Из истории собственных наименований воздушных судов России

(Продолжение. Начало в №№2-4/2006 г.)


Размещение гвардейского знака на фюзеляже легкого бомбардировщика По-2


С первых месяцев Великой Отечественной войны в наименовании советских самолетов стало больше патриотического оттенка. Он значительно усилился с появлением в составе ВВС (позднее в истребительной авиации ПВО) гвардейских авиационных частей. Так, многие летчики-гвардейцы часто помещали на бортах своих боевых машин гвардейский знак. В отдельных случаях он дополнялся соответствующими надписями, например: «Гвардия» или «За честь гвардии!». Среди первых высокого звания «гвардейских» в Военно-воздушных силах удостоились 29, 129, 155 и 526-й истребительные авиаполки, а также 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный авиационные полки, особо отличившиеся в битве за Москву в декабре 1941 г.

За мужество и героизм летного состава в боях против немецко-фашистских захватчиков многим соединениям и частям ВВС, истребительной авиации ПВО и морской авиации ВМФ были присвоены почетные наименования. Часто они наносились на фюзеляжах боевых машин, где соседствовали с правительственными наградами, полученными авиационными формированиями или лично летчиками за воздушные победы. Наглядным примером могут служить самолеты из состава 231-й штурмовой авиационной Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии 1* , а также 2-го гвардейского бомбардировочного Брянского авиационного корпуса 2* .

Свою ненависть к врагу отдельные летчики красочно излагали на фюзеляжах боевых машин в виде лозунгов «Смерть немецким оккупантам», иногда прибегая и к более крепким выражениям. Как свидетельствуют ветераны войны, отдельные надписи можно было смело относить к ненормативной лексике. Думается, что такие художества командование стремилось не поощрять и по-своему боролось с ним.

В то же время, как и в годы Первой мировой войны, возродилась традиция помещать на самолетах визитные карточки летчиков. Так, известный советский летчик-ас М.Д. Баранов 3* [по примеру русского авиатора прапорщика О.П. Панкратова] на борту своей боевой машины большими буквами написал «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Такое отважный летчик мог себе позволить. За полтора года войны он совершил более 200 боевых вылетов, лично сбив при этом 24 самолета противника 4* . Иногда названия самолетов ограничивались лишь начальным словом вышеприведенной фразы -«Гроза» [сентябрь 1941 г., ВВС Южного фронта). Позднее с аналогичной надписью летал известный советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф. Хохлачев.

В годы Великой Отечественной войны многие трудовые коллективы, по опыту 1920-1930 гг, выпускаемым сверхплановым самолетам присваивали различные патриотические наименования, отражавшие веяние времени: «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину», «За Москву», «За Ленинград» и т.д. Чаще всего они вручались исключительно подготовленным летчикам (имевшим значительный боевой опыт на фронте). Так, в составе ВВС Северного фронта в 1941 г. на именном самолете-истребителе И-16 «За СССР!» воевал младший лейтенант С. Сурженко. Также именные самолеты принимали участие в боевых действиях в ходе битвы за Москву (1941-1942 гг.), Сталинградском сражении (1942 – 1943 гг.) и других стратегических операциях Великой Отечественной войны.


Гвардейский знак на борту самолета У-2. 1944 г.


Экипажи самолетов из состава Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии.


Героя Советского Союза М.Д. Баранова (справа) поздравляют с очередной победой. Сталинградский фронт. 1942 г.


Самолет МиГ-3 из состава 6-го авиационного корпуса ПВО с характерной надписью на борту. Зима 1941/1942 гг.


Бомбардировщик дальней авиации Ил-4 «Гроза». Осень 1941 г., ВВС Южного фронта.


Советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В. Ф. Хохлачев возле своей «грозной» машины.


За родную партию большевиков


Командир 1-й авиаэскадрильи 148 иап капитан М. Некрасов возле своего именного самолета. 1942 г


Младший лейтенант С. Сурженко в кабине своего истребителя. 1941 г.


С именем Сталина в бой


Получило свое распространение и размещение на фюзеляжах боевых машин имен выдающихся российских полководцев и военных летчиков, получивших широкую популярность в стране в связи с выходом на экраны в 1930 – 1940-е гг. одноименных кинофильмов, в их числе: «Александр Невский», «Александр Суворов», «Валерий Чкалов», «Чапаевцы» (последние два названия относились к одноименным авиационным эскадрильям) и др. Так, на именном самолете «Александр Невский» воевал знаменитый советский летчик капитан А.Д. Билюкин 5* (196-й иап, 324 иад, 7ВА). Свою последнюю победу он одержал в небе Северной Норвегии, сбив немецкий Ме-109 6* . На самолете-штурмовике Ил-2, названном в честь великого русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова, успешно громил фашистов экипаж военных летчиков В.Т. Алексухина и А.Д. Гатаюнова. Имя А.В. Суворова присвоил себе и экипаж самолета-разведчика из состава 39-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Снова, как и в предвоенные годы, возродилась традиция отражать на бортах самолетов имена погибших товарищей, за которых советские авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу. Именно такие надписи составляли большинство именных самолетов. Несмотря на своемногообразие, например: «Месть за Христенко» (566-й шап, Ленинградский фронт, 1944 г.), «За Володю!» 7* (32-й гв. иап, Северо- Западный фронт, Як-9, 1943 г.), «За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.) и др., все они имели одну направленность – предъявить противнику счет за погибших в боях однополчан. Иногда подобная надпись могла выражаться в виде целого предложения. Так, на борту самолета-бомбардировщика (командир экипажа – майор К. Иванцов) было написано «За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!». Позднее экипаж указанного самолета принял участие в одной и заключительной стратегической операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны – Берлинской (апрель – май 1945 г.). Проводя воздушную бомбардировку столицы фашистской Германии, летчики в полной мере смогли посчитаться за своего павшего товарища.


"За Ленинград" на борту Ил-2


«За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.)


Гэрой Советского Союза капитан А.Д. Билюкин в кабине своего именного самолета "Александр Невский"


Экипаж именного самолета-разведчика 39 ОРАП (слева направо): командир ИМ. Глыга, стрелок-радист К.Н. Семичев и штурман С.П. Минаев.


Экипаж майора К.Иванцова


«За Володю!» (32-й гв. иап, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 г.) 7*


Иногда советские летчики клялись мстить врагу за известных в стране людей (ушедших из жизни) или павших героев. Известный летчик-ас командир 91-го истребительного авиационного полка майор А.С. Романенко 8* на борту своего истребителя Як-9 поместил имя трагически погибшей в январе 1943 г. в авиакатастрофе советской летчицы Героя Советского Союза М.М. Расковой 9* .

Осенью 1943 г. А.С. Романенко вместе с другим летчиком- истребителем А.И. Покрышкиным 10* был признан самым результативным летчиком ВВС Красной Армии. Особо он отличился в период Курской битвы (июль – август 1943 г.), за что был удостоен звания Героя Советского Союза. По сути, это звание он получил вторично. Первый раз высокого звания летчик удостоился еще в боях на Северо-Западном фронте в 1942 г. Но из-за вынужденного пленения он был лишен не только звезды Героя, но и всех полученных ранее правительственных наград. Через год А.С. Романенко вновь подтвердил свое право быть лучшим из лучших летчиков страны 11* .

Другому советскому авиатору капитану Ю.И. Горохову 12* перед началом Курской битвы, как лучшему летчику-истреби- телю 162-го истребительного авиационного полка, старейшим советским писателем-пушкинистом А.И. Новиковым был вручен именной самолет «Александр Пушкин». Идея создания этой именной боевой машины была приурочена к 106-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, инициатором которой и выступил А.И. Новиков. Благодаря его неустанной работе по популяризации имени великого русского поэта в трудовых коллективах ему удалось в короткий срок собрать нужную для строительства самолета сумму денег.

Из телеграммы И.А. Новикова Председателю

Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину 13*

В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провел ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта не умирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100000 рублей на боевой самолет «Александр Пушкин». Пусть боевой самолет, носивший гордое имя\ «Александр Пушкин», примет участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли.


Именные авиаэскадрильи «Валерий Чкалов» и «Чапаевцы». 1944 г.



Як-9 А.С. Романенко с именем М.М. Расковой на боргу


Месть врагу за боевых товарищей и подруг.


Самолет "Месть Барановых"


Прошу включить в список действующей авиации самолет «Александр Пушкин».

Писатель Иван Алексеевич Новиков, г. Каменск- Уральский.

Из ответа И. В. Сталина писателю И.А. Новикову:


…примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.

И. Сталин.


Летом 1943 г. именной самолет Як-7 был построен и включен в состав ВВС РККА.

Из телеграммы генерал- майора авиации Волкова писателю И.А. Новикову 14*

На собранные Вами средства построен боевой самолет- истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову.

Один из экипажей летчиков поклялся мстить врагу за смерть комсомолки Зои Космодемьянской 15* , чей подвиг, широко по всей стране, затронул сердца многих советских воинов. И таких примеров в годы войны было не мало.

Большую группу именных самолетов также представляли летательные аппараты, собранные на народные средства. Как и на заре создания военной авиации в России, эта традиция и в годы Великой Отечественной войны

продолжала приносить свои плоды, олицетворяя собой неразрывную связь между армией и обществом. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб 16* одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г.

Жительница Красноярского края К.С. Шумкова также на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева, получивший название «Красноярский комсомолец». Его однофамилец – майор А.П. Соболев 17* , совершивший за годы войны более 500 боевых вылетов и сбивший лично 20 самолетов противника (летом 1943 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза), в период 1943 – 1944 гг. также воевал на именном самолете «Шилкинский старатель» (Ла-5).

Летал на именном самолете и летчик-истребитель Герой Советского Союза А.Н. Катрич (в будущем – генерал-полковник авиации), совершивший 11 августа 1941 г. первый в истории мировой авиации высотный воздушный таран летательного аппарата противника. На высоте 9 тысяч метров советский истребитель МиГ-3 осуществил перехват немецкого самолета Дорнье-217, направляющегося к Москве. В результате столкновения германский аппарат разрушился в воздухе, а советский летчик сумел успешно посадить свою машину на аэродром полка.

По оценке исследователей, поступавшие в авиацию именные самолеты от трудовых коллективов, в большинстве случаев носили персональный характер. Так, экипажу советского летчика Г.М. Паршина (943-й штурмовой авиационный полк) семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с надписью «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. В свою очередь, трудящиеся Алтайского края вручили своему земляку – прославленному летчику Герою Советского Союза И.Ф. Павлову, боевую машину с соответствующей надписью, как знак высокой признательности его мужества и героизма на фронте.


Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова»


Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Гэрой Советского Союза А. Путин перед боевым вылетом.


Ла-5ФН знаменитого советского летчика- аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева,


Многие советские летчики в годы войны летали на именных самолетах, подаренных им в знак признательности их боевых заслуг на фронте. Среди них были известные летчики-асы: А.В. Алелюхин 18* , А.П. Шишкин 19* , С.Д. Луганский 20* , А.И. Выборнов 21* , С. Роговой и многие другие. Так, командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор А.И. Пушкин в ходе Сталинградского сражения (1942 – 1943 гг.) летал на самолете Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова» 22* . На самолете командира эскадрильи 5-го штурмового полка Героя Советского Союза А. Путина был размещен рисунок парящего над горами орла, изображение которого дополняла надпись «Кавказ».

В составе 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 23* 9 в 1943 – 1945 гг. летало немало именных самолетов, в т.ч. «Следопыт» (Пе-2), «Забайкальский комсомолец» (Пе-2) и др.

Противник в годы войны также иногда присваивал своим самолетам различные имена. Чаще всего они посвящались женам или знакомым девушкам летчиков. Также можно было встретить и названия различных животных или птиц. Отдельные германские авиаторы в качестве своей визитной карточки давали боевым машинам собственные шутливые прозвища 24* . Но с текстовым искусством советских летчиков немцы соревноваться все же не могли.

Приближение победы над врагом незамедлительно отразилось на содержании бортовых надписей. Помимо веских «пожеланий» противнику в практику стали входить указания боевого пути, который прошел за годы войны личный состав того или иного авиационного подразделения или экипажи отдельных самолетов. Так, советский летчик Н.Д. Панасов поместил на борту своего пикирующего бомбардировщика Пе-2 надпись «Ленинград – Кенигсберг», аналогичный смысл имела и надпись «Сталинград – Берлин». В этот период многие самолеты украсились лозунгом «Вперед на Запад!», ставшим главным девизом последних месяцев войны.

С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС практически исчезают именные летательные аппараты (за исключением безмоторной авиации). Последними из них могут считаться самолеты типа Ту-2 именной эскадрильи «Москва». По имеющимся сведениям, они были включены в состав авиационной группы, которая должна была принять участие в воздушном параде в небе столицы 18 августа 1 945 г.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1* С 27 октября 1944 г. преобразована в 12-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию.

2* Директивой Генерального штаба КА от 26 декабря 1944 г. 2-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский бомбардировочный Брянский авиационный корпус.

3* Баранов Михаил Дмитриевич [21.10.1921 – 15.1.1943] – советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1942). Окончил Чугуевское военное училище летчиков (1940). В годы Великой Отечественной войны: лет- чик-истребитель, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. Трагически погиб во время совершения тренировочного полета (1943).

4* Н. Бодрихин. Советские асы. М„ 1998. – С.28.

5* Билюкин Александр Дмитриевич [11.9.1920 – 24.10.1966] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1944). Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1940), Военно-воздушную академию (1957). За годы Великой Отечественной войны совершил 430 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, лично уничтожил 23 и в группе 1 самолет противника.

6* Бодрихин. Советские асы. М., 1998. С.31.

7* Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. М.:РУСАВИА, 2004. – С.119.

8* Романенко Александр Сергеевич [4.9.1912 – 6.11.1943] – советский военный летчик-ас, майор, Герой Советского Союза (1943). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1935). Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов. В начале Великой Отечественной войны воевал в составе 32- го истребительного авиационного полка (иап). Удостоен звания Героя Советского Союза, позднее лишен его из-за пленения (1942). В сентябре 1943 г. командир 91-го иап. К ноябрю 1943 г. считался одним из самых результативных летчиков-истребите- лей ВВС РККА. В период 1941 – 1943 гг. совершил более 300 боевых вылетов, лично сбил около 30 и 6 в группе самолетов противника. Погиб от огня своей зенитной артиллерии (1943).

9* Сведения о Расковой М.М. в следующей части статьи.

10* Покрышкин Александр Иванович [21.02(6.3). 1913 – 13.11.1985] – советский военачальник, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза (май, август 1943, 1944). На военной службе с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу лётчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1957, ныне Военная академия Генштаба). С 1934 г. техник авиационного звена связи стрелковой дивизии, позднее – младший лётчик истребительного авиаполка. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, с ноября 1943 г. помощник командира, с марта 1944 г. командир гвардейского истребительного авиаполка. С 1| мая 1944 г. командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв, сбил 59 самолётов противника. Его тактический опыт был взят на вооружение многими советскими асами. После войны проходил службу в Войсках ПВО страны. С января 1949 г. заместитель командира, с июня 1951 г. командир истребительного воздушного корпуса ПВО, с февраля 1955 г. командующий истребительной авиацией Северо- Кавказской армии ПВО. С 1957 г. командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО, с февраля 1961 г. командующий 8-й Отдельной армией ПВО – заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО. С июля 1968 г. заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С января 1972 г. председатель ЦК ДОСААФ СССР. С ноября 1981 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.


От Сталинграда до Берлина


Пе-2 – "Следопыт"


Ту-2 именной эскадрильи "Москва"


11* Н. Бодрихин. Советские асы. М„ 1998. – СЛ 73-174.

12* Горохов Юрий Иванович [1.8.1921 – 1.1.1944] – советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1944). Окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище (1939). В годы Великой Отечественной войны совершил 350 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях, сбил лично 24 и 10 в группе самолетов противника. Погиб в бою (1944).

13* Е.М. Кирпонос, М.Н. Новиков. На истребителе «Александр Пушкин». М., 1981. – С.41.

14* Там же. С.42.

15* Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) [1923 – 1941] – партизанка, первая женщина – Герой Советского Союза (1942, посмертно). Учащаяся средней школы №201 (г. Москва). В октябре 1941 г. добровольцем ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 г. при выполнении задания в тылу противника была взята в плен. После зверских пыток казнена (1941).

16* Кожедуб Иван Никитович [8.6.1920 – 8.8.1991] – советский военачальник, маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза (02.1944, 08.1944, 1945). На военной службе с 1940 г. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (1941), Военно-воздушную академию (1949), Высшую военную академию (1956, ныне Военная академия Генштаба). Во время Великой Отечественной войны: летчик-инструктор в военном авиационном училище, старший летчик, командир звена, авиаэскадрильи 240-го иап (1943), заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка (1944- 1945). За годы войны совершил 330 боевых вылетов и сбил 62 самолета противника (в т.ч. 1 реактивный). С июня 1949 г. заместитель командира, в 1950-1955 гг. командир истребительной авиационной дивизии. С ноября 1956 г. начальник Управления боевой подготовки ВВС, с апреля 1958 г. 1-й заместитель командующего ВА, с января 1964 г. 1-й заместитель командующего авиацией МВО. В 1971-1978 гг. 1-й заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 по 1991 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

17* Соболев Афанасий Петрович [1.5.1919 – 10.2.1958] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Батайскую военную авиационную школу (1940), Высшие летно-теоретические курсы. В период 1941 – 1943 гг. воевал на Юго-Западном, Волховском. Калининском фронтах. С лета 1 943 г. командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка. Трагически погиб при выполнении контрольного полета (1958).

18* Алелюхин Алексей Васильевич [30.3.1920 – 1990] – советский военный летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (август, ноябрь 1943). На военной службе с 1938 г. Окончил Военную авиационную школу им. В.П. Чкалова (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1954). В годы Великой Отечественной войны: летчик-истребитель, командир звена, эскадрильи, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 601 боевой вылет, лично сбил 40 самолетов противника и 17 в группе. В послевоенный период на преподавательской работе в Военно-воздушной академии. С 1961 г. заместитель командира авиационной дивизии, начальник разведки ВВС МВО, заместитель начальника штаба воздушной армии. В 1974 – 1985 гг. заместитель начальника штаба ВВС МВО.

19* Шишкин Александр Павлович [12(25).2.1917 – 21.7.1951] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Качинскую военную авиационную школу (1938). Проходил службу в должностях: летчика- инструктора, командира звена. За годы Великой Отечественной войны совершил около 250 боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. Трагически погиб при выполнении тренировочного полета.

20* Луганский Сергей Данилович [1.10.1918 – 16.1.1977] – советский военный летчик-ас, генерал- майор авиации, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). На военной службе с 1936 г. Окончил Оренбургскую военную школу летчиков (1938), Военно-воздушную академию (1949). В 1938 – 1941 гг. младший летчик, заместитель командира эскадрильи. Во время со- ветско-финляндской войны (1939 – 1940) совершил 59 боевых вылетов. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, командир 270- го истребительного авиаполка. За годы войны совершил 390 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 37 и в групповых боях 6 самолетов противника, в том числе 2 тараном. После войны служил в ВВС и в авиации ПВО страны. В 1945 – 1949 гг. командир авиаполка, с 1949 г. заместитель командира, с 1952 г. командир авиадивизии. В 1960 – 1964 гг. заместитель командира корпуса ПВО.

21* Выборнов Александр Иванович [р. 17.9.1921] – советский военный летчик-ас, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза

(1945). Окончил Чугуевскую военную школу летчиков (1940), Военно-воздушную академию (1954). За годы Великой Отечественной войны совершил 190 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя и лично сбил 20 самолетов противника. После войны проходил службу в должностях командира авиационного полка и авиадивизии. В 1965 г. начальник боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны. Принимал участие в арабо-израильской войне (1967). С 1968 г. инспектор Министерства обороны СССР.

22* Д. Хазанов. Н. Гордюков. Су-2. Ближний бомбардировщик. – М.: Издательство «Техника -молодежи», 1999. – С.69.

23* 1-я гвардейская бомбардировочная Кировоградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия преобразована из 263-й бомбардировочной авиационной дивизии. Приказ НКО СССР от 18 марта 1943 г.

24* Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. – М.: РУСАВИА, 2004. – С.35.


(Окончание следует)


Владимир КОТЕЛЬНИКОВ, Михаил НИКОЛЬСКИЙ


Примечания:



Из истории собственных наименований воздушных судов России

(Продолжение. Начало в №№2-4/2006 г.)


Размещение гвардейского знака на фюзеляже легкого бомбардировщика По-2


С первых месяцев Великой Отечественной войны в наименовании советских самолетов стало больше патриотического оттенка. Он значительно усилился с появлением в составе ВВС (позднее в истребительной авиации ПВО) гвардейских авиационных частей. Так, многие летчики-гвардейцы часто помещали на бортах своих боевых машин гвардейский знак. В отдельных случаях он дополнялся соответствующими надписями, например: «Гвардия» или «За честь гвардии!». Среди первых высокого звания «гвардейских» в Военно-воздушных силах удостоились 29, 129, 155 и 526-й истребительные авиаполки, а также 215-й штурмовой и 31-й бомбардировочный авиационные полки, особо отличившиеся в битве за Москву в декабре 1941 г.

За мужество и героизм летного состава в боях против немецко-фашистских захватчиков многим соединениям и частям ВВС, истребительной авиации ПВО и морской авиации ВМФ были присвоены почетные наименования. Часто они наносились на фюзеляжах боевых машин, где соседствовали с правительственными наградами, полученными авиационными формированиями или лично летчиками за воздушные победы. Наглядным примером могут служить самолеты из состава 231-й штурмовой авиационной Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии 1* , а также 2-го гвардейского бомбардировочного Брянского авиационного корпуса 2* .

Свою ненависть к врагу отдельные летчики красочно излагали на фюзеляжах боевых машин в виде лозунгов «Смерть немецким оккупантам», иногда прибегая и к более крепким выражениям. Как свидетельствуют ветераны войны, отдельные надписи можно было смело относить к ненормативной лексике. Думается, что такие художества командование стремилось не поощрять и по-своему боролось с ним.

В то же время, как и в годы Первой мировой войны, возродилась традиция помещать на самолетах визитные карточки летчиков. Так, известный советский летчик-ас М.Д. Баранов 3* [по примеру русского авиатора прапорщика О.П. Панкратова] на борту своей боевой машины большими буквами написал «Гроза фашистов М.Д. Баранов». Такое отважный летчик мог себе позволить. За полтора года войны он совершил более 200 боевых вылетов, лично сбив при этом 24 самолета противника 4* . Иногда названия самолетов ограничивались лишь начальным словом вышеприведенной фразы -«Гроза» [сентябрь 1941 г., ВВС Южного фронта). Позднее с аналогичной надписью летал известный советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В.Ф. Хохлачев.

В годы Великой Отечественной войны многие трудовые коллективы, по опыту 1920-1930 гг, выпускаемым сверхплановым самолетам присваивали различные патриотические наименования, отражавшие веяние времени: «За Сталина», «За партию большевиков», «За Родину», «За Москву», «За Ленинград» и т.д. Чаще всего они вручались исключительно подготовленным летчикам (имевшим значительный боевой опыт на фронте). Так, в составе ВВС Северного фронта в 1941 г. на именном самолете-истребителе И-16 «За СССР!» воевал младший лейтенант С. Сурженко. Также именные самолеты принимали участие в боевых действиях в ходе битвы за Москву (1941-1942 гг.), Сталинградском сражении (1942 – 1943 гг.) и других стратегических операциях Великой Отечественной войны.


Гвардейский знак на борту самолета У-2. 1944 г.


Экипажи самолетов из состава Рославльской Краснознаменной ордена Богдана Хмельницкого дивизии.


Героя Советского Союза М.Д. Баранова (справа) поздравляют с очередной победой. Сталинградский фронт. 1942 г.


Самолет МиГ-3 из состава 6-го авиационного корпуса ПВО с характерной надписью на борту. Зима 1941/1942 гг.


Бомбардировщик дальней авиации Ил-4 «Гроза». Осень 1941 г., ВВС Южного фронта.


Советский летчик-ас Герой Советского Союза капитан В. Ф. Хохлачев возле своей «грозной» машины.


За родную партию большевиков


Командир 1-й авиаэскадрильи 148 иап капитан М. Некрасов возле своего именного самолета. 1942 г


Младший лейтенант С. Сурженко в кабине своего истребителя. 1941 г.


С именем Сталина в бой


Получило свое распространение и размещение на фюзеляжах боевых машин имен выдающихся российских полководцев и военных летчиков, получивших широкую популярность в стране в связи с выходом на экраны в 1930 – 1940-е гг. одноименных кинофильмов, в их числе: «Александр Невский», «Александр Суворов», «Валерий Чкалов», «Чапаевцы» (последние два названия относились к одноименным авиационным эскадрильям) и др. Так, на именном самолете «Александр Невский» воевал знаменитый советский летчик капитан А.Д. Билюкин 5* (196-й иап, 324 иад, 7ВА). Свою последнюю победу он одержал в небе Северной Норвегии, сбив немецкий Ме-109 6* . На самолете-штурмовике Ил-2, названном в честь великого русского полководца генералиссимуса А.В. Суворова, успешно громил фашистов экипаж военных летчиков В.Т. Алексухина и А.Д. Гатаюнова. Имя А.В. Суворова присвоил себе и экипаж самолета-разведчика из состава 39-го отдельного разведывательного авиационного полка.

Снова, как и в предвоенные годы, возродилась традиция отражать на бортах самолетов имена погибших товарищей, за которых советские авиаторы поклялись беспощадно мстить врагу. Именно такие надписи составляли большинство именных самолетов. Несмотря на своемногообразие, например: «Месть за Христенко» (566-й шап, Ленинградский фронт, 1944 г.), «За Володю!» 7* (32-й гв. иап, Северо- Западный фронт, Як-9, 1943 г.), «За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.) и др., все они имели одну направленность – предъявить противнику счет за погибших в боях однополчан. Иногда подобная надпись могла выражаться в виде целого предложения. Так, на борту самолета-бомбардировщика (командир экипажа – майор К. Иванцов) было написано «За тебя родной брат Ваня, мщу фашистскому зверью Я!». Позднее экипаж указанного самолета принял участие в одной и заключительной стратегической операции Красной Армии в годы Великой Отечественной войны – Берлинской (апрель – май 1945 г.). Проводя воздушную бомбардировку столицы фашистской Германии, летчики в полной мере смогли посчитаться за своего павшего товарища.


"За Ленинград" на борту Ил-2


«За Женю Лобанова» (ВВС Северного флота, Ил-2, 1943 г.)


Гэрой Советского Союза капитан А.Д. Билюкин в кабине своего именного самолета "Александр Невский"


Экипаж именного самолета-разведчика 39 ОРАП (слева направо): командир ИМ. Глыга, стрелок-радист К.Н. Семичев и штурман С.П. Минаев.


Экипаж майора К.Иванцова


«За Володю!» (32-й гв. иап, Северо-Западный фронт, Як-9, 1943 г.) 7*


Иногда советские летчики клялись мстить врагу за известных в стране людей (ушедших из жизни) или павших героев. Известный летчик-ас командир 91-го истребительного авиационного полка майор А.С. Романенко 8* на борту своего истребителя Як-9 поместил имя трагически погибшей в январе 1943 г. в авиакатастрофе советской летчицы Героя Советского Союза М.М. Расковой 9* .

Осенью 1943 г. А.С. Романенко вместе с другим летчиком- истребителем А.И. Покрышкиным 10* был признан самым результативным летчиком ВВС Красной Армии. Особо он отличился в период Курской битвы (июль – август 1943 г.), за что был удостоен звания Героя Советского Союза. По сути, это звание он получил вторично. Первый раз высокого звания летчик удостоился еще в боях на Северо-Западном фронте в 1942 г. Но из-за вынужденного пленения он был лишен не только звезды Героя, но и всех полученных ранее правительственных наград. Через год А.С. Романенко вновь подтвердил свое право быть лучшим из лучших летчиков страны 11* .

Другому советскому авиатору капитану Ю.И. Горохову 12* перед началом Курской битвы, как лучшему летчику-истреби- телю 162-го истребительного авиационного полка, старейшим советским писателем-пушкинистом А.И. Новиковым был вручен именной самолет «Александр Пушкин». Идея создания этой именной боевой машины была приурочена к 106-й годовщине со дня смерти А.С. Пушкина, инициатором которой и выступил А.И. Новиков. Благодаря его неустанной работе по популяризации имени великого русского поэта в трудовых коллективах ему удалось в короткий срок собрать нужную для строительства самолета сумму денег.

Из телеграммы И.А. Новикова Председателю

Государственного Комитета Обороны И. В. Сталину 13*

В 106-ю годовщину со дня смерти Александра Сергеевича Пушкина, при горячей поддержке со стороны общественности и трудящихся города Каменска-Уральского, я провел ряд пушкинских вечеров, выступая с отдельными главами из моего нового романа о Пушкине. Народ глубоко чтит память своего величайшего поэта, и эта не умирающая к нему любовь позволила мне собрать этими вечерами 100000 рублей на боевой самолет «Александр Пушкин». Пусть боевой самолет, носивший гордое имя\ «Александр Пушкин», примет участие в освобождении от неистового врага нашей родной земли.


Именные авиаэскадрильи «Валерий Чкалов» и «Чапаевцы». 1944 г.



Як-9 А.С. Романенко с именем М.М. Расковой на боргу


Месть врагу за боевых товарищей и подруг.


Самолет "Месть Барановых"


Прошу включить в список действующей авиации самолет «Александр Пушкин».

Писатель Иван Алексеевич Новиков, г. Каменск- Уральский.

Из ответа И. В. Сталина писателю И.А. Новикову:


…примите мой привет и благодарность Красной Армии, Иван Алексеевич, за Вашу заботу о воздушных силах Красной Армии. Ваше желание будет исполнено.

И. Сталин.


Летом 1943 г. именной самолет Як-7 был построен и включен в состав ВВС РККА.

Из телеграммы генерал- майора авиации Волкова писателю И.А. Новикову 14*

На собранные Вами средства построен боевой самолет- истребитель «Александр Пушкин», который 28 июня 1943 года передан в военно-воздушные силы Красной Армии летчику капитану Горохову.

Один из экипажей летчиков поклялся мстить врагу за смерть комсомолки Зои Космодемьянской 15* , чей подвиг, широко по всей стране, затронул сердца многих советских воинов. И таких примеров в годы войны было не мало.

Большую группу именных самолетов также представляли летательные аппараты, собранные на народные средства. Как и на заре создания военной авиации в России, эта традиция и в годы Великой Отечественной войны

продолжала приносить свои плоды, олицетворяя собой неразрывную связь между армией и обществом. Именные самолеты на фронт поступали от трудовых коллективов, колхозов и совхозов, и даже отдельных состоятельных граждан нашей страны. Например, на самолете-истребителе Ла-5ФН, построенном на личные средства колхозника Василия Конева, знаменитый советский летчик-ас Иван Кожедуб 16* одержал ряд воздушных побед в небе Молдавии в 1944 г.

Жительница Красноярского края К.С. Шумкова также на личные средства построила самолет персонально для военного летчика гвардии подполковника Н.Г. Соболева, получивший название «Красноярский комсомолец». Его однофамилец – майор А.П. Соболев 17* , совершивший за годы войны более 500 боевых вылетов и сбивший лично 20 самолетов противника (летом 1943 г. был удостоен высокого звания Героя Советского Союза), в период 1943 – 1944 гг. также воевал на именном самолете «Шилкинский старатель» (Ла-5).

Летал на именном самолете и летчик-истребитель Герой Советского Союза А.Н. Катрич (в будущем – генерал-полковник авиации), совершивший 11 августа 1941 г. первый в истории мировой авиации высотный воздушный таран летательного аппарата противника. На высоте 9 тысяч метров советский истребитель МиГ-3 осуществил перехват немецкого самолета Дорнье-217, направляющегося к Москве. В результате столкновения германский аппарат разрушился в воздухе, а советский летчик сумел успешно посадить свою машину на аэродром полка.

По оценке исследователей, поступавшие в авиацию именные самолеты от трудовых коллективов, в большинстве случаев носили персональный характер. Так, экипажу советского летчика Г.М. Паршина (943-й штурмовой авиационный полк) семья Барановых передала самолет, построенный на собственные средства, с надписью «Месть Барановых», отражая тем самым стремление внести свой посильный вклад в общую победу над фашизмом. В свою очередь, трудящиеся Алтайского края вручили своему земляку – прославленному летчику Герою Советского Союза И.Ф. Павлову, боевую машину с соответствующей надписью, как знак высокой признательности его мужества и героизма на фронте.


Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова»


Командир эскадрильи 5-го штурмового полка Гэрой Советского Союза А. Путин перед боевым вылетом.


Ла-5ФН знаменитого советского летчика- аса Ивана Кожедуба, построенный на личные средства колхозника Василия Конева,


Многие советские летчики в годы войны летали на именных самолетах, подаренных им в знак признательности их боевых заслуг на фронте. Среди них были известные летчики-асы: А.В. Алелюхин 18* , А.П. Шишкин 19* , С.Д. Луганский 20* , А.И. Выборнов 21* , С. Роговой и многие другие. Так, командир 52-го бомбардировочного авиационного полка майор А.И. Пушкин в ходе Сталинградского сражения (1942 – 1943 гг.) летал на самолете Су-2/М-82 с дарственной надписью на борту: «Подарок фронту от трудящихся Сталинградского района г. Молотова» 22* . На самолете командира эскадрильи 5-го штурмового полка Героя Советского Союза А. Путина был размещен рисунок парящего над горами орла, изображение которого дополняла надпись «Кавказ».

В составе 1-й гвардейской бомбардировочной авиационной дивизии 23* 9 в 1943 – 1945 гг. летало немало именных самолетов, в т.ч. «Следопыт» (Пе-2), «Забайкальский комсомолец» (Пе-2) и др.

Противник в годы войны также иногда присваивал своим самолетам различные имена. Чаще всего они посвящались женам или знакомым девушкам летчиков. Также можно было встретить и названия различных животных или птиц. Отдельные германские авиаторы в качестве своей визитной карточки давали боевым машинам собственные шутливые прозвища 24* . Но с текстовым искусством советских летчиков немцы соревноваться все же не могли.

Приближение победы над врагом незамедлительно отразилось на содержании бортовых надписей. Помимо веских «пожеланий» противнику в практику стали входить указания боевого пути, который прошел за годы войны личный состав того или иного авиационного подразделения или экипажи отдельных самолетов. Так, советский летчик Н.Д. Панасов поместил на борту своего пикирующего бомбардировщика Пе-2 надпись «Ленинград – Кенигсберг», аналогичный смысл имела и надпись «Сталинград – Берлин». В этот период многие самолеты украсились лозунгом «Вперед на Запад!», ставшим главным девизом последних месяцев войны.

С окончанием Великой Отечественной войны в составе ВВС практически исчезают именные летательные аппараты (за исключением безмоторной авиации). Последними из них могут считаться самолеты типа Ту-2 именной эскадрильи «Москва». По имеющимся сведениям, они были включены в состав авиационной группы, которая должна была принять участие в воздушном параде в небе столицы 18 августа 1 945 г.


ПРИМЕЧАНИЯ:

1* С 27 октября 1944 г. преобразована в 12-ю гвардейскую штурмовую авиационную дивизию.

2* Директивой Генерального штаба КА от 26 декабря 1944 г. 2-й гвардейский авиационный корпус дальнего действия был преобразован во 2-й гвардейский бомбардировочный Брянский авиационный корпус.

3* Баранов Михаил Дмитриевич [21.10.1921 – 15.1.1943] – советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1942). Окончил Чугуевское военное училище летчиков (1940). В годы Великой Отечественной войны: лет- чик-истребитель, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. Трагически погиб во время совершения тренировочного полета (1943).

4* Н. Бодрихин. Советские асы. М„ 1998. – С.28.

5* Билюкин Александр Дмитриевич [11.9.1920 – 24.10.1966] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1944). Окончил Борисоглебскую военную авиационную школу (1940), Военно-воздушную академию (1957). За годы Великой Отечественной войны совершил 430 боевых вылетов, участвовал в 35 воздушных боях, лично уничтожил 23 и в группе 1 самолет противника.

6* Бодрихин. Советские асы. М., 1998. С.31.

7* Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. М.:РУСАВИА, 2004. – С.119.

8* Романенко Александр Сергеевич [4.9.1912 – 6.11.1943] – советский военный летчик-ас, майор, Герой Советского Союза (1943). Окончил Ворошиловградскую военную авиационную школу (1935). Служил в частях Киевского и Западного особых военных округов. В начале Великой Отечественной войны воевал в составе 32- го истребительного авиационного полка (иап). Удостоен звания Героя Советского Союза, позднее лишен его из-за пленения (1942). В сентябре 1943 г. командир 91-го иап. К ноябрю 1943 г. считался одним из самых результативных летчиков-истребите- лей ВВС РККА. В период 1941 – 1943 гг. совершил более 300 боевых вылетов, лично сбил около 30 и 6 в группе самолетов противника. Погиб от огня своей зенитной артиллерии (1943).

9* Сведения о Расковой М.М. в следующей части статьи.

10* Покрышкин Александр Иванович [21.02(6.3). 1913 – 13.11.1985] – советский военачальник, маршал авиации, трижды Герой Советского Союза (май, август 1943, 1944). На военной службе с 1932 г. Окончил Пермскую авиационную школу авиатехников (1933), Качинскую авиационную школу лётчиков (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1957, ныне Военная академия Генштаба). С 1934 г. техник авиационного звена связи стрелковой дивизии, позднее – младший лётчик истребительного авиаполка. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, с ноября 1943 г. помощник командира, с марта 1944 г. командир гвардейского истребительного авиаполка. С 1| мая 1944 г. командир 9-й гвардейской истребительной авиадивизии. Совершил свыше 600 боевых вылетов, провёл 156 воздушных боёв, сбил 59 самолётов противника. Его тактический опыт был взят на вооружение многими советскими асами. После войны проходил службу в Войсках ПВО страны. С января 1949 г. заместитель командира, с июня 1951 г. командир истребительного воздушного корпуса ПВО, с февраля 1955 г. командующий истребительной авиацией Северо- Кавказской армии ПВО. С 1957 г. командующий 52-й воздушной истребительной армией ПВО, с февраля 1961 г. командующий 8-й Отдельной армией ПВО – заместитель командующего войсками Киевского военного округа по ПВО. С июля 1968 г. заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны. С января 1972 г. председатель ЦК ДОСААФ СССР. С ноября 1981 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.


От Сталинграда до Берлина


Пе-2 – "Следопыт"


Ту-2 именной эскадрильи "Москва"


11* Н. Бодрихин. Советские асы. М„ 1998. – СЛ 73-174.

12* Горохов Юрий Иванович [1.8.1921 – 1.1.1944] – советский военный летчик-ас, капитан, Герой Советского Союза (1944). Окончил 1-е Чкаловское военное авиационное училище (1939). В годы Великой Отечественной войны совершил 350 боевых вылетов, участвовал в 70 воздушных боях, сбил лично 24 и 10 в группе самолетов противника. Погиб в бою (1944).

13* Е.М. Кирпонос, М.Н. Новиков. На истребителе «Александр Пушкин». М., 1981. – С.41.

14* Там же. С.42.

15* Космодемьянская Зоя Анатольевна (Таня) [1923 – 1941] – партизанка, первая женщина – Герой Советского Союза (1942, посмертно). Учащаяся средней школы №201 (г. Москва). В октябре 1941 г. добровольцем ушла в партизанский отряд. В ноябре 1941 г. при выполнении задания в тылу противника была взята в плен. После зверских пыток казнена (1941).

16* Кожедуб Иван Никитович [8.6.1920 – 8.8.1991] – советский военачальник, маршал авиации (1985), трижды Герой Советского Союза (02.1944, 08.1944, 1945). На военной службе с 1940 г. Окончил Чугуевское военное авиационное училище летчиков (1941), Военно-воздушную академию (1949), Высшую военную академию (1956, ныне Военная академия Генштаба). Во время Великой Отечественной войны: летчик-инструктор в военном авиационном училище, старший летчик, командир звена, авиаэскадрильи 240-го иап (1943), заместитель командира 176-го гвардейского истребительного авиаполка (1944- 1945). За годы войны совершил 330 боевых вылетов и сбил 62 самолета противника (в т.ч. 1 реактивный). С июня 1949 г. заместитель командира, в 1950-1955 гг. командир истребительной авиационной дивизии. С ноября 1956 г. начальник Управления боевой подготовки ВВС, с апреля 1958 г. 1-й заместитель командующего ВА, с января 1964 г. 1-й заместитель командующего авиацией МВО. В 1971-1978 гг. 1-й заместитель начальника боевой подготовки ВВС. С 1978 по 1991 г. в Группе генеральных инспекторов МО СССР.

17* Соболев Афанасий Петрович [1.5.1919 – 10.2.1958] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Батайскую военную авиационную школу (1940), Высшие летно-теоретические курсы. В период 1941 – 1943 гг. воевал на Юго-Западном, Волховском. Калининском фронтах. С лета 1 943 г. командир 2-го гвардейского истребительного авиационного полка. Трагически погиб при выполнении контрольного полета (1958).

18* Алелюхин Алексей Васильевич [30.3.1920 – 1990] – советский военный летчик-ас, генерал-майор авиации, дважды Герой Советского Союза (август, ноябрь 1943). На военной службе с 1938 г. Окончил Военную авиационную школу им. В.П. Чкалова (1939), Военную академию им. М.В. Фрунзе (1948), Высшую военную академию (1954). В годы Великой Отечественной войны: летчик-истребитель, командир звена, эскадрильи, заместитель командира 9-го гвардейского истребительного авиаполка. За годы войны совершил 601 боевой вылет, лично сбил 40 самолетов противника и 17 в группе. В послевоенный период на преподавательской работе в Военно-воздушной академии. С 1961 г. заместитель командира авиационной дивизии, начальник разведки ВВС МВО, заместитель начальника штаба воздушной армии. В 1974 – 1985 гг. заместитель начальника штаба ВВС МВО.

19* Шишкин Александр Павлович [12(25).2.1917 – 21.7.1951] – советский военный летчик-ас, полковник, Герой Советского Союза (1943). Окончил Качинскую военную авиационную школу (1938). Проходил службу в должностях: летчика- инструктора, командира звена. За годы Великой Отечественной войны совершил около 250 боевых вылетов и лично сбил 20 самолетов противника. Трагически погиб при выполнении тренировочного полета.

20* Луганский Сергей Данилович [1.10.1918 – 16.1.1977] – советский военный летчик-ас, генерал- майор авиации, дважды Герой Советского Союза (1943, 1944). На военной службе с 1936 г. Окончил Оренбургскую военную школу летчиков (1938), Военно-воздушную академию (1949). В 1938 – 1941 гг. младший летчик, заместитель командира эскадрильи. Во время со- ветско-финляндской войны (1939 – 1940) совершил 59 боевых вылетов. В годы Великой Отечественной войны: заместитель командира и командир эскадрильи, командир 270- го истребительного авиаполка. За годы войны совершил 390 боевых вылетов, в воздушных боях сбил лично 37 и в групповых боях 6 самолетов противника, в том числе 2 тараном. После войны служил в ВВС и в авиации ПВО страны. В 1945 – 1949 гг. командир авиаполка, с 1949 г. заместитель командира, с 1952 г. командир авиадивизии. В 1960 – 1964 гг. заместитель командира корпуса ПВО.

21* Выборнов Александр Иванович [р. 17.9.1921] – советский военный летчик-ас, генерал-лейтенант авиации, Герой Советского Союза

(1945). Окончил Чугуевскую военную школу летчиков (1940), Военно-воздушную академию (1954). За годы Великой Отечественной войны совершил 190 боевых вылетов, провел 42 воздушных боя и лично сбил 20 самолетов противника. После войны проходил службу в должностях командира авиационного полка и авиадивизии. В 1965 г. начальник боевой подготовки истребительной авиации ПВО страны. Принимал участие в арабо-израильской войне (1967). С 1968 г. инспектор Министерства обороны СССР.

22* Д. Хазанов. Н. Гордюков. Су-2. Ближний бомбардировщик. – М.: Издательство «Техника -молодежи», 1999. – С.69.

23* 1-я гвардейская бомбардировочная Кировоградская Краснознаменная ордена Богдана Хмельницкого авиационная дивизия преобразована из 263-й бомбардировочной авиационной дивизии. Приказ НКО СССР от 18 марта 1943 г.

24* Д. Хазанов. Немецкие асы на Восточном фронте. 4.1. – М.: РУСАВИА, 2004. – С.35.


(Окончание следует)


Владимир КОТЕЛЬНИКОВ, Михаил НИКОЛЬСКИЙ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх