4. Предмет, метод и принципы таможенного права

Таможенное право представляет собой совокупность нормативных правовых актов, санкционированных государством и предназначенных для регулирования широкого круга таможенных правоотношений.

Таможенное право, как и любая другая отрасль права, имеет предмет и метод правового регулирования.

Предметом правового регулирования в таможенном праве является широкий круг общественных отношений, возникающих при движении товаров через таможенную границу, регулируемых в таможенном праве соответствующими законами и актами этой сферы деятельности государства как составной его внутренней и внешней политики.

Предмет таможенного права содержит емкий, с достаточно сложной системой комплекс регулируемых отношений, который следует разделять на отдельные элементы по характеру этих отношений. Назовем лишь некоторые положения из ТК РФ:

1) общественные отношения, связанные с организацией таможенного дела (гл. 2 ТК РФ);

2) общественные отношения, связанные с перемещением через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств (разд. 2 ТК РФ);

3) общественные отношения, связанные с регулированием таможенных режимов (гл. 4—18 ТК РФ);

4) общественные отношения, связанные с взиманием таможенных платежей (разд. 3 ТК РФ);

5) общественные отношения, связанные с предварительными операциями (гл. 22 ТК РФ);

6) общественные отношения, связанные с таможенным оформлением (гл. 21 ТК РФ).

Таможенное право традиционно характеризуется двумя основными методами: императивным и диспозитивным:

1) императивный метод характеризуется неравенством сторон, между которыми возникают те или иные правовые отношения, т. е. между таможенными органами и отдельными лицами, пересекающими таможенную границу;

2) диспозитивный метод заключается в возможности согласования с таможенными органами отдельных положений договоров, заключаемых при пересечении таможенной границы.

Существует несколько принципов таможенного права:

1) принцип законности. В основе этого принципа лежит обязательное соблюдение всеми участниками таможенных отношений Конституции РФ, установленных государством законов и иных нормативных правовых актов в области таможенной политики вне зависимости от статуса лиц и органов, вступающих в таможенные правоотношения;

2) принцип демократизма. Этот принцип обозначает, что таможенное право служит государству и народу своей страны, а также что все субъекты таможенных правоотношений имеют равные права в осуществлении своей внешнеэкономической деятельности;

3) принцип обеспечения эффективности таможенно-правовых средств и инструментов. Он означает, что таможенное право не может реализовываться на основе устаревших методов и порядков. Оно должно находиться в постоянном поиске новых способов достижения таможенной политики;

4) принцип свободы выбора таможенного режима, суть которого заключается в свободном выборе таможенного режима лицами, экспортирующими либо импортирующими товары через таможенную границу.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх