• 1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
  • 2. ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАН Я?
  • 3. МАТРЕШКА
  • 4. С ЧУЖОГО ГОЛОСА...
  • 5. ДРАКОН-САМОЕД
  • 6. КРУГ И Я
  • 7. ВОЛШЕБНЫЙ ОБРУЧ
  • 8. ГРОМ – ТОРНАДО – ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ
  • 9. ПУТАНИЦА
  • 10. СВЯЗКА
  • 11. ПЕРЕПРАВА
  • 12. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ
  • 13. КУПАНИЕ В ПРУДУ
  • 14. ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА
  • 15. АКВАРИУМ
  • 16. РАЗ – И В ДАМКИ?!
  • 17. НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА»!
  • Глава 1

    ОТ ВЕЛИКОГО ДО СМЕШНОГО...

    Групповая разминка в тренинге лидерства

    1. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

    Цели:

    а) развитие навыков излагать материал доступно и ярко;

    б) развитие творческих способностей лидера и его умения объединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

    в) тренировка таких лидерских качеств, как подвижность мышления и навыки эффективной презентации.

    Размер группы: желательно, чтобы в группе было не более 20 участников. Больший размер группы приведет к рассеиванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

    Ресурсы: по большому листу ватмана на каждого участника; фломастеры, ножницы, клейкая лента, краски, клейрекламные проспекты, брошюры, иллюстрированные журналы.

    Время: около часа.

    Ход упражнения

    Это упражнение отлично работает на начальной стадии тренинга, так как оно предполагает знакомство участников группы друг с другом. Кроме того, условия работы потребуют от участников многообразных и недирективных контактов с членами команды.

    Каждый участник складывает полученный лист ватмана по вертикали пополам и делает в этом месте разрез (большой настолько, чтобы в образовавшееся отверстие можно было просунуть голову). Если теперь мы «наденем» на себя лист, то увидим, что превратились в живую рекламную тумбу, у которой есть лицевая и тыльная сторона.

    На передней части листа участники тренинга составят индивидуальный коллаж, рассказывающий о личных особенностях игрока. Здесь, на «грудке», нужно рассказать о своих достоинствах, но не забыть и о качествах, которые, скажем так, не доставляют вам особой радости. На тыльной стороне листа («спинке») следует отразить то, к чему вы стремитесь, о чем мечтаете, чего хотели бы достичь. Сам коллаж составляется из текстов, рисунков, фотографий, которые можно вырезать из имеющейся печатной продукции и дополнить при необходимости рисунками и надписями, сделанными от руки.

    Когда работа по созданию «визитной карточки» завершена, все «надевают» на себя получившиеся коллажи и совершают променад по комнате: изучают «визитки» друг друга, общаются, задают вопросы. Приятная негромкая музыка – отличный фон для этого парада индивидуальностей.

    Обсуждение

    ? Удалось ли вам достаточно полно и внятно создать свою визитную карточку?

    ? Что было легче: говорить о своих достоинствах или отражать на листе свои недостатки?

    ? Нашли ли вы среди партнеров кого-то, кто похож на вас? Кто очень отличается от вас?

    ? Чей коллаж запомнился вам больше всего и почему?

    ? Как может подобный вид работы повлиять на развитие лидерских качеств?

    2. ИЗ ЧЕГО ЖЕ СДЕЛАН Я?

    Цели:

    а) тренировка самопознания и самопрезентации с помощью ассоциативного мышления;

    б) развитие творческих способностей лидера и его умения объединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

    в) отработка навыков эффективной презентации.

    Размер группы: желательно, чтобы в группе было не более 1215 участников. Больший размер группы приведет к рассеиванию внимания и ослаблению концентрации на партнере.

    Ресурсы: см. список, приведенный ниже.

    Время: 15-20 минут.

    Ход упражнения

    Ведущий предлагает участникам посмотреть на разложенные в центре комнаты на столе материалы. Каждый из них имеет, кроме прямого своего назначения и применения, метафорическую, образную составляющую. Вспомним: железо, сталь ассоциируются с какими качествами? А с какими – вата? На какую метафору натолкнет вас свинцовая пластина?

    Итак, на что похож ваш характер? Ответьте на этот вопрос! На столе – разнообразные материалы:

    • воск;

    • нитка шерсти;

    • стекло;

    • камень;

    • дерево;

    • кусок прозрачного полиэтилена;

    • резинка;

    • металл (проволока, пластинка железа.);

    • алюминиевая фольга;

    • вата;

    • вода;

    • масло.

    Обсуждение

    ? Почему я так представляю себя?

    ? Как «мой» материал «взаимодействует» с другими?

    3. МАТРЕШКА

    Цели:

    а) развитие навыков самоанализа;

    б) преодоление внутренних барьеров, страха и неуверенности перед другими людьми;

    в) предоставление возможности членам команды проанализировать качества, помогающие и мешающие им быть лидерами.

    Размер группы: в принципе не важен, но упражнение предполагает камерную ситуацию, а потому предпочтительна группа до 12-15 человек.

    Ресурсы: большая матрешка.

    Время: зависит от количества участников и степени их самораскрытия.

    Ход игры

    «Матрешка» – это одна из психодраматических техник, способствующая самораскрытию и самопознанию членов группы. Как всегда при использовании психодраматических техник, успех упражнения во многом зависит от тренера. Успех этот сопряжен с созданием доверительной и поддерживающей атмосферы. Участники должны быть сосредоточены на высказываниях и эмоциях товарищей, избегать всяческих комментариев, насмешек, реакций, которые могут «спугнуть» откровение, обидеть.

    «Доброволец», вышедший на площадку из числа участников тренинга, должен открыть матрешку, добираясь постепенно от «внешней оболочки» к сердцевине – самой маленькой куколке. Каждый слой матрешки для нашего героя – проявления его сущности: под внешней оболочкой – каким видят его окружающие – скрываются более глубокие и тайные уровни.

    Игра начинается словами:

    – Это я (фамилия и имя участника), каким меня видят окру жающие.

    Продолжение может быть таким: «Это я – такой, каким меня знают сослуживцы / друзья / семья / любимая, каким я являюсь на самом деле.» Можно направить разговор во вполне определенное русло и попросить высказаться лишь о лидерских качествах, потенциале, удачах и просчетах, страхах и ожиданиях... А можно дать рассказу разворачиваться спонтанно, сообразно степени открытости и рефлексии каждого из игроков, выходящих представлять свою «Матрешку».

    4. С ЧУЖОГО ГОЛОСА...

    Цели:

    а) отработка умения слышать, слушать, запоминать и воспроизводить информацию;

    б) закрепление навыков диалогового стиля общения в практике лидера, развитие его эмпатических способностей;

    в) тренировка «отзеркаливания» собеседника, «пристройки» к нему.

    Размер группы: оптимальный – 12-15 участников.

    Ресурсы: не требуются.

    Время: зависит от числа участников и их готовности к диалогу.

    Ход упражнения

    Вся команда разбивается на пары. В течение пяти минут один из участников рассказывает товарищу о себе в свободной форме. Затем они меняются ролями. Когда игроки в парах познакомились, все участники тренинга собираются вместе. Начинается второй этап упражнения, в котором каждый из партнеров представляет другого. При этом он говорит от первого лица, старается использовать жесты, интонацию, мимику товарища, пытается как можно точнее войти в его образ и вести рассказ как бы от его имени, то есть у «зрителей» должна возникнуть иллюзия «самопредставления».

    5. ДРАКОН-САМОЕД

    Цели:

    а) облегчить игрокам вхождение в групповое взаимодействие через участие в веслом соревновании;

    б) снять напряжение от встречи с незнакомыми людьми;

    в) провести эффективный мышечный разогрев команды перед началом занятия.

    Размер группы: оптимальный – 8-12 человек. Большую группу нужно разделять на подгруппы.

    Ресурсы: большая, свободная от мебели комната или открытая площадка с ровной поверхностью (баскетбольная площадка, футбольное поле и т. п.).

    Время: 5-10 минут.

    Ход игры

    Это простая и веселая игра поможет быстро разогреть команду, развеселить участников, переключить их внимание с рефлексии по поводу нахождения в незнакомой среде на выполнение командной задачи.

    Группа выстраивается в шеренгу, взявшись за руки. Крайний слева игрок будет исполнять роль Головы Дракона. Крайний справа – Хвост Дракона. Дракон наш необычный – самопожирающий, оттого-то Голова постоянно хочет поймать Хвост. Команда условно делится на две подгруппы. От головы до середины шеренги – часть туловища Дракона, которое помогает Голове; от середины шеренги и до Хвоста – команда Хвоста, помогающая ему улизнуть. Когда группа поделена и поняла задание, начинается игра. Каждый раз, когда Голова ловит Хвост или когда истекает минута (даже если Хвост не пойман), назначаются новые Голова, Хвост и их помощники, затем игра продолжается.

    6. КРУГ И Я

    Цели:

    а) предоставить участникам тренинга возможность проявить лидерские качества;

    б) обучить умению распознать характер ситуации, действовать адекватно в сложившихся обстоятельствах;

    в) поупражняться в умении убеждать – навыке, необходимом для лидера;

    г) изучить влияние соперничества на групповое взаимодействие.

    Размер группы: оптимальный – 8-15 человек.

    Ресурсы: не требуются. Упражнение можно проводить и в помещении, и на открытой площадке.

    Время: 20 минут.

    Ход упражнения

    Первый этап

    Инструкция: для этого упражнения потребуется смельчак-доброволец, готовый первым вступить в игру.

    Группа образует тесный круг, который будет всячески препятствовать попаданию в него нашего доблестного героя.

    Ему же дается всего три минуты, чтобы силой убеждения (уговорами, угрозами, обещаниями.), ловкостью (пронырнуть, проскользнуть, прорваться, в конце концов.), хитростью (посулы, обещания, комплименты.), искренностью убедить Круг и отдельных его представителей впустить его в центр круга.

    Наш герой отходит от Круга на два-три метра. Все участники стоят к нему спиной, сжавшись в тесный и сплоченный круг, взявшись за руки.

    Начали!

    ...Спасибо за смелость. Кто следующий готов помериться с Кругом интеллектуальными и физическими силами? На старт. Начали!

    Обсуждение первого этапа

    В конце упражнения обязательно обсуждаем стратегию поведения наших игроков.

    ? Как они вели себя во время тренинга и как поступают в обычных житейских ситуациях?

    ? Есть ли разница между смоделированным и реальным поведением? Если есть (нет), то почему?

    Второй этап

    Инструкция: а теперь снова вернемся к упражнению, немного изменив задачу. Каждый, кто решится сыграть против Круга, обязан будет избрать и продемонстрировать абсолютно не свойственную ему стратегию поведения. Мы ведь в театре, вот и потребуется стеснительному – сыграть роль самоуверенного, даже нагловатого, гордому – «бить на жалость», а тому, кто привык к ассертивному поведению, убеждать Круг тихо и абсолютно интеллигентно. Попытайтесь максимально вжиться в новую роль.

    Обсуждение второго этапа

    ? Легко ли играть по чужому сценарию?

    ? Что дает нам вхождение в роль, в поведенческий стереотип другого человека?

    ? Что нового я открыл в себе, в товарищах?

    Лексикон

    СТРАТЕГИЯ (от греч. strategos – войско веду); англ. strategics, нем. Strategie. 1. Наиболее общий план действия в отличие от тактики. 2. Искусство руководства соц. – полит. борьбой; общий план ведения этой борьбы, исходящий из расстановки и соотношения основных соц. – полит. сил на данном этапе истор. развития. 3. Составная часть военного искусства, его высшая область, охватывающая теорию и практику подготовки страны и вооруженных сил к войне; планирование и ведение войны, стратегических операций. С. тесно связана с политикой государства.

    ТАКТИКА (от греч. taktika – искусство приводить в порядок); англ. tactics, нем. Taktik. Четко фиксированные в своей последовательности способы поведения соц. классов, слоев, групп, партий, индивида и т. д. в конкретных ситуациях для достижения конкретных целей, выступающих как звенья реализации целей стратегических. Т. имеет своим результатом качественно новое, ранее не существовавшее явление, процесс и т. д., более соответствующие конкретной обстановке и способные обеспечить стратегический успех.

    7. ВОЛШЕБНЫЙ ОБРУЧ

    Цели:

    а) к концу игры участники должны ощутить себя более сплоченной группой;

    б) определить лидеров группы и выявить господствующие в команде настроения;

    в) проверить эффективность группового взаимодействия на основе договора между участниками;

    г) приобрести навыки тактического планирования.

    Размер группы: одна или несколько групп численностью от 5 до 10 человек в каждой. Оптимальное наполнение каждой группы – 8 человек.

    Ресурсы: большой пластмассовый обруч диаметром около метра.

    Время: 10-20 минут.

    Ход упражнения

    Инструкция: У меня в руках обычный пластмассовый обруч? Как бы не так! Его простота обманчива, это обруч с тяжелым характером. Ваша задача – приручить его, заставив делать то, что захочет группа.

    Встаньте, пожалуйста, в тесный круг! Пусть каждый поднимет на уровень плеча руку с вытянутым вперед указательным пальцем. Ваши указательные пальцы создали внутренний круг. На него я опускаю обруч. Итак, обруч-строптивец покоится на ваших вытянутых указательных пальцах. Я прошу следить за тем, чтобы пальцы не сгибались, не захватывали обруч «крючком».

    Задание: не прерывая «контакта» обруча с пальцами, опустить его на землю. Чтобы добиться успеха, вам потребуется согласовать свои действия. Вы увидите, что обруч-упрямец будет пытаться взмыть в небо, как надутый гелием шарик, или «отклеиться» от ваших пальцев, проявляя свой норовистый характер. Всякий раз мы будем возвращаться к исходному положению, пока команда не положит волшебный обруч на землю.

    Вы можете свободно обсуждать ход игры, предлагать различные варианты решения задачи. Следите только за тем, чтобы обруч находился в постоянном контакте с прямыми, вытянутыми вперед указательными пальцами всех участников игры.

    Обсуждение

    ? Что мешало и что помогало команде?

    ? Какие групповые настроения преобладали во время игры?

    ? Можете ли вы сказать, что упражнение выявило лидера группы?

    ? Как вы оцениваете собственный вклад в результат игры?

    Примечание. Это простое на первый взгляд задание окажется совсем нелегким. Более того, тренер должен быть готов к тому, что в ходе игры команда будет проявлять не только положительные эмоциональные реакции. Вполне возможны вспышки гнева, раздражения, ощущение бесплодности усилий, даже отчаяния... Так что не забывайте подбадривать игроков, не принимая в то же время участия в практическом решении задачи. Оставьте команде право насладиться самостоятельной победой над обручем-строптивцем!

    8. ГРОМ – ТОРНАДО – ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

    Цели:

    а) способствовать физическому и эмоциональному разогреву участников;

    б) развивать способности быстрой реакции на изменение обстановки;

    в) дать толчок процессам командообразования.

    Размер группы: не играет роли.

    Ресурсы: не требуются.

    Время: 5-7 минут.

    Ход упражнения

    Группа разбивается на тройки. Двое из тройки берутся за руки, руки поднимаются вверх, изображая крышу дома. Третий участник заходит «под крышу», он «жилец».

    Когда ведущий кричит: «Гром!», все «жильцы» выбегают из своих домов и ищут новое жилище. Когда звучит предупреждение: «Торнадо!», ураган уносит «крышу» и каждая ищет себе другого «жильца». Третье предупреждение: «Землетрясение!» – приводит к полному разрушению жилища, и в этом случае все тройки «рассыпаются», и создаются новые «дома» с «жильцами».

    Советы лидеру от...

    Михаил Владимирович Кларин, ведущий эксперт Российского института директоров, советует попробовать один из постулатов тайм-менеджмента в ежедневной практике: «Небольшие однородные задачи группируйте и выполняйте сериями. Расправляйтесь с рутинной работой и мелочами, объединяя однородные задачи в рабочие блоки. Шесть блоков по 10 минут на телефонные звонки, краткие совещания занимают, как это ни парадоксально, больше времени, чем один блок в 60 минут. Почему? Потому что вы шесть раз производите соответствующую подготовку к однородной деятельности. Так что группируйте однородные дела в блоки, но не делайте их слишком длинными (лучше 30-60 минут)».

    Уже сегодня, планируя свой рабочий день, постарайтесь воспользоваться этой подсказкой! На следующей встрече группы расскажите о полученных результатах!

    9. ПУТАНИЦА

    Цель:

    освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: не требуются

    Время: 10-20 минут.

    Ход игры

    Группа встает в круг, все участники протягивают руки внутрь круга, а тренер соединяет руки играющих таким образом, чтобы получилась путаница. В каждой руке игрока должна оказаться рука другого участника. При этом тренер должен попытаться соединить вместе как можно более удаленных друг от друга участников. Когда «путаница» создана, группе дается ограниченное время, чтобы распутаться, не расцепляя при этом рук и с осторожностью относясь к партнерам по игре, чтобы не причинить им боль непродуманными движениями и действиями.

    Финалом игры будет либо круг, либо несколько групп игроков, последовательно соединенных друг с другом. Из опыта известно, что в 90% случаев задача, как бы она ни казалась сложна на первый взгляд, выполнима. Редкий случай – узел, распутать который не представляется возможным. В ходе игры тренер ведет две роли:

    • поддерживает игроков в стремлении распутаться, напоминает о внимательном отношении друг к другу, поощряет проверку различных вариантов действия;

    • стремится сохранить напряжение игры, азарт соревнования, напоминает о том, что игра ограничена во времени, нагнетает напряжение и творческий запал.

    Обсуждение

    Когда задача выполнена или время истекло, группа вместе с тренером подводит итоги игры.

    ? Какие впечатления вынесли участники из упражнения? Чем они хотят поделиться друг с другом?

    ? Что, на их взгляд, могло усилить эффективность решения проблемы?

    ? Кто был выдвинут группой в качестве лидера или стал лидером самопровозглашенным? Как относится группа к этому явлению?

    10. СВЯЗКА

    Цели:

    а) способствовать физической и эмоциональной разрядке участников;

    б) освоить активный стиль общения и развить в группе отношения партнерства.

    Размер группы: не важен.

    Время: 10-20 минут.

    Ход игры

    На этом этапе тренинга можно предложить играющим несколько заданий с общим названием и сходными целями. Все они объединены метафорой «связка», в которой альпинисты преодолевают маршрут вместе, связанные в буквальном смысле слова в одно целое.

    Задание 1. «Командный узел»

    Группа выстраивается в шеренгу.

    Тренер дает команде длинную толстую веревку. Каждому участнику группы нужно взяться за веревку обеими руками.

    Инструкция: не выпуская веревку из рук, участники завязывают ее «командным узлом»! Время пошло!

    Задание2. «Связанные одной цепью...»

    Заранее готовится «иголка» и «нитка»: к черенку ложки привязывается длинная веревка. Из команды выбирается «Портной».

    Инструкция: продевая «иголку с ниткой» через штанины и рукава/горловины рубашки, Портной должен «связать» в единую цепь всех без исключения членов команды.

    Это упражнение можно проводить на время или «на результат», в любом случае я гарантирую вам много веселых минут и положительной командной энергии! Удачи!

    Задание 3. «Цапли»

    Участники группы выстраивается в затылок друг другу. Все игроки, кроме первого, поднимают левую ногу так, чтобы следующий за ним участник мог захватить рукой его голень.

    Даем группе несколько секунд, чтобы привыкнуть к неустойчивой позе стояния на одной ноге, а затем определяем задачу: в таком вот виде, цепочкой, пройти расстояние от старта до финиша (отмечаем его метрах в шести – восьми от линии старта).

    11. ПЕРЕПРАВА

    Цели:

    а) интеграция группы в результате осознания необходимости постоянной включенности в совместную деятельность и чувства взаимной ответственности членов команды;

    б) объединение участников группы для решения совместной задачи в условиях взаимопомощи и партнерства;

    в) создание позитивного эмоционального единства группы.

    Размер группы: в идеале – 12-16 человек, но можно проводить игру и в более крупной группе. В случае если участников больше 24, стоит разделить их на две команды и даже провести между ними соревнование на скорость, с которой каждая из подгрупп осуществит свою «переправу».

    Ресурсы: стулья для каждого из участников для первого варианта игры, мел или скотч для второго варианта переправы, длинное бревно или бордюрный камень – для третьего варианта.

    Время: минимум – 10 минут, максимум – час более (в третьем варианте игры).

    Ход игры

    Можно последовательно проходить каждый из этапов, а можно играть в «Переправу» по каждому из вариантов в отдельности.

    Вариант 1

    Инструкция: возьмите каждый по стулу и составьте их в плотный круг сиденьями внутрь. Садитесь и выслушайте, пожалуйста, задание. Вы – группа путешественников, друзья, вышедшие вместе на увлекательный, но опасный маршрут. Вы пройдете его успешно, только если будете помогать друг другу, заботиться о товарищах.

    В ходе переправы запрещено толкаться, проявлять эгоистом, не считаться с интересами группы. Протягивать товарищам руку помощи, уступать место, поддерживать советом и делом не просто разрешено, но и желательно...

    Вам придется подняться на стулья и начать движение (по часовой стрелке). Время от времени я буду вытаскивать из круга стулья, что немало осложнит вашу задачу. Группа считается завершившей переход тогда, когда все участники разместятся по трое на стульях, оставшихся в круге. Я подчеркиваю: по три человека на одном стуле! Когда все тройки будут готовы, я начну обратный счет с цифры десять и, дойдя до ноля, буду рад поздравить вас с победой и успешным прохождением маршрута! Те же, кто во время перехода упал или дотронулся ногой до пола, считаются выбывшими из игры. Попытайтесь дойти до финиша в полном составе, без потерь.

    А теперь поднимитесь, пожалуйста, на стулья! Успеха! Переправа началась.

    Вариант 2

    Для этого упражнения нам потребуется свободная от мебели и стульев стена. На расстоянии примерно 30 сантиметров от нее проводим черту на полу. Черта может тянуться во всю длину комнаты, разметить ее можно либо мелом, либо цветной или белой клейкой лентой. Участники выстраиваются в тесную шеренгу, занимая узкое пространство между стеной и проведенной границей.

    Инструкция: я хотел бы предупредить каждого из вас о грозящей вам нешуточной опасности. Черта, которую вы видите перед собой, – это не просто линия. За ней разверзается глубокая пропасть, падение в которую не оставляет вам надежды остаться в живых.

    По моему хлопку вы все превращаетесь в причудливые скалы. Только крайний слева участник становится альпинистом. Его задача – пройти вдоль пропасти на всем ее протяжении, не заступив за черту (то есть не сорвавшись!). Я не случайно упомянул скалы «причудливой формы», так что не стойте, как стойкий оловянный солдатик, а постарайтесь максимально осложнить альпинисту его задачу: расставьте руки и ноги, организуйте блоки – завалы. Альпинист может преодолевать путь любым способом: протискиваться в узкие расщелины между скалами, выискивать ниши, передвигаться ползком, цепляясь за «камни». Главное – не причинять никому вреда и боли. Как только первый участник преодолеет часть переправы, следующий за ним игрок «превращается» из скалы в человека и начинает свое опасное путешествие. Если альпинисту посчастливится успешно завершить переправу, не сорвавшись, он встает в конец шеренги, превращаясь, в свою очередь, в неприступную скалу. Игра продолжается до тех пор, пока последний альпинист не пройдет маршрут.

    Это упражнение великолепно снимает напряжение между незнакомыми людьми. Телесный контакт и азарт игры, безусловно, сплачивают группу. Понятно, что для участия в такой переправе на игроках должна быть подходящая одежда, позволяющая свободно двигаться.

    Ведущему необходимо быть внимательным и моментально пресекать любые силовые попытки преодолеть маршрут: движение к цели, но не любой ценой!

    Вариант 3

    Лучше всего, если этот вариант игры вы проведете на улице в тихом месте, где можно сосредоточиться и где есть достаточно длинный и не разрушенный бордюрный камень на кромке тротуара. (Менее удачен вариант, когда вместо бордюра используется бревно: округлости бревна создают дополнительные сложности. К тому же необходимо бревно, длинное настолько, чтобы вместить всех игроков плюс запас хотя бы в три метра.)

    Вся команда становится на бордюр – плечом к плечу, ноги на ширине плеч. На расстоянии двух метров от первого и от последнего игрока на бордюре проводится мелом или углем черта. За эту черту нельзя заступать, она граница игрового поля.

    Задание этой «переправы» то же, что и в предыдущем варианте. Но там каждый игрок должен был преодолеть сопротивление команды, здесь же задание требует «концентрированного» сотрудничества каждого участника команды с партнерами. Первый игрок начинает: проходит, передвигаясь исключительно по бордюру, через всю шеренгу, НЕ СТОЛКНУВ НИ ОДНОГО ИЗ ИГРОКОВ (ТАК КАК КАЖДОЕ КАСАНИЕ ЗЕМЛИ – ЭТО НЕ ТОЛЬКО ОПЛОШНОСТЬ КОНКРЕТНОГО ИГРОКА, НО И ПРОИГРЫШ ВСЕЙ КОМАНДЫ: ПЕРЕПРАВА НАЧИНАЕТСЯ ЗАНОВО, ДАЖЕ ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О ПОСЛЕДНЕМ ИГРОКЕ В ШЕРЕНГЕ!!!). Этот текст не случайно был выделен графически, потому что в этих строках – соль игры. Чтобы переправа прошла успешно, игроки один за другим проходят всю шеренгу, занимая свое место в конце. Вся цепочка, естественно, передвигается вперед, обеспечивая проходящим свободу маневра.

    Перед началом игры тренер дает команде время придумать и испытать стратегию и тактику переправы. Это необходимо потому, что способов переправы несколько (как минимум четыре, хотя, наверное, можно придумать и дополнительные). Кроме того, как только игра начнется, участникам будет запрещено переговариваться. Переправа будет проходить в абсолютной тишине. Это усиливает напряженность игры, способствует сосредоточению на задаче. Если тренер сочтет это необходимым, он может предупредить команду, что разговоры приводят к поражению точно так же, как и касание игроком земли.

    Это наиболее сложная из всех вариантов переправ, приведенных здесь. Жесткие правила игры приводят к тому, что она длится порой больше часа. Интересно проследить, как меняется настроение группы в ходе игры, как участники реагируют на сбои – обвиняют ли тех, по чьей вине приходится начинать игру сначала, поддерживают ли ошибившихся. Наверняка в ходе игры команда будет испытывать и кризис веры в успех задачи. Кто и каким образом подвигнет товарищей на продолжение эксперимента? Или, может быть, разочарование будет столь велико, что пораженческие настроения возобладают и команда прекратит игру, сдавшись?! Все эти наблюдения помогут тренеру провести обсуждение игры.

    12. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ

    У вас не будет второй возможности произвести первое впечатление!

    (Французская поговорка)

    Цели:

    а) помочь участникам познакомиться в непринужденной игровой манере;

    б) потренироваться в анализе личности с помощью ассоциативного мышления;

    в) развить творческие способности лидера и его умения объединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

    г) обсудить преимущества и опасность стереотипов, предубеждения, ярлыков в коммуникации.

    Размер группы: оптимальный – 12-15 участников.

    Ресурсы: листы бумаги, ручки, булавки.

    Время: около 20 минут.

    Ход упражнения

    Инструкция: подготовимся к игре таким образом: пусть каждый участник возьмет лист бумаги, карандаш и булавку. Встаньте в круг в затылок друг другу. Аккуратно прикрепите на спину впереди стоящего товарища листок с помощью английской булавки. Готово?

    Теперь можете рассредоточиться по комнате в свободном движении, я объясню вам задачу. Встретив кого-то из участников группы, определите образно, ярко суть его характера одним-двумя словами. К примеру: «воздушный шарик», «бульдозер», «приют мудрости», «белая ворона». Постарайтесь придумать точные и оригинальные сравнения, но не забывайте, что они не должны быть обидными! Найдя образное определение товарищу, вы просите его остановиться и записываете свой эпитет на листочке, прикрепленном к его спине. Время пошло! В вашем распоряжении 10 минут.

    Когда время истекло, группа выстраивается в круг, и каждый участник снимает со спины своего партнера листок и вручает его «хозяину» определений.

    Обсуждение

    ? Каковы ваши впечатления от игры?

    ? Узнаете ли вы себя в полученных эпитетах? Что, на ваш взгляд, является точным попаданием?

    ? Что помогало вам найти определение для товарищей по команде? Что становилось критерием в поисках метафор?

    ? Как вы считаете, предубеждение, стигма, ярлык помогают или мешают в деятельности лидера? В коммуникации?

    13. КУПАНИЕ В ПРУДУ

    Цели:

    а) тренировка самопознания с помощью ассоциативного мышления;

    б) развитие творческих способностей лидера и его умения объединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

    в) тренировка сензитивности и готовности лидера к самораскрытию, коммуникации.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: не требуются.

    Время: 10-15 минут.

    Ход упражнения

    Стулья выстраиваются в круг. Ведущий просит представить, что каждый из членов группы находится на краю берега большого пруда. Вот он – перед нами. Вода плещется у самых ног.

    Какова его глубина? Температура воды? Какое дно?..

    Мы не знаем ответов на этот вопрос. Тем не менее ведущий просит участников войти в воду – любом месте нашего воображаемого берега. Пусть каждый сделает это в своем ритме. Представьте себе как можно более образно такую ситуацию! Начали!

    Спустя 5-7 минут упражнение заканчивается.

    Обсуждение

    ? Кто зашел в воду? Кто – нет? Почему?

    ? Опишите свои мысли и чувства в ходе упражнения.

    ? Что для вас, в вашей жизни, может символизировать этот

    пруд?

    ? Есть ли какие-то вещи, которые могут заставить вас «соваться в воду, не зная броду»? Что это за причины? Часто ли вы идете на подобный риск?

    ? Каковы ваши ощущения после окончания «купания»?

    14. ПЕЧАТНАЯ МАШИНКА

    Цели:

    а) в игровой форме подчеркнуть важность каждого игрока в решении групповой задачи;

    б) закрепить навыки совместного решения групповой задачи;

    в) развить концентрацию внимания участников тренинга.

    Размер группы: как минимум 8-10 участников.

    Ресурсы: доска и мел или флип-чарт с фломастерами для записи текста упражнения.

    Время: 15-20 минут.

    Ход упражнения

    Это упражнение основано на классическом театральном упражнении «Печатная машинка». Лучше всего проводить его с группой игроков в 8-14 человек. Если же группа большая, то образуем подгруппы. На доске/флип-чарте записывается текст:

    «Не печалься о том, что никто не знает тебя, а стремись быть тем, кого могут знать» (Конфуций).

    «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, достоин быть учителем» (Конфуций).

    «Человек – все равно что кирпич: обжигаясь, он становится твердым» (Бернард Шоу).

    Инструкция: кто хочет прочитать записанные на доске афоризмы? Не возникло никаких проблем, верно? Мы можем с легкостью прочесть написанное. Мы можем обсудить глубину мысли, подумать, как каждый из афоризмов соотносится с нашей личной жизненной практикой.

    Задание усложнится тогда, когда чтение каждого из текстов станет задачей коллективной. Это значит, что сейчас каждый из игроков получит лишь по одному слову из текста. Я попрошу вас после этого произнести афоризм целиком, добившись логически верного и эмоционально наполненного звучания.

    Итак, первому игроку – первое слово «не», второму – «печалься», третьему – «о», четвертому – «том». Так распределяем текст первого афоризма, разделив его на сегменты. Если игроков не хватает, то кому-то «достается» по несколько слов.

    Вслед за этим приступаем к самому упражнению. С первых же попыток произнести текст как единое логическое и эмоционально окрашенное целое группа столкнется с проблемой: каждый игрок будет ставить после своего слова интонационную точку, как бы завершая высказывание. Разнобой силы голоса, эмоций также будут мешать целостному восприятию афоризма. Добиваемся единого звукового, логического и эмоционального звучания, пока не достигаем целостной осмысленной и ритмической передачи текста. После этого переходим к следующему афоризму.

    Обсуждение

    ? Чем, на ваш взгляд, полезно это упражнение будущим лидерам?

    ? После разбора хода игры давайте вновь вернемся к трем афоризмам, чтобы обсудить их смысл.

    Лексикон

    ОРГАНИЗАЦИЯ [от греч. organizo – устраиваю] (социально-психологический аспект) – дифференцированное и взаимно упорядоченное объединение индивидов и групп, действующих на основе общих целей, интересов и программ. Различают О. формальную, имеющую административно-юридический статус и ставящую индивида в зависимость от обезличенных, функциональных связей и норм поведения, и неформальную, представляющую собой общность людей, сплачиваемую личным выбором и непосредственными внедолжностными контактами.

    15. АКВАРИУМ

    Цели:

    а) тренировка самопознания и самопрезентации с помощью ассо циативного мышления;

    б) развитие творческих способностей лидера и его умения объединять идеи из разных областей эмпирического и чувственного опыта;

    в) тренировка навыков анализа группового взаимодействия и командообразования.

    Размер группы: оптимальный – 12-15 участников.

    Ресурсы: листы, ножницы, цветные мелки.

    Время: около 30 минут.

    Ход упражнения

    Участникам группы раздаются листы, ножницы, цветные мелки. В течение 10-15 минут они должны решить, рыбкой какой «породы» они будут в игре, нарисовать, вырезать, раскрасить рыбку, написать на ней имя участника, «породу» рыбки...

    Также раздаются вырезанные из бумаги круги, на которых ведущий просит написать, что эта рыба ищет в аквариуме, как представляет свое существование среди других рыб.

    На следующем этапе каждый из участников должен прикрепить свою рыбку на стену (лист ватмана), которая является образом аквариума. В какое место приклеить рыбку – каждый решает сам (кто-то поглубже, кто-то – у поверхности, кто-то – в водорослях, кто-то среди камней.).

    Обсуждение

    ? Какие же рыбки живут в нашем аквариуме?

    16. РАЗ – И В ДАМКИ?!

    Цели:

    а) тренировка действий и принятия решений в недирективной среде;

    б) выработка командных решений;

    в) создание возможности для проявления лидерских и коммуникационных навыков и умений;

    г) разрешение стрессовых, кризисных ситуаций в период выработки стратегии и тактики игры;

    д) тренировка навыков анализа группового взаимодействия и командообразования.

    Размер группы: не более 12-15 участников.

    Ресурсы: листы белой бумаги, цветная клейкая лента для маркировки игрового поля.

    Время: около 30 минут.

    Ход упражнения

    Мы хотим предложить группе сыграть в шашки. Однако игра будет не совсем обычной – или совсем необычной. Ведь в роли «шашек» будут выступать сами участники тренинга. Мы делим их на две команды – «черные» фигуры и «белые». Кроме того, объясняем, что на поле – оно расчерчивается заранее или обозначается чередованием пустых (черных) клеток и положенных на полу листов белой бумаги (белое поле) – должны находиться все имеющиеся в наличие фигуры. Если участников меньше, чем фигур в партии, то часть из них в ходе партии будет играть несколько «ролей»: будучи «сбитыми», они займут место другой недостающей фигуры.

    Участникам дается 10 минут для решения вопросов, связанных с организацией партии, затем, по команде ведущего, партия начинается.

    Обсуждение

    Игра имеет огромный потенциал для рассмотрения широчайшего спектра вопросов.

    ? Понравилось ли вам работать в недирективной среде?

    ? Как рождались командные решения?

    ? Кто и почему брал ответственность на себя?

    ? Чье мнение осталось неуслышанным?

    ? Возникла ли стрессовая, кризисная ситуация в период выработки стратегии и тактики игры, и если да, то как она преодолевалась?

    Советы лидеру от...

    Если ты думаешь, что сможешь, то ты сможешь! Но если ты думаешь, что не сможешь, то... ты прав!

    Мэри Кэй Эш

    Я не боюсь потерять голову, я опасаюсь потерять лицо...

    Александр Македонский

    17. НИКОГДА НЕ ГОВОРИ «НИКОГДА»!

    Цели:

    а) на ярком примере показать необходимость креативного подхода к задаче и важность психологической устойчивости лидера в ситуациях, требующих неординарного решения;

    б) развить способность сосредоточиваться на выполнении задач.

    Размер группы: не важен.

    Ресурсы: каждый получает сырую картофелину средней величины и трубочку для коктейля, флип-чарт и маркеры для записи.

    Время: 15-20 минут.

    Ход упражнения

    Раздайте участникам тренинга картофелины и трубочки и попросите в течение 5-7 минут решить следующую задачу: проткнуть картофелину трубочкой для коктейля насквозь, не используя при этом никаких иных дополнительных инструментов.

    Будьте готовы к тому, что после нескольких неудавшихся попыток кто-то из участников попросит вашей поддержки. Вам следует подбадривать группу и мобилизовывать ее на поиски нестандартного решения – оно есть. Дайте группе однозначную информацию о том, что решение возможно, необходимо только приложить силы, чтобы его найти.

    Когда время истечет, организуйте проверку того, удалось ли кому-то из участников тренинга решить проблему.

    В любом случае обсудите возникавшие в ходе упражнения эмоции, запишите на флип-чарте мысли, которые приходили в голову участникам эксперимента.

    Если решение найдено, под аплодисменты представьте группе автора идеи и пронзенную трубочкой картофелину. Если же никто не смог справиться с задачей, возьмите картофелину с трубочкой и сами продемонстрируйте решение. Оно заключается в том, что отверстие трубочки с одной стороны закрывается указательным пальцем, а затем картофелина резким ударом пробивается в самой узкой ее части. Воздушный столб, образовавшийся в закрытой трубочке, служит тем самым твердым стержнем, который позволяет трубочке не гнуться, а пробить картофелину.

    После демонстрации решения стоит вновь обратиться к группе с просьбой прокомментировать свои мысли и чувства.

    • Какие чувства я испытываю в жизни, сталкиваясь с проблемами, к которым не знаю, как подступиться, которые кажутся мне неразрешимыми?

    • Могу ли я сформулировать для себя стандарт своего поведения в подобной ситуации?

    • Какие истории, сюжеты, примеры из личного опыта приходят мне на ум после этого упражнения?

    Кстати! Материлиы для тренера

    «Никогда этого не будет!», «Нелепейшая идея!», «Абсурд даже думать подобным образом!!!». Сотни лет люди реагируют таким образом на новые идеи. «Как появляются идеи и изобретения, которые изменяют мир?» – спросили великого Эйнштейна. «Очень просто, – ответил он. – Все знают, что сделать это невозможно. Случайно находится один невежда, который этого не знает. Он-то и делает это открытие».

    За последние 200 лет коллекция пессимистичных прогнозов не раз пополнялась и... опровергалось практикой. Вот некоторые из них.

    • Все, что можно изобрести, уже изобрели! Чарльз Дьюэлл, представитель Патентного бюро США, 1899 г.

    • Не вижу ни одной обоснованной причины, почему взгляды, изложенные в моей книге, могут задеть чьи-либо религиозные чувства. Чарльз Дарвин, предисловие к «Происхождению видов» 1869 г.

    • Демократия умрет в 1950 году. Джон Лангдон-Дэвис, корреспондент «Ньюс кроникал», 1936 г.

    • Побороть СПИД будет проще простого. Он не заразен! Питер Дуесберг, профессор молекулярной и клеточной биологии Калифорнийского университета

    • У человечества уйдет еще более 50 лет на покорение воздуха. Уилбурт Райт, пионер американской авиации, 1903 г.

    • Полеты на машинах, которые тяжелее воздуха, невозможны. Лорд Кельвин, британский математик и физик, председатель Британского королевского общества, 1895 г.

    • «Каждый, кто хоть как-то знаком с этим изобретением, скажет, что его ожидает очевидный провал». Генри Мортон, председатель Института технологии Стивенса, об электрической лампочке, США, 1880 г.

    • «Карета без лошадей» – это признак роскоши и богатства, и если даже цена на нее в будущем упадет, она никогда не станет такой же популярной, как велосипед! Журнал Literary Digest об автомобиле, 1899 г.

    • В будущем вес компьютеров может быть уменьшен всего до полутора тонн. Если это удастся, то он будет состоять всего из 1000 вакуумных ламп... Научный журнал Popular Mechanics, 1949 г.

    • Нет никаких причин, по которым кто-либо хотел бы иметь компьютер у себя дома. Кен Ольсон, основатель, президент и председатель правления корпорации Digital Equipment, 1977 г.

    • Ракета никогда не сможет вылететь за пределы атмосферы Земли. Газета New York Times, 1936 г.

    Тексты-ключи

    О ВРАЩЕНИИ НЕБЕСНЫХ СФЕР

    Утверждение о движении Земли может показаться нелепым тем, кто на основании многовековых суждений считает твердо установленным, что Земля неподвижна и расположена в центральной точке Вселенной. Но от людской критики от меня не убудет. Опираясь на многочисленные и длительные наблюдения и следуя твердым принципам, я открыл не только то, что Земля движется, но также и то, что порядки и величины всех звезд и сфер, да и самих небес, настолько связаны между собой, что ничто не может сдвинуться со своего места без соответствующего возмущения во всех частях Вселенной.

    Николай Коперник (1473-1543).

    О вращении небесных сфер


    Тексты-ключи

    ПРИТЧА О ЛЯГУШКАХ И СИЛЕ СЛОВА

    Пара лягушек резвилась среди деревьев на опушке леса. Все было прекрасно и весело, пока случайно они не свалились в глубокую канаву. Скорее, даже это была не канава, а яма с почти отвесными краями и глубиной..., практически не оставлявшей упавшим шансов на спасение.

    По счастью, неподалеку оказалась большая компания других лягушек, которые решили прийти на помощь попавшим в беду сородичам. Подобравшись к краю ямы, казавшейся им настоящей пропастью, лягушки кричали своим несчастным товарищам:

    – Друзья, не тратьте сил понапрасну. Смиритесь со своей участью и. прощайте навсегда!

    Но два лягушонка упорно противились намерению похоронить их с такой легкостью. Цепляясь за стенки ямы, они пытались продвинуться хоть чуть-чуть повыше и прыгали, прыгали, прыгали вверх, но тотчас падали вниз.

    – Не суетитесь, у вас нет шансов выбраться оттуда! Умрите достойно, подумайте о вечном, ведь ваши прыжки попросту смешны!!!

    В конце концов, после многих сотен прыжков, одна из лягушек свалилась на дно бездыханной. Товарищ по несчастью посмотрел на распростертое на дне ямы тело и продолжил свои прыжки с удвоенной энергией.

    – Приятель, все бесполезно, – кричали прыгуну свесившиеся с краю ямы лягушки. – Сохрани силы на достойный уход из жизни!

    ...Прыжок, еще прыжок, и еще, и еще. Вдруг лягушонок, размахивая лапками, взлетел над краем ямы и плюхнулся в траву. Его тотчас же окружили остальные лягушки. Они изумленно смотрели на чудом спасшегося товарища, а потом набросились на него с расспросами:

    – Как тебе это удалось?!

    – Это что-то невероятное! У тебя есть какая-то особая система? Ты обязан поделиться с нами своей методикой выживания!!!

    – Ты что, не слышал, как мы кричали тебе, что нет шансов выскочить? Зачем же ты прыгал?!

    Спасшийся от верной смерти лягушонок смотрел на обступивших его товарищей и знаками отвечал им, что он. от рождения глухонемой. К сожалению, он не слышит, о чем ему так эмоционально рассказывают друзья, но он, безусловно, благодарен товарищам за заботу.

    Переполненный чувствами, он знаками объяснял присутствующим:

    – Без той неоценимой поддержки, которую вы оказали мне, с риском для жизни свешиваясь с краю ямы и подбадривая меня криками, я не нашел бы в себе сил преодолеть усталость и отчаяние. Мне так хотелось оправдать ваши надежды, что я просто совершил невозможное!








    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх