• 18. ЛИДЕР – ЭТО...
  • 19. БЕЗ КОМАНДИРА
  • 20. ЭНЕРГИЯ ВОЛИ
  • 21. СИМВОЛ ВЛАСТИ
  • 22. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПИРОГ
  • 23. ПУТЕШЕСТВИЕ С ДИКИМИ ГУСЯМИ
  • Глава 2

    ЛИДЕР – ЭТО...

    18. ЛИДЕР – ЭТО...

    Цели:

    а) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства;

    б) потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: листы ватмана, ножницы, клей, маркеры, карандаши, рекламные проспекты, журналы, газеты...

    Время: около часа.

    Ход игры

    Это задание – отличный разогрев группы перед тренингом лидерства. Материалы, которые в игровой форме представят и обсудят участники, послужат ориентиром для всего блока занятий, возможно, что тренер и группа будут возвращаться к ним не раз в ходе встреч. Поэтому очень желательно иметь большие листы, которые легче сохранить в течение длительного срока.

    Всем игрокам предоставляются разнообразные канцелярские материалы, газеты, журналы, рекламные проспекты. В течение 30-40 минут они готовят (поодиночке либо в парах) некий коллаж с использованием газетных заголовков, фотографий, рисунков от руки или найденных в рекламных изданиях, журналах, газетах.

    Тема работы – «Я – лидер!». В работе нужно попытаться в визуальной форме представить качества, которые характеризуют лидера, рассказать о своих способностях вести за собой людей, руководить ими. Пока группа работает, в комнате звучит фоном энергичная, ритмичная музыка, создающая рабочее настроение, поддерживающая творческий настрой участников.

    Когда время подготовки закончено, музыка микшируется – это знак участникам начать уборку рабочих мест. (В это же время тренер нумерует полученные от участников анонимные ватманские листы и развешивает их на стены комнаты.) После того как «субботник» по уборке завершен и место освобождено для продолжения работы, начинаем «лидерский променад». Все лидеры прогуливаются по комнате, на стенах которой закреплены скотчем рекламные постеры, и делают для себя пометки, кто является, по их мнению, автором увиденных работ.

    Обсуждение

    Участники зачитывают свои мнения об авторстве работ, рассказывают, что им показалось наиболее привлекательным, ярким в работе товарищей.

    В заключение на доске или флип-чарте записываем «набор» лидерских качеств. Итак, «Лидер – это...»

    Лексикон

    ЛИДЕР (от англ. leader – ведущий, руководитель) – 1) глава, руководитель политической партии, общественной организации и др.; лицо, пользующееся большим авторитетом, влиянием в какой-либо группе.

    ЛИДЕР (от англ. leader – ведущий) – член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе. В психологии приняты различные классификации лидеров: 1) по содержанию деятельности (Л. – вдохновитель и Л. – исполнитель); 2) по характеру деятельности (универсальный Л. и ситуативный Л.); 3) по направленности деятельности (эмоциональный Л. и деловой Л.) и т. д. Л. может быть одновременно и руководителем группы, а может им и не быть. В отличие от руководителя, которого иногда целенаправленно избирают, а чаще назначают и который, будучи ответствен за положение дел в возглавляемом им коллективе, располагает официальным правом поощрения и наказания участников совместной деятельности, Л. выдвигается стихийно. Он не обладает никакими признаваемыми вне группы властными полномочиями, и на него не возложены никакие официальные обязанности. Если руководитель группы и ее Л. не являются одним и тем же лицом, то взаимоотношения между ними могут способствовать эффективности совместной деятельности и гармонизации жизни группы или же, напротив, приобретать конфликтный характер, что в конечном счете определяется уровнем группового развития.

    ЛИДЕРСТВО (от англ. leadership) – способности, качества и поведение, связанные с ролью группового лидера. Может присваиваться индивидуумам на основе личных качеств и опыта либо посредством традициии/или занимаемой позиции. Однако случайные подходы к лидерству привели к осознанию того, что действительными лидерами становятся не столько благодаря специфическим качествам либо поведению, сколько благодаря различным стилям (например, ориентации на задачу в противоположность ориентации на отношения), требующимся в разных ситуациях (Дэвид Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь, 2001).

    МЕНЕДЖМЕНТ, сущ. 1. Процесс управления. 2. Люди, управляющие организацией... 4. Мошенничество, обман (архаичное) (Concise Oxford Dictionary).

    Таким образом, менеджмент (management) – это:

    • процесс управляющего взаимодействия, отношения управления;

    • люди, управляющие организацией; управленческие должности;

    • наука управления, область знания, опыт управления людьми и организациями;

    • искусство управления, совокупность личностных качеств и компетенций.

    19. БЕЗ КОМАНДИРА

    Цели:

    а) изучить сотрудничество как альтернативу конфликту в групповой деятельности;

    б) выяснить преимущества и недостатки коллективной ответственности;

    в) развить умения и готовность принимать ответственность на себя;

    г) отработать умения продуктивно действовать в недирективной среде в условиях неопределенности.

    Размер группы: оптимальный – до 20 человек.

    Ресурсы: не требуется специального оборудования.

    Время: около 20 минут.

    Ход игры

    Инструкция: нередко нам приходится встречаться с людьми, которые, кажется, только и ждут, чтобы ими руководили. Их кто-то обязан организовывать, направлять, так как проявить собственную инициативу (и затем отвечать за свои решения и поступки) люди подобного типа боятся.

    Есть и другой тип – неуемные лидеры. Эти всегда знают, кто и что должен сделать. Без их вмешательства и заботы «мир непременно погибнет!».

    Понятно, что и мы с вами принадлежим либо к ведомым, либо к лидерам, либо к какой-то смешанной – между тем и другим типом – группе.

    В задании, которое вы попробуете сейчас выполнить, тяжело придется и явным «активистам», и крайним «пассивистам», потому что никто и никем не будет руководить. Абсолютно! Весь смысл упражнения в том, что при выполнении той или иной задачи каждый из участников сможет рассчитывать исключительно на свою смекалку, инициативу, на свои силы. Успех каждого станет залогом общего успеха.

    Итак, с этой минуты каждый отвечает только за себя! Любой контакт между участниками запрещен: ни разговоров, ни знаков, ни хватания за руки, ни возмущенного шипения – ничего! Работаем молча, максимум – взгляд в сторону партнеров: учимся понимать друг друга на телепатическом уровне!

    – Прошу группу построиться в круг! Каждый слышит задание, анализирует его и пытается решить, что ему лично предстоит сделать, чтобы в итоге группа максимально быстро и точно встала в круг.

    Очень хорошо! Вы обратили внимание, что у некоторых прямо руки чесались, так хотелось кем-нибудь поуправлять. А кто-то из вас стоял в полной растерянности, не зная, что предпринять и с чего начать. Продолжим тренировать личную ответственность. Постройтесь, пожалуйста:

    • в колонну по росту;

    • в два круга;

    • в треугольник;

    • в шеренгу по росту;

    • в четыре колонны с одинаковым количеством участников;

    • в шеренгу, в которой «критерием» будет цвет волос: от самых светлых на одном краю до самых темных – на другом;

    • в три шеренги с одинаковым количеством участников;

    • в живую скульптуру «Звезда», «Медуза», «Черепаха».

    Обсуждение

    ? Скажите, можно ли было назвать это упражнение тестом на лидерство и почему?

    ? Часть группы, безусловно, утверждает, что лидерством в этой игре «и не пахнет»: «никто не мог управлять, регулировать действия...», «у нас не было возможности влиять друг на друга...».

    ? Другая же часть приводит доказательства обратного: • Были те, кто инициировал действие;

    • Были те, кто принимал стратегические решения, в том числе «выйти» из группы, когда происходили перестроения в шеренгах/колоннах с одинаковым количеством участников. (Здесь заложена определенная «мина»: ведь если в группе нечетное количество игроков, то ей не удастся выстроить четное количество рядов, и наоборот, при четном количестве участников проблема возникает с построением нечетного количества рядов. Выйдя из строя, лидер тем самым дает группе возможность выполнить задание!)

    ? Кто из вас лидер по натуре?

    ? Легко ли было отказаться от руководящего стиля поведения?

    ? Что вы чувствовали? Успокоил ли вас очевидный успех группы в попытках самоорганизации? Теперь вы больше надеетесь на товарищей, не так ли? Не забудьте и о своем личном вкладе в общую победу!

    ? Каковы были ощущения людей, которые привыкли быть ведомыми? Тяжело остаться вдруг без чьих бы то ни было оценок, советов, указаний?

    ? Как вы понимали, верны ваши действия или ошибочны? Понравилось ли вам отвечать за себя и самостоятельно принимать решения?

    Кстати! Материалы для тренера

    Я очень люблю это упражнение, так как оно, кроме всего прочего, дает возможность поговорить о разнице между лидером и руководителем. Эмоциональное проживание тренинговой ситуации, осложненное прессингом ведущего, вносит в упражнение яркую доминанту. Эмоции, подкрепленные размышлениями о смысле лидерства, помогают разобраться и в том, насколь колидерство по сути отличается от руководства готовностью отойти в сторону ради успеха дела, команды, проекта, готовностью «не персонифицировать» успех, не присваивать его себе, любимому.

    ЛИДЕРСТВО – РУКОВОДСТВО

    Кроме того, это упражнение дает повод поговорить об основных категориях влияния.

    Об этом в своей новой книге «Лидерство, основанное на принципах» пишет С. Кови: «На мой взгляд, есть три основные категории влияния: 1) подавать пример (другие видят); 2) проявлять заботу (другие чувствуют); 3) быть наставником (другие слышат).» (с. 102). Именно категория лидерского влияния – «делай, как я!» – пример для подражания, модель действий – зримо проявляется в этой игре.

    Кстати! Материалы для тренера

    Древнекитайский (V век до н. э.) поэт Лао Цзы так описывал качества лидера:

    Лучший лидер – это тогда,

    Когда люди едва осознают, что он есть;

    Не слишком хороший – когда они

    Подчиняются и поклоняются ему;

    Плохой, когда люди презирают его;

    Но тот хороший лидер, кто мало говорит,

    А когда его работа сделана, цель достигнута,

    То все говорят: мы сами это сделали.

    Цит. по: Сидоренко Е. В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе, с. 70

    20. ЭНЕРГИЯ ВОЛИ

    Хочешь в ад – плыви по течению, хочешь в рай – греби!

    (Бернард Шоу)

    Цели:

    а) тренировка целеполагания и действий в соответствии с поставленной задачей;

    б) проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с распылением внимания, развитие навыков волевого контроля;

    в) тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: не требуются.

    Время: 20-30 минут.

    Ход игры

    Участники стоят или сидят в полной тишине. Все упражнение не должно занимать больше 5-7 минут и может открывать каждое занятие группы как своеобразная разминка-настройка на работу.

    Со времени начала упражнения только сам его участник решает, как и что он делает, сопровождая свои действия ПРОИЗНЕСЕНИЕМ КОМАНД (вслух или про себя!).

    Например:

    – Я хочу сейчас сесть. (Садится.)

    – Я сейчас встану и сделаю четыре шага прямо! (Встает, но замечает, что одергивает брюки, т. е. делает НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ действие. Тогда останавливает себя, произнеся вслух / про себя: «Это не входило в мои планы! Я опять должен сесть. Затем встать и сделать четыре шага прямо!»)

    То есть любое НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ действие должно быть сопровождено остановкой + оценкой + самоповтором задания и последующим ЧИСТЫМ его выполнением. Затем происходит следующее действие, предваряемое словесной установкой.

    Кстати! Материалы для тренера

    Есть стиль руководства, который выглядит так:

    В этом векторе – аскетизм и непреложность, безразличие власти и непререкаемая энергия авторитета. Тут нет никакой свободы действия.

    А есть стиль, который можно метафорически выразить так:

    Тут тоже есть целеполагание, есть идея, есть границы. Но при этом есть и пространство для дискуссии, для сомнений, для творчества и инициативы. И это тоже «руководство к действию», но насколько оно отлично от первого – колкого и однозначного, как зубочистка!

    21. СИМВОЛ ВЛАСТИ

    Самые лучшие вожди те, существование которых народ не замечает.

    (Лао Цзы, китайский философ (конец VI – начало V в. до н. э.))

    Цели:

    а) рассмотреть, что может являться атрибутом власти;

    б) дать участникам тренинга пример различного отношения к символам власти в разных культурах;

    в) сплотить группу на основе совместной творческой деятельности.

    Размер группы: от 10 до 25 участников.

    Ресурсы: бумага, краски, другие материалы для изобразительного творчества.

    Время: 20-25 минут.

    Ход игры

    Первый этап

    На первом этапе знакомим участников с афоризмами, народными пословицами и поговорками о власти. Каково мнение группы об этих высказываниях? Есть ли что-то, что их объединяет?

    Плохой хозяин растит сорняк, хороший – выращивает рис, умный – культивирует почву, дальновидный – воспитывает работника (японская мудрость).

    Схвачен крокодилом – ласкай крокодила (малаяльская поговорка).

    Никому не хочется танцевать под рычание льва (из пословиц африканских народов).

    Когда вождь, заслуживающий название самого лучшего, завершает свою работу, люди говорят: «Мы все сделали сами» (Лао Цзы).

    Пока до начальника доберешься, раз десять споткнешься (русская пословица).

    Своя рука – владыка (русская пословица).

    Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой (арабская пословица).

    Лучший Бог тот, которому мы поклоняемся (японская пословица).

    Если ты не хочешь, чтобы на тебя каркали вороны, не лезь на колокольню (немецкая пословица).

    Кот должен ловить мышей, крестьянин – работать в поле, руководитель – руководить, но все должны выполнять свои функции со знанием дела (китайская пословица).

    Нельзя плыть на корабле и ссориться с корабельщиком (лакская пословица).

    Второй этап

    Группа разделяется на пары. Каждой паре предстоит обсудить, что является признаками и символами власти. Речь не должна идти о власти абстрактной. Имеется в виду, что каждый из партнеров вспомнит пример своего общения с властью. Уже не обобщенный в фольклоре, а именно личный опыт должен дать толчок к ответу на вопрос: что является властными символами?

    После 5-10-минутного обсуждения даем задание: нарисовать, вылепить, изобразить телом (одному или в паре) ОДИН из символов власти.

    Пары занимаются еще около 15 минут, после чего все работы представляются общему форуму.

    Обсуждение

    Для всеобщего обозрения на доске записываем прозвучавшие в «отчетах» словесные характеристики символов власти. На одной из встреч были высказаны, например, такие идеи:

    ? деньги;

    ? информация;

    ? чувство безнаказанности;

    ? кресло/место/кабинет;

    ? начальственный вид;

    ? командирский тон;

    ? «особые условия»;

    ? секретарша;

    ? разветвленная организационная поддержка;

    ? наличие армии исполнителей;

    ? представление о фрагменте, детали чего-то как о части ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ, системное мышление;

    ? готовность рисковать...

    Обсуждаем записи

    ? В вашей паре были ли проявления власти и подчинения? В чем они проявлялись?

    ? Как в вашей культуре относятся к власти?

    22. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПИРОГ

    Цели:

    а) анализ повседневной деятельности руководящего лица, управленческих воздействий, взаимодействий с внешними и вышестоящими инстанциями и т. п. в функциональном разрезе;

    б) проверка способности преодолеть психологические трудности, связанные с тайм-менеджментом, развитие умений их видеть и справляться с ними;

    в) тренировка в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: листы бумаги обычного формата (на каждом нарисован круг), маркеры, карандаши.

    Время: 20-30 минут.

    Ход игры

    В управленческом процессе традиционно принято выделять пять этапов: планирование, организация, руководство людьми, мотивация и контроль. В соответствии с этим делением определяют основные функции руководящей деятельности:

    1) стратегическая (планирование);

    2) администраторская (организация);

    3) коммуникативно-регулирующая;

    4) мотивационная;

    5) контролирующая.

    На полученных вами листах вы видите круг. Это условный «пирог» вашего рабочего времени. Разделите, пожалуйста, этот «пирог» на секторы в зависимости от того, как и на что расходуется ваше время как руководителя.

    Следующий этап работы: каждый из участников тренинга определяет, какая из функций управления занимает в его бюджете времени максимальный вес. Затем группа разделяется на пять подгрупп (соответственно сектору «пирога»). В каждой подгруппе идет обсуждение вопросов.

    • Что, на ваш взгляд, является главной функцией руководителя?

    • Является ли выбранный вами сектор доминирующим в работе управляющего, лидера?

    • Устраивает ли вас такое положение вещей? Ваш приоритетный сектор осознанно главенствует в вашем управленческом процессе или вы являетесь «заложником обстоятельств»?

    Вопросы для лидера

    «стратеги»

    Определите основные проблемы, дилеммы вашего стратегического руководства.

    Как вы справляетесь со следующими дилеммами стратегического функционирования:

    • Решать текущие проблемы или делать перспективный задел, заниматься стратегическими задачами?

    • Решать наиболее серьезные проблемы самостоятельно или организовать обсуждение? (Помните философа Гераклита, который 2,5 тысячи лет назад заметил: «Для меня один стоит тысяч, если он – лучший».)

    «администраторы»

    Определите основные проблемы, дилеммы вашего административного руководства.

    Что в общении с подчиненными требует от вас наибольшего напряжения и почему?

    Как вы решаете следующие дилеммы администратора:

    • Роль поощрения и наказания в управлении: «кнут» или «пряник»?

    • «Укрупнение» или «дробление» (в структуре организации, в выполнении задач, в поисках ответов на проблемы развития и т. д.)?

    • Обладание информацией: кто решает, какую информацию получает то или иное стркутурное звено, тот или иной работник / участник проекта / член коллектива?

    «коммуникаторы»

    Определите основные проблемы, дилеммы вашей деятельности как руководителя-коммуникатора.

    • Что в создании атмосферы диалога, общения с подчиненными / коллегами требует от вас максимального напряжения и почему?

    • Как вы решаете следующие дилеммы руководителя-коммуникатора:

    ? Я иду на контакт, инициирую его или я держу дистанцию, но открыт всем, кто ищет со мной контакта?

    ? Общение «вглубь» или «вширь»?

    ? Обратная связь с избранным контингентом или с максимально широким представительством?

    ? Работать ли с «трудными людьми» или попытаться игнорировать их присутствие? Поощрять инакомыслие или стараться привести группу / проект к единой составляющей, определенному и внятному взгляду на задачи и проблематику решений?

    «мотиваторы»

    Определите основные проблемы, дилеммы вашей деятельности как руководителя-мотиватора.

    • Что в мотивировании подчиненных / коллег требует от вас максимального напряжения и почему?

    • Как вы решаете следующие дилеммы руководителя-мотиватора:

    ? Поддерживать и поощрять за любые достижения либо отмечать выдающиеся успехи?

    ? Мотивировать «материальным» или «духовным»? (Грубо говоря: что выбираем в качестве «мотиватора» – премию или телерепортаж о работнике; поездку в дом отдыха или участие в престижном конгрессе?)

    • Поощрять в беседах, задачами которых является мотивирование сотрудников, лучше «редко, да метко » или «чаще и проще»?

    «контролеры»

    Определите основные проблемы, дилеммы вашей деятельности как руководителя-контролера.

    • Что в контроле за работой подчиненных / коллег требует от вас максимального напряжения и почему?

    • Как вы решаете следующие дилеммы контроля:

    ? Контроль – внимание к работнику или карающая акция?

    ? Контроль скрытый или открытый?

    ? Контроль процесса или результата? Контроль статистический или контроль «людоведческий»? (Грубо говоря: приоритет цифрам, графикам или субъективным ощущениям удовлетворения участников процесса достижениями, движением вперед, улучшением?)

    23. ПУТЕШЕСТВИЕ С ДИКИМИ ГУСЯМИ

    Цель:

    потренироваться в определении четких и ясных признаков лидерского поведения, осознании лидерских качеств, важности лидерского представительства в группе.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: текст, флип-чарт и маркеры для записи.

    Время: около 20-30 минут.

    Ход игры

    Участники группы получают текст:

    «Дикие гуси летят особым «строем» – клином. Стаю ведет вперед вожак, который является вершиной птичьего клина, на нем же – основная тяжесть полета. Почему?

    Дело в том, что строй гусиной стаи отличается особой организацией. Клин позволяет гусям, следующим за вожаком, экономить физические силы. Каждому из гусей удается сократить расход его собственной физической энергии за счет работы крыльев его соседей. Каждая птица летит так, чтобы присоединиться к остальным, – в едином ритме. Это делается для того, чтобы энергетическое поле стаи увеличивалось движением каждой птицы. Гуси обмениваются энергией не только друг с другом, но и с энергетическим полем всего воздуха.

    Размах крыльев соседа создает благоприятное аэродинамическое поле для летящего гуся: подсчитано, что полет в стае сохраняет до 70% энергии в сравнении с полетом птицы-одиночки!!! Если во время перелета одна из птиц отклоняется от четкой линии клина, она немедленно начинает чувствовать на себе увеличившееся сопротивление воздуха. Тогда этот гусь торопится вернуться на свое место, «подправить» линию полета.

    Гуси, которые в дальнем перелете могут потерять до 30% своего веса, сохраняют таким образом свои физические силы для длительного путешествия.

    Когда вожак устает, он выходит из вершины клина и занимает свое место в конце стаи. На место вожака заступает один из следовавших за ним гусей, который благодаря вожаку стаи мог до сих пор экономить свои физические усилия... Если же какая-то из птиц не имеет сил продолжить полет, она опускается. Но всегда вместе с ней остается один из стаи – для защиты и помощи.»

    • Что интересного вы видите в повадках гусей?

    • Чем объясняется эффективность гусиного клина?

    • Чувствуете ли вы себя в группе так же уверенно и защищенно, как гусь в стае?

    • Может ли твоя «стая» долететь до цели? Почему?

    • Кто, по вашему мнению, готов при необходимости занять место во главе стаи? Что позволяет вам так думать?








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх