Наблюдения НЛО с самолетов

Эти наблюдения, естественно, особенно интересны, так как НЛО в некоторых случаях могут наблюдаться с близкого расстояния. Об одном таком наблюдении рассказано выше (см. раздел I, сообщение 50). Ниже приводятся аналогичные сообщения.


Сообщение 1

12 июля 1964 года я летел самолетом «ТУ-104А», совершавшим рейс 094 из Ленинграда в Москву. Полет проходил, как объявила еще на аэродроме стюардесса, на высоте 8000 м со средней скоростью 850 км/час. Я в качестве пассажира занимал место по левому борту возле иллюминатора, сидя лицом по ходу самолета и глядя вниз на облака. Облачность была густая, кучевая. Казалось, что по облакам можно ходить на лыжах. Сзади в иллюминаторы правого борта светило солнце, так что пассажиры вынуждены были задергивать занавески. В самолете было жарко.

Примерно в 17.25, на полпути маршрута, когда самолет, по моим расчетам, проходил над гор. Бологое, откуда-то из-под днища фюзеляжа на огромной скорости вырвался гигантский самолет, уходивший под прямым углом к линии полета нашего воздушного корабля. Мне показалось, что это какой-то огромный бомбардировщик неизвестной мне конструкции удалялся так, что я его видел точно в «хвост», хотя потом я не мог припомнить никаких деталей (напр., стабилизатора), свойственных самолетам. В этот момент я успел подумать: как неудачно прокладываются воздушные линии, ведь могло быть столкновение!

Возможно, я так бы и остался в твердой уверенности, что видел странный бомбардировщик, если бы летающий объект, примерно в 3-х км от самолета, несколько отстав от него, не изменил резко (приблизительно на 90 градусов) курс своего полета, и не стал перемещаться параллельно курсу нашего лайнера, обогнав его и превзойдя в скорости.

Когда объект поворачивал, он, видимо, притормозил и наклонился, так что я отчетливо увидел, что это — диск, а вовсе не крылатый бомбардировщик. Четко выделялась, подчеркнутая тенью, выпуклость в верхней части объекта. Когда летящий объект повернул и выровнял полет, он снова принял прежнюю форму крылатого «бомбардировщика». Казалось странным, что он летит "крылом вперед". В нижней части его был заметен черный выступ. Пролетев немного, объект нырнул в белую облачную «гору». Диаметр его значительно превосходил длину самолета, на котором я летел. Цвет его серо-серебристый, похожий на цвет алюминия, выделяющийся на фоне белых облаков.

Если бы я имел с собой фотоаппарат — я бы и не вспомнил о нем: настолько неожиданным было все случившееся.

В. Зайцев, доцент

Минск, ул. Я. Коласа, д. 90, кв. 54.


Сообщение 2

Ниже приводится докладная записка заслуженного штурмана СССР В. И. Аккуратова на имя министра Гражданской Авиации СССР Е. Ф. Логинова:

Докладная записка

На Ваш запрос о встрече и фактах наблюдения за неизвестными летательными объектами (НЛО) в Арктике, докладываю:

1. В 1950 году мы базировались на ледовой разведке в Нижних Крестах (Колыма). В августе над поселком в течение трех суток появлялся диск, напоминающий по цвету Луну, но меньшего размера (на высоте 20–25 градусов над горизонтом в южной части неба).

Диск обычно появлялся в 15 ч. 30 мин. по местному времени и наблюдался населением всего поселка, вызывая большой интерес, особенно у нас — летного состава. В тот период над территорией СССР часто летали воздушные шары, запускаемые США, которые мы неоднократно наблюдали и преследовали на самолетах. Этот же диск не был похож на воздушный шар, ни по цвету, ни по скорости движения. После нашего сообщения в Москву, нам было дано указание, как можно ближе подлететь к диску на самолете ("Каталина", скорость 250 км/час) и подробнее изучить это явление. Поднявшись на высоту 7000 метров, т. е. на предел высотности «Каталины» и сближаясь с диском, мы заметили, что диск в размерах не изменился, движения его были очень медленны — с востока на запад. Цвет жемчужный с пульсирующими краями и без каких-либо антенн или подвесок. В 17.30 диск уходил на запад, резко набирая высоту, пока не исчезал из поля зрения. На третьи сутки диск исчез и больше не появлялся.

По поводу этого явления шла большая переписка с Главным управлением Северного морского пути, и весь этот материал хранится в архивах Министерства морского флота.

2. В 1956 году, совершая стратегическую ледовую разведку на самолете ТУ-4 (при V = 300–350 км/ч) с командиром корабля т. Бахтиным в районе мыса Джузеп (Гренландия) и выйдя из облаков на ясную погоду, мы неожиданно заметили, что с левого борта параллельно нашему генеральному курсу (180 градусов) двигался какой-то непонятный летающий аппарат по форме напоминающий большую чечевицу жемчужного цвета с волнообразно — пульсирующими краями. Зная, что на Севере Гренландии находятся американские авиационные базы (Норд, Туле), мы первоначально решили, что это был американский летательный аппарат неизвестной конструкции, и не желая с ним встречи, вновь ушли в облака. Через 40 минут полета по курсу на о. Медвежий, облачность неожиданно кончилась, впереди было ясно, и мы вновь по левому борту заметили тот же неизвестный аппарат. Решив подробнее рассмотреть, что это такое, мы резко изменили курс и пошли на сближение. Неизвестный летательный аппарат так же изменил курс и со скоростью, равной нашей, пошел параллельно. Через 15–18 минут неизвестный аппарат резко изменил курс — вышел вперед нас и быстро ушел вверх, исчезнув в синеве неба. Никаких антенн, надстроек, крыльев и иллюминаторов на этом диске мы не обнаружили. Не было замечено также ни выхлопов струй газа, ни инверсионного следа, а скорость его ухода была настолько велика, что это явление казалось каким-то сверхестественным.

3. В феврале 1967 года экипажем рейсового самолета ИЛ-18 (к/к Перов, штурман Шамес 247 ЛО ПУГА, при V = 650 км/ч) было отмечено следующее явление: в районе Тикси, находясь на высоте 8000 м слева по борту на высоте 20 градусов над горизонтом был замечен диск жемчужного цвета, по форме чуть меньше Луны. Диск обгонял самолет, набирая высоту с курсом 90 градусов. Полет происходил в светлое время при ясном небе. Ни на один из существующих летательных аппаратов диск не походил. Запись этого явления имеется у штурмана т. Шамес.

Помимо этих фактов встреч с НЛО, имеются ряд других. Так, в декабре 1966 года экипажи наблюдали встречу сразу с шестью дисками, но не жемчужного, а оранжевого цвета. Но так как в свое время наша печать сделала сообщение, что это просто световые эффекты, и никакого отношения к летательным аппаратам они не имеют, то летный состав, замечая подобные явления, перестал интересоваться ими, дабы не вызывать насмешек со стороны товарищей легендами о "летающих тарелках".

Флаг-штурман Полярного управлении ГА В. И. Аккуратов

29 августа 1967 г.


Сообщение 3

31 октября 1967 года экипаж самолета ИЛ-14 в составе: командира корабля Черняева, заместителя командира эскадрильи Кармакова, 2-го пилота Жадченко и штурмана Красножен выполнял ночной рейс по маршруту Хабаровск — Благовещенск. Полет проходил при видимости земных световых ориентиров и звездного неба. В 14 час. 25 мин. (время московское) экипаж на расстоянии 160 км и на азимуте 120 градусов от города Архара впереди-справа вверху увидел круглый, светящийся желто-красным цветом предмет, который был очень похож, и по размерам и по цвету, на восходящий диск Луны. Заместитель командира эскадрильи Кармаков обратил внимание экипажа на тот факт, что в данный период месяца должен был виден только серп Луны, а не полный диск, так как полет проходит в последний день месяца. Экипаж продолжал наблюдение за неизвестным предметом.

В это время командир корабля доложил «земле» о данной обстановке и запросил диспетчера радиолокатора дать место самолета и проследить, наблюдает ли он на экране посторонние предметы. Диспетчер дал место самолета и доложил: "Посторонних предметов на экране не наблюдаю".

Через 5–6 минут после обнаружения неизвестного предмета, он стал увеличиваться в объеме и изменять свой цвет в ярко-голубой (в цвет горящего газа), а еще минуты через 3–4, достигнув тройного размера Луны, диск стал исчезать и вскоре пропал.

В это время на связь с землей вышел экипаж самолета ИЛ-18 № 75592, который подтвердил наблюдаемую нами загадочную картину.

В нашем экипаже данный случай вызвал много споров; одни были сторонниками шаровой молнии огромных размеров, другие — сторонниками загадочных "летающих тарелок". Что же все-таки это было?

Жадченко И. П.

г. Хабаровск, Ленинградская ул., д. 34, кв. 48.


Сообщение 4

3 декабря 1967 г. мы все — участники испытательного полета на самолете ИЛ-18 Гос. НИИ Гражданской авиации были свидетелями интересного явления.

Взлетя с аэродрома Хатанга по Московскому времени в 13 час. 10 мин., мы вышли на линию Хатанга — Норильск. В этом районе уже была ночь. Прошли Норильск и развернулись в сторону пункта "Мыс Каменный". На подходе к мысу Каменному впереди по курсу появилась яркая светящаяся точка, похожая на самолет с включенными фарами. Командир решил отвернуть в сторону, вправо. Время было 15.04, высота полета 900 м. Через две-три минуты стало заметно, что этот источник света движется нам навстречу, свет его напоминал по своей окраске свет уличного фонаря, но был в несколько раз мощнее. Сила света была столь велика, что земля освещалась по всему горизонту. По мере приближения к нам, все отчетливее становилось видно, что этот источник света пройдет левее и выше нашего самолета. Минут через пять после начала наблюдения, стали заметны темные продольные полосы, которые шли от источника света к земле. Создавалось впечатление, что вся стена света разделена на несколько световых конусов с основаниями у земли и вершинами у источника свечения.

Когда курсовой угол этого светильника стал приблизительно равен 270–280 градусов, т. е. он почти поравнялся с нами, он быстро, в течение 2–3 секунд, погас, а эти яркие конуса продолжали светиться еще самостоятельно несколько секунд, а затем медленно погасли.

После погасания самого источника можно было наблюдать быстрое перемещение на фоне звездного неба чуть заметной светящейся точки. Все это продолжалось около 10 минут, и в течение этого времени экипаж поддерживал связь с диспетчерами мыса Каменного и Воркуты. Они также видели загадочный светящийся предмет, но что это такое, они не знали. Связь была отличной. Никаких атмосферных помех не наблюдалось.

Через несколько минут, после того как исчез этот свет, небо на западе, у горизонта, окрасилось в багровый цвет с постепенным переходом в высоту в светло-желтый, а затем на Северной части неба мы увидели слабое полярное сияние, которое продолжалось минут пять-десять. Свечение же неба на западе наблюдалось не менее часа. Мы все долго терялись в догадках относительно природы странного источника света, но так и не смогли дать какого-либо объяснения.

Оставшаяся часть полета проходила нормально, и в 19 ч. 25 м. мы произвели посадку в Москве.

Лисицын А. И., сотрудник Гос. НИИ Гражданской авиации

Москва Д-290, Шелепихинская неб., д. 28, кв. 71.


Примечание: Подробный отчет по данному случаю имеется в Гос. НИИ Гражданской авиации (Москва, Шереметьевский аэропорт). Ниже приводим телеграммы, полученные Глав. Упр. Гидрометеослужбы СССР. Эти телеграммы, предоставленные нам Гос. Комитетом по науке и технике Совета Министров СССР, имеют к сообщению непосредственное отношение:

Пор 64 Амдермы 931783 1835 = Весьма срочная Москва 715 Главгимет Матвейчуку = Повторяю две телеграммы полученные полярных станций КВЧ Тадибеяхи ДВ ТЧК 3 ноября районе нашей станции наблюдал следующее явление курсом Запада на Восток пролетал предмет виде шара светящегося направлении противоположном движению углом 80/90 градусов белого-лубоватым светом резко ограниченным по сектору ТЧК началось, явление 1420 МСК затем 1430 шар окутался облачком него отделился красный огненный шар который упал землю примерно расстоянии 40/50 км станции ТЧК никаких звуковых эффектов этом не наблюдалось ТЧК 1435 бело-голубой шар пределов видимости исчез ТЧК совершенно аналогичное явление наблюдалось сегодня 3/12 с 1503 до 1510 тоже отделением красного огненного шара который упал землю ТЧК Амосов КВЧ ТЧК вторая телеграмма КВЧ Антипаюты ДВТЧК 3 ноября ЗПТ 3 декабря коллективом станции наблюдалось пролет спутника или же другого какого предмета ТЧК время пролета ноябре 14 часов 25 минут ЗПТ декабре 15 часов 07 минут ТЧК пролет курса Запад Восток ТЧК неизвестный предмет оставлял за собой сильно освещенный горизонт до зенита ЗПТ после зените предмет остался виде звездочки от шара отделилось тело виде красного шара падающего землю подпись АПС Кондратенко 839 КВЧ =

АРМ Попов 031825-

Пор 35 СЕЯГИ 553 193 3 1630 только Москва == 2 пункта Амдерма Никитенко Москва Академия Наук = копия Москва 715 Матвейчуку

3 декабря 1967 года 1503 МСК работниками полярной станции Сеяги было замечено следующее явление ТЧК в выше указанное время в западном направлении 10 тире 15 градусов над горизонтом появилось движущееся тело по яркости значительно превосходящее звезды первой величины ТЧК дальнейшее направление движения происходило с Запада на Юго Восток со значительным увеличением скорости и размера самого тела ТЧК при достижении угла над горизонтом 30 тире 0 градусов тело напоминало собой конусообразно расположенными сзади лучами ЗПТ пролетавшую комету ТЧК свечение хвоста было очень интенсивным по яркости и цветовой гамме напоминало полярное сияние ТЧК в отличие от внешнего вида пролетающей кометы ЗПТ вышеупомянутое тело имело светящийся хвост более пространных размеров порядка 40 тире 45 градусов от горизонта СКБ свечение распространялось почти до самого горизонта СКБ ТЧК после прохождения телом своего апогея ЗПТ светящийся хвост отделился от него и продолжал сохранять яркость и цвет на протяжении 1 тире 2 минуты ТЧК само тело продолжало двигаться до горизонта и постепенно уменьшалось его яркость вплоть до светло-оранжевого цвета ТЧК время наблюдения продолжалось 1503 МСК до 1510 МСК 3 ПГ после чего тело стало невидимым.

Начальник станции Костусенко -

Архангельска б/н б/с 3 2345 Шторм ГМЦ Москва синоптику Хоседа-хард 1505 Запад из-за горизонта появился огненный шар перемещающийся большой высоте Восток оставляющий за собой огненную трассу зарево от него ТЧК на Хоседа-хард отделился шар меньшего размера испускающий лучи землю которые быстро исчезали основной продолжал перемещаться Восток оставляя огненную трассу скрылся 1510 ТЧК зарево западе исчезло 1610 дж синоптик Иптов. Пер Антипова


Сообщение 5

Доцент Воронежского университета И. Я. Фурман 25 сентября 1951 года познакомился с "летчиком в запасе" Аркадием Ивановичем Апраксиным в поезде «Саратов-Москва» и по его настоянию и с его слов записал следующее:

"А. И. Апраксин всю войну провел в боевой авиации. Получил ордена: Красной Звезды, Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени; медали "За оборону Сталинграда", "За взятие Берлина", "За участие в Отечественной войне". Орденские документы он мне показал и просил все это записать. Настоял на ознакомлении с его паспортом с саратовской пропиской.

В 1948-49 гг. Апраксин работал на испытательном аэродроме Капустин Яр в р-не Баскунчака. Ему приходилось испытывать новые турбореактивные самолеты боевого назначения. Летал в нижней зоне стратосферы. Мог находиться в воздухе до четырех часов. Неоднократно получал благодарности за отличное выполнение заданий по испытанию новой техники.

16 июня 1948 года поднял очередную машину в воздух. При высоте 10500 метров оказался над сплошным слоем облаков. Летал над "молочным морем". Курс был на юг от места старта. Спустя полчаса после выхода на курс, увидел непонятный по виду летательный аппарат, шедший поперечным курсом и на снижение. Аппарат имел форму огурца. От него исходили снопы лучей в направлении, обратном полету. Увидев этот аппарат, Апраксин, державший все время связь с базой, сообщил на нее о виденном. Он получил ответ, что странный аппарат засечен радиолокатором, получил указание снижаться, но не подчинился. С базы дано указание: идти на сближение с аппаратом, при повторном отказе снизиться и открыть по нему огонь.

Выполняя это распоряжение, Апраксин направил свою машину навстречу загадочному аппарату. Когда сближение достигло около 10 км, лучи от аппарата, по словам Апраксина, "раскрылись веером", прошили его машину, причем, на миг он был ослеплен. В то же мгновение он обнаружил выход из строя всей электрической части управления самолетом и двигателя. Планируя, Апраксин спустился и сел без аварии. В последний момент он видел странный аппарат в стремительном рывке вверх, а потом, погрузившись в облачный слой, перестал его видеть.

Об этом происшествии был составлен подробный акт. Из Москвы прибыл эксперт, который подробно освидетельствовал самолет, расспрашивал летчика, старался сбить его перекрестными вопросами, два раза его стенографировали и сверяли стенограммы.

Затем Апраксину был предоставлен отпуск на 45 дней, которые он провел в Гаграх и у себя дома в Саратове.

Из отпуска Апраксин был отозван досрочно за 10 дней до окончания. Его вызвали в Москву, в Управление ВВС Министерства Обороны и направили на испытательный аэродром в Европейском секторе Арктики.

В новом месте Апраксин подвергся внимательному допросу со стороны начальства по поводу "того случая" в воздухе. Затем ему показали акт об аналогичном наблюдении подобного же аппарата летчиком, имя которого не сообщили. Акт во всех деталях наблюдения совпадал с его личными наблюдениями. Только этот летчик называл форму неизвестного летательного аппарата «удлиненной», «дирижаблеподобной». В его наблюдении также отмечались лучи, исходившие от аппарата веером. Три месяца Апраксин провел на полярном аэродроме. Шесть раз поднимался в воздух на большие высоты на самолете нового типа. Один раз летал в район Северного полюса и при этом ни разу не обнаруживал никаких необычных летательных аппаратов. Затем он был отозван в Москву и возвращен на аэродром в район Баскунчака.

Пришла новая техника, и Апраксин принимал участив в ее освоении. Вначале вел инструктаж в наземных условиях. Новые самолеты имели потолок до 15000 м. Весной 1949 г. начались подъемы в воздух. Апраксин сделал 6 вылетов. Однажды другой летчик после полетов сообщил, что он на большом от себя расстоянии видел нечто подобное тому, что наблюдал Апраксин в прошлом году. Это был удлиненной формы предмет, от которого исходил пучок лучей. Опять было все заактировано и сличено с данными Апраксина. Второй летчик не шел на сближение с неизвестным летательным аппаратом, и у него никаких осложнений не произошло.

6 мая 1949 года Апраксин поднялся на новом самолете для испытательного полета. Шел на предельном уровне. Облачность в районе старта была слабая, но когда он оказался на широте Вольска, облака закрыли землю. Он связался с Вольском и все время имел связь с базой.

Внезапно появился похожий на прежний непонятный летательный аппарат. Он шел значительно выше. Потом пошел на снижение. Тогда Апраксин направил свою машину к "летающему огурцу".

Скорости обоих машин были очень велики, и столкновение казалось неизбежным. При расстоянии около 10–12 км на Апраксина снова был направлен сноп лучей. Наступило ослепление. Оказалась вновь выведенной вся электрическая часть управления и кроме того было повреждено переднее пластмассовое смотровое стекло. Герметичность кабины нарушилась, и, хотя Апраксин был в специальном костюме и защитном шлеме, он испытал падение внешнего давления. Ему стало плохо, но все же он вел машину, планируя к земле. Радиосвязь с базой прекратилась. С большим трудом Апраксин посадил самолет на правом берегу Волги, в 40 км к северу от Саратова, и потерял сознание. Когда пришел в себя, был на базе в госпитале. Опять дознание, акты. Снова приезжал эксперт из Москвы. Лежал в госпитале (в Саратове) два с половиной месяца, а затем был направлен в Москву. Думал, что его вызовут в Управление ВВС Министерства Обороны, но оказалось, что его направили в специальную медицинскую экспертную комиссию, которая определила его в психо-неврологический стационар под Москвой. Там он пробыл полгода. Лечили его сонной терапией, а затем инсулиновыми инъекциями, что было очень мучительно. Несколько раз появлялись в белых халатах люди, выдававшие себя за врачей, но, вероятно, не бывшие таковыми. Они заставляли повторять всю историю и следили за какими-то записями, как показалось Апраксину, записями его прежних сообщений, желая, по-видимому, обнаружить противоречия.

В январе 1950 года Апраксин был подвергнут медицинской комиссии, которая признала его инвалидом 1 группы, его сняли с военного учета, вызвали в Москву из Саратова сестру его жены и передали его ей. Они оба уехали в Саратов. А. И. Апраксин сам о себе говорит, что он вполне здоров, все ясно сознает и помнит, читает литературу, художественную и специальную авиационную. Он не считает себя уволенным из ВВС, а только "переведенным в запас". Два раза за 1950-51 гг. был в Министерстве Обороны, был принят заместителем министра, но ничего не мог добиться в отношении возврата в строй.

Ему везде говорили одно и то же: "Вы переутомились, Вам грезятся небылицы, для военной службы, да еще в ВВС, Вы не годитесь!". А он уверяет, что совершенно здоров, что все, что он видел, было на самом деле, что из непонятных соображений его не хотят считать нормальным, и что недоверие к его рассказу принесет Родине вред."

Адрес доцента Фурмана И. Я. - г. Воронеж, пр. Революции 36/38 кв. 1.


Получив это сообщение, я обратился с письмом к И. Я. Фурману с просьбой сообщить мне местонахождение А. И. Апраксина. Вот что он, в частности, ответил:

"Я хочу сейчас воскресить в своей памяти впечатление от рассказа Аркадия Ивановича Апраксина, выслушанного так давно, что и вспоминать о нем уже давно перестал… Ведь дело было в сентябре 1951 года! Потом было от него, неимоверно меня удивившее, новогоднее поздравление в 1962 году. А удивился я из-за того, что первая наша встреча произошла, когда я жил в Саратове, затем я переехал в Воронеж; никакого контакта с А. И. Апраксиным за эти годы я не имел, и, тем не менее, он меня разыскал. Писал он из Крыма, где проводил отпуск. В кратком письме он о тех фактах больше ничего не писал, обмолвившись только, что все время продолжает изучать загадочные явления летающих удивительных предметов.

Сам А. И. Апраксин произвел очень выгодное для себя впечатление. Почему-то с первых же минут его повествования я проникся к нему безусловным доверием. Он говорил ясно, без всякого намерения удивить слушателя, произвести «впечатление». Бывает же так, что в иной раз сразу начинаешь верить человеку при первой встрече с ним. Это уже из разряда психологических феноменов, но важно само по себе. Вот передо мной вновь раскрыта моя запись 16-тилетней давности на оборотной стороне листов большой записной книги. Там записано следующее, что сказал мне Апраксин: "Все это необычайно и фантастично. Может быть, Вы когда-нибудь услышите или прочтете о подобном. Так пусть у Вас будет след моего соприкосновения с этой тайной."

Где в настоящее время находится Аркадий Иванович Апраксин, мне совершенно неизвестно. При встрече он показывал паспорт с Саратовской пропиской. Жив ли? Что делает? Одни вопросы…"









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх