МИСТИЧЕСКИЕ И СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА АФРИКИ

Аксум, Эфиопия

Аксум — древний город, расположенный на юге Эфиопии, столица Акеумского царства, ныне туристический и религиозный центр.

На главной площади города находятся 126 гранитных обелисков. Некоторые из них; стоят, другие упали. Один из таких упавших обелисков, длиной 34 м, как считается, является крупнейшим обелиском в мире. Памятники имеют разную форму — от простых блоков до причудливо украшенных камней. Некоторые камни с рисунками напоминают высокие изящные здания. Один из обелисков, относящихся к более позднему времени, прославляет утверждение в Эфиопии христианства. В развалинах старинного дворца Аксума было обнаружено по меньшей мере 27 высеченных из камня престолов.

Сооружение памятников в Эфиопии объясняется активными торговыми и культурными связями страны с другими регионами мира, связями, возникшими еще в I тыс, до н. э. Арабские поселенцы приплывали в гористую Эфиопию из-за Красного моря. С собой они принесли традицию сооружения монументальных каменных построек и религиозные традиции, оказавшие значительное влияние на архитектуру и религию края. Наиболее интересно каменное строение в Йехе, относящееся к Vt-IV вв. до н. э. Оно представляет собой сооружение размером 18 на 15 метров, составленное из песчаных блоков трехметровой длины без применения известкового раствора. Очевидно, первоначально памятник представлял собой храм в честь южноаравийских богов.

Первоначально христианство в Аксуме приняла только правящая верхушка, но уже в конце V в. н. э. новая религия начинает распространяться среди остального населения, что связано с деятельностью миссионеров, бежавших в Эфиопию от преследования со стороны римлян. В 451 г. четвертый Вселенский собор, созванный в Халкедоне, объявил монофиситство (учение о единстве природы Христа, о поглощении человеческого начала божественным) ересью. Спасаясь от преследований, монофисты перешли под эгиду Эфиопской православной церкви.

Эта церковь существует по сей день. Наиболее известными примерами православной культуры Эфиопии в период после Аксума являются вырубленные в горах церкви Лалибелы (см. соответствующую статью).

Эфиопская православная церковь долгое время считала Аксум святым городом. По преданию, в церкви Св. Марии на горе Сион находится Ковчег Завета, перенесенный туда эфиопским правителем Менеликом I, сыном царицы Савской и израильского царя Соломона. Об этом повествует Кебра Негаста — «Книга во славу царей» (XIII в.).

С течением времени церковь на горе Сион неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В современном виде она существует с XVII в. Вторую церковь Св. Марии в Сионе построил неподалеку от первой эфиопский император Хайле Селассие I (в 1965 г.).

Гиза, Египет

Плато Гизы, являющейся теперь частью Большого Каира, неизменно привлекает к себе туристов. Здесь находятся три пирамиды, среди них — знаменитая пирамида Хеопса.

Пирамиду Хеопса, как считается, соорудили ок. 2560 г. до н. э. по приказу Хуфу, египетского фараона IV династии, который заранее позаботился о своей могиле. Греческий историк Геродот сообщает: жрецы, заведовавшие пирамидой, утверждали в разговорах с ним, что на постройку понадобилось почти двадцать лет, хотя как именно шло строительство, до сих пор идут споры.

Первоначально пирамида Хеопса имела в высоту 147 м, но со временем стала почти на десять метров короче. Первоначально она была облицована известняком, который был утрачен. Подобная макушка из известняка и по сей день находится на соседней пирамиде Хефрена. По ее виду мы можем судить, как изначально выглядела пирамида Хеопса. В течение четырех тысяч лет она оставалась высочайшим строением, сооруженным руками человека. Ее стороны ориентированы точно по сторонам света, каждая из них имеет ровно 751 фут (229 м) в длину, что не менее удивительно.

В пирамиде Хеопса могли бы поместиться собор Св. Петра в Риме, соборы Флоренции, Милана и Вестминстера и храм Св. Павла в Лондоне.

Южнее расположена пирамида сына и наследника Хуфу, фараона Хефрена. Третья пирамида, значительно меньшая по размеру, была построена фараоном Микери-ном, возможно, братом Хефрена. О самих фараонах до. нас дошло мало сведений. Их останков обнаружить так и не удалось. Возможно, они были уничтожены грабителями еще в древности.

Нет недостатка теорий о том, как именно появились пирамиды и для чего они предназначались. Встречаются теории, согласно которым монументальные сооружения являются следами внеземных цивилизаций. Некоторые утверждают, что пирамиды служили в качестве источника энергии. Как бы там ни было, прежде всего египетские пирамиды — это гробницы, откуда фараоны начинали свой путь в загробный мир.

Форма пирамвд, возможно, связана с представлениями египтян о загробной жизни. Возможно, древние египтяне полагали, что пирамиды защищают их в земной жизни, ибо фараон, отправляясь на тот свет, попадает в сонм богов. Чем больше могила, тем больше божественного благословения снизойдет на живых. Вполне вероятно, что строились пирамидами не рабами, как принято считать, а добровольцами, гордившимися делом своих руки получавшими хорошее вознаграждение.

Наряду с мумией фараона в гробницу клали пищу, Драгоценности и прочие вещи, которые могли пригодиться в царстве Мертвых. Многие гробницы были разграблены еще в древности, но до нас дошли и нетронутые захоронения, например, могила Тутанхамона, по которой можно судить о разнообразии предметов, сопровождавших царя в загробной жизни.

В древнеегипетских источниках говорится о душе («ба»), которая после смерти выходит из тела, чтобы начать новую жизнь. Однако благополучие души зависит от состояния физического тела. Поэтому тело после смерти нужно было забальзамировать и поместить в гробницу, чтобы с ним ничего не случилось. В источниках упоминается и о жизненной силе «ка», которая рождается одновременно с телом, а после физической смерти ослабевает. Еда и напитки, которые египтяне оставляли рядом с телом, были призваны подкрепить «ка»*

В трех сохранившихся в Гизе пирамидах галереи ведут к погребальным камерам. В пирамиде Хеопса находится несколько галерей, коридоров и шахт, в центре которых — погребальная камера фараона с саркофагом, изготовленным из гранита. Гранитом облицованы и стены камеры.

Форма пирамиды, возможно, символизирует связь со звездами, где обитают боги. По предположению английского египтолога И.Э.С. Эдвардса, верхушка пирамиды олицетворяла лучи солнца, пробивающиеся к земле сквозь тучи. Возможно, предшественницей пирамид является мастаба, невысокое четырехугольное сооружение, которым закрывали могилу в горе. Доступ в нее обеспечивается с помощью вертикальной шахты. При дальнейшем развитии мастаба приняла форму ступенчатой пирамиды, примером которой может служить пирамида фараона III династии Джосера в Саккаре (см. соответствующую статью). Пирамиды Гизы в таком случае являются завершающим звеном в развитии погребальной архитектуры этого типа.

Роберт Боваль и Эдриан Гилберт в книге «Загадка Востока» выдвинули предположение о том, что три пирамиды символизируют звезды пояса Востока в созвездии Ориона. Шахты пирамиды Хеопса смотрят на Орион в том положении, в котором находилась звезда в момент постройки пирамид. Таким образом, все сооружение должно было служить земным домом бога Осириса — обитателя звезд. Воздушные шахты, ведущие наружу из погребальных камер, на самом деле, как оказалось, совпадают с положением Ориона и Сириуса, звезд — покровителей царя и царицы. Шахты были «нацелены» на звезды, дабы отправить прямиком на них души фараона и его супруги. Выяснив, коща именно шахты непосредственно совпадали с положением Ориона и Сириуса, Боваль и Гилберт предположили, что пирамида была сооружена в 10 500 т. до н. э., намного раньше, чем-считали ученые.

Еще одной загадкой плато Гиза является сфинкс, имеющий 20 м в высоту. Материалом для его постройки послужил известняк. Какое-то время изваяние было по голову в песке, когда-то, как, например, сейчас, почти полностью открыто. Полагают, что сфинкс изображает солнечную собаку, хотя до сих пор не ясно, чего в нем больше — от собаки или от кошки. Вместо морды у него изображение лица фараона Хефрена, вблизи пирамиды которого он установлен. Первоначально считалось, что его построили ок. 2500 г. до н. э., однако в наше время ученые предполагают, что сфинкс появился на свет много раньше, в 7000—10 500 гг. до н. э., что совпадает с теорией Боваля и Гилберта. Споры связаны с тем, от чего именно пострадал сфинкс: была ли причиной эрозии вода или ветер. Если во всем винить воду, тогда следует отнести время его создания к тому времени, когда в этом районе шли более продолжительные дожди. Следует еще раз заметить, что все предположения, касающиеся сфинкса, являются предметом оживленных споров среди ученых. Ни одно из них не может считаться абсолютно доказанным.

Со сфинксом связаны всевозможные сверхъестественные истории. Так, «спящий пророк» Эдгар Кейс, впадая в транс, предсказывал, что под сфинксом находятся камеры, в которых в конце XX в. будет обнаружен целый зал, содержащий некие древние ценности. Некоторые современные исследователи предполагают, что такой зал и впрямь существует, однако власти его скрывают. Противники «теории заговоров» считают, что это не так.

Еще одной из достопримечательностей плато Гизы является музей, в котором хранится старейшая лодка в мире — так называемая «солнечная лодка», обнаруженная в 1954 г. Возможно, на лодке перевозили тело фараона для захоронения в пирамиде. Может быть, она предназначалась для путешествий его души по загробному миру. Всего было обнаружено пять хранилищ для лодок, из которых было извлечено два суденышка. По мнению ряда ученых, эти лодки использовались во время обряда погребения: есть основания полагать, что в них плавали по Нилу. Однако поскольку весел не найдено, можно предположить, что это все же не так. Возможно, в них должен, был путешествовать по небу фараон Хуфу, перевоплотившийся в бога солнца Ра.

Заль А Хавас, генеральный директор одного из важнейших памятников Египта, сказал: «Следует иметь в ввду, что древние египтяне, создавшие эту своеобразную культуру, были обычными людьми, такими же, как мы с вами. Они не были ни гигантами, ни атлантами, они не прилетели из космоса. Надо понять, что они верили в Бога и сооружения строили согласно своим верованиям. Если вы во что-то верите, вы способны на многое. Вот в чем важный урок, который преподала нам история, урок, который поможет нам сделать лучше наше будущее».

Крепость Большое Зимбабве

Крепость (археолбгическая хультура) Большое Зимбабве являлась столицей крупного государства в Междуречье Лимпопо и Замбези. Сегодня от крепости уцелели лишь каменные стены и развалины. Здесь находятся великолепные образцы пятидесяти мадзимбабве — городов, окруженных каменными стенами, — своеобразных центров местных племен.

Большое Зимбабве, как считается, было главной святыней и культовым центром предков шона (народ группы банту). Город был основан ок. 1130 г. н. э. и существовал в течение двух-трех столетий.

В результате раскопок удалось обнаружить серо-зеленые изваяния птиц из стеатита, фрагменты расписных стеатитовых блюд, бусы и керамику, ввезенную сюда от-куда-то еще, что говорит о значительном развитии товарообмена. Большое Зимбабве, по-видимому, находилось в центре оживленных торговых путей, связывавших между собой районы Южной Африки и побережье Индийского океана, где обосновались арабские купцы.

Город был поделен на два района. Основная масса жителей (их было не менее десяти тысяч человек) ютились в соломенных хижинах, знатные люди селились в специально огороженных районах города. Один из таких участков, несомненно, имел религиозное предназначение: уже с XIX в., когда о Большом Зимбабве стало известно археологам, удалось обнаружить алтари и каменные изваяния птиц, очевидно, изображавшие души правителей. Еще за одной каменной изгородью, вероятно, находилось жилище правителя или главного шамана.

Большая часть архитектурных сооружений — каменных башен, монолитов и алтарей — была предназначена для молитв. Слово «зимбабве», помимо основного значения — «каменные дома», имеет и дополнительное — «дома поклонения». В основном здесь молились богам, «ответственным» за дождь, а значит, за богатый урожай. Главным богом местного племени был творец — Мвари. Племя мбире поклонялось также мбондоро — духам правящих династий. В Большом Зимбабве шоны жили вплоть до начала XIX в.

О том, для чего первоначально использовалось это место, у ученых до сих пор нет ясного представления. Наиболее перспективной представляется попытка основываться на знаниях по этнографии народа шона, в частности, по мифологии. Работу в этом направлении предпринял Томас Хаффман. По его мнению, большая крепость в долине предназначалась для инициации девушек, а сам план города символизировал мужское и женское начала. Возможно и другое толкование. Если в огороженном поселении на холме жил шаман, тогда в большом поселении, возможно, располагался дворец правителей.

Дженне, Мали

Когда-то город Дженне был крупным торговым, учебным и религиозным центром Западной Африки. В результате связей с мусульманским миром уже в 1300 г. н. э. правители Мали приняли ислам. Наиболее известна расположенная здесь Пятничная мечеть, названная так в связи с распространенным в исламе обычаем молиться всем вместе по пятницам. Мечеть — крупнейшее в мире сооружение из кирпича-сырца. В нынешнем виде сооружение существует с 1906–1907 гг., хотя с XIII в. там находилось еще две мечети, поэтому само это место задолго до этого считалось священным.

Неподалеку находится большая насыпь Дженне-дже-но (древний Дженне). По устным преданиям, именно здесь находился старый город. На холме было найдено множество древних черепков. Проведенные в 1970—1980-х гг. раскопки показали, что насыпь состоит из пятиметрового культурного слоя, накопившегося в течение 1600 лет: первое поселение появилось здесь в начале III в. Вначале жилища — несколько круглых хижин, крытых соломой, — были построены на возвышении, что защищало поселок от разливов. Уже к середине V в. поселение имело шестьдесят акров в диаметре.

Сделанные археологами открытия, а также тот факт, что Джена — наиболее раннее из известных нам поселений, расположенных к югу от Сахары, побудил ЮНЕСКО включить Дженне и Дженне-джено в список объе* всемирного культурного наследия.

Церкви Лалибелы, Эфиопия

Роха являлась религиозным центром на севере Эфиопии. В течение трехсот лет здесь располагалась столица эфиопской династии Загве. Лалибела, правивший в конце XII — начале XIII в., отдал приказ построить в своей столице церкви, чтобы затмить славу Аксумского царства. В церкви стали стекаться толпы паломников, и в конце концов сам город был назван в честь Лалибелы.

Церкви, вырубленные в скалах ниже уровня поверхности, выполнены с использованием самых разнообразных архитектурных стилей. Здесь встречаются и греческие колонны, и арабские окна, древняя свастика и звезда Давида, арки и дома в египетском стиле.

Вначале строители делали в скале четырехугольное отверстие и извлекали фанитный блок. Этот блок покрывался снаружи росписью и орнаментом, после чего выдалбливался изнутри, снабжался сводчатым потолком и также расписывался. Иногда церкви устраивались в уже имеющихся пещерах, которые просто расширяли, пробивая новые коридоры. По подсчетам археологов, для сооружения церквей потребовалось использовать труд не менее 40 000 человек.

Однако легенда связывает постройку скальных церквей с вмешательством богов. Как гласит предание, Лали-белу отравил его завистливый брат, Харбай. Лалибела вознесся на небо и говорил там с Господом, который приказал ему вернуться на землю и построить церкви. Лалибела повиновался, но сам не мог выполнить такую огромную работу, и поэтому целую ночь вместе с ним трудились ангелы.

Церкви расположены двумя грядами, соединенными между собой подземными коридорами. В первой группе строений — дом архангела Эммануила, дом Меркурия, аввы Либана и дом Гавриила. Каждый сооружен из цельной скалы.

Дом Медхане Алема (Спасителя мира) — крупнейшее культовое сооружение, имеет 35 м в длину, 23 м в ширину и 10 м в глубину. Дом Голгофы — вместилище гроба Лалибелы.

Великолепные архитектурные сооружения Лалибелы еще раз подтверждают, что строительное дело в средневековой Эфиопии достигло больших высот.

Храмы Луксора и Эль-Карнака, Египет

Луксор и Эль-Карнак находятся на территории древних Фив: Луксор занимает южную их часть, а Эль-Карнак — северную. Многие считают расположенные здесь храмы вершиной египетской архитектуры. Карнак древние египтяне назвали Ипет-исут («святейшее место»). Фивы являлись столицей Древнего Египта с 2000 г. до н. э. Вершина фиванского могущества приходится на эпоху Нового. царства. Изготовленные из необожженной глины фиванские дворцы давно разрушились, а каменные храмы стоят до сих пор.

Еще до возведения Луксорского храма здесь находились культовые постройки, и место это считалось священным. И сегодня оно собирает толпы паломников и богомольцев.

Луксорский храм построен в период правления фараона Аменхотепа III на месте более древнего в честь местной триады богов — Амона, Хонсу и богини Мут. Позднее по приказу Хоремхеба была построена аллея сфинксов, связавшая Луксорский, и Карнакский храмы. По ней шла торжественная процессия во время праздника Опет. Фараон Рамзее II добавил к храму зал при входе, пилоны и обелиски.

Храм расположен неподалеку от Нила. Его почти непрерывно использовали по прямому назначению. В период господства христианства гипостильный зал превратился в христианскую церковь, а чуть западнее сохранились остатки коптской церкви. На месте, где ранее стоял храм, была сооружена мечеть, а когда ученые обнаружили древнюю постройку, мечеть было решено сохранить как неотъемлемую часть памятника.

Луксорский храм имел большое значение во время праздника Опет, призванного примирить божественную и человеческую природы фараона. Процессия, несшая изображения царствующей семьи, начиналась в Карнаке и заканчивалась в Луксорском храме. Позднее толпы воинов, танцоров, музыкантов и чиновников шествовали по перекинутому через Нил мосту. Когда-процессия входила в храм, появлялись фараон и жрецы. Тогда-то смертный фараон получал божественную благодать («ка») и становился полубогом. Таким образом, праздник служил для упрочения власти фараона.

В двух милях от Луксорского храма находится Карнакский храм, состоящий из трех крупных сооружений, нескольких храмов меньшего размера, находящихся в пределах главной территории, и нескольких храмов за ее стенами. На протяжении тринадцати столетий фараоны продолжали строить эти храмы. В центре комплекса находится храм Амона, севернее — храм Монту, южнее — храм Мут.

Наибольшее впечатление в храмовом комплексе производит гипостильный зал — один из шедевров мировой архитектуры. Сооружение зала началось в период правления Рамсеса I, продолжалось при Сети I и было закончено при его сыне, Рамсесе II. Стены, потолки и колонны были выкрашены натуральными красками. Храм освещался через верхний ряд окон, снабженных каменными филенками, причем свет падал необычными бликами благодаря разнице в высоте колонн центральной части храма и его приделов. Построено это было с тем расчетом, чтобы храм изнутри напоминал густой лес, ветви деревьев которого бросают причудливые тени на окружающее. Потолок зала находился на высоте 25 м, его поддерживали двенадцать колонн, стоявшие двумя рядами по шести колонн в каждом. На верхушках колонн были закругленные капители. Позади каждого ряда находится семь рядов маленьких колонн тринадцатиметровой длины. Всего таких малых колонн сто тридцать четыре. Внешние стены расписаны изображениями битв, либо действительно имевших место, либо придуманных художником в назидание, либо в ритуальных целях.

Через гипостильный зал можно попасть в узкий дворик, где когда-то стояло несколько обелисков. Один из них, высотой 21 м, построил фараон Тутмос I, отец царицы Хатшепсут. За ним стоит единственный дошедший до нас обелиск Хатшепсут — выдающейся правительницы, бросившей вызов традициям своего времени.

После прихода к власти преемник Хатшепсут Тутмос III окружил ее обелиск стеной, чтобы никто его не видел. Либо Тутмос не хотел сносить обелиск, либо опасался мести богов, если уничтожит его.

В глубине комплекса находится центр храма — святилище, Святая святых. В нынешнем виде святилище было построено братом Александра Македонского Филиппом, однако до того здесь находилось другое святилище, сооруженное Тутмосом III. До нашего времени сохранилось несколько блоков того святилища и оригинальные надписи.

Карнакский храм — крупнейшее религиозное сооружение. В одном храме Амона уместился бы десяток обычных европейских соборов. Гипостильный зал, площадь которого превышает 5 тыс. кв. м, и по сей день является крупнейшим религиозным залом в мире.

Считается, что храм Амона символизирует первоначальный островок жизни, от которого произошло все остальное. Колонны — это каменные останки растений, которые когда-то были на этом древнем острове. Как гласит миф, земля некогда была покрыта водой, из которой появился островок. На этом островке вырос тростник, на него сел бог-сокол Гор. Сам же храм является изображением этого мифа в камне.

Гора Синай

В Библии (Исход, 3) сказано о том, как Моисей пас овец далеко в пустыне у Божьей горы Хорива. Ему явился ангел Господень из тернового куста, который горел, но не сгорал. Из среды куста воззвал к Моисею Господь Бог: «Я увидел страдание народа Моего в Египте, и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его, и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течет молоко и мед» (Исход, 3:7–8). Бог приказал Моисею вывести из Египта еврейский народ, а когда, это произойдет, совершить «служение Богу на этой горе» (Исход, 3:12).

Моисей вывел свой народ из Египта. Они странствовали три месяца и пришли в пустыню Синайскую, и «расположился там Израиль станом против горы» (Исход, 19:2). Моисей поднялся на гору Синай, и сказал ему Бог, что его народ будет «царством священников и народом святым» (Исход, 19:6). Господь сообщил Моисею, что сойдет в третий день «пред глазами всего народа на гору Синай».

На третий день «были громы, и молнии, и густое облако над горою, и трубный звук весьма сильный». Моисей вывел народ, и они встали у подошвы горы. «Гора же Синай вся дымилась от того, что Господь сошел на нее в огне» (Исход, 19:18). Господь призвал Моисея на вершину горы и дал ему там Десять заповедей и другие установления, составившие основу Торы (Пятикнижия) — базиса иудейского вероучения.

У подножия горы Моисей построил жертвенник и двенадцать камней, по числу двенадцати колен, Израилевых.

Затем Господь снова повелел Моисею взойти на гору; «и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исход, 24:18). В этот раз Бог дал Моисею две скрижали с заповедями, «на которых написано было перстом Божи-им». За время отсутствия Моисея евреи переплавили свои серьги, изготовили золотого тельца и стали ему поклоняться. Когда Моисей, спустившись с горы, приблизился к соплеменникам и увидел «тельца и пляски, тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою». Подавив мятеж среди своего народа, он снова взошел к Господу и вернулся с новыми скрижалями.

Точное расположение горы Синай установить не удалось. Обычно считается, что она находится в горной цепи на южной оконечности Синайского полуострова. Здесь расположена гора Джабал Катрина с двумя вершинами: северная называется Хореб, а южная — Джабал Муса (гора Моисея). Именно Джабал Муса, как полагают, и есть библейская гора Синай.

В 330 г. н. э. к этой горе совершила паломничество мать императора Константина Елена. Она приказала построить у подножия горы церковь: здесь, как считали, находился терновый куст, из среды которого беседовал Господь с Моисеем. В 527–565 гг. н. э. по приказу императора Юстиниана церковь была расширена и снабжена укреплениями. Сейчас здесь монастырь Св. Екатерины. Он считается старейшим действующим монастырем христианского мира. В мраморной раке в этом монастыре хранятся мощи св. Екатерины Александрийской. В монастыре сохранилась небольшая мечеть X–XI вв., построенная, возможно, с тем, чтобы ублажить исламские власти. В небольшой домовой церкви Св. Трифона хранятся черепа умерших монархов. Создательницей и покровительницей монастыря была Русская православная церковь, но сейчас он находится в юрисдикции Элладской православной церкви.

Хотя именно Джабал Муса, по мнению миллионов паломников, является горой Синай, выдвигаются и другие предположения.

Так, гарвардский профессор Франк Кросс утверждает, что гора Синай расположена на северо-западе Саудовской Аравии. Чак Мисслер (в книге «Вот она — гора Синай?») и Хавард Блюм (в книге «Золото Исхода») утверждают, что на самом деле — это гора Джабал ал-Лауз, также находящаяся на территории Саудовской Аравии (высота горы — 2500 м). Здесь побывали «два искателя приключений» (так называет их Блюм), Боб Корнюк и Ларри Вильямс, которым удалось установить, что местная растительность действительно позволяет пасти скот, что совпадает со словами Библии о том, что здесь пас стадо Моисей. В своеобразном амфитеатре, образованном двумя верхушками горы, разыгралась, пишет Мис-слер, «величайшая драма в истории». Южнее находится огромный пустырь, где, по мнению Корнюка и Вильямса, произошло сражение у Рефидима (Исход, 17). Путешественники наткнулись там и на сложенные рядком валуны, которые, по их заявлению, были похожи на алтарь, и рисунки с изображением египетских быков. Возможно, здесь находился золотой телец и жертвенник.

Сейчас в этом месте расположена секретная военная база войск Саудовской Аравии и США, действующая в рамках операции «Мирный щит». «Искателям приключений» пришлось тайком проникнуть на территорию базы, но, преодолев столько препятствий, они так и не нашли в себе силы войти в пещеру, которая напоминает ту, где спал Моисей. Из пещеры, по их словам, исходила такая сила, с которой они не захотели иметь дело. Говорят, когда на вершине горы устанавливали девятиметровые радары, пропал один из рабочих. Впоследствии он вышел из пещеры в состоянии умственного помрачения.

Конечно, тот факт, что иудейская святыня оказалась на территории, принадлежащей арабам, не прошел незамеченным. Некоторые заявили, что сама мысль о том, что гора Синай находится в Саудовской Аравии, является частью заговора с целью уничтожить иудаизм. Представитель властных структур Израиля выразился в беседе с Хавардом Блюмом более осторожно: «Такое могло произойти только с евреями. Мы так долго искали гору Синай и врт наконец нашли ее. Так что же? Оказывается, она в Саудовской Аравии!»

Не следует забывать, однако, что Синай имеет священное значение не только для иудеев, но и для христиан и мусульман (они также считают Моисея — Мусу — пророком).

Выдвигаются и другие предположения насчет того, где именно находилась гора Синай. Есть мнение, что это нынешняя гора Карком в дальней части пустыни Негев, на границе между Израилем и Египтом. Здесь в 1955 г. вел исследования итальянский археолог, еврей по национальности, профессор Эммануэль Анати. Ему удалось обнаружить росписи на камнях, относящиеся к эпохе среднего бронзового века. На них изображены религиозные сцены, люди за молитвой, а на одном камне расчерчены десять клеток. Возможно, пишет Анати, это и есть скрижали с Десятью заповедями. В другом месте изображена змея рядом с посохом, вполне вероятно, символизирующая события, описанные в Библии: Моисей и Аарон по повелению Господа бросили перед фараоном жезл, и тот сделался змеем (Исход, 7:8—12). Здесь же Анати обнаружил двенадцать камней, по его предположению, те самые, которые водрузил Моисей, изображая двенадцать колен Израилевых. Еще одним доказательством того, что в век бронзы вокруг горы шла активная жизнь, служат составленные вместе валуны, использовавшиеся в качестве жертвенников и надгробий. Развалины зданий, обнаруженные здесь же, напоминают храмы. Говорят, что это была «своего рода доисторическая Мекка: сюда приходили молиться толпы народу».

Еще одно предполагаемое место, где была гора Синай, также находится в Негеве. В 1995 г. доктор Джералд Аардс-ма высказал догадку, что гора Синай — это гора Йерохам. По его мнению, именно такое расстояние должны были преодолеть евреи по исходе из Египта. По его подсчетам, они не могли пройти более 630 миль. Гора Йерохам находится в 150 милях от Египта. Аардсма высчитал, что перед горой Синай должна была находиться пустошь, на которой уместилось бы шестьсот тысяч человек, для чего потребовалось бы 1377 акров. Если рассуждать подобным образом, то окажется, что вблизи Джабал Муса нет такой площади, а у подножия горы Йерохам есть. Большое количество керамических изделий, обнаруженных у подножия горы Йерохам, является, по мнению Аардсмы, дополнительным свидетельством того, что здесь находился крупный лагерь, где в течение года жили много тысяч человек. Датировка керамики к тому же совпадает с тем временем, когда произошел исход евреев из Египта. Такой толпе потребовались бы значительные ресурсы воды. Близ горы Йерохам есть резервуар с водой, что отсутствует, например, у горы Карком.

Почему же так важно установить местоположение горы Синай? Для тех, кто считает ее священной, ответ очевиден: верующие хотят знать, где произошло событие, имевшее такое громадное значение. Им хочется оказаться на земле, на которую ступала нога Моисея, ощутить энергию, исходящую от нее. Недаром Господь сказал Моисею: «…место, на котором ты стоишь, есть земля святая» (Исход, 3:5).

Не менее важно знать правду и неверующим: ведь споры о том, существовал ли пророк Моисей на самом деле или нет, произошел ли исход евреев из Египта или это вымысел, продолжаются. В египетских источниках об исходе не упоминается, что говорит о фантастичности этого события. С другой стороны, ученые утверждают: народам несвойственно придумывать истории о том, как когда-то их племя находилось в положении рабов. Таким образом, если удастся установить точное местоположение горы Синай, это послужит новым доказательством того, что Ветхий Завет носит достоверный, а не вымышленный характер.

Нгоме, Центральный Зулуленд

С 22 августа 1955 г. по 2 мая 1971 г. сестре Рейнольде Мей (сестре Машиан) было явлено десять видений Девы Марии. Сестра Рейнольда родилась в 1901 г., в 1925 г. она уехала из Германии и, будучи членом бенедиктинской миссии, побывала в целом ряде стран. В мае 1938 г. она поехала в Центральный Зулуленд, в Нонгоу и расположенный неподалеку город Нгоме.

Сестра Рейнольда пользовалась уважением и любовью окружающих. Среди местных миссионеров она была одной из наиболее известных.

Первое послание она получила на праздник Непорочного Зачатия. Вскоре после божественной литургии ей явилась Пресвятая Дева Мария. «Все вокруг покрылось туманом, — рассказывала сестра Рейнольда. — Меня словно перенесло в другой мир. Показалась Мария. Вся она была в сиянии, более прекрасном, чем солнце. Она была одета в падающее свободными складками белое одеяние, закрывавшее фигуру до пят. На груди ее была гостия, а на голове красовалась светящаяся корона, из которой струилась жизнь. Она была как живая дароносица. Мария стояла на шаре, были видны ее руки и ноги. Мне показалась, что я на облаке уношусь с земли. Глаза мои были закрыты, но я видела такой яркий и прекрасный свет, что несколько дней после этого не могла прийти в себя».

Дева Мария разговаривала с сестрой Рейнольдой: «Называй меня «высочайшим сосудом». И твоя душа тоже такой сосуд, поверь. Хочу, чтобы меня именно так именовали, во славу Сына моего. Пусть появятся новые сосуды — человеческие сердца. Пусть у алтарей чаще собираются молящиеся. Не бойся рассказать всем, что я тебе поведала. Пусть все знают».

На протяжении следующих трех лет сестра Рейнольда еще семь раз видела Деву Марию. Мария передала ей свое желание, чтобы «там, где соединяются семь ручьев», воздвигли храм. Восьмое видение произошло тогда, когда сестра определила место для сооружения храма. Мария подтвердила, что его нужно строить именно там.

Тогда в одном из классов школы Нгоме была домовая церковь. Немецкий художник, следуя описанию сестры Рейнольды, написал образ Девы Марии. Этот образ висел в классе до тех пор, пока не была сооружена церковь, освящение и открытие которой пришлось на день святой Троицы 1966 г.

Двенадцать лет спустя сестра Рейнольда снова видела Мадонну. Девятое видение произошло 23 марта 1970 г. при весьма странных обстоятельствах. Вот как рассказывала об этом сама сестра: «Все произошло на вторую ночь после того, как мне привиделся дьявол. Я спала и вдруг проснулась: вокруг меня был свет. Рядом стояла Мария — Высочайший сосуд. Она обняла меня и утешила. «Я знаю, как тебе тревожно, — сказала она. — Но я на твоей стороне. Я тебя не брошу». Перед тем как снова исчезнуть, она произнесла: «Взгляни туда». В той стороне стоял св. Михаил. На нем были латы, а в руке он сжимал копье. Справа от него стоял херувим в белом. Его руки были сложены. Прошло две минуты, и они исчезли. Стало снова темно. Вот так Мария меня утешила».

Последнее, десятое видение состоялось 2 мая 1971 г., когда сестра Рейнольда снова побывала в Нгоме. Она была в церкви, молилась с другими женщинами и вдруг заметила, как ожил образ Девы Марии. Она наклонилась к сестре, ее лицо стало невероятно прекрасным. «От радости, — рассказывает сестра Рейнольда, — я вскрикнула: «Смотрите, смотрите, Мария!» Я думала, что и другие женщины видят то же, что и я. Меня переполняли чувства. Я ушла, не сказав ни слова».

В 1985 г. на горе, расположенной напротив первой церквушки, был построен более крупный храм. Изображение Девы Марии перенесли туда.

Неоднократно сообщалось о чудесных исцелениях, происходящих в Нгоме. Об одном из них в письме отцу Игнацу Юцу рассказывает сама Рейнольда. Одна женщина, Моника, которой было сделано кесарево сечение, вышла из больницы с незалеченными ранами. В них попала инфекция, начался сепсис, лечащий врач заявил, что не может ничего поделать. Сестра Рейнольда принесла пациентке икону Девы Марии — Величайшего сосуда, и та разговаривала с образом, как с живым человеком. Моника сказала: «Я не умру. Дева меня исцелит». Раны и в самом деле затянулись. Женщина осталась жить.

Рассказывают и о другом случае. На правой щеке сестры Деотиллы возникло злокачественное образование. Однако она отказывалась идти к врачу, предпочитая молиться. Позже врач X. Р. Нейман подтвердил ее чудесное исцеление: «27 апреля 1993 г. я осмотрел сестру Деотиллу. Она страдала от рака кожи правой щеки. Во время нового осмотра 10 июня того же года я не обнаружил ни малейших следов опухоли, хотя никакого лечения не проводилось».

Теперь Нгоме привлекает к себе паломников. Это одно из святых мест Африки, связанное с Пресвятой Девой Марией.

Коптская церковь Св. Марка, Зейтун, Египет

Святое семейство бежало из Иудеи от царя Ирода и отправилось искать спасения в Египте. Вот что говорится об этом в Евангелии от Матфея: Иосиф «встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом чрез пророка, который говорит: «из Египта воззвал Я Сына Моего» (2:13–15). Согласно церковной традиции, святое семейство устроилось на ночлег в Зейтуне, там, где сейчас стоит коптская[9] церковь Св. Марка. В церкви находится алтарь, посвященный этому событию.

Коптская церковь Египта основывается на учениях апостола Марка, проповедовавшего в Египте христианство в период правления римского императора Нерона (I в. н. э.). Дева Мария особо почитаема у коптов.

В 1968 г. в расположенной в Зейтуне коптской церкви Св. Марка было несколько случаев явления Девы Марии, свидетелями которых были тысячи людей, как христиане, так и представители других конфессий. Эти явления даже сняты на пленку. Несколько сот видений произошло ночью. Очевидцы сообщают, что видели яркий свет.

Один из праздников в честь Девы Марии приходится на 2 апреля, когда ее чтут как «Деву Света». Именно в этот день в 1968 г., в 20 ч 30 мин она, стоя на коленях, появилась на крыше церкви в лучах света. Первым ее — увидел мусульманин Фарук Мохаммед Атва, которому в тот период предстояла операция в связи с гангреной. На следующий день он пришел в больницу, и врачи зафиксировали, что он полностью излечился. Первое видение продолжалось совсем недолго, но свидетелями его были еще несколько человек.

В течение следующих трех лет видения Марии на крыше церкви неоднократно повторялись. Иногда она являлась два-три раза в неделю. Часто вокруг нее видели белых голубей. Небо освещалось ярким светом, источник которого обнаружить не удалось. По рассказу очевидца, свет «падал с небес… словно великолепные бриллианты». У церкви в ожидании явления Марии собиралось до 300 тыс. человек. Среди них были христиане, иудеи, мусульмане и неверующие. В это время происходили чудесные исцеления.

Явления Девы Марии получили признание патриарха Коптской церкви в Египте. По указанию папы римского Павла VI свидетельства очевидцев были рассмотрены кардиналом Стефаном. Результаты своих изысканий он представил папе, и тот постановил признать чудесные явления Девы Марии.

Во время явлений Пресвятая Дева ничего не говорила. В этом отличие данных явлений от других случаев, когда людям виделась Дева Мария, оставлявшая какое-то послание.

Однако видения не прекратились. Они начались снова 17 августа 2000 г. Уже к октябрю 2000 г. не менее двух миллионов человек видели Деву Марию. Явление происходило ночью, сопровождалось ярким светом и полетом голубей. Фигуру Девы видели полностью.

В беседе с корреспондентом Би-би-си одна женщина сказала, что видела Марию дважды: в три часа ночи и в шесть утра. Дева распростерла руки, из них изливался свет. Видение сопровождалось ароматом фимиама; также свидетельница заметила множество голубей. Другая женщина, Марсель Морис, заявила, что видела Деву каждую ночь: «Я видела Деву Марию, яркие вспышки света и больших белых голубей». Это описание совпадает со свидетельством еще одного очевидца, Сарвата Хани Марзу-ка: «Я видел Марию, она поразила меня своей красотой. На ней было голубое одеяние, из рук ее исходил свет. Затем появились голуби величиной с уток». Каждую ночь улицы заполняли паломники. Они молились: «Явись, Мария, явись» и «Твой свет на кресте».

Отец Лабиб из близлежащего православного коптского монастыря Дронка обратил внимание на яркий свет: «Попытки найти источник света не увенчались успехом. Это свет небесный». Английские и египетские журналисты, побывавшие у церкви Св. Марка, также заявили, что видели яркие вспышки, но не могли установить их источник. Секретарь совета церквей в Ассиуте, где происходили видения, сообщил корреспондентам Би-би-си, что люди остаются спать на улицах или выходят на крыши, чтобы увидеть Деву Марию.

Однако далеко не все убеждены, что было какое-то чудо. «Я, например, никакого света не видел, — заявил в интервью агентству Ассошиэйтед Пресс отец Баки Сед-ка, глава расположенной по соседству протестантской церкви. — Не спал всю ночь, но видел только голубей. Появление голубей еще не означает, что произошло чудо. Нужно все как следует исследовать, а уж потом делать выводы насчет этих видений».

Однако во время визита в Соединенные Штаты и Канаду в августе 2000 г. глава Коптской церкви, его святейшество папа Шенуда III, сто семнадцатый по счету преемник св. Марка, сказал, что видения имели место. Явления Пресвятой Девы в очередной раз подтвердили верность коптского вероучения. На небесах, по его словам, знают о борьбе, которую ведут копты, и довольны непоколебимостью их веры.

Пирамида Джосера, Саккара, Египет

Ступенчатая пирамида была сооружена для фараона III династии Джосера его визирем Имхотепом. Находится она в Саккаре, главном некрополе близ Каира и Мемфиса. Постройка пирамиды относится к 2630 г. до н. э.

Пирамида состоит из шести каменных этажей, сужающихся кверху. Высота ее около 60 м. Ступени — своего рода переходная форма между мастабой — каменным надгробием, сооружавшимся над колодцем, ведущем к могиле, и знаменитыми египетскими пирамидами. Возможно, форма ступенчатой пирамиды возникла после нескольких переделок мастабы, однако, с другой стороны, большинство мастаб имеют прямоугольную форму, а в основании пирамиды Джо-сфа — квадрат. Гробница расположена на расстоянии 28 м под землей; к ней ведет вертикальный колодец, доступ к которому преграждает трехтонный гранитный блок. Большая часть облицовки со временем утрачена. Разрушились и некоторые камни, составляющие основу сооружения.

На протяжении многих тысячелетий на территории Сак-кары производились погребения. Возможно, предстоит еще многое открыть, однако ясно, что часть могил потеряна для нас навсегда. Раскопки начались здесь еще двести лет назад и продолжаются по сей день. Была обнаружена статуя фараона Джосера. Ее копия установлена для обозрения туристов в погребальной камере его пирамиды, оригинал хранится в музее Каира. Осмотр пирамиды возможен только со смотровой площадки: по мнению археологов, крыша может не выдержать большого количества людей.

Создатель пирамиды Джосера, Имхотеп, и сам по себе заслуживает внимания. О нем ходят легенды. Древние называют его и врачом, и мудрецом, и зодчим, и астроно-мрм, и верховным жрецом. Позже Имхотеп почитался древними египтянами как божество.

Недавно в Саккаре были сделаны новые открытия. Французские археологи во главе с профессором Жаном Лекла-ном обнаружили фрагменты дотоле неизвестной пирамиды, принадлежащей царице Анхспепи, жене фараона Пепи I, матери Пепи II, правителя VI династии Древнего Египта. В феврале 2001 г. объявили об очередной находке — гробнице жреца бога солнца Ра, относящейся к периоду фараона Ахе-натена. Вот как прокомментировал находки генеральный секретарь Верховного совета Египта по древностям Габалла Али Габалла: «В песках Саккары по-прежнему кроется множество тайн, которые предстоит раскрыть будущим поколениям археологов».


Примечания:



9

Копты — египтяне, исповедующие христианство. — Примеч. ред.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх