В настоящее время проводятся конструкторские работы по макетированию кабины этого самолета, уточняется компоновка, идет подготовка к производству опытных образцов. Конечно, серийный выпуск Т-12 не "поставит крест" на Т-2М. Для каждого летательного аппарата найдется своя ниша на рынке АОН Украины.

Наше ОКБ имеет также более простые и менее дорогие разработки. Хорошо понимая финансовое положение авиапредприятий, оснащенных Ан-2, Ми-2, Ка-25, и клубов Оборонного общества, эксплуатирующих самолеты Як-52, Як-18Т, PZL-35A и планер "Бла-ник", мы готовы предложить проекты модернизации этой техники, повышающие ее еффективность при использо-ваннии в хозяйственных целях. Одна из самых простых работ - установка двигателя на "Бланик". Опыт эксплуатации в течение 1996-97 гг. разработанного ОКБ АОН экспериментального образца показал, что такая модификация позволяет создать простой и дешевый в эксплуатации мотопланер для первоначального обучения или авиавизуальных работ. В процессе испытаний (летчики А.Лебедев, И.Гапанович, П.Куценко) получены хорошие летные характеристики, а параметры устойчивости и управляемости мотопланера практически не отличаются от исходных. Проведенные работы показали, что с двигателем Rotax 582 (64 л.с.) или UT'60/80 (60/80 л.с.) "Бланик" способен удовлетворить самого требовательного заказчика.

ОКБ АОН активно участвует в процессе создания Нормативной базы для авиации общего назначения и в разработке Воздушного кодекса Украины. Решение этих вопросов в "демократическом" ключе обеспечит нормальную эксплуатацию в Украине летательных аппаратов общего назначения в начале XXI века.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх