Глава 18. Стиль сунь

Высокие приемы и стремительные движения

Отличительной чертой тай-цзи цюань является «использование силы воли, а не физической мощи». СОВЕТЫ МАСТЕРА

Стиль сунь обязан своим появлением мастеру Сунь Лу Таню (1861–1932), единственному эксперту во всех трех «внутренних» школах кунг-фу. Когда в возрасте пятидесяти лет он стал изучать тай-цзи под руководством Хоу Вей Женя, то уже был признанным мастером кунг-фу синьи и кунг-фу пакуа (багуа). Такого рода пример истинной самоотреченности в поисках новых знаний достоин восхищения и подражания. Освоив технику чень, ву и ян, он создал свой неподражаемый стиль, который иногда называют «стремительное движение открытых и закрытых высоких приемов тай-цзи цюань». По словам его дочери, Сунь Дзян Юн, мастер посвятил последние годы своей жизни исключительно занятиям тай-цзи цюань.

Сама Сунь Дзян Юн, с самого раннего детства занимавшаяся искусством под руководством отца, дает несколько практических рекомендаций.

1. Голову следует держать прямо, но избегать каких- либо усилий. Душа должна быть покойна.

2. Держите рот закрытым, прижав язык к верхнему небу. Плавно дышите носом. (Лично я предпочитаю держать рот слегка приоткрытым.)

3. Расслабьте и опустите плечи. Ни в коем случае не поднимайте плеч — поднятые плечи заставляют ци «всплывать».

4. Опустите локти и прижмите их к телу. Правильное положение плеч и локтей способствует «погружению» ци в дан тьян. Когда локти прижаты к корпусу, руками легко манипулировать и высвобождать накопленную энергию.

5. Кисти и пальцы рук должны быть подвижными и расслабленными.

6. Не следует «выпячивать» грудь. Это приводит к «всплытию» ци, лишая верхнюю часть корпуса «легкости».

7. Область пояса должна быть подвижной и гибкой, поскольку именно она является центром управления всего тела.

8. Держите ноги полусогнутыми; проведите четкую грань между «видимым» и «сущностным» — в противном случае скорость движений уменьшится.

9. «Погружение» ци в дан тьян подразумевает глубокое дыхание, которое должно быть спокойным и произвольным.

10. Медитация означает поиск движения в покое; такую же цель преследует искусство тай-цзи цюань. Тренируясь, следите за тем, чтобы сердце было спокойно, а разум сфокусирован, — только при таких условиях движения обретут плавность и подвижность.

11. Отличительной чертой тай-цзи цюань является принцип «использования силы воли, а не физическое мощи». Сила должна быть одухотворена и отличаться как «мягкостью», так и «жесткостью», максимальной мощью и исключительной подвижностью одновременно. Наличие волевого усилия подразумевает обретение силы. Чисто механическое воздействие всегда будет неуклюжим и инертным не имеющим ничего общего с техникой «внутренних» школ боевых искусств.

Приемы стиля сунь

Стиль сунь отличается небольшой амплитудой круговых движений и высокими стойками. Нет ничего удивительного в том, что внешне стиль сунь напоминает стиль ву, так как учителем Сунь Лу Таня был мастер этой школы.

Прием «открыть — закрыть» имеет особое значение для управления ци и выполняется следующим образом Сконцентрируйте ци в области дан тьян. Медленно сводите руки, и когда ладони окажутся близко друг к другу, почувствуйте, как они обнимают воображаемый энергетический шар. Зарядившись энергией, медленно разведите руки, мысленно ослабляя давление. Повторите «игру» с энергетическим шаром несколько раз, представляя, как его энергия перетекает в ваши руки.

Полный комплекс состоит из 97 приемов. Здесь же я привожу комплекс из 72 приемов, предложенным мастером во втором поколении Сунь Дзян Юн.

1. Начальный прием тай-цзи.

2. Инь — ян космоса.

3. Поднятие рук.

4. Белый журавль хлопает крыльями.

5. Открыть — закрыть.

6. Поворот колена с ударом.

7. Игра на лютне.

8. Движение — перехват — удар.

9. Скреплено печатью.

10. Открыть — закрыть.

11. Ленивый закатывает рукава.



12. Открыть — закрыть.

13. Кнут.

14. Игра на лютне.

15. Отражающая обезьяна.



16. Игра на лютне.

17. Белый журавль хлопает крыльями.

18. Открыть — закрыть.

19. Поворот колена с ударом.

20. Иголка на дне морском.

21. Веер появляется из-за спины.

22. Ленивый закатывает рукава.



23. Открыть — закрыть.

24. Кнут.

25. Облачные руки.

26. Понукание лошади.

27. Прямой удар правой ногой.

28. Прямой удар левой ногой.

29. Удар ногой с разворота.



30. Удар кулаком вниз в движении вперед.

31. Двойной удар ногой с поворотом.

32. Приручение тигра.

33. Прямой удар левой ногой.

34. Прямой удар правой ногой.



35. Движение — перехват — удар.

36. Скреплено печатью.

37. Открыть — закрыть.

38. Поворот колена с ударом.

39. Ленивый закатывает рукава.



40. Дикая лошадь распускает гриву.

41. Ленивый закатывает рукава.

42. Открыть — закрыть.

43. Кнут.

44. Атака сзади.

45. Нефритовая девушка продевает нитку в челнок.



46. Ленивый закатывает рукава.

47. Открыть — закрыть.

48. Кнут.



49. Низкая стойка.

50. Одинокий золотой петушок.

51. Отражающая обезьяна.

52. Игра на лютне.

53. Белый журавль хлопает крыльями.

54. Открыть — закрыть.

55. Поворот колена с ударом.

56. Иголка на дне морском.



57. Атака сзади.

58. Ленивый закатывает рукава.

59. Открыть — закрыть.



60. Кнут.

61. Облачные руки.

62. Понукание лошади.

63. Перекрещенные руки качают лотос.

64. Ленивый закатывает рукава.

65. Открыть — закрыть.



66. Нижняя стойка кнута.

67. Верхом на тигре.

68. Развернуть наклонный качающийся лотос.

69. Застрелить тигра.

70. Движение вперед с двойным ударом.

71. Семь звезд.

72. Стойка бесконечного предела.










Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх