ПЯТАЯ ГЛАВА 

Опасности и возможности досуга

Это звучит немного смешно, однако одна из проблем, с которыми мы столкнулись на сегодняшний день, состоит в том, что мы не научились разумно проводить свое свободное время. Хотя уже в середине ХХ века многие люди высказывали опасения по этому поводу. В 1958 году Группа по развитию психиатрии так закончила свой годовой доклад: «Для многих американцев досуг представляет опасность». Другие утверждали, что успешное развитие Америки как цивилизации будет зависеть от того, как мы используем свободное время. На чем основаны столь мрачные предостережения? Но перед тем как ответить на вопрос, как досуг влияет на жизнь общества, имеет смысл посмотреть, как он влияет на жизнь среднестатистического человека. Исторические последствия являются суммой индивидуального опыта людей, поэтому понимание последнего может помочь понять первое.

По различным причинам, обсуждавшимся ранее, мы пришли к выводу, что свободное время является для нас одной из самых желанных целей. Тогда как работа представляется нам необходимым злом, то возможность расслабиться и ничего не делать кажется большинству людей самым легким способом достижения счастья. Считается, что для того, чтобы проводить свободное время, не требуется никаких навыков, и что каждый может делать это. Тем не менее, факты свидетельствуют об обратном: проводить свободное время сложнее, чем работать. Наличие свободного времени не улучшает качество нашей жизни, если мы не знаем, как эффективно его использовать. И ни в коей мере эта способность не появляется у нас автоматически.

Еще на рубеже ХХ столетия психоаналитик Шандор Ференци заметил, что его пациенты чаще испытывают припадки истерии и депрессии по воскресеньям, чем в другие дни недели; он назвал этот синдром «воскресным неврозом». С тех пор установлено, что периоды праздников и отпусков являются периодами повышенного душевного беспокойства. Для людей, которые посвятили жизнь своей работе, выход на пенсию часто становится переходом к хронической депрессии. В наших исследованиях, проведенных с помощью метода Выборочного Исследования Опыта, мы установили, что даже физическое здоровье человека лучше, когда он сконцентрирован на какой-то цели. В выходные дни, в одиночестве и когда людям нечего делать, они чаще чувствуют симптомы недомогания.

Все эти факты свидетельствуют о том, что среднестатистический человек плохо подготовлен к свободному времяпрепровождению. Большинство людей теряют мотивацию и концентрацию внимания, когда перед ними нет цели или им не с кем общаться. Наши мысли начинают блуждать, и мы чаще, чем обычно фокусируемся на неразрешимых проблемах, которые вызывают у нас беспокойство. Чтобы избежать этого нежелательного состояния, люди прибегают к способам, которые помогают им отразить негативные проявления психической энтропии. Не всегда сознавая это, мы ищем стимуляторы, которые уберут из нашего сознания источники беспокойства. Это может быть просмотр телевизора или чтение длинных повествований, например, любовных романов или детективов, или чрезмерное увлечение азартными играми или беспорядочными сексуальными связями, или алкоголь и наркотики. Это быстрые способы сократить хаос в сознании, но они действуют короткое время, и обычно единственный осадок, который после них остается, это чувство апатии и неудовлетворенности.

Очевидно, что в результате эволюции наша нервная система приспособилась к тому, чтобы реагировать на внешние сигналы, однако она не успела адаптироваться к долгим периодам, в которых нет препятствий и опасностей. Мало людей умеет структурировать свою психическую энергию автономно, изнутри. В тех счастливых обществах, где у взрослых людей было свободное время, придумывались специальные культурные мероприятия, которые должны были занимать умы людей. К ним относились обряды и ритуалы, состоящие из нескольких циклов, танцы и спортивные соревнования, которые иногда длились несколько дней и недель – например, Олимпийские Игры, которые появились на заре европейской истории. Даже если религиозные и культурные мероприятия не проводились в какой-то местности, то, по крайней мере, каждая деревня предоставляла бесконечные возможности посплетничать и все обсудить. На площади под самым большим деревом сидели мужчины, куря трубки или жуя листья и орехи, оказывающие мягкое наркотическое воздействие, и вели обстоятельную беседу, которая упорядочивала их сознание. Мужчины до сих пор проводят подобным образом свободное время в Средиземноморском регионе, где они собираются в кофейнях, и на севере Европы, где они сидят в пивных барах.

Подобные способы избежать хаоса в сознании являются действенными до определенной степени, но они редко способствуют созданию положительных переживаний. Как мы видели ранее, лучше всего люди чувствуют себя, когда они испытывают вдохновение. Это происходит тогда, когда они полностью отдаются выполнению стоящей перед ними задачи, решению какой-то проблемы, открытию чего-то нового. В большинстве видов деятельности, вызывающих поток, присутствуют ясные цели, четкие правила и немедленные результаты – комплекс внешних факторов, на которых фокусируется наше внимание и которые требуют от нас применения наших способностей. Это именно те условия, которые обычно отсутствуют, когда мы проводим свободное время. Конечно, если мы используем свой досуг на занятия спортом, искусством или своим любимым делом, то все эти необходимые условия для потока будут присутствовать. Но просто свободное время, когда наше внимание не занято никакой специфической деятельностью, вызывает состояние, противоположное потоку - психическую энтропию, когда мы чувствуем себя вялыми и апатичными.

Не все занятия, которыми мы занимаемся в свободное время, одинаковы. Одно из главных различий существует между активным и пассивным досугом, которые оказывают разное психологическое воздействие на человека. Например, американские подростки испытывают поток (который мы определяем как моменты решения сложной задачи с применением специальных навыков) в 13% случаях - когда они смотрят телевизор, в 34% случаев – когда они занимаются любимым делом, и в 44% случаев – когда они заняты спортом или играми (смотрите таблицу №4). Это говорит о том, что, занимаясь любимым делом, вероятность испытать поток в два с половиной раза больше, чем при просмотре телевизора, и почти в три раза больше во время занятий активными играми и спортом. И, тем не менее, те же самые подростки проводят, по крайней мере, в четыре раза больше своего свободного времени, смотря телевизор, а, не занимаясь спортом или любимым делом. Эти цифры верны и по отношению к взрослым людям. Почему мы проводим в четыре раза больше времени, занимаясь тем, что менее всего способствует нашему хорошему самочувствию?




Когда мы задавали этот вопрос участникам нашего исследования, перед нами начало вырисовываться последовательное объяснение. Среднестатистические подростки признавали, что катание на велосипеде, игра в баскетбол или игра на фортепиано приносит им больше удовольствия, чем хождение по торговым центрам или просмотр телевизора. Однако, как они говорят, для того чтобы подготовиться к игре в баскетбол, требуется время – вы должны переодеться и договориться об игре с друзьями. Каждый раз, когда вы садитесь за пианино, требуется, по крайней мере, полчаса скучной практики, пока игра не начнет приносить удовольствие. Другими словами, в каждом виде деятельности, который вызывает в нас потоковое состояние, требуется начальное приложение внимания, пока нам не начнет нравиться то, что мы делаем. Человеку необходимо обладать «энергией активации» для того, чтобы получать удовольствие от сложных видов деятельности. Если человек слишком устал, чем-то обеспокоен или у него не хватает дисциплины, чтобы преодолеть это начальное препятствие, он будет делать то, что хотя и менее увлекательно, зато более доступно.

Именно в эти моменты к нам на помощь приходят «пассивные» виды отдыха. Для того чтобы поболтаться где-то с друзьями, почитать несерьезную книжку или включить телевизор, не требуется больших начальных затрат энергии. Это не требует концентрации внимания и обладания специальными навыками. Поэтому не только подростки, но и взрослые, очень часто выбирают пассивное времяпрепровождение.

В таблице №4 представлено сравнение основных видов досуга по тому, как часто они вызывают поток в данной группе американских подростков, представляющих собой поперечный разрез общества. Мы видим, что спорт и игры, занятие любимым делом и общение – три активных и/или публичных вида деятельности – чаще приводят к ощущению потока, чем три более индивидуальных и менее структурированных вида деятельности – слушание музыки, размышления и просмотр телевизора. В то же самое время, несмотря на то, что виды деятельности, вызывающие поток, являются более сложными и требующими определенных навыков, иногда они также вызывают беспокойство. Три пассивных вида деятельности, напротив, редко вызывают чувство обеспокоенности: главным образом, они способствуют расслаблению и вызывают в нас апатию. Если вы заполняете свое свободное время пассивными видами отдыха, вы не получите большого удовольствия, однако вы также избежите беспокойства. Очевидно, многие считают эту сделку выгодной.

Это не значит, что расслабляться – это плохо. Каждому нужно время, чтобы полежать, почитать несерьезный роман, посидеть на диване, ничего не делая или смотря телевизор. Как и с другими вещами в жизни, значение имеет только мера. Пассивный досуг становится проблемой, когда человек пользуется им как основным - или единственным – способом заполнения своего свободного времени. Когда пассивный отдых превращается в привычку, это начинает оказывать определенное влияние на качество жизни в целом. Например, те, кто привык тратить свободное время на азартные игры, могут обнаружить, что эта привычка мешает их работе, семейной жизни и постепенно начинает вредить их собственному самочувствию. У людей, которые смотрят телевизор больше, чем обычные люди, как правило, хуже работа и взаимоотношения с людьми. В результате широкомасштабного исследования в Германии выяснилось, что чем чаще люди читают книги, тем больше потока они испытывают в жизни; противоположная тенденция была выявлена в отношении людей, часто смотрящих телевизор. Было установлено, что чаще поток испытывают люди, которые много читают и мало смотрят телевизор, а реже всего его испытывают те, кто мало читает и часто смотрит телевизор.

Конечно, подобная зависимость не обязательно означает, что привычка к пассивному времяпрепровождению досуга ведет к тому, что у человека ухудшаются взаимоотношения с людьми, условия работы и т.д. Возможно, что причинно-следственная связь начинается с другого конца: одинокие люди, которые неудовлетворенны своей работой, склонны проводить свободное время пассивно. Или те, кто не может найти поток в жизни в других сферах, переключается на те виды деятельности, которые не требуют особых затрат энергии. Но для человеческого развития характерно, что причины и следствия следуют по кругу: то, что было следствием в начале, постепенно превращается в причину. Родители, которые плохо обращаются со своими детьми, могут заставить ребенка занять оборонительную позицию, основанную на его подавленной агрессии; когда ребенок вырастит, именно этот оборонительный стиль поведения, а не первоначальная травма, может привести к тому, что он сам станет плохо обращаться со своими детьми. Таким образом, привычка к пассивному времяпрепровождению досуга является не только следствием предшествующих проблем, но и сама становится полноценной причиной, которая может отрезать дальнейшие пути к улучшению качества жизни человека.

Фраза «хлеба и зрелищ» стала избитым выражением, описывающим, как в течение нескольких веков распада Римской Империи удавалось поддерживать настроение в массах. Правящие классы сдерживали социальные беспорядки путем обеспечения достаточного количества пищи, что поддерживало тело, и достаточного количества зрелищ, чтобы занять умы граждан. Вряд ли, это была сознательно выбранная тактика, однако, похоже, что ее широкое применение оказалось действенным. Это не первый и не последний случай, когда обеспечение возможностей для отдыха помогает сдержать беспокойство в том или ином обществе. Первый историк Запада, грек Геродот, описал в «Персидских войнах», как три тысячи лет назад Атис, царь Лидии в Малой Азии, ввел игры с мячом, чтобы отвлечь своих подданных, когда в результате нескольких неурожаев начались волнения среди голодного населения. Он писал: «План противостояния голоду состоял в том, что один день они полностью посвящали играм, чтобы не думать о еде, а на следующий день они ели и не занимались играми. Таким образом, они провели восемнадцать лет».

Похожая ситуация сложилась и в Константинополе во времена упадка Византийской Империи. Чтобы поддержать настроение граждан, в городе устраивались бега на колесницах. Те, кто лучше всех управлял колесницами, становились богатыми и знаменитыми, и их автоматически избирали в Сенат. В Центральной Америке до Испанского завоевания индейцами майя была придумана игра, похожая на баскетбол, которая занимала зрителей в течение целых недель. В наше время несовершеннолетние подростки, не имеющие избирательных прав, зависят от спорта и развлечений, которые дают им признание в обществе. Они расходуют свою избыточную энергию на баскетбол, бейсбол, бокс и популярную музыку, которые сулят им славу и богатство. Можно дать этому явлению две совершенно противоположные оценки, в зависимости от того, с какой стороны на него посмотреть. Кто-то может увидеть в этом использование досуга как «опиума для народа», если перефразировать выражение Маркса о религии. А кто-то увидит в этом творческий подход к разрешению опасной ситуации, когда другие способы неэффективны.

Похоже, что исторические факты дают основание предположить, что общество начинает испытывать сильную зависимость от досуга – и особенно пассивного досуга – только тогда, когда оно неспособно занять своих членов значимой производственной деятельностью. Таким образом, тактика «хлеба и зрелищ» становится последним ухищрением, которое откладывает распад общества только на какое-то время. На примере современной истории мы можем понять, что происходит в такие периоды. Например, многие представители коренного населения Северной Америки потеряли возможность испытывать поток на работе и в социальной жизни, и поэтому они пытаются испытать его в тех видах досуга, которые имитируют их прежний приятный образ жизни. Раньше молодые индейцы племени навахо испытывали удовольствие, когда верхом на лошадях гнали стада овец по горам Юго-запада или принимали участие в обрядах с песнями и плясками, длившихся целые недели. Сейчас, когда эти традиции ушли, они пьют алкогольные напитки и на всей скорости гоняют на автомобилях по пустынным дорогам, пытаясь таким образом вновь обрести поток. Количество смертей в результате дорожных аварий, возможно, не превышает смертности во времена племенных междоусобиц или во время выпаса скота, однако эти смерти выглядят более бессмысленными.

Эскимосы тоже переживают опасный переходный период. Молодые люди, которым больше не нравится охотиться на тюленей и ставить капканы на медведей, переключаются на автомобили, которые становятся для них средством спасения от скуки и значимой целью. На самом деле в Арктике целые районы не имеют дорожного сообщения с другими районами, в то время как там построены мили дорог для одной только цели – гонок автомобилей. В Саудовской Аравии избалованные отпрыски нефтяных магнатов считают езду на верблюдах устаревшей и пытаются возродить свой интерес, гоняя на современных Кадиллаках по бездорожью пустынь или по узким улочкам Эр-Рияда. Когда производственная деятельность становится слишком рутинной и незначительной, то досуг перенимает эстафету. Постепенно на него уходит все больше времени, и он основывается на все более усовершенствованных и искусственных методах стимуляции.

Некоторые люди, которые не получают удовольствия от своей работы, вообще отказываются от производственной деятельности, чтобы вести праздную жизнь, приносящую им поток. Для этого необязательно иметь много денег. Некоторые очень квалифицированные инженеры уходят с работы и зимой моют посуду в ресторанах, чтобы летом позволить себе заняться скалолазанием. На обоих побережьях Америки, где есть хорошие волны, существуют поселения серферов, которые живут впроголодь, «питаясь» только потоком, который они испытывают, выходя в море на своих досках.

Австралийский социолог Джим Макбет взял интервью у десятков моряков, которые из года в год ходят на своих суднах между островами южной части Тихого океана. У многих из них ничего нет, кроме лодки, в которую они вложили все свои сбережения. Когда им нужны деньги на еду или ремонт судна, они останавливаются в любом порту и выполняют случайную работу, пока не пополнят свои запасы. Затем они отправляются в новое путешествие. «Я смог отбросить ответственность, ушел от скучной жизни и стал немного авантюристом. Мне нужно было сделать что-то со своей жизнью, а не просто потреблять ее, как растение», - говорит один из современных аргонавтов. «Это был шанс сделать что-то действительно важное в моей жизни; важное и незабываемое», - говорит другой. Или слова другого моряка:


Современная цивилизация изобрела радио, телевидение, ночные клубы и огромное множество механических развлечений, чтобы оживить наши чувства и увести нас от очевидной скуки земли, солнца, ветра и звезд. Мореплавание возвращает нас к этой реальности прошлого.


Некоторые люди не уходят с работы совсем, однако они перемещают акцент с работы на свободное время, которое становится основной целью их жизни. Один серьезный альпинист описывает самодисциплину в своем виде спорта, укрепляющую бодрость духа, как тренировку для всей последующей жизни: «Если ты выиграешь эту битву, эту битву против самого себя … тебе станет легче выигрывать битвы в мире». А вот слова бывшего бизнесмена, удалившегося в горы, чтобы стать плотником:


Я мог бы заработать много денег, работая в компании, но однажды я понял, что эта жизнь не приносит мне удовольствия. В моей жизни не происходило ничего, что делало бы ее стоящей. Я понял, что, проводя большую часть времени в офисе, я перепутал свои приоритеты … А годы шли. Мне нравится быть плотником. Я живу в тихом и красивом месте и почти каждую ночь я поднимаюсь в горы. Я думаю, что для моей семьи важнее то, что я спокоен и нахожусь рядом с ними, чем все материальные блага, которые я теперь не могу им дать.


Превращение из бизнесмена в плотники – это пример того, как некоторые люди могут творчески изменить свою жизнь. Они ищут, пока не найдут такую деятельность, которая была бы продуктивной, а также привносила бы в их жизнь как можно больше потока. Похоже, что другие альтернативы приносят меньшее удовлетворение; человек слишком много упускает, если превращается в трудоголика или убегает от работы, ведя праздную жизнь. Большинство людей, однако, довольствуется тем, что делит свою жизнь на скучную работу и рутинные развлечения. Интересный пример того, как вдохновение покидает сферу работы и перемещается в сферу отдыха, представлен в исследовании альпийской деревни, проведенном Антонеллой Делле Фаве и Фаусто Массимини, психологами из Миланского Университета. Они взяли интервью у сорока шести членов большой семьи, проживающей в отдаленной горной деревушке Понт Трентаз, жители которой имеют машины и телевизоры, однако до сих пор занимаются традиционными видами деятельности: пасут скот, выращивают фрукты и занимаются работами по дереву. Психологи попросили представителей трех поколений жителей деревни описать, когда и как они испытывают поток в своей жизни (смотрите график №2).




Старшее поколение испытывает поток чаще и в основном это происходит во время выполнения работы – когда они заготавливают сено в полях, чинят амбар, пекут хлеб, доят коров, работают в саду. Среднее поколение, которое включает в себя людей в возрасте от 40 до 60 лет, испытывает поток в равной степени от работы и от отдыха, например, когда они смотрят телевизор, ездят в отпуск, читают книги или катаются на лыжах. Внуки в самом младшем поколении продемонстрировали противоположную картину по сравнению со своими дедушками и бабушками: они реже всего испытывают поток и чаще всего это происходит во время досуга. Самыми распространенными видами развлечений для них являются танцы, катание на мотоцикле и просмотр телевизора. (График №2 не показывает, как часто испытывают поток представители того или иного поколения; он просто показывает процентное соотношение потока, которое они испытывают во время работы и во время досуга).

Не все различия в поколениях в деревне Понт Трентаз являются результатом социальных изменений. Некоторые из них являются нормальными этапами развития, через которые проходит каждое поколение: молодые люди всегда более зависимы от развлечений, основанных на искусственно созданном риске и стимуляции. Но почти несомненно то, что эти нормальные различия увеличиваются, когда общество переживает социальные и экономические изменения. В таких случаях старшее поколение все еще видит смысл в традиционной производственной деятельности, тогда как их дети и внуки, которые все более устают от работы, являющейся, на их взгляд, бессмысленной, прибегают к развлечениям как к средству избежать психической энтропии.

Традиционные сообщества в США, такие как амиши и меннониты[5] , смогли избежать разделения работы и потока. В их повседневной фермерской жизни очень трудно определить, где заканчивается работа и начинается досуг. Большинство видов деятельности, которыми они занимаются в «свободное время», такие как плетение ковров, работа по дереву, пение или чтение, являются полезными и продуктивными в материальном, социальном и духовном смыслах. Конечно, они достигли этого ценой задержки своего развития на таком этапе технологического и духовного прогресса, который сейчас нам кажется странным и причудливым, словно кусочек древности, застывший в янтаре. Неужели это единственный способ сохранить целостность радостного и продуктивного существования? Или возможно воссоздать образ жизни, который сочетал бы эти черты в рамках продолжающейся эволюции?

Чтобы наилучшим образом использовать свободное время, человек должен посвящать ему столько же внимания и изобретательности, сколько он посвящает своей работе. Занятие активным отдыхом, который способствует развитию человека, не такое простое дело. В прошлом люди ценили досуг, потому что он давал им возможность экспериментировать и развивать свои навыки. На самом деле, до того как наука и искусство стали профессиями, именно в свободное время люди сделали многие научные открытия, написали стихи, картины и музыкальные произведения. Грегор Мендель делал свои знаменитые генетические эксперименты, поскольку ему нравилось заниматься этим на досуге; Бенджамин Франклин следовал своему увлечению, а не предписаниям своей работы, когда он экспериментировал с электричеством, получаемым с помощью трения линз, и молниеотводами; Эмили Дикинсон писала свои возвышенные стихи, чтобы упорядочить свою собственную жизнь. Сегодня считается, что только эксперты могут интересоваться подобными вопросами; если любители на свой страх и риск пытаются проникнуть в сферы, предназначенные только для специалистов, над ними смеются. Однако любители – те, кто делает что-то из любви к этому – привносят интерес и удовольствие в свою собственную жизнь и в жизнь других людей.

Но не только неординарные люди могут творчески использовать свое свободное время. Все народное искусство – песни, ткани, гончарные изделия и резьба по дереву, которые дают каждой культуре свою самобытность и известность – является результатом работы простых людей. Они пытались выразить в нем свои наилучшие способности в свободное от работы и хозяйственной деятельности время. Трудно представить, каким скучным был бы мир, если бы наши предки использовали свободное время на пассивные развлечения, а не на исследование красоты и приобретение знаний.

В настоящее время около 7 процентов всех невосполнимых видов энергии, которыми мы пользуемся – электричество, бензин, бумага и металлы – идет, главным образом, на обеспечение нашего досуга. Значительное количество планетарных ресурсов тратится на строительство и орошение полей для гольфа, напечатание журналов, обеспечение полетов самолетов на туристические курорты, производство и передачу телевизионных программ, конструирование и заправку моторных лодок и мотосаней. Как это ни парадоксально, но похоже, что на наше ощущение счастья от проведения досуга совсем не влияет – по крайней мере, негативно – количество материальной энергии, которую мы на него затрачиваем. Индивидуальные виды деятельности, которые требуют от нас применения наших навыков, знаний и вложения эмоций, приносят нам такое же удовлетворение, как те виды деятельности, для осуществления которых требуется оборудование и энергия внешних факторов, а не наша собственная психическая энергия. Приятный разговор, работа в саду, чтение поэзии, добровольная помощь в больнице или открытие для себя чего-то нового не требуют от нас больших ресурсов, и в то же время мы получаем от них, по крайней мере, такое же удовольствие, как от вещей, которые требуют от нас в десять раз больше ресурсов.

Так же как качество жизни отдельного человека в значительной степени зависит от того, как он использует свое свободное время, так и качество жизни общества зависит от того, что его члены делают в свое свободное время. Городские районы выглядят такими унылыми, поскольку, как мы можем предположить, за эффектными фасадами домов, возвышающимися над изумрудными лужайками, никто не занимается ничем интересным. Есть целые страны, в которых из разговоров даже с представителями общественной элиты складывается впечатление, что их не интересует ничего, кроме денег, семейных дел, моды, отпусков и сплетен. В то время как есть некоторые места в мире, где можно встретить специалистов, ушедших на пенсию, восторгающихся классической поэзией, которые собирают древние рукописи в своих библиотеках, или фермеров, которые играют на музыкальных инструментах или записывают истории своих деревень. Таким образом, они сохраняют лучшие творения наших предков и добавляют к ним свои собственные.

В любом случае, мы видим, что как на социальном, так и на индивидуальном уровне роль досуга может проявляться как следствие и как причина. Когда образ жизни социальной группы устаревает, работа превращается в скучную рутину, а обязанности сообщества теряют свое значение, велика вероятность того, что досуг станет играть все более важную роль в жизни общества. А если общество становится слишком зависимым от развлечений, то возникает вероятность того, что у людей будет оставаться меньше психической энергии, для того чтобы творчески решать технологические и экономические задачи, сложность которых неизбежно возрастает.

Возможно, нелогично бить тревогу по поводу индустрии развлечений в то время, когда в США она так успешно развивается. Музыка, кино, мода и телевидение приносят нам твердую валюту со всего мира. Магазины видеопроката появляются практически на каждом углу, сокращая тем самым уровень безработицы. Наши дети смотрят на знаменитостей из журналов и телевидения как на пример, по которому они строят свою жизнь. А наше сознание наполнено информацией о жизни спортсменов и звезд кино. Как этот успех может нам навредить? Если мы оцениваем эти тенденции только с финансовой точки зрения, то все в порядке. Но если мы подсчитаем долгосрочные последствия от пристрастия поколений к пассивным развлечениям, то эта розовая картинка покажется нам довольно мрачной.

Как избежать опасности разделения жизни на работу, которая бессмысленна, потому что она не свободна, и досугом, который бессмыслен, потому что у него нет цели? Один возможный выход был предложен на примере творческих личностей, который мы обсуждали в предыдущей главе. В их жизни работа и игра неотделимы друг от друга, как это было у людей в традиционных обществах. Однако в отличие от последних, они не остановились в своем развитии в какой-то момент времени. Они используют лучшие знания прошлого и настоящего, чтобы найти лучший способ существования в будущем. Свом опытом они учат нас, что больше нет оснований бояться свободного времени. Работа сама по себе может приносить такое же удовольствие, как и отдых. А когда нам необходим перерыв в работе, отдых может стать настоящим источником восстановления сил, вместо того чтобы быть способом притупления сознания.

Если же вы не можете улучшить свою работу, другой выход заключается в том, чтобы сделать так, чтобы, по крайней мере, свободное время стало для вас реальной возможностью испытать поток. Используйте его для познания себя и окружающего мира. К счастью, в мире полно интересных вещей, которыми можно заняться. Только отсутствие воображения или отсутствие энергии стоят на нашем пути. В противном случае каждый из нас мог бы стать поэтом или музыкантом, изобретателем или исследователем, филологом-любителем, ученым, художником или коллекционером.



Примечания:



5

Американские религиозные секты, последователи епископа Аммана, XVII в. (Прим. переводчика)









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх