В небе Кореи.


«Орлы» Мао Цзэдуна против «Ястребов» дяди Сэма

(Продолжение. Начало в № 9-10/2004 г.)


Воздушное сражение, о котором шла речь в предыдущем номере журнала, было одним из наиболее крупных. Чжао Баотун писал: «В ходе борьбы интервенты наращивали силы истребителей прикрытия. Наше командование тоже направило в район боя еще одну группу самолетов. Эта группа довершила разгром колонны "летающих крепостей" и оказала большую помощь в борьбе с истребителями противника. О характере ее действий нам рассказал летчик Юй Хуачунь, совершивший на своей машине посадку на нашем аэродроме.

Получив преимущество в высоте, Юй Хуачунь на большой скорости ринулся в атаку на замыкающий самолет предпоследнего «ромба». Все четыре В-29 перенесли огонь на его машину. Интервенты пытались испугать нашего летчика, заставить его отказаться от атаки. Но наш летчик не отвернул. Пикируя под углом в 45 градусов, он открыл огонь.

Проскочив сквозь строй самолетов врага, летчик снова набрал высоту и повторил атаку. По плоскости одной «летающей крепости» пополз серый дымок, но она продолжала идти к цели. Юй Хуачунь настойчиво атаковал бомбардировщики и заставил их сбросить бомбы впустую. Последней очередью он добил уже поврежденную им «летающую крепость».

В этот момент летчик встретился с неожиданной опасностью. Буквально перед фонарем его машины внезапно раскрылись парашюты двух вражеских пилотов, выпрыгнувших с горящей «летающей крепости». Мгновенно взяв ручку на себя и резко нажав ножную педаль, летчик с трудом отвернул машину.

Набрав высоту, Юй Хуачунь огляделся: надо было пристроиться к кому-либо из своих, ибо боеприпасы на его самолете кончились. И как раз в это время он заметил, что к двум нашим самолетам, выходящим из атаки по «летающим крепостям», пристроились сзади два «Тандерджета», а еще выше готовились к 'удару два «Сейбра». Наши летчики, видимо, не замечали врага. Юй Хуа- чунь сразу понял всю величину опасности, нависшей над товарищами. В какую-то долю секунды он изменил направление полета и бросился в атаку на американцев. Те тотчас же отвалили в сторону.

Смелой атакой Юй Хуачунь спас товарищей. Но и сам он попал под огонь находившихся выше его «Сейбров». По плоскости машины прошла очередь, вторая. Полубочкой наш летчик увернулся от огня противника и на высоте 800-900 м от земли на большой скорости повел свой самолет на аэродром. Наши зенитчики отрезали от израненной машины преследующих ее «Сейбров», и летчик благополучно совершил посадку».


Группа В-29А из состава 92-й бомбардировочной группы наносит удар


МиГ-15 в Пекинском авиационном музее. На врезке – самый результативный китайский ас летчик Чжао Баотун


В приведенном отрывке есть все для подражания – грамотная тактика и летное мастерство, большое мужество и героизм, а также незыблемый для советских летчиков принцип – «сам погибай, а товарища выручай». Сейчас не так уж и важно, кто в этих боях выступал в роли первой скрипки – молодые китайские летчики или в «сборных» группах результат обеспечивали все же «китайские народные добровольцы» «Ван Юшин» и «Ли Сицын». Очевидно, что все вышеизложенное – не «охотничьи рассказы». Не имея возможности скрывать большие потери (по китайским данным, в тот день более десятка В-29 было сбито, примерно столько же получили тяжелые повреждения и несколько разбилось при посадке в Сеуле), на пресс-конференции в Вашингтоне генерал Х.Вандерберг сообщил: «23 октября мы… ударили по Намси и столкнулись с ожесточенными действиями со стороны противника. Нападения были более решительными, чем когда бы то ни было. Некоторые самолеты противника врезались в строй наших бомбардировщиков. Хотя мы уничтожили три… и повредили восемь, сами мы понесли более тяжелые потери, чем в любом другом бою в ходе корейской войны… три бомбардировщика были сбиты, а пять остальных повреждены». (Явное занижение своих потерь, по крайней мере, в 2-3 раза. В тот день, по нашим данным, Стратегическое бомбардировочное командование США потеряло убитыми и пропавшими без вести 55 членов экипажей В-29, еще 12 были тяжело ранены). Американцы в октябрьских боях признали потерянными 5 В-29 и 8 тяжело поврежденных и позже списанных. По советским архивам, среди сбитых в октябре 101 самолета противника оказалось 16 В-29.

Чжао Баотун упоминал молодого летчика Ли Аня, в одном из боев сбившего даже сразу два В-29. По его словам, последний налет на Намси состоялся спустя неделю после 23 октября и стал «черным вторником» бомбар- дирвочного командования, потерявшего около десятка самолетов. По нашим данным, в этот день летчики 1 8-го гиап встретились с 30 F-84, отвлекавших их от основной группы, работавшей по наземным целям. Разошлись почти «вничью», заплатив несколькими пробоинами в двух МиГах за два сбитых «Тандерджета». В-29 последний октябрьский налет сделали двумя днями раньше, в воскресенье 28 октября. Восьмерка В-29 из 98-й баг с авиабазы в Йо- коте отбомбилась по железнодорожному мосту Сончгхон. Сильное истребительное прикрытие из нескольких десятков «Сейбров» из 4-й иаг и «Тандерджетов» из 136-й ибаг защитило их от атак МиГов ценой пяти истребителей, причем «хэт-трик» из F-86 удался командиру 3-й аэ 17-го иап Н.Г.Дорошенко (всего второй за всю войну в Корее, а первый 6.10.51 удался командиру 196-го иап Е.Г.Пепеляеву).

Признав потери В-29 в тех боях неприемлемыми, американцы перешли на ночные налеты соединений «сверхкрепостей» с применений новой тактики. За исключением отдельных разведполетов, до конца войны В-29 в небе Кореи больше днем не «светились», в этом немалая заслуга и китайцев.

Начало ноября ознаменовалось новыми массированными атаками истребителей-бомбардировщиков F-84G и штурмовиков F-80C на районы КНДР за линией Пхеньян – Гензан. В первой декаде ноября летчики 3-й иод провели пять воздушных боев с небольшими группами американских самолетов, сбив и подбив 8 машин, у самих был слегка поврежден один самолет. В этих боях одержали первые победы будущие китайские асы – зам. командира 3-й иаэ 7-го иап Чжао Баотун (Юйтун) и командир 1-й аэ 9-го иап Ван Хай, одержавшие по 9 побед.

Китайцы пишут, что началом рекордного боевого счета 3- го иад стали два сбитых и один подбитый Чжао Баотуном 4 ноября 1951 г. Доведя свой «лицевой счет» до семи сбитых и двух подбитых (лучший результат в ВВС НОАК) Чжао Баотун был назван «драконом» ВВС. Уйдя вскоре после войны в отставку, он написал мемуары, изданные у нас в 1955 г. Китайцы описали его рассказ об одном из первых боев, когда при возвращении на аэродром его группу со сторо- , ны солнца атаковали американцы. Он сначала принял их за своих, а когда убедился в ошибке, было уже поздно. Попытавшись уйти от них, сделал петлю или переворот, но неудачно и потерял скорость. В этот момент его подожгли. Сообщив по радио: «Выхожу из боя, прикройте», – он все же сумел приземлиться на горящем самолете на аэродром, МиГ быстро потушили. В русском переводе описание «уроков первых воздушных боев» и накопление «по крохам» бесценного боевого опыта представлено гораздо более «героическими» и успешными воздушными схватками. В предисловии к этому переводу можно прочитать, что всего за один месяц боев эскадрилья Чжао Баотуна сбила свыше 30 самолетов, а его ведомый Фань Ваньчжан в паре с ним сбил восемь. Чжао Баотун упоминает и отличавшегося «особой активностью» летчика Дун Вэня, лично сбившего «больше десятка» вражеских самолетов. В опубликованных в КНР списках китайских асов такие фамилии отсутствуют.

Самой результативной в Корейской войне в ВВС НОАК стала 1-я аэ 9-го иап 3-й иад (командир Ван Хай), совершившая первые боевые вылеты в конце октября – начале ноября 1951 г. (первой из 3-й иад). Действительно, она сбила и подбила 29 самолетов врага, победы на своем личном счету имел каждый из десяти летчиков. Но достигли этого они не за месяц и 80 воздушных боев, как позже написали историки, а за всю войну, когда многие летчики эскадрильи ушли на повышение. Сам Ван Хай в конце 1952 г. успешно воевал в должности комполка, впоследствии стал политкомиссаром и командующим ВВС НОАК.


Командующий ВВС НОАК Ван Хай


Встреча Ван Хая с бывшими противниками в Пекинском авиационном музее


Все летчики Ван Хая пришли в авиацию из сухопутных войск, успели принять участие и отличиться в войне с Японией и в гражданской. С авиацией они впервые познакомили в Дунбэйской школе. Китайцы пишут, что «американцы даже не могли себе представить, в каких условиях учились летать их достойные соперники. В 1946 г. им пришлось испытать много трудностей, чтобы подняться в небо. Зимой морозы доходили до 40°. Спали по 6-8 человек в маленькой комнате. На кроватях – травяные матрацы или солома, укрывались тоненькими ватными одеялами. Во время сна голова покрывалась инеем и примерзала к подушке. Ели кукурузу и гаолян (что-то вроде нашего проса). Из-за отсутствия обуви вырезали из дерева нечто подобное шлепанцам. Вместо горючего использовали спирт, вырабатываемый из кукурузы. В полетах к ногам привязывали будильники… » (зачем – неясно, возможно вместо секундомера).

В 1951 г. летчики эскадрильи едва успели освоить МиГ-15, налет каждого из них не превышал несколько десятков часов. Они только-только научились летать строем в составе звена и эскадрильи. Не успели освоить полеты в сложных метеоусловиях, еще не умели точно стрелять, естественно не было опыта в воздушных боях. Однако накануне вступления в бой они чуть более чем за месяц налетали более чем по 100 часов каждый на новых МиГ- 15бис. По воспоминаниям Ван Хая, в самом начале боев наиболее трудным было своевременное обнаружение в воздухе противника: «Кто первым увидел врага, тот и победил. Начало каждого боя было очень напряженным, и для нас, и для противников.»

Как и годом ранее, в первых боевых вылетах им было трудно обнаружить воздушные цели, и они прошли вхолостую, летчики не смогли даже обнаружить врага. Историки пишут, что «в это время они не могли ни есть, ни спать, только анализировали причины неудач. Но они не испугались и не дрогнули перед сильными американскими летчиками, налетавшими каждый не менее 1000 часов, говоря, что если мы на земле сумели разгромить врага, то сумеем уничтожить бандитов в воздухе.»

Прорыв произошел 8 ноября 1951 г, когда ведомая Ван Хаем эскадрилья, вылетев на боевое задание, в районе боевого патрулирования в -40-50 км от линии фронта своевременно обнаружила вражеские самолеты, по китайским данным, «Метеоры». Бросившись двумя парами в атаку (ведомые – Цзяо Цзинвэнь, Чжоу Фэнсин, Лю Дэлинь) и, по одним данным, сразу же догнав противника, а по другим, преследуя удирающие на юг самолеты более 100 км, Ван Хай первым открыл огонь и в погоне выпустил из пушек более 200 снарядов, подбив в итоге один самолет. На радостях он еще раз нажал на гашетки, но снарядов больше не было. Тогда комэск приказал атаковать своему ведомому Цзяо Цзинвэню, затем открыла огонь и вторая пара. Так они стреляли по американцам и все вместе, и по очереди вплоть до 38-й параллели, за которую залетать было запрещено. Поэтому они прекратили атаки и вернулись на свой аэродром. Сбитый или подбитый американец стал первым на счету 9-го иап.

В наших публикациях участие летчиков ОВА в тот день вообще не упоминается, а наши пилоты участвовали в двух крупных воздушных боях, «официально» сбив по четыре «Сейбра» и «Тандерджета», еще несколько повредили и, вероятно, сбили один «Шутинг Стар». Свои потери – два МиГа и один погибший летчик.

После этих потерь американцы резко снизили свою активность, и до 18 ноября встречи с противником были редкими, за декаду советские летчики провели только два локальных воздушных боя, без потерь сбив четыре самолета днем и один ночью.

Подробности крупного воздушного боя 18 ноября 1951 г. в описании на китайском и на русском языках существенно отличаются, поэтому есть смысл изложить обе версии. Китайцы пишут, что 184 американских самолета девятью группами действовали в районе Циньчуаньцзян – Аньчжоу. 16 МиГ-15 9-го иап 3-й иад двумя группами вылетели на перехват. Вскоре первая группа обнаружила более 60 F-84, готовившихся сбросить бомбы на мост на реке Циньчуаньцзян. Летевший во главе шестерки Ван Хай, зная, что МиГи на пикировании развивают большую скорость, чем «Сейбры» (на самом деле наоборот), по радио передал приказ набрать высоту и атаковать с пикирования. Его самолеты на пикировании открыли огонь и рассеяли вражескую группу. После нескольких атак его шестерка сбила пять F-84 и два из них лично сам Ван Хай. Скоротечный бой продолжался очень недолго, всего в том бою 9-й иап сбил шесть американцев.

По описаниям наших летчиков, 18 ноября американцы предприняли крупный налет на участок шоссейной дороги в районе Ансю. Участвовали до 50 «Тандерджетов» под прикрытием 30-40 «Сейбров». На перехват взлетел 18-й гиап в полном составе и 18 МиГов 176-го гиап. В том бою наши летчики, рассыпавшись на мелкие группы и пары, без потерь сбили и повредили 4 F-84 (2 – Л.К.Щукин, по одному – А.А.Астоповский и А.Ф.Мазнев) и один F-86 (П.С.Милаушкин, официально не засчитан). Американцы утверждали, что в том бою пара F-84E из 111 -й аэ 136- й ибаг (К.Кулей и Дж.Хеветт) сбили один МиГ-15. Об уничтоженных в тот день на аэродроме Уйчжоу китайских МиГах уже упоминалось. Не берусь судить по этим описаниям одного боевого дня, шла ли речь о двух различных групповых боях, или это две «национальные» версии одного и того же сражения.

Далее китайцы сообщают, что 23 ноября 116 американских самолетов в составе шести групп прорывались на север. В воздушном бою с 20 F-84 участвовали 20 самолетов 7-го иап 3-й иад, они сбили 8 американцев, свой один был легко поврежден.

Наши историки отмечают только ожесточенные бои на «аллее мигов» 26-27 ноября, в которых летчики советского авиакорпуса неоднократно отражали налеты многочисленных групп F-80 и F-84 под усиленным прикрытием F-86. Всего в небе встречались более сотни американских самолетов и около 80 советских МиГов. Ван Хай позже рассказывал, что в тех крупных воздушных боях с двух сторон участвовало до 200 самолетов, и в небе часто образовывалась свалка. Времени на раздумья и грамотные боевые действия не оставалось.

По китайским данным, 2 декабря 1951 г. американцы в составе шести групп направили более 120 F-84 и F- 86 для налета на железные дороги в районе Тайчуань, Бочуань и Шуньчуань. 3-я иад подняла 42 МиГ-15. В небе над устьем реки Циньчуаньцзян и Сучуань МиГи вступили в бой с 20-ю американцами, сбили три и подбили один самолет.


Группа китайских пилотов получает задание на боевой вылет


Ил-10 в китайском музее. Точных данных о применении этих штурмовиков китайскими летчиками в небе Кореи нет


5 декабря 3-я иад вновь участвовала в крупном воздушном бою. 9-й иап был «ядром атаки», 7-й иап его прикрывал. В бою с истребителями F-86 и бомбардировщиками F-84 сбили 4 самолета.

8 декабря летчики 3-й иад совершили два боевых вылета, сбив и подбив 3 F-86. В этих воздушных боях с обеих сторон участвовало около 300 самолетов. Историки в КНР пишут, что «в воздушном бою, где участвовали F-86 с превосходными летными данными, китайские летчики, проявляя героизм, сбили и подбили 9 самолетов и приобрели опыт боев с F-86…»

Авторы «Красных дьяволов…» отмечают крупный воздушный бой 2 декабря, в котором активно участвовали китайцы и относят на их счет четыре сбитых МиГа из пяти заявленных американцами как сбитые в том бою.

Необходимый комментарий. Читая эту интереснейшую хронику Корейской войны, пожалуй лучшую и наиболее полную публикацию на русском языке, тем не менее не устаешь удивляться авторской «бухгалтерии». Ежедневно сводя «сальдо» с «бульдо» (сличая по архивным и иным источникам победы и потери с обеих сторон), авторы с завидным постоянством результат вычитания американских заявленных побед и наших официальных потерь представляют как предположительные потери летчиков ОВА. В конце книги авторы стали утверждать, что американцы в число уничтоженных записывали подбитые самолеты.

Китайцы в своих открытых публикациях, насколько мне известно, подробной статистики своих успехов и неудач не печатали, за исключением некоторых фрагментов. Из них следует, что осенью 1951 г. за 86 дней 3-я иад сбила и подбила 64 американских самолета. У самих сбито и подбито 23 МиГ- 15. За всю войну в небе Кореи 3-я иад добилась самой высокой результативности в ОВА, «сбив и подбив» (так китайцы всегда отмечали свои победы) 114 вражеских самолетов. Свои потери – 43 сбитых и 18 подбитых МиГов, погибло 18 летчиков.

Одновременно вместе с 3-й иад осенью-зимой 1951 г. в боевых действиях участвовали 2-я иад на «Лавочкиных» и 14-я иад. О боях последней практически нет никакой информации. В декабре 1951 г. и январе 1 952 г. на фронт прибыли 6-я и 15-я иад, они, главным образом, вели воздушные бои большими группами, пытаясь лишить противника преимущества в воздухе в районе междуречья Ялуцзян и Циньчу- аньцзян. Историки из КНР не забыли отметить, что «Командующий ВВС США на Дальнем Востоке генерал-лейтенант Вэйленд признал, что им становится все труднее осуществлять блокаду.»

Рассказ о «первой реактивной войне» был бы неполным без описания действий в 1951 г. поршневой авиации. В нескольких километрах от устья реки Ялуцзян расположен небольшой архипелаг, китайцы его называют Хэдао (дао – остров), состоящий из островов Большой и Малый Хэ и других (в переводах с корейского и китайского у нас его еще называли Тайке-до, Сонми-до, Симби-до). Несмотря на различные названия, везде речь идет об одном и том же небольшом клочке суши, который стал «костью в горле» и у наших авиационных командиров, и у руководства ОВА. На островах находилась мощная радиотехническая база противника с новейшими РЛС и пункт наведения, контролирующий практически всю «аллею мигов». Даже визуально в стереотрубу или в бинокль оттуда было видно очень много.

20 июня 1951 г. командование КНА решило провести десантную операцию и захватить острова. Высадку десанта с воздуха поддерживала авиация ВВС КНДР. Штурмовики Ил-10 из 1-й сад совершили несколько налетов на острова, пытаясь разбомбить РЛС и радиостанции. Одну восьмерку сумели перехватить «Мустанги» F-51 1 8-й ибаг, которые, по их утверждению, сбили два Ил-10 и еще три повредили. На прикрытие штурмовиков подняли 1-й иап ВВС КНДР на Як-9. Одна шестерка провела бой с четверкой «Мустангов», по американским данным летчик 67-й аэ Дж.Харрисон сбил один Як-9.

Как обычно бывает в детских дворовых стычках, на подмогу позвали «старших братьев». Десятка МиГов 176-го гиап прилетела на «разборку» с опозданием и увидела, как «Мустанги» штурмовали корейский десант. Пока им «всыпали» (хотя и не без проблем, обломками сбитого F-51 был поврежден один МиГ), с другой стороны тоже примчались «старшие братья» – «Сейбры». Короткая схватка МиГ-15 с F-86 закончилась повреждением одного МиГа. На обратном пути слегка «отлупили» четверку F-51 и сбили еще один «Мустанг», а всего в том бою – шесть F- 51 ценой трех подбитых МиГ-15.

Однако главная задача – высадка десанта и захват островов оказалась сорванной, вторую попытку предприняли только в ноябре. Начало операции решили подгадать к юбилею Октябрьской Революции в СССР и, возможно, захват Хэдао преподнести советскому руководству в качестве подарка, поскольку всю подготовку командование ОВА вело самостоятельно, для личного руководства из Пекина прилетел Главком ВВС НОАК Лю Ялоу.


УТБ-2 китайских ВВС


По китайским данным, на островах были расквартированы более 1200 солдат радиотехнической службы, ведущих радиоразведку и, самое главное, непрерывно занимавшихся «подрывной» деятельностью (так называемая «психологическая война»). Для уничтожения противника и захвата островов штаб китайских ВВС принял решение провести высадку десанта силами 50-й сухопутной армии при поддержке 2-й, 3-й, 8-й и 10-й авиадивизий.

Приказ о начале операции был отдан 1 ноября. На следующий день летчики 3-й и 4-й (или 2-й) иад слетали на разведку. Бомбардировщики 2-й аэ 22- го полка 8-й дивизии, которым предстояло впервые выполнить боевой вылет, тщательно готовились, изучая цитатники с указаниями Мао Цзэдуна, .

Похоже, что мудрый вождь абсолютно правильно указал боевой курс, первый вылет прошел успешно и без потерь. Девятка Ту-2 (ведущий – комэск Хань Мин'Ян), загрузив в самолеты по восемь соток и одной «зажигалке», 6 ноября в 14.35 поднялась в воздух. Их прикрывали 16 Ла-112-й иад и 24 МиГ- 15. В плотном строю Ту-2 полетели на Большой Хэ. Похоже, что из-за внезапности налета американцы их просто прозевали, противника в воздухе не .оказалось, но в дело вступили зенитчики. Их своевременно подавили, по-видимому «Лавочкины». Штурман ведущего был достаточно опытным и все бомбы пошли точно в цель. Китайцы пишут, что из 81 бомбы 72 (90%) удачно попали по намеченным объектам, под бомбежку попали более 60 человек командного состава войск ООН и были поражены все намеченные цели. Когда несколько десятков F-86 все же появились в небе, бомбардировщики уже уходили от цели.

Командир одного из экипажей Ту-2 Ся Ваньпин позже рассказывал, что «в течение нескольких минут от их взрывов десятки сооружений врага, его радиолокационные установки и одна из радиостанций были сожжены и разрушены. Особенно смело действовал сам Хань Мин'ян. Он взял на себя важнейшую цель и пикировал на нее через завесу зенитного огня до минимальной высоты. Все бомбы, сброшенные этим самолетом, легли по цели. Попытка вражеской авиации прийти на помощь вражескому гарнизону была решительно пресечена нашими истребителями. Они не подпустили вражеские само леты к острову… »

Удачный налет воодушевил китайское командование. Позднее китайцы написали, что «6 ноября 1951 г. над островами прозвучали взрывы и они превратились в огненное море. Сильная бомбардировка островов потрясла всю Америку. В тот вечер все Американские информационные агентства сообщили, что налет не мог быть совершен из Китая… » (почему – непонятно).

Тем не менее, несмотря на значительные повреждения радиолокаторам, их неполностью вывели из строя, так как КП продолжал действовать.

Налет решили повторить в самом конце ноября. С чем связана такая задержка – неясно. Командир 64-го иак генерал Г.А.Лобов вспоминал, что на КП ОВА предстоящий налет китайцы широко обсуждали: «Мне не нравилась вся эта болтовня, как будто сердце подсказывало беду…» И к горькому сожалению, как говорится, предчувствия его не обманули – «Перехватить Ту-2 по данным РЛС американцы не могли, оставалось одно, они получили агентурные данные.»

Накануне, ночью 29 ноября 10 Ту-2 28-го полка 10-й дивизии (ведущий – комэск Яо Чжанчуань) бомбили военные корабли около Большого и Малого островов, готовя благоприятные условия для высадки десанта. Во второй половине дня 30 ноября для того, чтобы поддержать высадку десанта, 9 Ту-2 24-го полка 8-й бад (ведущий – комэск Гао Юэмин) под прикрытием 16 Ла-11 4-го иап 2-й иад (ведущий – комполка Сюй Чжаовэнь) полетели бомбить Хэ- дао. По другим источникам, их сверху должна была прикрывать китайская эскадрилья МиГ-153-й иад (ведущий Тэн Дайсу). Судя по всему, они просто опоздали и были еще достаточно далеко от бомбардировщиков, когда над морем на них неожиданно напали более 30 F-86.

Первым был сбит замыкающий в 3-м звене, затем еще один Ту-2, остальные рассеялись, но потом по приказу то ли ведущего, то ли с земли опять собрались в группу и пошли на цель, сохраняя строй и отбиваясь от истребителей. Ведущий тоже был сбит, его место в строю занял следующий самолет, так произошло несколько раз. Китайские источники позже написали, что раненый стрелок-радист Лю Шаоди сбил один «Сейбр», тем самым «положив начало уничтожению реактивных самолетов» (вероятно, повредил).

У Ту-2 борт. № 06 летчика Чжан Фуяня от попадания в мотор возник пожар, объятый пламенем продолжал идти на цель еще более 3-х минут, стрелок вел огонь по противнику. Но до цели долететь они не сумели и в конце концов упали в море. Экипаж погиб. «Удачливее» оказался экипаж летчика Би Убиня. Его Ту-2 борт. № 04, получил пробоины и загорелся чуть позже, когда остров уже был практически под ними. Несмотря на приказ прыгать, они продолжали лететь на цель и сбросили бомбы. Не совсем ясно, то ли они затем целенаправленно врезались в землю, то ли взорвались топливные баки, но весь экипаж погиб. Сколько всего Ту-2 сумело долететь до цели, неизвестно, вероятно, меньше половины, но своими бомбами они, по утверждению китайцев, вновь превратили Большой Хэ в «огненное море».


Ла-11 в Пекинском музее. На врезке – летчик Ван Теньбао, сбивший на поршневом "Лавочкине"реактивный "Сейбр" в бою 30 ноября 1951 г.


Пока бомбардировщики сражались на пути к цели, 16 Ла-11 вели тяжелый бой с «Сейбрами», стараясь не допускать F-86 к Ту-2 ближе чем на 1000 м. Китайцы утверждают, что «Лавочкины» сбили 4 F-86 и подбили три: «Это послужило прецедентом побед поршневых истребителей над реактивными». На личный счет зам. комэска Ван Тень- бао они относят сбитый «Сейбр» и два подбитых. Гораздо позднее американцы признали в том бою потерю двух F- 86, а майор Маршалл, действительно попавший под пушки Ла-11, вернулся на аэродром с полностью разбитой кабиной. Самое любопытное, что «поршневую» победу Вань Теньбао над реактивным «Сейбром» признали даже заклятые враги китайских коммунистов – гоминьдановцы.

После того, как Ту-2 и Ла-11, «зализывая раны», потянулись в сторону Китая, на помощь по тревоге пришли летчики 523-го иап. Они прилетели «к шапочному разбору», но комполка майор Оськин все же успел сбить один F- 86. Вот как позже описывал конец того боя Чжао Баотун:

«Воздушный бой распался на несколько очагов. Наиболее ожесточенной была схватка над самим островом. Здесь нашим летчикам пришлось встретиться с рядом трудностей. Дело в том, что американцы, стремясь уничтожить наш десант, бросили на него до полусотни машин. Эти самолеты держались на малой высоте. И наши летчики, обеспечивавшие непосредственное прикрытие десанта, вынуждены были действовать в необычных условиях. Надо сказать, они сумели быстро приспособиться к обстановке. Применив военную хитрость, они разорвали оборонительный круг самолетов противника, а затем атаками с задней полусферы начали уничтожать замыкающие самолеты врага. Во время одной из таких атак ведущий группы поджег вражеский самолет. Его ведомый – летчик Сунь Эр в это время атаковал вторую машину, но с такого близкого расстояния, что сам чуть не погиб. Подбитый им самолет внезапно взорвался, и кусочки обшивки вражеской машины впились в плоскости самолета Сунь Эра.

В ходе боя одной из групп врага удалось все же занять выгодную позицию для удара по нашему десанту. Это заметил Тэн Дайсу, находившийся со своей группой на малой высоте. Не теряя времени на набор высоты, наши летчики снизу ударили по врагу. Атака была неожиданной для противника, ибо средства радионаведения, имевшиеся на острове и обычно предупреждавшие о наших действиях, были уже выведены из строя бомбардировщиками. Боевой порядок врага был сломан, а два его самолета загорелись. Атаки снизу не позволили противнику увертываться от огня уходом под наши самолеты. Последовательными ударами эта группа была отогнана от острова».

Трудно сказать, насколько это описание воздушной схватки соответствует истине: оборонительный круг «Сейбров» на малой высоте – это что-то новое. Однако Сунь Эр действительно привез обломки F-86, и два «Сейбра» были записаны на счет 3-й иад.

Потери китайцев в тот день, по разным источникам, оценивают в 4-8 Ту-2, 3 Ла-11 и МиГ-15, погибли 15 членов экипажей. Китайские летчики из других авиачастей не могли скрыть горечи поражения. По их опечаленным лицам информация о неудаче дошла и до наших пилотов, сочувствовавших своим товарищам по оружию.

Однако, по мнению советских летчиков, основной причиной потерь стало плохое взаимодействие китайского и советского командования. Как-то раз возвращаясь из боя, Пепеляев со своей группой встретил китайцев на МиГах, но с земли ему приказали «не вмешиваться» в дела «соседей» и выполнять свою задачу. То же самое вспоминал и Б.С.Абакумов: «…Мы возвращаемся с боевого задания и видим, ниже нас на пересекающихся курсах идет девятка бомбардировщиков. По конструкции определяем, что наши самолеты Ту-2, но мы знаем в этом районе бомбардировщиков нет, и тем более наших. Запрашиваем по радио КП, с КП нам сообщили, что это наши соседи, то есть китайцы, пошли бомбить при- 'брежные острова, на которых была американская система наведения. С КП нам приказали следовать домой.

Мы приземлились… и вдруг видим, к нам на аэродром (Мяогоу – А.Д.) садятся изрешеченные три машины Ту-2 с китайскими опознавательными знаками, а их было девять!.. Оказалось, что шесть машин сбили «Сейбры», которые их атаковали над морем в момент бомбежки. Ну что стоило китайскому командованию связаться с нашим КП и запросить прикрыть район действия китайских бомбардировщиков? Это было еще одним доказательством, что китайцы всячески игнорировали нашу оперативную помощь еще в самом начале своего становления».

Сейчас единственным оправданием командования ОВА может служить то, что советским летчикам категорически запрещалось пересекать береговую черту. Несмотря на эти потери в воздухе, сухопутные войска 50-й армии в тот же вечер высадились на архипелаг Хэдао, и на некоторое время все передачи американского командного пункта оттуда прекратились, информация о вылетах советских истребителей и их местонахождение перестала сообщаться американским летчикам. Героические действия летчиков в КНР стали образцом мужества, подвиги Би Уби- ня и Ван Теньбао навечно занесли в анналы истории китайской авиации.

За исключением двух схваток летом 1952 г., бой 30 ноября 1951 г. стал единственным крупным воздушным боем «Лавочкиных» и «Сейбров». Когда корейцы стали готовиться к переучиванию на реактивную технику, в Аньдунь на Ла-9 (или Ла-11) прилетела четверка их самых опытных боевых летчиков, участников летних боев 1950 г., ко всему мастеров высшего пилотажа. Основной задачей являлось изучение тактики воздушных боев последней смены советских летчиков, поскольку в ближайшем будущем они сами должны были водить в бой группы МиГ-15.

20 июня 1952 г. во время тренировочного полета в зоне аэродрома пару Ла-9 атаковала десятка «Сейбров». Согласно заявлению командования КНА, используя лучшую маневренность и завязав бой на виражах, корейцы сбили два F-86, но на базу вернулся только ведущий Герой КНДР майор Пак Ки Рак. Ведомого отнесли на счет капитана Ф.Близе из 334-й аэ. В тот же день в таком же полете вторая пара корейцев вновь была атакована эскадрильей «Сейбров». Корейцы опять заявили, что их летчики сбили по одному F-86, при этом ведомый был сбит и погиб, а ведущий сумел сесть в поле на горящем самолете. Суммировав результаты двух боев, командование КНА заявило о трех сбитых «Сейбрах» и попавшем в плен американце Фарлере, сами потеряли три «Лавочкина» и двух летчиков. Американцы, естественно, о своих потерях в тот день не сообщают.

С начала 1952 г. характер воздушных боев в небе Кореи изменился. Это связано как со сменой летного состава у всех воюющих сторон, так и с изменением тактики боев. У советских летчиков на смену «парадным» истребительным дивизиям МВО, имевшим солидный боевой опыт еще с Великой Отечественной войны, и немалый налет на реактивной технике, пришли дивизии ПВО, в которых летный состав с фронтовым опытом составлял около 10%. На МиГ-15 многие части переучились лишь в начале 1 951 г. и к февралю 1952 г. имели реактивный налет в среднем 50-60 часов, в последующем на пополнение летного состава по инициативе генерала Е.Я.Савицкого стали направлять совсем молодых летчиков с налетом 20-30 часов. К этому времени у многих китайцев летная практика на МиГ-15 и МиГ-15бис уже была больше. Такие действия командования ВВС СССР, иногда прямо называемые «ошибкой Главкома», немедленно сказались на ходе и результатах воздушных схваток. Существенно возросли потери, к тому же с марта 1952 г. американцы перешли на тактику блокирования аэродромов на территории КНР. Они их не штурмовали, это было чревато международным скандалом и санкциями, но группы «Сейбров» постоянно выступали в роли «дежурных по аэродрому» и, отслеживая МиГи на взлете и посадке, нередко их сбивали. Деблокирование путем вызова групп «чистильщиков» с соседних аэродромов отнимало немало сил и средств. Сбитые при этом и попадавшие в плен американцы считались уже не военнопленными а, по китайским меркам, политическими преступниками.

Тем не менее говорить о том, что к весне 1952 г. мастерство китайских летчиков поднялось до уровня советских, было еще рано. Штаб ОВА и ВВС НОАК последовательно вводили в бои свои новые подразделения, которые постепенно набирались опыта у своих уже обстрелянных товарищей и у наших летчиков. И пилоты, и командование учитывали основные ошибки – еще не было четкой координации действий, своевременно не получали информацию о появлении в воздухе американских самолетов, чтобы в результате строй группы оперативно готовился к отражению атак. Всего с сентября 1951 г. по март 1952 г. китайцы в боях в небе Кореи использовали полки и эскадрильи из девяти истребительных и двух бомбардировочных дивизий. Они заявили о 123 сбитых и 43 подбитых самолетах врага, при этом о своих потерях умалчивают. Своей главной задачей штаб ОВА считал борьбу за частичный контроль воздушного пространства к северу от реки Циньчуаньцзян.

Об относительном «выравнивании» боевого мастерства наших и китайских летчиков может служить история с описанием уничтожения 10 февраля опытного американского летчика-аса, командира 334-й аэ 4-го иак майора Дж.Дэвиса. К последнему бою на его счету уже было 7 побед в небе Второй мировой и 12 побед в Корее (лучший результат в ВВС США). К тому же накануне Дж.Дэвис, по некоторым данным, сбил молодого летчика ст. лейт. И.Троицкого – это была первая с начала боев потеря в 16-м иап и в 97-й иад.

И вновь здесь просто необходимо изложить несколько версий этого боя. «Красные дьяволы… » сообщают, что 10 февраля сначала на боевое задание ушли летчики 2-й аэ 16-го иап, ведущий – комэск Г.К.Зенов. Они вступили в бой с группой «Сейбров» в районе Анжу. По воспоминаниям замкомэска П.В.Минервина, «воздушный бой возник неожиданно. Группа самолетов противника, видимо, шла за облаками и решила выйти под облака. «Сейбры» последовательно стали выходить в «окно» парами, а тут как назло для них внизу под облаками оказалась наша группа. Хочешь не хочешь, а вступить в бой надо – завязалась «карусель». Высота была средняя тысяч 7000-7500. Сначала я поблизости не видел «Сейбров», потом вдруг из-за или из-под облаков пара F-86 вышла впереди моего самолета. Причем у одного из них были выпущены тормозные щитки, видимо, летчик гасил скорость. Я добавил газу и увеличил скорость, сблизился с ним и одним залпом из трех пушек под ракурсом 1/4 дал длинную очередь. «Сейбр» резко опустил нос и с черным шлейфом дыма пошел к земле. Недалеко от береговой черты Корейского залива он ударился в землю и взорвался… » В том же бою еще один F-86 подловил под облаками ст. лейт. А.Н.Иванов.

В тот же день бой с группой Дж.Дэвиса провели летчики 148-го гиап. По рассказу участника боя командира 2-й аэ капитана Л.И.Савичева, «всего в составе группы было 22 экипажа. Летели «этажеркой», ниже всех летела 1-я аэ капитана Моторина, чуть выше шла шестерка моей 2-й аэ, а еще выше летела 3-я аэ майора Дудниченко. Вел всю группу заместитель командира полка подполковник Замарашкин. Летели мы на прикрытие Супхун ГЭС под облаками. Неожиданно из облаков выскочила пара «Сейбров» и, не видя выше себя самолеты моей 2-й аэ, пошла в атаку на самолеты 1-й аэ, которая шла ниже всех. Тут же на помощь я повел свою шестерку и зашел в хвост удачно подвернувшихся «Сейбров» и метров с 800 стал бить по ведущему «Сейбру». Вдруг я увидел падающие возле меня гильзы от снарядов откуда- то сверху, подняв голову увидел, что чуть впереди и выше меня летит МиГ моего замполита старшего лейтенанта Аверина Михаила и тоже бьет по «Сейбру». Его огонь был более точен – от киля «Сейбра» полетели обломки и он перешел в пикирование, вскоре врезался в землю, а его ведомый удрал. Через два дня пришло подтверждение о сбитии аса Джорджа Дэвиса и его сбитие засчитали Михаилу Аверину».

Группа вернулась в Аньдунь без потерь.


Британский штурмовик "Файрфлай" на авианосце


Американцы утверждали, что в тот день Дэвис во главе 18 F-86A сопровождал группу истребителей-бомбардировщиков, атаковавших железнодорожную линию в районе Кунури. На его группу внезапно напали 12 китайских МиГов, двоих он якобы успел сбить перед своей гибелью. «Обидчиком» своего лучшего пилота они посчитали китайского летчика Чжан Цзихуая, у которого это была всего лишь первая победа над F-86.

Китайцы, естественно, возражать не стали и расписав достоинства Дэвиса – он налетал более 3 тыс. часов, считался непревзойденным на реактивных самолетах, по их выражению, «в 100 боях не уставал», сообщили также, что Чжан Цзихуай на разных самолетах налетал более 300 часов, на реактивных – 30. Китаец сбил F-86 с дальней дистанции (около 600 м) со второй атаки, а первая была неудачной, так как Дэвис удачно сманеврировал и увернулся. «Сейбр» упал в нескольких метрах от позиций пехоты.

Русская версия рассказа Чжао Бао- туна об этом бое выглядела так: «…Мой друг Чжан Цзихуай сбил известного американского аса – майора Джорджа Дэвиса. В этот день свыше сотни вражеских истребителей прикрывали сверху большую группу легких бомбардировщиков, готовившихся к атаке позиций наших наземных войск. Ведущий Ли Вэньмо приказал эскадрилье Чжан Цзигуя нанести удар по подходившей… группе вражеских самолетов. Дымка позволила нашим летчикам скрытно сблизиться с противником и 'затем на полной скорости нанести удар. Атака была молниеносной. Группа вражеских самолетов раскололась. Чжан Цзи- хуай зашел в хвост ведущему группы. Противник был опытный. Он легко выполнял одну за другой сложнейшие эволюции. Но как только трасса снарядов, выпущенных Чжан Цзихуаем, прошла близ самолета врага, он начал нервничать. Вражеский самолет был подожжен. Американец скольжением сбил пламя, но Чжан Цзихуай снова атаковал его. Наши наземные войска нашли этот «Сейбр» недалеко от Пхеньяна. По надписи на шлеме и документам убитого летчика было установлено, что это был командир группы, мастер пилотажа майор Джордж Дэвис. Его пистолет пехотинцы передали потом Чжан Цзихуаю…

Увидев гибель ведущего, остальные пилоты этой группы самолетов противника сразу разделились на пары и стали уходить из района боя. Но несколько самолетов попыталось все же пробиться к высоте 1211. Они сразу пошли в сторону солнца и этим поставили наших летчиков в невыгодное положение. Возникла опасность потери противника. Тогда Чжан Цзихуай повел группу курсом, параллельным курсу вражеских самолетов. Таким образом наши летчики смогли вести наблюдение за врагом и, используя высокие качества своих машин, постепенно сблизились с ним и после резкого разворота атаковали его. Выполнив первую задачу, группа Чжан Цзихуая включилась в общий бой. Атакой с хода она трассирующими очередями разогнала группу «Шутинг Старов», готовившихся штурмовать позиции нашей артиллерии. Помешав врагу нанести сильный удар по нашим войскам, мы уничтожили в тот день более десятка самолетов противника.»

Китайцы позже с нескрываемым удовольствием цитировали свою газету «Жэньминьжибао», по горячим следам написавшую, что командующий авиацией США на Дальнем Востоке генерал-лейтенант Вэйлэнд вынужден был признать, что гибель аса-реактивщика Дэвиса «создала среди личного состава американской авиации, действующей в Корее, мрачное настроение».

Легко видеть, что претендентов на победу над лучшим американским асом несколько и до конца так и неясно, кто же все-таки раньше вступил в схватку с группой Дэвиса – китайцы или группа 148-го гиап. Но единственная деталь все же бросилась в глаза: рассказы Чжао Баотуна записал корреспондент «Красной Звезды» подполковник П.Старостин, похоже, поднаторевший в изложении воздушных боев Второй мировой. Вот и в данном случае все как-то очень напоминает схватку над головами пехоты «у безымянного поселка, на безымянной высоте…» (здесь – высота 1211).

Не хочу хоть как-нибудь поставить под сомнение заслуги Чжан Цзихуая, вместе с ведомым уничтожившим в двух февральских боях пять самолетов. По словам Чжао Баотуна, в те дни «в многочисленных воздушных боях… десятки наших летчиков, такие как Лу Минь, Ли Вэньмо, Ли Чуншэнь, Чжан Цзихуай, показали образцы мужества, отваги и мастерства.» Среди других побед Чжан Цзихуая была и «двойная», когда сначала он, расстреляв все боеприпасы и сбив один истребитель-бомбардировщик, получил три пули в плоскость, а затем фактически безоружный, пошел в атаку на «вредителя» и стал гоняться за ним, имитируя атаки. Кончилось все тем, что американец на выходе из пикирования врезался в сопку. После войны на итоговом счету Чжан Цзи- хуая оказалось четыре сбитых. Таких «почти асов» среди китайских летчиков набралось 27 человек – около полка. Тем не менее единственному из них Чжан Цзихуаю вместе лишь с некоторыми из 12 китайских асов было присвоено звание Военного Героя Первой Степени – вот что значил для китайцев сбитый американский ас Дж.Дэвис. Среди наших 22 асов, ставших Героями Советского Союза за Корейскую войну, фамилии М.Аверина нет.

Интересных подробностей воздушных схваток первой половины 1952 г. сами китайцы не сообщают, из других источников следует, что в первой декаде марта 1952 г. в ожесточенных воздушных боев над Сайсеном на реке Ялуцзян, где главным стратегическим объектом была Центральная ГЭС, летчики ОВА потеряли до двух десятков МиГов, в том числе 5 и 7 марта – по семь машин. В бою 12 марта китайцы сбили летчика 4-го иак Г.С.Хульса, пропавшего без вести. Летчики 335-й и 336-й аэ заявили об уничтоженных в тот день четырех МиГах. Спустя три дня китайцы «украли» (пропал без вести) летавшего на разведку австралийца Дж.Болдуина (стажировался в 4-м иак).

В конце марта потери ОВА значительно возросли, что связано с вводом в бой новых китайских дивизий (отсутствие китайских данных и явная путаница в наших источниках не позволяют однозначно установить, о каких конкретно частях идет речь). В том же марте все советские полки 64-го иак сменили «коней» – с заводов получили новые МиГ-15бис с ВК-1, а все изношенные или побывавшие в ремонте МиГ-15 и МиГ-15 бис передали в ОВА и в наши авиачасти, базировавшиеся на Ляодунском полуострове. Но при этом, передавая китайцам новейшую авиационную технику, наши авиаторы все равно бдительно сохраняли свои военные секреты, даже в экстремальных условиях.

Показательной в данном случае является посадка на горящем МиГ-15бис летчика 913-го иап И.И.Карпова 25 декабря 1952 г., описавшего конец боя так: «Однако этот нахальный «Сейбр» попал мне куда-то в самолет и он задымился. Я на максимальной скорости с неустойчиво работающим двигателем развернулся на запад, в Аньшань. В общем я пролетел на горящем МиГе 100-150 км и мягко посадил его на полосу, но тут в кабину пошел дым и сзади ворвалось пламя. На рулежке я уже не выдержал жара пламени и на ходу выпрыгнул из самолета на бетонку, отбежал от самолета в сторону, а самолет вскоре охватило пламя. Китайцы бросились его тушить, но я не допустил их к самолету, так как там был двигатель ВК-1А.» (Модифицированный ВК-1А внешне не отличался от базовой модели ВК-1, но при той же тяге 2700 кгс (2646 даН) имел значительно больший ресурс и был технологически более совершенным).

20 марта шестерка китайских МиГов атаковала восьмерку австралийских «Мустангов», штурмовавших железную дорогу Сучон – Каундонг, и сбила один F-51D, пилот Д.Тейлор погиб.

К апрелю 1952 г. МиГ-15 сумели освоить и корейцы – в бои в составе ОВА вступила одна дивизия ВВС КНДР на реактивных самолетах. Полных данных об их участии в боях нет, но в мастерстве они, по-видимому, уступали китайцам. Однако существуют и другие оценки их летного мастерства. С.М.Крамаренко писал о своих корейских курсантах, что «впоследствии, в воздушных боях с американцами, они показывали чудеса. Один из них над сеульским аэродромом сбил несколько американских самолетов».

Уничтоженные американцами весной поршневые истребители, главным образом, на аэродромах, скорее всего, относятся к ВВС КНДР. Так, 4 мая 12 «Сейбров», ведомые сбитым вскоре командиром 4-го иак полковником У.Мэхьюриным, нанесли бомбо-штурмовой удар по аэродрому Синьичжоу. Пара Э.Харрис и И.Кинчлое уничтожила на земле 5 Як-9 из 2-й иад ОВА, другая пара сбила еще пару Як-9 на взлете. Речь в данном случае идет о дивизии ВВС КНДР, 2-я иад ВВС НОАК к этому времени уже переучивалась с Ла-9 на МиГ-15, на Яках они вообще не летали. Американцы утверждали, что в майских боях летчики 4-го и 51-го иак сбили 27 МиГ-15, Як-9 и Ту-2, уничтожив на земле еще 3 Як-9. Большинство поршневых самолетов (если не все) принадлежали корейцам.

Большие потери МиГов можно объяснить тем, что в мае командование ОВА ввело в бой еще две новых китайских дивизии – 17-ю и 18-ю, по 45 МиГ-15. Без боевого опыта в первых же схватках с «Сейбрами» они понесли ощутимые потери, в том числе 15 мая – три МиГа, два из них на счету Дж.Каслера из 335-й аэ. 20 мая летчики этой же эскадрильи успех повторили, сбив еще три китайских МиГа, «отметился» и новый командир 4-го иак Г.Тинг. В те же дни китайцы в районе Пхеньяна «не поладили» с австралийцами из 77-й аэ. 4 и 8 мая «Метеоры» сбили по одному МиГу, сами признали потерю одного «Метеора», сбитого 1 6 мая.

Китайцы пишут, что «после поражения американских войск в «удушающей войне», слета 1952 г. они начали осуществлять курс на подавление целей с воздуха, разрушая стратегические объекты. В июне самолеты армии и флота США осуществили более 300 налетов на крупные электростанции на китайско-корейской границе и другие энергетические объекты на севере КНДР.» Китайцы в штабе ОВА считали, что главной задачей является ПВО стратегических объектов (ГЭС, мосты на реке Ялуцзян, авиабазы и транспортные коммуникации к северу от Пхеньяна). Американцы, по китайским подсчетам, ежедневно производили по 300-600 самолето-вылетов на бомбардировку и штурмовку важных целей. Несмотря на плохие метеоусловия (в Корее начался сезон дождей), китайцы «концентрировали свои силы» и активно вели бои над рекой Циньчуаньцзян.

Новая смена советских летчиков в начале июня и пополнение воевавших полков совсем молодыми летчиками со средним налетом на реактивной технике 20-30 часов не способствовала боевым успехам. 2 июня группа F-84 7-й аэ 49-й ибаг во время налета на железную дорогу Синьичжоу-Чонгчжоу подверглась атаке четверки китайских МиГов. В бою один МиГ-15 был сбит. За один день 6 июня над Аньдунем «Сейбры» сбили 8 МиГ-15, причем число потерь у наших и у китайцев было равным – по четыре. После этого 97-ю иад отправили в Мукден на дополнительную летную тренировку с прибывшим пополнением. Китайцев оставили воевать, и уже 1 1 июня в бою они потеряли три МиГа, сбитых «Сейбрами» 335-й аэ.

По состоянию на 1 июля 1952 г. в составе истребительной авиации ОВА насчитывалось 6 полнокровных китайских дивизий – 3-я, 4-я, 1 2-я, 1 5, 1 7-я и 18-я (275 боеготовых МиГ-15 и МиГ- 15бис, и еще 28 неисправных). В составе советских дивизий насчитывалось еще 302 МиГа. Из них 37 МиГ-15 и 56 устаревших МиГ-9 15-й иад в боях не задействовали, они вместе с 2-й и 14-й иад, в основном, осуществляли охрану с воздуха тыловых объектов на Северо-Востоке КНР и занимались тренировками летного состава.

В июле летчики ОВА впервые встретились в воздухе с английской палубной авиацией. 27 июля в районе Чин- нампо МиГи атаковали две группы англичан – по четыре «Сифьюри» и «Фэйрфлай» с авианосца «Оушн». О потерях среди МиГов и «Сифьюри» данных нет, а «мотылькам» досталось: один «Файрфлай» упал в Желтое море, другой сел на вынужденную на сушу, третий сильно поврежденный сумел дотянуть до своего авианосца. Позже англичане заявили, что потерь среди экипажей нет – всех летчиков спасли.

В августе летчики ОВА (по-видимому, корейцы), в отличие от наших не имея запретов на полеты над морем, начали вести активную войну с палубной авиацией ООН в Желтом море. Мелкие группы МиГов регулярно патрулировали прибрежные воды, произошло несколько воздушных боев. 9 августа в районе Ханчон-Чиннампо-Пхеньян звено МиГ-15 атаковало четверку «Сифьюри» 802-й аэ. Разошлись «вничью» – по одному подбитому. Утром того же дня севернее Чиннампо еще одну четверку 802-й аэ атаковала восьмерка МиГ-15. Англичане, по их словам, одержали «полную победу» – лейтенант Флота Ее Величества П.Кармайкл сбил МиГ-15, взорвавшийся в воздухе над о.Чодо (первая «поршневая» победа сил ООН над МиГами), и кроме того, повредили еще два или три МиГа. Потери англичан – два подбитых «Си- фьюри». Один дотянул до авианосца, второй сел на вынужденную на о.Чо- до. 10 августа четверка Кармайкла вновь встретилась с восьмеркой МиГ- 15, повредив в бою два самолета, один из них якобы загорелся. Но при этом «главного обидчика» тоже сбили, он сел на воду и был спасен. Последняя встреча МиГов с «Файрфлаями» 825-й аэ состоялась 1 1 августа. Потерь с обеих сторон не было, по-видимому, и боя как такового тоже. Англичане, увидев МиГи, сразу прекратили налет и «вовремя унесли ноги». Китайцы эти бои никак не упоминают, а такая явная беспомощность в борьбе с поршневыми палубниками наводит на мысль, что это были все же корейцы.

Вместе с тем несколько неожиданных атак летчиков ОВА на МиГ-15 по английским ударным машинам с авианосца «Оушн» летом 1952 г. вынудили командование сил ООН в районе действия 77-го оперативного соединения постоянно держать в воздухе «радарный пикет», предупреждающий корабли о приближении самолетов противника. В этом качестве фигурировали палубные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) AD- 3W и AD-4W. Последние оснащались мощной РЛС AN/APS-20A со значительно лучшими характеристиками по сравнению с РЛС от AD-3W. Мощность передатчика у РЛС с AD-4W, по американским источникам, составляла около одного мегаватта, что кажется весьма сомнительным, учитывая то, что мощность большинства наземных РЛС (без ограничений по размерам и массе) практически не превышала нескольких сот киловатт. Более полутора сотен AD-4W широко использовались в Корее, несмотря на то, что вибрации громоздкого обтекателя и затенение обзора фюзеляжем и крыльями сильно уменьшали дальность и качество обнаружения целей.

(Продолжение следует)


Владимир ПОДЫМОВ


М арсианская гонка

Окончание. Начало в № 10/2004 г.


Запуск станции «Марс Патфайндер» с марсоходом «Соджорнер». Космодром на мысе Канаверал. 4 декабря 1996 года


«Марс Патфайндер» 1996 год, США

Программа «Марс Патфайндер стоимостью 265 млн долл. США имела своей главной целью не только сбор новой информации о Марсе, но и отработку технологии создания марсоходов. Таким образом, «Марс Патфайндер» стал моделью или, как говорят на западе, «демонстратором технологий», на котором были отработаны различные вопросы по созданию марсо- хода и его доставке на планету. Благодаря этому американцы смогли успешно провести высадку на Марс в текущем году двух аппаратов для более подробных исследований «Красной планеты».

Вывод межпланетной станции в космос был осуществлен с космодрома на мысе Канаверал 4 декабря 1996 года ракетой-носителем «Дельта II». 3 июля следующего года космический аппарат вошел в гравитационное поле Марса. На поверхность планеты спускаемый модуль опустился 4 июля 1997 года (ну любят американцы всякие эффектные штучки в стиле «подарков партии», 4 июля – это ж все же День независимости, большой национальный праздник в Соединенных Штатах). Интересно, что после спуска модуль был назван Станцией имени Карла Сагана, а марсоход получил имя «Соджор- нер» в честь афро-американского борца за гражданские права времен Гражданской войны в США Соджорнера Трута.

Шестиколесный «ровер» был оснащен бортовым компьютером, камерой и лазерным сканером, все они управлялись из центра управления полетами. Оба аппарата проработали на Марсе 83 суток по местному времени, до 27 сентября 1997 года и передали на Землю около 2,3 млрд бит данных, в том числе более 16500 фотографий с самого спускаемого модуля и 550 – сделанных марсоходом, а также результаты 15 химических анализов образцов грунта. До марта 1998 года команда ученых пыталась возобновить контакт с аппаратом, но безрезультатно.

Следует подчеркнуть, что «Соджорнер» стал первым радиоуправляемым аппаратом, совершившим «путешествие» по поверхности Марса. Американская пресса назвала его «механической звездой» марсианского спектакля».


«Нозоми» 1998 год, ISAS, Япония

Станция была выведена в космос ракетой-носителем M-V-3 в ночь с 3 на 4 июля 1998 года. Она стала четвертым по счету японским космическим аппаратом, отправленным в дальний космос, и первой национальной межпланетной станцией.

«Нозоми» (в переводе с японского «Надежда»; употреблялись также обозначения «Планета-Б» и №25383) была полностью и целиком разработана и построена в Японии, но несла на борту 14 научно-исследовательских приборов не только из Японии, но и Канады, Германии, Швеции и США.

Эта программа, осуществлявшаяся Японским агенством аэрокосмических исследований, предусматривала вывод станции на высокую эллиптическую орбиту вокруг Марса (назначенный срок – 11 сентября 1999 г.) и проведение долгосрочных исследований верхней атмосферы планеты, ее взаимодействия с солнечным ветром, а также выявление и изучение явления ухода молекул кислорода из тонкой атмосферы Марса. Кроме того, «Нозоми» должна была сделать фотоснимки поверхности планеты и ее лун, находясь на рабочей орбите с параметрами 300x47500 км. Планировалось, что в перигее аппарат будет выполнять дистанционные исследования поверхности и атмосферы планеты, а в апогее – изучать эффект выброса природного газа с поверхности Марса и другие явления «загадочной» планеты.


Рисунок японской АМС «Нозоми»


Однако вследствие перерасхода топлива при двух коррекциях траектории полета 21 декабря 1998 года, станция была переведена на гелиоцентрическую орбиту, а ее научная программа была изменена.

К Марсу японский аппарат должен был все же прибыть, но уже в январе 2004 года, хотя, и эта операция также сорвалась. 9 декабря 2003 года японские ученые объявили о том, что у аппарата не хватит топлива на выход на марсианскую орбиту. Поэтому было решено отправить «Нозоми» обратно на гелиоцентрическую орбиту, где он сейчас и находится, выполняя различные исследования космического пространства.


Панорама, сделанная на поверхности Марса спускаемым модулем станции «Марс Патфайндер». В средней части фотографии видны рампа и съехавший по ней миниатюрный марсоход «Соджорнер» (уперся в валун).


Станция «2001 Марс Одиссей» на орбите Марса


Ракета-носитель «Союз-ФГ» переводится на стартовую площадку. 29 мая 2003 года


Так должен был выглядеть «Бигль-2» после посадки на поверхность Марса и раскрытия «кокона»


«Марс Клаймат Орбитер» 1998 год, США

Запуск межпланетной станции по программе «Марс Клаймат Орбитер» осуществлен 11 декабря 1998 года, однако на орбиту Марса она так и не вышла. Контакт потерян 23 сентября 1999 года.


«Марс Полар Лендер» 1999 год, США

«Марс Полар Лендер» был выведен в космос в Соединенных Штатах 30 января 1999 года. Задачей станции был выход на орбиту Марса и спуск на поверхность планеты в районе ее южной полярной шапки.

Связь потеряна 3 декабря 1999 года в тот момент, когда спускаемый модуль начал осуществлять вход в атмосферу Марса. По мнению специалистов, аппарат упал на планету. Центр управления потратил несколько недель в попытках восстановить контакт, но тщетно.

Причиной аварии, как выяснилось в результате предпринятого расследования, стали недоработки в конструкции и недостаточно полная проверка всех элементов станции на Земле (неофициально же ученые сослались на то, что корень всех бед – в скромном бюджете, выделенном на эту программу).









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх