Война в воздухе. Новая угроза

Современные зарубежные БПЛА и перспективы их развития

(Продолжение. Начало в №4/2004 г.)


Продолжим рассказ о тактических разведывательных БПЛА. В предыдущей статье речь шла об аппаратах, созданных в США, Израиле, Франции, Германии, Китае, Италии и т.д. Сейчас обратимся к беспилотным аппаратам, разработанным в странах, которые еще нельзя в полной мере отнести к авиационным державам, но имеющих развитую или развивающуюся авиационную промышленность и смежные с ней отрасли.

В Европе, кроме Франции, Великобритании, Италии и Испании, работы по беспилотной тематике ведутся в Чехии, Швейцарии, Швеции, Бельгии, Греции, Польше, Норвегии, Словении, Хорватии, Португалии, Австрии и Турции. О некоторых БПЛА, созданных в этих странах, мы и поговорим.

Находящийся в Праге НИИ ВВС Чехии в конце 1980-х годов приступил к разработке на основе мишени Е50 разведывательного БПЛА «Сойка», предназначенного для ближней разведки (дальность полета 100 км) и передачи информации в реальном масштабе времени. Летные испытания опытных аппаратов состоялись в 1993-1994 гг. В течение 1995-1996 гг. «беспилот- ники» принимали участие в маневрах чешской армии. Результаты летных и войсковых испытаний оказались успешными, и в 1997 г. БПЛА «Сойка» был принят на вооружение.

«Сойка» выполнена по традиционной для многих беспилотных аппаратов двухбалочной схеме. Аппарат имеет высокорасположенное крыло размахом 4,1 2 м, П-образное оперение и один двухцилиндровый ПД M115 мощностью 29 л.с, приводящий толкающий воздушный винт. Конструкция планера изготовлена из стеклопластика. Целевая нагрузка массой 25 кг включает в себя цветную телекамеру, фотоаппарат, оптоэлектронную систему, позволяющую вести круглосуточную разведку. Максимальная взлетная масса БПЛА равна 180 кг, скорость в режиме патрулирования – 120 км/ч, продолжительность полета -2 ч, потолок – 2000 м, боевой радиус – 100 км.

Старт БПЛА «Сойка» осуществляется с катапульты длиной 14 м с помощью пороховых ускорителей. Для посадки служит полозковое шасси; при необходимости может применяться парашют. В состав беспилотного комплекса входят три – четыре БПЛА, фургон с пунктом управления, катапультная установка на самоходном шасси и другое оборудование.

В настоящее время на вооружение ВВС Чехии поступает усовершенствованный БПЛА «Сойка» III, оснащенный двигателем AR74-1 180 мощностью 37 л.с. Он имеет несколько уменьшенные размеры и максимальную взлетную массу 145 кг, но зато время полета увеличено до 4,5 ч.

На состоявшейся в мае 2004 г. в Берлине конференции международной Ассоциации беспилотных систем (AUVSI) представители чешского НИИ ВВС сообщили, что создан доработанный вариант БПЛА «Сойка» III – TVM3.12, отличающийся более совершенным целевым оборудованием, построенным по модульному принципу. Продолжительность полета нового аппарата увеличена до 6-7 ч.

В Швейцарии фирма RUAG спроектировала разведывательный БПЛА «Рейнджер», причем создавала она его с учетом эксплуатации в горных условиях, особенно в зоне снегов и ледников. История создания «Рейнджера» берет начало в 1985-1986 гг., когда в армии Швейцарии проходили оценочные испытания израильские аппараты «Скаут». Фирма RUAG, использовав конструкцию «Скаута», при техническом содействии израильских специалистов разработала БПЛА ADS90 «Рейнджер» в соответствии с требованиями армии. Летные испытания опытные образцы прошли в 1990 г. По каким-то причинам швейцарская армия не проявила большого интереса к этому аппарату, поэтому все дальнейшие работы велись под руководством ВВС. Так как ВВС доработали требования к беспилотному комплексу, то фирма RUAG модифицировала исходный БПЛА в вариант ADS95. В декабре 1995 г. швейцарские ВВС заказали 28 «беспилотников» на сумму 232 млн. долл. Все они были поставлены в 1998-2000 гг.


БПЛА «Рейнджер»


БПЛА TUAVс ТРДД и ТВД


Схема БПЛА «Рейнджер» традиционно – двухбалочная с низкорасположенным крылом (размах 5,7 м), двухкилевым оперением и одним ПД Гоблер-Хирт F- 31 мощностью 38 л.с. с толкающим воздушным винтом. Длина аппарата составляет 4,6 м, а высота – 1,1 м. Взлетная масса равна 250 кг, из которых на целевую нагрузку приходится около 45 кг. В состав этой нагрузки входят оптоэлектронная система «Тамам», установленная в шаровидном обтекателе под фюзеляжем, который, в свою очередь, расположен на гироплатформе. В стандартном варианте в состав этой системы входит телекамера для ведения наблюдений в дневных условиях. При необходимости на БПЛА может устанавливаться тепловизионная система FLIR, способная обеспечивать поиск целей ночью и в плохих метеоусловиях. Продолжительность полета составляет 5 ч, а при наличии небольшого дополнительного топливного бака – 6 ч.

Дистанционное управление аппаратом осуществляется с наземного пункта, установленного на колесном шасси. С этого пункта возможен контроль за тремя «Рейнджерами». При необходимости управление может осуществляться с выносного пульта. Для старта БПЛА служит катапульта, а посадка производится на три лыжные опоры, которые в полете находятся в поджатом положении. Для «Рейнджера» разработана автоматическая система посадки с использованием системы RAPS. В состав этой системы входят лазерная РЛС и телевизионная система, которые располагаются в районе посадки и обеспечивают заход.

Кроме ВВС Швейцарии аппараты «Рейнджер» находятся на вооружении Финляндии. К настоящему времени заказано шесть «беспилотников»; все они поставлены. В конце 2002 г. финны планировали подписать контракт на поставку еще двух аппаратов, но по ряду причин сделку отложили.

В свое время вооруженные силы Нидерландов рассчитывали приобрести партию «Рейнджеров» в соответствии с планом министерства обороны по перевооружению на 19941998 гг. Голландцы также рассматривали и другие беспилотные аппараты, в том числе французский «Кресерель», английский «Феникс» и итальянский «Мирах». Швейцарскому «Рейнджеру» не удалось стать победителем в этом конкурсе, в котором успех сопутствовал «Кресерелю». Решающим оказалось то, что «Кресерель» выполнял посадку на парашюте, а «Рейнджер» – на лыжное шасси. Голландцам парашют больше понравился.

В Швеции работы ведутся по двум направлениям. Одно из них посвящено созданию беспилотных боевых самолетов (ББС), о которых будет говориться в дальнейшем, а второе – разработке тактических «беспилотников». На состоявшейся в июне 2004 г. в Париже международной выставке по вооружению «Евросатори-2004» фирма SAAB впервые объявила о развертывании работ по двум проектам – средневысотному разведывательному БПЛА с большой продолжительностью полета (MALE) и тактическому БПЛА TUAV . Эти работы тесно связаны с планами министерства обороны Швеции, в соответствии с которыми предусматривается создание семейства различных «беспилотников» для ведения видовой и электронной разведки.

Фирма SAAB исследовала несколько вариантов аппарата MALE. В начале июня 2004 г. она представила информацию о проекте, который был похож на американский «Предейтор» В, но с Т-образным оперением и двумя малоразмерными ТРДД в гондолах над крылом. Рассматривался также вариант с двумя ТВД. На вооружение аппарат MALE планируется принять до 2012 г.

Что касается БПЛА TUAV, то опытный его образец намечается передать на летные испытания в 2006 г., а в 2007 г. ожидается его принятие на вооружение. В настоящее время фирмой SAAB исследуются два варианта БПЛА – с одним ТРДД, размещенным сверху хвостовой части фюзеляжа, и одним ТВД, приводящим толкающий пятилопастный воздушный винт в кольцевом канале. Оба аппарата выполнены по схеме «утка» без вертикального оперения и отличаются размерами крыла и его формой в плане.

Финская фирма «Аваруустек- ника» еще в середине 1960-х годах разработала семейство легких БПЛА, запускаемых с руки. В 1968 г. на вооружение был принят аппарат АТ97, а в 1985 г. – его усовершенствованный вариант АТ85. Какие-либо подробности об этих аппаратах не сообщаются.

Перенесемся теперь на «зеленый континент» – в Австралию. Там фирма «Аэрозонд Роботик Эйркрафт» в 1991 г. приступила к проектированию семейства многоцелевых БПЛА «Аэрозонд», предназначенных для использования в качестве тактических разведчиков, метеорологии и экологического мониторинга. Австралийская фирма поставила задачу создать легкие БПЛА массой не более 20 кг, способные выполнять полеты продолжительностью 30 ч и более. Помочь в этом могли появившиеся высокоэкономичные поршневые четырехтактные двигатели малой мощности.

Первый опытный БПЛА «Аэрозонд» поступил на летные испытания в 1992 г. После их завершения в 1994 г. было принято решение о серийном выпуске. Первый серийный БПЛА «Аэрозонд» Mk.l поступил в эксплуатацию в 1995 г. Всего было изготовлено более 30 аппаратов. Конструктивно «Аэрозонд» Mk.l был выполнен по схеме с высокорасположенным крылом (размах 2,9 м), двухбалочным оперением и Л-образным стабилизатором. Двигатель мощностью всего 1 л.с. приводил толкающий двухлопастный воздушный винт. По такой же схеме сделаны и последующий модификации. БПЛА весил немногим более 20 кг и мог нести целевую нагрузку массой до 2 кг. Запуск аппарата осуществлялся с помощью легкового автомобиля, на крыше которого размещалась стартовая ферма. С началом движения автомобиля запускался двигатель «беспилотника»; когда скорость достигала 80 км/ч, происходило отцепление БПЛА. Посадка осуществлялась на фюзеляж. Во время летных испытаний БПЛА летал в течение 30 ч на высоте около 5000 м.

Весной 1998 г. четыре «Аэрозонда» Mk.l были доставлены в Канаду и размещены на о. Ньюфаундленд, где началась подготовка к трансатлантическим перелетам. В середине августа 1998 г. в полет отправились два аппарата, но вскоре были потеряны. Через несколько дней запустили вторую пару. Из них только один «беспилотник» успешно пересек Атлантику и через 26 ч 45 мин приземлился на о. Южный Уист в Гебридском архипелаге, расположенном к западу от Шотландии. На протяжении всего перелета протяженностью 3270 км аппарат летел в автономном режиме, используя автопилот и систему GPS. Только когда до цели осталось 44 км, было включено радиоуправление. Во время перелета было израсходовано 4 кг топлива (перед стартом запас топлива составлял 5 кг).


БПЛА «Аэрозонд» Мк.З


БПЛА «Брамби»


БПЛА «Нишант»


В последующие годы «Аэрозонд Роботик Эйркрафт» последовательно занималась совершенствованием БПЛА. В 1999 г. появился «Аэрозонд» Мк.2. От предшественника он отличался использованием чуть-чуть более мощного (1,3 л.с.) двигателя, но существенно более экономичного. В результате аппарат мог находиться в воздухе свыше 30 ч. За счет технологически усовершенствованной конструкции взлетную массу БПЛА удалось снизить до 14 кг. В начале 2001 г. фирма разработала «Аэрозонд» Мк.З. Он был немного потяжелее (15 кг) и мог подниматься на высоту более 6000 м. Продолжительность полета составила 32 ч.

К 2003 г. было построено более 60 БПЛА «Аэрозонд», которые, в основном, эксплуатируются Всемирной организацией здравоохранения ООН, метеорологическими службами Австралии, Японии, США и Тайваня, Национальным управлением США по исследованиям океанов и атмосферы (NOAA), NASA и другими организациями.

В Университете Сиднея был создан опытный БПЛА «Брамби», предназначенный для испытаний новых датчиков, предназначенных для будущих беспилотных аппаратов. Он выполнен по схеме «бесхвостка» с двухкилевым вертикальным оперением и одним ПД с толкающим воздушным винтом. Крыло имеет размах 2,82 м. Весит аппарат 45 кг. Взлет и посадка осуществляются с помощью колесного шасси. БПЛА может летать со скоростью 185 км/ч.

Стараются не отстать от других и страны Азии, где наиболее активно трудятся над созданием БПЛА фирмы Индии, Пакистана и Южной Кореи. В течение 1980-1990-х годов в Инлии было разработано несколько «беспилотников», которые, однако, не получили большого распространения. В настоящее время вооруженные силы Индии предпочитают закупать беспилотные аппараты во Франции и Израиле. Тем не менее некоторые свои изделия Индия строит серийно и поставляет на вооружение.

Научно-исследовательский авиационный институт (ADE) в Бангалоре разработал несколько проектов разведывательных БПЛА, из которых в серийном производстве находится только «Нишант». Его проектирование началось в 1992 г., а летные испытания трех опытных аппаратов – в 1995 г. Впервые БПЛА «Нишант» был показан в декабре 1996 г. во время авиационно- космической выставки в Бангалоре. Позднее фирма «Таниджа Аэроспейс» получила контракт на постройку 14 аппаратов для войсковых испытаний в ВВС и ВМС. Испытания были завершены в 2000 г., после чего БПЛА был принят на вооружение. Основной задачей «Нишантов» является слежение за ситуацией на индо-пакистанской границе и патрулирование над территорией штата Кашмир.

«Нишант» выполнен по двухбалочной» схеме с высокорасположенным крылом (размах 6,5 м). Двигатель мощностью 50 л.с. приводит толкающий воздушный винт. Масса целевой нагрузки (телевизионные и тепловые датчики, лазерный дальномер-целеуказатель и средства электронной разведки, размещенные на гиростабилизиро- ванной платформе) равна 60 кг. Полет БПЛА может осуществляться автономно или под контролем оператора. Взлетная масса БПЛА – 375 кг. Продолжительность полета составляет 4 ч., в результате проведенной недавно модернизации аппарата она возросла почти до 6 ч. Старт БПЛА «Нишант» выполняется с пневматической катапульты, а для посадки могут применяться парашют или надувные баллонеты.

В ADE был также создан БПЛА «Капотака» взлетной массой 125 кг. По ряду причин индийская армия отказалась принимать его на вооружение, поэтому единственный построенный экземпляр использовался в качестве летающей лаборатории для испытаний различных датчиков и навигационных систем.

Кроме разведывательных БПЛА в ADE была создана воздушная мишень «Лакшья». Она находится на вооружении армии, ВВС и ВМС Индии. В середине 1980-х годов была создана модель с поршневым двигателем, а в 2003 г. появилась модификация с ТРД. Имеется информация, что Израиль вызвался взять в лизинг около 30 мишеней «Лакшья» и переоборудовать их в разведчики.

Соседний Пакистан старается ответить Индии своими разработками. Центр по разработке авиационного вооружения (AWC) разработал несколько беспилотных аппаратов – AWC Mk.I и Mk.II, «Браво» и «Вижн». Все они находятся на вооружении. БПЛА AWC Mk.I, находящийся в эксплуатации с 1997 г., представляет собой малоразмерный аппарат весом 30 кг, способный нести цветную телекамеру и теп- ловизионную систему FLIR. Масса целевой нагрузки 2 кг. Этот БПЛА способен держаться в воздухе 2 ч.на расстоянии 30 км от места старта. Он предназначен для ближней разведки и целеуказания. Усовершенствованный вариант AWC Mk.II, впервые показанный публично в 1999 г., весит почти 60 кг и может летать со скоростью до 130 км/ч. Его боевой радиус составляет 50 км, а продолжительность полета – 3 ч. По имеющимся сведениям, эксплуатация обоих «беспилот- ников» идет не совсем удачно: из-за технических неполадок было потеряно много аппаратов. Поэтому в AWC ведется разработка более надежного БПЛА Mk.III.


БПЛА «Джасос» I


БПЛА NB-X2


Появившийся недавно беспилотный аппарат «Браво» также предназначен для ближней разведки. Он имеет радиус полета 80 км. Кроме разведки и целеуказания БПЛА может вести «электронную войну» и корректировку артиллерийской стрельбы. Для этого в состав его целевой нагрузки входят оптические и тепловые системы, средства РЭП. В 2000 г. армия Пакистана получила первый БПЛА для проведения оценочных испытаний, которые выявили необходимость существенных доработок. Усовершенствованный вариант, получивший название «Шаспар», имеет боевой радиус почти 1 50 км и может нести более широкую номенклатуру датчиков.

На основе БПЛА «Браво» были разработаны аппараты «Вижн» I и II. Они имеют цельнокомпозиционный планер и дальности полета 80 км («Вижн» I) и 150 км («Вижн» II). В отличие от предшественников, аппараты «Вижн» могут выполнять задание автономно; оператор вмешивается по мере необходимости.

В Главном управлении по боеприпасам министерства обороны Пакистана разработан тактический БПЛА «Худхуд» с дальностью полета 50 км. Он несет целевую нагрузку в составе оптоэлектронных датчиков и средств РЭП. На его основе был спроектирован улучшенный вариант «Худхуд» II с дальностью полета 80 км. Этот аппарат весит 40 кг и способен нести целевую нагрузку с большими возможностями.

Фирма IDS (г. Исламабад) занимается производством разведывательного БПЛА «Хорнит», который изначально создавался как воздушная мишень. Он выпускается в двух вариантах. «Хорнит» Мк.2 имеет взлетную массу 45 кг и продолжительность полета 1,5 ч. В 2001 г. появилась модель Мк.5 с взлетной массой 60 кг и продолжительностью полета 3 ч.

Фирма «Сатума» спроектировала беспилотный разведчик «Джасос» I, выполненный по двухбалочной схеме с высокорасположенным крылом (размах 4,92 м). Он оснащен одним ПД мощностью 23 л.с. (могут использоваться двигатели мощностью 30 – 35 л.с.) с толкающим винтом. Взлетная масса БПЛА около 125 кг. Масса целевой нагрузки 20 – 30 кг. «Джасос» I может патрулировать на высоте 3000 м в течение 5 ч. Его взлет и посадка осуществляются при помощи колесного шасси.

Этой же фирмой разработан тактический разведывательный БПЛА NB- Х2, способный совершать полет на высоте 5500 м в течение 8 ч. В его конструкции используется бипланная коробка крыльев, причем нижнее крыло смещено в хвостовую часть планера, а концы консолей соединены. Оперение Т-образное, шасси колесное, неубирающееся. На аппарате установлен один ПД мощностью 35 л.с. Взлетная масса БПЛА равна 180 кг, а масса целевой нагрузки – 50 кг. В настоящее время опытные БПЛА NB-X2 проходят летные испытания.

Кроме перечисленных выше «беспилотников» в Пакистане разработаны тактические разведчики «Тандер» и «Тандер-ER», «Вектор» 1 и 2, а также воздушные мишени «Нишан», «Танго», «Абабел», «Шахбаз» и «Бааз».

В 2002 г. в Южной Корее была выработана национальная программа разработки БПЛА для использования в военных и гражданских целях. Этой программой предусматривается развертывание в течение ближайших 81 0 лет работ по различным типам беспилотных аппаратов, включая тактические (в том числе вертикально взлетающие), аппараты TUAV со средней (MALE) и большой (HALE) продолжительностью полета, высотные (стратосферные) дирижабли, микроБПЛА и боевые беспилотные самолеты (ББС). Также намечаются работы в области создания инерциальных на- игационных систем и систем спутниковой навигации (GPS), специально предназначенных для БПЛА. Руководство всеми работами должно осуществлять министерство по науке и технологиям.

В ноябре 2003 г. в Пусане состоялась первая южнокорейская международная конференция по проблемам БПЛА, на которой были изложены основные положения упомянутой выше национальной программы. Проведенный анализ показывает, что в ближайшие четыре года объем рынка БПЛА в стоимостном выражении может удвоиться. При этом доминировать на рынке будут военные аппараты. Южнокорейские эксперты уверены, что к 2008 г. существенно расширится рынок гражданских БПЛА. По их мнению, доля гражданских БПЛА в общем объеме рынка к 2012 г. может возрасти до 5%. Южная Корея полагает, что к 2010 г. она сможет войти в число 10 стран, являющихся ведущими в области БПЛА.

Уделяя внимание развитию гражданских БПЛА, национальная программа все-таки основной упор делает на создание военных аппаратов. При этом учитывается, что основную роль в финансировании работ играет Управление по оборонным исследованиям (ADD). Вооруженные силы Южной Кореи разработали требования к разведывательным БПЛА типа MALE и HALE тактическим аппаратам TUAV для использования в составе дивизионного и полкового звеньев и вертикально взлетающему БПЛА палубного базирования. Имеются также требования к беспилотному постановщику помех и перспективному боевому БПЛА для замены находящихся на вооружении израильских противорадиолокационных БПЛА IAI «Харпи».

На конференции было отмечено, что Южная Корея имеет опыт в создании БПЛА. В частности, в 1990-1999 гг. были созданы тактические разведывательные аппараты «Биджо» (не ставший серийным) и «Найт Интрудер» 300, выпускаемый серийно авиационно-космической корпорацией KAI.

Выступая на конференции в Пусане, директор KAI Сёнг Ион Ким рассказал о работах, связанных с созданием военных и гражданских БПЛА типа MALE и HALE. В середине 2000 г. было создано совместное предприятие (СП) «YK4 Телком» с участием фирм Южной Кореи, ФРГ и России. В декабре 2001 г. СП начало сотрудничество с российской инновационной фирмой «Новик-ХХ век» с целью создания многоцелевого БПЛА «Скай Инспектор» для выполнения гражданских и военных задач. СП планирует построить в Азии завод по выпуску этих БПЛА.


БПЛА«РемоАй»006


БПЛА «Кестрел» II


БПЛА MAV-1


В научно-исследовательском институте авиации и космонавтики KARI (Korean Aerospace Research Institute) в течение последних лет ведутся исследования различных БПЛА военного и гражданского назначения. Например, специалистами института был создан метеорологический БПЛА «Дуруми» с большой продолжительностью полета. Летные испытания опытного аппарата ведутся с 2000 г. БПЛА «Дуруми» успешно выполнял длительные полеты (более 24 ч) и летал на расстояние до 2000 км.

В этом же институте был спроектирован тактический БПЛА «Ремо Ай» 006, серийное производство которого передано фирме «Юкон Системз». Этот аппарат выполнен по обычной схеме с крылом типа «парасоль» и Т-образным оперением. Пилон, на котором размещается крыло, служит также для крепления двигателя, приводящего толкающий воздушный винт. В качестве силовой установки используется электромотор; запаса энергии в литиевой аккумуляторной батареи хватает на полет в течение 1,5 ч. Установка второго аккумулятора увеличивает длительность полета до 2,5 ч. Весит БПЛА «Рино Ай» 006 почти 14 кг.

В 1988 г. фирма «Дэу» (в настоящее время входит в состав корпорации KAI) приступила к разработке проекта разведывательного БПЛА «Доёсей». Летные испытания демонстрационного образца TPRV-1 начались летом 1993 г. В конце 1996 г. во время авиационно-космической выставки в Сеуле фирма «Дэу» показала полномасштабный БПЛА «Доёсей» XSR-1, но никаких данных о нем не представила. Стал известен только его облик: традиционная для многих «беспилотников» двухбалочная схема с высокорасположенным крылом, двухкилевым оперением, фюзеляжем с квадратным поперечным сечением и неубирающимся колесным шасси с передней опорой.

Позднее кое-какая информация о БПЛА стала просачиваться в печать. В итоге стало известно, что БПЛА «Доёсей» оснащен одним роторно-поршневым двигателем AR731 мощностью 38 л.с, приводящим двухлопастный толкающий воздушный винт. Размеры аппарата следующие: длина – 3,5 м, размах крыла – 4,8 м, высота – 1,34 м. Конструкция планера изготовлена из композиционных материалов на основе волокон углерода и «кевлара». В состав целевой нагрузки входят оптические датчики, расположенные в шаровидном обтекателе под фюзеляжем. Максимальная взлетная масса БПЛА составляет 130 кг, запас топлива – 40 л. Летные данные пока держатся в секрете.

В Южной Корее были также разработаны вертикально взлетающий БПЛА с поворотными винтами, микроБПЛА и беспилотные дирижабли. Об этих аппаратах речь пойдет в следующих статьях.

На Тайване в Технологическом институте «Чан Шань» создан беспилотный аппарат «Кестрел» II. Он имеет высокорасположенное крыло (размах 5 м) и длину 4 м. Один поршневой двигатель Лимбах I.275E обеспечивает скорость полета до 130 км/ч и продолжительность до 8 ч. Максимальная взлетная масса 120 кг, целевая нагрузка весит 30 кг. БПЛА оснащен неубирающимся колесным шасси; имеется вариант с катапультным стартом.

Впервые БПЛА «Кестрел» II был представлен на Парижском авиационно-космическом салоне в июне 2003 г., хотя его разработка началась в 1999 г. По словам представителей института «Чан Шань», беспилотный аппарат применяется в военных и гражданских целях. В вооруженных силах он служит для разведки, целеуказания, ретрансляции радиосвязи, а также для выявления результатов артиллерийского обстрела вражеских позиций. Гражданский вариант применяется для экологического мониторинга, регулирования автомобильного движения на скоростных магистралях, наблюдения за сельскохозяйственными посевами и рыболовством, патрулирования нефте- и газопроводов, а также для взятия проб воздуха в районах расположения АЭС.

На международной авиационно-космической выставке «Эйшн Аэроспейс-2004», состоявшейся в Сингапуре с 24 по 29 февраля 2004 г., фирма «Сингапур Текнолоджиз Аэроспейс» (STA) показала скоростной малозаметный БПЛА MAV-1, летные испытания которого предполагалось начать весной 2004 г. и завершить в самом его конце.

БПЛА MAV-1 был построен в 2003 г., в конце которого начались его наземные испытания и определение величины ЭПР. Фирма планирует изготовить второй БПЛА MAV-1. Оба аппарата предназначены, главным образом, для демонстрации возможностей фирмы STA вести разработку современных летательных аппаратов с использованием передовых технологий.


БПЛА UAV-X1


Впервые о планах постройки малозаметного БПЛА фирма сообщила на предыдущей выставке «Эйшн Аэроспейс» в феврале 2002 г. БПЛА MAV-1 имеет несущий фюзеляж длиной 2 м, стреловидное крыло размахом около 3 м и двухкилевое оперение. Аппарат оснащен одним ТРД тягой 45 кгс. Его воздухозаборник находится сверху центральной части фюзеляжа. Для управления БПЛА служат цель- ноповоротные консоли крыла и кили (которые получили название «taileron»). Максимальная взлетная масса аппарата равна 80 кг, масса целевой нагрузки – 20 кг.

Представители фирмы STA сообщили, что аппарат MAV-1 представляет собой выполненную в масштабе 0,3 летающую модель ударно-разведывательного БПЛА, летные испытания которого запланировано начать в 20052006 гг. В перспективе на основе этого аппарата предполагается создать ББС. Они также заявили, что в конструкции беспилотных аппаратов должны широко использоваться гражданские технологии, в частности, системы передачи данных. Это позволит удешевить и ускорить разработку. Однако пока вооруженные силы Сингапура никаких требований к военным БПЛА не выработали.

На выставке фирма STA опровергла появившуюся информацию, что БПЛА MAV-1 имеет отношение к секретной программе министерства обороны Сингапура по созданию малозаметного БПЛА «Скай Блейд». При этом представители министерства обороны не подтвердили, но и не опровергли сообщения, что один опытный БПЛА «Скай Блейд» с ноября 2003 г. проходит летные испытания в Австралии.

В Иране фирма HESA во второй половине 1980-х годов образовала отделение «Кодс Авиэйшн», которому было поручено вести разработку беспилотных аппаратов. Почти за четверть века иранцам удалось разработать несколько проектов БПЛА, большинство из которых так и осталось на бумаге. Наиболее подробная информация есть по трем БПЛА – «Абабил», «Мохаджир» и «Талаш».

С 1986 г. отделение «Кодс Авиэйшн» ведет разработку семейства аппаратов «Абабил», в состав которого входят телеуправляемая мишень «Абабил- В», тактические разведчики «Абабил-S» и «Абабил» II и разведывательно-ударный «Абабил-Т». Все они выполнены по схеме «утка» (с высокорасположенным крылом и низкорасположенным ПГО) и оснащены одним роторно-поршневым двигателем Р73, приводящим толкающий воздушный винт. Конструкция планера цельнометаллическая, только «Абабил-Т» изготовлен полностью из композиционных материалов. Все БПЛА семейства «Абабил» имеют взлетную массу 80-85 кг и максимальную скорость полета около 300-350 км/ч. Для их запуска используется пневматическая катапульта; при необходимости могут применяться твердотопливные ракетные ускорители. Фирмой HESA разработаны средства для запуска БПЛА с наземных (стационарных и мобильных) установок, а также с палубы корабля. Посадка аппаратов может осуществляться на выдвижное лыжное шасси или с помощью парашюта.

Мишень «Абабил-В» поступила на вооружение в 1993 г. Используется для подготовки подразделений ПВО иранской армии. Разведывательный БПЛА «Абабил-S» принят на вооружение в 2000 г. В состав его целевого оборудования входят оптические и тепловые датчики и система передачи данных в реальном масштабе времени. Боевой радиус составляет 150 км, эксплуатационный потолок – около 4300 м. «Аба- бил» II впервые поднялся в воздух в 1997 г. По мнению специалистов, БПЛА «Абабил» II, вероятно, явился основой для создания более совершенного аппарата «Абабил-S».

Ударно-разведывательный БПЛА «Абабил-Т» отличается от предыдущих аппаратов несколько увеличенными размерами (размах крыла 3,3 м, длина 2,8 м) и наличием двух килей, установленных на консолях крыла (остальные БПЛА имеют один вертикальный киль). БПЛА предназначен для поражения различных наземных целей и имеет боевую часть, масса которой не называется. В состав целевой нагрузки входят телекамера и спутниковая система навигации (GPS).

По имеющейся информации, ударный БПЛА «Абабил-Т» может использоваться для поражения малоразмерных неподвижных целей на расстоянии 50 км от линии фронта. При использовании системы GPS аппарат может поражать цели, находящиеся на расстоянии более 150 км.

БПЛА семейства «Абабил» поставляются также на экспорт.

Беспилотный аппарат «Мо- хаджир», выпускаемый серийно с 1997 г., выполнен по двухба- лочной схеме с высокорасположенным прямым крылом (размах 3,8 м) и П-образным оперением. Длина аппарата 2,87 м. Он имеет один поршневой двигатель, приводящий толкающий воздушный винт. Запуск БПЛА может выполняться несколькими способами: с разбегом с помощью обычного неубирающегося колесного шасси, с пневматической катапульты (вариант «Мохаджир-2») или с рельсовых направляющих с помощью стартового РДТТ (вариант «Мохаджир-3»). Для посадки применяются колесное шасси или парашют.

Отделением «Кодс Авиэйшн» создано три варианта БПЛА. Исходный вариант «Мохаджир-2» имел фиксированное полозковое шасси. Он мог подниматься на высоту 3350 м и имел боевой радиус около 50 км. Продолжительность полета составляла 1,5 ч. Большого распространения аппарат не получил. Более совершенный вариант «Мохаджир-3» (известный также под именем «Дорна») имеет боевой радиус почти 1 00 км и вдвое увеличенную продолжительность полета. Наконец, наиболее современным является «Мохаджир-4» (или «Ходход»), У него боевой радиус довели до 150 км, а длительность полета – до 7 ч. БПЛА «Мохаджир-4» имеет спутниковую систему навигации, оптоэлектронные и тепловые датчики, а также средства РЭП. В состав целевой нагрузки входит цифровой минипроцессор. Все варианты БПЛА находятся на вооружении армии Ирана, а БПЛА «Мохаджир-4» также используется в пограничной гвардии для наблюдения за перемещениями караванов с наркотиками.

БПЛА «Талаш» также является продуктом отделения «Кодс Авиэйшн». Он выполнен по классической самолетной схеме с высокорасположенным крылом и оперением обычной схемы. Силовая установка состоит из одного поршневого двигателя, приводящего тянущий воздушный винт. Точное назначение БПЛА «Талаш» неизвестно, хотя отдельные источники отмечают, что в состав его целевой нагрузки входят средства РЭБ.

Иранцами разработано две модели БПЛА. Исходный вариант «Талаш» 1 имеет длину 1.7 м и размах крыла 2,64 м. Весит он 12 кг, развивает скорость 90 км/ч и может держаться в воздухе 30 мин. Улучшенный вариант «Талаш» 2 (известный также и как «Хадаф» 3000) имеет крыло уменьшенного размаха (2,1 м), но удлиненный на 0,2 м фюзеляж. Его скорость равна 120 км/ч, но длительность полета сократилась до 25 мин.


БПЛА «Сикер» II


БПЛА «Валче»


БПЛА «Аннасас»


Турецкая авиационная корпорация TAI занимается разработкой и производством целой гаммы беспилотных аппаратов. В основном это воздушные мишени – «Турна», «Кеклик» и другие. К тактическим разведчикам относится БПЛА UAV-X1, существующий пока только в опытных экземплярах. Он имеет взлетную массу 245 кг и несет до 45 кг целевой нагрузки. Оснащен одним двигателем (42 л.с.) с толкающим винтом. Может находиться в полете почти 8 ч.

Перенесемся теперь на «черный континент» – в Африку. Там работами в области БПЛА занимаются в Египте и ЮАР. О египетских разработках известно мало. В этой стране координацией исследований по БПЛА занимается министерство обороны. Имеется три завода, выпускающих небольшие партии беспилотных аппаратов. По некоторым источникам, примерно за 15 лет было построено не более 65 БПЛА для национальных вооруженных сил.

За это время было создано два удачных изделия. БПЛА «Наджла» предназначен для ближней разведки и больше о нем ничего не известно. Аппарат «Сахам-1» имеет размах крыла 3,5 м и относится к тактическим БПЛА. Выпускается он на заводе в Хелуане. В настоящее время армия Египта выработала требования к новому БПЛА, способному вести видовую разведку, осуществлять операции РЭП и использоваться в ВВС в качестве воздушной мишени.

Основные работы по БПЛА в Африке сосредоточены в ЮАР. К их созданию приступили в середине 1970-х годов. Группа энтузиастов из Национального совета по науке и промышленности спроектировала сравнительно простой БПЛА «Чемпион» и в 1978 г. построила несколько штук. К настоящему времени сохранился только один, который экспонируется в музее ВВС Южной Африки.

В начале 1980-х годов к разработке БПЛА подключилась фирма «Кент- рон» (которая в настоящее время входит в качестве отделения в состав фирмы «Денел Аэроспейс»). Используя опыт создания «Чемпиона», а также конструкцию закупленных в Израиле аппаратов «Скаут» (эксплуатация которых не удовлетворила военных), фирма спроектировала свой беспилотный разведчик «Сикер» и в 1986 г. начала его поставки на вооружение ВВС. Боевое крещение «Сикер» получил в Анголе в 1987 г. Всего для ВВС ЮАР было построено 16 аппаратов «Сикер».

Сначала выпускался вариант «Си- кер» I, а потом было налажено производство более совершенного БПЛА «Сикер» II. Аппараты выполнены по двухбалочной схеме с одним ПД мощностью 50 л.с. с толкающим винтом и неубирающимся шасси. Крыло имеет размах 7 м, а длина аппарата – 4,45 м. Максимальная взлетная масса составляет 275 кг, а целевая нагрузка весит 50 кг. Первоначально дальность полета БПЛА достигала 250 км, а в последнее время ее удалось довести до 500 км за счет использования более эффективной системы связи и управления. БПЛА «Сикер» могут использоваться в любое время суток и в неблагоприятных метеоусловиях.

Другая южноафриканская фирма ATE спроектировала беспилотный аппарат «Валче», недавно принятый на вооружение. Он выполнен по обычной самолетной схеме с высокорасположенным крылом (размах 5,2 м) и Т-образным оперением. Имеет шасси полозкового типа. Для старта аппарата используется пневматическая катапульта длиной 6 м, установленная на колесном шасси. Для посадки используется полозковое шасси, оснащенное средствами, поглощающими энергию удара, или надувные баллонеты.

БПЛА «Валче» весит 135 кг. Масса целевой нагрузки равна 35 кг, в ее состав входят телекамера, способная работать в условиях слабой освещенности, и лазерный дальномер. Радиус полета аппарата равен 50 км, а продолжительность полета – 3 ч (на высоте 5000 м). К особенностям БПЛА относятся его полная автономность от момента старта до посадки, что не требует вмешательства назем – ного оператора, принимающего только информацию с борта «беспилотника». Подготовка к старту занимает всего 30 мин.

В Тунисе фирма ТАТ создала опытный образец патрульного БПЛА «Аннасас». Это «двухбалочник» с высокорасположенным крылом (размах 3,8 м) и неубирающимся колесным шасси. Двигатель мощностью 25 л.с. приводит толкающий винт. Взлетная масса аппарата 125 кг. БПЛА «Аннасас» предназначен для контроля за состоянием магистральных трубопроводов, поэтому его продолжительность полета составляет 14 ч. Сведений о состоянии программы его разработки нет. Можно предположить, что он еще не вышел из стадии летных испытаний.

На этом мы завершим краткий обзор тактических разведывательных БПЛА, но к ним мы еще вернемся. Дело в том, что до сих пор речь шла о «беспилотниках», выполненных по самолетной схеме и взлетающих с разбегом или с помощью катапульты. Но за рубежом создано большое количество беспилотных разведчиков с вертикальным взлетом – беспилотные вертолеты и вертикально взлетающие. О них мы еще расскажем. А следующая часть обзора будет посвящена, как представляется, наиболее интересным беспилотным аппаратам – оперативно-тактическим и стратегическим разведчикам.

(Окончание следует)


P-47D-30 майора Гленна Иглстона


САМОЛЕТЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх