• Кампания Тревора
  • Занятия по жонглированию
  • Бедный мальчик и образование во всем мире
  • Она несла свет в тьму ада
  • Духовная Разминка
  • Духовные Ускорители
  • Глава 5

    Давайте и получайте! Милосердие и благодарность

    Будьте живым выражением… доброты -

    доброты в вашем лице,

    доброты в ваших глазах,

    доброты в вашей улыбке,

    доброты в вашем теплом приветствии.

    (Мать Тереза из Калькутты)

    Среди духовных граций есть два близнеца — милосердие и благодарность, — являющихся зеркальньтм отображением друг друга. Милосердие заключается в оказании помощи тем, кто в ней нуждается, а также в умении проявлять терпимость в оценке их нужд. В английском языке это слово (charity) происходит от латинского carus, означающего «ценимый», «любимый». К тем, кто нам дорог и любим, мы подходим с распростертыми объятиями, с распахнутыми сердцами, полные великодушия и альтруизма. В этом и состоит милосердие.

    Благодарность представляет собой противоположную грацию. Она появляется там, где вы с признательностью воспринимаете чьи-то действия, полные милосердия, понимания и самоотверженности, и открыто демонстрируете, сколь высоко вы цените ту доброту, которая была проявлена по отношению к вам.

    И милосердие, и благодарность рождены состраданием, которое мы всесторонне рассмотрели в предыдущей главе.

    Эти два действия могут рассматриваться в совокупности как своего рода духовное дыхание, две стороны которого взаимно дополняются: благодарность имеет место там, где вы «вдыхаете и тем самым получаете живительную энергию; милосердие — там, где вы «выдыхаете» ранее полученное и возвращаете его своему окружению.

    Если вам присущи и милосердие, и благодарность, вы значительно расширяете могущество своего духовного Интеллекта. Вы учитесь ритмично «вдыхать» и «выдыхать», стараясь не задерживать свое дыхание. Это поможет вам чувствовать себя более непринужденно, счастливо и в гармонии со всем миром.

    Если вы станете проявлять к своим ближним милосердие, то у вас будет больше друзей, вы станете более здоровым и богатым — только в отношении богатства не забывайте, что разменной монетой в этой валюте служит не рубль и не евро, а улыбка! Конечно же, милосердие принесет неизмеримую пользу не только вам, но и окружающим, и всему миру в целом.

    Воистину велик тот, в ком велико милосердие.

    (Томас а-Кемпис[40])

    Следующие истории предназначены не только для того, чтобы развлечь и проинформировать, но и чтобы тронуть и воодушевить вас.

    Кампания Тревора

    В 1983 году молодой паренек, фактически еще мальчик, Тревор Феррелл, увидел бездомного мужчину, жившего на одной из улиц Филадельфии. Немного погодя Тревор спросил у родителей, почему этот человек спит на холодной улице, а когда узнал, что так происходит, поскольку у этого бедолаги ни дома, ни семьи, которая бы о нем позаботилась, мальчик попросил родителей отвезти его на машине в город, чтобы он смог отдать этому несчастному человеку собственные подушку и желтое одеяло. Так они и сделали.

    От этого единственного акта сострадания, родившегося в чистом сердце 13-летнего мальчика, и взяла свое начало известная кампания Тревора. С тех пор каждую ночь добровольцы — взрослые и дети — ездят по улицам Филадельфии, наделяя бездомных горячей пищей, одеялами, одеждой, а главное — заботой и любовью. Со временем эта кампания получила широкое распространение, и теперь тому примеру заботливости, который подал Тревор, подражают дети и взрослые в больших и маленьких городах всего мира, где влачат свое существование голодные бездомные люди.

    Тревор не раз рассказывал про свою кампанию в школах, в государственных учреждениях, церквях и на общегородских собраниях. Когда его спрашивали, удивлен ли он ростом кампании, получившей его имя, он ответил: «Я никогда не ожидал, что для оказания помощи бездомным может найтись 1100 добровольцев, три фургона и специальный приют. Единственное, что я хотел, — помогать отдельным из этих несчастных людей и делать это каждый день».

    Его психологическая установка — такая же, как у матери Терезы (с которой Тревор некоторое время работал в Индии). У этой святой женщины спрашивали, почему она продолжает свою тяжкую работу, день за днем подбирая на улицах умирающих и спасал детей от смерти, если проблемы все равно остаются, а добрые дела, которые она творит, — это в любом случае всего лишь капля в море по сравнению со многими тысячами и миллионами нуждающихся бедняков. На этот вопрос она отвечала так: «Да, это правда. Действительно, моя работа — это всего лишь маленькая капля в море, но благодаря ей необъятное море добра становится немного полнее».

    Занятия по жонглированию

    В процессе занятий на тему «Учитесь учиться и укреплять силу своего ума», проводимых мною во всем мире, одна из игр, в которую мы играем, называется «Учимся жонглировать». Она основана на методе жонглирования как метафоре обучения, который разработал Майк Гелб[41]. Действительно, жонглирование — почти идеальный инструмент для исследования путей обучения и овладения сложными навыками, потому что оно позволяет увидеть, как в зеркале, при чем увидеть немедленно, тот способ, который использует наш мозг при подходе к любой новой задаче обучения. Кроме того, ему присуща масса немедленной, почти мгновенной обратной связи — все брошенное вверх тут же возвращается обратно!

    Единственный печальный для меня аспект этих занятий, которые во всем прочем следует признать забавными и веселыми, связан с реакций слушателей на мои комплименты, которые сопровождают и оценивают их постепенное продвижение вперед в деле освоения непростого искусства жонглирования. Независимо от того, проделали ли они минуту назад свои первые манипуляции с тремя шарами или же завершили сложный и продвинутый трюк, их реакции на мои воодушевляющие призывы и выкрики типа «Здорово сделано!» всегда идут в следующем порядке:

    «Нет, нет и нет! Я всего лишь пробую перейти к следующей стадии».

    «Это никуда не годится, я здесь намертво увяз!»

    «Так уж хорошо оно не было».

    «Никогда у меня не получится по-настоящему хорошо».

    «Оно могло быть куда лучше».

    Есть ли во всех этих ответах нечто общее?

    Отрицание самого себя!


    Занятная особенность такого рода ответных реакций состоит в том, что на самом деле не имеет значения, насколько доброкачественно выполнено задание, — человек всегда отрицает, что он смог все проделать превосходно.

    Если бы кто-то жонглировал семью шарами, одной бензопилой и живым цыпленком, а я воскликнул: «Ничего себе! Это просто немыслимо!» — мне бы, пожалуй, ответили что- нибудь вроде: «Ну все-таки не совсем — я-то, собственно говоря, старался держать в воздухе восемь шаров, две бензопилы, цыпленка и еще индейку».

    Если в молодые годы нас постоянно критиковали и наказывали за любые неудачи, а затем стали называть высоко мерными наглецами, если мы бывали довольны собственными успехами, то тем самым нас учили и приучили наказывать себя почти независимо от того, что и как мы делаем. Мы напрочь отвергаем и отрицаем похвалу в свой адрес.

    В признании хорошего поступка проявляется столько же величия ума, как и в совершении его.

    (Сенека[42])

    Думая, будто проявляем скромность, мы в то же самое время незаметно для себя и, возможно, невольно оскорбляем человека, который хвалит нас. Те слушатели, которые отбивались от моих похвал за высокие достижения в жонглировании, фактически как бы говорили мне: «Тони, ты абсолютно неправ! Ты законченный придурок! Как ты вообще можешь думать, что у меня есть какие-то успехи, когда я отлично знаю, что их нет и в помине».

    Надо сказать, довольно-таки оскорбительное поведение по отношению к тому, кто пытается проявлять кротость, умеренность и смирение.

    Мораль этой истории заключается в том, что похвалу и выражения признательности нужно принимать с благодарностью, и, поступал таким образом, принимать подарки, которые вам преподносят другие; кроме того, необходимо и самому, в свою очередь, признавать достоинства других людей, ободрять и вселять в них надежду.

    Благодарность — это сами небеса.

    (Уильям Блейк)

    Бедный мальчик и образование во всем мире

    В середине XIX века 12-летний шотландский мальчик по имени Эндрю Карнеги эмигрировал в Питсбург, штат Пенсильвания. Родившись в бедной семье, он в совсем юном возрасте был вынужден начать работать: сначала на хлопкопрядильной фабрике, затем на телеграфе в качестве мальчика посыльного, потом клерком на железной дороге, а после этого стал трудиться в области производства стали.

    Молодой Карнеги обладал огромной верой в себя. Он упорно трудился, учился на собственных ошибках и быстро поднялся к самым вершинам своей профессии. В конечном счете Карнеги создал сталелитейную корпорацию «US Steel» которая стала самой крупной компанией в мире, а он сам, возможно, богатейшим в то время человеком на Земле.

    Поскольку мы занимаемся поиском новых путей повышения Духовного Интеллекта, нам в истории Карнеги особенно интересны два момента.

    Во-первых, сам Карнеги считал, что достигнутыми успехами он обязан в первую очередь постоянной учебе и применению к каждой проблеме своего мозга и его экстраординарных возможностей в сфере Творческого и Духовного Интеллекта. Он комментировал эту сторону собственных достижений следующим образом:

    «Человек со всей присущей ему похвальбой своей культурой и образованностью обладает очень небольшим или вообще нулевым пониманием неосязаемой силы мысли (этого величейшего из всех нематериельных ресурсов!). Пока он знает лишь весьма немногое об устройстве физического мозга и обо всей его обширной сети нервов или том мысловатом механизме, посредством которого могущество мысли трансформируется в свой материальный эквивалент; но теперь человек вступает в эпоху, которая наконец просветит его в данном вопросе».

    Карнеги настоятельно рекомендовал, чтобы каждый человек везде и всюду занимался изучением мозга и присущих этому органу многообразных видов интеллекта!

    Во-вторых, когда в 1901 году в возрасте 66 лет Карнеги ушел на покой, он задумался о том, что же ему делать с тем огромным богатством, которое он смог накопить благодаря напряженному труду, огромному уму и невероятной проницательности.

    И знаете, каково было его решение?

    Раздать все, что он имел!

    И на какие же цели?

    На обучение и образование.

    Оперируя сегодняшними цифрами, Карнеги распределил по сотне миллионов долларов на нужды глобального образования, публичных библиотек, шотландских и американских университетов, раздал огромные деньги музеям, художественным галереям и церквям по всей Америке и Европе, а также учредил собственный Фонд Карнеги, занимающийся ежегодным распределением миллионов долларов на цели культуры и просвещения.

    Из самого успешного промышленника в мире Эндрю Карнеги превратился в самого щедрого благотворителя в сфере образования и просвещения. Он отдал, вероятно, самое значительное состояние в истории с целью поднять стандарты образования и предоставить людям как можно большие возможности[43].

    Она несла свет в тьму ада

    С Флоренс Найтингейл[44] связывают превращение профессии медсестры в очень уважаемое занятие. Эта замечательная женщина воодушевила миллионы других последовать ее примеру.

    Она работала непрестанно, проявляя непревзойденную преданность делу и абсолютное самопожертвование, спасая жизни, облегчая боль и страдания раненых в страшных условиях Крымской войны.

    Для всех солдат, которым приходилось выносить ветер, дождь, снег и полуголодное существование, а также в антисанитарных условиях страдать от ужасных гноящихся ран, Флоренс Найтингейл, чья фамилия по-английски значит «соловей» была самым настоящем светочем надежды, а ее милосердные и вместе с тем глубоко практичные действия несли с собой веру и душевный подъем тем, кто пребывал в отчаянии.

    После этой войны Флоренс Найтингейл продолжала отдавать всю свою энергию помощи людям и заботе о них. Она произвела подлинную революцию в деле ухода за больными и в работе больниц, именно ей мы обязаны проектированием больниц и госпиталей с хорошо освещенными и проветриваемыми палатами. Знаменитая лондонская больница святого Фомы лишь один из примеров ее блестящей работы.

    Именно деятельность таких наделенных высокоразвитым Духовным Интеллектом личностей, как Эндрю Карнеги и Флоренс Найтингейл, заложила основы современной сфокусированности на различных благотворительных акциях и учреждениях. Сейчас, в начале ХХ столетия, существуют тысячи организаций, собирающих каждый год по всему миру большие суммы на филантропические и благотворительные цели, причем все они преданы делу улучшения тех трудных условий, в которых влачат свою жизнь отдельные люди и целые народы.

    Однако важны не только крупные акции в сфере благотворительности — столь же существенны и кажущиеся кому-то мелочью индивидуальные акты милосердия, проявляющиеся в дарении небольших сумм денег, конкретных проявлениях доброты и предоставлении своего времени (которое кажется особенно важным в современном динамичном мире), — а их все мы можем себе в какой-то степени позволить.

    …На лучшее, что знает человек, —
    На мелкие, невидные деянья
    Любви и доброты…[45]
    (Уильям Вордсворт[46])

    Духовная Разминка

    Вы принадлежите к расе людей благотворящих, которая все шире заселяет нашу милосердную планету. Принадлежа к столь привилегированному кругу ее обитателей, мы находимся в прекрасном положении, позволяющем нам проявлять милосердие и нести благо творения тем людям, которые испытывают потребность в нашей доброте. Поэтому лучше всего поддерживать благотворящую часть нашего в хорошей форме. А в этом вам поможет наша интенсивная разминка.

    1. Кому мы должны помогать?

    Поступайте в соответствии с тем, что рекомендовал великий духовный наставник Мухаммед:

    Будьте добрым с вашими

    родителями и родственниками,

    с сиротами и нищими,

    с ближними соседями

    и с соседями отдаленными,

    и с компаньоном в вашем деле,

    и с путешественником,

    и с вашими словами.

    Фактически раздача милостыни является одним из ключевых методов проявления милосердия во многих из крупнейших мировых религий. Ведь благотворительньте подаяния выступают одним из пяти столпов или, как их называют, колонн исламской веры, а также являются одним из центральных догматов иудейской, христианской, буддистской и индуистской религиозной практики.

    Милосердие видит потребность, а не причину.

    (Немецкая пословица)
    2. «Разговор с самим собой»

    Проанализируйте и пересмотрите заново свой разговор с самим собой, как вы делали это в третьей главе, но на сей раз придайте этому анализу иную направленность. Рассмотрите его с точки зрения того, насколько вы милосердны и снисходительны к самому себе, и опробуйте следующее упражнение в форме мысленной игры с самим собой.

    Вообразите, что всякий раз, когда вы изучаете или просто узнаете что-либо новое, ваша личность распадается на два разных индивида: первый из них — это «вы-родитель», а второй — «вы-пятилетний ребенок»

    «Вы-родитель» берет на себя роль всезнающего наставника, а («вы-ребенок» — роль ученика. «Вы-родитель» реагирует на действия («вас-ребенка» точно так же, как это делал бы всякий любящий и заботливый родитель (наставник). В этой роли вы произносите слова поддержки и ободрения типа: «Отлично!», «То, что надо!», «Здорово сделано!», «Быть тебе великим футболистом, жонглером, гитаристом и т. д.!», «Это была интересная ошибка!», «Попробуй-ка еще разок!», «Попробуй еще разок!», «Попробуй еще разок!», «У тебя обязательно получится!», «Здорово сделано!».

    Проявляя снисходительность к самому себе, реально вы окажете себе огромную поддержку и станете получать от обучения массу удовольствия. Кроме того, обнаружите, что «вы — пятилетний» обучается удивительно хорошо, а это породит с его стороны целый поток благодарностей в ваш адрес, а также выражений привязанности к «вам — родителю»!

    3. Умственная Карта

    Попытайтесь составить Умственную Карту всего того в вашей жизни, за что вы можете или должны быть благодарны. Только не концентрируйтесь на очевидных вещах: друзьях, семье, здоровье, — а подумайте обо всяких «мелочах» вроде способности ощущать на своем лице солнечное тепло или трепетать всей кожей под дуновением нежного бриза, о ваших чувствах вкуса и обоняния, о том, что вы имеете возможность выслушивать людей и общаться с ними, и так далее.

    Когда мы заглянем поглубже в сердце цветка,

    то увидим там облака и сияние солнца,

    разнообразные минералы, время,

    всю Землю и все то бесчисленное,

    что существует в космосе.

    Ведь без облаков не было бы никакого дождя,

    а без дождя не распустится ни один цветок.

    (Тич Нхат Хань)
    4. Будьте благодарны за мелочи и ГОВОРИТЕ об этом!

    Не забывайте ценить то, с чем ежедневно сталкиваетесь в своей жизни, и благодарить за это. Цените тех, с кем работаете и живете, и даже тех, кого видите мимоходом. Просто поразительно, как маленький комплимент или простое «спасибо» могут по-новому окрасить чей-то день. Помните: всем людям присуща одна и та же потребность в посторонних поддержке и сострадании, а также готовность высоко ценить проявления этих чувств. Помните о необходимости ценить и поощрять действия тех людей, которые обслуживают вас: продавцов, официантов, уборщиков, мойщиков, водителей, и особенно всех тех «неприметных» лиц, которые выполняют разного рода «ужасную» работу, — тех, без чьей деятельности наша жизнь была бы намного более неприятной. Научитесь высоко ценить своих друзей и коллег, а также начальников и руководителей. Интересно отметить, но люди, находящиеся на вершине иерархического дерева, вопреки популярному убеждению, зачастую получают гораздо меньше поддержки и одобрения, чем иные сотрудники. Почему? А потому, что все предполагают, будто этих больших начальников уже успел похвалить кто-то другой!

    5. Поддерживайте свое местное сообщество

    Поддерживайте свое местное сообщество, передавая, к примеру, ненужную вам одежду в благотворительные центры и в магазин для малообеспеченных, участвуя в мероприятиях по сбору средств для школы или добровольно работая несколько часов, чтобы помочь в каком-то важном и неотложном общественном деле. А вот вам и другие возможности: позаботиться в течение нескольких часов о соседском ребенке или выступить в качестве наставника для своего коллеги по работе — варианты благотворительной деятельности просто бесконечны.

    6. Поддерживайте все общество в целом

    За последнее время в новостях слишком уж часто сообщают о природных катаклизмах типа землетрясений, голода или наводнений, а наши газеты и телевизоры полны изображениями людей, попавших в отчаянно трудное положение. В моменты таких внезапных бедствий старайтесь сдавать для пострадавших деньги, теплую одежду или лично оказывайте им помощь. Большое количество малых действий в сумме вносит огромный вклад в облегчение людских страданий.

    7. Считайте доставшиеся вам счастливые дары

    У нас никогда нет возможности заранее знать наверняка, какое воздействие — хорошее или плохое — окажет некое событие на нашу жизнь, а посему старайтесь расценивать все, что с вами происходит, как счастливый дар.

    Существует старинная китайская история про крестьянина, у которого заблудилась и пропала лошадь, а его соседи все как один приходили со словами сочувстввя, говоря, на сколько же ему не повезло, на что крестьянин только и отвечал: «В самом деле?» На следующий день пропавшая было лошадь вернулась, да еще и в сопровождении другой, и все соседи единогласно сказали, что это просто дар судьбы, а крестьянин снова ответил: «В самом деле?». День спустя сын этого крестьянина попробовал проехаться верхом на новой лошади, но она его сбросила и юноша сломал себе ногу. Опять все соседи сочувствовали несчастью, постигшему семью крестьянина, и опять тот усомнился: «В самом деле?» Не прошло и дня, как в деревню прибыли люди из императорской армии в поисках солдат-новобранцев, которых тут же забирали на войну. Они увели с собой всех молодых людей, кроме того крестьянского сына, у которого была сломана нога.

    Духовные Ускорители

    Я — милосердный человек и люблю оказывать помощь людям.

    Я щедр по натуре и постоянно развиваю в себе эту черту характера.

    Я — человек заботливый и внимательный, всегда говый протянуть страждущему руку помощи.

    Я люблю получать от других людей знаки внимания, заботы и помощи, а также подарки, причем получаю их открыто и с энтузиазмом. Моя готовность получать позволяет им давать. А тот факт, что они дают, позволяет им получать.

    Я — добрый и благородный человек, всегда принимающий во внимание нужды других.

    Мое кредо — доброта.


    Примечания:



    4

    Маслоу Абрахам (1908–1970) — американский психолог, один из лидеров гуманистической психологии. Он полагал, что ортодоксальный бихевиоризм и психоанализ обладают лишь теоретической и клинической ценностью, т. е. помогают диагностировать патологию личности. В противовес им выдвинул теорию мотивации, в основе которой — развернутое представление об иерархии человеческих потребностей. В ходе самоактуализации (ее можно было бы назвать и самореализацией) человек эволюционирует от основных потребностей (питание и секс) к высшим, представляющим своего рода вознаграждение. На основе своего учения Маслоу разработал метод гуманистической психотерапии (обычно групповой), которая должна помочь индивиду пройти через все стадии самоактуализации. — Прим. перев.



    40

    А-Кемпис Томас (1380–1471) — немецкий священнослужитель и религиозный писатель, являющийся наиболее вероятным автором из вестного средневекового сочинения «Имитация Христа» (1426). — Прим. перев.



    41

    Гелб Майк — современный американский психолог и специалист по обучению, автор многих популярных книг. — Прим. перев.



    42

    Сенека Луций Анней (4 г. до н. э. — 65 н. э.) римский политический деятель, философ и писатель, представитель стоицизма. Обвиненный в заговоре, покончил жизнь самоубийством по приказу императора Нерона, чьим воспитателем был в свое время. Для философско-этических сочинений, трактатов и трагедий Сенеки характерны презрение к смерти и проповедь свободы от страстей. — Прим. перев.



    43

    Карнеги Эндрю (1835–1919) — американский сталепромышленник и щедрый филантроп. В 1899 г. контролировал примерно 25 % производства стали в США. В 1901 г. продал свою компанию за 250 миллионов долларов и отошел от дел. За свою жизнь передал больше 350 миллионов долларов (в нынешних ценах это десятки миллиардов) различным образовательным, культурным и миротворческим организациям, многие из которых носят его имя. Не следует путать его с Дейлом Карнеги, автором знаменитого бестселлера «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» — Прим. перев.



    44

    Найтингейл Флоренс (1820–1910) — английская медсестра. Организатор и руководитель отряда санитарок во время Крымской (Восточной) войны 1853–1856 гг. Создала систему подготовки кадров среднего и младшего медперсонала в Великобритании. Красный Крест учредил медаль имени Найтингейл (1912). Знаменитый американский поэт Генри Лонгфелло посвятил ей поэму «Святая Филомена» — Прим. перев.



    45

    Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства. Перевод В.Рогова. — Прим. перев.



    46

    Вордсворт (Уордсуорт) Уильям (1770–1850) — английский поэт-романтик. Представитель так называемой «озерной школы». Его самый известный сборник «Лирические баллады» (совместно с С.Т.Колриджем, 1798) способствовал формированию романтизма в Англии. Приблизил поэтический язык к разговорной речи. — Прим. перев.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх