840-й Красназнаменный тяжелый бомбардировочный авиационный полк

Приказ о формировании 840-го бомбардировочного авиационного полка датирован 4 апреля 1942 г. Полк формировался на аэродроме г. Лебедянь, Брянский фронт, как часть 2-й ударной группы Ставки Главного Командования на базе личного состава 139-го авиационного полка 53-й авиадивизии. Первым командиром полка стал майор Александр Сергеевич Гельбак. В мае полк был передан во вновь формируемую 113-ю авиадивизию Дальнего Действия.

Первый боевой вылет полк в составе 1-й и 2-й эскадрилий (3-я эскадрилья появилась в составе полка позднее) выполнил 24 июня 1942 г. 15 ДБ-3 бомбили скопление танков и пехоты противника юго-восточнее Курска. Боевая задача была выполнена успешно, все экипажи вернулись на базу. Через пять дней после первого боевого вылета, 29 июня 1942 г. полку вручили Боевое Знамя. В июле полк, не прерывая боевой работы, перевооружился на Ил-4.

Летом 1942 г. полк работал в интересах Западного, Воронежского и Брянского фронтов.

В августе 1942 г., после того как в полк вошла 3-я эскадрилья из расформированного 820-го БАП, количество состоявших на вооружении бомбардировщиков Ил-4 достигло 32.

Осенью основным районом боевой работы полка стал Сталинград. В августе-сентябре в район Сталинграда произведено 272 боевых вылета, сброшено 305 т бомб. Наиболее подготовленные экипажи всю осень 1942 г. выполняли одиночные ночные налеты на хорошо прикрытые зенитками железнодорожные узлы Лихая, Касторная, Миллерово и аэродром Курск. В интересах Западного фронта полк работал по аэродромам Сеща, Орша, Бол- баново, Витебск, по железнодорожным узлам Смоленск, Рославль, Ельня. В ноябре 1942 г. налетам подверглись штабы и скопления пехоты и техника противника в Великих Луках, Невеле и Сычевке.

В январе 1943 г. полк привлекался к прорыву блокады Ленинграда, выполнено 94 боевых вылета, сброшено 103 т бомб. Параллельно наносились удары по железнодорожному узлу Брянск и по скоплениям войск противника в полосе Брянского фронта.

В феврале 1943 г. полк передали из АДД в ВВС, в 11 3-ю в БАД. Правда, уже в апреле личный состав вернулся в АДД, полк же вместе со всей материальной частью остался в ВВС. Личный состав был набран в основном за счет молодого пополнения. В преддверии Курской битвы молодые летчики фактически доучивались: осваивали полеты днем в строю девяток. С мая полк базировался на аэродромах Тульского аэроузла.

Летом 1943 г. полк действовал днем под прикрытием истребителей. Наибольшее количество боевых вылетов выполнялось в интересах Брянского фронта.

В мае 1944 г. самолеты Ил-4 в количестве 38 машин были сданы в другие полки 113-й авиадивизии. Личный состав полка (32 экипажа) с июня по ноябрь осваивал новую технику – бомбардировщики Ту-2. На Ту-2 переучилось 45 летчиков, 38 штурманов, 38 радистов и 38 воздушных стрелков. Теоретическую подготовку летный состав проходил в Москве на авиазаводе № 23 и в ЦИАМЕ.


Первый командир полка майор А. С. Гельбак (слева) и замполит майор Ф.И. Соколов


Пилоты и механики 840-го полка у Ил-4. 1942 г.


Бомбардировщики Ту-2 (послевоенный воздушный парад)


Командир полка в 1944 г. полковник В.И. Лукин


Командир полка в 1944-45 гг. майор СП. Ударцев


20 октября 1944 г. полк был включен в состав 326-й тяжелой бомбардировочной авиадивизии 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта.

С 23 ноября по 15 декабря 1944 г. полк перебазировался с аэродрома Григорьевское (Подмосковье) на аэродром Шауляй. Боевые вылеты выполнялись днем под прикрытием истребителей. Бомбометание производилось с горизонтального полета, с высот 20003000 м. Первые боевые вылеты на Ту-2 совершены по переднему краю и артиллерийским позициям немецких войск в окрестностях городов Либава и Прекуле. Затем маршруты полетов удлинились до Восточной Пруссии. Летали по прежнему днем, под сильным истребительным прикрытием (чаще всего под прикрытием Ла-5 и «Аэрокобр»).

За декабрь-январь боевые потери полка составил один Ту-2, сбитый истребителем 29 декабря 1944 г. в районе Скрунды. Часто бомбардировщики возвращались из боевых вылетов буквально изрешеченными.

Штурман майор Афанасий Романович Федорков вспоминал о боевом вылете 29 декабря 1944 г. на город Сал- дус, в котором располагался штаб Курляндской группировки германских войск:

– Нам поставили задачу уничтожить штаб германской группировки. Когда наша девятка была уже на боевом курсе, я смотрел в прицел. В этот момент самолет был подбит снарядом ЗА. Осколками разбило сверху колпак фонаря кабины. Я был ранен в голову и правый бок. Осколки повредили правый мотор. Мой летчик, старший лейтенант Вениамин Смирнов выключил двигатель и на одном моторе дотянул до аэродрома Шауляй. Мое лицо и воротник меховой крутки заливала кровь. Посадку по нашей красной ракете нам дали без очереди. Когда зарулили на стоянку полковой врач Валеев быстро, по стремянке, заскочил в самолет и стал смотреть мою голову. Череп оказался цел, но в правом боку сидел осколок. На самолете насчитали 85 пробоин. К счастью, осколки задели меня по касательной и через десять дней я уже был в строю.

Боевых вылетов в декабре-январе полк произвел 108.

Тяжелым оказался налет на порт Кенигсберга 11 марта 1 945 г. Две девятки Ту-2 шли без истребительного прикрытия – истребители не вышли в точку встречи. На подходе к цели бомбардировщики атаковало до 30 «фокке-вульфов» и «мессеров». В завязавшемся воздушном бою воздушный стрелок старшина В.В. Кураев с самолета начальника связи эскадрильи сбил один Fw-190. Подошедшие истребители сбили еще 16 "фокеров" и "мессеров". К сожалению, потери бомбардировщиков оказались ужасающими – девять Ту-2. Тем не менее, боевая задача была выполнена.

Еще одна страничка из воспоминаний майора Федоркова:

– 19 апреля 1945 г. Боевой вылет с аэродрома Шнайдемюль. Нашему полку была поставлена задача тремя девятками произвести площадное бомбометание занятого немецкими войсками берега реки Одер. С высокого берега противник вел ураганный огонь по нашей переправе через Одер. При взлете с аэродрома по курсу в лесу на расстоянии 4-6 км от границы летного поля находился склад боеприпасов. В момент взлета склад подорвали немецкие диверсанты. Ту-2 летчика лейтенанта Михаила Жденева и штурмана лейтенанта Виктора Гоиневича оказался в зоне взрыва. Летчик был убит осколками. Бомбардировщик, качнувшись, пошел вниз. Штурман быстро взял управление на себя. Он оттащил пилота с сиденья и занял его место. Гриневич развернул самолет, сбросил бомбы. Радисту и стрелку штурман приказал прыгать, а сам стал пытаться посадить самолет. Виктор Гаиневич посадил Ту-2 с третьего захода. Не удивительно, штурманов вообще не обучали взлету и посадке. Когда командир дивизии полковник Лебедев спросил его зачем он рисковал жизнью и не воспользовался парашютом, Виктор ответил, что должен бы, похоронить своего командира по русскому обычаю, а не бросать его мертвого в самолете.


Экипаж Ту-4 840-го полка


С января по май 1945 г. полк действовал в интересах 1-го Прибалтийского и 2-го Белорусского фронтов. Удары наносились по городам Кусен, Гросс- Дейшкайм, Пиллау, Данциг, Гросс-Хайлкруг, Диссердорф, Берлин. За этот период выполнено 330 боевых вылетов, сброшено 450 т бомб. Последние в Европе боевые вылеты летчики полка произвели 28 и 29 апреля 1945 г. по городу Берлин.

В Шнайдемюле полк базировался до 1 июля 1945 г., когда началась операция по переброске авиационного корпуса генерала Скока на Дальний Восток. Перебазирование в в Монголию с посадками в Кобрине, Кубинке, Казани, Свердловске, Омске, Новосибирске и Белой заняло больше месяца. В самолетах помимо летчиков и штурманов находились инженеры эскадрилий и отрядов по спецооборудованию и вооружению. Остальной технический состав прибыл в Монголию по железной дороге, большинство прибыло к месту новой дислокации части с большим опозданием, когда война с Японией закончилась. По пути, в Раменском, изношенную матчасть с выработанным ресурсом или боевыми повреждениями заменили на новенькие Ту-2. С 5 августа полк базировался на монгольском аэродроме Рудовка (17 Ту-2). Аэродром Рудовка представлял собой голую степь с тремя землянками. Летчики и техники спали под плоскостями крыльев своих самолетов.

8 августа 1945 г. Советский Союз объявил войну Японии. 9 августа в полк поступил приказ на боевой вылет – нанести бомбовый удар по опорному пункту японцев в г. Хайлар. На задание ушли три девятки. Зенитный огонь над целью оказался слабым, поэтому бомбы легли, как показал фотоконтроль, кучно и точно. Потерь в самолетах и летном составе не имелось. Из-за отсутствия техников летчики, штурманы, воздушные стрелки сами готовили бомбардировщики к боевым вылетам под руководством перелетевших вместе с ними инженеров. Чтобы хоть как-то снизить физические нагрузки на экипажи, ограничились только подвеской бомб и заправкой горючим. Командир полка подполковник Ударцев строго запретил открывать огонь из пушек и пулеметов без крайней необходимости. Бомбовым ударам подверглись города Салунь, Линьдунь и Долонор, Ванемяо. В период войны с Японией полк выполнил 3 боевых вылета (32 самолето-вылета), сбросив 43 т бомб.

Всего за годы боевых действий полк выполнил 1680 боевых вылетов, было сброшено 1894 т бомбы, разбросано 1 млн. 859 тыс. листовок. Семь раз полку объявлялась Благодарность Верховного Главнокомандующего:

– за отличную бомбардировку артпозиций, скоплений танков и мотомехчастей противника, по обеспечению прорыва наземными войсками на Орловском направлении в конце июля – начале августа 1943 г. (Приказ от 5.08.1943 г.)

– за овладение городом Халилигенбайль (Приказ НКО СССР № 309 от 29.03.1945 г.)

– за завершение ликвидации окруженной группировки немецких войск юго-западнее города Кенигсберг (Приказ НКО СССР №317 от 29.03.1945 г.)

– за разгром Кенигсбергской группировки немецких войск и за овладение главным городом Восточной Пруссии – Кенигсбергом (Приказ НКО СССР № 333 от 09.04.1945 г.)

– за прорыв сильно укрепленной и глубоко эшелонированной обороны немцев, прикрывающей город Берлин (Приказ НКО СССР № 339 от 23.04.1945 г.)

– за взятие города Берлин (Приказ НКО СССР № 359 от 02.05.1945 г.)

– За отличные боевые действия в боях с японскими милитаристами (Приказ НКО СССР № 372 от 23.08.1945 г.)

Семеро летчиков полка были удостоены звания Герой Советского Союза.

После окончания войны с Японией полк продолжил свой путь дальше на Восток. С 28 августа по 19 сентября личный состав и материальная часть перебазировались из Монголии через аэродромы Хайдар, Харбин, Муданьцзян, Сысоевка, Варфоломеевка, Хабаровск на оперативный аэродром Коми- Сикука (Леоново), на остров Сахалин. На Сахалине полк оставался до лета 1951 г. В ноябре 1946 г. полк был передан из ВВС в Дальнюю Авиацию.

На Сахалине летчикам и техникам выпали новые испытания. Абсолютное отсутствие бытовых условий. Личный состав собственными силами строил жилье, столовую, классы и даже оборудовал самолетные стоянки. Трудности быта лишь дополняли трудности службы. Оторванность от Большой Земли сказывалась даже на уровне боеготов- носи: нехватка запчастей и топлива считалась нормальным явлением. К примеру, в 1948 г. согласно штату, полку полагалось иметь 42 бомбардировщика Ту-2. Фактически было 19 самолетов. В среднем из 19 ежемесячно могли подняться в воздух только десять- одиннадцать. Положение отчасти выправилось в 1949 г., когда количество самолетов возросло до 30, однако план полетов не удалось выполнить по причине нехватки топлива.

В 1949 г. почти полностью обновился летный состав: «старики» перевелись на материк, а взамен пришло 24 экипажа, только-только окончивших Рязанскую школу. Недостаток опыта полета в сложнейших условиях Тихого океана не мог не сказаться: за год произошли две катастрофы, разбились экипажи лейтенантов Васильева и Балябочкина.


Экипаж майора В.Е. Проценкова у Ту-16


Мастер радиосвязи прапорщик Чжао О.


Ст. лейтенант Н. Платонов, ст. лейтенант А. Кружнин, прапорщик В. Власов 1973 г.


На учениях "Купол-73"экипажи капитана А. Костометова и ст. лейтенанта А. Кружкина


До этого личный состав полка летал, главным образом, днем. Плановая подготовка полка к боевым действиям в темное время суток возобновилась только в 1 950 г., в 1 951 г. девять экипажей могли выполнять боевые задачи ночью в полном объеме.

Возобновление ночной подготовки было увязано с переходом полка на новую технику. В мае 1951 г. командир полка и командиры эскадрилий убыли в Рязань для переучивания на бомбардировщик Ту-4. Практически одновременно, 10 мая, началось перебазирование полка с Сахалина в Европу. Новым местом базирования полка был определен аэродром Сольцы в Новгородской области. Аэродром находился в стадии капитальной реконструкции строилась бетонная ВПП , рулежные дорожки и стоянки под самолеты Ту-4. В ожидании завершения реконструкции полк до середин ноября базировался в Мачулищах под Минском. 12 ноября в Сольцах приземлились первые Ту-4 840-го авиаполка. По состоянию на 1 декабря 1951 г. полк располагал десятью самолетами Ту-4. К полетам на этих самолетах было подготовлено 16 командиров кораблей и шесть полноценных экипажей. На следующий год летный состав осваивал одиночные полеты на Ту-4 на больших высотах в простых метеоусловиях, в 1 953 г. подготовка усложнилась – днем в СМУ, ночью – в ПМУ. В полном объеме полк освоил Ту-4 в 1954 г. В тот год экипажи выполнили 842 учебных тактических (без сброса бомб) бомбометания, из них 520 ночью. Выполнялись также реальные бомбометания в дальних полетах продолжительностью более пяти часов по незнакомым полигонам, причем не только одиночными экипажами, но и в боевом порядке полка. Днем в простых метеоусловиях летало 22 экипажа, в сложных – 20, ночью – 1 9 экипажей. По итогам боевой подготовки за год полк получил отличную оценку.

Бомбардировщики Ту-4 оставались на вооружении сравнительно недолго. В 1955 г. личный состав начал переучивание на реактивные Ту-16. Переучивание велось очень высокими темпами. Простое сравнение налета в первый год освоения Ту-16: на Ту-4 749 полетов, на Ту-16 – 773! Средний годовой налет на экипаж в конце 50-х годов поддерживался на уровне 130-140 часов, отдельные экипажи проводили в воздухе по 190-220 часов. В первый же год освоения Ту-16 наиболее опытные экипажи начали летать в Арктику, а в 1958 г. освоили дозаправку в воздухе. В 1961 г. полк в полном составе летал с арктических аэродромов. Периодически отрабатывались действия с «чужих» аэродромов, как грунтовых (Гривочки), так и «нормальных», с бетонной ВПП (Омск, Шауляй). В июле 1962 г. полк впервые работал вместе с морской авиацией Северного флота с аэродрома Оленегорск. С тех пор совместные учения с моряками из Оленегор- ска стали традиционными.

В 1963 г. личный состав приступил к теоретическому изучению ракетоносного варианта Ту-16 (с ракетой КСР-2). В марте 1964 г. полк отрабатывал поиск и уничтожение атомных подводных лодок. Через год руководящий состав полка освоил полеты днем на предельно малых высотах – 100-200 м.


Отработка дозаправки Ту-16 над Северным Ледовитым океаном


Одна из первых фотографий Ту-22М2, появившаяся на Западе. Ту-22М2 с ракетой Х-22 совершает полет над Балтикой с эскортом из шведских "Дракенов"


Систему КСР-2 полк осваивал достаточно долго – задачу то ставили, то снимали. Первые практические пуски ракет были выполнены в 1967 г. В том же году на вооружение 3-й эскадрильи поступили постановщики помех Ту- 16П. Полк обрел классическую для того периода конфигурацию: две эскадрильи Ту-16 в ракетоносном варианте, одна – Ту-1 6П. Освоение более совершенных ракет КСР-5 началось в 1969 г., первые пуски выполнены в 1970 г.

В ходе учений «Купол-73», которые проводились с 23 по 29 марта 1973 г. под руководством Командующего ДА, экипажи полка выполнили перелет на Дальний Восток с посадками в Воркуте, Тикси, Украинке, Семипалатинске, Энгельсе.

Этапным для полка, а во многом и для всей Дальней Авиации, стал 1976 г., когда полк, получил сверхзвуковые ракетоносцы Т/-22М2. Первой «Бэкфайры» осваивала 1-я эскадрилья, переподготовка велась со 2 августа 1976 г. в Рязани. За ходом освоения новой техники следил лично Командующей Дальней Авиацией генерал-полковник Решетников. 15 октября экипаж командира полка подполковника В.М. Мазалова выполнил первый контрольный полет на Ту-22М2, а 28 октября – первый самостоятельный. В Сольцах первые самостоятельные вылеты на Ту-22М2 выполнили 17 ноября 1976 г. экипажи полковника Ларцева, подполковников Мазалова и Ткаченко. После посадки экипажи поздравил с первым самостоятельным полетом генерал- полковник Решетников. В августе 1977 г. к самостоятельным полетам был допущен летный состав 2-й эскадрильи. На вооружении 3-й АЭ оставались самолеты Ту-16К-26. В том же августе состоялись первые учения 1-й эскадрильи на сверхзвуковых ракетоносцах.

Первые учения – первый отказ техники. При выполнении ночного полета на приборной доске самолета старшего лейтенанта В.В. Панфилова загоралась аварийная лампочка «Стружка в масле». Командир корабля согласно инструкции выключил двигатель, дотянул до аэродрома на одном движке и благополучно выполнил посадку.


Ту-22М летят над Афганистаном


Под крылом Таджикистан


Трехтонный "подарок" Ахмад-Шаху от майора Трусова, капитана Рекалова, капитана Мочалова


Данные фотоконтроля


Первый пуск ракеты Х-22 выполнил в 1978 г. экипаж подполковника Г.П. Грезню- ка. За успешное освоение новой техники Приказом МО СССР от 26 ноября 1979 г. полк награжден вымпелом Министра Обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть».

В 1979 г. на базе полка проводилась конференция по обмену опытом эксплуатации и боевого применения самолетов Ту-22М2. В конференции принимал участие главный конструктор самолета Д.С Марков

После переучивания на Ту-22М2 изменилась география полетов – с "северов" на "юга". Полк периодически отрабатывал боевые задачи, базируясь на аэродроме Полтава. Проверялась система ПВО района Харькова, проводились учения по разгрому сил быстрого развертывания вероятного противника на Южном театре военных действий с применением обычных средств поражения.

Учение, которое проходило 13-14 января 1985 г. стоит особняком. Темой учения стала боевая деятельность авиационной эскадрильи по уничтожению мостов и узлов коммуникаций, расположенных в горной местности с перебазированием на аэродромы Южного ТВД. Тема получила развитие в 1989 г., когда со 2 по 14 февраля десять Ту-22МЗ из 2-й эскадрильи (полк начал осваивать Ту-22МЗ в 1987 г.) выполнили с аэродрома Мары девять боевых вылетов (71 самолето-вылет) по целям, расположенным на территории Афганистана.

До конца 1989 г. 840-й полк, скажем честно, не входил в элиту Дальней Авиации. Лучшие полки, вооруженные самолетами Ту-22, базировались на передовых рубежах – в Полтаве, Тарту. Сольцы даже получили сомнительное прозвище «гауптвахты Дальней Авиации».

О но понятно небольшой гарнизон при райцентре, который затерялся в лесах и болотах исконной Руси. В таких городках военные часто определяют уклад местной жизни. Виртуальный мыслитель Козьма Прутков некогда заметил, что жизнь города начинается со вступлением в него гусар. Можно добавить, что жизнь такого города гусарами и определяется. Вот и жизнь Сольцов во многом крутится вокруг полка. В условиях небольшого гарнизона резко возрастает роль замполитов, или как теперь говорят «воспитателей». Со времен СССР отношение к замполитам среди народных масс сохранилось, как бы помягче сказать, – своеобразное. Чего греха таить, автор данной публикации также не был свободен от подобных взглядов. Знакомство с воспитателями полков Дальней Авиации заставило меня резко пересмотреть свое мнение. Ни одна публикация нашего журнала, посвященная Дальней Авиации, просто не могла бы появиться, кабы не замполиты. В самых отдаленных гарнизонах эти люди тратили свое личное время на беседы с залетным корреспондентом, а корреспондент везде встречал самое благожелательное отношение.

Командир командует «Делай как я», замполит – «Делай, как я говорю». Кто не знает этот бородатый анекдот? Так вот, заместитель командира тяжелого бомбардировочного авиационного полка по воспитательной работе – летная должность. Исполняющий обязанности "главного воспитателя" полка заместитель командира 2-й АА по воспитательной работе подполковник Игорь Летунов в 2003 г. сбросил трехтонку по полигону на «отлично». Люди подобные Игорю Летунову как раз и определяют жизнь небольших гарнизонов. Сольцам в этом плане повезло. В полку, а значит и в городе, функционирует «Театральная гостиная», свой любительский театр. Команда КВН «Перцы» добралась 1/3 финала среди команд северо-запада России, гастролирует ансамбль «Экипаж». Тесные связи установлены с белорусским Гомелем. В годы войны под Сольцами шли тяжелейшие бои, совсем недалеко печально известный Мясной Бор. С войны здесь осталось много незахороненных погибших бойцов. Поиском и захоронением солдат и командиров Красной Армии, погибших в то страшное время, занимается отряд «Долина». Командование полка по мере своих, весьма ограниченных возможностей, помогает отряду, многие офицеры и прапорщики лично принимают участие в поисках.

Культурная жизнь – культурной жизнью, но полк прежде всего выполняет боевые задачи.

Известные политические события полностью изменили ситуацию в плане боевой подготовки. Полк оказался на «переднем крае».


Ту-22М3 с ракетами Х-22


Звездочки на пилоне – отметки о пусках ракет



Справа полковник Ананьев В.Н., десять лет возглавлявший полк


С 1989 г. 840-й ТБАП принимал участие во всех вооруженных конфликтах, в которых так или иначе была задействована ДА. Достаточно малоизвестны действия Дальней Авиации во время обострения обстановке в Таджикистане. В августе 1 993 г шесть Ту-22МЗ 840-го полка выполнили шесть боевых вылетов по целям на таджикско-афганской границе, после чего резко ослабло давление моджахедов на заставы Московского погранотряда. Бомбометание выполнялось в достаточно непростых условиях: "полезный груз" требовалось уложить всего в нескольких сотнях метрах от позиций пограничников. Экипажи отлично справились с поставленной задачей. Директор ФПС Николаев наградил летчиков и штурманов медалями "За охрану Государственной Границы" – случай если не уникальный, то редчайший в ВВС! Опыт применения стратегической авиации (и нашей, и американской) показывает, что непосредственный эффект от сброса бомб почти всегда перекрывается морально-психологическом эффектом. В конечном итоге штурмовики способны доставить к целям (и доставляют) не меньшее количество боевой нагрузки, причем могут «уложить» ее куда точнее, зато «стратег» высыпает бомб много и сразу. Не случайно американцы, располагая большим количеством тактических самолетов с широчайшим ассортиментом «умных» бомб и ракет, при каждом удобном случае задействуют, казалось бы, устаревшие В-52 с «тупыми» неуправляемыми бомбами. Есть подобный опыт и у отечественных стратегов, но о некоторых боевых заданиях, которые выполнял 840-й ТБАП рассказывать пока рано.

В сложные 90-е годы в полку удавалось поддерживать один из самых высоких в Дальней Авиации средний годовой налет. Ежегодно полк принимал участие в летно-тактических учениях, и не только в учениях. Помимо боевых вылетов, экипажи выполняли куда более приятные задачи. Так 12-19 июня 1994 г. три экипажа выполняли показательные полеты на Дальнем Востоке (авиабаза Воздвиженка при проведения празднования 50-летия полка «Нормандия-Неман» (на дальневосточном аэродроме Галёнки базируется 18-й гвардейский Витебский штурмовой авиаполк «Нормандия-Неман», приемник 18- го гвардейского ИАП, в составе которого начинала свой боевой путь эскадрилья «Нормандия»).

9 мая 1995 г. тройка Ту-22МЗ прошла над Поклонной горой в Москве во время Воздушного Парада в честь 50-летия Победы в Великой Отечественной войне. Головной самолет пилотировали заместитель командира полка подполковник В.В. Прозоров и командир 326-й бомбардировочной авиадивизии генерал-майор И.И. Хворов (в настоящее время генерал-лейтенант Хворов является командующим 37-й ВА). Ведомые самолеты пилотировали командир эскадрильи подполковник Н.В. Трусов и командир полка полковник В.Н. Ананьев, заместитель командира эскадрильи майор А.В. Волков и командир эскадрильи подполковник А.Е. Чайковский. 8 мая 1995 г. экипаж в составе командира корабля майора Б. Голева, летчика-инструктора майора Г. Иванова, штурмана корабля майора В. Тигунова и штурмана-оператора О. Ильчука принял участие в военно-морском параде в Санкт-Петербурге.

В 2002 г. возобновились совместные полеты с морской авиацией Северного флота. Экипажи майоров Б.В. Голева и М.В. Голованова, выполнили практические пуски ракет Х-22. После полета летчики и штурманы, сняв ЗШ, одели не традиционные пилотки или фуражки, а бескозырки- подарок моряков. Торжественное вручение фирменных головных уборов состоялось непосредственно у еще «горячих» после полета ракетоносцев.


Самолеты полка над Поклонной горой во время парада в честь 50-й годовщины Победы над фашистской Германией


Командир полка полковник Нагаев



В 2003 г. впервые за десять лет четыре Ту- 22МЗ выполнили полигонное бомбометание бомбами массой 3000 кг.

Хотелось бы завершить краткий рассказ о самом боевом на сегодняшний день полку Дальней Авиации на мажорной ноте, но – увы: 8 июля 2004 г. произошла трагедия. При заходе на посадку на аэродром Сольцы разбился Ту-22МЗ. Экипаж майора О.Л. Тяпкина выполнял тренировочный полет по маршруту с переменным профилем на боевое применение с выполнением тактических пусков АКР и боевой стрельбой из пушки ИК снарядами. На 57-й минуте полета на высоте 5700 м при скорости 595 км/ч произошел первый отказ в системы электропитания. Штурман-оператор доложил: «Командир, отказал правый генератор, разблокировка не снимается, отключил». Через 10 минут, когда до аэродрома оставалось 17 км, произошло падение напряжения в левой сети. Произошло отключение освещения рабочих мест командира и штурмана-оператора, выключение пилотажно-навигационных приборов. Через 11 с после падения напряжения экипаж выпустил закрылки для выполнения посадки и принял решение перейти на аварийное электропитание.

После объединения аккумуляторных шин произошло пиковое увеличение токовой нагрузки. В результате левая сеть оказалась обесточенной, а правая сеть перешла в сверхаварийный режим работы от аккумуляторной батареи. Полностью отключилось освещение рабочих мест экипажа, отказала автоматическая система управления самолетом. Под левой плоскостью крыла висела ракета. В результате потери управляемости началось неуправляемое развитие левого крена и увеличение вертикальной скорости снижения. Столкновение самолета с землей произошло при левом крене 75 град на удалении 8 км от ВПП. Экипаж из-за скоротечности протекания особой ситуации средствами аварийного покидания не воспользовался. Погибли командир корабля майор Олег Тяпкин, второй пилот капитан Илья Ловков, штурман 1-го класса майор Николай Толстое и штурман- оператор Александр Иванов. Менее чем за год полк фактически потерял шестерых человек – в экипаже разбившегося в 2003 г. Ту-160 было двое питомцев 840-го ТБАП: второй пилот и штурман-оператор.

Катастрофа тяжело отразилась на всей Дальней Авиации – были прекращены все полеты самолетов Ту-22. Но жизнь продолжается. После разбора причин трагедии, в сентябре 2004 г. аэродром Сольцы вновь содрогнулся от рева могучих двигателей ракетоносцев – Ту-22МЗ ушли в плановый полет.

И еще несколько слов в заключение. В 1968 г. в ознаменование заслуг в Великой Отечественной войне 840-й ТБАП был награжден орденом Боевого Красного Знамени (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г.). В 1945 г. в «верха» ушли документы на присвоение полку гвардейского звания, но пока документы «шли» группа Ту-2 ошибочно нанесла удар по своим. Гвардейским полк не стал. После войны гвардейское звание напрямую не было присвоено ни одному авиационному полку. Гвардейскими полки становились только после передачи регалий полков, подлежащих расформированию. Может стоит возобновить традицию?


Герои Советского Союза, проходившие службу в 840-м Краснознаменном ТБАП

Агамиров Г.Г., Буланов А.Н., Ижутов Н.С., Кирсанов И.И., Левчук С.А., Лущенко Г.А., Мелешко О.И., Морозов В.П., Родионов В.И., Соляник В.О., Тананаев П.Н., Шатаев Н.И., Шестернин Б.И.


Командиры 840-го К раснознаменного ТБАП

Год вступления в должность

Майор Гельбак А. С…… 1942

Майор Лукин В.И……….. 1944

Подполковник Ударцев С.Л 1945

Подполковник Морозов В.П 1949

Подполковник Макшанов М.Я. .. 1949

Подполковник Агамиров Г.Г…… 1953

Подполковник Сычев Г.М 1957

Полковник Демиденко П.И 1 961

Полковник Перминов Д.С 1967

Полковник Ларцев С.С 1971

Подполковник Мазалов В.М…… 1974

Полковник Трезнюк Г.П 1977

Полковник Шестаков А.А 1980

Полковник Румянцев В.Ю 1984

Полковник Екименко В.А 1989

Полковник Ананьев В.Н 1992

Полковник Прозоров В.В 1997

Полковник Ананьев В.Н 1998

Полковник Нагаев Ю.В 2002




Владимир Ригмант









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх