• Вспомни себя… до рождения
  • Жизнь после смерти «эго»
  • Из прошлых воплощении возвратись
  • За пределами сознания
  • Миры внутри нас!

    Гордясь интеллектуальными достижениями, мы порой даже не подозреваем, что реализовали только малую часть своих умственных возможностей. А сетуя на неудачи, вряд ли полагаем, что их причина очень часто — в нас самих, и достаточно ее осознать, чтобы все изменилось к лучшему. В это трудно поверить, не правда ли? Ведь кажется, что мы работаем на пределе, иногда даже сверх меры. Какие уж тут могут быть резервы… Это действительно так, если иметь в виду обычное состояние сознания — его потенциал мы исчерпали почти до дна. Но ведь есть и необычные состояния, в которых открываются резервные возможности психики, и человеческие способности возрастают многократно.

    В этом убедились на опыте несколько добровольцев, участвовавших в советско-американском эксперименте, который проходил в Москве во Всесоюзном центре психиатрической эндокринологии при Научно-исследовательском институте психиатрии. Руководил сеансами коллективного погружения в необычные состояния сознания всемирно известный ученый из США, председатель Международной ассоциации трансперсональной психологии, доктор медицины Станислав Гроф.

    Вспомни себя… до рождения

    В зале убрали стулья, окна закрыли шторами, в углу установили звуковую аппаратуру. Посторонний наблюдатель мог бы подумать, что здесь готовятся к дискотеке. Но вот принесли спортивные маты — может, будет аэробика? Действительно, из раздевалки вышли двадцать человек разного возраста в спортивных костюмах. Разложили маты по кругу и уселись на них. В центре встал Станислав Гроф, его жена Кристина расположилась около звуковой аппаратуры.

    Но потом началось совершенно непохожее на дискотеку или аэробику — скорее нечто противоположное им. Люди в спортивных костюмах легли на маты и закрыли глаза. Они расслабились и оставались почти неподвижными до конца занятий, а точнее — сеанса погружения в необычные состояния сознания.

    Перед его началом Станислав Гроф рассказал об удивительных переживаниях, которые обычно испытывают участники сеансов. Но попросил собравшихся не настраиваться на тот или иной вид переживаний — они возникают спонтанно и бывают совершенно непохожи на те, что ожидали. Человеческий организм — система самонаводящаяся, и если ослабить контроль сознания, то он выберет именно те переживания, которые сейчас ему нужны. Они будут целительными — после таких сеансов люди избавляются от многих расстройств.

    А сам метод очень прост. Надо спокойно лежать с закрытыми глазами и слушать ритмичную музыку — настраиваясь на нее, регулировать свое дыхание. Сначала оно у всех будет ускоренным. Но потом каждый сам узнает, как ему нужно дышать.

    Иногда испытуемые так глубоко погружаются в свой внутренний мир, что теряют контроль над телом. Они могут бессознательно совершать опасные движения, порой начинаются судороги… Поэтому рядом с каждым испытуемым должен быть человек, который поможет в трудную минуту. Его называют ситтером: в переводе с английского — сиделка. Когда она не знает, что делать с подопечным, на помощь придут ассистенты Станислава Грофа или он сам.

    Но даже потеряв контроль над телом, испытуемый способен контролировать сознание. Он все время отдает себе отчет, что с ним происходит. И поэтому в любой момент может попросить ситтера или ассистентов вывести его из необычных состояний сознания. Для этого надо сказать лишь одно слово — «стоп». Даже если окружающим кажется, что переживания благотворны для испытуемого, еще немного — и он избавится от своих проблем, они все равно должны выполнить просьбу подопечного… Но, забегая вперед, скажу: ни один из двадцати человек не сказал «стоп» — каждый остался доволен сеансами.

    Итак, испытуемые легли на коврики. Рядом расположились их ситтеры. Громко зазвучала ритмичная музыка. Она была удивительно красивой, но совершенно незнакомой. Оказывается, организаторы эксперимента специально подобрали такие произведения, которые не могли знать советские слушатели, чтобы ничего не напоминало о привычном мире, и они смогли мысленно унестись в неведомые миры, где все необычно и неожиданно.

    …Я начал быстро дышать… Казалось, что звуковые вибрации пронизывают все тело. И вдруг почувствовал, что музыка вызывает во мне ответные вибрации. Сначала они появились в пальцах рук и ног. От них к центру тела словно струилась энергия.

    Когда она достигла головы, в сознании стали появляться яркие образы. Я увидел себя… со стороны. Вокруг меня плясало белое пламя. Я был весь охвачен огнем, но не чувствовал страха или боли. Это было холодное, приятное пламя. Казалось, что оно проникает внутрь меня и сжигает все нездоровое, дурное, что накопилось в теле и душе.

    Я чувствовал, что во мне идет целительный процесс небывалой силы. Часто вибрации становились такими сильными, что я трясся как в лихорадке, но при этом не испытывал болезненных ощущений.

    Казалось, потоки энергии и огня наполнили и захлестнули мое тело. Тут начались настоящие судороги, но и они не доставляли страданий. Наоборот, ощущения были приятными.

    Вдруг мне — захотелось… плакать. Хотел сдержаться, но по лицу уже текли слезы. Они не вызывали чувства горечи или стыда, я почему-то ощущал радость.

    Но вот огненные струи пересеклись в одном месте — области таза. Они медленно раскручивались — казалось, что во мне рождается вихрь. В его центре начались сильнейшие вибрации и судороги. Я почувствовал чудовищное напряжение и боль в нижней части живота. Хотел закричать о помощи, но челюсти тоже были сведены судорогой. Я не мог даже вздохнуть. Неужели это кома?

    Но неожиданно мышцы расслабились — я ощутил блаженную легкость, почти невесомость. Потом начались непроизвольные движения. Тело то прогибалось назад, то скрючивалось. При этом я выпячивал и втягивал живот. В нем опять появились напряжение и боль.

    Когда это повторилось несколько раз, меня неожиданно осенило: да ведь я… рожаю. Эти периодические судороги — не что иное, как схватки.

    Я ожидал пережить все что угодно, но только не это. Ведь у меня даже нет органов, которые могут давать такие ощущения. А может, это нечто подобное фантомной боли: у человека давно нет руки, а он до сих пор страдает от раны, которая была в ней? Но разве я имел когда-нибудь женские органы? При всей наивности вопроса ответ на него отнюдь не однозначен…

    Эти размышления были прерваны новым приступом боли. Во время него я почему-то опять был уверен, что переживаю роды. Мало того, мне были знакомы эти ощущения — их помнило мое тело.

    Как могли возникнуть такие переживания? Может, я воскресил в памяти ощущения моей матери, которые непостижимым образом передались и запомнились мне? Или телепатически «считал» информацию с подсознания ситтера — им была многодетная мать. А может, согласно восточной философии я пережил воспоминание из «прошлой жизни», в которой был…

    — Посторонним это, наверное, покажется, смешным, — рассказывала потом Кристина Гроф, — но во время сеансов мы часто наблюдаем, как мужчины переживают роды. Иногда они говорят, что чувствуют себя… едиными с матерью. А на другом уровне сознания может произойти идентификация с женщиной вообще или со всеми женщинами.

    — Дело здесь вот в чем, — объяснил Станислав Гроф. — Когда младенец появляется на свет, между ним и матерью нет границ — это единое психосоматическое целое. И переживания у них общие. Нет ничего удивительного в том, что ребенок запоминает ощущения матери. Вполне возможно, что на сеансе вы воскресили переживания своей родительницы и почувствовали в себе женские органы. Но не исключен и другой вариант, о котором сказала Кристина: вам открылась информация о юнговских архетипах коллективного бессознательного. По мнению Юнга, каждый человек может оживить в себе память предков. Это обобщенные образы — мужское и женское начала, материнское состояние, переживание родов… Но возможно и третье объяснение. Как говорят индусы, на самом высоком уровне сознания все живые существа кажутся слитыми воедино. Поэтому каждый человек знает обо всех. В любом случае во время рождения человек получает информацию о переживаниях матери. И не удивительно, что, воскрешая это событие, он вспоминает ощущения роженицы. Мы можем спорить о различных уровнях сознания, но одно не вызывает сомнений: мужчины действительно способны переживать роды.

    …На следующем сеансе мы с ситтером поменялись местами — теперь в мои обязанности входило помогать человеку, погружающемуся в глубины своего «Я».

    Многодетная Елена оказалась очень спокойной подопечной — тихо лежала на коврике весь сеанс. Правда, иногда пальцы ее рук принимали неестественное положение и холодели — но достаточно было до них дотронуться, как гибкость и тепло возвращались. Несколько раз Елена открывала глаза и с удивлением разглядывала свои ладони, словно впервые их увидела. Но мало ли что может почудиться в необычных состояниях сознания.

    Однажды лицо моей подопечной сморщилось, как у младенца, по щекам потекли слезы. Казалось, что она переживает свое рождение… На самом деле воспоминания были совсем другие.

    — Я видела себя… мужчиной, — рассказала она после сеанса. — Он стоял на верхней площадке пирамиды, у которой почему-то не было макушки (Елена не знала, что усеченные пирамиды строили американские индейцы в доколумбовы времена. — М.Д.). Мои руки были связаны, и я ждала, то есть ждал, смерти. У меня должны были… вырезать сердце (действительно существовал такой обряд принесения в жертву индейским богам, но Елена не знала и об этом. — М.Д.).

    После смерти я увидела себя парящей над пирамидой, — продолжала она. — Что это — душа отделилась от тела? Не знаю. Только видела вокруг удивительно красивый, золотой туман. Я блаженно плавала в нем, освещенная каким-то неземным светом…Вдруг очутилась в другом месте. Увидела себя большой дикой кошкой коричневого цвета. Но не рысью (Елена описала внешность и повадки барса, о которых раньше не знала. — М.Д.) Самым поразительным было ощущение мягких прикосновений к земле подушечек на лапах. Это были очень необычные ощущения, но почему-то они казались мне знакомыми. Мое тело помнило их… Именно в этот момент я открыла глаза и посмотрела на руки. Думала увидеть подушечки на лапах, но это были ладони. Тогда закрыла глаза — видения продолжались.

    Я вышла из джунглей на берег реки, — рассказывала Елена. — Осторожно ступая по песку, приблизилась к воде, чего-то высматривая, подстерегая. Наконец увидела больших рыб — прыгнула в воду и стала ловить добычу… зубами. Рыбалка была успешной. Я почувствовала, как во рту трепещет холодное тело рыбины. Сжала челюсти — зубы вонзились в чешую, раздался хруст костей. И я почувствовала вкус рыбы, который был мне приятен. Она умерла у меня в зубах… В этот момент картины стали быстро сменять друг друга в обратной временной последовательности — я снова парила над пирамидой, потом готовилась к смерти, наконец вернулась в свое тело…

    Подобные переживания вряд ли можно объяснить даже юнговскими архетипами, не говоря уже о традиционных теориях. Ведь Елена увидела не обобщенные образы, а конкретные события. Описала такие подробности из жизни древних народов и зверей, о которых раньше ничего не знала.

    Можно предположить, что она когда-то читала о них или видела в кино, но потом забыла, а в необычных состояниях сознания мозг воспроизвел эту информацию в виде причудливых образов… Но мудрецы Востока объяснили бы это реинкарнацией: когда-то душа Елены жила в теле барса, потом воплотилась в индейца и так далее. А на Западе есть другая концепция: существует единое информационное поле Земли, в котором записана вся история планеты. (Один из его уровней — коллективное бессознательное, о котором писал Юнг.) Подключившись к нему, человек может получать знания о далеком прошлом, которые раньше были недоступны… Станислав Гроф не утверждает: истинно то, а не иное объяснение. Но у него не вызывает сомнений существование психологического феномена: в необычных состояниях сознания «перевоплощение души» испытывают даже люди, которые о нем ничего не знали. На карте сознания каждого человека есть уголок, где расположены подобные переживания.

    Их объяснение, наверное, еще долго будет дискуссионным. Но сейчас уже можно сказать определенно, как подобные переживания влияют на психику. Тысячи экспериментов свидетельствуют о благотворности трансперсонального опыта, который получают люди в необычных состояниях сознания. В этом смогли убедиться и двадцать участников советско-американского эксперимента.

    Сотрудники Всесоюзного центра психиатрической эндокринологии были поражены переменой, которая произошла после сеанса с их коллегой. Вера пришла на работу в приподнятом настроении, оно сохранялось у нее весь день. Раньше она была довольно пассивным человеком, которого трудно вывести из равновесия. Тут же ее словно подменили. Счастливая улыбка, энергичность в работе, ненавязчивая доброжелательность к людям — казалось, что изменилось мировосприятие Веры… Никакая воспитательная работа не могла иметь такого успеха, как сеанс погружения в необычные состояния сознания.

    — Сначала я испытала блаженное ощущение невесомости, — рассказывает Вера. — Казалось, что мое тело погружено в жидкость. Оно находится в емкости яйцеобразной формы. Потом поняла, что это были околоплодные воды, а я плавала в них в позе эмбриона. Вдруг появились другие ощущения — словно я закована в какой-то деревянный скафандр и освобождаюсь от него, испытывая невероятное блаженство. Опять возникла невесомость. Только теперь казалось, что я парю в воздухе: мое тело поднялось над полом и медленно смещалось в горизонтальном положении. Я видела какое-то неземное сияние… Неужели такое блаженство испытывает новорожденный? После этого сеанса я целый месяц находилась в необычном для меня приподнятом настроении.

    И все это лишь потому, что в сеансах Вера избавилась от психологической травмы рождения. Трудно было поверить, что небольшие усилия, которые от нее потребовались, дали столь мощный эффект. Но потом я убедился в этом на собственном опыте.

    Жизнь после смерти «эго»

    Впрочем, расскажу по порядку. Примерно за полгода до эксперимента, который проводил Станислав Гроф, я участвовал в подобных сеансах под руководством его соотечественницы Сондры Рей. Испытал драматические переживания, зато последствия были благотворными. Сначала все шло хорошо. Я глубоко дышал, появились вибрации в руках и ногах, меня стали захлестывать потоки энергии, начались слабые судороги… Неожиданно увидел яркий свет и подумал, что на потолке зажгли лампы. Открыл глаза — вокруг по-прежнему полумрак.

    Закрыл — опять светло как в ясный день. Потом увидел невероятное: излучали свет… руки моего ситтера Патрика Кол орда — это хорошо было видно на темном фоне. Из любопытства я поднял к глазам свою руку — она тоже светилась.

    Что это — аура? По мнению советского исследователя Игоря Борисовича Марковского, ее могут видеть новорожденные, а я как раз воскрешал в памяти свое появление на свет. Правда, в обратной временной последовательности: сначала увидел яркий свет в родильном отделении, потом ощутил сдавливание тела, которое испытывал когда-то в родовых путях. Но так, наверное, и должно быть при регрессии возраста…

    А что если это просто игра воображения: я много читал, писал, думал об ауре — ив необычном состоянии сознания мозг создал из этой информации причудливый образ? Но о том, что новорожденный испытывает озарение, я ничего не знал и тем не менее увидел это. Почему же сияние рук должно быть плодом фантазии?

    …Потом свет исчез, а судороги усилились. Тело налилось свинцовой тяжестью — меня давила, скрючивала, ломала чудовищная сила. Казалось, на грудь наваливается что-то огромное, темное, тяжелое — оно может раздавить…

    И вдруг я понял, что испытывал нечто подобное в кошмарных снах раннего детства. Смутные воспоминания о них сохранились в виде тяжелого страха смерти, который нередко возникал в юности. Тогда я часто испытывал желание совершать рискованные поступки — не потому ли, что бессознательно стремился изжить этот страх?

    На Южном берегу Крыма есть много скал, нырять с которых опасно для жизни. Я выбирал самые опасные, где с большой высоты надо было перелетать нижние выступы, рискуя разбиться. Выискивал такие места, где нельзя сделать разбег для прыжка и надо с места изо всех сил отталкиваться ногами. Летел не ласточкой, а сгруппировавшись, обхватив руками голени, прижав колени к подбородку, головой вниз…

    Не потому ли, что бессознательно принимал позу плода? Во время смертельно опасного прыжка я, сам того не зная, воскрешал в памяти ощущения, связанные с появлением на свет. Совпадения были просто поразительными: и там и тут жуткий страх во время полета над бездной, скорченное, перевернутое тело, которое мучительно распрямляется, испытывая сильнейшую боль.

    Прыжок, как правило, оканчивался неудачно: я не успевал распрямиться и принять вертикальное положение — входил н воду не «свечой», а плашмя или боком. Иногда забывал закрыть глаза или сложить руки над головой — сильно ударившись об воду, едва не терял сознание… Но опять залезал на скалу для нового прыжка. Мне нужно было многократно испытать эту боль — не потому ли, что она напоминала ощущения во время рождения? Мозг словно выбрасывал это переживание из подсознания — избавлялся от родовой травмы.

    Я должен был снова и снова переживать ужас появления на свет, но каждый раз выходить из ситуации победителем. Сам того не подозревая, перепрограммировал свое подсознание: тяжелые воспоминания о рождении дополнялись экстатическими переживаниями после прыжка, когда, полностью расслабившись, я медленно всплывал на поверхность, любуясь игрой преломленных лучей солнца, радуясь, что остался жив. Так травматические переживания стали завершенными — теперь у них был счастливый конец. В результате исчезла потребность их повторять. Теперь я не ныряю с опасных скал.

    Но, по-видимому, глубоко в подсознании хранилось еще одно очень тяжелое переживание, связанное с рождением, — интоксикация плода лекарствами, которые вводили роженице. Недаром на втором сеансе у Сондры Рей я почувствовал сильнейшее отравление — казалось, что умираю… И потом дал себе зарок никогда больше не участвовать в таких экспериментах.

    Но прошли дни, недели, и я заметил, что со мной стали происходить удивительные перемены. Самое невероятное — отступил тяжелый недуг, с которым безуспешно боролся несколько месяцев, ревматический полиартрит. После сеансов я сумел наконец отказаться от лекарств, а чувствовать себя стал значительно лучше.

    Теперь я хотел продолжить сеансы погружения, и такая возможность неожиданно предоставилась. Это была редкая удача: из двадцати советских людей, которым посчастливилось участвовать в эксперименте, было только два журналиста, мой коллега получил один сеанс, я — два.

    Но после стольких знаков благосклонности судьбы казался странным один факт: на сеансе я пережил совсем не то, чего ожидал. Хотел увидеть яркие образы — получил физические ощущения. Надеялся попасть в «прошлые жизни», а вместо этого застрял в родовых путях. И уж совсем не ожидал, что буду переживать не свои ощущения, а материнские… Но потом я понял: это были именно те переживания, которые тогда были необходимы.

    Подозреваю, что не перенес бы повторения страданий, которые испытал на последнем сеансе у Сондры Рей. Но, чтобы избавиться от родовой травмы, эти переживания должны стать завершенными. Как быть? Организм сам нашел выход, я испытал похожие переживания, которые были для меня не опасны, — ощущения матери: ее муки во время схваток, сам процесс родов и после — блаженное состояние радости со слезами на глазах. Теперь опыт рождения был завершенным — нет надобности его повторять. И передо мной открылся путь к высшим состояниям сознания.

    Кажется, я получил их на втором сеансе у Станислава Грофа. Будучи ситтером, должен был заботиться о Елене во время ее путешествий во внутренних мирах. Искренне желал, чтобы этот сеанс был удачным, и помогал ей как умел — согревал прикосновениями холодеющие кисти рук, в критические моменты подсказывал ритм дыхания, пассами экстрасенсов пытался снять головную боль… И незаметно сам вошел в необычное состояние сознания.

    Вдруг стал безошибочно угадывать все желания Елены, которые она не говорила вслух. Например, когда ее «приносили в жертву богам», она испытывала огромную потребность в сочувствии. Именно в это мгновение мне захотелось протянуть ей руку — Елена сразу схватила ее, крепко сжала ладонь. Но страшное видение закончилось, и мы разъединили руки.

    Во мне открылась неведомая способность сопереживания. Когда по лицу Елены потекли счастливые слезы, я тоже заплакал от умиления. И не было стыдно вытирать со щек соленую влагу, которая не к лицу мужчинам. Ведь моя подопечная не испытывала стыда, путешествуя в прошлом, забыв о настоящем, а я чувствовал себя вместе с ней.

    Потом сознание словно расширилось — я стал сопереживать… всей группе. Мне было запрещено отходить от своей подопечной. Но я мысленно желал добра участникам эксперимента. В необычных состояниях сознания это казалось не менее важным, чем реальная помощь.

    Но подобное желание испытывала и Елена. Например, она слышала, как мучается женщина на соседнем матраце: переживала состояние больной, забытой старухи, которая умирает от голода… И Елена мысленно посылала ей теплую энергию золотого облака, которое окутывало «душу умершего индейца». Повторяю: в необычных состояниях сознания мысленная поддержка казалась такой же важной, как и помощь на деле.

    Но ведь это иллюзия, скажет скептик. Конечно, но не только она. Представляется далеко не случайным такое совпадение, когда один человек оказывается в бездне страданий, а другой чувствует себя на вершине блаженства и желает помочь своему ближнему. Недаром Станислав Гроф предупреждал, что на трансперсональном уровне переживания каждого участника сеанса имеют важное значение для всех остальных. Смех или стоны других людей не мешают испытуемому, а дополняют, углубляют его опыт. Например, одна женщина услышала крик соседа, и в ее сознании ожили воспоминания двадцатилетней давности о несчастном брате, сошедшем с ума…

    Как бы то ни было, испытав страдания умирающей старухи, соседка Елены почувствовала себя преображенной — она словно родилась заново. Может, ей и вправду помогла теплая энергия золотого облака? «Сейчас у меня такое ощущение, что все мучительные проблемы уже позади, — рассказывала она после сеанса. — И теперь начинается новая жизнь, в которой я буду счастлива. Спасибо вам, друзья, что так мне помогли».

    Подобные перемены произошли и с другими участниками эксперимента. И неудивительно, ведь во время сеанса удалось создать атмосферу доброжелательности и взаимопомощи, а в необычных состояниях сознания она воспринималась как нечто реальное и благотворно действовала на психику людей.

    …Не стало начальников и подчиненных, знаменитостей и неизвестных — все стремились помочь друг другу. Станислав и Кристина Гроф переходили от одного испытуемого к другому и помогали ситтерам. Вот рыдает женщина, просит ее пожалеть — и ее заботливо окружают несколько человек. Кто-то жалуется на боль — ассистенты надавливают на место, где она возникла: сначала страдания усиливаются, но потом уходят без следа… А тут один мужчина, наоборот, не чувствует боли, хотя в самозабвении разбивает руку о деревянный пол, — ему заботливо подкладывают мягкую кофту.

    Переживания всех испытуемых были благотворными, недаром никто из них не сказал слово «стоп».

    Я чувствовал себя бесконечно счастливым, участвуя в этом празднике милосердия. И видел, что подобное переживание испытывают все. Казалось, исчезают границы личности — участники эксперимента духовно слились друг с другом, хотя внешне все оставалось по-прежнему: испытуемые лежали на ковриках, ситтеры сидели рядом, ассистенты ходили по залу. Люди из разных стран почувствовали себя братьями и сестрами.

    Наверное, это было то переживание, к которому стремятся индийские йоги: границы личности исчезают, сознание расширяется, человек чувствует себя единым со всеми людьми. Только испытав его, начинаешь понимать значение древних истин: все люди братья, возлюби ближнего как самого себя, особенно желай добра врагам своим… Ведь на трансперсональном уровне мы все едины. И наверное, прав советский экстрасенс Валерий Авдеев, рассказывая о своем видении мира в необычных состояниях сознания: мы похожи на маленькие клетки огромного живого организма. Он уничтожает тех, кто причиняет вред окружающим, а значит, единому целому. Но дарит здоровье и счастье живущим для общего блага.

    Из прошлых воплощении возвратись

    — Вы двадцать лег изучали необычные состояния сознания. На Западе их уже испытали десятки миллионов людей, не говоря уже о Востоке, где это практикуется на протяжение тысячелетий. Теперь и нам необходимо выработать свое отношение к такой практике. Какие последствия может она иметь? Энтузиасты в США говорят — благотворные. А по мнению некоторых ученых из СССР, мистические переживания могут привести к психотическому состоянию — «болезни шаманов». Человек, испытавший такие переживания, оказывается в чуждом ему мире — ему здесь не интересно, его не понимают. Он стремится к необычным состояниям осознания, ищет людей, подобных ему… Кто же прав? Чего здесь больше — вреда или пользы? С этого вопроса началась беседа со Станиславом Грофом.

    — Раньше необычные переживания рассматривали, исходя из содержания, — ответил он. — Достаточно было человеку испытать состояние единства со всеми людьми или увидеть себя в прошлой жизни, чтобы он получил диагноз «психоз». И врачи начинали подавлять эти переживания. А наши исследования показали, что их могут испытывать самые обычные люди. И нет никакой необходимости вешать на них ярлыки психопатологии.

    Сейчас необходимо решить — что же является патологией. Во всяком случае, ее нельзя установить исходя из контекста переживаний. В некоторых древних культурах шаманы не считаются ненормальными — многие желают ими стать. А современные западные критики необычных состояний сознания записывают их в сумасшедшие. Сейчас стала очевидной неправомерность такого подхода.

    Судьба шамана зависит от окружения, в котором он живет. Или окружающие принимают его «болезнь» и называют шаманом, или они считают его сумасшедшим, психотиком.

    Здесь многое зависит от способности человека быть открытым новому опыту и не держаться за старые, стабильные структуры. Например, он внезапно начинает переживать состояние единства со всеми людьми. Если он будет держаться за свои старые представления, старое «эго», то почувствует свою исключительность и начнет совершать опрометчивые поступки — писать письма президенту, учить толпу и тому подобное.

    Но эти переживания нельзя соотносить со своим «эго» — мол, их испытывает уникальный, единственный человек. Нет, они являются универсальными, доступными всем. И если человек действительно испытал чувство единства, то происходит переоценка ценностей, переосмысление всей жизни — в ней уже нет места эгоизму.

    — Сейчас многие испытывают подобные переживания. Иногда они возникают спонтанно. Но чаще всего их сознательно вызывают с помощью различных приемов. И разгорается спор между сторонниками двух концепций реальности. Понятия о человеческом здравомыслии размываются. Можно говорить о своеобразной революционной ситуации в сознании. Какие трудности и перспективы тут открываются перед человечеством?

    — Эта проблема очень волнует трансперсональных психологов. Ей были посвящены проведенные ими конгрессы. Один из них так и назывался: «Индивидуальная трансформация и социальная ответственность».

    Распространено предубеждение, что людей, которых интересуют трансперсональные переживания, мало волнуют экономические, социальные, политические проблемы. Мол, они оторваны от мира и не заботятся о том, что в нем происходит. Такие представления очень далеки от реальности.

    Человек, который пережил единство со всем человечеством, начинает вести себя совсем по-другому. Он вдруг начинает заниматься филантропией из глубокого внутреннего убеждения, что все люди — братья. Те, кто испытал это, сейчас создают своеобразную трансперсональную политику.

    Традиционный подход к социальным и политическим проблемам можно описать так: «Лично мне хорошо, а благополучие окружающих зависит от других парней — пусть они заботятся о страждущих. А я могу заставить их служить себе…» Такой подход порождает «феномен маятника»: одни лидеры у власти, другие в опале — потом они меняются местами. Совсем другое — трансперсональный подход. Человек прежде всего стремится изменить самого себя. Внешние действия он сопрягает с внутренней трансформацией. Для него нет вопросов, которые его не касаются. Все человеческие проблемы становятся близкими и понятными ему.

    — Но выход из духовного кризиса требует жертв. Из истории общества мы знаем, какой страшной ценой может достигаться решение внутренних проблем некоторых личностей. А что если политики будут выходить из духовных кризисов с помощью трансперсональных методов. какие последствия может это иметь для общества?

    — Современные исследования сознания показали: у каждого человека есть пласт психики, |де сконцентрированы различные проблемы, драматичные переживания. В обычных условиях работают защитные механизмы, которые не дают выйти наружу этим переживаниям. Другое дело, когда возникает симптом: скрытые эмоции высвобождаются. Однако он служит не только проявлением болезни, но и помогает исцелению. Симптом свидетельствует о преодолении духовного кризиса — это самоцелительный процесс. Но человек тем не менее нуждается в поддержке, руководстве для того, чтобы его проблема была быстрее решена, двигала дальше личностную трансформацию, а окружающие не страдали от этою.

    — Не испытываете ли вы чувство страха, когда вводите людей в необычные состояния сознания? Представьте себе детей, которые научились проникать в человеческое тело и стали играть с различными органами. Вот сердце, а вот печень. Когда один ребенок что-то надавит, другому становится хорошо, весело. А может стать и плохо… Не возникает ли у вас такое ощущение, что мы научились проникать в такую область, где все — наивные дети? Где можно случайно прикоснуться к чему-то, что вызовет взрыв Вселенной.

    — У меня действительно возникало подобное чувство во время опытов с необычными состояниями сознания. Но потом я постепенно научился доверять мудрости тела — своего и пациента, с которым работаю. Эта мудрость не связана с рациональными знаниями, доверяться ей менее опасно, чем рассудку людей, которые находятся в обычном — суженном — состоянии сознания, идентифицируются со своим «эго».

    Подобные переживания люди испытывали на протяжении тысячелетий. Они давали пищу для размышлений о вечных вопросах философии. Эти переживания и раздумья никому не причиняли вреда — скорее наоборот.

    — Для достижения необычного состояния сознания используются специальные дыхательные упражнения. Как вы пришли к этому? Не было ли прототипов вашего метода?

    — На Востоке тысячелетиями практикуют метод, позволяющий достичь необычных состояний сознания с помощью дыхательных упражнений — так называемая пранаяма. Используя ее, можно избавиться от недугов и получить новые знание о мире и себе. Недаром слова «дыхание», «душа», «дух» являются однокоренными во многих языках… Мы попытались применить этот метод в психотерапевтической практике и получили очень интересные результаты.

    — Но не может ли быть опасна пранаяма? Ведь вы практикуете глубокое и частое дыхание. А у нас известный исследователь, кандидат медицинских наук Константин Павлович Бутейко многих убедил, что оно вредно для здоровья. Например, может провоцировать удушье, спазмы сосудов, галлюцинации…

    — Наверное, на протяжении тысячелетий йоги практиковали пранаяму вовсе не для того, чтобы вредить своему здоровью. И наши исследования показали, что этот метод дает гораздо больше пользы, чем вреда. Необычные состояния сознания только похожи на галлюцинации, на самом деле их природа совсем другая. Галлюцинации возникают у больных людей или в экстремальных условиях, они бывают неожиданными и неконтролируемыми, могут спровоцировать опасные поступки. А мы давно уже составили картографию тех переживаний, которые возникают во время сеансов ускоренного дыхания. Для нас и пациентов нет ничего неожиданного — мы знаем, как надо вести себя в каждом конкретном случае. Например, если возникает боль, надо ее… усилить и делать это до тех пор, пока пациент не запротестует. Этот прием помогает очень быстро избавиться от психологической причины недуга — в результате он отступает. Я и моя жена Кристина Гроф проверили это на себе. А потом в опытах участвовали десятки людей, которые убедились в целительной силе необычных состояний сознания.

    — Известно, что алкоголь и другие наркотические вещества могут вызывать галлюцинации, которые похожи на видения в необычных состояниях сознания. Не станут ли ваши пациенты своеобразными воздушными наркоманами?

    — Наоборот, наш метод помогает избавиться от пристрастия к наркотикам. Есть данные, что у алкоголиков, которые практикуют глубокое дыхание, резко снижается потребность травить себя вредными веществами. Они могут даже полностью избавиться от этой зависимости. Так, мы работали с группой из 140 алкоголиков. И после нескольких сеансов 52 процента испытуемых вообще перестали пить. Это было через месяц, а потом несколько человек сорвались. Но почти половина испытуемых стала трезвенниками. Еще мы проводили исследования с людьми, которые имеют пристрастие к героину. Третья часть пациентов была полностью реабилитирована, а ведь обычные методы позволяют добиться успеха только в одном случае из десяти.

    — Переживания, о которых вы говорили, наверное, вызывают глубинную перестройку личности. Не может ли это со временем привести к каким-то негативным результатам — например, убежденный материалист превратится в религиозного фанатика или сойдет с ума?

    — Исследования показали, что мистические переживания в необычных состояниях сознания не разрушают личность — человек избавляется от психосоматических заболеваний, перестает быть агрессивным, начинает ощущать гармонию с людьми и природой, которая дает ощущение счастья. По американскому телевидению показывали двадцать астронавтов, которые испытывали трансперсональные переживания. А ведь они прошли очень жесткий отбор — врачи не нашли у них никаких отклонений в психике. Это очень способные и гармоничные люди.

    С помощью дыхательных техник мы добиваемся того, что в течение примерно получаса пациенты входят в необычные состояния сознания, которые раньше вызывали транквилизаторами и другими медикаментозными средствами. Люди переживают духовную трансформацию, которая имеет мощный целебный потенциал.

    И мы не являемся здесь первооткрывателями. Тибетский буддизм, суфизм, даосизм, различные виды йоги дают очень полезные техники, которые помогают людям в процессе духовного раскрытия и трансформации.

    — Хотелось бы подробнее узнать о вашем отношении к религиозным, мистическим системам.

    — Некоторые ученые критикуют трансперсональные переживания, потому что они очень часто описываются в терминах мистических учений. Мы же считаем, что есть принципиальные различия между религиозностью и духовностью. Я не уверен, что этот термин адекватен. Но когда мы говорим о духовности, то подчеркиваем реальные переживания — это факты, которые каждый из нас может проверить. А религия интерпретирует их совершенно по-другому.

    Трансперсональные переживания основаны на непосредственном опыте — это проявление психических процессов. Такую процедуру вы находите во многих мистических направлениях религии — например, суфизме. Но ортодоксальная религия имеет мало общего с духовностью в том смысле, как мы ее понимаем.

    Например, в исламе есть и суфисты. Они практикуют различные телодвижения, вращения, при которых возникают трансперсональные переживания. В иудаизме есть канонизированный Ветхий завет, но есть и Каббала, которая сильно отличается от стандартного учения.

    В США опубликовано много книг, где можно найти невероятные совпадения мистических учений: йоги, тибетского буддизма, даосизма — с самыми передовыми направлениями научной мысли, например, квантовой механикой. Но нет никаких совпадений между наукой и ортодоксальными религиями. А на Западе многие ученые складывают последние в один ящик с мистическими учениями.

    Самое важное в трансперсональных переживаниях — отсутствие границ, слияние, единение с миром. Но именно такое представление предлагает современная наука.

    — Не потому ли мистики пользуются методами транс персональной психологии? Наверное, они дают им больший эффект, чем древние ритуалы?

    — Нельзя стремиться к максимальному эффекту. Есть способы куда более сильнодействующие. Но они чрезвычайно опасны. Об одном из них рассказывает в своей книге психолог Дэвид Розен. Он исследовал случаи неудачных самоубийств в Сан-Франциско на мосту «Голден Гейт». С него прыгнули тысяча сто человек — и только одиннадцать остались в живых. Всего три секунды провели они в свободном падении. Но этого оказалось достаточно, чтобы произошли фундаментальные изменения в их психике. До прыжка они находились в глубокой депрессии, после — от нее не осталось и следа.

    Эти люди словно родились заново. У них прошли все болезни, в том числе психические расстройства, которые, собственно, и спровоцировали прыжок.

    Так, может, люди оставались живы, потому что произошли глубинные изменения в их психике? То есть жизнь даровалась тем, у кого эти изменения на самом деле были фундаментальными?

    У спасшихся самоубийц на теле не осталось ни царапины, ни синяка. Как будто высшие силы хранили их во время смертельного прыжка. Сами они убеждены в этом. Но я придерживаюсь другого мнения. Уцелеть может тот, кто вошел в воду под правильным углом. Потом ему надо не замерзнуть в ледяной воде — ведь самоубийц вылавливали порой за несколько километров от моста в морском заливе, куда их отнесло течение… Такое действительно может случиться только в одном случае из ста.

    Обычно человек расслаблен перед смертью. Он не может управлять баллистикой своего тела. Но если срабатывают резервные механизмы выживания, он все сделает правильно. И было бы дико, если бы погибал человек, у которого эти механизмы сработали и вызвали фундаментальные изменения в психике.

    В своих интервью Дэвиду Розену выжившие самоубийцы рассказывали, что за три секунды они пережили очень большое количество событий. Вся жизнь проходила перед глазами. Но никто не сообщил, что они приняли решение выжить, изменить свою жизнь. Это произошло неожиданно и естественно.

    За пределами сознания

    Разрабатывая картографию сознания, Станислав Гроф получил три последовательных уровня. Первый — психодинамический, или биографический: в необычных состояниях люди заново переживают события своей жизни. Другой уровень связан с воспоминаниями рождения, которые запечатлелись в подсознании во время появления на свет. А дальше идут образы из области коллективного бессознательного — те самые архетипы, которые описал в своих работах Юнг.

    Если придерживаться традиционных представлений о мире, то можно представить сознание в виде граммофонной пластинки: например, здесь первая часть музыки к балету «Спартак», там — вторая и так далее. Но современные исследования показывают, что эта модель слишком упрощенная. Чтобы она соответствовала действительности, необходимо продолжить метафору — представить… радиотрансляцию того же произведения по стереофоническому каналу. Но и эта модель примитивна. По-видимому, будет создано голографическое телевидение, которое, помимо объемного звука, даст трехмерное изображение балета. Это и будет нечто похожее на то, что видят люди в необычных состояниях сознания.

    Олдос Хаксли, который был одним из пионеров исследований необычных состояний сознания, экспериментировал с различными веществами, в частности с мескалином. Он говорил: мозг — это отнюдь не приемник информации, которую способен воспринимать человек. Скорее мозг — ограничитель, заглушка этой информации. Например, мы окружены огромным количеством коротковолновых излучений — чтобы уловить хоть что-то из них, должны настроиться на определенную длину волны, на время отбросив все остальные.

    А что будет, если ослабить «ограничитель», какую информацию получит человек?

    Профессор из университета в Вирджинии Янг Стивенсон исследовал двадцать человек, которые в необычных состояниях сознания пережили так называемую реинкарнацию — «перевоплощение души». Среди них было много детей, рассказывавших странные вещи. Мол, когда-то они жили не в южных городах, а в северных деревнях и были там… взрослыми людьми. Дети в мельчайших подробностях описывали быт индейских племен, называли имена аборигенов, рассказывали об их внешности, характере, привычках. И утверждали, что некоторые из них живут и сейчас. На основе этих описаний ученый определил место, где можно попытаться найти такие деревни. Он поехал на север Аляски. И был несказанно изумлен, когда действительно обнаружил там селения и людей, о которых рассказывали дети.

    Ведь они никогда там не были и до переживания реинкарнации ничего не знали о жизни аборигенов, оторванных от внешнего мира.

    А когда детей привезли в эти деревни, они чувствовали себя как дома. Водили ученого по хижинам и знакомили с их обитателями, которых…не могли знать. Зато у самих индейцев это не вызвало удивления, ведь они верят в реинкарнацию.

    В необычных состояниях сознания люди рассказывают такие подробности о культуре древних эпох, которые известны лишь немногим историкам и археологам. А ведь среди пациентов бывают маленькие дети или взрослые с низким уровнем интеллекта, которые просто не способны изучать эти науки. Подобные опыты позволяют говорить о принципиальной возможности получать доступ к специальным знаниям, минуя традиционные источники информации.

    Но может быть, это не воспоминания из «прошлых жизней», а нечто другое? Например, трансперсональная психология не отрицает телепатию. И вполне вероятно, что в необычных состояниях сознания испытуемые получают информацию от современных аборигенов или ученых, словно считывают ее в их памяти. Тогда не стоит удивляться подробностям из жизни людей далеких стран и древних эпох, неожиданно всплывающим в сознании испытуемых в виде ярких образов… Впрочем, до окончательного ответа на этот вопрос еще далеко. Его должна дать наука будущего.

    Станислав Гроф не утверждает, что «прошлые жизни» действительно существуют. Но его исследования необычных состояний сознания дают возможность понять, как зародилась древняя вера в реинкарнацию и почему даже в наше время она владеет сотнями миллионов людей, среди которых есть немало ученых. Во время молитв, медитации, голода, самоистязания и других религиозных ритуалов люди входят в подобные состояния и очень ярко, остро переживают эпизоды жизни «в прошлых воплощениях души», они кажутся порой более реальными, чем существование в «этом теле».

    Другими словами, реален психологический феномен — такие переживания действительно существуют. Соответствуют ли они реальности? Религия утверждает — да. Наука до последнего времени говорила — нет. Но трансперсональная психология накопила много фактов, которые заставляют усомниться в правильности традиционной позиции безоговорочного отрицания религиозного опыта. Некоторые его элементы уже получили экспериментальное подтверждение. Например, в исследованиях Янга Стивенсона.

    Мысленные путешествия в пространстве и времени — далеко не единственный класс феноменов, которые изучает трансперсональная психология. Тысячи экспериментов показали, что человек способен «трансгрессировать» пределы своего «я», которое Аллан Вотс назвал «эго, посаженным в кожу». В необычных состояниях сознания пределы личности могут сужаться и расширяться. Испытуемый вдруг ощущает себя… одним из органов своего тела, например печенью, а потом может «превратиться» даже в клетку. Причем его рассказы о своих необычных ощущениях подтверждаются данными медицины и биологии, которых раньше он не знал. Или испытуемый начинает чувствовать свою идентичность с другими людьми — представляет себя… семьей, племенем, народом, всем человечеством. Кстати, это ощущение единства со всеми людьми давно известно индийским йогам, оно возникает во время экстатических состояний нирваны и самадхи. Наверное, пережив именно такие состояния, основатели древних религий могли утверждать, что все люди — братья.

    Другой класс феноменов в необычных состояниях сознания подтверждает легенды о ясновидении, которые известны с древних времен. Кстати, эту способность демонстрируют современные шаманы и сенситивы во многих странах. Но они должны упорно тренироваться, чтобы ею овладеть. А во время сеансов ускоренного дыхания любой пациент способен ясно видеть то, что происходит за пределами лаборатории, института, города, страны… Его рассказы можно проверить, и они будут соответствовать действительности.

    Эти феномены изучает и тенатология — наука о смерти, которая сейчас появляется во многих западных странах, а в восточных она, по сути, существовала на протяжении тысячелетий. Когда больного выводят из клинической смерти, он, в мельчайших подробностях описывает, что делали реаниматологи в операционной комнате, в соседней лаборатории, чем занимались его родственники за двести миль от города… Это тоже проверялось — совпадения были поразительными.

    Сотни подобных случаев описывают ученые разных стран. Например, один больной был совершенно слеп. Но во время клинической смерти он начал видеть глазами своего «информационно-энергетического двойника». Все рассказы пациента полностью подтвердились…

    Разумеется, в науке в отличие от религии нет истин в последней инстанции, и любые факты можно подвергнуть сомнению. Но пока научная интерпретация феноменов трансперсональной психологии — вопрос дискуссионный. Лишь одно не вызывает сомнений: переживания людей в необычных состояниях сознания реальны психологически. Испытуемые действительно видят себя за пределами физического тела, в других районах Земли, в иные времена. И эти переживания, как правило, благотворно влияют на психику. Собственно говоря, изучение необычных состояний сознания и началось для того, чтобы лечить больных.

    Результаты этих исследований были поразительными. Симптомы тяжелых недугов порой исчезали бесследно после нескольких сеансов. Независимо от того, реальны такие переживания или нет, для многих пациентов они были спасительными. Например, люди избавлялись от депрессий, фобий, мигреней, астмы, вегето-сосудистой дистонии и других болезней, пережив заново свое рождение и «прошлые воплощения», — хотя раньше им не помогали никакие методы лечения. И кажется. исследователи уже нашли научное объяснение чудесным исцелениям.

    От зачатия до появления на свет организм проходит несколько периодов развития, память о которых он, оказывается, сохраняет на всю жизнь. Пока неясен до конца механизм запечатления этих переживаний. но несомненно, что он существует. Ведь каждый человек может вызвать их в необычных состояниях сознания. И его рассказы будут точно совпадать со свидетельствами медиков и родителей.

    Эти переживания у большинства пациентов бывают очень драматичными. Именно они вызывают многие психосоматические расстройства. Но, воскресив их в памяти, люди словно избавляются от груза, который угнетал психику. Эти переживания становятся психологически завершенными: воображение доводит их до счастливого конца. В результате в подсознании как бы стирается старая и запечатлевается новая информация, которая оказывает целительное воздействие на психику и тело.

    Например, во время рождения пуповина может обвить шею младенца и вызвать удушье. А лет через двадцать этот человек заболеет астмой и не сможет избавиться от нее традиционными средствами, несмотря на героические усилия врачей. А дело в том, что не ликвидирована главная причина недуга — родовая травма. Конечно, нельзя восстановить нервные клепки, которые погибли во время удушья. Но можно высвободить из подсознания тяжелые переживания, связанные с появлением на свет. Во время сеанса человек снова проходит муки удушья, страх смерти и рождение. Эти воспоминания вызывают боль в области шеи и груди — на них даже появляются синяки. Они могут возникнуть и на висках, если когда-то их сдавливали щипцы акушеров. Но боль и страх исчезают, когда пациент переживает блаженное состояние, которое он испытал после рождения, — освобождение от мук и близость с матерью.

    Наверное, теоретические споры будут продолжаться еще долго. Но независимо от их итога необычные состояния сознания будут использоваться на практике. Ведь с их помощью можно избавиться от недугов и психологических проблем, которые раньше казались неизлечимыми и неразрешимыми. Станислав Гроф убежден, что у этого метода большое будущее…

    Разумеется, его исследования не являются доказательством реальности перевоплощения души, ясновидения и других феноменов, изучаемых трансперсональной психологией. Но подобные факты, которые не укладываются в представления традиционной науки, заставляют усомниться в том, что она знает истину в последней инстанции. Существует много феноменов, которые можно объяснить только нетрадиционными способами. Эти концепции могут стать основой новой парадигмы — совокупности научных знаний о мире и человеке. Она будет гораздо шире, чем старая парадигма, которая принципиально не изменялась со времен Ньютона и Декарта и может быть лишь частным случаем новой.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх