АВИАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ


Михаил НИКОЛЬСКИЙ


"Зеленая корова" - НН-3 - основной спасательный вертолет вьетнамской войны

* Продолжение. Начало в "АиК" №1JV9


Вьетнам: не только "ганшипы"

На долю "ганшипов" пришлась львиная доля боевых вылетов авиации специального назначения, им же досталась и почти вся слава. Почти, но не вся. Программа пКомбат Тэлон" была не менее экзотичной, нежели, скажем, "Пэйв Спектр". Боевая работа самолетов "Комбат Тэлон" во Вьетнаме до сих пор покрыта завесой секретности, поскольку была непосредственно связана с действиями армейских подразделений сил специальных операций.

Работы по самолету, предназначенному для проникновения в глубокий тыл противника на малых высотах с целью высадки и эвакуации диверсионно-разведывательных групп начались в 1964 г. Программа создания такой машины несколько раз меняла названия: "Син Слайс", "Хэви Чэйн", "Комбат Тэлон". В рамках программы были переоборудованы два военно-транспортных самолета С-130. На них установили РЛС, обеспечивающие полет в режиме огибания земной поверхности, и аппаратуру РЭБ. В августе 1966 г. самолеты получили наименование "Риверт Янг" и еще раз были модернизированы: на них установили новый автопилот с улучшенными характеристиками по каналу тангажа, инфракрасную систему обзора передней полусферы и систему дозаправки в воздухе при полете на малых высотах. В вариант "Риверт Янг" переделали в общей сложности четыре С-130. Самолеты принимали участие в обеспечении действий "зеленых беретов" в Индокитае вплоть до 1972 г.

Поступление на вооружение специализированных вариантов С-130 сдерживалось резко возросшими (в связи с вьетнамской войной) потребностями транспортной авиации. Фирма Локхид смогла выделить 17 "Геркулесов" спецназу только после развертывания полномасштабного серийного производства С-130. Эти машины прошли модернизацию по программе "Риверт Клэмп", в ВВС они получили обозначение С-1301 "Скайхок", позже замененное на МС-130 "Комбат Тэлон". На них устанавливались инерциальная навигационная система, РЛС следования рельефу местности APQ-144, аппаратура предупреждения об электромагнитном облучении, но "изюминкой" этих самолетов стала система "Фултон", предназначенная для подхвата с земной поверхности людей и грузов без посадки самолета. Перед принятием на борт человека или груза с самолета сбрасывается контейнер со спасательным снаряжением, в которое входят привязная система, нейлоновый трос длиной 150 м и наполняемый гелием из специального баллона небольшой аэростат. В носу фюзеляжа С-130 смонтированы раздвижные "усы"-штанги. В крейсерском полете штанги заваливаются вдоль бортов фюзеляжа, перед подхватом нагрузки штанги разводятся в стороны. Трос из контейнера крепится к полезной нагрузке, после чего аэростат наполняется гелием, в результате трос-поднимается шаром и занимает вертикальное положение. Самолет на скорости 240-270 км/ ч заходит на подхват ниже высоты шара так, чтобы трос оказался в створе "усов". Штанги "усов" автоматически складываются, зажимая трос. Нижняя часть троса под действием скоростного напора отклоняется к задней части фюзеляжа, где ее захватывают специальным устройством члены экипажа самолета и на лебедке втягивают груз или человека через открытую заднюю рампу в грузовой отсек.

Впервые подобная система беспосадочного приема груза с земли была продемонстрирована в августе 1958 г.; тогда в экспериментах принимал участие переоборудованный бомбардировщик В-17. Несколько позже подобные опыты провели с привлечением самолета Грум-ман S2F1 "Сентинел". Эксперименты с "Геркулесом" начались в 1965 г. на авиабазе Поуп. Первый МС-130 передали 314-му транспортному авиакрылу в том же году, а в конце 1965 г. четыре С-130, оборудованных системой "Фултон", перебросили во Вьетнам, на авиабазу Ня Транг. Самолеты обеспечивали действия "зеленых беретов", а их экипажи были приписаны к командованию сил специального назначения ВВС.

МС-130 выполняли полеты на сброс и прием людей и грузов в Лаосе, Камбодже, Северном и Южном Вьетнаме. И на сегодняшний день мало известно об участии этих машин в боевых действиях. Обычно самолеты летали по одиночке, ночью и на предельно малых высотах. Полеты в глубь территории ДРВ были отнюдь не редкостью. Известно, что самолеты даже совершали посадки на подготовленные для них в глубоком тылу коммунистов импровизированные ВПП. Вместе с "Геркулесами" такие же задания выполняли несколько модернизированных подобным же образом С-123, получивших название "Дак Хок". Чаще всего МС-130 и С-123 летали с приграничных авиабаз Кхе Сан, Накхон и Фаном.

Поскольку самолеты были транспортными, всегда возникал соблазн использовать их по прямому назначению: для рутинных перевозок грузов. К примеру, в 1965 г. экипажи МС-130 и модернизированных С-123 перебросили по воздуху 25 000 человек и 5400 т груза, это были не "специальные" перевозки, для которых они предназначались. Подобное применение самолетов, предназначенных для ведения "нетипичной" войны, вызвало серьезную критику. Транспортники спецназа находились в двойном подчинении: организационно они входили в состав военно-транспортной авиации, а летать должны были по заданиям сил специальных операций. Выход был один - избежать двойного подчинения. В октябре 1970 г. на базе 15-й эскадрильи (в марте 1968 г. ей были переданы МС-130 из 314-го авиакрыла и все С-123) была сформирована 90-я эскадрилья специального назначения в составе 15-го авиакрыла специального назначения. Количество "рутинных" полетов в результате этого оргмероприятия резко уменьшилось. Самолеты 90 -й эскадрильи действовали в небе Индокитая до 31 марта 1972 г., после чего были выведены в США. Во время боевых действий было потеряно четыре МС-130. О боевой работе экипажей МС-130 свидетельствуют награды: только за 90 дней боевых действий два человека получили по "Серебряной" звезде, 40 - кресты "За летные заслуги", 121 - медали ВВС и восемь - "Бронзовые звезды".


На фото и схеме - МС-130 "Комбат Тэлон" и споспоб "подхвата" человека или груза с помощью аэростата на тросе


Самой известной операцией, в которой принимали участие самолеты "Комбат Тэлон", был драматический рейд в Сон Тэй (37 км от Ханоя), состоявшийся в ноябре 1970 г. Целью спецназовцев, которых доставили МС-130, было освобождение пленных американских летчиков. Операция "Падающий дождь" с треском провалилась. По-видимому, именно поэтому она и стала известна. Северовьетнамская разведка заранее узнала об операции, в результате высадившиеся зеленые береты встретили в лагере военнопленных пустые лачуги и ни единого человека. Обеспечивали действия "зеленых беретов" два МС-130 и шесть вертолетов НН-53 и Н-3. Пролетев 540 км в воздушном пространстве Таиланда, Лаоса и ДРВ, вертолеты должны были высадить 59 десантников, а затем эвакуировать их и освобожденных летчиков (по сведениям разведки, в лагере содержалось 70-90 пленных) . "Геркулесы" использовались в качестве лидировщиков вертолетов и самолетов управления. Спланирована и проведена операция была на высоком уровне, ее подготовка заняла 4,5 месяца. Перед посадкой в Сон Тэе у одного из вертолетов возникла неисправность в трансмиссии и его после посадки пришлось уничтожить. Однако это не повлияло бы на проведение операции, поскольку посадочных мест в вертолетах было "с запасом". Трагикомической была потеря связи командующего операцией генерала Лероя Мэйнора, находившегося на базе в Дананге со своим отрядом. Связь поддерживали три самолета-ретранслятора ЕС-121, летавших над Тонкинским заливом. Увы, об операции ничего не знали в штабе ВМС, и одновременно с проведением рейда "Падающий дождь" моряки проводили свою операцию по тотальному глушению всех радиопереговоров в Тонкинском заливе. По этой причине экипажи ЕС-121 и МС-130 не могли услышать друг друга. С технической стороны глушение радиосвязи было единственной накладкой в ходе этого рейда, потеря вертолета из-за технической неисправности не исключалась на этапе планирования.

Удивительным образом в этой операции совместились абсолютный успех и полный провал. Техника сработала на отлично, расчет времени был выполнен безукоризненно, однако рейд достиг целей прямо противоположных поставленным из-за провала разведки и контрразведки США. Первая не сумела "держать руку" на пульсе событий и вовремя вскрыть эвакуацию пленных, вторая допустила утечку информации о планировавшейся операции. Северовьетнамская пропаганда оповестила на весь мир о неудаче "зеленых беретов", настроение пленных пилотов резко упало. Сами же американцы долго и упорно анализировали фиаско, выводы делали самые разные: от полной ненужности спецподразделений, неспособных выполнять поставленные задачи, до высочайшей оценки их деятельности. В последнем случае все шишки доставались "конторам", подобным ЦРУ. Как бы то ни было, рейд сыграл печальную роль в поствьетнамской судьбе авиации специального назначения. Потребовались еще более трагические события в Иране, чтобы отношение к спецвойскам, включая авиацию, в США изменилось.

Неизвестными героями Вьетнама часто называют экипажи еще одной разновидности С-130 - самолетов НС-130 "Комбат Шэдоу". Главной задачей этих машин была дозаправка в воздухе поисково-спасательных вертолетов ВВС. Вывозили сбитых над территорией ДРВ американских асов чаще всего ночью, зачастую из глубокого тыла - районов Ханоя и Хайфона. Полеты туда были сопряжены с огромным риском - не меньшим, чем полеты на обеспечение действий "зеленых беретов" или на перехват грузовиков, двигавшихся по тропе Хо Ши Мина. НС-130 летали на минимально допустимых высотах, а экипажи по возможности избегали пользо ваться РЛС и радиосвязью, чтобы не демаскировать себя. Вся надежда была на высочайшее мастерство пилотов и их опыт.


Заправка вертолета "Чинук" сил специального назначения от НС-130Р


Вертолетные танкеры во Вьетнаме были сведены в четыре эскадрильи и входили в состав авиации специального назначения. Использовались два варианта самолетов "Комбат Шэдоу" -HC-130N и НС-130Р, разработанные на базе поисково-спасательных самолетов ВВС НС-130Н. Внешне НС-130Р отличался от HC-130N наличием коромысла системы "Фултон". Работы по программе "Комбат Шэдоу" начались в 1963 г., первый С-130 переоборудовали в 1964 г.; на нем смонтировали аппаратуру дозаправки топливом в полете, усовершенствованное навигационное и радиосвязное оборудование и системы РЭБ и предупреждения об электромагнитном облучении. В вариант HC-130N модернизировали четыре машины, еще пятнадцать таких самолетов были специально построены фирмой Локхид так же, как и двадцать НС-130Р. Два НС-130Р были уничтожены на вьетнамских авиабазах в результате диверсий.

В составе авиации специального назначения во время войны в Индокитае применялись также и другие типы самолетов. Для противопартизанских действий использовались штурмовики А-1, А-37, Т-28, в качестве авианаводчиков ударных самолетов и корректировщиков артогня применялись 0-1 и 0-2; так называемую психологическую войну (пропаганда и агитация с воздуха) вели экипажи С-47, 0-2 и U-6. Особое место в действиях сил специального назначения ВВС занимает операция "Рэнч Хэнд" - распыление дефолиантов над джунглями. Эту весьма спорную с точки зрения морали и экологии "сельскохозяйственную работу" выполняли экипажи тридцати С-123. Самолеты спецавиации выполняли полеты по заданиям ЦРУ США.

Эскалация военных действий во Вьетнаме и расширение операций специальных самолетов привели к преобразованию в 1968 г. Центра специальных операций ВВС в Силы специального назначения ВВС США. В Индокитае силы спецавиации входили в состав 14-го (авиабаза Ня Транг) и 56-го (авиабаза Накхон Фаном) авиакрыльев специального назначения. Масштабное участие США в "грязной" войне пошло на убыль в начале 70-х годов. В январе 1973 г. было подписано соглашение о прекращении огня между США и ДРВ, в августе - между США и Камбоджей. После войны у сил специальных операций настали трудные времена: армейские генералы всегда предвзято относились к "ковбоям" и не преминули воспользоваться рядом неудач "зеленых беретов" (в том числе и итогами операции "Падающий дождь"), чтобы резко сократить численность сил специальных операций. Спецвойска сокращались. В духе этих веяний в июне 1974 г. Силы специального назначения ВВС преобразовали в 834-е смешанное авиакрыло, переименованное в июле 1975 г. в 1-е авиакрыло специального назначения. Вплоть до 1979 г. 1-е крыло было единственным подразделением спецназа в ВВС. На вооружении крыла находились самолеты АС-1 ЗОН "Спектр", МС-130 "Комбат Тэлон", вертолеты СН-3 "Джолли Грин" и UH-1N "Хью". Две эскадрильи МС-130 после вывода войск из Вьетнама передали в резерв ВВС.

Сокращение авиации сил специальных операций привело к тому, что промышленность стала с крайней неохотой заниматься разработкой новых вариантов летательных аппаратов для спецназа. На фоне многомиллионных контрактов на производство "нормальных" истребителей или бомбардировщиков "мараться" десятком конверсии не стоило, тем более, что и Пентагон не настаивал на поставках новой техники в ставшие немногочисленными подразделения специального назначения.


Последний аккорд вьетнамской войны

Точка в американской войне в Индокитае была поставлена в мае 1975 г., когда разнородные силы ВВС, флота, сил специальных операций приняли участие в нашумевшем тогда инциденте с торговым судном США "Маягуэй". В ночь на 12 мая камбоджийские патрульные катера захватили американское торговое судно. Красные кхмеры утверждали, что "Маягуэй" находилось в территориальных водах Камбоджи и занималось ведением электронной разведки; американцы, как водится, все начисто отрицали. Госсекретарю США Генри Киссинджеру о захвате судна доложили в 6 утра 12 мая. Всю первую половину дня шли интенсивные обсуждения ситуации, причем с самого начала ставка была сделана на силовое решение проблемы. В это же время патрульные самолеты ВМС вели интенсивные поиски "Маягуэй"; после полудня один из "Орионов" засек судно на якорной стоянке рядом с побережьем острова Пуло Уай. 13 мая началось формирование спецотряда для освобождения команды судна из плена. Спецотряд должен был доставить к месту высадки восемь вертолетов НН-53 из состава 3-й поисково-спасательной группы и восемь СН-53 из 21-й эскадрильи специального назначения. Место сбора отряда - авиабаза Утапао. При перелете на авиабазу в горной местности разбился один СН-53.

Вечером того же дня американская авиация начала патрулирование района якорной стоянки. Всю ночь над судном кружили АС-130, отгоняя огнем приближавшиеся к месту стоянки "Маягуэй" камбоджийские плавсредства; один патрульный катер кхмеров удалось потопить. Еще один катер потопил утром 14 мая штурмовик А-7. Летчик этого самолета засек небольшое таиландское рыболовное суденышко, направлявшееся от острова к материку; пилот предположил, что на нем находится захваченная в плен команда "Маягуэй". Так оно и оказалось, но в тот момент этого американцы не знали. Тем временем "Корсары", "Фантомы" и АС-130 продолжали кружить над американским "купцом". До полудня еще один А-7 потопил катер кхмеров, а к вечеру отличился экипаж "ганшипа".

Ситуация к вечеру 14 мая стала совершенно запутанной: никто не знал, где находятся люди с "Маягуэй". Ночью разведка смогла установить их предполагаемое место нахождения - северный мыс острова Кох Танг. И сразу же закрутился механизм операции по освобождению пленных. Эсминец "Холт" направился к острову Пуло Уай с задачей отбить судно, а отряду морской пехоты численностью примерно в 600 человек предстояло высадиться с вертолетов и освободить американских моряков.

Высадка на Кох Танг началась на рассвете 15 мая. Восемь вертолетов (пять СН-53 и три НН-53) подошли к берегу двумя волнами. Первый СН-53 приземлился беспрепятственно, но уже спустя несколько минут после посадки его буквально изрешетили пули, выпущенные красными кхмерами. Второй пилот и бортмеханик вертолета погибли. Второй СН-53 высаживал морскую пехоту уже под огнем. Несмотря на повреждения, ему удалось взлететь, но до Утапао экипаж дотянуть не смог: СН-53 совершил вынужденную посадку на материке. Два других вертолета первой волны попали под огонь автоматов и пулеметов еще на подходе к месту высадки десанта. Одному СН-53 из-за повреждений пришлось садиться на режиме авторотации прямо в море. Экипаж и 20 морских пехотинцев сумели достичь берега. Другому СН-53 повезло меньше: объятый пламенем, он рухнул в воду. Часть десантников, находившихся на его борту, много позже удалось выловить из моря американскому эсминцу; тринадцать человек погибло.



МН-53Н


Атака была скоординирована по времени с высадкой эсминцем "Холт" абордажной партии на борт "Маягуэй". Судно оказалось абсолютно безлюдным. Абордажникам ничего не оставалось, как только закрепить буксирные концы с эсминца. Буксировка прошла без проблем.

Спустя всего лишь час после трагической высадки на Кох Танг эсминец "Роберт Л. Вильсон" перехватил тайский сейнер. Команда "Маягуэй" находилась на нем в целости и сохранности. Казалось бы, что операция по спасению граждан и собственности США успешно завершилась, однако на острове Кох Танг бой продолжался до вечера. Ввязаться в сражение всегда проще, чем выйти из боя. 54 морских пехотинца к этому времени вгрызлись в песчаный пляж и отбивали атаки кхмеров. За час американцы потеряли четырнадцать человек убитыми, три вертолета были сбиты, два тяжело повреждены. Операция по спасению пленных плавно перешла в операцию по эвакуации морской пехоты.

Почему-то началась эта операция не с эвакуации, а с усиления обороняющихся. К острову направились три вертолета с подкреплением. Места десантирования вертолеты достигли в 8 ч 30 мин местного времени. Высадить десант им удалось только со второй попытки и в разных местах. Количество морских пехотинцев возросло в результате этой акции до 109 человек, но они оказались разделенными на три изолированные друг от друга группы. Через полтора часа НН-53 попытался высадить еще одну группу десанта. Удача улыбнулась экипажу "Зеленого гиганта" только с четвертого раза, после того как вызванный АС-130 сделал несколько кругов в районе посадки, поливая кхмеров огнем из 20- и 40-мм пушек. При взлете в вертолет попала мина, выпущенная из миномета, но экипаж смог привести поврежденную машину на базу в Ута-пао. Американцы надеялись оттеснить кхмеров от зоны взлета и посадки вертолетов, обеспечив таким образом беспрепятственную эвакуацию, кроме того, морпехам хотелось напоследок как следует проучить коммунистов. Все понимали: бой на Кох Танг - последний в долгой вьетнамской войне.

В распоряжении американского командования осталось всего пять больших транспортных вертолетов - два СН-53 и три НН-53. Эти машины и должны были доставить на остров силы, которые, по мнению отцов-командиров, должны были решить исход боя. Вертолеты опять летели двумя волнами - в первой группе два СН-53 и НН-53, во второй - два НН-53. Один СН-53 и НН-53 успешно высадили 47 человек и забрали раненых. Второму СН-53 пробили топливные баки и командир экипажа принял решение возвращаться в Ута-пао, не высадив десант. Два НН-53 успешно произвели высадку десанта. На Кох Танге теперь находилось 222 морских пехотинца.

Собственно эвакуация началась только в 14 ч 30 мин, когда дозаправившийся в Утапао НН-53 вылетел к острову с задачей забрать окруженную группу солдат. Вертолет прикрывал почетный эскорт из А-7, F-4 и О-10. Перед посадкой НН-53 авиация основательно проштурмовала позиции камбоджийцев, тем не менее при посадке НН-53 получил порцию пуль, напрочь испортивших один из двигателей. Летчики умудрились взлететь на одном движке с битком набитым людьми грузовым отсеком (в нем поместилось 54 морских пехотинца) . Вертолет смог дотянуть до авианосца "Корал Си".

Всем участникам операции было ясно: ночь янки на острове не продержатся. А исправных вертолетов между тем уже осталось три. Эвакуация началась со сброса военно-транспортным "Геркулесом" тяжелой бомбы. В результате взрыва образовалось пустынное пространство размером с футбольное поле. Много кхмеров было убито, однако моральный эффект оказался значительней. Как только рассеялся дым от взорвавшейся бомбы, вертолеты пошли на посадку. Их экипажи отметили резкое уменьшение зенитного огня. За один раз эвакуировать всех американцев с острова не удалось. Еще один рейд к острову три вертолета совершили уже в сумерках. Символично, что в последнем боевом вылете вьетнамской войны принимал участие вертолет сил специальных операций, а последние выстрелы совершил АС-130. "Ганшип" прикрывал посадку морской пехоты в вертолеты.

Инцидент с "Маягуэй" так же, как и "Падающий дождь", подвигнул генералов к довольно спорным выводам о малой значимости сил специальных операций. Еще бы, команду судна удалось освободить без единого выстрела, в то время как хваленые вертолеты спецназа выходили из строя один за другим, а морская пехота вела никому не нужный бой. Совершенно не учитывался тот факт, что вертолеты действовали днем, хотя "нормальные" специальные операции желательно проводить под покровом тьмы. Опять же, отвратительно сработала агентурная разведка: на острове никаких американцев и в помине не было. Случайно летчик "Корсара" заметил странный сейнер, иначе события могли бы разворачиваться совсем по другому сценарию. В то же время, удалось в кратчайшие сроки добиться согласованных и эффективных действий ВВС, ВМС и сил специальных операций. "Маягуэй" - лебединая песня американского спецназа эпохи войны в Индокитае. Опыт этого спецназа оказался востребованным в США только в восьмидесятые годы.

(Продолжение следует)










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх