Загрузка...



АНТ-20 ("Максим Горький"), АНТ-20бис (ПС-124)


Агитационный, пассажирский многоместный самолет, серийный В 30-ые - 40-ые годы самый крупный сухопутный самолет

Проектирование самого крупного из летавших сухопутных самолетов 30-х -40-х годов, получившего по КБ обозначение АНТ-20, стало логическим развитием работ по дальнейшему наращиванию массо-габаритных параметров тяжелых и сверхтяжелых самолетов, при сохранении в основном выбранной компоновочной и конструктивной исходных схем, принятых для АНТ-4 и развитых в АНТ-6 и АНТ-16.


АНТ-20 "Максим Горький"


АНТ-20бис(ПС-124)



Первоначально под шифром АНТ-20 в 1931 г. КБ проектировало четырехмоторный пассажирский самолет, являвшийся дальнейшим развитием АНТ-16 в сторону увеличения размеров и масс. Силовая установка из шести двигателей М-34 переводилась на четыре ре-дукторных М-35 большей мощности. Был подготовлен и представлен заказчику эскизный проект, однако, осенью 1932 г. работы были приостановлены и КБ получило срочное задание, которое полностью изменило судьбу исходного проекта.

В группе писателей и журналистов, возглавляемой М.Кольцовым, родилась идея отметить сорокалетие литературной деятельности М.Горького постройкой самолета-гиганта невиданных ранее размеров. Был создан Всесоюзный комитет по строительству самолета, по всей стране начался сбор денег на постройку, давший около 6 млн.рублей.

После того, как Технический совет, созданный для разработки технических условий к новой машине, поручил ее проектирование и строительство КБ, работы по пассажирской машине АНТ-20 были закрыты, а принятый шифр по КБ перешел к новому самолету, получившему также именное обозначение -"Максим Горький" ГМГ").

Работы по проектированию отдельных агрегатов и систем иМГм А.Н.Туполев внутри КБ возложил на В.М.Пет-лякова, А.А.Архангельского, Б.М.Кон-дорского, В.Н.Беляева, Н.С.Некрасова, Е.И.Погосского, А.А.Енгибаряна. Ведущим инженером по иМГ" был назначен Б.А.Саукке. В январе 1933 г. были утверждены ТТТ, в апреле рассмотрен эскизный проект самолета. В проекте предусматривалась возможность использования самолета в качестве агитационного, пассажирского, транспортного, бомбовоза,он мог служить передвижным штабом для высших военных и политических структур власти.

Как отмечалось выше, новый самолет проектировался на основе проекта АНТ-16 (ТБ-4), но в отличие от него должен был нести на 1500 кг большую полезную нагрузку и эксплуатироваться с относительно небольших аэродромов, длина разбега его при взлете должна была составлять всего 300-400 м (вместо 800 м у ТБ-4). В связи с этим было спроектировано новое крыло, имевшее увеличенные площадь и удлинение, чем крыло ТБ-4. В силовой установке использовались восемь модернизированных двигателей М-34ФРН общей мощностью 7200 л.с. (шесть двигателей устанавливались в носке крыла, два в тандемной установке над фюзеляжем). Особое внимание при создании АНТ-20 было обращено на проектирование различных в систем самолета и оборудования. На АНТ-20 впервые для тяжелого самолета системе управления была применена жесткая трубчатая проводка, переставной стабилизатор с электродистанционной системой управления, электросервопривода в системе управления и в силовой установке. Пилотажно-навигационное оборудование самолета обеспечивало его эксплуатацию днем и ночью, в том числе ночные посадки на неподготовленной местности, впервые в отечественной практике в состав ПНО был включен автопилот. Централизованная электрическая станция самолета вырабатывала постоянный и переменный ток (впервые на отечественном самолете была применена система трехфазного переменного тока напряжением 127 в и частотой 50 гц., питавшая целевое оборудование агитсамолета (кино и радиоустановка, типография, прожектора и т.д.).

Самолет 14МГ" был построен в июле 1934. 17 июня 1934 г. М.М.Громов впервые поднял машину в воздух. Летчик отметил простоту и легкость управления громадным самолетом. Второй полет состоялся через два дня. 44МГ", эскортируемый двумя истребителями И-4, пролетел над Красной площадью,

приветствуя вернувшихся из ледового плена челюскинцев. М.М.Громов и Н.С.Журов на этом самолете в том же 1934 г.установили два мировых рекорда, подняв груз массой 10000 кг и 15000 кг на высоту 5000 м.В августе АНТ-20 44 М Г" передается в агитэскадрилью им. М.Горького, став ее флагманом, сменив АНТ-14. До мая следующего года самолет успешно эксплуатировался по своему основному назначению агитса-молета. 18 мая 1935 г. 44 М Г" гибнет в катастроцЪе: истребитель И-5 (летчик-испытатель Н.П.Благин) .сопровождавший 44МГ". врезался в крыло самолета.

В мае 1935 г. СНК СССР постановил: взамен погибшего 44МП* построить три самолета такого же типа и размеров - "Владимир Ленин"."Иосиф Ста-лин"."Максим Горький0. Начавшийся сбор средств в короткий срок составил сумму 68113267 рублей и 14242 рубля в иностранной валюте. Это позволило Совнаркому СССР дополнить список еще 13-ю именными машинами такого же класса.В КБ началась срочная работа по выпуску чертежей для серии, которая закладывалась на достраивавшемся в Казани заводе №124.

Серийный самолет по КБ получает обозначение АНТ-20бис. Основные отличия серийных машин коснулись силовой установки и компоновки фюзеляжа. Появление более мощных двигателей модификации М-34ФРНВ позволило отказаться от тандемной установки. Фюзеляж был переоборудован под размещение 64 пассажиров. Ответственность за программу строительства серийных АНТ-20бис была возложена на Б.А.Саукке. Первая серийная машина, получившая обозначение ПС-124 (пассажирский самолет завода №124) была выведена на аэродром весной 1939 г. 15 мая 1939 г. экипаж летчика-испытателя Э.И.Шварца поднял самолет в воздух. Затем ПС-124 перегнали в Москву, где он успешно прошел государственные испытания и был передан Аэрофлоту. Под бортовым номером Л-760 самолет совершал регулярные рейсы на линии Москва-Минеральные воды до декабря 1940 г. Затем, до ноября 1941 г. машина находилась в эскадрилье особого назначения московского аэропорта. С ноября 1941 г.самолет. переоборудованный под двигатели АМ-35 и переданный Узбекскому управлению ГВФ.перевозил грузы и пассажиров по среднеазиатским трассам. 14 декабря 1942 года самолет из-за нарушений экипажем правил летной эксплуатации терпит катастрофу в 90 км. от Ташкента.

Помимо агитационного и пассажирского самолетов в КБ прорабатывался военный вариант самолета. В ноябре 1933 г.между КБ и НИИ ВВС велось обсуждение возможности использования 44МГ"как десантного самолета и бомбардировщика. В результате переговоров было решено проработать вариант самолета с пулеметно-пушечным оборонительным и бомбардировочным вооружением, рассчитанным на применение бомб калибра до 2000 кг. Проект не был реализован.

Заложенная серия АНТ-20бис была остановлена, были также приостановлены работы над военными вариантами АНТ-20. причины свертывания работ были следующие: как пассажирская машина для ГВФ. при существовавших пассажиропотоках в СССР.она была просто не нужна, а в качестве тяжелого бомбардировщика и десантно-транспор-тного самолета для ВДВ. обладая большой грузоподъемностью при относительно малых скоростях и высотах по-лета.она, как и ее прототип АНТ-16 (ТБ-4). становилась, начиная со второй половины 30-х годов, сравнительно легкой добычей для средств ПВО и истребительной фронтовой авиации вероятных противников.

В процессе создания самолетов АНТ-20. АНТ-20бис и их прототипа опытного бомбардировщика ТБ-4 были решены сложнейшие для своего времени проблемы аэродинамики, строительной механики и прочности конструкции таких крупных самолетов, создания современного бортового оборудования и освоения их серийного производства.

Создание самолетов АНТ-16 (ТБ-4) и АНТ-20 ("МГ"). которые по своим геометрическим размерам и полетной массе значительно превосходили отечественные и зарубежные тяжелые самолеты того времени, являлось выдающимся успехом всей советской авиапромышленности и прежде всего коллектива, возглавляемого А.Н.Туполевым.

Основные данные самолетов АНТ-20 (АНТ-20бис):

- длина самолетами 33,0 (34,1)

- размах крыла,м 63,0 (63,0)

- высота самолета,м 11,25 (10,85)

- площадь крыла, м2 486 (486)

- нормальная взлетная масса, кг 42000 (44000)

- максимальная скорость у земли, км/ч 260

- максимальная скорость на высоте 3500 м,км/ч - (275)

- практический потолок,м 7500 (5500)

- максимальная дальность полетаем 1000 (1000)

- количество

пасса ж и ров, чел - 60 (64)

- экипаж,чел 20 (7) (с персоналом)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх