• Шаг назад
  • Контратака после шага назад
  • Контратака после уклона
  • Контратака после нырка
  • Смешанные атаки и защиты после них
  • Встречные атаки с развитием
  • Работа вторым номером
  • Ложные действия
  • Работа первым номером
  • Левша
  • Бой на ближней дистанции
  • Общая физическая и специальная подготовка
  • Штанга и тренажеры для ног
  • Верхний плечевой пояс и руки
  • Упражнения для спины и брюшного пресса
  • Работа на снарядах
  • Манеры ведения боя

    Шаг назад

    Это движение является королем среди всех защит, так как в боксе данный элемент защищает от всех видов атак. К тому же, введённый в подставку, он открывает нам огромные возможности. Мы о них уже говорили. За счет одного этого элемента можно выигрывать бои даже на высоком уровне. Главное – вымерить и просчитать длину удара соперника. При правильно выверенном движении противник после промаха будет сам налетать на наши кулаки, вне зависимости от нашего роста.

    И чем агрессивнее он будет, тем легче применять к нему этот элемент. Теперь о составляющих движения. Мало просто оттянуться, нужно на движении назад подготовить свою атаку. В зависимости от скорости противника, оттягиваться можно либо шагом, либо легким прыжком. Оттягиваясь, немного присаживаемся на заднюю ногу, как бы замахиваясь. Задняя рука всегда на одном месте, у подбородка. Положение передней вы может менять. Это зависит от манеры соперника. В большинстве случаев противник в бою всегда делает чего-то больше. Он либо любит идти вперед, либо работает на отходе. Либо размашист, либо узок и зажат и так далее. Поэтому и положение передней руки изменяется.

    При боковых ударах соперника нам в голову передняя рука на движении назад либо подводится близко к голове, либо немного опускается. Это делается с целью устранения помех на пути руки соперника, чтобы сила его инерции заставляла его сильнее заваливаться вперед и вбок. Вот почему он должен сам налетать на наши кулаки. Нам остается, стоя на месте, пробить какое-то количество ударов.

    Контратака после шага назад

    Теперь о самих ударах. При большой осторожности после шага назад наносят одиночные удары передней рукой. Фото 153, 154. Это дает возможность изучить манеру противника, привыкнуть к ней и дать привыкнуть сопернику к ритму, задав определенный темп. Соперник, промахиваясь и получая в ответ, сбивает дыхание и тратит силы. Вариант ответного удара зависит от положения передней руки на оттягивании. Поэтому станьте в пару с партнером и пробуйте на шаге назад, на его ударе тренировать замахи на разные удары своей передней рукой. Пробуйте наносить эти удары, но с обязательным шагом какой-нибудь ногой в удар. Из-за этого наш удар будет более четким и жестким. Привыкнув, пробуйте наносить два удара передней рукой или проводить двойку передней и задней рукой. Можно сочетать разные комбинации: снизу, прямо; прямо, сбоку; голова, корпус и так далее. Акцентируйте второй удар и обязательно делайте в конце защитное движение.

    Фото 153Фото 154

    Теперь можно добавить третий удар. Оттянувшись и стоя на месте, проводим в односторонний шаг тройку, начиная с передней руки. Выделяем третий удар более твердым шагом и накидыванием локтя. Атака не самая сильная, но за счет крепкой боковой стойки хороша в своей защите и может со стороны выглядеть довольно мощно. А если на шаге назад еще вывести вперед заднюю руку, появляется возможность высыпать в голову противника быстрый, ошеломляющий «камнепад» из трех ударов.

    Ответный удар задней рукой имеет свои особенности. Он отличается от предыдущих ударов большей силой, так как у задней руки разгон больше, и есть еще один нюанс: если противник осторожен и не валится вперед, нам после шага назад придется самим с ним сближаться. Ведь надо достать его ударом. Это можно сделать за счет челночного прыжка или за счет перекрестного шага. То есть нужно оттянуться, а затем нанести удар задней рукой на шаг передней ногой. Фото 155, 156. Для того чтобы шаг получился четким, нужно на движении назад слегка подтянуть к себе переднюю ногу. Подчеркиваю: слегка. Не сделав этого, нам на широких ногах, трудно будет двинуться вперед. А так мы как бы замахиваемся передней ногой на шаг вперед.

    Фото 155Фото 156

    С челноком все понятно: прыжком оттянулся назад, с прыжком ударил вперед.

    Лучше эти две манеры соединить: оттягиваться прыжком, а бить вперед перекрестным шагом. Поэтому, попробуем отработать это движение. Отходя назад, подтягиваем переднюю ногу и шагаем с ударом задней руки вперед на переднюю ногу. Получилось? Повторили. Теперь начали отрабатывать два удара – задней и передней рукой. Бьем, двигаясь перекрестным шагом. В этой двойке можно наносить оба удара сильно, а можно выделять второй. Атаку заканчиваем обязательным защитным движением. Продолжаем отрабатывать ответную атаку с задней руки и добавляем третий удар. Прыжок назад, три перекрестных шага вперед (тройка), защита. Здесь также можно выделить все три удара, можно акцентировать последний удар, а можно «ВЫСЫПАТЬ» быструю, ошеломляющую тройку, но ноги в этом случае почти бегут.

    Тройка перекрестным шагом вперед, начиная с передней руки. Шаг назад, три перекрестных шага с задней ноги (тройка), защита.

    Для тренировки полезно, после шага назад набегать тремя шагами вперед, начиная движение с разных ног. Набегать – это в идеале. Начинайте отработку в невысоком темпе.

    Вообще, самая оптимальная тройка – это два прямых передней и один прямой задней рукой. В обычной стойке это левой, левой, правой. Всё в приставной, односторонний шаг. Здесь нужна боковая позиция, что делает нас закрытыми. И развивается довольно мощная атака за счет разгона тела на третий удар двумя первыми ударами. Это уже наработанная нами двойка прямыми ударами, только с еще одним ударом передней рукой перед ней. Попробуем. На шаге назад немного подсели на заднюю ногу. Пошли вперед: левой, левой; правой. Защита. Бьем, двигаясь вперед приставным, односторонним шагом. Эту комбинацию можно проводить разнообразно.

    Все три удара сильно, в одном ритме. Затолкать, сломать психологически, закончить бой досрочно.

    Легко и быстро, чтоб ошеломить.

    И два легких удара, третий – сильно, соединив последние два удара воедино и акцентируя их. Р-а-а-з, раз-два. Смесь первых двух вариантов.

    Итак, тренировка атак после шага назад, партнер наносит одиночные удары:

    1. Двигаясь, защищаемся шагом назад.

    2. Шаг назад, атака передней рукой.

    3. Шаг назад, атака задней рукой.

    4. Шаг назад, два удара.

    5. Шаг назад, три удара.

    6. Любая атака после шага назад.

    Контратака после уклона

    Партнер наносит одиночные, прямые удары нам в голову. Мы используем подставки, уклоны и шаги назад. Выверяем длину, силу удара и оптимальные колебания в уклонах. Под каждого нового противника они будут персональными. Один бьет узко, другой за счет высоких локтей – шире. Длина и сила шага на ударе также индивидуальна. После уклона сразу возвращайте голову на прежнюю высоту. Это нужно для того, чтобы противник бил одинаково в одно и то же место. Привыкли. Начали после уклона наносить одиночные удары. Не отвечайте ударом на каждый удар. Продолжайте прятать их за другие защитные движения и бейте легко, максимально четко, а главное – неожиданно. Это отчасти поможет вам имитировать моменты настоящего боя и избавляться от привязанности к одному ритму. Легче начинать с ударов по корпусу. Уклон, удар, выход. Помните, что кулаки на уклоне опускаются на оптимальную высоту. Контратаки в корпус максимально эффективны в момент распрямления руки противника, на его выдохе. В этот момент зоны под грудными мышцами не защищены. Удар под правую руку в область печени особенно результативен.

    Начинаем уклоняться с замахом на удар в голову и бьем. Следите за тем, чтобы кулаки оставались на нужной высоте, а кулак передней руки при уклоне был немного впереди вашей головы. Учитесь бить коротко и сильно за счет все того же взрыва и высоко вскинутого, акцентированного локтя. Идеальным считается попадание нашего удара в голову, на возвращении руки противника в стойку. В тот момент, когда рука, возвращаясь, сгибается и локоть опускается вниз, нам открывается разрез для удара. Фото 157, 158, 159, 160.

    Фото 157Фото 158Фото 159Фото 160

    Для оттачивания минимальных колебаний на уклоне стойте в стойке на одном месте. Партнер наносит прямые удары вам в голову. Темп средний. Вам при правильно занятой позиции стоя на одном месте после уклона должно быть удобно наносить любой одиночный удар. Если же вам под какой-либо удар нужно подстраиваться, менять положение ног или тела, то ищите новую позицию, из которой вам будет всё равно, какой рукой бить. А количество повторений сделает свое доброе дело. Наработав этот элемент, можно включать его в боевое движение с ногами.


    Со временем вы научитесь чувствовать самые оптимальные позиции при уклоне. Это будет проявляться в ощущении удобства и безопасности. А поменявшись с партнером заданиями, вы сможете почувствовать это на себе. Вот он рядом, а сделать ничего нельзя: ведь, удачно уклонившись, партнер вводит вас в напряжение. Вы чувствуете, что вы у него на прицеле, и это вас делает зажатым. Этот момент можно использовать в бою. Приучить противника к однообразным быстрым контратакам, а потом, удачно уклонившись, сделать небольшую паузу и выбрать новое, неожиданное место для удара.

    Как я уже говорил, при правильном уклоне все равно, от какой руки уклоняться. Но для контратаки положение руки противника имеет большее значение. После уклона удобнее оказаться за спиной соперника. Там нам может помешать только правильность его стойки. Он относительно закрыт, но ударить нас ему сложно. Если же мы уклонимся вовнутрь его стойки под какую-либо руку, мы можем оказаться под ударом другой руки. Та же рука, под которой мы находимся, может помешать поднять локоть для акцентирования или подняться в стойку при развитии атаки. Поэтому надо учиться нарабатывать удары и комбинации, которые в этих случаях будут самыми эффективными. На первый план здесь выходят атаки снизу – по крайней мере, первый удар. И желательно – со средней или ближней дистанции. Оказавшись в не очень удобном положении, мы можем постараться исправить его, расширив зону своей атаки комбинацией из нескольких ударов или одним очень точным.

    Наносить удары с близкого расстояния непросто. Этому надо учиться. Попробую описать эту технику. Не старайтесь с этого расстояния бить далеко. Вы будете толкать, а не бить, и скорость при этом будет маленькой. Бить нужно коротко, мощно. И, ударив, как бы быстро отводить руку от цели. Как будто она ее отпружинивает. Можно в это короткое движение вводить мощь корпуса, но также коротко. Для понимания момента дам легкое упражнение. Находясь к противнику почти вплотную, немного подсев и встав, коротко ударьте его дельтовидной мышцей плеча. Получится короткий, резкий толчок. Мы ударили только силой тела. Ноги резко разогнали спину и плечо. А теперь, продолжая стоять к партнеру вплотную, добавьте сюда короткий удар руки, и у вас получится описанный выше элемент. За счет таких ударов и раздвигают руки крепкой защиты соперника, открывая в ней бреши. Фото 161, 162.

    Фото 161Фото 162

    При легких ударах также нужно бить коротко, четко, но вес тела при этом почти не задействован. Это как игра в ладушки, только кулаками и посильней. Кстати, сжатыми и крепкими кулаками эту работу делать легче.

    Очень важно, работая легко, оставаться собранным. Этому также нужно учиться, ведь природа расслабленности здесь нам будет мешать. Это касается обоих тренирующихся.

    Наносить удары после уклонов легче, когда противник идет на тебя сам. Этот его напор может пугать только начинающего бойца. На самом деле откровенная атака вперед для опытного боксера является подарком. Падай в стороны или вниз и бей. Соперник сам себя приносит под удар. Гораздо сложнее работать в контратаке с осторожным и хитрым бойцом, который не бежит вперед откровенно, а выжидает и взрывается на нашем движении вперед. Здесь нам на помощь придет описанная выше провокация.

    Идем вперед на противника, провоцируя его на удар, и падаем уклоном со своим замахом в сторону. Когда партнер почувствует, что нас достает, ему невольно придется кидать нам в голову свой кулак. Уже в бою это будет точно. Если же в ходе этой работы партнер по непониманию или нежеланию не будет вас бить, идите вперед и на нужной дистанции всё равно уклоняйтесь со смещением, нарабатывая нужный элемент. Вообще, опыт общения с партнерами на тренировках – это так же неоценимый фактор. Люди ведь разные, и одни приходят в секцию научиться искусству боя, а многие другие – научиться причинять боль. Встречаются также и ребята с замедленным мышлением. Поэтому при отработке элементов об этом нужно помнить. Не злитесь в таких случаях, ведь мы уже стали на путь, ведущий нас к высшему хладнокровию. Попросите партнера бить четко по заданию. Если же просьба не будет услышана, начните применять эффект ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО.

    Если партнер вместо ударов в голову бьет в грудь и вам неудобно уклоняться, поднимите его удары сами, ставя ему удобную, более высокую подставку. Так уж устроено: когда рука приятно влипает в цель, это доставляет удовольствие – и вы таким образом заставите его бить выше. О провокации движением вперед я уже говорил. Если партнер задает высокий темп, избегайте его, уходя от ударов, отвечая своими ударами иногда, входя в клинч и сковывая его движения. Если трудно отрабатывать удары в корпус из-за всё той же, неправильной высоты его ударов, ударьте несколько раз в голову сверху, через руки партнера. Он их невольно поднимет, и у вас появится возможность делать свою работу внизу. Все эти моменты можно использовать и в бою. И, пожалуйста, не заражайтесь агрессией и реваншизмом: эмоции лишают нас аналитики, и много энергии тратится впустую.

    Но вернемся к уклонам.

    Тренировка атак после уклона. Партнер наносит одиночные прямые удары в голову.

    1. Двигаясь в стойке, защищаемся шагом назад, подставкой и уклонами, но бить будем только после уклона.

    2. Уклон, одиночный удар, защита.

    3. Уклон, два удара одной или двумя руками, защита.

    4. Уклон, три удара, защита.

    5. Уклон, любая контратака, защита.

    Контратака после нырка

    Нырок, так же, как уклон, является не только защитой, но и замахом на следующий удар. Поэтому, выполняя нырок, готовим позицию для контратаки. Следим за тем, чтобы кулаки при движении тела вниз не опускались и оставались у головы. Поднимаясь из защиты, наносим один или несколько ударов. Фото 163, 164, 165. Очень важно кидать кулаки в цель сразу на подъеме, а не после него. Это знание даст нам возможность бить быстрее. Сел, встал с ударом. Если даже мы хотим пробить контратаку с корпуса на голову, руки всё равно остаются в положении кулаки в области головы, важно не поднимать руки вверх во время разгибания ног. Пробуйте, как и в предыдущих заданиях, работать в движении вперед, на отходах и стоя на месте.

    Фото 163Фото 164Фото 165

    Тренировка атак после нырка. Партнер бьет одиночные боковые удары в голову.

    1. Двигаясь в стойке, защищаемся шагом назад, подставкой и нырком, но бить будем только после нырка.

    2. Нырок, удар, защита.

    3. Нырок, два удара, защита. Бьем одной и двумя руками.

    4. Нырок, три удара, защита.

    5. Нырок, любая атака, защита.

    Смешанные атаки и защиты после них

    После освоения всего спектра защит попробуем защищаться по-разному. Как я уже говорил, в большинстве случаев бойцы в ринге делают всегда чего-то больше. Поэтому, вымерив боевые параметры соперника и привыкнув к ним, мы также будем делать чего-то больше, исходя из манеры, выбранной противником. Но давайте подумаем о противниках, умеющих разнообразить свою работу. Такие соперники и являются самыми сильными. Вот где понадобится высокий уровень боевого мастерства. Под этим определением я подразумеваю совершенное знание всего защитного и ударного потенциала нашего вида спорта. Наработанные элементы должны быть одного уровня умения. И уровень этот должен быть высоким. Полное знание всех аспектов боя сделает нас готовыми к любому испытанию в этой области. Останется только одно, что сможет нам помешать, наше внутреннее «я». На этом уровне не от противника зависит всё то, что случится в бою, а от нас. Выходя в ринг без этого знания, мы подобны щепке, которую поток будет нести по своей воле.

    Вот когда откроется дверь в мир ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО. И состоит он из совершенства. На этом уровне нам должно быть трудно сделать какой-то элемент неправильно. То есть надо будет думать, как его сделать, ведь тело уже делает это, не задумываясь. Но с чего же начать? С понимания.

    Крепкая стойка, из которой удобно наносить большой спектр ударов и делать большое количество защит. При этом к минимуму должны быть сведены колебания корпуса, разброс рук и движение ног. Говоря о движении, я имею в виду расход энергии и лаконичность. Другими словами, нужно стремиться к знанию позиций, в которых удобно делать всё, что хочешь. Еще потребуется большое количество наработанных комбинаций. С них мы и начнем.

    1. Шаг назад, уклон, атака, защита.

    2. Шаг назад, нырок, атака, защита.

    3. Шаг назад, подставка, атака, защита.

    4. Уклон, нырок, атака, защита.

    5. Нырок, подставка, атака, защита.

    6. Подставка, нырок, атака, защита и так далее...

    Для облегчения наработки вспомним боевой челнок.

    Атака, защита, атака, защита, атака, защита. Держим невысокий темп и нарабатываем позиции, в которых мы защищены и из которых нам удобно атаковать. Видите, шаг назад уже для нас помощник. Он помогает нам подготовиться к атаке. В следующем, усложненном варианте челнока его значение еще выше.

    Два удара, две защиты, два удара, две защиты – и так далее. Вот почему комбинации, приведенные выше, начинаются с шага назад. Заставив противника промазать первым ударом, легче просчитать следующий удар. С наращиванием количества ударов появится сложность в выдерживании правильной боковой стойки. И у кого ноги работают правильно, тому легче будет справиться с этой проблемой.

    Три удара, три защиты, три удара, три защиты...

    В этой работе чем быстрее тройка, тем легче защита. Если соперник быстро высыпает на нас свою серию ударов, мы можем защититься от нее одним движением, перекрывшись правильной подставкой или шагом назад. Если же удары летят размеренно и сильно, то каждый из них потребует отдельного внимания. Так что берите и нарабатывайте. Вначале можно выполнять очень медленно сложный боевой челнок. Один удар в две секунды, с замиранием на месте, с целью увидеть и оценить позицию обоих бойцов. Так же медленно, можно работать двойками и тройками.

    Привыкнуть к высокой насыщенности комбинаций вы сможете за счет множественных повторений и постепенного повышения темпа. А когда вас перестанут смущать количество и темп, тогда и будет достигнута конечная цель.

    Встречные атаки с развитием

    Наработанная нами техника уклонов остается в этой манере базовой. Разница лишь в том, что мы на уклоне сразу выбрасываем вперед какую-либо руку. Фото 166. Как было сказано выше, вкладываем свой удар в удар противника. Поэтому для приобретения количественных навыков этой манеры повторим упражнение из предыдущей темы.

    Фото 166

    Партнер наносит одиночные прямые удары в голову. Мы, стоя на месте, делаем уклоны и подставки. Темп средний. Начинаем проводить встречные удары со смещением головы. Бьем в корпус и голову партнера, но продолжая твердо стоять на одном месте. Вам, как и в задании предыдущего материала, должно быть удобно наносить любой встречный удар при любом ударе партнера. После привыкания начинайте подключать работу ног. Встречайте партнера ударами разной силы, продолжайте учиться контролировать и разделять свои возможности. Попросите партнера пойти на вас. Проводите встречные удары на движении от него, набирая очки и не отходя, стоя на месте, останавливая его. Здесь можно вспомнить упражнение, которое мы делали на отработке реакции, встречный удар на любое движение противника. Но здесь нужно добавить четкость и акцент.

    К встречным ударам со смещением головы добавьте удары на подставке. Встречный удар на шаге назад также очень эффективный прием. Теперь пусть партнер не идет вперед, а выжидает. Поддавливая его, начинайте наносить встречные удары посредством описанной выше провокации. Идите вперед и проводите встречный удар на смещении в сторону, когда противник поверит, что вас можно достать, и нанесет свой удар. Тут, несмотря на то что мы идем вперед, мы все равно работаем вторым номером, ожидая его удара нам навстречу. Теперь пусть партнер меняет манеры, продвигаясь вперед, назад, стоя на месте. А мы наносим встречные удары.

    К встречному удару добавим развитие атаки одним, двумя и тремя ударами. Фото 167, 168.

    Фото 167Фото 168

    Лучше всего после встречного удара менять высоту и плоскость следующего удара. Встретили первым ударом в корпус, второй удар подняли в голову. Встретили ударом передней руки в голову и развили атаку ударом задней руки в корпус. При выполнении первого удара готовим позицию руки для второго удара, так же как при уклонах. Мы также на уклоне кидаем вперед встречный удар и ставим другую руку на атаку вторым ударом. Встреча, развитие. Фото 169, 170. Развитие одним, двумя и тремя ударами. Комбинации развития атаки с одной и двух рук остаются те же, что и в работе на уклонах. Раскиданные по этажам и плоскостям удары очень путают соперников.

    Фото 169Фото 170

    Чуть сложнее встречать двойкой или тройкой без первого встречного удара. Разница заключается в том, что в добавление развития после встречного удара есть фаза разделения. Она почти не заметна но все же есть: раз, пауза, раз-два. А во встрече двойкой или тройкой ее нет. Вместе с уклоном вперед сразу летят три или два кулака: раз, два, три. Такую встречу можно проводить на месте, вперед и назад, а также по этажам.

    Тренировка встречных ударов с развитием. Партнер наносит одиночные прямые удары в голову.

    1. Двигаясь в стойке, защищаемся шагом назад, подставкой и уклонами.

    2. Одиночные встречные удары передней рукой одновременно в удар партнера.

    3. Одиночные встречные удары задней рукой.

    4. Любые одиночные встречные удары.

    5. Встречный удар в корпус, развитие одним ударом в голову.

    6. Встречный удар в голову, развитие одним ударом в корпус.

    7. Встреча одним ударом, развитие двумя. Одной и двумя руками.

    8. Встреча одним ударом, развитие тремя.

    9. Встреча двойкой или тройкой с развитием и без него.

    Работа вторым номером

    Название раздела говорит само за себя. Мы как бы отдаем инициативу противнику, пуская его на себя. Почему «как бы»? Да потому, что в идеале нельзя отдавать инициативу. Можно дать сопернику возможность двигаться вперед, но нельзя отдавать ему моменты боя и весь бой в целом. Вообще, есть два направления ведения боя – созидать свою атаку или разрушать чужую. Разберем второе направление.

    Мы уже рассмотрели некоторые моменты разрушения, встречные атаки и атаки после защит. Но этого недостаточно. Для полного выполнения задачи нужно эти манеры связать, еще добавить неожиданные атаки выпадом вперед и ложные атаки в движении. Ложных атак движением мы также касались. Помните, «давание себя»? Мы давали противнику за счет этого промахиваться, тратить силы и готовили свою атаку. Еще ложными атаками можно держать противника в напряжении и за счет этого разрушать его атаки на корню, до начала его движения. Вот для чего нам нужны неожиданные короткие атаки вперед. Именно неожиданные и короткие, ведь мы работаем вторым номером. Задержаться впереди можно только в одном случае – чтобы добить противника после удачной атаки.

    Итак, выпады. Пускаем противника на себя и двигаемся с защитами. Находясь на средней дистанции, наносим встречные удары и удары после защит. Средняя дистанция – самый удачный момент для короткого выпада. Не нанося ударов первыми, мы приучим соперника к нашей работе вторым номером. А выбранная нами средняя дистанция приучит увлеченного атакой противника находиться недалеко от нас. И вдруг – наша атака вперед. Количество ударов не должно быть большим. Лучше сосредоточиться на качестве и силе. Если получится, можно атаку сдвоить, а не получится – возвращаемся к прежнему рисунку боя. То же можно делать и на дальней дистанции, но выпады должны быть дальше, а скорость – выше. При сильных однообразных ударах можно приучить соперника к закрытию руками каких-то мест. Этим также можно воспользоваться и, показав замах в то же место, ударить в другое. Если противник стал осторожным, сосредоточенным и начал агрессивно реагировать на наши выпады, не расстраивайтесь – пользуйтесь этим. Обозначайте начало атаки, а сами не бейте. Он в ответ на наше движение начнет бить мимо, раскачивать стойку, а мы будем его за это наказывать.

    Добившись за счет описанных мер полной растерянности соперника, можно чаще двигаться вперед для закрепления преимущества. Но атаки все равно должны быть не длинными, четкими и законченными. Ведь соперник, любящий идти вперед, владеет для этого соответствующим арсеналом. Поэтому долгое нахождение перед ним опасно и лучше придерживаться выбранной нами манеры до конца. И, конечно, несмотря на манеру, хорошо иметь сильный, нокаутирующий удар. С ним как-то спокойнее. А, теперь яркий пример.

    Давайте, вспомним Майка Тайсона в лучшей его форме. О его работе назад не может быть и речи. Напористость, агрессивность и скорость, которая ему отчасти даже мешала. Уверенный в своей силе, он теснил соперников и бросался на них с ударом почти без подготовки. Насыщенность атак и прекрасная физическая подготовка заставляли его противников сразу чувствовать себя жертвой. Большинство соперников Тайсона выходили в ринг с целью не упасть и продержаться долгое время.

    О выигрыше не было и речи.

    Согласен, подготовка и дух этого боксера были необычайно высоки. И все-таки, что же надо было делать?

    Для начала – вспомнить, что он тоже человек. А дальше идет простая «математика».

    Для того чтобы сильно ударить, нужно подготовиться. Значит, первое, что надо было делать, – не давать ему прицелиться. Движение в крепкой стойке вперед, назад, по сторонам должно путать противника и не давать ему сосредоточиться. Четкие, жесткие, встречные удары с выходом должны сбивать его ритм и заставлять злиться. Это привело бы к более откровенным его действиям. Об усталости Тайсона в то время говорить приходится в последнюю очередь. Но все же, при хорошей, чистой защите, контратакующих ударах и сильных ударах по корпусу можно рассчитывать на то, что темп боя упадет. Говоря о чистой защите, я имею в виду в большей степени шаги назад, нырки и уклоны. Пусть машет по полной программе. Защиты подставками в работе с таким противником ущербны из-за большой его силы. Но не без того: ведь сильные, высокие руки – это наша крепость. Мухаммед Али перед боем с Джорджем Форманом специально тренировал этот элемент, стоя у канатов. Удары у Формана были страшной силы, но Али, отстояв у канатов несколько раундов, его победил – и притом досрочно. И еще: если я все это знаю и умею, у меня хороший удар, кто заставит меня поверить в то, что я хуже своего соперника? А если так, то почему бы не вспомнить о неожиданных жестких выпадах с развитием и четким выходом? Знайте все, я – не жертва!

    И последний момент этого направления. Если вы отменно чувствуете себя на средней дистанции и у вас есть всё, чтобы быть там лидером, можно после провалов противника идти в жесткий обмен ударами количеством не меньше трех. Вещь очень неожиданная – неожиданная потому, что это противоречит самой манере. Ведь мы скрываем агрессивность, как бы избегая боя, а тут – такой напор. Неожиданный напор. Этот элемент можно применять с самого начала, с целью подавить психику соперника, а можно вводить в работу неожиданно – с целью обмануть его.

    Ложные действия

    Перед тем как мы перейдем к работе первым номером, давайте разберемся с разделом боевой хитрости. Это умение поможет нам во многом. Ведь быть непредсказуемым – значит быть страшным. А умение разделять вымысел и правду сделает нас совершенным мастером. Мы немного касались этой темы. Но давайте разберем ее полностью. Обманом у нас будет имитация каких-либо движений, ударов, а также имитация эмоций и настроений. Последние два аспекта могут показаться странными, до тех пор, пока мы не вспомним классификацию человеческих психотипов: флегматик, меланхолик, сангвиник, холерик. От понимания разности характеров придет понимание разности работы с каждым противником как с индивидом. Один реагирует очень быстро, другой – наоборот. Поэтому очень важно понять, кто в этом плане находится перед тобой. Затем подобрать нужную скорость и ширину диапазона ложных движений и начинать «раскачивать» противника. Это не трудно, за всей сложностью объяснений стоит обыкновенное внимание.

    Начнем с движения ног. Мы знаем, что противника можно путать движением. Это происходит от того, что мы показываем противнику направление, в котором движемся, и, соответственно, смена направления движения и будет обманным маневром. Назад, в сторону, вперед, в сторону – и так далее. Шагом назад можно имитировать бегство и, неожиданно остановившись, встретить противника атакой.

    Шагом вперед можно имитировать атаку и, остановившись или уклонившись, дать сопернику промазать своим ударом. Такое провоцирующее движение называется «вызов».

    Подходя к противнику, делаем короткий, акцентированный шаг вперед передней ногой и тут же оттягиваемся назад. Дистанция должна быть чуть дальше подставки. Если противник ударит, мы его за промах накажем. Если не ударит, продолжаем идти вперед, вызывать его на ответ нашему движению и держать в напряжении. Ожидаем удобного положения.

    Ложный шаг вперед можно делать с легким ударом передней руки. Обозначая на вызове удар в голову, мы собираем внимание соперника на верхнем этаже его стойки, заставляя поднимать руки выше и открывать корпус. Обозначая удар в корпус, заставляем приспускать руки вниз. Вот мы перешли к ложным движениям руками. Здесь спектр вариантов значительно шире. Обозначаем удар в одно место, а бьем в другое, обозначаем удар одной рукой, а бьем другой, обозначаем удар сбоку, а бьем прямо, и так далее. Оказались прижатыми к канатам или в угол, и противник готовит атаку – замахнитесь ложно руками один-два раза, и соперник или зажмется, или бросится в атаку без подготовки. Начните работать, утрированно нанося сильные удары в корпус, и делайте вид, что только к этому и стремитесь. Сильными ударами вы заставите противника зажаться, собьете у него дыхание, заставите опускать руки и откроете доступ к его голове.

    Можно ложные атаки обозначать несколькими движениями, и, конечно, на каждый уровень подготовки соперника должно быть свое качество обманной работы. Если новичка можно задергать без атак, то рядом с опытным противником без ударов не постоишь. Напускной агрессией новичка можно испугать и перехватить инициативу. Хладнокровием, собранностью и техникой можно подавить самый эмоциональный порыв. Напускной агрессией, грязной работой в ближнем бою и грубостью можно даже опытного соперника вывести из себя и заставить ошибаться. Я не призываю это делать – я призываю в этом разбираться. Вспомните последний бой нашего великого чемпиона Кости Цзю с Рикки Хаттоном. Всё в тот день было способно спровоцировать на описанные выше негативные моменты – место проведения боя и, соответственно, публика, судейство, грязная боксерская манера Хаттона. С нее всё и началось. Агрессия и грязь сделали свое дело, Костя «завелся» и принял всё заготовленное как должное. А как иначе? Он абсолютный чемпион мира, «панчер», которого недруги упрекали за то, что он не боксирует, а ставит всё на жесткий удар. И он заразился. Заразился реваншизмом и ложным проявлением мужества. И судя по тому, что я видел, вместе с ним этой болезнью заразилась и вся его команда. Не надо было этого делать. Нужно было вспомнить свой опыт в любительском боксе. Не принимать грязный обмен ударами, а выигрывать у Хаттона в игровой, любительской манере бокса. Боксировать правильно, технично, умно и менее жестко, ведь техника Цзю – это шедевр в галерее мирового бокса. Во-первых, он бы сэкономил силы, во-вторых, грязь Хаттона была бы видней – и судье пришлось бы с этим что-то делать, в-третьих – вот когда у Кости появился бы шанс его нокаутировать УМНОЙ, ТЕХНИЧНОЙ ХИТРОСТЬЮ.

    Вот такой яркий пример проявления ПОДСОЗНАТЕЛЬНОГО.

    С одной стороны, нам легко говорить сидя у экрана телевизора... Разве всё предугадаешь? С другой стороны, это пример того, что вместе с боксером должна расти и его команда, чтобы к ней не пришли ложное спокойствие и недооценка будущего. Тот же Рой Джонс-младший по этой причине так и закончил свою великолепную карьеру в спорте.

    Совершенство, пребывающее в спокойствии, без стремления вперед – подобно смерти.

    Работа первым номером

    Для начала – подводящее упражнение. Партнер двигается назад, меняя направление движения и стараясь уйти от нас. Мы двигаемся в стойке вперед, пересекая направления его движения. Цель – подойти на удобное для атаки расстояние. Пока не бьем, а ладонью передней руки слегка подталкиваем его – к канатам или углам. Идем вперед маленькими шагами, уделяя внимание крепости стойки и положению ног. Партнер, путая нас своим движением, старается не попасть в неудобное для себя положение. Поэтому и надо теснить его небольшими, но частыми шагами, по сантиметрам отвоевывая себе пространство. Видите, в этой работе будут прибавлять в мастерстве оба партнера. И это правило должно распространяться на всю учебную работу.

    Теперь можно пробовать делать это упражнение в перчатках, работая одиночными ударами. Идя вперед осторожно, а не бросаясь, мы будем держать соперника в напряжении за счет своей нацеленности на атаку. Более того, здесь также нужен короткий шаг назад, для того чтобы, на секунду отступив, не дать противнику себя ударить и тут же выиграть ногами еще часть пространства в ринге, ведь соперник, промазав, потеряет удобное положение.

    Для того чтобы нам, подавляя противника, было удобно встречать его ударами, можно бить, немного не доставая его, как бы перед ним. Тогда, сделав выпад в нашу сторону, соперник сам налетит на наши удары. Но это при соблюдении большей осторожности. Стойка здесь в большей степени боковая, вес тела – на задней ноге, крепкая спина и высокие руки, передняя рука почти прямая. Вспомните братьев Кличко. Хороший стиль, но, как я сказал, исходящий из собранности и осторожности. Здесь вроде бы идешь вперед, но в большей степени ждешь, когда соперник ошибется. Манера подходит для бойцов наступательного типа, которые выше своего соперника. Здесь не нужна большая гибкость спины. Работа проходит на дальней и средней дистанциях, на движении вперед, назад и по сторонам. Вблизи – клинч. И, соответственно, теряется часть боевого арсенала, включая множество многоударных атак и элементы ближнего боя. Зато при хорошей работе ног и развитом чувстве дистанции взломать такую крепкую защиту очень трудно.

    Более решительные действия несут с собой некую жертвенность. Стойка здесь полубоковая или фронтальная – для большей гибкости спины. Здесь также можно наказывать соперника за промахи, но количество ударов первым, гораздо выше. И если высоким ребятам удобнее теснить противника, соблюдая дистанцию, то здесь входить в ударную зону можно за счет уклонов, нырков, работая на всех трех дистанциях. Это подразумевает соответствующее умение. Количество ударов не ограничено манерой. Из-за насыщенности боя, взламывая защиту противника, не всегда получается сделать это идеально чисто. И поэтому бывает нельзя избежать каких-то его ударов. Главное, чтобы они или были легкими, или попадали вскользь. Тогда жертва будет оправдана отвоеванной удобной позицией для атаки. Пропущенный сильный и точный удар не даст четко развить атаку. В идеале, идя вперед, нужно совмещать работу первым номером и работу после защит. Это одно из двух атакующих направлений. И оно более совершенно. Ведь, видя и понимая работу противника, его ритмы, силу и широту ударов, легче подобрать ключи к взлому его защиты. Кроме того, такая манера требует меньшей траты энергии за счет мудрого распределения сил в работе законченными отрезками. Это умение создаст возможности для спортивного долголетия. И с возрастом при постоянной мотивации к улучшению своих боевых параметров мы будем только прибавлять в умении использовать минимальное количество сил для достижения самых ярких побед.

    Итак, вначале осторожно, но уверенно идем вперед, изучая за счет ложных движений, подставок, защит и своих одиночных ударов возможности соперника. Темп боя не очень высокий, но за счет нашей концентрации и нацеленности на атаку создается напряжение, которое должно заставить противника зажаться или выйти из себя и броситься на нас. Концентрация нашего внимания не позволит ему сделать это безнаказанно. Мы были готовы к этому. Дали ему промазать или остановили его своими ударами и тут же продолжаем свое давление. Если выпады соперника будут регулярными, значит, – заставляем его ошибаться. И, продолжая свое давление, наказываем за ошибки до тех пор, пока полностью не подавим или не нанесем очень сильный удар. Если же соперник осторожен и закрыт, найдя нужную дистанцию и привыкнув к его манере, начинаем увеличивать темп и продолжаем его теснить. Проводим различные комбинации навстречу, после защит и первым, если противник пассивен. Все атаки имеют законченный характер, и за счет этого мы пропускаем минимальное количество ударов. Таким образом, мы или измотаем его, или в какой-то момент нанесем сильный удар и закончим бой раньше.

    Второе направление ориентировано только на силу удара, скорость и мощь тела. То есть на молодость. Только с этими параметрами можно иметь относительно большие шансы на успех. Манера направлена на то, чтобы смять защиту соперника, подавить его без всяких изысков и изящества. Бойцы такого плана наносят удары, не обращая внимания на стойку противника, положение его рук и его удары. Они бьют, исходя из относительного удобства. Поэтому данная манера ущербна. Здесь обмен ударами носит лотерейный характер, и даже если боец хорош в этом компоненте боя, от шального точного удара он не застрахован. В этом случае относительной помощью будет наработка комбинаций из сдвоенных, строенных атак вперемешку с выходами. Тогда шансы значительно возрастают. Майк Тайсон – яркий представитель этого направления. Пробил двойку, уклонился, пробил тройку, нырнул под руку. А противник бьет туда, где его уже нет. Эта работа программная, то есть без особого учета действий соперника. Единственное, что нужно видеть – это момент самого удобного начала. Смог войти? Хорошо. А дальше – заученная, атакующая программа. И так – пока молодой.

    После разбора работы первым и вторым номером становится понятным, что нет какой-то одной манеры, которая давала бы полное преимущество над соперником. Кому что ближе и удобней. Тем более что, работая в наступательной манере, можно быть вторым номером, а работая на движении назад – первым номером. В идеале должно быть всё равно, в какой манере боксировать. И, как вы сами понимаете, нужно уметь делать всё из описанного выше материала или большую его часть. Для этого нужно всего лишь отбросить штамп, звучащий в мозгу как «удобная и неудобная работа». Сделайте все для себя удобным и привычным. Помните:

    ЗНАКОМСТВО, ПРИВЫКАНИЕ, УМЕНИЕ, ПРИМЕНЕНИЕ.

    Умение быть разным открывает огромные возможности и, как я уже говорил, делает отрезок нашей спортивной жизни неограниченным во времени.

    Левша

    Другими словами, будем говорить о поединке соперников, которые работают в разносторонних стойках. Фото 171. Ученые считают, что у левшей двигательные и рефлекторные навыки развиты лучше, чем у правшей. И вообще, левша – из-за своей стойки – трудный соперник. На мой взгляд, правда этих утверждений только в том, что левшей на земле меньше. Автор данного труда в начале своего спортивного пути, попав из подготовительной группы в группу действующих боксеров, сразу столкнулся с этой проблемой. Один из занимающихся там юношей в моем весе был левшой, победителем нескольких турниров и мог делать всё, что должен делать в бою левша. Каждодневная практика ведения боя с боксерами в разных стойках сделали свое дело.

    Фото 171

    Я настолько привык к работе с левшой, что мне до сих пор все равно, в какой стойке стоит мой противник. Поэтому с радостью передам свой опыт читателям.

    Левша стоит в стойке правым боком вперед, поэтому сразу обозначу его первое уязвимое место. Это область печени – ведь она впереди. Второй момент – положение передней руки. Преимущество позиции, в этом случае будет у того бойца, передняя рука которого, будет выше передней руки соперника, а передняя нога будет занимать позицию сзади его передней ноги. Фото 172. Мы, таким образом, получаем возможность зайти противнику за спину накладкой своей передней руки, подавить работу его передней руки и подвести под удар нашей «сильной» правой рукой. Находясь в этом положении за спиной противника, мы заодно прячемся от удара его сильной «левой» руки. В этом и состоит секрет преимущества, но самое интересное то, что левша как соперник пытается сделать то же самое и отвоевать удобную позицию для себя. Борьба за позицию ведется набрасыванием нашего переднего предплечья на его переднюю руку и одновременными шагами ему за спину. Мы как бы сбиваем ударом его переднюю руку вниз, и зашагиваем ему за спину. Отсюда первое упражнение: отбив передней руки партнера нашей передней рукой и удар в голову кулаком той же передней руки с одновременным шагом за спину. Можно отбивать руку на его ударе, а можно без удара, если он пассивен. Фото 173, 174, 175.

    Фото 172Фото 173Фото 174Фото 175

    Отбив, удар. Отбив, два удара. Передняя нога заходит партнеру за его переднюю ногу.

    Соперник будет стараться держать свою руку выше нашей передней руки, поэтому иногда нужно бить нашей передней рукой ему в голову, под его переднюю руку. Он будет ее опускать и отдавать нам преимущество высоты кулака. Чередуя этот удар с ударом сверху и ударом в корпус мы будем путать соперника и выигрывать удобную для нас позицию. Фото 176, 177. Нужно быстро бить под руку и на движении назад заносить свою руку над его рукой. Если скорости удара и выхода из атаки не хватает, то данный удар можно имитировать вызовом.

    Фото 176Фото 177

    Наработав эти элементы, можно подключать заднюю руку. Отбив, двойка левой, правой. Отбив, левой, левой, правой. После атак, должен быть обязательный выход влево, за спину соперника, или назад, от него. Выход за спину может быть также с ударами. Фото 178. Для наработки этого элемента начнем отработку удара задней рукой. Атакуем противника правой рукой. Удар по своей технике получается встречный, так как мы бьем его с уклоном. При этом все равно, будет соперник бить или нет. Главное – ударить со смещением и не налететь на его переднюю руку. Тогда у нас, в конце движения голова окажется за его спиной, и, поднимаясь в стойку, мы выходим сопернику за спину всем телом, нанося один или два удара передней рукой. Фото 179, 180. Удар правой рукой, левой, левой рукой за спину. Кстати, вот когда представляется возможным нанести размашистый боковой удар задней рукой. Более того, все атаки против левши можно начинать с нашей задней руки именно размашистым боковым ударом, свингом. Фото 181, 182.

    Фото 178Фото 179Фото 180Фото 181Фото 182

    Специфика разных стоек позволяет делать это почти безнаказанно, так как удар легко прячется за ложные движения передней руки, и если мы чередуем его с ударом в корпус, там ведь печень противника, тогда от мощного бокового удара в голову защититься очень трудно. Нырок сложно сделать: из-за частых ударов в корпус можно не угадать, куда будут бить. А зажатость при шаге назад оставляет небольшие возможности для контратаки. Правда, для этого удара нужна хорошая скорость. Идеально – это когда попадаешь своим встречным ударом в удар передней руки противника. Прямой удар здесь также очень уместен, и он не хуже бокового, но у него есть слабое место, о котором я скажу ниже. После ударов задней рукой можно вместо выхода наносить второй акцентированный удар передней рукой или добавить еще два удара, и получится мощная тройка. Но выход за спину противника – закон.

    Удары после уклонов, нырков и шага назад выполняются, как обычно, всё с тем же единственным нюансом: мы всегда стараемся в атаках и после них шагать влево за спину. Нырки и уклоны могут также этому послужить.

    Смещение влево присутствует и в работе, которая называется челнок. Челнок здесь очень специфичен. Вначале делается подводящее упражнение. Наметьте точку на полу и станьте ногами в стойку так, чтобы стопа передней ноги стояла на этой точке. Теперь перенесите вес тела на переднюю ногу и, оттолкнувшись ею от пола, перенесите вес тела на заднюю ногу, как бы падая немного на спину. Фото 183, 184 (вперед, назад). Челнок под левшу будет не прыжковый, а шагающий с ноги на ногу и широкий в колебаниях. При этом на движении назад, на заднюю ногу, нужно немного заваливаться на спину. Если упражнение делать без остановок, задняя нога, как ножка циркуля, будет описывать круг вокруг точки, на которой стоит передняя нога. При этом чертить описанную окружность мы будем, двигаясь в сторону своей спины. Поэтому заднюю ногу на движении назад нужно заносить немного за спину. Фото 185, 186. Итак, шаг на переднюю ногу, шаг на заднюю ногу, на переднюю, на заднюю. Переднюю ногу располагаем в одно место, а заднюю – назад, немного за спину. Корпус при этом упражнении совершает колебания вперед и назад. Это как бы часть защитного движения, которое мы назвали «циркуль». Оно просто немного короче.

    Фото 183Фото 184Фото 185Фото 186

    Разворот корпуса на движении назад нам нужен для того, чтобы в челночной работе, оттягиваясь, уйти с линии атаки противника после нашего удара. К тому же мы при этом движении будем заходить ему за спину с замахом на следующий удар. Наш кулак передней руки выше его кулака. Попробуем. Бью, ухожу, бью, ухожу. Соперник бьет прямым ударом туда, где нас уже нет.

    Работая в челноке передней рукой одиночными ударами, можно на втором, третьем шаге вперед пробить два или три удара. Легче всего пробивается двойка передней и задней рукой. Удар, назад, удар, назад, двойка, защита.

    Если первый удар в этой работе будет в корпус, противник немного опустит руки, что позволит пробить следующий удар в голову более четко. Еще раз напомню: при длинных временных отрезках отработок каких-либо упражнений, любую короткую комбинацию этого вида вы пробьете идеально. Поэтому покрутите челнок с левшой и в какой-то момент включайте в него развитие из нескольких ударов.

    И последнее. Все левши под наш прямой удар правой рукой после уклона бьют по печени своей сильной рукой. Фото 187, 188. Это тот неприятный момент, о котором я обещал рассказать. Очень страшное оружие. Не скрою, в работе с хорошим левшой наш прямой удар правой рукой в голову, будет немного зажатым. Размашистое, свободное движение прямым ударом здесь подобно смерти, и включать его в работу можно только при большом преимуществе – и то иногда. Поэтому наработаем защитный навык закрытия области печени после нашего удара. Делаем медленно. Для этого, стоя с партнером-левшой, наносим свой правый прямой удар ему в голову. Он, уклоняясь от него, бьет нам левой рукой в печень. Мы, возвращая локоть своей правой руки к печени, закрываемся от удара, одновременно с этим делаем шаг навстречу партнеру с легким смещением влево. Фото 189, 190. Наша передняя рука на защите как бы захватывает партнера за шею и притягивает к себе. Чем ближе мы к нему будем, тем лучше. Делать это защитное движение после нашего удара лучше небольшим легким прыжком.

    Фото 187Фото 188Фото 189Фото 190

    Повторите какое-то количество раз. После этой подставки можно наносить удары нашей правой рукой, но они будут короткими, так как дистанция ближняя. А если хочется пробить с удобной дистанции, можно, отходя от партнера назад, пробить какую-то комбинацию из нескольких ударов и ими как бы оттолкнуться от соперника.

    Вот то основное, что нужно знать о левше. Не забывайте, что левша старается делать всё описанное выше с пользой для себя.

    Итак, работая передней рукой и смещаясь влево, занимаем выгодную позицию за спиной противника. За счет подставки и шага назад выверяем оптимальную дистанцию боя. Чтобы наша передняя рука была выше, чем передняя рука соперника, чередуем удары в корпус и в голову с целью заставить соперника опускать руки. Он стоит правым боком вперед, а там – область печени. Используем работу в челноке или тесним противника с отбивом его передней руки и всё время стараемся шагать влево. При удачно занятой позиции подключаем к работе сильную заднюю руку. Начинаем часто проводить атаки задней рукой и также чередуем удары в корпус и в голову, не забывая быстро возвращать локоть к своей печени. После атак делаем обязательный выход влево. Дальней рукой наносим больше боковых ударов, так как левше под боковой удар уклониться сложнее. Меняя начало атаки с передней и задней руки, путаем соперника и за счет этого находимся в удобном положении. Если противник агрессивен и сам идет вперед, делаем всё то же, но уходя от него назад и влево. Стараемся попадать встречными ударами задней руки в его удар передней рукой или после уклона влево бьем в ответ. Не устаем жестко и часто бить в корпус. Тогда высоту рук выигрывать легче.

    Тренировка с партнером-левшой. Левша наносит одиночные прямые удары передней рукой. Правша отбивает удар своей передней рукой и наносит ею ответные удары.

    1. Отбив, удар. Отбив, два, три удара с целью выиграть позицию.

    2. Встречный удар передней рукой с сайстепом. Можно с последующим развитием двумя руками.

    3. Отбив, двойка с двух рук. Отбив, тройка. Работаем по этажам, разными ударами.

    4. Атака после уклона или шага назад с выходом влево во время атаки или после нее. Любое количество ударов.

    5. Встречные удары с двух рук, одиночные и с развитием, выход влево.

    6. Челнок одиночными ударами и с развитием.

    7. Выход из атаки после правого прямого в голову противника с развитием и без него.

    Партнер-левша наносит одиночные боковые удары и удары снизу передней и задней рукой.

    1. Все виды атак после нырка, подставки и шага назад с выходом влево.

    Партнер-левша работает в вольной манере.

    1. Все против левши. Боремся за позицию, встречаем, контратакуем одиночными ударами с развитием.

    Бой на ближней дистанции

    Есть два вида работы на ближней дистанции. Первый вид – когда соперники стоят в стойках близко друг от друга и работают в обмене ударами, полагаясь только на свою технику и реакцию. Эта манера проста в понимании, но сложна в исполнении, так как боевая техника в этом случае должна быть идеальной. Такой бой подразумевает большую насыщенность ударами, и стойка должна быть невысокой, фронтальной или полуфронтальной. Ширина ног – достаточной для сохранения жесткой, устойчивой позиции. Спина должна быть гибкой и в то же время сильной. Кулаки должны располагаться близко к голове, а плечи и локти – защищать важные места. Манера подразумевает под собой умение проводить все виды ударов и умение использовать все виды защит.

    В тех случаях, когда противник неразнообразен и работает в одном стиле, противостоять ему легче. Защищаться приходится от одних и тех же атак, а наше разнообразие показывает большое преимущество. Если же противник в этой работе хитер и силен, нужно иметь навыки выше среднего уровня. Защиты должны быть крепче и чище, а скорость и реакция – выше.

    Атака, защита, или защита, атака, в любой последовательности, любой рукой, и из любого положения. Если ваша работа в ближнем бою не подходит под определение «у кого голова крепче», вы чисто бьете и чисто защищаетесь, то вы великий мастер.

    Второй вид работы более сложный и более мудрый. Соперники, помимо ударов и защит, используют элементы борьбы в стойке, захваты, накладки и сбивание рук. В этом случае стойка может быть любой, насыщенность ударами – невысокой, а затрата энергии – низкой.

    А лучше сказать – более разумной. Темп и количество ударов распределяется нами.

    Мудрой эта манера является потому, что в ней присутствует рациональное зерно понимания противника. Здесь я опять призываю к анализу, адаптации и умению применять самое необходимое.

    Самое простое, с чего можно начинать обучение ближнему бою, – это крепкая боковая стойка. Станьте с партнером в пару, и пусть он в невысоком темпе наносит легкие одиночные удары. Мы уже делали подобную работу при изучении подставок. Защищаясь подставками кулаков, плеч и локтей, оцените крепость своей стойки, жесткость и силу рук, а также правильность места и высоты кулаков. Слегка распределите вес на задней ноге. В этом упражнении уделяйте больше внимания своей закрытости и оцените, много ли дыр в вашей защите. Принимать удары в себя не совсем приятно. Но тут ничего не поделаешь. Для того и начинаем с легких ударов. Напомню, колебания рук могут присутствовать в этой работе, но они должны быть минимальными, чтобы соперник не раскрыл вас в стойке. Руки напряжены, а кулаки прижаты к голове. Лучше всего, когда, стоя в одном положении, можно быть защищенным от разного вида атак.

    Теперь начните делать небольшие колебательные движения корпусом, но с шагами, чтобы не терять устойчивую позицию. Шаги также должны быть небольшими. Цель – уменьшить за счет подставки силу удара противника или дать ему промазать. Прижался к нему – ему нечем бить. Чуть оттянулся – он бьет мимо, ведь бьет он коротко. Опять к нему. Все движения минимальные.

    В связи с тем что работа проходит на ближней дистанции, удары короткие и быстрые. Начинаем накладывать руки на его кулаки и предплечья, если есть возможность, раздвигать рамку его рук. Делать это надо с осторожностью, чтобы не раскрыть свою защиту. Пробуем после этого выполнить один-два легких удара. И опять в стойку, поближе к нему. Приняли пару ударов в защиту, ударили в ответ и опять закрылись. Сбили легким ударом перчатку от головы соперника и пробили той же рукой, в открытое место. Фото 191, 192, 193. Подтолкнули корпусом или потянули за собой, если он сильно давит. Он завалится и, возможно, раскроется. Раздвинули локти, ударили снизу. Еще снизу, другой рукой. Нырок. Опять прихватили руки соперника – и так далее с тем же разнообразием. Взорвались короткой серией – и опять к нему – на отдых или работу одиночными ударами.

    Фото 191Фото 192Фото 193

    Можно, конечно, такую работу назвать несущественной возней, но тот, кто умеет ее делать, получает большое преимущество на этой дистанции. Ведь легкие удары здесь можно чередовать с сильными. Одиночные удары – с двойками и тройками. Можно наносить удары в переднюю часть корпуса, а можно в боковую за локтями противника и чередовать их для сбивания дыхания. Можно просто отдыхать. Можно в такой возне, стоя чуть согнувшись, просунуть свою руку между его руками, резко и коротко встать всем корпусом снизу вверх и тут же развить атаку несколькими ударами. Стоя в боковой стойке, при выполнении накладок поднимаем локоть нашей передней руки к его лбу и, защищаясь, можем нанести повреждения его лицу. Фото 194. Последний элемент, конечно, не джентльменский, но все им пользуются.

    Фото 194

    К тому же если противник при ударе налетит на него бицепсом своей руки, полученная травма перечеркнет его шансы на успех.

    Мастерство ближнего боя – очень важная составляющая боевого арсенала боксера и при правильном применении принесет огромную пользу. Сковывая противника в ближнем бою и работая вспышками ударов, мы можем преследовать несколько целей:

    1. Экономия своих сил.

    2. Расход сил противником.

    3. Определение слабых мест в защите противника и проведение атак в эти места.

    4. Навязывание удобной для себя манеры ведения боя.

    5. Окончание поединка досрочно, за счет лучшего умения.

    Общая физическая и специальная подготовка

    В здоровом теле – здоровый дух. Эта поговорка как нельзя лучше характеризует гармонию между духом и телом. Гармония понимания и умения является неотъемлемой частью подготовки бойцов. Всё описанное выше требует затрат нашей энергии, поэтому подготовка своего тела к определенному виду работы является обязательной частью всего цикла обучения. А теперь давайте рассуждать.

    Здоровые, тренированные мышцы более послушны и выносливы.

    Выносливость – это преодоление усталости.

    Усталость – это защитное свойство нашего организма.

    Организм человека – это физико-химическая лаборатория, которая позволяет нашему телу жить и действовать. На протяжении всего нашего учебного пути мы попробуем понять, из чего складываются наши действия в бою, чем они обусловлены. И вот мы опять вернулись к началу нашего пути – к пониманию силы.

    А именно силы тела. Тело должно быть послушным – и послушным какое-то долгое время. В нашем случае это время, отведенное на поединок. Мистики утверждают, что древние практики Востока могут научить быть тело сильным без тяжелых физических нагрузок. Но коль нам эти практики незнакомы, пойдем по старому проверенному пути.

    Тело состоит из туловища, головы, рук и ног. Работе головой мы уже уделяли время и еще к этому вернемся. А сейчас давайте рассмотрим работу других отделов нашего тела. Для начала уделим время каждой из частей, а потом свяжем их единой работой.

    Ноги. Сила боксерских ног складывается из двух составляющих беговой работы и работы с утяжелителями. Бег на длинные дистанции развивает выносливость и силу не только ног, но и всего тела. Бег на короткие дистанции развивает взрывную силу и скорость. Сочетание этих видов работ развивает и то, и другое одновременно. И еще один важный момент: беговой работой с сочетанием специальной физической подготовки можно подготовить тело к самым высоким нагрузкам без ущерба организму от пропущенных ударов. Другими словами, можно много боксировать и привыкать к высокой интенсивности под лавиной ударов, а можно имитировать темп и нагрузку за счет специальной работы. Вот когда планка наших физических возможностей будет постепенно повышать свою высоту. Мы будем повышать объем нашей силы и уменьшать возможности усталости.

    Начинающим спортсменам входить в такую работу очень тяжело, и понадобится какое-то время для привыкания. Начинайте с гладкого бега с постепенным увеличением скорости и нагрузки. Полюбите бег. Он станет для вас любимым помощником, если вы не будете воспринимать его как тяжкую обузу. А бег в парке или на стадионе с товарищами сделает эту работу приятной и интересной. Для лучшей адаптации важно знать формулы дыхания на разных дистанциях. Длинные дистанции бегают по формуле: два шага – вдох, два шага – выдох. Короткие дистанции бегут или на задержке дыхания, или на одном выдохе, что для бокса более правильно. При беге на средние дистанции дышат на три шага. Если ввести в ускорения бег приставным шагом, «елочкой» и спиной вперед, то можно тренировать координацию и нестандартный ритм дыхания. Разнообразие беговой работы может быть неограниченным, и, выполняя тот или иной вид работы, нужно стараться выполнять ее свободно, убрав всякое закрепощение. Вообще, в жизни очень важно многое уметь и делать это легко и свободно.

    Как я уже говорил, усталость – это защитное свойство организма. То есть тот предел, на котором наш организм привык функционировать. Эту планку с молодости можно постепенно повышать и привыкнуть к состоянию некоторого неудобства. Под привычкой я имею в виду, во-первых, понимание того, что происходит, а во-вторых, спокойное отношение к этому процессу. Потяжелели мышцы, упала скорость, и интенсивность дыхания убила в теле свежесть. Всё это до тех пор, пока выбранный ритм работы не станет для нас привычным. Поверьте, со временем даже эти мысли пропадут. И чем больше интереса и азарта вы будете искать в работе, тем быстрее состояние усталости перестанет вас беспокоить.

    Итак:

    1. Гладкий бег на длинные дистанции. От трех до двенадцати километров. Время и пульс зависят от цели подготовки, то есть от формулы предстоящих боев. В эту работу можно вводить длинные и короткие ускорения.

    2. Бег по времени раундов боя. Сколько длится раунд, столько бежишь. Перерыв между раундами – одна минута. Для наработки высокой интенсивности нужно пробегать 300 метров за минуту.

    3. Трехминутный бег. Цель – 1 километр и больше.

    4. Ускорения. 10 по 30 метров, 10 по 15 метров, 10 по 5 метров. Возвращение к линии старта легким бегом (трусцой) на протяжении всей работы. Хорошо, когда в забегах участвуют несколько человек. Тогда здесь будет развиваться реакция на старте, а дух соперничества поддержит эту тяжелейшую работу своим азартом.

    5. Челночный бег на 10 метров туда-назад 10 раз. 5–10 подходов.

    6. 100 метров. 60 метров. 30 метров.

    Я не ограничиваю вас в выборе беговых программ.

    Штанга и тренажеры для ног

    Здесь весь спектр известных упражнений, основными из которых являются приседание, становая тяга и упражнения на голеностоп и икроножные мышцы.

    Прыжковая работа вперед или вверх для развития взрывной силы также может иметь место.

    Прыжки со скакалкой также можно вводить в комплекс ОФП. Если прыгать в разной манере, в рваном темпе, со спуртами, нагрузка на ноги, верхнюю часть спины и плечи будет внушительной. Спурт со скакалкой – это два вращения скакалкой на один прыжок в безостановочном режиме в течение какого-то времени. Второй вид спурта проще, нужно просто поднимать темп вращения скакалки и успевать прыгать с одной ноги на другую.

    Верхний плечевой пояс и руки

    Отжимания от пола и на брусьях с дополнительным весом и без него. Без веса стараться делать рывком.

    Из положения боксерской стойки выталкивание штанги от груди вперед. Ритм и количество раз зависят от веса штанги. Чем меньше вес, тем чаще выталкивания. С большими нагрузками тренируем одиночный взрыв, а с меньшими – частые концентрированные удары.

    Подтягивание на перекладине силой или рывком. Оба вида подтягивания важны для наращивания силы и взрыва.

    Жим штанги: лежа, сидя, упражнения на бицепсы и трицепсы, дельтовидные мышцы плеч.

    Упражнения для спины и брюшного пресса

    Здесь также налицо весь набор известных упражнений, в том числе разные виды гиперэкстензии, так как косые мышцы живота и мышцы спины должны быть очень сильными.

    Сильная шея боксеру нужна не меньше, чем борцу, ведь на нее ложится нагрузка ударов. Вообще, необходим весь основной набор упражнений тяжелоатлета. Утверждение, что «железо» и большие силовые нагрузки закрепощают мышцы, – это миф. В шестидневном цикле тренировочного боксерского процесса, два дня для ОФП не сделают из вас неповоротливого увальня. Наоборот, большие и сильные мышцы более послушны и выносливы.

    Момент большего закрепощения тела за счет нагрузок допустим только в более далекий от соревнований период, в момент базовой подготовки спортсмена к сезону.

    С приближением даты соревнований нагрузки ОФП уменьшаются.

    Существует также вид специальной смешанной физической подготовки. Необычная, но очень продуктивная работа. Такая тренировка может смело являться имитационной моделью любого боя. Для работы заранее приготовим гриф от штанги, гантели 2–3 кг, гантели 1 кг, металлические утяжелители по 200–300 г и положим их рядом с нами. Вес гантелей может уменьшаться в зависимости от веса спортсмена.

    Цель тренировки: разделить время раунда на работу короткими «спуртами» от 5 до 15 секунд с перерывом между «спуртами» 5 секунд; перерывы могут быть больше в зависимости от количества раундов. «Спуртом» является максимальное количество повторений той или иной работы за 5–15 секунд. Перерыв между раундами – 1 минута.

    1. Разминка – 8–10 минут.

    2. Небольшое закрепощение мышц с целью имитации предбоевого закрепощения от волнения. 10 отжиманий от пола, 5–7 подтягиваний на перекладине, 10–12 сжиманий брюшного пресса.

    3. Первый раунд:

    • «Спурт» максимальным количеством одиночных ударов;

    • «Спурт» максимальным количествам нырков или уклонов;

    • «Спурт» максимальным количеством ударов с гантелями весом 3 кг;

    • «Спурт» максимальным количеством ударов с гантелями весом 1 кг;

    • «Спурт» максимальным количеством нырков или уклонов;

    • «Спурт» толканием грифа штанги от груди;

    • «Спурт» с гантелями весом 1 кг;

    • «Спурт» максимальным количеством ударов;

    • «Спурт» нырками, уклонами.

    При хорошей интенсивности боя пульс – 180 ударов в минуту и выше.

    4. Второй раунд:

    • «Спурт» максимальным количеством ударов;

    • «Спурт» в положениях упор сидя, упор лежа;

    • «Спурт» одиночными ударами;

    • «Спурт» с гантелями весом 3 кг;

    • «Спурт» с гантелями весом 1 кг;

    • «Спурт» максимальным количеством ударов;

    • «Спурт» с грифом штанги;

    • «Спурт» наклонами тела вперед, руки согнуты в локтях, кулаки у головы;

    • «Спурт» максимальным количеством ударов.

    Распределять количество раундов, упражнения, время «спуртов» и перерывы между ними вы можете по своему усмотрению. Хотите имитировать тяжелый ближний бой – работайте больше «силовыми спуртами». Хотите легкий игровой бокс – сократите их количество и оставьте более легкую работу. Хотя, я считаю, базовая тренировка этого вида должна включать равную степень распределения нагрузки. Вы также можете импровизировать с видами упражнений. Например, нагружать ноги «спуртом», выполняя бег на месте с ударами или делать прыжками на месте попеременные широкие выпады ногой вперед – так называемую «разножку».

    1. Работа на боксерских мешках и грушах. В перчатках с утяжелителями – два раунда. В снарядных перчатках без утяжелителей – два раунда.

    Это тренировка, короткая по времени, но очень насыщенная и тяжелая. Заканчивать ее нужно хорошей гимнастикой и восстанавливающими дыхательными упражнениями.

    Работа на снарядах

    Весь материал, разученный на тренировке, можно закрепить работой на боксерских мешках и грушах. Вообще, работа на снарядах является обязательной и неотъемлемой на протяжении всего учебного процесса. Очень хорошо, если зал оборудован снарядами разного веса и величины. В этом случае можно развивать наибольшее количество нужных навыков. В работе на тяжелых мешках можно отрабатывать силу удара и физическую подготовку. На снарядах среднего размера, при отработке ударов и комбинаций можно также отрабатывать технику движения ног и защиты. Для этого нужно немного раскачать мешок или грушу и, двигаясь в разных направлениях, отрабатывать заданные приемы. Мы можем работать, когда мешок двигается на нас или когда он от нас уходит. Мы можем его останавливать ударами, а можем заставить за счет атак отдалиться от нас. Можем уклониться от движущегося на нас мешка или сделать «сайстеп» и пропустить его мимо себя.

    В работе на пневматической груше отрабатываются постановка сжатого кулака и расслабленность руки, скорость удара и реакции. На тяжелых и средних снарядах можно нарабатывать качества взрыва и специальной физической подготовки. Для этого в работу вводится какое-то количество спуртов. Мы, как и в работе по специальной физической подготовке, можем смоделировать любой темп боя, а меняя вес снарядов, можем моделировать изменчивость своей манеры. Научиться быть во время боя разным можно только освоив все манеры ведения поединка. Вот почему разный размер и вес снаряда будут нам здесь в помощь. Это как разные соперники, и к каждому должен быть свой подход. Всё, что может происходить в бою, можно отрабатывать на снарядах. Даже элементы ближнего боя с его короткими, легкими и короткими мощными ударами не будут здесь исключением. Постановка кулака, высота локтя и его накидывание, удары-тычки с короткой дистанции, «протаптывание» многоударных комбинаций ногами, атаки большим количеством ударов, удары в корпус, подключение к удару веса тела, сдвоенные атаки, выходы из атак и так далее.

    Работая тройками, можно выделять какой-то один удар – первый из трех, второй из трех или третий из трех. Эта работа поможет лучше чувствовать, разделять силу и скорость удара и поставить акцентированный удар. Этими же тройками, не останавливаясь и не сбивая ритм в течение всего раунда, можно нарабатывать силовую подготовку. А если, раскачав мешок, вы сможете держать этот ритм, прибавите также и в отработке техники ног. Всё, что может принести пользу через координацию и развитие боевых навыков, может быть использовано в тренировке.

    В работе на снарядах «спуртами» стремитесь большое количествоударов объединять в осознанные комбинации. Длинная комбинация, состоящая из чередования атак и защит с последующим наслоением, и является настоящим мастерским спуртом. Это и отличает работу мастера от работы новичка. Новичок сыпет удары по мешку не останавливаясь.

    Что касается отработки «коронных» ударов и комбинаций, то тут, как говорили мои друзья-метатели, самые дальние броски – самые легкие. Так и у нас со временем должно развиться чувство легкой, но огромной силы. Этот момент придет, когда ваше тело научится сливать воедино все параметры удара. Притом на этом уровне вам будет всё равно, по какому снаряду бить. Пик такого понимания – это работа ударами по кончику небольшого листа бумаги, а также по листикам дерева или куста. Нанося сильные удары по висящему листику, не пытайтесь его поломать. Бейте всей силой и скоростью своей освоенной техники по самому кончику. Скоро вы научитесь чувствовать вес этого маленького снаряда, и при этом важно не валиться вперед, а бить именно «слиянием» всех параметров удара. Можете мысленно посылать в кулак энергию или очень большой вес. Можно налить свое тело свинцом, чтобы не дать противнику себя потеснить. Можно сделать ноги такими же тяжелыми и устойчивыми, а можно сделать их легкими и быстрыми. Не смейтесь, это все работает, а когда вы попробуете сделать это в бою, то увидите подтверждение моих слов и ошеломляющий результат. Но о боевом сознании чуть позже.

    Работа на снарядах очень помогает научиться чувствовать как отдельные части своего тела в работе, так и все тело в целом. Поворот пятки, сжатие кулака, накидывание локтя, подключение к удару веса тела, удары на месте, вперед и назад и так далее. При этом важно соблюсти правильность техники с одновременным чувством удобства.

    Наработав боевые навыки, важно понять, что стремление к наработанным эталонным положениям и есть стремление к своему преимуществу в бою. Для этого и нужно учиться не ломать стойку, держать удобную позицию и понимать, что из-за этого происходит.


    После всего описанного пришло время дать недельный распорядок тренировок. Здесь я не стану вводить новшества и приведу в пример график, по которому мы тренировались в стране, зовущейся «СССР». Основными считались вечерние тренировки, утром – различная беговая работа.

    Понедельник – спарринг.

    Вторник – снаряды, лапы, ОФП (в том числе специальное).

    Среда – изучение и закрепление различных манер и техник.

    Четверг – баня.

    Пятница – условные бои. Условный бой – это бой в полную силу по данному тренером заданию: передней рукой, в разных стойках, только на ближней дистанции и так далее.

    Суббота – игровой день, снаряды, лапы, ОФП.

    Воскресенье – выходной.

    Не менее трех-четырех раз в неделю в тренировки нужно вводить упражнения на укрепление вестибулярного аппарата, вращения, кувырки и так далее.








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх