Супермарин "Спитфайр"

(Продолжение. Начало в №№ 1-4, 7-8,10-12/2005 г., 1-5/2006 г.)


ОНИ ЛЕТАЛИ НА «СПИТФАЙРАХ»

О боевом пути французских летчиков-истребителей, воевавших в составе ВВС Великобритании написано немало. После выхода на русском языке книги «Большое шоу»знаменитого французского летчика-аса Пьера Клостермана (33 воздушные победы), летавшего сначала на «спитфайрах» различных модификаций, а затем на тяжелом истребителе «Темпест», публикация статьи «Французы на «спитфайрах» представляется излишней.

Впрочем, приведем один из эпизодов боевой деятельности французского аса – высотный перехват самолета противника, произошедший 21 февраля 1944 г. В это время Клостерман служил на Оркнейских островах, прикрывая с воздуха военно-морскую базу Скапа-Флоу. «В состав нашей боевой техники входили 7 или 8 «Спитфайров- V» – «обрезанных, укороченных и загнанных» и 4 великолепных «Страто- Спитфайра VII». Эти «Спиты-VII» были особыми машинами. Размах их крыла увеличили, и благодаря двигателям с двухступенчатым нагнетателем и герметическим кабинам, они могли подниматься практически до 50 000 футов. Было изготовлено лишь 10 таких самолетов и отправлено в стратегические точки Великобритании.

Наши механики отполировали их с нежной заботой. Мы также сняли крыльевые пулеметы, оставив лишь две 20- мм малокалиберные пушки.

Периодически немцы отправляли на разведку Юнкерс Ju 88, чтобы наблюдать за передвижением британскогго флота, а совсем недавно самолету неизвестного типа удалось сфотографировать Скапа-Флоу с высоты 47 000 футов. Поэтому мы всегда держали в состоянии боевой готовности по паре «Спитов-V» и «Страто-спитов-VII»

21 февраля стояла ясная погода, но было очень холодно. От нечего делать мы с Яном Блейром играли в шахматы.

… Со стуком подбитых гвоздями ботинок в коридор ворвались механики. Я кинулся к двери, крича «Взлет по тревоге, взлет по тревоге!». Мой напарник Ян Блейр выпрыгнул из окна.

Менее чем за пятьдесят секунд меня усадили в кабину, пристегнули ремнями, подключили кислород. Пока механики закрепляли надо мной винтами герметический фонарь кабины, двигатель работал на малом газу.

…Мы поднялись на 33 000 футов. Я оглянулся и увидел белый инверсионный след, описывающий большой круг над военно-морской базой, где-то в 7000 футах над нами.

Мне было интересно, какая это может быть машина – может один из новых Юнкерсов Ju 86Р? В любом случае он ничуть не беспокоился и спокойно продолжал делать свои фотоснимки.

Мы сейчас находились как раз между Германией и Норвегией. Если бы мы смогли подняться на его высоту и остаться незамеченными, то отрезали бы ему путь к отходу.

Я прибавил газа. Ян с легкостью следовал за мной. Его «Спитфайр» превосходил мой по летным характеристикам.

Немец все еще не высказывал никаких признаков беспокойства – вероятно думал, что на такой высоте он в безопасности.

В этот момент открыла огонь тяжелая зенитная артиллерия, но черные клубы дыма от разрывов снарядов появлялись значительно ниже белого следа.

41 000 футов! Холод действительно становится жутким. За нашими машинами потянулись белые жгуты инверсионного следа.


"Спитфайры" 340-й эскадрильи "Свободная Франция" готовятся к взлету


"Спитфайр" IX из состава "Свободной Франции"


Французы вместе с англичанами празднуют 1000-ю победу своей эскадрильи


Дозаправка французской "девятки" на полевом аэродроме


"Спитфайр" HF IX французской истребительной группы 2/7 "Ницца" (бывшая 326-я эскадрилья)


Немец сейчас шел прямо на нас. Мы с Яном набрали еще 2000 футов и оказались но 1000 футов выше нашей намеченной жертвы, которая находилась от нас всего в двух милях и стремительно приближалась.

Он, должно быть, совершенно слепой. Впрочем, солнце было за нашими спинами и слепило ему в глаза.

– Ян, готов атаковать?

– Да.

Он увидел нас, но слишком поздно. Мы уже вышли на него. К нашему удивлению, это был Мессершмитт Bf 109G, оснащенный двумя плоскими дополнительными подкрыльевыми баками. Он сверкал, словно новая монета, и был выкрашен в бледно-серый цвет сверху и небесно-голубой – снизу. На нем не было никаких знаков государственной принадлежности.

Вначале он пошел влево, но там был Ян, стремительно приближающийся к нему. Тогда немец повернул обратно, увидел меня и грациозным движением сделал крутой вираж, плавно перевернулся на спину и спикировал почти вертикально, в надежде оторваться от нас.

Мы последовали за ним без колебаний.

Немец пикировал прямо к серому морю, которое выглядело замерзшим, без единой складочки. Он был на полмили впереди нас. Скорость головокружительно возрастала. Немец использовал свое ускорение на полную катушку и держал инициативу. На высоте 27 000 футов мой указатель скорости показывал 440 миль в час, то есть истинная скорость была около 660 миль в час! Мы приближались к скорости звука. Появился риск\ повиснуть на парашюте в кальсонах раньше, чем требуется время для описания этого.

Чтобы удержать самолет на прямой линии, я обеими руками держал ручку управления. Малейшее отклонение сломало бы крылья. Я чувствовал, что мой «Спитфайр» все равно дрожит, и видел, как лопалась краска на крыльях.

Мы продолжали снижаться. На 15000 футах Ян обогнал меня. На 10000 футах, когда Ян был на 200 ярдов впереди меня, и отставал от немца на 600, он открыл огонь – дал лишь короткую очередь. Неожиданно Мессершмитт треснул пополам, словно папиросная бумага, и взорвался, как граната. Одно крыло отлетело в сторону. Двигатель и половина фюзеляжа падали, словно торпеды, в то время как другие обломки самолета разлетелись во все стороны. Один из баков падал спирально, оставляя позади себя след горящих паров бензина.


"Спитфайр" с опознавательными знаками ВВС Франции


Чехословацкие пилоты у своих "Спитфайров" из состава 310-й эскадрильи


Пристрелка "чешского" "Спитфайра"


Югославский "Спитфайр"


8 000 футов. Я должен выйти из пикирования. Я потянул ручку управления нежно, но твердо. Горизонт начал проходить под носом моего самолета. Только что с высоты 40 000 футов я видел море монолитной глыбой. Теперь на меня неслась зеленая масса, окаймленная пеной.

Я сильнее потянул ручку. Не помогло. Я понял, что у меня не получится выровнять самолет вовремя. Я решил рискнуть, и крутанул триммер. Сразу же пелена крови застлала глаза, и я ощутил, что моя спина и кости скручиваются, кишки разрываются. Все потемнело. Весь самолет заскрипел и застонал. Когда я снова смог открыть глаза, самолет вынес меня на 13 000 футов. Из моего носа текла кровь, голова плыла.

Я был один в небе и нигде не мог найти Яна. Внизу виднелось радужное пятно масла и бензина, указывая место гибели «Мессершмитта». Ветер сносил клуб дыма.

Я взял курс на острова, которые видел на горизонте, и вскоре увидел Скапа-Флоу.

Когда я приземлился, у меня не было даже сил помочь механикам снять фонарь моей кабины.

Ян приземлился на «брюхо» на поле на одном из островов, так как его «Спит» был поврежден обломками немецкого самолета.

На следующий день в лондонских газетах было полно сообщений об этом случае. Можно было подумать, что мы спасли весь британский военно-морской флот».

Пьер Клостерман, как и многие другие французские летчики, в годы войны служил в рядах ВВС Великобритании. Что касается авиации Свободной Франции, то «спитфайры» Mk.V на заключительной стадии кампании в Тунисе получила группа 1/3 «Ле Коре» – та самая, с пилотами которой провели свой первый воздушный бой над Северной Африкой американские «спитфайры» майора Тинга. Войну группа, вооруженная к тому времени уже «спитфайрами» Mk.lX, завершила на аэродроме Гросс-Зашенхейм, расположенном в 40 км от Штутгарта. На вооружении группы эти самолеты оставались до октября 1945 г., когда перед отправкой в Индокитай группу перевооружили на «Москито» FB.VI.

Самой известной французской эскадрильей, вооруженной «Спитфайрами», являлась 340-я, «Иль-де-Франс». Но эта эскадрилья, в отличие от «Ле Коре», изначально действовала в составе RAF.

В составе RAF действовали также три чехословацких эскадрильи, вооруженные «Спитфайрами», а также 11 канадских истребительных эскадрилий.


Австралийский ас Лэрри Кронин за неделю до пятой победы


Австралийские пилоты где-то в Англии…


Австралийские пилоты разбирают почту в Ливийской пустыне


Обслуживание "Спита" австралийской эскадрильи в Нормандии


В составе RAF в апреле 1944 г., в Киренаике, была сформирована необычная 352-я эскадрилья. Это было чисто югославское подразделение: в эскадрилье насчитывалось 230 человек, из них 23 летчика – все славяне по национальности. Летали пилоты сначала на «Харрикейнах» IIС, затем эскадрилью перевооружили «Спитфайрами» VC. В Италию югославские летчики и техники прибыли в июле 1 944 г.

Вторую югославскую (351-ю) эскадрилью сформировали в июле. Обе югославские эскадрильи RAF официально были переданы НОАЮ 15 июня 1945 г. Они образовали 1-й истребительный полк возрожденных ВВС Югославии.


Австралия

До конца 1941 г. в Великобритании были сформированы три истребительных и три бомбардировочных эскадрильи RAAF – Королевских ВВС Австралии. Первой была сформирована 452-я эскадрилья, которая получила на вооружение «Спитфайры» Mk II и Мк V.

Первую победу в воздушном бою пилоты 452-й эскадрильи одержали 11 июня 1941 г., а в августе эскадрилья по числу побед стала лучшей в Истребительном командовании RAF. В течение августа – ноября 1941 г. на боевой счет 452-й эскадрильи было занесено 55 достоверных побед в воздушных боях. Самым успешным за этот период стал день 13 октября – семь сбитых и три поврежденных германских самолета в одном боевом вылете.

Командиром эскадрильи был флайт- коммендер Файнкэн, его заместителем скуадрон-лидер Траскотт. Оба летчика стали асами и оба погибли. Файнкэн (32 победы) был сбит зенитками, а Траскотт (13 побед) позже разбился в авиакатастрофе у берегов Австралии.

Из двух других австралийских истребительных эскадрилий только 451-я, сформированная второй, получила «Спитфайры». Эскадрилья действова

ла в Северной Африке. Вооруженная «Харркиейнами» и «Спитфайрами», она обеспечивала ПВО Александрии, принимала участие в рейдах на Крит. В июне 1942 г. австралийские эскадрильи «Спитфайров» отправили на родину.

В Австралии были сформированы еще две эскадрильи, получившие на вооружение «Спитфайры» Mk V. Эти эскадрильи прикрывали от налетов японской авиации северные районы Зеленого Континента. В 1944 г. все четыре эскадрильи перевооружили «восьмерками».

В Великобритании, после отзыва двух эскадрилий, продолжалось формирование австралийских авиационных частей, часть из которых получила на вооружение «Спитфайры». Эти эскадрильи принимали участие в высадке в Нормандии, сражались во Франции.


Подготовка к вылету "пятерки" из 485-й новозеландской эскадрильи в Рэдхилле, август 1941 г.



Подполковник Роджерс – командир 40-й эскадрильи южноафриканских ВВС на фоне "Спитфайра" IX (Италия)


Четырехпушечные "Спитфайры" из состава юаровской эскадрильи


Подготовка "Спитфайра" эскадрильи южноафриканских ВВС


Новая Зеландия

Первая в Европе новозеландская истребительная эскадрилья, 485-я, была сформирована в Редхилле в конце марта 1941 г. На вооружение эскадрильи поступили «Спитфайры» Mk I и Mk II, но вскоре их сменили пушечные «Спитфайры» Mk VB. Первый вражеский самолет на боевой счет эскадрильи записал ее командир – скуадрон- лидер Найт, сбивший в один из дней июня 1941 г. бомбардировщик Ju-88.

В июле новозеландцы сбили два Bf. 109, один над Лиллем, второй над Ла-Маншем. Летом 1941 г. счет побед и поражений оказался не в пользу «киви». Ситуация изменилась в сентябре. Новозеландцы принимали участие в боях с германскими истребителями, прикрывавшими прорыв «Шарнхорста» и «Гнейзенау» из Франции в Германию через Ла-Манш. Та нашумевшая проводка тяжелых немецких кораблей через Английский Канал обернулась для Владычицы морей позором, но «киви» отличились. Пилоты 485-й эскадрильи сбили четыре Bf. 109 и потопили один торпедный катер.

В 1942 г. новозеландская эскадрилья периодически летала во Францию провоцировать люфтваффе на воздушные бои. Основными оппонентами пушечных «Спитфайров» 485-й эскадрильи в тот период являлись Fw-190.

Новозеландцы прикрывали с воздуха десант в Дьеппе, затем эскортировали бомбардировщики в налетах на Францию.

В июне 1943 г. эскадрилья сменила «пятерки» на «Спитфайры» Mk IXB. На «девятках» сразу начались полеты на сопровождение «летающих крепостей» 8-й воздушной армии США. В одном из полетов на эскортирование бомбардировщиков новозеландцы сбили над Лиллем шесть Bf.l09G.

В ноябре 1943 г. – марте 1944 г. эскадрилья базировалась в Шотландии, здесь новозеландцы получили несколько «Спитфайров» Mk VII. На «семерках» пилоты 485-й эскадрильи безуспешно пытались перехватить над Скапа-Флоу высотные разведчики Ju-86P.

В марте эскадрилью опять полностью перевооружили «девятками» и перебазировали в Южную Англию. Началась подготовка к вторжению в Нормандию. С конца июня 1944 г. новозеландцы базировались во Франции и действовали, главным образом, по наземным целям. В начале 1945 г. эскадрилья получила «Спитфайры» Mk XVI.

С окончанием войны 485-я «новозеландская» истребительная эскадрилья была расформирована.


ЮАР и Южная Родезия

Пилотами из Южной Африки было укомплектовано в общей сложности десять эскадрилий, имевших на вооружении «Спитфайры». Южноафриканские эскадрильи сражались сначала в Северной Африке, затем в Италии. 1-я истребительная эскадрилья ВВС ЮАР получила «Спитфайры» Mk VC в ноябре 1942 г.

7-я южноафриканская эскадрилья отметилась в боях на Средиземноморье. Операция «Микроб», предусматривающая захват Лероса, Коса и нескольких более мелких островов архипелага Южные Спорады, началась 13 сентября 1943 г. высадкой десанта на Кос. С воздуха силы вторжения поддерживали «Бофайте- ры» из 46-й, 89-й, 227-й и 252-й эскадрилий; «Спитфайры» из 7-й эскадрильи ВВС ЮАР и 74-й эскадрильи RAF; «Харри- кейны» 213-й и 274-й эскадрилий; южноафриканские «Балтиморы» из 203-й, 454-й, 15-й эскадрилий; «Веллингтоны» 38-й эскадрильи; «Гудзоны» 459-й эскадрильи и «Дакоты» 216-й эскадрильи. Кос и Ле- рос были захвачены 15 сентября; двумя днями спустя сложил оружие немецкий гарнизон острова Самос. На аэродроме о. Кос после этого как раз и базировались южноафриканские «Спитфайры» 7-й эскадрильи.


"Девятка" 4-й эскадрильи южно-африканских ВВС на Сицилии в сентябре 1943 г.


Индийский "Спитфайр"


Часовой у ворот "Малой Норвегии"


Норвежские "Спитфайры" на аэродроме



Дальнейшие операции англичан в восточном Средиземноморье развития не получили. С одной стороны, из-за нежелания американцев наращивать военное присутствие в Эгейском море в ущерб операциям на территории Италии, с другой – из-за серьезного противодействия немцев, которым очень важно было поддержать свой военный престиж в глазах Турции. На Крит и Родос были переброшены значительные силы авиации (в начале сентября люфтваффе имело на этом театре боевых действий 284 самолета. К октябрю численность авиации возросла до 362 самолетов). 18 сентября начались массированные налеты самолетов люфтваффе на захваченные англичанами острова. В первый день налетов практически был выведен из строя аэродром на о. Кос. Участь островов была предрешена. Борьба за эти острова послужила основой сюжета знаменитого романа Алистера Маклина «Пушки острова Наварон». 40-я южноафриканская эскадрилья в конце войны действовала в Греции.

237-я «родезийская» эскадрилья начала воевать с итальянцами в Эфиопии в 1 940 г., затем действовала в Северной Африке, базировалась в Иране и Ираке, а с марта 1943 г. – в зоне Суэцкого канала. С ноября 1941 г. на вооружении родезийской эскадрильи состояли «Харрикейны», которые в апреле 1944 г. сменили «Спитфайры». В этот период эскадрилья базировалась на Корсике и действовала над Италией и Южной Францией. В конце 1945 г. эскадрилья была расформирована.


Индия

Индийские эскадрильи, вооруженные «Спитфайрами» Mk VC, были сформированы в ноябре 1944 г. С января 1945 г. они принимали участие в боях на бирманском фронте. В мае 1945 г. была сформирована эскадрилья на «Спитфайрах» Mk VIII. Формировалось еще две эскадрильи «восьмерок», но до окончания Второй мировой войны процесс формирования этих частей не завершился.


Норвегия

Накануне вторжения германских войск, авиационные подразделения имелись в составе армии и военного флота Норвегии. Материальная часть этих подразделений не шла ни в какое сравнение с техникой люфтваффе: «Гладиаторы», бипланы Фоккера, несколько легких бомбардировщиков Капрони, гидропланы… С другой стороны, по опыту полетов в Арктике и над морем с норвежцами могли поспорить разве что пилоты Полярной Авиации Советского Союза.

Заметного влияния на ход боев в Норвегии норвежская авиация не оказала. После окончания кампании многие пилоты-норвежцы разными путями попали в Великобританию. Они составили ядро возрожденной военной авиации Норвегии.

Норвежцы, в отличие от всех других побежденных немцами народов Европы, сумели вывести из-под носа врага золотой запас страны. Норвежская авиация возрождалась на собственные деньги, а не на подачки союзников.


Подготовка "норвежца" к вылету


Осмотр дополнительных подфюзеляжных топливных баков


Подготовка к вылету "норвежской" "пятерки"


Норвежец Хельге Мере стал асом с шестью победами (четыре – на "девятке")


Ремонт норвежских "девяток"


Ранней осенью 1940 г. под Торонто в Канаде был открыт тренировочный центр, который сразу получил название «Маленькая Норвегия». В тот момент в центре находилось 120 летчиков-норвежцев. У истоков возрождения военной авиации Норвегии стоял контр-адмирал Риизер-Ларсен. Военно-морское звание «контр-адмирал» не должно вводить в заблуждение: Риизер-Ларсен был одним из самых известных норвежских пилотов. Он принимал участие в Первой мировой войне в составе Авиационного корпуса британской армии, пытался в 1925 г. вместе с Амундсеном достигнуть на самолете Северного полюса, а в 1926 г. пролетел-таки над полюсом, только не на самолете, а на дирижабле. Для «Маленькой Норвегии» в США было закуплено (на норвежские деньги) сто самолетов – Кертисс Р-36, Дуглас 8-А5 и Нортроп N-3P. До 1944 г. норвежские ВВС находились в совместном командовании армии флота, но с 1944 г. по примеру RAF были созданы ВВС Норвегии.

К боевой работе первая (330-я) норвежская эскадрилья приступила в апреле 1941 г., на вооружении эскадрильи находились гидросамолеты. Вскоре к ней подключились две истребительные эскадрильи (331-я и 332-я), получившие на вооружение «Спитфайры». Их летчики принимали участие в боях над Дьеппом.

В 1 942 г. пилоты обеих эскадрилий сбили 23 германских самолета, а уже в 1943 г. боевой счет норвежцев вырос на 106 побед.

«Одним из самых удачных для нас дней стало 12 марта 1943 г. Большинство из нас встало в 6 часов утра, но некоторые предпочли проспать завтрак в расчете чего-нибудь перехватить на ходу. Как обычно, инструктаж начался в 7 часов. Инструктаж еще не закончился, когда поступил сигнал тревоги – вражеские самолеты приближались к побережью. Солнце только- только взошло. Красные и золотистые блики играли на обшивке истребителей. Это была удивительно красивая картина. Три или четыре самолета уже взлетали курсом на восток, еще четыре рулили на старт, за ними готовилась к старту еще одна четверка. 11 маленьких ураганов! Взлет группы занял всего шесть минут – от запуска двигателя первого самолета и до отрыва от земли крайнего.

Через 15 – 20 минут полета командир группы получил приказ атаковать самолеты противника. 12 Fw 190 шли курсом на Лондон, но мы перехватили их раньше, чем они достигли берега Англии. Каждый пилот выбрал себе цель. Мы атаковали. Шесть Fw было сбито, еще четыре самолета противника получили повреждения. Мы вернулись домой без царапины. Те, кто проспал завтрак, набили теперь животы по полной программе. В тот день мы летали еще дважды: один раз эскортировать «Крепости», второй – на патрулирование. Воздушных боев больше не случилось, но оба вылета легкими не назовешь. То был длинный день, 14 часов от первого взлета до крайней посадки…», – так рассказал норвежский летчик корреспонденту британского журнала «The Aeroplane» в апреле 1945 г. о своем самом памятном дне войны.


Бельгийские "Спитфайры" ИВ


"Бельгийская" "пятерка"


Единственный исландский пилот, воевавший в составе британских ВВС на "Спитфайре"


В боях погибло почти 50 % летчиков, прошедших подготовку в «Маленькой Норвегии». В 1946 г. Норвегии фактически пришлось заново создавать ВВС. В составе ВВС сформировали семь эскадрилий, в том числе три истребительных, для вооружения которых в Великобритании закупили 75 «Спитфайров». В 1949 г. «Спитфайры» сменили реактивные «Вампиры» и «Тандерджеты».


Бельгия

Официальной датой формирования в составе RAF 350-й «бельгийской» эскадрильи считается 13 ноября 1941 г. Вплоть до июня 1949 г. на вооружении эскадрильи последовательно состояли «Спитфайры» модификаций Mk IIB, VA, VB, VC, IX, XIV, LF.XVI, XIVE, FR.XIVE.

Формированию полноценной бельгийской эскадрильи предшествовали формирования двух бельгийских звеньев, которые действовали в составе «британской» 131-й эскадрильи. Поначалу на вооружение 350-й эскадрильи поступили «двойки», снятые с вооружения 74-й эскадрильи RAF.

Полгода личный состав занимался боевой подготовкой и освоением «Спитфайров» Mk V. Новенькие «пятерки» были закуплены на деньги патриотов из Бельгийского Конго, самолеты получили названия в честь пионеров-колонистов и городков африканской колонии Бельгии: «Francqui», «Albertville», «Katanga», «Tabora».

Первый боевой вылет бельгийцы выполнили 25 апреля 1942 г., а 9 мая «Спитфайры» из 350-й эскадрильи дрались с 12 Fw-190 над Брюгге – в небе Бельгии. Весной 1942 г. бельгийские летчики очень часто летали на боевые задания вместе с «Орлами» – эскадрильями американских «Спитфайров». Прежде чем познать радость побед, бельгийцы испытали горечь поражений. Над Ла-Маншем был сбит флайт-сержант Брэйрон. Летчик выпрыгнул с парашютом, был вытащен на борт спасательного катера, но скончался от ран.

23 мая бельгийцы одержали первую достоверную победу (Fw-190) ценой гибели двух летчиков. 1 июня пайлот-офицер Дюменкю сбил Fw-190 над Брюгге, бельгийцы в тот день потерь не понесли. 29 июня отличился пайлот-офицер Пикар, сбивший в одном боевом вылете два Fw-190.

Летом 1942 г. бельгийцы действовали над Каналом, принимали участие в рейде на Дьепп. Над Дьеппом летчики 350-й эскадрильи сбили шесть Fw-190 и один Ju-88, два бельгийских «Спитфайра» получили повреждения, один был сбит.

В начале 1943 г. бельгийские «Спитфайры» эскортировали «Митчеллы» и «Вентуры» в налетах на Континент. Весь 1943 г. эскортирование двухмоторных бомбардировщиков 9-й воздушной армии США оставалось основной боевой работой бельгийской эскадрильи. 1 декабря 1943 г. американские В-26 сопровождали «Спитфайры» сразу двух бельгийских эскадрилий – 350- й и 349-й.

3 марта 1944 г. состоялся мини-воздушный парад по случаю 100-го самолета противника, сбитого бельгийцами в составе RAF.

В день «Д» и последующие несколько недель бельгийцы прикрывали наземные войска, вели охоту за автотранспортом и поездами немцев. В июле 350-ю эскадрилью перевооружили с «пятерок» на «девятки», а уже в августе эскадрилья получила «Спитфайры» Mk XIV. Теперь перед бельгийцами поставили задачу бороться с крылатыми ракетами V-1. Первые восемь летающих бомб летчики 350-й эскадрильи уничтожили в ночь на 9 августа.

В конце ноября 350-я эскадрилья перебазировалась из Великобритании в Бельгию, на аэродром Эвр под Брюсселем. 1 января 1945 г. в ходе операции «Боденплятте» немецкая авиация уничтожила в Эвре пять бельгийских «Спитфайров». Последние боевые вылеты в войне бельгийцы выполнили с голландского аэродрома Эйндховен. 25 апреля 1945 г. «Спитфайры» 350-й эскадрильи летали над Берлином. В числе последних побед, одержанных летчиками 350-й эскадрильи во Второй мировой войне, значится сбитый 2 мая 1945 г. германский реактивный бомбардировщик Ar-234.

«Спитфайры» 349-й и 350-й эскадрилий стали ядром возрождаемых послевоенных ВВС Бельгии. В октябре 1946 г. сто «Спитфайров» Mk XVI были взяты Бельгией в лизинг у Великобритании. Все бельгийские эскадрильи официально были выведены из состава RAF и переданы в ВВС Бельгии 15 октября 1946 г. На вооружении 349-й и 350-й эскадрилий «Спиты» оставались до 1949 г., пока их не сменили «Метеоры» и «Тандерджеты».


Итальянский "Спитфайр"


"Спитфайр" турецких ВВС


Нидерланды

В июне 1943 г. в составе RAF была сформирована 322-я «голландская» эскадрилья, имевшая на вооружении «Спитфайры». Голландцы принимали активное участие в воздушных боях над Западной Европой. С октября 1944 г. эскадрилья базировалась дома – в Нидерландах. Не менее 40 «Спитфайров» для голландских эскадрилий были куплены на деньги, собранные в южноазиатских колониях Голландии, многие из них были названы в честь городов Голландской Индии.

После войны в Великобритании были закуплены 56 боевых «Спитфайров» Mk IX и три двухместных учебно-трениро- вочных «девятки». В середине 1948 г. «Спитфайров» сменили «Метеоры».


Италия

После объявления войны Германии 13 октября 1943 г. итальянское правительство юга страны заключило военный союз со странами антигитлеровской коалиции, однако союз этот был не полный. ВВС Юга испытывали серьезную нехватку самолетов, запасных частей, подготовленного летного состава, топлива и даже помещений для размещения личного состава.

Из всех подразделений ВВС Италии (Regia Aeronautica), базировавшихся на момент заключения перемирия в Центральной Италии, лишь 8-я группа смогла перелететь на юг страны в демилитаризованную зону, как это было предусмотрено соглашением маршала Бадоглио с союзниками.

Первоначально группу перевели в Тунис, но в конце осени 1943 г. она вернулась в Италию. Группой командовал майор Марио Басич, а на вооружении находились устаревшие истребители С.200.

Другие части на момент подписания соглашения и так базировались в демилитаризованной зоне. Эти соединения оставались в Калабрии и на Сардинии до конца августа. Многие летчики самостоятельно перелетали со всей Италии на южные аэродромы, не желая продолжать войну на стороне Германии.

С учетом нехватки ресурсов, отсутствия авиационной промышленности (главные предприятия итальянского авиапрома находились в северных районах страны) было принято решение сформировать компактные, но эффективные ВВС. Но даже такую скромную цель оказалось сложно достигнуть – все пригодные к использованию аэродромы и инфраструктуру моментально приспосабливали под свои нужды союзники. Так, завод Альфа Ромео в Помиглиано д'Арко стал обслуживать британский автотранспорт.

Командование возрожденных Aeronautica Co-Belligerante быстро рассталось с идеями пополнения численного состава за счет постройки новых самолетов. Более реальным оказалось заняться восстановлением поврежденных и брошенных машин из состава Regia Aeronautica. Усилия имели определенный успех. Путем замены двигателей Даймлер-Бенц DB-601 на DB-605 удалось конвертировать в С.205 некоторое количество истребителей С.202.

Когда резервы «каннибализации» разбитых самолетов оказались исчерпанными, союзники сжалились и предоставили итальянцам истребители Белл Р-39 «Аэрокобра» и Супермарин «Спитфайр» Mk V, а также средние бомбардировщики Мартин «Балтимор». Помощь союзников позволила итальянцам сформировать шесть авиагрупп. Только осмотрев новую технику, итальянцы смогли понять, какая пропасть разделяла их собственную авиационную промышленность от авиационной промышленности США или Великобритании.

Союзники не допускали подразделения Aeronautica Co-Belligerante к боевым действиям над Италией. Большинство итальянских аэродромов занимала англо-американская авиация. Собственные же ВВС Италии «выжимались» в южные районы, небольшие группы самолетов базировались на Сардинии.

Самолеты Aeronautica Co- Belligerante действовали также с аэродромов, расположенных в освобожденных районах Балкан. Более 500 вылетов на снабжение югославских партизан совершили ВВС Италии в 1943 – 44 гг. Так, истребители полковника Фанали обеспечивали сопровождение транспортных самолетов и наносили удары по наземным целям, действуя на пределе дальности полета своих «Спитфайров».

Работая с плохо подготовленных и оснащенных аэродромов (все лучшее – союзникам), итальянские ВВС постепенно теряли боеспособность. В подразделениях появилось много дезертиров. В конце концов, подавляющая часть соединений Aeronautica Co- Belligerante зимой 1944-45 г.г. была расформирована. В то же время небольшие, хорошо подготовленные подразделения сумели дотянуть до Дня Победы. Именно эти части заложили основу ВВС современной Италии.


Нейтралы

В годы войны небольшое количество «Спитфайров» было поставлено на экспорт. В феврале 1940 г. с Португалией было заключено соглашение о поставке 12 «Спитфайров» Mk I, но сделка не состоялась по причине Западной кампании Вермахта. «Спитфайры» Mk I прибыли в Португалию только в ноябре 1942 г. В конце 1943 г. Португалия получила еще 33 «Спит- файра» Mk V.

В 1944 г. партию «Спитфайров» Mk VB/Trop получила Турция.

Египет формально в войне участия не принимал, но получал военную помощь от союзников в обмен на предоставление военных баз. Англичане вооружили одну эскадрилью ВВС Египта «Спитфайрами» Mk VB.

(Продолжение следует)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх