• Загадка древнего железа
  • По просьбам читателей

    Загадка древнего железа

    Одна из самых любопытных достопримечательностей индийской столицы — знаменитая колонна, стоящая во дворе мечети Кувватуль-Ислам. Вот что. писал о ней в своей книге «Открытие Индии» Джавахарлал Неру: «Древняя Индия добилась, очевидно, больших успехов в обработке железа. Близ Дели высится огромная железная колонна, ставящая в тупик современных ученых, которые не могут определить способ ее изготовления, предохранившей железо от окисления и других атмосферных явлений».

    Колонна была воздвигнута в начале V века в честь могущественного царя Чандрагупты II. Первоначально ее установили на востоке страны перед одним из храмов, а в середине XI века царь Апаш Пола перевез ее в Дели. С тех нор и стоит она рядом с высоким минаретом Кутб-Минар, привлекая тысячи туристов и паломников из разных стран. По народному поверью, у того, кто прислонится к колонне спиной и сведет за ней руки, исполнится заветное желание. С, давних времен стекались к ней толпы богомольцев, желавших получить свою толику счастья. Но стал ли кто-нибудь из них счастливым?…

    Весит колонна около 6,5 тонны. Ее высота более 7 метров, диаметр от 42 сантиметров у основания и примерно до 30 сантиметров у верха. Изготовлена она из почти чистого железа (99,72%), чем многие и пытаются объяснить ее удивительное долголетие: ведь за прошедшие полтора тысячелетия железо могло бы превратиться в ржавую труху.

    Как же смогли древние металлурги изготовить эту чудесную колонну, перед которой бессильно время?

    Впрочем, некоторые писатели-фантасты склонны считать, что она создана на другой планете, а завез ее к нам на Землю экипаж космического звездолета в качестве дара земным собратьям по разуму. Вряд ли эта версия имеет право на жизнь, если даже допустить, что космические гости посещали нашу планету и им очень хотелось оставить нам что-либо на память, то они предпочли бы хотя бы из экономических соображений транспортировать по просторам Вселенной не многотонную колонну, а какой-нибудь более легкий и изящный сувенир.

    Другая версия гласит, что колонна выкована хоть и на Земле, но тем не менее из небесного пришельца — железного метеорита, а метеоритное железо, как известно, практически не корродирует в обычных условиях. Но в таком случае в металле должен был бы в заметных количествах присутствовать никель — непременный спутник железа в метеоритном веществе. К тому же ученые выяснили уже, что колонна изготовлена из отдельных крупных железных криц, плотно сваренных друг с другом в кузнечном горне.

    Многие исследователи склонны считать причиной столь уникальной стойкости колонны сухой климат здешних мест. Действительно, по данным метеорологов, примерно три четверти календарного времени влажность атмосферы в Дели невелика.

    Этот фактор, безусловно, играет немаловажную роль, что подтверждается хотя бы таким фактом: когда крохотные частицы металла колонны помещены в более влажную и, стало быть, более агрессивную в коррозионном смысле атмосферу (на морском побережье Индии, в Англии, промышленных районах Швеции), то железо, как ему и положено, довольно быстро покрывалось налетом ржавчины. Если учесть к тому же, что делийскую колонну, служившую предметом культа, веками поливали благовонными маслами, то шансы коррозии одолеть металл были и впрямь невелики.

    Видимо, главным образом этими причинами и объясняется секрет делийской колонны, хотя не следует сбрасывать со счетов искусство древних индийских металлургов. Получить массивные крицы довольно чистого железа, умело проковать их, чтобы удалить шлаковые включения, и, наконец, сварить в цельный монолит — задача, прямо скажем, не из легких. Даже в наши дни такая технологическая операция была бы связана с немалыми трудностями. Не случайно в те далекие времена Индия на весь мир славилась своими железными и стальными изделиями, а у персов даже бытовала поговорка «В Индию сталь возить», которая по смыслу сходна с русской поговоркой «Ехать в Тулу со своим самоваром».

    О высоком уровне индийской металлургии прошлого свидетельствует и такой факт. В XIII веке в Конараке, на побережье Бенгальского залива, был сооружен храм бога Солнца. Сооружение, веками подвергавшееся действию солевых ветров и морской влаги; давно превратилось в руины, но его железная арматура сохранилась в хорошем состоянии. Стало быть, еще много столетий назад индийские мастера железного дела умели защищать металл от коррозии.

    С. И. Венецкий









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх