«Игла-1» и «Игла»


Разработка переносного зенитного ракетного комплекса второго поколения «Игла-1» велась в рамках общей программы создания новой системы средств войсковой ПВО. Его появление было напрямую связано с широким применением в конструкции самолетов бронирования и многократного дублирования наиболее важных систем, повышением их живучести.


Переносной зенитный ракетный комплекс «Игла-1»


При этом стремились достичь качественного улучшения параметров по всем направлениям - времени реакции, предварительному нацеливанию стрелков-зенитчиков, автоматизации процесса пуска, повышению дальности стрельбы по целям на встречных курсах, точности наведения и эффективности поражения, предотвращению пусков по своим самолетам и вертолетам. Главным разработчиком нового комплекса вновь выступало КБ машиностроения под руководством С.П. Непобедимого, тепловую ГСН разрабатывало КБ завода «Арсенал» (главный конструктор Ю.В. Моисеев). В первой половине 1980 г. ПЗРК «Игла-1» прошел испытания, а в 1981 г. поступил на вооружение Советской Армии под индексом 9К310 (в странах НАТО он получил обозначение SA16 «Джимлет»), Производство ПЗРК наладил Ковровский завод им.В.А. Дегтярева. Изменения, внесенные в конструкцию, позволили «Игле-1» по боевой эффективности превзойти «Стрелу-2М» в шесть раз. В начале 1991 г. в районе Персидского залива был сбит «Харриер-2» Корпуса морской пехоты США, как предполагалось, ракетой «нового советского ПЗРК SA16».

Опознавание национальной принадлежности целей и блокировку пуска по своим осуществляет наземный радиолокационный запросчик «свой - чужой» 1Л14, встроенный в пусковой механизм. Кроме того, о воздушной обстановке в зоне действия подразделения его командир может быть оповещен заранее. Для этой цели в Центральном КБ аппаратостроения Миноборонпрома под руководством В.Г. Розенталя был создан переносной электронный планшет 1Л15-1, поставленный на производство Ижевским электромеханическим заводом. Планшет принимает телекодовую информацию с пунктов управления и обеспечивает ее автоматическое отображение (нахождение, направление движения и государственная принадлежность в районе 25x25 км) на индикаторе. Планшет дает возможность командиру одновременно отслеживать до четырех целей и определять, какие из них наиболее опасны для охраняемого объекта в настоящий момент.

В состав ПЗРК 9КЗ10 «Игла-1»входят ЗУР 9МЗ13 в ТПК (пусковой трубе) 9П322, наземный источник питания 9Б238, пусковой механизм 9П519-1 с запросчиком 1Л14, электронный планшет 1Л15-1, а также войсковой подвижный контрольный пункт и комплект контрольно-проверочных средств.

Твердотопливный маршевый двигатель ЗУР запускается лучевым воспламенителем лишь после того, как ракета пролетит 5-6 м. Взрыватель боевой части имеет две ступени предохранения. Первая делает невозможным его срабатывание до запуска маршевого двигателя. Вторая снимает блокировку взрывателя на удалении 80-250 м. Боевая часть - осколочно-фугасная. Существенной особенностью в программе полета ЗУР является автоматический «доворот» на конечном участке траектории: ЗУР отклоняется от наиболее разогретых деталей цели и направляется в ее центрцентроплан самолета или центр фюзеляжа вертолета. ГСН прикрыта коническим ИК прозрачным обтекателем. Контактный взрыватель срабатывает с некоторым замедлением после заглубления ракеты в цель. Подрыв внутри цели дает максимально возможное разрушение. Смещение точки попадания в сторону центроплана был связан с опытом локальных конфликтов, когда случалось, что самолеты возвращались на базу после прямого попадания ракеты в сопло двигателя. Кроме того, в боевую часть введен взрывной генератор, инициирующий подрыв несгоревшей части топлива маршевого двигателя одновременно с боевой частью и усиливающий тем самым фугасное действие. При небольшом промахе вихревой (индукционный) датчик обеспечивает срабатывание при прохождении вблизи металлической цели.

Как и большинство современных комплексов, «Игла-1»может использоваться как бортовое вооружение вертолетов. Спаренные или счетверенные турельные установки морских версий ПЗРК (включая «Иглу-1»), позволяющие производить пуск залпом, давно стали стандартным средством ПВО небольших боевых кораблей советской постройки. Аналогичные по своей конструкции турельные установки могут быть использованы и в системе ПВО сухопутных войск.

В 1983 г. был принят на вооружение ПЗРК 9К38 «Игла» («натовское» обозначение SA-18 «Гроуз»), разрабатывавшийся тем же коллективом КБ машиностроения параллельно с «Иглой-1»и максимально с ним унифицированный. ПЗРК имеют общую с ним ракетную часть, пусковой механизм с зап- росчиком, источник питания, учебно-тренировочные средства и подвижный контрольный пункт. В то же время его возможности в борьбе с самолетами значительно превышают аналогичные показатели предшественника. К тому же он рассчитан на борьбу не только с самолетами, но и с вертолетами, крылатыми ракетами, беспилотными аппаратами. Своей высокой боевой эффективностью он в первую очередь обязан применению новой боевой части и модернизированной головке самонаведения, созданной на ЛОМО под руководством О.А. Артамонова. Главной задачей модернизации было придание ЗУР способности бороться с авиацией противника в условиях применения «тепловых ловушек». Двухканальная ГСН с логическим блоком селекции и глубоким охлаждением фотоприемника не только разрешила эту проблему, но и увеличила дальность стрельбы на встречных курсах за счет значительного повышения чувствительности головки. Испытания показали, что «Игла» обеспечивает эффективную борьбу с современными целями при применении ими тепловых помех различных типов с темпом сброса до 0,3 с и суммарной мощностью излучения, превышающей излучение самой цели в 6 раз.

На встречных курсах «Игла» обеспечивает поражение целей со скоростями до 360 м/с, маневрирующих с перегрузкой до 6 g, на догонных - со скоростями до 320 м/с и маневрирующих с перегрузками до 8 g. При этом вероятность поражения самолета типа F-4 «Фантом» на встречном курсе составляет 0,48, а на догонном - 0,33, в случае применения ИК помех снижается только на 30%. По сравнению с комплексом «Стрела-2» вероятность поражения цели возросла более чем в 8 раз (по сравнению с «Игла-1» -в 1,07 раза) и составляет 0,6 без активного противодействия со стороны противника и 0,4 в условиях противодействия. Однако, как и все состоящие ныне на вооружении комплексы с тепловой ГСН, «Игла» не обеспечивает наведения на цели «вблизи Солнца».

Комплекс не имеет ограничений по стрельбе в районе локальных пожаров и при совместной работе со ствольными зенитными системами. Его можно безопасно десантировать на боевых машинах десанта (в специальной укладке), на парашютных платформах, в парашютных мешках.

Стартовая процедура переносного зенитного ракетного комплекса «Игла» начинается в момент визуального обнаружения цели оператором. Через 0,8 с после того, как оператор нажал кнопку «Пуск» и ГСН захватила цель, пусковой сигнал выдается на бортовой узел энергопитания ЗУР - миниатюрный турбогенератор, вращаемый потоком газа от порохового аккумулятора давления плюс стабилизатор-выпрямитель. Еще через 0,6 с бортовое питание выходит на рабочий режим, и электрический сигнал выдается в цепь запуска порохового стартового двигателя, который выбрасывает ЗУР из пусковой трубы.

ЗУР 9М39 комплекса «Игла» выполнена по нормальной аэродинамической схеме, со складными крыльями и оперением и помещена в ТПК (пусковую трубу) 9П39- Маршевый двигатель запускается на удалении 5-6 м, блокировка взрывателя снимается на 80-250 м. Работа оператора «Иглы» была дополнительно облегчена тем, что на начальном участке траектории система наведения ЗУР автоматически направляет ракету в упрежденную точку (разворот производится газодинамическими силами), ликвидируя таким образом необходимость вводить углы возвышения и упреждения, наклоняя пусковую трубу. Ракета безопасна при простреле ее пулями и при падении с высоты до 5 м. Улучшенные алгоритмы обработки данных в бортовой аппаратуре ракеты повысили точность наведения и смещения точки попадания на конечном участке траектории.

Отделение ПЗРК включает трех стрелков-зенитчиков (у каждого - пусковой механизм и две ЗУР), снабжается электронным планшетом, двумя радиостанциями Р-147 и одной Р-123, двумя приемниками Р-147П, средством транспорта. ПЗРК «Игла-1» и «Игла» поставлялись в ряд зарубежных стран.











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх