Р-47 "Тандерболт"

Виктор Бакурский, Владимир Котельников, Михаил Никольский, Андрей Фирсов


Боевая служба Р-47

Одно время, еще до нападения японцев на Перл-Харбор, американцы совместно с англичанами планировали провести боевые испытания «Тандерболта» в составе Королевских ВВС. Однако трудности с освоением производства нового самолета заставили американцев отказаться от этой идеи. В сентябре 1941 г британское Министерство авиации было проинформировано, что лучше подождать решения всех возникших проблем.

В результате первым получил «Тандерболты» Корпус армейской авиации США (USAAC – U.S. Army Aviation Corps). В качестве головной для перевооружения была выбрана 56-я истребительная группа, базировавшаяся под Нью-Йорком, ближайшая по месту базирования к заводу-производителю «Тандерболтов». Решение о вооружении группы самолетами Р-47 было принято еще 14 января 1941 г., хотя первый Р-47В, как мы знаем, был сдан армии 26 мая 1942 г.. Лишь в июне начались массовые поставки истребителей.

Главной задачей ближайших месяцев теперь стало выявление всех возможных недоработок в самолете. Так как истребительная группа базировалась рядом с заводом в Фармингдейле, то можно было быстро вызвать заводских специалистов для оперативного устранения возникших проблем.

После нападения японцев на Перл- Харбор и объявления Штатами войны Германии, группу передислоцировали на Восточное побережье для обороны расположенных здесь индустриальных центров от налетов германской авиации (!!!).

В состав 56-й группы входили 61-я, 62-я и 63-я эскадрильи. В начале 1942 г. группу перебазировали севернее, в Каролинас, где она вошла в состав 1-й воздушной армии. Штаб группы находился в Тинеке, шт. Нью-Джерси, 61-я эскадрилья базировалась в муниципальном аэропорту Бриджпорт, шт. Коннектикут, 62-я – на гражданском аэродроме Бендикс, шт. Нью-Джерси, а 63-я занимала часть заводского аэродрома фирмы Рипаблик в Фармингдэйле.

В окрестностях Фармингдэйла базировалась также 80-я группа, начавшая перевооружение на истребители Р-47В практически одновременно с 56-й группой. К середине июня 1942 г. в группу поступило достаточное для начала переучивания летного состава количество «Тандерболтов». Технический персонал группы изучал новую технику непосредственно на заводе фирмы Рипаблик. По сравнению с предшественниками, «Тандерболт» представлял собой существенный шаг в развитии авиационной техники – сложнейшие на тот момент электрическая и гидравлическая системы самолета долгое время оставались головной болью техников. Вызывало проблемы техническое обслуживание, приборное оборудование кабины, наладка системы управления. С другой стороны, техникам пришлись по душе огромные «Дабл Уоспы», которые оказались много проще в обслуживании по сравнению с моторами Аллисион, которые стояли на «Аэрокобрах» и «Уорхоках» (на вооружении 56-й авиагруппы до «Тандерболтов» состояли истребители Р-39 Р-40 и Р-36).

Благодаря норову нового истребителя и собственной горячности, юные летчики наломали немало дров по ходу рутинной службы, включавшей дежурства, тренировочные полеты, взлеты по учебным тревогам. В итоге, в 56-й группе к концу июня добрая половина «Тандерболтов» уже не могла летать – часть была сломана, а часть просто превращена в металлолом. Огромный истребитель чувствовал себя хозяином неба лишь на больших высотах, где он демонстрировал неплохую маневренность, имел приемлемые разгонные характеристики и легко переходил в пикирование. Пикировал самолет более чем охотно, быстро набирая очень высокую скорость. На пикировании летчики стали сталкиваться с явлением сжимаемости воздуха, отмечались случаи флаттера хвостового оперения. Отказы двигателей в полете вызывали тревогу. Тщательный анализ происшествий показал, что летчикам в полете было крайне сложно поддерживать оптимальное соотношение числа оборотов двигателя и количества воздуха, подаваемого турбонагетателем. Из-за этого температура головок цилиндров часто поднималась выше критической. Первым шагом стала, естественно, разъяснительная работа среди летчиков на тему, как правильно перемещать сектор газа и рычаг управления тур бонагнетателем.


Р-47В из состава 56-Й группы в учебном полете возглавляет Хуберт Земке


В таком виде Р-47 впервые прибыли на европейский ТВД


Инциденты привели в начале сентября к пересмотру прочности конструкции хвостового оперения самолета. В середине 1942 г. были введены ограничения по скорости – не выше 300 миль/ч (483 км/ч) и запрет на выполнение фигур высшего пилотажа. К сожалению, не удалось найти точную дату ввода ограничений, но, возможно, ограничения стали следствиями двух «рекордных» пикирований, выполненных 13 ноября летчиками 63-й эскадрильи. В одном из пикирований самолет разогнался до скорости 725 миль/час (1167 км/ч). Конечно, это была не истинная воздушная скорость, а скорость, показанная прибором. Впоследствии фирма Рипаблик не раз в рекламных целях публиковала данные о почти сверхзвуковой скорости, которую может развить на пикировании «Тандерболт». Впрочем, это было далеко от истины. Во-первых, представители фирмы сознательно закрыли глаза на инструментальные погрешности, временное запаздывание и инерционность средств измерения. Так что на самом деле истинная скорость пикирования не превысила 805 км/ч. Конечно, и 805 км/ч тоже очень хорошая скорость, но следует учесть, что получился этот рекорд совершенно случайно – ни один из летчиков 13 ноября пикировать желанием не горел. В обоих случаях самолет перешел в пикирование самопроизвольно, и пилоты с огромным трудом сумели вывести свои машины в горизонтальный полет.

Видную роль в карьере серийных «Тандерболтов» сыграл Хуберт Земке.

Летчик-истребитель Хуберт «Хуб» Земке, будущий командир 56-й группы, начинал свою службу лейтенантом в 63-й эскадрилье. В тот период он близко сошелся с заводскими летчиками- испытателями фирмы Рипаблик, от них он узнал многие особенности «Тандерболта».

В годы войны талантливые офицеры делали карьеру быстро. Земке приобрел репутацию блестящего тактика и великолепного организатора. Молодой командир, один из немногих американцев, успевший на собственной шкуре (пусть и не в полной мере) испытать войну в Европе в самый тяжелый для союзников период. Он помогал британским и советским летчикам осваивать истребители Р-40. После возвращения в Штаты Хуб непродолжительное время командовал 80-й истребительной группой, базировавшейся сначала в Фармингдэйле, затем – в Селфридж-Филде, шт. Мичиган. В июне 1942 г. Земке получил звание майора, и в том же месяце 56-я группа получила первые 37 «Тандерболтов» модификации Р-47В.

Земке стал командиром 56-й группы 16 сентября 1942 г. Определенную роль в этом назначении сыграли знакомство майора с истребителями Р-47 и его безупречная репутация как командира и летчика.

Новый командир умел заставить трудиться ленивых и мог справиться со строптивыми. Действительность советско-германского фронта сильно повлияла на Земке, который требовал от своих подчиненных совсем не по-американски. В результате «Тандерболт» освоили почти все летчики группы. Видимо, Россия крепко засела в душу командира 56-й группы: Земке назвал свой личный Р-47 «Мой товарищ», что и написал на его борту (по-русски и с буквой «щ» на конце слова!) – еще один русский след в истории «Тандерболта».

По мере поступления новых Р-47В приступили к перевооружению на новую технику 348-я и 355-я группы. Вскоре молодые пилоты отправились на войну.

Сами же самолеты Р-47В, на которых они учились летать, на фронт не попали. Первыми за океан отправились машины модификации «С».

Первый Р-47С доставили на Британские острова морем в январе 1943 г. Этим самолетом стал Р-47С-2. «Тандерболты» поступили на вооружение 4-й истребительной группы, летчики которой с неохотой расстались со своими «Спитфайрами». 56-я группа вместе с эскадрильями 4-й группы составила ядро VIII истребительного командования базировавшейся в Великобритании 8-й воздушной армии. На Р- 47С также перевооружили 82-ю, 83-ю и 84-ю эскадрильи 78-й истребительной группы. Ранее 78-я группа была вооружена «Лайтнингами», но их пришлось отправить в Северную Африку для восполнения потерь 12-й воздушной армии. Вместе с самолетами в Северную Африку перевели большую часть опытных пилотов 78-й группы, поэтому оппозиция «болту» в этом подразделении оказалась не столь велика как в 4-й авиагруппе. Тем не менее командир эскадрильи 78-й группы, успевший полетать на «Лайтнингах» и оставшийся в Британии, в сердцах заметил: «Поменяли породистого скакуна на мерина с хутора».

Р-47С поступили также на вооружение 56-й истребительной группы, которая рассталась со своими Р-47В еще в США. Ее личный состав прибыл в Британию на лайнере «Куин Элизабет» 11 января 1943 г. 56-я, 78-я и 4-я группы составили 8-е авиакрыло, полностью вооруженное «Тандерболтами» – «Mighty Eighth», магическая восьмерка.



Один из первых Р-47С-2, взлетевших над Великобританией – их отличал трехсимвольный код


Р-47С-2, Р-47С-5 и P-47D-1 из состава 56-й группы. Именно на одной из этих машин с кодом LM-ZЗемке написал "Мой товарищ"


Прибывший вместе с личным составом 56-й группы летчик-испытатель майор Гэс Хоуг перегнал один «Тандерболт» (заводской номер 42-7921) в Бовингтон, где учил строевых пилотов как «стреножить мерина» на пикировании. Кроме того, в Бовингтоне провели несколько учебных воздушных боев между трофейным Fw-190 и «Тандерболтом».

Первый боевой вылет был назначен на 10 марта, в нем приняло участие звено Р-47С 4-й группы. Недалеко от Валхарена, вероятно из-за помех, нарушилась радиосвязь. Командир звена в этих условиях прекратил выполнение боевого задания. На земле выяснилось, что причиной отказа радиооборудования стали не помехи, а технические дефекты самих раций.

Проблемы с радиостанцией и двигателем (отказывали свечи зажигания из-за высокой влажности и низких, по сравнению с США, температур ранней европейской весны) задержали боевой дебют истребителя. Летчики 56-й группы 17 марта провели лишь воздушные стрельбы по буксируемому конусу. Результат стрельб оказался двояким: были сбиты и конус, и «Лизандер», который его буксировал…

Вероятность быть сбитыми существовала и для пилотов «Тандерболтов». Причем огня можно было ожидать прежде всего от своих: зенитчики и летчики-истребители союзников в начале 1943 г. знали только один истребитель со звездообразным двигателем – немецкий Fw-190. Во избежание ошибок передние части капотов двигателей всех «Тандерболтов» были окрашены в белый цвет, полосы белого цвета появились на вертикальном и горизонтальном оперении.

В апреле в Британии появились первые P-47D.

Первый по-настоящему боевой вылет на «Тандерболтах» был совершен как раз в это время, а точнее – 8 апреля, его выполнили пилоты 4-й группы. За первую неделю боевых операций пилоты «Тандерболтов» противника в воздухе не встречали, но понесли первую потерю: 13 апреля из-за пожара двигателя над Ла-Маншем Р-47 был вынужден покинуть самолет начальник штаба 78-й группы подполковник Дик- ман. Дикмана спасли моряки из поисково-спасательной службы RAF.

На следующий день недалеко от Дюнкерка отказал двигатель еще на одном «Тандерболте», но летчик, капитан Дяр из 56-й группы, сумел развернуться и перелететь Ла-Манш в обратном направлении. Со скал Дувра по приближавшемуся самолету, принятому за Fw-190, открыла огонь зенитная батарея. Тут уж нервы Дяра не выдержали, и он плюхнул «Тандерболт» в поле. Кстати, Дяр был одним из тех двух «сверхзвуковых» летчиков, якобы превысивших скорость звука в «знаменитых» пикированиях 13 ноября 1942 г.

«Тандерболт. Первая кровь», – вот сюжет воздушного боя 15 апреля 1943 г. Боевой вылет получил кодовое обозначение Родео-204. Американцы использовали кодировку боевых заданий, принятую в RAF. Слово «Rodeo» означало, что на задание уходит большая группа истребителей, без наличия в составе группы ударных самолетов. «Ramrod» – боевое задание по сопровождению бомбардировщиков. «Circus» – большая группа истребителей и небольшое число бомбардировщиков, призванных служить приманкой для истребителей противника. Некоторые соединения самолетов Р-47 и в Европе, и на Тихом океане действовали совершенно самостоятельно, обеспечивая и бомбометание, и авиационное прикрытие. Как правило, в группе из 12 самолетов 8 машин выполняли роль бомбардировщиков, а четыре несли только топливные баки и использовались в качестве истребителей сопровождения. То есть вооруженные истребителями Р-47 группы могли выполнять любую миссию – «Цирк», «Родео» или «Рэмрод».

В миссии Родео-204 приняло участие 60 «Тандерболтов», 12 самолетов из 4-й авиагруппы и по 24 из 56-й и 78-й. В ходе боевого вылета командир 335-й эскадрильи майор Дон Блэксли сбил Fw-190 в районе Остенде. Двое других летчиков также сбили по «фоккеру». «Первая кровь» этого боя трактуется двояко: «Тандерболты» пустили первую кровь немцам, но и «Тандерболтам» тоже пустили кровь. Один Р-47 был сбит, а два истребителя пилоты покинули в воздухе из-за отказа двигателей. Свой «болт» пришлось покинуть в частности подполковнику Челси Петерсону, сбившему Fw-190. Это была седьмая победа подполковника. По американским меркам, на 1943 г. Пе- терсон стал сверхрезультативным асом.


Р-47 на фоне "Летающей крепости" в Великобритании


Р-47 "Тандерболт", Р-38 "Лайтнинг"иР-51 'Мустанг"- "трибогатыря"американских ВВС, обеспечивающих прикрытие В-17 и В-24 в дневных налетах на Германию


Результат первого воздушного боя был в пользу американцев, но 29 апреля пилоты люфтваффе взяли реванш: «фоккеры» сбили два «Тандерболта» из 56-й группы без потерь со своей стороны.

Между тем количество «Тандерболтов» на Британских островах постепенно росло в мае все три группы были укомплектованы до штатных 48 самолетов .

Первый боевой вылет на эскортирование бомбардировщиков состоялся 4 мая 1943 г. Его выполнили пилоты из 4-й группы. Прикрывая «Крепости», они сбили один Fw-190, собственных потерь не имели. Вскоре показали зубы при сопровождении бомберов и парни из группы Земке – они сбили Bf.l09. Однако каково было разочарование бравых янки, когда они узнали, что «мессершмитт» оказался «Спитфайром», и принадлежал совсем не люфтваффе (а уж как разочаровался летчик «Спитфайра»…).

14 мая 1943 г. 118 «Тандерболтов» из всех трех истребительных групп сопровождали «Крепости», наносившие удар по Антверпену. Объект удара находился за пределами радиуса действия Р-47, поэтому истребители не смогли сопровождать В-17 на всем маршруте. Истребители люфтваффе выбрали для атаки момент, когда «Тандерболты» развернулись на обратный курс. В завязавшемся воздушном бою было сбито четыре самолета люфтваффе и три Р-47.

В апреле-мае пилоты «Тандерболтов» выполнили 2279 боевых вылетов. 10 побед в воздушных боях летчикам 8-го авиакрыла зачитали как достоверные, семь – как вероятные, 1 8 самолетов противника было-повреждено. За тот же период на свои аэродромы не вернулись 18 «Тандерболтов», не менее пяти из них было потеряно из-за проблем с двигателями. Парадокс, но самые опытные пилоты «Тандерболтов» служили в 56-й группе, но сбили всего один самолет (да и тот британский «Спитфайр»). Новички же из 4-й и 78-й группы оказались более удачливыми. Впрочем, новичками пилотов 4-й группы можно было считать только применительно к самолету Р-47, до этого они уже успели понюхать пороху, летая в небе Европы на «Спитфайрах». В 78-й группе (особенно среди командного состава) также имелись ветераны воздушной войны. Зато пилоты 56-й, как воздушные бойцы, действительно были новичками.

Первым асом «Тандерболтов» стал капитан Чарлз Лондон из 78-й группы. Свои четвертую и пятую победы на Р- 47 он одержал 30 июля 1943 г., сбив пару Bf.l09. Немецкие летчики допустили в бою с «Тандерболтом» роковую ошибку – попытались уйти от американского истребителя проверенным способом – решили оторваться от него на пикировании. Способ, неоднократно проверенный в боях со «Спитфайрами», совершенно не годился для отрыва от «сверхзвукового» Р-47.

В том же самом бою майор Эжен Робертс сбил три самолета противника – первый «хет-трик» на Р-47! Американцы потеряли тогда троих пилотов, в том числе командира 78-й группы подполковника Мелвина МакНикли. МакНикли покинул самолет с парашютом, а после приземления попал в плен.

Вообще, если судить только по арифметическим результатам, то день 30 июля вышел для американцев удачным: 25 подтвержденных побед, четыре вероятных, восемь поврежденных самолетов противника ценой потери семи «Тандерболтов». 16 побед одержали летчики 78-й группы, пять – 4-й и четыре – 56-й.

А еще 30 июля друзья подтрунивали над лейтенантом Куинси Брауном, уничтожившим паровоз. Между тем через год паровозы, вагоны, танки, автомобили станут основными объектами охоты для пилотов «Тандерболтов». Зря смеялись коллеги над молодым летчиком: Куинси Браун одержал поистине историческую победу: первая наземная цель, уничтоженная «Тандерболтом», впоследствии вошла в историю.



Р-47 атакует Мессершмитт 110


"Поросята" и с таким "стабилизатором" возвращались – свидетельство высокой живучести Р-47


Под руководством Земке летчики 56-й группы реабилитировали себя в довольно короткий срок. Из группы вышли многие асы. Командир 62-й эскадрильи майор Дэйв Шиллинг завершил войну командиром 56-й группы, на личном счету Шиллинга числилось 23 победы в воздушных боях – для наших западных союзников очень внушительная цифра. Шиллинг выполнил 360 боевых вылетов, провел 132 воздушных боя – почти как Кожедуб, только вот число сбитых оказалось поменьше.

61-й эскадрильей некоторое время командовал Лорен Мак- Коллом, но его вскоре Земке назначил своим заместителем . Эскадрилью принял капитан Фрэнсис Габрески, американец польского происхождения. Прежде чем попасть в 56-ю группу Габрески познал ужас Перл-Харбора, затем выполнил 13 боевых вылетов в составе 315-й «польской» эскадрильи RAF. Вместе с Габрески в 61-ю эскадрилью USAAF пришло еще несколько поляков. Первую победу в воздушном бою Габ- рески одержал 5 июля 1944 г., 15 дней спустя, сбил еще два самолета противника, а затем его боевой счет начал пополняться регулярно. Свою 28-ю победу «Габби» Габрески одержал 5 июля 1944 г. Его боевой счет мог еще более возрасти, но 20 июля «Тандерболт» Габрески при штурмовке аэродрома Бэссинхэйм подбили зенитки. Ас выполнил вынужденную посадку, пять дней скитался по лесам, но в конечном итоге попал в плен, где и встретил освобождение.

Фортуна повернулась лицом к пилотам 56-й группы в середине июня. 12 июня капитан Вальтер Куке из 62-й эскадрильи наконец-то открыл счет истинных побед, сбив Fw-190. На следующий день боевой счет группы пополнился сразу тремя победами. По одному самолету противника сбили Земке и второй лейтенант Роберт С. Джонсон, третьего «фоккера» за день Джонсон сбил вместе с другим пилотом. Однако через две недели, 26 июня, старые волки люфтваффе преподнесли свой урок американцам.

На «Крепости», которые шли в сопровождении «Тандерболтов» из 56-й группы, навалилось порядка 40-50 истребителей противника. Пилоты «Тандерболтов» бомбардировщики отстояли, однако четыре Р-47 были сбиты. Многие дотянувшие до базы «Тандерболты» пришлось списать – американцы не очень-то любили возиться с ремонтом боевых повреждений. На свой счет янки записали только одну победу: самолет противника сбил Джонсон, только не Роберт С, а Джеральд У. Что же касается Роберта С.Джонсона, то он 26 июня «нарвался» на настоящего волка воздушной войны – оберста Эгона Мейера из JG-2. Мейр преследовал Джонсона, пока не израсходовал боекомплект. Немец попал в «Тандерболт» из пушки и пулеметов не единожды – вот когда выяснилось, насколько живучим спроектировал свое «изделие» Александр Картвелишвили! Джонсон в конечном итоге сел на вынужденную посадку в поле под Мэнстоном.

Война для Роберта С. Джонсона завершилась в конце мая 1944 г. Как известно, американские летчики отбывали на театре военных действий строго определенный срок, который измерялся или календарными днями, или определенным количеством выполненных боевых вылетов. Срок Джонсона вышел как раз в мае 1944 г. Годом раньше он прибыл в Британию молодым необстреляным летчиком, назад в Штаты вернулся матерый асом, имевшим на своем счету 27 побед.

В общем, с июня война для пилотов «Тандерболтов» пошла своим чередом, успехи чередовались с неудачами, напряженные боевые вылеты со спокойными. Так, 1 июля с одной стороны был достигнут очевидный успех – четыре сбитых фрица, с другой – трагедия: в воздушном бою погиб командир 78-й группы полковник Арман Петерсон.

Тем временем количество «Тандерболтов» на фронте продолжало расти. В августе к боевым действиям подключились пилоты, вооруженной «Тадами» 353-й истребительной группы. Группа прибыла в Британию в июне, полтора месяца ушло на акклиматизацию личного состава, знакомство с театром военных действий и ожидание положенного по штату комплекта самолетов. Командиром группы в середине августа стал заместитель Земке, теперь уже бывший, Мак- Коллом.

В сентябре первые боевые вылеты выполнили летчики 352-й и 355-й групп, также имевших на вооружении истребители Р-47. Эти группы прибыли на Британские острова в июле. В сентябре из США перебросили 356-ю группу, в октябре 358-ю и в ноябре – 359. Таким образом, к концу ноября на Европейском театре военных действий имелось шесть групп, вооруженных «Тандерболтами». В декабре к боевым действиям приступили 358-я и 359-я истребительные группы. В декабре в Британию прибыла 10-я группа – последняя группа «Тандерболтов» из состава 8-й воздушной армии.


Подттовко дополнительных топливных баков дпя подвески на Р 47


17 августа стало днем 56-й группы. В тот день «Тандерболты» встречали «Крепости», возвращавшиеся из рейда на Швейнфурт. В воздушном бою приняли участие 51 истребитель Р-47 и до полусотни «мессеров» и «фоккеров». Американцы сбили 19 истребителей противника, из них 15 летчики 56-й группы. Отличились Уолкер Мэхьюрин (две победы), Джеральд Джонсон (три) и Глен Шилыд (три). Жертвой кого-то из американцев стал майор Вильгельм Галланд, ас с 55 победами, брат известнейшего немецкого летчика Адольфа Галланда.

Джеральд Джонсон сбил 19 августа Bf. 109 и стал первым асом 56-й группы, вторым «британским» асом «Тандерболта».

Поначалу «Тандерболты» применялись в основном для патрулирования на больших высотах. По своим высотным характеристикам Р-47С превосходил любой из самолетов люфтваффе, но на малых и средних высотах Р- 47С заметно уступал им в маневренности и скороподъемности. Однако Р- 47С всегда мог воспользоваться своим преимуществом в скорости пикирования, чтобы выйти из боя, если это было нужно. Восемь крупнокалиберных пулеметов истребителя позволяли уничтожить любой самолет врага, попавший в прицел только на мгновение.

Прочная конструкция «Тандерболта» могла выдерживать серьезные боевые повреждения, и часто поврежденный самолет уже на следующий день был готов подняться в воздух. В значительной мере этому способствовало наличие на борту живучего звездообразного двигателя, не имеющего специальной системы охлаждения и отсутствие топливных баков в крыле.

Мало того, фюзеляжные баки, как и пилот, прикрывались спереди непробиваемым двигателем, а сзади турбокомпрессором и промежуточным радиатором, повреждение которых в бою не приводило к потере самолета. Кроме того, туннель воздушного радиатора, проходящий под фюзеляжем, выхлопная труба и воздуховоды по бортам фюзеляжа также прикрывали собой баки и пилота. Не лишним будет вспомнить и о стальной ферме-лыже, установленной под фюзеляжем и прикрытой обшивкой канала подвода воздуха к турбокомпрессору. Эта лыжа предохраняла самолет от разрушения при вынужденной посадке с убранным шасси.

Главной задачей «Тандерболтов», по мнению командования, должно было стать сопровождение американских бомбардировщиков в их дневных рейдах на цели, расположенные в Европе. Увы, радиус действия истребителей Р- 47 не позволял пилотам сопровождать «Крепости» на всем маршруте к цели. Положение изменилось с поступлением в конце июля из Штатов внешних топливных баков. Первые баки не сбрасывались в полете, но затем конструкцию доработали так, чтобы пилот мог в любой момент освободиться от лишнего груза, ухудшающего и без того не великую маневренность.

Вероятно, первым воздушным боем, который провели «Тандерболты» с дополнительными баками, стал бой 28 июля. Группу «Летающих Крепостей» атаковали 45 немецких истребителей. Пилоты люфтваффе не рассчитывали встретить истребители прикрытия, за что и поплатились. Ценой потери одного Р-47 было сбито девять истребителей люфтваффе.

P-47D-25 мог нести 760-литровые дополнительные топливные баки. Изначально эти огромные баки предназначались исключительно для использования в перегоночных полетах, но военная ситуация заставила пилотов летать с такими «бочками» в глубокий тыл противника на сопровождение дневных бомбардировщиков. Проблема заключалась в том, что эти баки не имели системы наддува, что ограничивало их использование на больших высотах. Фактически топливо из бака расходовалось примерно наполовину.

Жестокие потери американских бомбардировщиков в налетах на Швейнфурт, Бремен и Регенсбург (8-я воздушная армия лишилась в этих рейдах пятой части бомбардировщиков, принимавших участие в налетах) заставили срочно принимать все возможные меры по обеспечению ударных самолетов истребительным прикрытием на всем маршруте до цели и обратно. «Словом» дня для истребителя стала «дальность». Группа технических специалистов VIII истребительного командования под руководством полковника Кассиуса Хога предложила использовать для повышения радиуса действия «Тандерболтов» подвесные баки из прессованного картона, сделанные на основе подвесных баков британских истребителей «Харрикейн». Хог сумел даже наладить производство таких баков. Первые картонные баки имели емкость 420 л, но затем ее довели до 570 л. Устанавливались на Р-47 и металлические подвесные топливные баки емкостью 270 л и 420 л от истребителей Р-39 и Р-40. Импровизированные металлические топливные баки овального сечения емкостью 760 л оказались очень удачными, а вот картонный вариант не прижился. За счет использования дополнительных баков тактический радиус действия истребителей Р-47 возрос на 520 км – истребители получили возможность прикрывать бомбардировщики в небе Западной Европы на значительной части маршрута. Тем не менее над Берлином «большие друзья» (бомбардировщики) пока летали в одиночестве.

На роль дальнего истребителя сопровождения отлично подходили двухмоторный двухбалочный «Лайтнинг», однако истребители Р-38 выпускал всего один завод, из-за чего в них ощущалась постоянная нехватка. Приоритетом в получении «Лайтнингов» обладала действовавшая на Тихом океане 5-я воздушная армия.


P-47D-5 Уолкера Мэхьюрина


Р-47 штурмуют аэродром во Франции. Цель – транспортный самолет "люфтваффе"Лео-45IT


Командование воздушной армии устраивали по своим характеристикам оснащенные британскими двигателями Роллс-Ройс «Мерлин» истребители «Мустанг» модификаций Р-51В/С и Р- 51D/K. Тактический радиус действия в 1 600 км позволял этим самолетам сопровождать бомбардировщики в полетах до Берлина и обратно. В то же время, командование армии отмечало трудности с обеспечением «Мустангов» запасными частями и сложности технического обслуживания этих истребителей.

«Мустанг», вне всяких сомнений, являлся выдающимся самолетом, но в отдельных публикациях утверждается, что летчики 8-й воздушной армии практически не использовали в боях истребители Р-51. В качестве истребителей сопровождения «Тандерболты» доминировали на протяжении всей первой половины 1944 г. Первые оснащенные «Мерлинами» истребители «Мустанг» прибыли в Великобританию в конце 1943 г., но для их освоения еще требовалось время. О соотношении типов истребителей сопровождения в бомбардировочных рейдах дают представления следующие примеры:

– 11 января 1944 г. VIII истребительное командование выделило для сопровождения бомбардировщиков 499 истребителей «Тандерболт», 49 «Лайтнингов» и порядка двух десятков «Мустангов».

– 20 февраля – 668 «Тандерболтов», 94 «Лайтнинга» и 73 «Мустанга».

– 25 февраля, рейд на Регенсбург и Аугсбург; 755 тяжелых бомбардировщиков сопровождали 687 «Тандерболтов», 73 «Лайтнинга» и 139 «Мустангов».

Несложно заметить, что количество «Мустангов» постоянно растет. Радиус действия «Мустанга» превосходил радиус действия «Тандерболта», поэтому в конечном итоге командование 8-й воздушной армии сделало ставку на использование в качестве истребителей сопровождения «Мустангов».

Первый раз «Тандерболты» сопровождали «Крепости» на всем маршруте к цели и обратно 27 сентября. Истребители из 4-й и 353-й групп эскортировали первую волну В-17, бомбивших Эмден, самолеты 56-й группы и 78- й группы – вторую волну бомбардировщиков, наносивших удар по той же цели, в то время как «Тандерболты» из 352-й и 355-й групп патрулировали воздушное пространство над Голландией, выполняя роль истребительной завесы. В боях с истребителями люфтваффе в тот день летчики Р-47 сбили 21 самолет противника, собственные потери составили один «Тандерболт».

Противник быстро отреагировал на увеличение радиуса действия «Тандер- болтов». Теперь истребители люфтваффе старались атаковать «Тады» в момент пересечения береговой черты, провоцируя сброс баков. Без баков истребители уже не имели возможности сопровождать «Крепости» на всем маршруте.

Полеты на эскортирование бомбардировщиков почти всегда сопровождались жаркими схватками. В этих боях ряд пилотов «Тндерболтов» стали асами. 4 октября одержал свою пятую победу командир 56-й группы полковник Хаб Земке. В клуб асов вошли вскоре Уолкер Мэхьюрин, Дэйв Шиллинг и Роберт Джонсон из 56-й группы, Эжен Роберте тз 78-й группы. Уолтер Бикхэм из 353-й группы в шести боевых вылетах сбил шесть немецких самолетов. В начале ноября 56-ая группа стала первой «тандерболтной» группой, на боевой счет которой была занесена 100-я победа. Группа оправдывала свое прозвище «Zemke's Wolfpack» – волчья стая Земке. Еще в конце сентября по числу побед парни Земке превзошли наиболее «опасных» конкурентов из 4-й группы, а в ноябре боевой счет «волков» превзошел боевой счет летчиков 4-й группы вдвое. В то же время пилоты 4- й группы сбили треть всех самолетов противника из числа уничтоженных «Тандерболтами».

26 ноября пилоты 56-й группы, эскортируя «Крепости» в налете на Бремен, добились наилучшего за войну результата – 26 сбитых в один день. Всего же летчики «Тандерболтов» одержали в воздушных боях 26 ноября 1943 г. 36 побед.

Осенью возросла численность истребительных групп, так, в составе 78-й группы насчитывалось не менее 72 «Тандерболтов».

Операция «Аргумент» («Большая неделя») стала последней, в которой в качестве истребителей сопровождения доминировали «Тандер- болты»: 668 Р-47, 94 Р-38, 73 Р-51. Большая неделя – это серия налетов американской авиации на города Германии в феврале 1944 г. В ней принимали участие наряду с истребителями 8- й воздушной армии «Тандерболты» 9- й воздушной армии. Уже в первом налете на Лейпциг летчики Р-47, защищая бомбардировщики, сбили 24 Bf. 110, 18 из них записали на свой счет пилоты 56-й группы. На следующий день было сбито несколько Bf. 109 и Fw-190, через день – еще 17 истребителей противника. Оценки сбитых пилотами «Тан- дерболтов» за всю «Большую неделю» самолетов противника колеблются от 140 до 218, зато потери известны точно – 21 истребитель Р-47.

Удары по наземным целям долгое время оставались следствием личной инициативы пилотов «Тандерболтам». Причем инициативу такую летчики проявляли крайне редко. Положение начало меняться осенью 1943 г., когда перед вооруженными истребителями Р-47 группами была поставлена задача нанесения ударов по аэродромам люфтваффе. Первым уничтоженным на земле «Тандерболтами» самолетом стал Do-217, его зажгло 21 января звено из 353-й группы на аэродроме севернее Амьена, однако официально эту «наземную» победу летчикам не засчитали. Официальные же победы были в первый раз засчитаны 11 февраля 1944 г., когда ведомые Земке две эскадрильи одним заходом проштурмо- вали базу истребителей люфтваффе.


Один из самых известных снимков штурмового удара Р-47 – взрыв грузовика с боеприпасами.


P-47D аса Фрэнсиса Габрески


Удары по аэродромам люфтваффе оказались работой более опасной, чем сопровождение бомбардировщиков. Аэродромы прикрывали зенитки, в воздухе почти постоянно барражировали истребители. ПВО аэродромов поставило точку в карьере многих асов, летавших на Р-47. 22 февраля над Остхеймом при атаке базы Ju-88 был сбит огнем зениток Вальтер Биккер (18 побед). В марте 1944 г. зенитки сбили закадычного дружка Биккера – Уолкера Мэхьюрина (21 победа), в том же месяце жертвой ПВО аэродрома стал Джеральд Джонсон (1 8 побед).

К весне 1944 г. в Европе появилось значительное количество «Мустангов», которые взяли на себя функции истребителей сопровождения, зато оставалась пустой ниша ударного самолета, штурмовика.

Американская авиация не имела специализированного самолета штурмовика типа советского Ил-2, однако на эту роль удачно подошел «Тандерболт», благодаря высокой боевой живучести и способности тащить на себе приличную ракетно-бомбовую нагрузку. Крупнокалиберные пулеметы позволяли эффективно поражать легкобронированные цели. Более того – отдельные крайне смелые в суждениях западные авторы утверждают, будто бы своими пулеметами «штурмовики» Р-47 успешно отстреливали германские танки, снайперски попадая в решетки над двигателями, отверстия вентиляторов и даже рикошетом от дороги (!!!) поражали зажигательными пулями топливные баки танков через уязвимое днище (топ-опорнокатковое бомбометание). Заявленные летчиками результаты ударов по танкам впечатляют: 20 танков в одном вылете, попутно при возвращении на базу (366-й группы), 15 танков (опять 366-й группы) в тот же день! Барон Мюнгаузен и Ганс-Ульрих Рудель отдыхают. Последний все-таки десятки советских танков отстреливал из противотанковых пушек и специально за этими танками охотился. А тут ребята пулеметами изничтожили походя в двух вылетах батальон панцерваффе. Самое интересное, что многочисленные исследователи панцерваффе ни разу не упоминают об этом случае. В исследованиях же, посвященных «Тандерболтам», наоборот, охоту на танки охотно вспоминают, но нигде не указывают ни даты, ни района охоты: «один из дней июля, Франция». Та еще конкретика.

С августа 1944 г. на Европейском театре военных действий американцы начали использовать напалм. Баками с напалмом вооружались и «Тандерболты».

Со штурмовок «Тандерболты» порой возвращались с ужасающими боевыми повреждениями – простреленными насквозь или вовсе вырванными снарядами цилиндрами двигателей, иногда нижняя часть фюзеляжа и плоскости крыла получали массу пробоин от собственных, сброшенных слишком низко бомб, иногда – самолет просто обдирал брюхо о макушки деревьев. «Тандерболт» демонстрировал благодаря наличию звездообразного двигателя воздушного охлаждения гораздо лучшую живучесть, нежели остроносые «Спитфайры», «Мустанги» или «Лайтнинги». Большую живучесть лобастых звезд лишний раз продемонстрировала война в Корее, когда фирма Норт Америкэн всерьез собиралась ставить двигатель воздушного охлаждения на «Мустанг». В Корее «Мустанги» наносили удары по наземным целям, то есть выполняли те же задачи, что «Тандерболты» в Западной Европе.

Экспериментальное подразделение, личный состав которого отрабатывал удары по наземным целям, в том числе бомбометание с пикирования, было сформировано в составе 353-й группы в марте 1944 г. В него отбирали лучших пилотов «Тандерболтов» со всей 8-й воздушной армии. Первые же удары с пикирования пилоты 353-й группы нанесли 25 ноября 1943 г. при налете на аэродром люфтваффе во Франции. Высота ввода самолетов в пикирование составляла 4 600 м, высота сброса бомб – 3000 м, не Пе-2 и не Ju-87, но и не «Либерейтор»… Насколько опасна работа бомбардировщиков, американцы прочувствовали уже в первом боевом вылете на бомбометание с пикирование. Даже несмотря на очень значительную высоту сброса бомб, 25 ноября 1943 г. зенитками был сбит «Тандерболт» командира группы полковника МакКоллома. Тактику бомбовых ударов, как с пикирования, так и с горизонтального полета, отрабатывали также парни Земке.

9-я воздушная армия сосредотачивалась на Британских островах в преддверии высадки союзников в Западной Европе. Первыми в составе 9-й воздушной армии получили P-47D 362-я и 365-я истребительные группы. Потом к ней присоединилась 358-я группа, переданная из 8-й воздушной армии. В мае 1944 г на P-47D были перевооружены еще 36-я, 50-я, 366-я, 367-я, 368- я, 371 -я, 373-я, 405-я, 406-я, 48-я, 354-я и 404-я группы, которые и обеспечили прикрытие с воздуха высадки союзников во Францию. «Тандерболты» 9-й воздушной армии изначально планировалось использовать как истребители- бомбардировщики. В общей сложности через 9-ю армию прошло 16 групп, вооруженных «Тандерболтами».

Удары по наземным целям на территории Западной Европы части 9-й воздушной армии интенсифицировали в апреле 1944 г. Пионером в деле массированных бомбо-штурмовых ударов стала 368-я группа. Первое бомбометание с пикирования летчики 368-й группы выполнили 24 марта, 13 апреля состоялся первый из серии налетов на стартовые площадки самолетов-снарядов V-1. Пусковые установки беспилотных летающих бомб в эти дни являлись не единственными целями для «Тандерболтов». 14 апреля был объявлен Днем железнодорожника: летчики 368-й группы охотились за поездами. Охоту признали успешной: в одном вылете уничтожено девять локомотивов. 12 мая пилоты «Тандерболтов» разбомбили железнодорожный мост в Намюре, первый из 33 мостов, разрушенных летчиками 368-й группы. 20 мая началась операция «Чаттагонга Чу Чу». Была такая известная песенка про поезд в Чаттагонгу. Цель операции проста – поезд не должен прийти в Чаттагонгу, а паровозы не должны «говорить» «чу-чу». В двухнедельных налетах на объекты железнодорожного хозяйства немцев во Франции приняли участие почти все «Тандерболты» 9-й воздушной армии. Результаты налетов: 475 выведенных из строя локомотивов и разрушенный в 150 местах рельсовый путь.

В день высадки союзников в Нормандии «Тандерболтам» предстояло изолировать передний край обороны немцев от тылов, препятствовать переброске резервов к плацдармам на побережье, а также громить оборону противника.

Уже через два дня после высадки, 8 июня, на плацдарме «Юта» была подготовлена взлетно-посадочная полоса. «Тандерболты» прилетали сюда утром, работали с Юты весь день, а вечером перелетали на Остров.

Вероятно, первой, 13 июня, начала перебазирование во Францию на аэродром Кардинвилль 368-я группа 9-й воздушной армии. Перебазирование завершилось 19 июня. 20 июня в Сент-Пьер-дю-Мон перелетели из Британии «Тандерболты» 366-й группы. До конца июля во Францию перебазировались все вооруженные истребителями Р-47 группы 9-й воздушной армии.

«Тандерболты» 8-й и 9-й армий активно способствовали продвижению войск союзников к границам Рейха. Противодействие со стороны люфтваффе постоянно снижалось, поэтому воздушные бои имели место все реже и реже. Основной работой для пилотов «Тандерболтов» окончательно стали удары по наземным целям, особенно – по автотранспорту, бронетехнике и железнодорожному транспорту. Так, 13 августа летчики 405-й группы уничтожили 11 локомотивов и 130 вагонов. С 12 по 17 августа «Тандерболты» очень эффективно отработали по немецким войскам, пытавшимся вырваться из Фалезского мешка. Благодаря авиации немецкие войска бросили под Фалезом практически всю тяжелую технику: передвижение по дорогам на танках, бронетранспортерах и автомобилях стало просто невозможным из- за действий истребителей-бомбардировщиков союзников.

В августе Хаб Земке сдал командование 56-й группой Дэйву Шиллингу. Земке сумел отбиться от штабной должности – получил назначение командиром вновь сформированной 479-й истребительной группы, имевшей на вооружении «Мустанги». В одном из первых боевых вылетов на Р-51 незаурядный летчик и командир был сбит. Остаток войны в Европе Земке провел в плену.

В сентябре вооруженные «Тандерболтами» истребительные группы понесли ощутимые потери в ходе проведения операции «Маркет Гарден» – высадке воздушного десанта под Арнемом. Ту операцию вообще сложно назвать удачей союзников – дело окончилось полным разгромом десанта. 56- я группа из 39 принимавших участие в поддержке десанта «Тандерболтов» потеряла 16. Почти все «Тады» были сбиты зенитным огнем.

Операция «Боденплятте» – финальный аккорд воздушной войны на Западном фронте. Над Арденнами летчики 366-й группы сбили 12 самолетов противника, пилоты 352-й группы – 23. Для зимы 1944-1945 гг. это был очень неплохой показатель.

Под самый занавес войн в Европе летчики 56-й группы сбили пять реактивных истребителей Ме-262 и два реактивных бомбардировщика Ar-234. Достойное завершение кампании!

«Тандерболты» активно использовались в боях в Италии. 325-я группа в составе 15-х ВВС использовала свои Р-47С в Италии, начиная еще с высадки в Фоджиа в декабре 1943 г. 322-я группа летала на P-47D только два месяца. Также в составе 12-х ВВС на «Тандерболтах» летали 57-я, 79-я, 37-я, 86-я, 324-я и 350-я группы.

Одной из малоизвестных страниц боевой карьеры P-47D «Тандерболта» было применение этого типа в составе 1-й истребительной группы бразильских ВВС. Бразилия объявила войну Германии и Италии 22 августа 1942 г, и эта истребительная группа вошла в состав 350-й истребительной группы 12-х ВВС США.

Многие американские асы летали на «Тандерболтах». Наиболее известными из них были подполковник Фрэнсис Габрески и капитан Роберт Джонсон (по 28 побед), Дэвид Шиллинг (22,5 победы), Фрэд Кристинсен (21), Уолкер Мэхьюрин (20 побед), Гленн Дункан (20 побед), Гленн Иглстоун (18,5 побед, правда, почти все одержаны на «Мустангах»), Губерт Земке (18 подтвержденных побед), Куинси Браун (12,5 побед) . Двое из этой группы асов продолжили наращивать свой боевой счет в Корее. Уолкер Мэхьюрин будучи командиром 4-й истребительной авиагруппы летая на «Сейбре» одержал в Корее 3,5 победы. Фрэнсис Габрески, командир 51-й истребительной группы, стал в Корее реактивным асом 6,5 побед на «Сейбре».

Наибольшее число побед на Европейском ТВД одержала 56-я истребительная группа, которая заявила о 1006 сбитых немецких самолетах (по другим данным, 677 побед) при потери 128 «Тандерболтов» – соотношение побед 8:1. 42 летчика 56-й группы сбили не менее пяти самолетов противника, став, таким образом, асами.

Финальная статистика боевой работы «Тандерболтов» в Европе, согласно официальным американским данным, такова:

– 423 435 боевых вылета

– уничтожено более 7000 самолетов противника, в том числе 3752 самолета в воздушных боях

– собственные потери составили 846 истребителей Р-47

– уничтожено на земле:

более 3000 самолетов;

более 9000 локомотивов (интересно, а в Рейхе было столько паровозов?);

более 86 000 ж/д вагонов;

6000 танков (панцерваффе прекратили существование только благодаря пилотам «Т-болтов»!!!);

68 000 автомобилей. – сброшено 113 939 т бомб

Немцы смогли заполучить в качестве трофеев как минимум три «Тандербол- та». Первый «Тад» достался немцам 7 ноября 1943 г., когда второй лейтенант Уильям Роч из 354-й эскадрильи 353-й группы по ошибке посадил свой P-47D-2 в окрестностях Кана. Эта машина получила бортовой код «7+9» и проходила оценочные испытания в Рехлине. Затем самолет перекрасили назад в американские цвета для съемок в пропагандистском кинофильме. «Тандерболт», имевший в люфтваффе маркировку «T9+FK», в мае 1944 г. по ошибке сел на аэродроме Рим- Литтория, где и был захвачен немцами. Третий трофейный «Тандерболт» имел кодировку «T9+LK».

(Продолжение следует)


Анатолий ДЕМИН









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх