КА-50

БОЕВОЙ ВЕРТОЛЕТ КА50 "ЧЕРНАЯ АКУЛА"

РАЗМЕРЫ: Диаметр несущего винта (каждого) - 14,5; длина с вращающимися винтами - 16,0 м; высота по втулку несущего винта - 4,93 м

МАССЫ: масса пустого - 7800 кг; нормальная взлетная - 9800 кг; максимальная взлетная - 10 800 кг.

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА: два ТВЗ- 117ВМА взлетной мощностью по 2225 л.с.

ЛЕТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: максимальная скорость - 320 км/ч; крейсерская скорость - 270 км/ч; статический потолок без учета влияния земли - 4000 м; динамический потолок - 5500 м; дальность полета - 450 км

КОНСТРУКЦИЯ. Одноместные боевой вертолет Ка-50 спроектирован по схеме с соосными несущими винтами. Ярко выраженная хвостовая балка отсутствует. В носовой части фюзеляжа расположены датчики обзорно-прицельной системы "Шквал-В" и герме- тезированная кабина летчика с плоскими панелями остекления. В кабине летчика установлено катапультируемое кресло К-37-800. разработанное НПО "Звезда" специально для вертолета Ка- 50. При катапультировании предварительно отстреливаются лопасти несущих винтов. Среднюю часть фюзеляжа занимает трансмиссия. Газотурбинные двигатели ТВЗ-117ВМА смонтированы в мотогондолах но бортам средней части фюзеляжа. Ниже мотогондол к шпангоутам фюзеляжа крепятся консоли крыла. Под каждой плоскостью крыла имеется два пилона для подвески внешней нагрузки. На торцах плоскостей установлены блоки с ПК ловушками. Хвостовое оперение состоит из киля и стабилизатора с концевыми вертикальными шайбами. Стабилизатор имеет обратный профиль. Для удобства доступа к оборудованию значительное число панелей обшивки фюзеляжа выполнено съемными или откидными. Количество изделий из КМ в конструкции достигает 35% от массы фюзеляжа.

Шасси убираемое, трехопорное с носовой опорой. Носовая опора управляемая двухколесная. В убранном положении колеса створками не закрываются. Уборка и выпуск шасси производится с помощью гидравлики.

Кабина бронированная, масса разнесенной стальной брони составляет примерно 350 кг. Броня выдерживает попадание снарядов калибра до 23 мм. Плоское остекление кабины выполнено из бронестекла.

Несущие винты противоположного вращения - трехлопастные. Лопасти прямоугольные в плане со стреловидными законцовками.

Предусмотрена подвеска на пилонах четырех ГГГБ емкостью по 500 л.

ОБОРУДОВАНИЕ. Бортовое оборудование обеспечивает пилотирование вертолета днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, эффективное боевое применение возможно только днем. Ядром БР'ЭО является прицельно-навигационный комплекс "Рубикон". Приборное оборудование кабины выполнено с использованием традиционных приборов шкального типа. В кабине установлен индикатор на фоне лобового стекла ИЛС-31. Поиск целей и наведение бортового оружия осуществляется с помощью дневной обзорно-прицельной системы "Шквал-В". кроме того, имеется лазерный дальномер-цёлеуказатель, в состав ПрНк интегрирован нашлемный прицел летчика.

Вертолет оснащен пассивными средствами обороны: устройствами отстрела ИК ловушек и дипольных отражателей, приемником предупреждения о лазерном облучении и приемником предупреждения о пусках ракет.

ВООРУЖЕНИЕ. По правому борту фюзеляжа в районе центра масс вертолета на ограниченно подвижной установке смонтирована 30-мм автоматическая пушка 2А42. Углы наведения пушки в вертикальной плоскости - от -37 град до +3 град 30 мин. углы наведения в горизонтальной плоскости - от 2 град 30 мин влево от ствола пушки до + 9 град, вправо, боекомплект к пушке из 470 снарядов размещен в двух снарядных ящиках. В переднем ящике на 240 патронов размещаются бронебойные снаряды. в заднем ящике на 230 патронов - фугасные. Питание пушки селективное, тип снаряда выбирается летчиком. На крайних подкрыльевых пилонах может размещаться до 12 ПТУР "Вихрь- М" с лазерным наведением. В состав подвесного вооружения входят НАР калибра от 57 до 122 мм, свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, пушечные и пулеметные контейнеры.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. Ка-50 является первым в мире специализированным боевым вертолетом соосной схемы и одновременно первым в мире одноместным боевым вертолетом. Вертолет Ка-50. так же как Ми-28. стал ответом на принятие на вооружение авиации армии США боевого вертолета АН-64А "Апач". Фирма Камова предложила на конкурс вертолет В-80, выполненный по традиционной для машин марки Ка соосной схеме. Имея богатый опыт эксплуатации корабельных вертолетов, оснащенных комплексным бортовым оборудованием с высокой степенью автоматизации, камовцы сочли возможным сократить экипаж боевого вертолета до одного человека. Проектирование боевого вертолета в ОКБ П.И. Камова велось не на пустом месте - в середине 60-х годов на основе корабельного вертолета был выполнен аванпроект боевого вертолета Ка-25Ш, но тогда победителем конкурса стал вертолет Ми-24. Работы по боевым вертолетам велись в КБ на протяжении второй половины 60- х и в 70-е годы. Ни один из них не был реализован в металле. Проектирование вертолета В-80 началось под руководством Генерального конструктора С.В. Михеева в 1977 г. Первый полет на прототипе Ка-50 выполнил летчик-испытатель Н.Г1. Бездетное 23 июля 1982 г. С целью дезинформации разведки вероятного противника на фюзеляже имитировалась ложная вторая кабина. Четыре первых построенных вертолета использовались для проведения летных испытаний и имели ряд отличий. Пятый вертолет считался эталоном для серийного производства, на нем впервые было установлено катапультируемое кресло. 'Эта машина стала "главным, героем" кинофильма "Черная Акула". Наименование "Черная Акула" прочно закрепилось за вертолетом Ка-50. Круглосуточные системы. разработанные для вертолетов Ка-50 и Ми-28. довести не удалось, поэтому серийные машины имеют ограниченные возможности по поражению целей ночью и в сложных метеоусловиях.



Серийное производство вертолетов было подготовлено на Арсеньевском заводе "Прогресс" согласно принятому в декабре 1987 г. Постановлению СМ СССР. В Арсеньеве изготовлено несколько серийных вертолетов, большая часть из которых поступила на вооружение Центра боевого применения Армейской авиации в Торжке. Два вертолета Ка-50 в начале 2001 г. принимали участие в боевых действиях в Чечне. Вертолеты Ка-50 неоднократно демонстрировались на отечественных и зарубежных авиашоу, где неизменно пользовались успехом публики. Указом Президента РФ от 28 августа 1995 г. вертолет Ка-50 принят на вооружение Российской армии.

Неудача с низкоуровневой телевизионной системой "Меркурий" заставила конструкторов искать альтернативные возможности обеспечения боевого применения вертолета в темное время суток. Рассматривались варианты оснащения машины РЛС миллиметрового диапазона. очками ночного видения, И К системой обзора передней полусферы. Так, на пятом прототипе был установлен макет ПК системы "Столб", разработанной НПО "Геофизика". На вертолетах отрабатывались различные варианты обзорно-прицельных систем с датчиками первичной информации зарубежного производства В частности на авиасалоне МАКС'95 демонстрировался вертолет Ка-50 (десятая построенная машина) с ПК системой, установленной в подвесном контейнере. В 1997 г. на восьмом построенном Ка-50 была установлена обзорно-прицельная система "самшит-50" производства УОМЗ. Система "Самшит-50" конструктивно выполнена в виде сферы диаметром 640 мм. имеющей несколько степеней свободы. Система имеет два канала - телевизионный, инфракрасный, кроме того, в нее интегрированы лазерный дальномер-целеуказатель и лазерная система наведения ПТУР "Вихрь". Шар системы "Самшит-50" установлен под носовой частью фюзеляжа. Модернизированная машина получила обозначение Ка-50111. Первый полет на вертолете Ка-50111, оснащенном системой "Самшит-50" выполнен 4 марта 1997 г. В дополнение к системе "Самшит-50" на вертолете установлена надвтулочная РЛС миллиметрового диапазона "Арбалет". На вертолете Ка-50111 обновлен пилотажно-навигационный комплекс, в который, в частности, включен приемник спутниковой навигационной системы. Приборное оборудование кабины выполнено на основе трех цветных жидкокристаллических многофункциональных индикаторов. Электронный борт построен по принципу "открытой архитектуры". Расширен ассортимент вооружения за счет УР воздух-воздух Р-73 и "Игла", УР воздух-поверхность с лазерным наведением Х-25МЛ. В процессе испытаний место установки шара системы "Самшит-50" менялось. Вертолет Ка-50111 демонстрировался на авиасалоне МАКС'99.

На авиасалоне М АКС 99 также был показан еще один "ночной" Ка-50 (четвертый прототип), оснащенный двумя опто-электронными системами - ГОЭС-520 и ГОЭС-ЗЗО. Первая, имеющая телевизионный и инфракрасный каналы, предназначена для пилотирования вертолета, вторая - входит в систему управления оружием. Система ГОЭС-ЗЗО включает телевизионный и инфракрасный каналы, лазерный дальномер-целеуказатель. аппаратуру наведения ПТУР "Вихрь". Конструктивно обе опто-электронные системы оформлены в виде сфер, диаметр сферы системы ГОЭС-520 - 360 мм. диаметр сферы системы ГОЭС-ЗЗО - 460 мм. Приборное оборудование кабины адаптировано к использованию летчиком очков ночного видения.


Обзорно-прицелыная система "Самшит-50" на Ка-50










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх