Часть 1-я: ЛУННАЯ ДОРОГА

Миссия

13 и 16 июля 1969 года один за другим два космических аппарата стартуют к Луне: Советская автоматическая грунтозаборная станция "Луна-15" и американский пилотируемый корабль "Apollo 11". Планируемое прилунение "Луны-15" – 17/18 июля, Apollo 11 – 20 июля 1969 г – момент истины, финал лунной гонки. Для нас это последняя возможность спасти космический престиж. Для Штатов – установить новый, собственный отсчет первенства в космосе.

Цель экспедиции Apollo 11 – завершение этапа испытаний пилотируемого комплекса средств доставки человека на Луну: прилунение, определение возможностей работы астронавта на поверхности Луны, сбор минералогических образцов, установка экспериментальной аппаратуры на лунном грунте и, естественно, возвращение.


Программа

До полета легендарного космического корабля Apollo 11, американцами по программе "Apollo" было выполнено четы

ре полета: на орбиту Земли (ОЗ) и на орбиту Луны (оЛ):

Apollo 7 (ОЗ- 11/22.10.1968), Apollo 8 (ОЛ- 21/27.12.1968), Apollo 9 (ОЗ- 3/13.03.1969), Apollo 10 (ОЛ- 18/26.05.1969).

В зарубежной литературе все пилотируемые полеты кораблей Apollo называются "миссиями", но с сегодняшней исторической планки освоения космического пространства рейсы на орбиты Земли и Луны следует именовать "полетами", а вот пилотируемые экспедиции на лунную поверхность – "миссиями" (человечества на иное планетное тело).

Полет Apollo 7 (РН "Saturn IB" + CSM) – испытание К К Apollo (ОЗ).

Полет Apollo 8 (РН "Saturn Г' + CSM) – первый облет кораблем Apo/lo Луны (ОЛ).

Полет Apollo 9 (РН "Saturn V" + CSM + LM) – испытание комплекса Apo/lo (ОЗ).

Полет Apollo 10 (РН "Saturn К" + CSM + LM) – испытание комплекса Apollo (ОЛ).

Расшифруем обозначения

Лунный космический корабль (КК) "Apollo" выводился на орбиту Земли и отправлялся к Луне одним ракетоносителем (РН) "SalurnV" в виде раздельных модулей: командно-служебного (CSM) и лунного (LM), стыкуемых в единый комплекс на трассе Земля- Луна.

CSM – командно-служебный модуль, состоял из обитаемого космического корабля (СМ- командного модуля конической формы) и необитаемого служебно-двигательного модуля (SM – цилиндрической формы). SM вмещает в свой цилиндрический "кузов" кроме химических реагентов ЖРД, ресурсы и системы, обеспечивающие жизнедеятельность СМ, не требующие непосредственного контроля астронавтов.

СМ (имя в миссии Apollo 11: "Columbia" – Колумбия) – управляющий центр и жилая кабина экипажа во взлетно-посадочном и орбитальном режимах (статусах) у Земли и экспедиционно-ожидаемом на маршруте к Луне и ее орбите. СМ оборудован системами индикации и управления, по своей сложности в 3-4 раза превосходящими все имевшиеся тогда аналогичные системы управления в мире.

LM – лунный посадочный модуль, имя в миссии Apollo 1 1, "Eagle" (Орел). Предназначен для: – доставки двух астронавтов с селеноцентрической орбиты на поверхность Луны; обеспечения их пребывания на Луне; – доставки с поверхности Луны обратно на орбиту и для стыковки с CSM. Эксплуатируется в условиях космоса, и поэтому нет необходимости придавать ему аэродинамическую форму. Форма определяется только целесообразностью расположения отсеков и оборудования для обеспечения наиболее удобных рабочих условий астронавтов и требуемой видимостью при посадке на поверхность Луны.

Состоит из двух ступеней – взлетной (ВС) и посадочной (ПС). Реактивную тягу обеспечивают: взлетный и посадочный ЖРД соответствующих ступеней. Маневренность обеспечивают 16 небольших ЖРД системы ориентации (коррекции) – ДСО – размещенные на ВС по четыре блока в четырех узлах.

ВС – управляющий центр LM. Имеет два окна-иллюминатора с максимальным горизонтальным обзором 180-200°, нанесенной на стекле каждого расчетной "номинальной точкой посадки" ("прицелом") и передний люк выхода на лунную поверхность, размером 81 х 81 см (открывающийся внутрь), с ручками с обеих сторон (верхний люк предназначен для перехода в СМ).



Старт "Сатурна-V" с Apollo 11



Экипаж Apollo 11


ПС является непилотируемой опорно-посадочной платформой LM и стартовой платформой ВС при возвращении астронавтов с Луны и в ситуации аварийного прекращения посадки на Луну. Служит местом хранения реагентов ЖРД, элементов СЖО, инструмента и научных приборов (угловые секции I-IV), применяемых астронавтами на поверхности, а в будущем – и транспортных средств: тележки ("рикша") для Аро11о14 и лунохода ("ровер") для Apollo-15,16,17.

Посадочное шасси ПС обеспечивает ослабление удара гидравлическим и сдавливающими методами (возможно ударное укорочение стоек на 81 см). ПС разрушится, если удар о поверхность Луны произойдет с вертикальной скоростью более 3 м/ с. Стартовая масса LM – 15,060 т, посадочный вес (после выгораний топлива в ПС) на Луне – 6,825 т. Расстояние между противоположными стойками (ширина шасси) – 9,5 м. Диаметр тарельчатых опор стоек – 0,92 м. Максимально допустимый (в первом прилунении) наклон к местной вертикали ~ 6-8°. Стойки оснащены посадочными щупами длиной 1.5 м (кроме передней стойки, с трапом спуска).

Во время испытаний LM прошел почти все, для чего был создан. В полетах Apollo 9, 10 он стыковался и расстыковывался с CSM, "отстреливал" ПС, работал посадочным и взлетным двигателями, маневрировал, выдержал экзамен на герметичность, разве только что не садился на Луну.

В иностранной аэрокосмической периодике говорилось, что экипаж Армстронга, хоть и летит в укороченную однодневную миссию, но прошел подготовку по двухдневной и готов по всем показателям, но 100% гарантии не имеет никто.

Командир экипажа КК – Нейл Армстронг (Джемини 8) – первым ступит на Луну.

Пилот LM – Эдуин (Базз) Олдрин (Джемини 12) – выйдет на Луну вторым.

Пилот СМ – Майкл (Майк) Коллинз (Джемини 10) – останется на орбите Луны.


Полет

Так как главная цель этой статьи рассказать подробнее о первом прилунении и первом выходе землян на Луну, о событиях трех дней перелета Земля-Луна расскажем цитатами из переговоров экипажа миссии и ЦУП:

Итак, 16 июля, время 16 час. 32 мин. (московское), бортовое – 000 час 00 мин 00 сек.

000:00:00 – Saturn V отрывается от стартового стола.

000:03:00 – на высоте 80 км отделяются САС (Система Аварийного Спасения) с экраном-кожухом, покрывающим КК.

Армстронг: "Наконец-то мне дали взглянуть в иллюминатор".

ЦУП: "Можете воспользоваться третьей ступенью

Армстронг (ЦУП-у): "Спокойно".

ЦУП: "Красиво идете".

000:36:00 – Apollo 11 на орбите Земли, ЦУП передает данные от медиков о частоте пульса астронавтов при старте: (в сравнении с первыми стартами на "Джемини"): Армстронг – 110/146, Олдрин – 99/125, Коллинз – 88/110.

002:44:00 – старт к Луне с земной орбиты с помощью вторичного запуска ЖРД третьей ступени РН, 002:53:00 – разгон закончен.

Армстронг: "Хьюстон. Сатурн нас замечательно прокатил. Никаких претензий ни к одной из трех ступеней. Все было превосходно".

004:13:00. Выполнено "Перестроение отсеков": CSM отделился от третьей ступени РН с "припаркованным" к ней LM, развернулся на 180° и пристыковался к LM. Затем сбросили третью ступень, миссия Apollo 11 началась.





Маневрирование после окончания работы двигателей третьей ступени


009:36:00. ЦУП: "Как сориентировали КК по звездам?"

Армстронг: "Черт возьми, у нас заминка. Вокруг КК летает много всякой дряни, которую мы выбрасываем за борт, и вся эта мелочь блестит. Никак не найду две звезды

012:00:00. Идет телевизионная трансляция с борта КК вида Земли

Экипаж шутит: "Хьюстон. Послушайте, нельзя ли немного повернуть Землю, чтобы можно было видеть что-нибудь, кроме воды?"

023:09:00. ЦУП проснувшимся астронавтам сообщает последние новости с Земли:

"Обсерватории из разных точек планеты сообщают, что они потеряли сигнал "Луны-15", возможно, она села на Луну. Вице-президент Агню призвал высадить человека на Марс к 2000 году. Решение президента Никсона объявить день старта Apollo 11 выходным днем федеральные служащие восприняли с удивлением. Европа поражена полетом Apollo. Палата Лордов в Англии разрешает американской подводной лодке исследовать неизвестное животное в озере Лох-Несс, "не нарушая его покоя", в соответствии с законом о защите животных от 1876 года ".

025:00:00. Apollo 11 на полпути к Луне.

028:40:00. ЦУП: "У нас есть расхождения по телеметрии, сообщим".

Экипаж: "Значит, договорились".

ЦУП: "Слушайте, а что это у вас за музыка"?

Экипаж: "Это Базз поет".

033:26:00. ЦУП: "Последние новости о "Луне-15", она на круговой орбите. Большинство штатов тоже объявили понедельник выходным, так что у вас будет много зрителей."

035:23:00. ЦУП: "Вы видите луч лазера из обсерватории Макдональд?"

Экипаж: "Видим его в сканирующий телескоп, он голубовато-зеленый!"

053:25:00. ЦУП – "Новости из Хьюстона: Интерес к Apollo остается высоким, но конкуренцию ему составляют новые правила полива газонов (в Хьюстоне шли проливные дожди). "Луна-15" все еще на орбите Луны. Папирусная лодка "Ра" Тура Хейердала выдержала жуткий шторм, но осталась на плаву ".

055:35:00. Астронавты открывают люк в LM. "Орел" и "Колумбия" теперь одно целое. Осматривают только что включенный и еще не согревшийся модуль.

Олдрин: "Похоже на холодильник. Шлемы и ранцевые системы на месте. Все на своих местах". Чего бы было больше – смеха или слез – если бы что-то забыли?

071:00:00. Второе "утро" маршрута Земля-Луна (1-й и 2-й периоды сна продлевались на 1 и 2 часа).

072:29:00. Свежие новости от ЦУП-а: "Даже газета "Правда" пишет о вас, а ТАСС сообщает, что "Луна-15" может совершить посадку и взять немного лунного грунта. Школь- никам Баварии дали выходной. Папа Римский сидит у цветного телевизора и ждет ваш репортаж4

073:10:00. Луна стремительно приближается.

Экипаж: "Вид Луны захватывающий!.. Она заполняет 3/4 иллюминатора! Только ради этого стоило лететь!".

075:40:00. Apollo 11 заходит за Луну.

076:15:00. Apollo – на орбите Луны, идут четвертые сутки миссии.


Несколько отступлений

Расстояние от Луны до Земли – 30 земных диаметров, заполненных немой космической чернотой. Маленькая алюминиевая песчинка пронеслась сквозь нее и теперь должна мягко, послушно сесть где-то там внизу, на плато Моря Спокойствия.

То, что лунный грунт должен удержать на себе LM и астронавта в скафандре, убедительно подтверждали удачные посадки на поверхность Селены семи автоматических станций. Двух советских АС: "Луна-9" (31.01.1966) и "Луна-13" (12.12.1966) и пяти американских AC: "Surveyor 1, 3, 5, 6, 7" (30.05.66-07.01.68), которые – "подскакивали", копали и проводили анализ химического состава лунного грунта.

Фотографии, переданные с прилунившихся АС, представляли лунные ландшафты "посадочными площадками" с весьма не одинаковыми условиями. Например, площадка "Луны-9" гораздо сложнее, чем у "Луны- 13", и почти все площадки "Surveyor"-oB, кроме, разве что площадки "№1", выглядели – не беспроблемными для безопасного прилунения.

Анализ исследований АС говорил, что грунт надежно удержит LM и реально найти приемлемое место, где слой пыли будет "не по колено". Главное – такое место найти, а это вопрос времени, в данном случае – времени маневрирования над площадью, доступной визуальной оценке.

Время маневрирования обеспечивается топливным ресурсом ПС (LM), качеством работы бортового оборудования, пилотажным мастерством, тренированностью и слаженностью работы пилотов. Существует много попыток подсчитать процент риска лунных миссий, сошлемся на мнение самих астронавтов, которые определяли его как: "50 х 50", но на всех предполетных пресс-конференциях они "успокаивали" журналистов: "Для нас это просто работа, только в несколько более специфических условиях1 '.


Вид на приборную панель лунного модуля


Армстронг в лунном модуле во время полета


Луна

Чтобы взять для первого прилунения как можно больше дополнительного топлива, нужно максимально "разгрузить" полезную массу LM. А разгрузить ее можно только за счет систем жизнеобеспечения и научного оборудования, поэтому количество выходов на поверхность (EVA) сократили с 2-х до одного; ALSEP (лунный поверхностный комплект научной аппаратуры из пяти приборов) заменили упрощенным EASEP (два прибора); не резервировалась даже единственная переносная фотокамера астронавтов.

Все программные пункты полета до выхода на орбиту Луны, отработанные в полетах КК Аполло 8 и 10, Аполлон выполнил уверенно:

075:50. Включением за Луной двигателя CSM на торможение Apollo 11 уходит на начальную эллиптическую орбиту 321 х ИЗ км.

080:09:30. Через 5 часов, после двух витков вокруг Луны, дополнительным включением двигателя CSM переходит на "селеноцентрическую" почти круговую орбиту 120 х 110 км. Далее 16 часов (-10 витков) – по сути, работа лунной орбитальной станции: проверка систем CSM и LM, наблюдение поверхности Луны, отдых.

За несколько часов до начала посадки наступил "момент истины" для Майкла Коллинза. Еще вчера за обедом он словно невзначай обронил: " Сегодня все прошло хорошо. Если завтра и послезавтра будут как сегодня, мы будем вне опасности". Армстронг и Олдрин казались абсолютно спокойными и полностью расслабленными, Майкл же с трудом скрывал свое беспокойство. Представьте себе: трое здоровых мужиков вот сейчас спокойно завтракают, а через несколько часов они разойдутся на орбите, и чем все закончится – не знает никто. Проблема опасности и риска первого прилунения не обсуждалась астронавтами, словно ее не было. Только после "ночевки" на орбите, во время утреннего осмотра в иллюминаторы участка прилунения, Армстронг заметил, что тот смотрелся гораздо "зубастее", чем вчера, и уже не казался выбранным как "самый безопасный". При более высоком солнце участок напоминал место, на которое хотелось бы садиться в последнюю очередь.

096:48:00. Олдрин и Армстронг начинают готовить LM к прилунению.


К Луне

Пока три с небольшим часа астронавты работают в "Орле", попытаюсь объяснить через какие незримые "иго- льи уши" проходит единая нить прилунения.

Вся посадка на Луну длится примерно 2 часа 38 минут, и условно ее можно разделить на два этапа: 1 час 30 минут (почти полный виток) подготовка к снижению на орбите; и – 1 час 08 минут – посадка на поверхность, которую, в свою очередь, можно условно разделить на пять "ступеней" снижения, каждая из которых имеет свой особый "масштаб":

Орбита-1 (30 мин.), Орбита-2 (58 мин. 58 сек.) – орбита Луны, после расстыковки CSM;

Масштаб:. -I (56 м. 25с.) – "спуск" с 111 км до 15 км (масштаб: приближение к Луне);

Масштаб: -II (8 м. 24с.) – сниже

ние с 15 км до 2,3 км (над поверхностью );

Масштаб: -III (1м. 42с.) – снижение с 2,3 км до 230 м (рельеф поверхности );

Масштаб: -IV (1м. 08с.) – выбор площадки со 230 м до " 155 м (детали рельефа)

Масштаб: -V (40 сек.) – прилунение на выбранную площадку (детали площадки ).

Со стороны, каждый из "масштабов" можно представить как движение LM вниз по гипотенузе прямоугольного треугольника. Каждый новый "масштаб" (этап) начинается в нижней точке предыдущего. После прохождения модулем всей длины гипотенузы, в ее конце LM как бы "ныряет" в игольное ушко, за которым новый треугольник и новая гипотенуза.

На невидимом пороге каждого такого "масштаба" (отрезка снижения) меняются положение и состояние LM и задачи астронавтов. Каждый порог – это переход LM в новые координаты с меньшими инерционными и реактивными ресурсами. И характер действий астронавтов меняется с испытательного на снижении на необратимый у самой лунной поверхности.

По всей трассе маршрута нужно, работая с приборным оборудованием, принимать конкретные решения и тут же их воплощать в очень жестких рамках необратимо уходящего времени. Человек по своей природе так устроен, что в экстремальной коротко-текущей ситуации его ощущения и психомоторные реакции адаптируются к стремительно изменяющейся обстановке, а специально подобранные и подготовленные пилоты способны справиться с тщательно просчитанной лётной программой, но всё это было бы штатно рискованной процедурой, может, и не с высшим коэффициентом временного стресса, если бы внизу была не Луна.


Посадочный модуль отделился от командного модуля


Тормозной имульс


Посадке на Луну, что бы ни говорили профессионалы, трудно найти сравнение. На Земле ни один испытатель никогда не ставился в подобные условия. После снижения посадочного аппарата до высоты ниже 100 метров над поверхностью посадку уже нельзя не совершать. Но и на саму поверхность LM необходимо поставить с качеством "возвращения", то есть модуль нужно установить ровно, при первом прилунении – с креном не более 8 градусов к местной вертикали, иначе при взлете с Луны могут возникнуть большие проблемы со встречей с CSM на лунной орбите.


Орбита – 1 (первые полчаса)

Орбита Луны: начинается процедура разделения CSM с LM. Напутственные слова Майка Коллинза за минуту до разделения могли показаться шуткой: "Не волнуйтесь на Луне. Если я услышу от вас раздражение и ропот, я подъеду к вам," – эти слова были желанием приободрить друзей на случай возникновения трудностей при встрече, если прилунение будет выполнено с превышением крена LM, и при старте с Луны взлетная ступень окажется на сильно отклоненной от CSM орбите.

100:09:50. Майк толкает кнопку, срабатывают электрозамки стыковочного кольца CSM, избыточное давление в люке-лазе мягко отталкивает LM. Коллинз тщательно осматривает медленно вращающийся вокруг своей оси LM.

Майк: "Ваша машина прекрасно выглядит, несмотря на то, что вы вверх тормашками".

Армстронг: Еще не известно, кто вверх тормашками".

Майк: "Вы, парни, будьте осторожны

Армстронг: "До свиданья".

Полчаса космические аппараты двигаются по орбите на незначительном (5-30 м) расстоянии друг от друга, наконец, приходит время настоящего расхождения.

100:39:50. Коллинз двигателями ориентации отводит CSM на километр выше от LM и на 3,3-3,7 км по орбите. Армстронг и Олдрин наблюдали, как "Колумбия" постепенно превращается в маленькую звездочку, а вскоре и вовсе исчезает.


БЦВМ

До разрешения снижаться к поверхности остается чуть менее часа, в течение которого астронавты должны полностью подготовить электронное оснащение LM к непрерывной, длящейся – 1 час 10 минут фазе спуска к лунной поверхности. И главное действующее звено этой подготовки – БЦВМ (бортовая цифровая вычислительная машина, или бортовая ЭВМ первого поколения).

БЦВМ – мозг LM, без нее успешная посадка на Луну невозможна, попытку отправить астронавтов (космонавтов) на Луну без применения БЦВМ следовало бы (в 1969) именовать не миссией или экспедицией, а попыткой попадания одним космонавтом (Н-1) или двумя астронавтами (Apollo) в Луну.

БЦВМ решала задачу многоуровневого управления "избыточными" (дублированными, работающими автономно и параллельно) системами LM, совместно с аналоговым контрольным моделированием систем задач процесса прилунения на ЭВМ ЦУП.

Такой принцип поддержки оперативного управления экипажа называется интегральным. В истории техники он был разработан и впервые применен именно в программе "Apollo" для обеспечения пилотируемого прилунения. Это позволило создателям программы осуществить не только прилунение, но и спасти впоследствии экипаж "Apollo- 13", попавший в критическую ситуацию в космосе.

Так как программа "Apollo" является самой сложной из всех пилотируемых программ летательных аппаратов и в 1969-72 годах, и сегодня, только глубокая интеграция человека и техники обеспечивала ей такую гибкость и надежность комплекса управления, которая не может быть обеспечена другими средствами при существующем уровне развития техники.

Интегральный принцип представлял собой совместную работу ведущих специалистов всех востребованных программой отраслей науки и техники США, обеспечивающую ЦУП и экипаж КК достоверным своевременным прогнозированием ситуации. С первой секунды самой миссии была предусмотрена максимальная помощь со стороны наземных служб во всех непредвиденных обстоятельствах. Работу диспетчеров миссии, находящихся в Хьюстоне, обеспечивали группы специализированной поддержки в самом ЦУП и сотни людей на различных предприятиях подрядчиков, разбросанных по всей стране, по организованной между ними голосовой (телефонной и радио) связи и специальным линиям оперативного обмена информацией

Первое бортовое электронно-вычислительное устройство, впервые примененное в программе "Apollo" и на КК "Apollo", было не просто изделием, опережающим все аналогичные практические экспериментальные образцы в мире – на 7-10 лет, это был уже не "мешок релюшек" с забортной "шевелюрой" из десятков датчиков и антенн. Это был первый полностью автономный вычислительный комплекс, "третий астронавт", снимающий с пилотов LM непосильную для человека физическую и психологическую нагрузку контроля и "счета" мгновенно изменяющейся ситуации полета.

Достаточно сказать, что только по количеству команд (операций) в секунду, это устройство превосходило все предыдущие средства управления КК на два порядка.

Но, тем не менее, БЦВМ "Apollo" требовала большого внимания и напряжения и от пилотов КК, и от операторов ЦУП. В "идеально" протекающем полете астронавты контролируют показания приборов для обнаружения ошибок, которые требуют немедленного вмешательства, в то время как наземные операторы ответственны за обнаружение постепенно нарастающих неисправностей бортовых устройств. Такого рода неисправности могут быть обнаружены только наземной службой, которая контролирует и сравнивает длиннопериодические тенденции изменения параметров по показаниям бортовых систем наземного слежения.




Астронавты, управляя полетом LM к Луне, выполняют отработанную на тренажере определенную последовательность процедур и команд, большинство из которых контролирует и осуществляется БЦВМ. Специальным набором на клавиатуре определенных команд они активизируют или подтверждают автоматическую активацию программ БЦВМ и визуально контролируют прохождение команд на ее цифровом дисплее.

БЦВМ в основном определяет (и считывает) время включения динамических сложно-обратимых процессов (ориентация, вектор и уровень тяги ЖРД, аварийное прекращение посадки) или необратимых (расход топлива). Почему она и занимает центральное место, под приборной панелью, между иллюминаторов, на одной линии со "штурвалами" LM – контроллерами положений и "ручками" управления – левого и правого пилотов. Общее управление LM размещено на панелях, занимающих всю межоконную и подоконную часть фасадной стенки модуля, над люком выхода (на поверхность Луны) и по половине – левой и правой стенок.

И если размещенные на панелях управления в общей сложности ~ 400 тумблеров, кнопок и переключателей "беспокоятся" в процессе посадки не более чем по несколько пар раз ("вкл- выкл"), то для выполнения всех процедур по управлению БЦВМ, за весь цикл прилунения от астронавтов требуется -10 000 нажатий клавиш клавиатуры.


Орбита – 2 (58 мин. 58 сек.)

Итак, время миссии – 100:39:50.

В течение 58 минут 58 секунд на орбите астронавты должны:

– синхронно с CSM выставить инер- циальную платформу LM (Р51,52) – Р – программа, 51,52 – номера программ на БЦВМ LM);

– проверить функционирование программ радиолокатора: дальности (Р20,25) и встречи с CSM (P33-39);

– поддерживать постоянную голосовую связь с диспетчерами ЦУП, контролирующих сверку динамики полета LM и работу его систем с наземными расчетами ЭВМ.

Большая ЭВМ ЦУП-а в Хьюстоне синтезировала данные, передаваемые на Землю бортовым радиоэлектронным оборудованием LM с данными средств наземного слежения в единую оперативную программу "Вектора состояния " LM ("Вс").

"Вс", как математический алгоритм (прообраз сегодняшних "виртуальных" программ) контроля нахождения, ориентации и функциональности спускающегося к Луне посадочного аппарата в текущую и последующие секунды посадки, неплохо показал себя на тренировках в тренажере. Но имел одно существенное ограничение – большинство его "элементов", особенно на начальной стадии прилунения, принимались Землей с борта LM по голосовой радиосвязи.

Установки программы Р30, предшествующей запуску двигателя, вводятся в БЦВМ модуля наземным комплексом, за ней вводятся установки программы работы тормозной двигательной установки Р40. Астронавты докладывают, что параметры программы и углы ориентации LM зафиксированы на индикаторах БЦВМ. ЦУП по голосовой связи с астронавтами сверяет их с данными "Вектора состояния". Перед включением двигателя, один астронавт должен в маленьком верхнем иллюминаторе точно определить вычисленную ЦУП-ом звезду.

101:38:48. Двигательная установка посадочной ступени LM включается на торможение и работает 15 сек. – 10% и 13,7 сек. – 40% полной тяги. В результате чего посадочный аппарат переводится с круговой орбиты на эллиптическую (селеноцентрическую) – начинает спускаться к Луне по траектории эллипса с высоты 111 км до высоты 15 км. И приблизительно через час, уже в этой точке, должен или обогнуть Луну, как кометы огибают небесное тело, или снова включить ЖРД на торможение, чтобы продолжить снижение.

"Орел" вступает на первую (из пяти) "ступенек", ведущих к Луне.

( Продолжение следует )


Андрей ФИРСОВ









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх