РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА 1155

В 1972 году ВМФ сформулировал ТТЗ для противолодочного корабля очередного поколения с целью качественного повышения противолодочных возможностей и боевой устойчивости корабля от атак низколетяших противокорабельных ракет, за счёт размещения на нем нового поколения гидроакустического вооружения, вертолетов ПЛО, многоканальных ЗРК малой дальности, новых РЛС, средств боевого управления. Основным назначением корабля предполагалась борьба с подводными лодками, а также противолодочная и противовоздушная оборона соединений боевых кораблей и конвоев. 17 октября 1972 года тактико- техническое задание было утверждено.

Проектирование было поручено коллективу конструкторов Северного ПКБ в Ленинграде под руководством Н.П. Соболева, главным конструктором проекта был назначен Е.И. Третников. В 1975 году был разработан технический проект корабля, а в декабре он был утвержден. В 1976 году была проведена корректировка тех- проекта, в результате которой на корабле стал базироваться второй вертолет, РЛС обнаружения воздушных и надводных целей стала дублированной, были улучшены многие эксплуатационные характеристики. С 1977 года главным конструктором проекта стал В.П. Мишин. Это ПКБ было создано в 1946 году как ЦКБ-53 специально для проектирования эсминцев и сторожевиков. Организатором и первым начальником КБ был Ю.Г. Деревянко, первым главным инженером В.А. Никитин. В 1954 году сюда из Калининграда было переведено для обьединения КБ завода N 820. Кстати будет сказать, что по проектам Северного ПКБ построено около 500 кораблей и судов общим водоизмещением почти 1,2 млн. т.

История повторилась: новый БПК проектировался вначале как сторожевой корабль на замену пр. 1135, только с постоянным базированием вертолета, усиленным противолодочным вооружением, с размещением 30- мм автоматов, с новыми РЛС и ГАС. Стандартное водоизмещение ограничивалось 4200 т для возможности строительства на заводе "Янтарь", на тех же стапельных местах, что и 1135. Проработки показали, что новые системы оружия, новый вертолет Ка-27, а особенно новый гидроакустический комплекс не дают возможности уложиться в заданный лимит водоизмещения. Только один ГАК давал прирост водоизмещения на 25% Но поскольку новый комплекс "Полином" давал реальное повышение противолодочных возможностей корабля, было решено дальнейшее проектирование вести без ограничения водоизмещения.

Разработка проекта 1155, оснащенного новым гидроакустическим комплексом дальнего действия, потребовала проведения большого количества научно- исследовательских и экспериментальных работ в ЦНИИ Крылова и в самом Северном ПКБ. Это прежде всего работы в области снижения подводной шумности и помех работе ГАК, отработка обводов корпуса для уменьшения сопротивления воды на поисковой, экономической и полной скоростях хода, обеспечения мореходности и управляемости.


Технические характеристики и описание кораблей проекта 1155, приведенные в справочнике «Jane'sfighting ships 1887-88» и для сравнения фактические данные:

Водоизмещение: нормальное- 6945 т, полное- 7570 т, наибольшее- 8400 т Главные размерения: 162,8 х 19 х 7,7 м

Вооружения 2 вертолета (Ка-27ПЛи Ка-27РЦ) в двух ангарах 2x4 ПУракето -торпед комплекса 85-РУ («Метель») 8x8 вертикальных ПУ зенитных ракет «Кинжал» (64 ракеты)

Артиллерия: 2 х 1- 100мм (АК-100), 4x6- 30мм (АК-630М), 2 салютных пушки (21-КМ) 2 х 12- РБ У-6000, 2 x 4- 533 мм ТА (ЧТА-53-1155), 26-30 мин (в зависимости от тина)

4 газовые турбины (2 маршевых по 8000 л.с. и 2 форсажных по 22500 л.с.) общей мощностью 61000 л.с. Скорость 30 узлов. 1700 тонн топлива (в перегруз), дальность плавания при этом 5700 миль (скорость 14 узлов). Автономность 30 суток. Экипаж 220 человек (из них 29 офицеров).

РЛС общего обнаружения «Топаз» (две станции, на первых двух), затем РЛС МР-760 «Фрегат-МА, РЛС МР-350 «Подкат», навигационная РЛС «Волга» (затем «Вайгач»). Системы управления артиллерией «Лев» (100-мм) и «Вымпел» (30-мм). Система управления ракето-торпед «Муссон», РЛС управления зенитными ракетами MP-212.

Гидроакустический комплекс «Полином» с антенной в носовом бульбе и с буксируемой антенной переменной глубины.

Па снимке БПК «Удалой»: ещё не установлены коробчатые РЛС МР-212 на рубке и в корме (испытания зенитного комплекса проходили без РЛС), на мачтах антенны «Топаз» (по ним всегда легко отличать первые два корабля), узкая взлетно- посадочная площадка для вертолетов (тоже на первых двух, затем расширена от борта до борта). Бортовой номер относится к 1985 году.


Как видно, различия незначительны: особенно чётко отслежены «Джени» ракетное, электронное и противолодочное вооружение, правда всё это приводится в кличках. До 1994 года иностранные справочники вообще игнорировали наши названия и только в последнее время переходят на «русифицированные» наименования. Любители флота, захватившие времена железной завесы перед собственными военными кораблями тоже, наверное, помнят период мучительного перехода от «Кунды», «Кресты», «Дельты» к нашим номерам проектов.


В 1978 году для проверки эффективности проектируемой противопожарной защиты был изготовлен натурный отсек корабля на полигоне под Ленинградом, где и шла отработка конструктивных решений.

Сложности возникают при решении порой простых проблем. Дело в том, что ГАС в носовом бульбе имеет довольно- таки большие размеры (длина 30 и диаметр 5,1 м!). По результатам гидродинамических испытаний в опытовом бассейне была определена оптимальная форма обтекателя, которая уже в виде капли оказалась совсем больших размеров, кроме того, выдвинутой далеко вперед. "Капля" заставила заострять и выдвигать, делать "красивой" носовую оконечность и форштевень для размещения якорного устройства, чтобы при отдаче якоря не задели бульб. Но несмотря на все усилия, случаи пробивания обтекателя ГАС бывают. И развал борта в носу тоже не от хорошей жизни и не от фантазии конструкторов: тяжелый носовой бульб на ходу при волне как бы зарывает нос, препятствуя всхождению на волну. Без такого развала корабль сильно бы принимал воду на палубу, что снижало бы ход и вызывало лишние напряжения в конструкциях. Но опять же, с таким развалом носовая часть нуждается в дополнительных подкреплениях из-за возможного слемминга.

Рассматривались и дальнейшие варианты усиления ударных функций корабля, но в ограничении дальнейшего роста главных размерений сыграли роль габариты эллинга завода имени Жданова- одного из будущих строителей.

Предназначавшиеся для этого корабля турбины (проектная мощность 72000 л.с.) так и не были освоены промышленностью. В результате была принята ГЭУ менее мощная, которая свела на нет все научные работы по оптимизации обводов корпуса. Нет и худа без добра: энергоустановка в результате получилась еще менее шумной, чем предполагалось, тем более, что комплекс внедренных противошумовых мероприятий оказался эффективным.

Всё вооружение корабля по заданию должно было управляться единой боевой информационно- управляющей системой "Лесоруб", использующей информацию от внешних источников или автономно. В ней была улучшена наглядность и полнота представления информации об обстановке, в 2-3 раза сократилось время реакции.

Большинство размешенного на корабле оружия и вооружения проектировалось комплексно (в виде боевых контуров) для решения боевых задач. Многие образцы вооружения предполагались как многофункциональные, в составе нескольких боевых контуров.

Много забот у проектировщиков вызывала (пожалуй, впервые в таких обьемах) сложность сопряжения всех боевых средств с радиоэлектронными системами вооружения. В обобщённом виде это выглядит так: сложные системы создаются разными министерствами, на различной элементной базе и средствах цифровой вычислительной техники. Поскольку протоколы сопряжения составлялись на этапе первоначального, эскизного проекта, не имели статуса "учтенной технической документации", то к периоду начала испытаний эти документы устаревали, так как в устройства в процессе изготовления вносилась масса изменений, методики практического сопряжения разрабатывал каждый сам. В результате такие методики были несогласованными, а сами устройства- несовместимыми. Попытки проектанта добиться взаимного согласования обычно заканчивались тем, что каждое из ведомств возмущалось: "Почему я должен с ним согласовывать, а не он со мной?" Результатом явилось то, что на головном БПК "Удалой", к примеру, только на зенитном ракетном комплексе перечень недоработок содержал 35 крупных замечаний, которые снижали на 30-40% боевые возможности ЗРК в режиме централизованного целеуказания.

Для облегчения "набирающего вес" корабля было решено надстройки изготовить из алюминиевого сплава, тем более, что на заводах- строителях технология сварки и сборки таких конструкций была освоена: в качестве основного материала применяется сплав АМГ-6 повышенной прочности и коррозионной стойкости, с включением стальных элементов в районах, подвергающихся воздействию пламени ракет.

Системы успокоения качки взяты с прототипа (уменьшение амплитуды бортовой качки более чем в три раза). Артиллерийская установка серийная: хотя по логике технического задания для большого противолодочного корабля борьба с надводными кораблями вроде бы как и не предусматривалась, но в данном случае конструкторы пошли на дальнейшее увеличение калибра, доведя его уже до 100 мм, в результате чего единоборство с кораблями класса эсминец уже становилось возможным, не считая универсальности противолодочного ракетного комплекса.

Базирование двух вертолетов потребовало изменения теоретического чертежа нового корабля: для этого был применен корпус типа "двойной клин" (высокий острый нос- широкая и плоская кормовая часть), конструкция которого была отработана еще на противолодочных крейсерах типа "Москва". Радиоотражающие покрытия и наклоны стенок надстройки для снижения радиолокационной заметности также были апробированы (кстати будет вспомнить характерный проект 61 со сплошными наклонами надстроек и труб). Вспомогательные устройства и системы стандартные, обеспечивают пожарную и взрывобезопасность корабля, а также экологическую чистоту моря.

Правда, можно привести выдержки из газеты "Страж Балтики" (13 декабря 1991 г.), где пожаробезопасность этих кораблей подвергается критике- в статье "Диктатура огня" говорится так: "БПК "Адмирал Харламов" – корабль новый. Но за свою короткую биографию претерпел немало.

11 ноября 1990 года на нем случился пожар, ущерб от которого составил многомиллионную сумму. Не пробыв на Северном флоте и года, он вынужден был вернуться в завод. Однако на Балтике огненный рок не оставляет корабль. Ещё раз БПК горел в заводе, а после выхода из него – в военной гавани Балтийска…

Печально то, что средства пожаротушения отдельными своими системами не вяжутся с гордым понятием НТР. К НТР уже не относится ОХВП-10 (тряхнул – и наполнитель вытек, как вода), ОВПМ-8 (отваливаются соединительные трубки). Современными эффективными огнетушителями оборудованы только боевые посты. Но их вскрытие – это время, а пожар на корабле дело секунд. Класс мотопомп и насосов, увы, совсем не тот. Что остаётся? ГВПП (генератор высокократной пены) и станции ЖС. Однако все они могут "достать" только несколько отсеков из великого множества существующих на БПК "Адмирал Харламов". Используемый фреон- 114 В2 сам воспламеняется при 450-500 градусах, кроме того, ядовит. От него уже отказались во всем цивилизованном мире. Один из главных специалистов эксплуатации и ремонта капитан I ранга В. Пустотный справедливо полагает, что дм я двух третей противопожарных средств, находящихся на вооружении современных кораблей место на свалке или в музее.


БПК «Вице- адмирал Кулаков» на испытаниях. Носовой бульб (обтекатель ГАС) даёт прирост скорости до 5 % но он же как бы «зарывает» нос корабля. Гидродинамический эффект от бульба- в снижении волнового сопротивления, так как создаваемая им система волн может как бы «погасить» волновую систему самого корабля. Эффектных и красивых «усов» у форштевней кораблей этого типа нет, они отодвинуты далеко от носа. Волнообразование, как на снимке, весьма характерно для этих кораблей даже при слабой штормовой погоде.


Командир корабля капитан 2 ранга А. Родионов мыслит по этому вопросу так: "Возгорания и пожары на кораблях нашего проекта не редкость. Корабли горят отнюдь не только по вине личного состава, но и по причине конструктивных недостатков и технологии производства. Что касается средств пожаротушения- "каменный век". Слишком сложная система борьбы за живучесть. Нужна, кроме обшей системы, своя, автономная в каждом отсеке. Моряк не должен бежать и тянуть за собой шланг за "тридевять земель"…

К этому следует добавить и то, что межотсечные выгородки изготовлены также из огнеопасного алюминиевого сплава: на БПК "Адмирал Захаров" переборки в отсеке КМО, вместо того, чтобы отсечь огонь, загорелись сами, а пожар удалось потушить затоплением двух отсеков. О пожаре на БПК "Адмирал Захаров" ещё будет рассказано, но можно сказать одно: любой наш другой корабль скорее всего при таком пожаре непременно бы выгорел полностью и затонул- начало аварии на БПК "Отважный" очень похожее, а последствия несравнимы. Критика критикой, но возможно, что наши конструкторы всё же чему-то. да научились. Остаётся вопрос с алюминием: на последних американских и японских кораблях он уже не применяется…

На кораблях этого проекта, возможно, впервые большое внимание было уделено обеспечению обитаемости для личного состава в различных погодных условиях и климатических зонах. Офицеры располагаются в одно- и двухместных каютах, мичманы в двух- и четырехместных каютах, матросы в 12- 14 местных кубриках. Предусмотрены помещения для отдыха, занятий спортом, бытовые помещения. Имеются системы кондиционирования воздуха, опреснительные установки для пополнения запасов пресной воды. И всё же к компоновке корабля в процессе эксплуатации возникли претензии: так, например, душевые экипажа расположены под боевыми постами и после каждой помывки определенные приборы отсыревают или выходят из строи. Количество вентиляторных отделений на корабле более 90. Можно себе представить, сколько это занимает места, хотя можно было бы разработать систему кондиционирования воздуха на 2-3 отсека…

О проектировании этих и вообще кораблей можно рассказывать много: один за другим у конструкторов возникают варианты, идеи, предложения, которые перекраиваются, заменяются, устройства и комплексы обретают другие характеристики и веса, приходится ставить не то оружие, которое можно было бы, а то, что находится в производстве или вскоре начнет производиться. водоизмещение растёт, корабль становится тяжелее, медленнее на ходу и т.д. Как-то традиционно получалось (почитайте журнал "Судостроение"), что наши надводные корабли чаше всего не получали того оружия, ради которого порой затевалось их строительство, имели какие- то недостатки, резко снижающие их боевую эффективность и превращавшие их при строительстве в корабли "вчерашнего дня". Истоки этого следует искать в системе подхода к проектированию корабля. К примеру, американцы, почувствовав в годы войны, что вооружение иногда нужно быстро заменять в соответствии с изменившимися условиями боя или задачами корабля, проектируют его как своеобразную платформу для оружия. Кроме этого, срок службы корабля они определяют не более 10 лет, так как неизбежно устаревание систем вооружения, установленных на нем. По истечении 10 лет корабль ставится на ремонт, во время которого, как правило, подвергается коренной модернизации под самые новые комплексы вооружения. Ещё через десять лет проводится следующая модернизация. На примере линкоров типа "Айова" видно, что при такой системе боеспособный срок службы боевого корабля резко увеличивается. У нас корабль как правило, строится "набело", со сроком службы в 30-35 лет, с текущими ремонтами. (Коренные модернизации очень редки, можно отметить лишь работы по проекту 57 и пожалеть о неосуществленной модернизации "Николаева" и "Ташкента", по которой надстройки срезались бы по самую палубу, с установкой боевых систем последнего поколения по типу 1155).

Естественно, при гаком подходе вооружение и техника быстро устаревают, а серия кораблей не может долго строиться по причине появления новых видов оружия. Ракеты П-35 сейчас годятся разве что в качестве мишеней: их боевое применение в современных условиях проблематично: время подготовки к старту слишком длительное, загоризонтное ЦУ в условиях электронного противодействия не будет получено, да и такие ракеты сейчас легко сбиваются… "Удалой". к сожалению, строился по такой же системе и сейчас, с появлением новых ракетных и электронных комплексов, новых БИУС, начинает быстро устаревать…

Тем не менее, на момент разработки проекта корабли типа "Удалой" были высокоэффективными и перспективными кораблями: новый мощный ГАК, новые комплексы ПЛУР и особенно ЗУРО, суливший огромные перспективы… 16 июля 1977 года в Калининграде был заложен головной корабль третьего поколения больших противолодочных кораблей. Главным наблюдающим от ВМФ был назначен И.М. Стецюра.


БПК «Маршал Василевский» на параде в 1987 г. Третий корпус проекта 1155: уже расширена посадочная площадка для вертолетов, установлена новейшая РЛС «Фрегат-М», зенитный комплекс ещё не смонтирован. Слева от второй 100-мм башни установлен гранатомет MPГ- 7.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх