• 44. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА
  • 45. ШАГ ЗА ШАГОМ
  • 46. МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ...
  • 47. ПУТЬ К ВЕРШИНЕ
  • 48. ГРУППОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – 1
  • 49. ГРУППОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – 2
  • Глава 4

    СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

    44. СТИЛИ ЛИДЕРСТВА

    Цели:

    а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

    б) потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств;

    в) попрактиковаться в совместной работе над групповой задачей, анализируя влияние на результат разнообразных стилей руководства;

    г) продемонстрировать на практике различия, присущие подходу различных типов лидеров к решению задачи и исполнению своих лидерских функций, а также влияние позиции лидера на результат групповой деятельности.

    Размер группы: 20-25 человек.

    Ресурсы: флип-чарт, маркеры для записей.

    Время: 1-1,5 часа.

    Ход игры

    Первый этап

    – Рассаживайтесь поудобнее, сосредоточьтесь и попробуйте представить, как бы вы продолжили предложение: «Когда я думаю о лидере, я представляю себе.» Теперь давайте расскажем товарищам о лидерах, образы которых мы представили себе. Каковы наиболее яркие черты этих личностей?

    Кто такой лидер? Считаете ли вы правильным следующее определение: «Лидер – тот, кто стоит во главе группы, кто определяет основные направления ее деятельности и влияет на поведение ее членов». Что бы вы могли добавить / изменить в предложенной формулировке?

    Различают лидеров формальных и неформальных. Кто он, ваш лидер?

    Часто определяют два типа лидерства: деловой (лидер, побуждающий группу работать ради достижения целей, но не принимающий во внимание эмоциональное состояние членов команды) и социоэмоциональный (лидер, в процессе совместной деятельности учитывающий эмоциональные потребности подчиненных). Какой из двух (или смешанный?) типов лидерства предпочитает ваш герой? Что вы можете сказать о стиле лидерства, присущем вашему герою, – демократический, авторитарный, попустительский?

    Второй этап

    Делим группу на три подгруппы. В каждой из подгрупп просим выбрать одного представителя на роль руководителя группы. После того как выборы завершены, соглашаемся с кандидатом первой подгруппы и определяем для него роль лидера, работающего в демократическом стиле. Соглашаемся также с кандидатурой лидера второй группы. У него стиль лидерства определяем как попустительский. А решение третьей подгруппы не утверждаем. Тренер сам назначает подгруппе лидера-автократа, склонного к авторитарному, диктаторскому стилю руководства.

    Вслед за этим объявляем групповое задание. Для каждой подгруппы оно одинаковое: связать максимально длинную цепочку из шнурков от обуви участников подгруппы. На эту работу группам дается 5 минут.

    Обсуждение

    ? Какая из групп лучше других справилась с задачей, какая – на втором, а какая – на третьем месте?

    ? Как группа реагировала на демократического / попустительствующего / авторитарного лидера?

    ? Как и в чем проявлялась роль лидера подгруппы? Какой тип и стиль лидерства предпочтительнее, на ваш взгляд?

    ? Какой стиль лидерства, по вашему мнению, будет оптимальным:

    • в ситуации бытовой ссоры между супругами;

    • роли:

    • капитана корабля, терпящего крушение в океане;

    • лидера студенческой тусовки в ходе подготовки к фестивалю;

    • директора школы, поставленного в кризисную ситуацию из-за текучести кадров;

    • учителя в ходе экспериментов, связанных с электроприборами;

    • руководителя литературной студии при отборе и обсуждении рассказов, которые войдут в следующий выпуск альманаха.

    На чем основывался ваш выбор в каждом конкретном случае?

    Кстати! Материалы для тренера

    Квинн. Вирджиния Н. Прикладная психология. 4-е междунар. изд. СПб.: Питер, 2000.

    Д. Макгрегор установил, что конкретные методы работы лидера зависят от общей концепции, которой данный лидер придерживается в отношении людей. Макгрегор выделил две возможные концепции, назвав их теорией X и теорией Y Теория X – это пессимистический взгляд на природу человека. Руководители, исповедующие теорию X, исходят из убеждения, что человек по природе своей ленив, избегает работы и связанной с ней ответственности. Они считают, что их подчиненные преследуют свои эгоистические интересы, что им безразличны интересы организации, что люди в большинстве своем не желают самостоятельно принимать решения, а склонны подчиняться решениям вышестоящего лица. В результате такой руководитель вынужден постоянно контролировать своих подчиненных, ведь он убежден, что. их нужно проверять, подгонять и даже наказывать, когда они не желают приложить усилий.

    Напротив, теория Y предполагает более позитивный взгляд на человека. Ее приверженцы считают, что человек от природы деятелен и способен сам организовать свою деятельность, что в благоприятных условиях он стремится к ответственности, к самостоятельному принятию решений, проявляя при этом присущее ему творческое воображение. Лидер, исповедующий теорию Y, не будет оказывать давления на людей или угрожать им наказанием, он скорее представит им полную свободу действий.

    Развивая теорию Макгрегора, В. Оуши предложил еще один вариант отношения к человеку, назвав его теорией Z. Лидеры, придерживающиеся теории Z, исходят из того, что людям присуща некоторая активность, но без надлежащего руководства они, скорее всего, будут работать неэффективно. Такие руководители стремятся установить доверительные и кооперативные отношения со своими работниками, стараются воспитать в подчиненных преданность организации и построить работу так, чтобы самые важные решения рядовые работники и управляющий персонал принимали совместно(с. 499-500).

    Лексикон ВЛАСТИ

    В различных сферах жизни люди совершают значительное количество властных поступков – в личной жизни (влияние в семье), в профессиональной сфере (влияние на подчиненных, коллег) и т. п. В организации власть представляет собой ресурс, воплощающийся в наращивании порядка, повышении уровня организованности и регламентации жизни по всем параметрам жизнедеятельности.

    Лидерство и власть невозможно разделить, поскольку власть выражает реальное лидерство. Власть означает способность проявлять свободу действий согласно своим целям и своей воле.

    Доступность (возможность использования) источников власти приводит к увеличению числа действий, обеспечивающих влияние на других людей. Чем более доступны источники (средства) власти, тем чаще субъект стремится влиять на поведение других.

    В социуме власть есть способ влияния, подчинения, принуждения в соответствии с фактическим или предполагаемым балансом сил в обществе, направленным на сохранение существующего положения.

    Классификация носителей власти

    1. Бюрократия – власть уполномоченных над неуполномоченными. Бюрократов ругают всегда и везде. Но все прекрасно понимают, что без аппарата – чиновного люда – прожить в обществе нельзя. Выщеляют подвиды бюрократии:

    • формализм, т. е. следование в первую очередь букве инструкции без учета реальных обстоятельств и жизненных интересов;

    • волокита – затягивание всяких дел в силу либо несостоятельности, либо умышленного вымогательства;

    • казенщина – наблюдение за работой по видимости с соблюдением абсолютно несущественных мелочей в ущерб практическому делу;

    • волюнтаризм, мздоимство, лихоимство, коррупция.

    2. Наукократия – власть знающих над незнающими. Человечеству и человеку на протяжении всей истории приходится бороться за свое существование. Природа дала ему одно преимущество – понимать сущность закономерностей окружающего мира.

    3. Плутократия – власть имущих над неимущими. Наиболее известные методы – лоббирование интересов банкиров, промышленников, представителей ВПК. Финансовую поддержку на выборах своим кандидатам обеспечивают плутократы.

    4. Партократия – власть организованных над неорганизованными. Политические партии являются носителями моделей устройства власти, и избежать партийности, самого факта появления и существования партий, их влияния на жизнь общества невозможно.

    5. Райтократия – власть пишущих над читающими. В настоящее время общество перешло из века постиндустриального в информационный. Вся информационная среда, в которой находится человек, является на сто процентов искусственной. Люди знают и понимают только то, что заранее подготовлено и предъявлено им райтократами.

    6. Технократия – власть умеющих над неумеющими. Влияние технократов присутствует во всех сферах политической и общественной жизни. Влияние наукократов и технократов на политические процессы, происходящие в обществе, необходимо рассматривать в паре, так как зачастую технократы претворяют в жизнь то, над чем работают наукократы.

    7. Демократия – власть большинства над меньшинством. Традиционно принято считать, что демократия есть лучшее устройство государства. Но демократия пригодна не для любых условий и не является идеальной формой государственного устройства.

    8. Автократия – власть сильных над слабыми. В природе человека заложено стремление не только властвовать над другими, но и искать тех, кого надо слушаться, кому подчиняться, кем руководствоваться.

    По материалам статьи «Лидерство как власть» профессора А. Я. Кибанова, http://www.elitarium.ru , 28.5.2008

    45. ШАГ ЗА ШАГОМ

    Цели:

    а) предложить членам группы испробовать новую модель выхода из кризисных ситуаций, принятия решений;

    б) развить лидерские качества, умение анализировать информацию;

    в) оказать групповую поддержку и показать важность и эффективность групповой работы над решением проблемных ситуаций, роль лидерского стиля в действии.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: не требуются.

    Время: 30-60 минут.

    Ход игры

    Психодраматическое упражнение, помогающее «олицетворить» наши проблемы, наделить образностью поиск путей выхода из проблемной ситуации, получить групповую поддержку.

    Каждый может рассказать группе о проблемной ситуации, которую он хотел бы разрешить. После описания ситуации идет групповое обсуждение. На доске записываются этапы решения проблемы. Их может быть несколько.

    Например, вы хотите устроить день рождения, но не считаете себя мастером организации такого рода вечеринок. Разбиваем решение проблемы на этапы.

    1. Где и когда назначить праздник?

    2. Как пригласить гостей?

    3. Чем угостить гостей?

    4. Чем занять гостей, кроме застолья?

    Каждая подтема «получает свое лицо». Игрок, с которым вместе мы попытаемся разобраться в сложной ситуации, выбирает из группы кого-то, кто будет «лицом» первого шага в решении проблемы, затем назначает «ответственного» за второй шаг и т. д.

    Когда все шаги персонифицированы, размещаем задачу на плоскости: каждый по порядку занимает свое место в комнате – садится на стул и ждет своей очереди. Так выстраивается своеобразная «дорога к цели».

    Герой начинает с первого этапа. Он подходит к выбранному ассистенту и начинает обсуждать с ним все, что может помочь преодолеть с успехом этот этап. В нашем примере Герой и Лицо первого этапа обсуждают все «за» и «против» вечеринки дома, пикника на природе, похода в кафе или ресторан, а может быть, и менее традиционных вариантов для праздничной встречи: совместный поход в кино, театр, сауну, на выставку... Так или иначе, определившись с первым вопросом, наш Герой решает, где и когда будет праздновать свой день рождения.

    На второй этап он приходи не один, а с Лицом первого этапа – товарищем, который уже частично знаком с проблемой, с подходом к ней, с ожиданиями Героя. Вместе они преодолевают и этот этап. В продвижении к цели на следующем этапе будут участвовать уже четыре человека: Герой, два помощника (ассистенты первого и второго этапов) и Лицо третьего этапа.

    Кстати! Материалы для тренера

    Любой руководитель (директор, управляющий, начальник, менеджер...) занят одновременным решением многих задач. Три из них – своеобразные «киты», на которых держится ЭФФЕКТИВНОЕ РУКОВОДСТВО. Речь идет о необходимости:

    • достичь максимально высокого результата, т. е. нацеленность организации на выполнение задачи, достижение цели;

    • развить отношения в коллективе, которые помогут сотрудникам быть максимально эффективными как команда;

    • поддержать отдельно взятого работника как личность в его самореализации, в том, насколько он сможет быть максимально полезен команде сотрудников и в достижении намеченной цели.

    Социальная сущность организации проявляется именно в том, что цель, стоящая перед ней, может быть эффективно достигнута, если учтен «человеческий фактор». Этот подход тесно связан со Школой человеческих отношений, основоположниками и ведущими идеологами которой считаются Мэри Паркер Фоллетт (1869-1933) и Элтон Мэйо (1880-1949). Они заметили и экспериментально подтвердили, что человек далеко не всегда ведет себя рациональным образом, неоднозначно реагирует на экономические стимулы и требует индивидуального, а не стандартизированного подхода. Проведенные ими эксперименты на заводе «Уэстерн Электрик» позволили выявить следующие закономерности:

    • четко разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда;

    • силы, возникавшие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти и часто превосходили усилия руководителя;

    • давление со стороны коллег по группе часто оказывалось более действенным, чем желания руководства и материальные стимулы.

    С точки зрения Школы человеческих отношений можно выделить следующие факторы эффективного руководства:

    • хорошее знание формальной и социальной структуры организации;

    • разработка общего для структуры языка общения;

    • такое развитие системы коммуникаций, при котором учитывались мнения сторон;

    • разработка мер по предотвращению сопротивления нововведениям;

    • учет зависимого положения рабочего и его стремления к упрочению своего статуса;

    • учет эмоциональной стороны человеческой натуры.

    Люди объединяются вместе только тогда, когда имеют возможность достичь желаемых личностных результатов: в реализации своих способностей, в получении статуса и уважения, в материальном доходе, в признании своих способностей, знаний, талантов, в профессиональном росте.

    Руководитель строит свои взаимоотношения в каждом из трех кругов влияния, определяя тем самым стиль и успешность своего руководства.

    46. МЫ, НИЖЕПОДПИСАВШИЕСЯ...

    Цели:

    а) потренироваться в принятии решений, определении четких и ясных целей деятельности;

    б) создать предпосылки для выявления лидерских качеств, личного стиля участников группы;

    в) поддержать и усилить потенциал участников группы в условиях игровой конфликтной ситуации;

    г) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

    Размер группы: желательно не более 20 участников.

    Ресурсы: рабочие бланки и ручки для каждого участника.

    Время: 45-60 минут.

    Ход игры

    У каждого участника – лист с описанием игры.

    Описание игры

    Художественно-оформительский комбинат – частное предприятие, которое существует уже более десяти лет в небольшом городке на периферии. Комбинат небольшой, но многие годы был прибыльным из-за строительного бума, обеспечившего постоянные и большие муниципальные заказы: оформительские работы для государственного жилья, промышленных предприятий, наглядная агитация в районе новостроек.

    Работники комбината – художники-оформители, возраст многих из них близок к пенсионному, работники производственного цеха – люди, в большинстве своем, «рукастые», но без специального образования. Немалое число работников – женщины, многие из которых – матери-одиночки. Есть несколько выпускников школ, которые пока не определились с профессией, с учебой. Работают на комбинате (на подходящих для этого местах) и около десятка людей с ограниченными физическими возможностями или отставанием в психическом развитии. Для них такая работа – возможность влиться в коллектив обычных людей, почувствовать себя полезными и востребованными.

    Прекращение государственных и муниципальных заказов на строительство привело к застою и материальным убыткам. Хозяин комбината стоит перед дилеммой: пытаться «выжить», ничего не меняя, или перепрофилировать производство на частные заказы: нестандартное оформление, дизайн коттеджей, вилл. Это потребует разработки индивидуальных проектов и немалых вложений в новые технологии.

    Если все пройдет успешно – риск оправдается многотысячными прибылями, которые помогут развить новые линии и повысить зарплаты работникам. Если же нет...

    Работники комбината грозят забастовочными акциями в случае увольнения или ухудшения условий труда. Найти им замену в условиях периферийного городка и при переходе на новые производственные циклы тоже будет сложно.

    Хозяин комбината видит несколько путей разрешения конфликтной ситуации и соглашения с работниками.

    1. Он обратится ко всем работникам с рассказом о желательных переменах. Он, как хозяин производства, обоснует необходимость изменений и уволит тех, кто не согласится пойти на риск, а будет угрожать забастовочными санкциями.

    2. Он встретится с представителями рабочего коллектива. С каждой группой он побеседует о значении и перспективах ожидаемых перемен. Он обратится к работникам с предложением пойти на осознанный риск и стать его партнерами в решении поставленных задач приложить все силы для успешного преодоления кризиса.

    3. Он выступит на общем собрании коллектива и расскажет о тех перспективах, которые откроются перед комбинатом и его работниками при успешном решении задачи. Затем он сразу примет решение об изменениях в производственном процессе.

    4. Он встретится с большими представительскими группами работников, расскажет обо всех плюсах и минусах реконструкции и перепрофилирования предприятия. Попросит поддержки и предложит от каждой группы делегировать одного-двух представителей для продолжения переговоров и подготовки к началу реконструкции.

    Задание: участники на своем листе оценивают отдельно каждое из решений по пятибалльной шкале (от 1 до 5). Когда все оценки проставлены, подписывают свой вариант ответа.

    Таблица 1

    Действия, направленные на решение задачи

    Таблица 2 Действия, направленные на разрешение конфликта

    В это время один-два члена группы выбираются ведущим на роль наблюдателей. Их задача – проследить за тем, как на следующем этапе, разбившись на группы в 5-7 человек, участники будут вырабатывать единый групповой подход к оценке эффективности полученных хозяином комбината предложений.

    Свои наблюдения они отразят в двух таблицах (запишут по два-три имени в подходящих рубриках).

    Обсуждение

    ? Ваше впечатление от совместной работы?

    ? Принята ли ваша оценка предложений хозяина группой? Считаете ли вы, что в ходе обсуждения сами придерживались того стиля, который рекомендовали бы хозяину предприятия?

    ? Что вы думаете об оценке вашей роли в решении конфликта наблюдателями?

    ? Какие из качеств лидера вы могли наблюдать в себе / в товарищах в ходе игры?

    ? Не привели ли групповая дискуссия и споры к ухудшению партнерских отношений в группе? Почему?

    ? Если бы пришлось сыграть еще раз, что бы вы хотели изменить / улучшить в своей роли? В поведении товарищей по группе?

    Кстати! Материалы для тренера

    Разнообразие условий существования, множество различий в типах организаций и задачах, которые они решают, допускает множественность оптимальных типов лидерства. Производительность группы зависит от взаимодействия стиля лидерства и степени благоприятности ситуации. Легче быть лидером если:

    • твоя власть закреплено формально и имеются инструменты для реального влияния;

    • есть атмосфера доверия и сотрудничества с подчиненными;

    • организация способна выполнять поставленные перед ней задачи, имеет потенциал для развития.

    Если имеются все эти условия, то наилучшим типом лидерства для успешной и эффективной работы является лидерство, ориентированное на задачу. Если все перечисленные условия не выполняются, наилучшим также является лидерство, ориентированное на задачу.

    То есть лидеры, ориентированные на задачу, действуют лучше в крайне благоприятных либо в крайне неблагоприятных ситуациях.

    В ситуациях со средней благоприятностью лучше действуют лидеры, ориентированные на создание отношений.

    47. ПУТЬ К ВЕРШИНЕ

    Цели:

    а) потренироваться в определении четких и ясных целей деятельности;

    б) создать предпосылки для выявления неповторимых лидерских качеств, личного стиля участников группы;

    в) поддержать и усилить творческий потенциал участников;

    г) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

    Размер группы: желательно не более 20 участников.

    Ресурсы: листы бумаги и ручки для каждого участника, магнитофон с музыкальными записями.

    Время: от 15 минут до получаса.

    Ход игры

    – У каждого из нас есть цель. Сейчас мы сосредоточимся не на личных целях, а на тех, которые мы ставим перед собой в качестве лидеров. То есть это могут быть цели, связанные с самосовершенствованием и обучением чему-либо, с достижением успеха в какой-то области, с продвижением проекта, с улучшением коммуникации, навыков, умений.

    Коротко, одной фразой, напишите на листочках определенную вами цель. Спасибо!

    Теперь рассчитайтесь на первый-второй. Первые номера выстраиваются в шеренгу. Лицом к ним вторую шеренгу образуют вторые номера. У нас получился коридор. Вот здесь (на «выходе» из коридора ведущий ставит какой-нибудь предмет-символ) мы установим кубок как символ достижения цели.

    В чем заключается задача? Каждому из вас придется сейчас пройти собственный путь к вершине. Ваши цели разные, в группе каждый – самоценная и уникальная личность со своим опытом и стилем лидерства. Поэтому и манера, способ прохождения пути к вершине у вас должны быть разными. Придумайте свою «походку», образ движения, которые могли бы выразить ваш настрой, вашу стратегию и тактику, смогли бы стать зримой метафорой дороги, которую вы решили преодолеть!

    Звучит музыка, и участники один за другим (под аплодисменты товарищей) преодолевают свой путь к вершине.

    Крепкий орешек

    Тест «Ваш стиль руководства»

    Каждому, кто мечтает реализовать свои способности и добиться успеха, важно знать, каким образом он сможет раскрыть, развить и применить в деле свои лидерские таланты. Ознакомьтесь с тестом и отметьте 12 высказываний, в наибольшей степени соответствующих вашей точке зрения. Постарайтесь быть честными сами с собой.

    1. Ответственность и забота о других людях – две основные черты вашего характера.

    2. Вы считаете невозможным управление без хорошо продуманной организации и контроля.

    3. Вы полагаете, что лидер должен уметь соблюдать нейтралитет и быть всегда объективным.

    4. Лидером может быть только тот, кто работает больше всех и почти во всех областях делает больше своих подчиненных.

    5. Лидер в бизнесе должен быть не только хорошим администратором, но и грамотным специалистом.

    6. Лидером может стать только тот, кто способен выдержать серьезную конкуренцию, продвигаясь по должностной или карьерной лестнице.

    7. Лидер должен реально представлять себе главную цель и стремиться к ее достижению.

    8. Лидер должен заботиться и о мелочах, которые могут повлечь за собой серьезные неприятности, если вовремя не обратить на них внимание.

    9. Тот, кто стоит у руля, не должен бояться по-отечески вести себя с подчиненными.

    10. Лидер соответствует своему положению лишь тогда, когда люди в его команде могут вполне положиться на его справедливость.

    11. Искусство руководить людьми – это в первую очередь способность импровизировать.

    12. Кто хочет управлять людьми, не должен бояться борьбы без правил, конфликтных ситуаций и конкуренции.

    13. Чаще всего неудачи происходят оттого, что решения лидера недостаточно продуманны.

    14. Важнейшие черты подчиненных – лояльное отношение к лидеру, преданность ему и надежность.

    15. Лидер не должен бояться прослыть всезнайкой или самым умным.

    16. Лидеру должен критиковать своих сотрудников и четко формулировать свои претензии к ним.

    17. Лавры победителя всегда достаются лидеру.

    18. Стать лидером удается только тому, кто способен на крайние меры и не задумывается о последствиях своих действий.

    19. Лидерство – это способность дать новую идею, новое творческое направление, повести за собой потерявших веру людей.

    20. Постоянное самосовершенствование – важнейшая черта лидера и главная предпосылка процветания его дела.

    21. Лидер обязан уделять больше внимания психологическому климату в команде, нежели постановке и решению долгосрочных задач.

    22. Лидеру совсем не обязательно выглядеть привлекательно.

    23. Лидер не должен быть бюрократом. Его задача – это поддержка любой прогрессивной инициативы.

    24. Настоящий лидер не только победитель. В борьбе за осуществление своей политики он должен быть готов и к поражениям.

    25. Лидер должен быть способен критически относиться к себе, постоянно развивать и укреплять свой мыслительно-аналитический потенциал.

    26. Лидер должен быть способен внушить своим подчиненным, что «все мы – одна семья».

    27. Лидер должен быть хорошим аналитиком, контролером и отчасти бюрократом. Определенная «доза» бюрократизма укрепляет авторитет.

    28. Умение повести за собой людей, вдохновить их на достижение цели – важная черта лидера. Но в первую очередь он должен заботиться о своем авторитете.

    29. Лидер способен вовремя одобрить полезную идею, поддержать ее и способствовать ее воплощению в жизнь.

    30. Умение разбираться в людях и знание психологии не слишком важны для современного лидера. Значительно полезнее умение пользоваться новыми компьютерными технологиями.

    Обработка результатов

    Отмеченные вами номера тезисов обведите в таблице кружочками. Сложите количество кружочков в каждой колонке и запишите сумму в пустой графе внизу. Теперь видно, где вы чаще всего соглашались с тезисами теста. Вы соответствуете тому типу лидера в таблице, где набрали наибольшую сумму очков. Ваши психологически слабые места как лидера там, где вы не отметили ни одной цифры. Наибольшее количество тезисов обычно отмечается в одной, двух или трех колонках: именно такой стиль руководства предпочтительнее для вас. Чем больше цифр в колонке, тем больше вы соответствуете данному типу.

    А – «Благодетель». Вы относитесь к подчиненным как к «детям родным», понимаете их проблемы и заботитесь о них. Чаще всего такой тип руководителя встречается в маленьких фирмах.

    Б – «Консерватор». Вы цените деловые качества подчиненных, справедливы и сдержанны. Склонны к бюрократизму.

    В – «Дипломат». Лидер с ярко выраженной склонностью к безупречно профессиональной игре. Прекрасно умеет улаживать конфликты.

    Г – «Серый кардинал». Вы чувствуете себя первым среди равных. Упорно и прилежно трудитесь и в то же время остаетесь в тени.

    Д – «Импровизатор». Вы инициативный предприниматель, охотно импровизируете. Стараетесь упражняться в решении технически сложных производственных проблем.

    Е – «Борец». Лидер, обладающий бойцовскими качествами и способный к борьбе. Всегда с успехом решает сложные задачи.

    По материалам книги И. Вагина и А. Глущай «Поднимись над толпой. Тренинг лидерства»

    48. ГРУППОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – 1

    Цели:

    а) провести исследование групповых связей и отношений;

    б) освоить активный стиль общения и сбора информации;

    в) создать предпосылки для осмысления групповой динамики и влияния на командную деятельность особенностей лидерских стилей участников группы.

    Размер группы: оптимальный – 10-15 участников.

    Ресурсы: каждый из участников получает ножницы и лист цветной бумаги, большой лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    Время: 20-40 минут.

    Ход упражнения

    В центре комнаты на полу – большой белый лист бумаги и несколько тюбиков клея.

    Задание: у вас есть ровно одна минута вырезать из цветной бумаги круг – «бусину», написать на нем свое имя и приклеить его на большой белый лист. Начали! (Работа группы тренером не комментируется, никакие дополнительные пояснения не даются.)

    Обсуждение

    «Групповое ожерелье» – игра, которая помогает нам разобраться в том, какой вес мы имеем в группе, какое место занимаем или хотим занимать в ней.

    • Посмотрите, пожалуйста, на лист после того, как вы узнали смысл задания, и подумайте над вопросами:

    ? Нравится ли мне место, которое я занимаю на листе?

    ? Хотел бы я переместить свой круг в другое место? Почему?

    ? Кто определяет место, занимаемое мной: я, групповой лидер, остальные участники группы?

    ? Отражает ли размер моей «бусины» мое реальное место/«вес»/ влияние в группе?

    ? Ваше мнение о «бусинах» (размер и их расположение, соответствие реальному положению и «весу» в группе и т. п.) ваших товарищей?

    ? Зависит ли это место от лидерских качеств и стилей группового взаимодействия того или иного участника группы?

    Тексты-ключи

    ЗАВИСИМОСТЬ характеризуется фактором «ТЫ»: ТЫ заботишься обо мне; ТЫ ради меня расшибаешься в лепешку; я недоволен ТВОИМИ действиями и результатами.

    НЕЗАВИСИМОСТЬ определяется фактором «Я»: Я в состоянии это сделать; Я несу за это ответственность; Я могу сам о себе позаботиться; у МЕНЯ есть свобода выбора.

    При ВЗАИМОЗАВИСИМОСТИ на первое место выходит фактор «МЫ»: МЫ можем это сделать; МЫ готовы сотрудничать; МЫ объединяем усилия, таланты, знания и умения, чтобы совместно создать нечто ценное.

    ЗАВИСИМЫЕ люди нуждаются в других, чтобы получить от них то, что им нужно. НЕЗАВИСИМЫЕ могут добиться этого ценой собственных усилий. ВЗАИМОЗАВИСИМЫЕ сочетают свои усилия с усилиями других людей и добиваются максимального успеха.

    Стивен Кови. Семь навыков высокоэффективных людей

    Ян Карлзон: «Сотрудник, который не имеет всей необходимой информации, не может взять на себя ответственность, а сотруднику, обладающему всей необходимой информацией, не остается ничего другого, как нести полную ответственность». (Клаус Кобьелл. Мотивация в стиле экшн. Восторг заразителен!)

    49. ГРУППОВОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ – 2

    Цели:

    а) провести исследование групповых связей и отношений путем творческой работы;

    б) освоить активный стиль общения и сбора информации;

    в) создать предпосылки для осмысления групповой динамики и влияния на командную деятельность особенностей лидерских стилей участников группы.

    Размер группы: оптимальный – 10-15 участников.

    Ресурсы: для этой игры-упражнения ведущему необходимо заранее купить моток лески, наборы разнообразных бусин (они должны быть разными по цвету, форме, материалу). Бусин нужно столько, чтобы каждый из участников тренинга смог уйти домой с самодельным браслетом (а это в среднем 12-17 бусин величиной с горох или ожерельем.

    Задание

    Каждый по своему вкусу, разумению и умению работает над созданием личного украшения. Обращение ведущего к группе может звучать приблизительно так:

    – Друзья, сегодня вы будете работать абсолютно самостоятельно. Каждому из вас предоставлена возможность творческого поиска. Из-под ваших умелых рук выйдет через полчаса замечательное, неповторимое ювелирное украшение. Единственная просьба ко всем: создаваемый шедевр должен стать моделью, метафорой, образом вашей тренинговой группы. Найдите возможность рассказать в своем ювелирном изделии о себе и о своих товарищах, о том, какие отношения сложились в группе, как вы чувствуете себя здесь.

    Бусины разных сортов я раскладываю в одноразовые глубокие тарелки и расставляю эти наборы в разных точках общего стола, составленного из отдельных столов. Это делается специально, чтобы не дать группе засидеться, подтолкнуть участников к необходимости встать, пройтись, увидеть, что же там такое необычное есть в другом конце комнаты. Может быть, «у соседа трава зеленее» и именно там самые красивые и привлекательные для работы бусины?

    В конце работы столы перестраиваются из одной линии в каре. Этот квадрат, вокруг которого рассаживается вся группа, становится экспозиционным стендом. На него выкладываем все созданные браслеты и предлагаем любому из участников тренинга выбрать из разнообразных изделий чью-то работу – ту, которую ему по какой-то причине хочется выделить, и рассказать о том, как видится лично ему идея выбранного украшения. Затем к обсуждению приглашаются и другие желающие.

    Только в конце просим «открыться» автора браслета / ожерелья и предлагаем ему самому рассказать о том, какие метафоры о себе и своих товарищах по группе «вложил» он в собственное изделие.

    Так один за другим обсуждаются браслеты, представленные на нашей выставке. Заканчиваем обзор тогда, когда энтузиазм «экспертов» угасает. В итоговой дискуссии чаще всего возникают такие вопросы:

    • Что общего можно найти между вашей работой над созданием браслета / ожерелья и нашей общей работой / работой ведущего по созданию группы?

    • Лидерские качества, лидерский стиль... Нашли ли эти понятия какое-то метафорическое выражение в вашей работе и в конечном продукте?

    • Если продолжить метафору о том, что украшение – это образ группы, то, скорее всего, бусины – это участники группы. А вот с чем можно сравнить нить, на которую эти бусы нанизаны? Какова ее функция в украшении и в группе?

    • Скорее всего, в ходе работы у некоторых участников не раз и не два уже наполовину сделанное украшение рассыпалось. Неловко или непрочно завязанный узел – и бусины скачут врассыпную по столам, а то и по полу. Обидно?! Что вы чувствовали в этот момент? Всем ли хватило настойчивости, характера, желания начать все сначала? Бывает ли, что и в группе происходят подобные «разрывы»? Как их пережить?








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх